Инициатива прекращения вид связи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инициатива прекращения вид связи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Парадигма с/с зависит от с/изменения глав компонента. Типы с/с. 1) по степени слияния компонентов. С/с: 1. Свободные — все слова выступают в своих собств с/сочетаниях, связь живая и продуктивная. Сообразительные студенты (любое сущ может присоединить к себе прил). 2. Несвободные (связанные) – лексич самостоятельность одного или неск компонентов либо ослаблена, либо утрачена. Знач целого не выводится из значений частей. Железная дорога (не просто сделанная из желеща, это ее наименование. Близко по значению к одному слову). Бывают синтаксически несвоб с/с (не фразеол) – один из компонентов семантически ослаблен, поэтому устранение 2-го компонента невозможно, эта связанность прояв-ся только в опред контексте, выполн функцию одного члена предложения. У девушки голубые глаза.

Равнодушный человек, пользоваться компьютером, обид..л (не)нароком, где(то) р..стёт, успеет до ра(с, сс)вета, занимаюсь историей, собрался в лес, инициатива прекращения, курс реформ, стратегия уничтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресова(н, нн)ы читателям, факты утраты, правовое государство, показывает сходство, гарантия успеха, тёплый приём, политика соз..дания.

Инициатива прекращения вид связи

Управление бывает присубстантивное (чтение книги), приадъективное (способный к музыке), приглагольное (писать пером), принаречное (ответил лучше меня).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.
Однако, возможна и иная квалификация таких договорных условий, особенно в случаях, когда «одностороннее расторжение договора» сопровождается условиями, характерными именно для института расторжения договора. Скорее всего воля и в этом случае была направлена на то, чтобы лицо имело возможность выхода из договора в одностороннем порядке, но она похоронена под таким толстым слоем волеизъявления, что реконструировать ее не представляется возможным.
Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Работа в ночное время, в выходные нерабочие праздничные дни.

Начнем с того, что никакое «одностороннее расторжение договора» невозможно. Он расторгается либо по взаимному согласию сторон, либо судом по инициативе одной из них. Во втором случае инициатива не равна какой-то «односторонности», процесс расторжения не может быть разрешен исключительной волей лица, выступившего с такой инициативой – всегда необходимо посредствующее звено в виде контрагента или суда (было бы странно, если в суд с требованием о расторжении должны были обращаться обе/все стороны договора). Для того, чтобы сторона договора могла своей волей выйти из договора, она должна обладать правом на односторонний отказ от его исполнения, реализуемый путем адресации соответствующего волеизъявления контрагентам.

Увольнение по инициативе работодателя производится в строго установленном порядке, то есть законом предусматривается конкретная процедура увольнения для конкретного основания увольнения, например, правило уведомления работника, учет мнения ВОППО.

Существует альтернативный путь восстановления справедливости, то есть положения вещей, существовавшего до нарушения прав одного человека другим, при котором ущерб компенсируется в полном объеме, а тот, кто его причинил не подвергается принудительному наказанию.

При изменении формы главного слова падежная форма зависимого слова не изменяется: читаю книгу, читал книгу; восхищаюсь книгой, восхищался книгой.

Об изменении трудового договора вследствие смены собственника имущества организации, изменения подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации см. ст. 75 ТК РФ и комментарий к ней.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи – это сочинение и подчинение. При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) газеты, журналы, книги. При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: совет друга, читать книгу.

Однако не исключена ситуация, когда индивид, преступивший закон, осознает, что был не прав и, пытаясь нивелировать нанесенный ущерб, возмещает все потери, оказывает посильную помощь, приносит искренние извинения, чтобы примириться с потерпевшим.

В большинстве случаев попытки скрестить карася с поросем означают, что стороны пытались установить какой-то льготный (по сравнению с установленным кодексом) односторонний режим выхода из договора, но не смогли адекватно это выразить в тексте договора. Низкому качеству договорной работы способствует, конечно, то обстоятельство, что на уровне среднего бизнеса и ниже она ведется по принципу «давайте поскорее уже все подпишем, а дальше разберемся». Усугубляется это и тем, что такое смешение допускают и законодатель (см.

В итоге, органы правопорядка разрешают конфликт интересов лица, отступившего от норм законности, и субъекта, пострадавшего от его поступков, которым может быть гражданин, общественные или государственные права и интересы.

Надо учитывать что в случае возникновения трудового спора о восстановлении на работе работника уволенного по инициативе работодателя обязанность доказывания наличия законного основания и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Прекращение трудового договора по п. 5 ст. 77 ТК РФ может иметь место при условии, что против этого не возражает увольняющийся работник. Если же работник настаивает на увольнении по собственному желанию, трудовой договор с ним прекращается по данному основанию (см.

Словосочетание — это синтаксическая единица, образующаяся соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания — и тех отношений, которые порождаются этой связью. С/с строятся по опред образцам. Модель строится на основе имеющихся компонентов. С/с – номинативная ф-ция, непредикативная единица (предикативность – соотнесенность с действительностью). С/с – компонент предложения. Сочетание нескольких знаменат слов, раздельно оформл. Имеет свободную структуру. Фразеологизм воспроизводится в готовой ф-ме. (Анна Павловна закричала благим матом и закрыла лицо руками. 2 с/с. Одно слово главное (грамматически), др зависимое (к которому мы задаем вопрос). Благим матом- фразеологизм, явл-ся одним словом).

Аналогичная норма предусматривается и в законах субъектов РФ, определяющих статус депутатов соответствующих законодательных органов. У нас в группе две девушки. 2) по структуре: 1. Простые. С/с могут быть двухкомпонентные (на основе одиночной связи). Новый дом. Читать книгу. Трехкомпонентные, если они построены на двойной или (редко) тройной сильной связи. Превратить пустырь в парк – проще не сделать. Перевести книгу с французского на русский – три компонента. 2. Сложные. С/с образ-ся при наличии неск связей у глав слова. Холмистые берега реки. <–Х–> 3. Комбинированные (от двух и более глав) Прочитать интересную книгу. Х–>Х –> 3) по лексико-грамм свойствам глав компонента. С/с: 1. Именные: субстантив (глав слово сущ) хорошая погода, адъектив (глав слово прил) бледный от волнения. 2. Глагольные. Читать книгу. 3. Наречные. Очень сильно. 4. Нумеративные.

Упражнение 64 (учебник, 8 класс)

  • Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Примеры:

  • прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
  • стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
  • ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
  • её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Парадигма с/с зависит от с/изменения глав компонента. Типы с/с. 1) по степени слияния компонентов. С/с: 1. Свободные — все слова выступают в своих собств с/сочетаниях, связь живая и продуктивная. Сообразительные студенты (любое сущ может присоединить к себе прил). 2. Несвободные (связанные) – лексич самостоятельность одного или неск компонентов либо ослаблена, либо утрачена.

Знач целого не выводится из значений частей. Железная дорога (не просто сделанная из желеща, это ее наименование. Близко по значению к одному слову). Бывают синтаксически несвоб с/с (не фразеол) – один из компонентов семантически ослаблен, поэтому устранение 2-го компонента невозможно, эта связанность прояв-ся только в опред контексте, выполн функцию одного члена предложения.

У девушки голубые глаза.

Равнодушный человек, пользоваться компьютером, обид..л (не)нароком, где(то) р..стёт, успеет до ра(с, сс)вета, занимаюсь историей, собрался в лес, инициатива прекращения, курс реформ, стратегия уничтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресова(н, нн)ы читателям, факты утраты, правовое государство, показывает сходство, гарантия успеха, тёплый приём, политика соз..дания.

Причиной для возбуждения большинства уголовных дел становится личное заявление граждан, пострадавших от злонамеренных поступков, направленных на материальные утраты или вред здоровью, дифференцированной степени тяжести, а также морального ущерба посредством оскорбления или клеветы. Люди обращаются к правоохранительным органам, потому что сами не могут восстановить справедливость или не делают этого из-за того, что самозащита может оказаться чрезмерной и будет истолкована, как противоправное действие.

Управление бывает присубстантивное (чтение книги), приадъективное (способный к музыке), приглагольное (писать пером), принаречное (ответил лучше меня).Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Однако, возможна и иная квалификация таких договорных условий, особенно в случаях, когда «одностороннее расторжение договора» сопровождается условиями, характерными именно для института расторжения договора.

Скорее всего воля и в этом случае была направлена на то, чтобы лицо имело возможность выхода из договора в одностороннем порядке, но она похоронена под таким толстым слоем волеизъявления, что реконструировать ее не представляется возможным.

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Работа в ночное время, в выходные нерабочие праздничные дни.

Начнем с того, что никакое «одностороннее расторжение договора» невозможно. Он расторгается либо по взаимному согласию сторон, либо судом по инициативе одной из них.

Во втором случае инициатива не равна какой-то «односторонности», процесс расторжения не может быть разрешен исключительной волей лица, выступившего с такой инициативой – всегда необходимо посредствующее звено в виде контрагента или суда (было бы странно, если в суд с требованием о расторжении должны были обращаться обе/все стороны договора).

Для того, чтобы сторона договора могла своей волей выйти из договора, она должна обладать правом на односторонний отказ от его исполнения, реализуемый путем адресации соответствующего волеизъявления контрагентам.

Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину), и посредственное, или предложное (смотреть на картину).В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г.

N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.Отношения: 1) атрибутивные (между предметом и его признаком, т.е. завис словом) Первая пара. 2) объектные (м-ду действием и его объектом) Посадить дерево. 3) субъектные. Плач ребенка. 4) обстоятельственные отношения м.б. 1.качественно-обстоят (говорить громко) – т.е. хар-ка самого действия. 2.временные (приехать через месяц). 3.пространственные (лежать на диване). 4.причинные (сказать сдуру). 5.целевые (пойти купаться) 5) комплетивные (т.е. восполняющие) завис с/ф восполняет лексич недостаточность глав слова (стакан молока). Явл-ся одним членом предл-я. это многие переходные глаголы (инфинитив). Перестать плакать. 6) аппозитивные (близки к атрибутив, но хар-ка дается не через качество, а через др предмет) Мать-старушка.

Словосочетание как синтаксическая единица. Разграничения словосочетания и сочетания слов. Лексико-грамматические типы словосочетаний (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, нумеративные). Типы словосочетаний с точки зрения структуры (простые, сложные комбинированные).

Статья 79 ТК РФ возлагает обязанность работодателя предупредить работника о расторжении срочного трудового договора в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, в противном случае срочный трудовой договор трансформируется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).

С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации пропорционально сокращению срока предупреждения (ч. 2 и З ст. 180 ТК РФ).

Договор автоматически утрачивает свою силу и в случае выхода прежнего работника, на место которого принят временный. По окончании сезонного периода, например, уборки овощей, также прекращается трудовой договор с людьми, нанятыми на выполнение сезонных работ.

На практике нередко возникают ситуации, когда работодатель, не желая увольнять сотрудника, не принимает его заявление. Сотрудники поступают по-разному, иногда просто оставляют заявление на столе секретаря и через две недели (или в иной срок, указанный в заявлении) перестают выходить на работу.

Однако это неправомерно, и в такой ситуации работодатель вправе уволить работника за прогул. Чтобы заявление считалось поданным работодателю, его необходимо зарегистрировать в порядке, принятом в организации и установленном локальными нормативными актами.

Это может быть регистрация заявления в журнале в отделе кадров или в секретариате. Отдельные моменты, не урегулированные ТК РФ, нашли разрешение в Письме Роструда от 05.09.2006 N 1551-6 (далее — Письмо N 1551-6).

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о…

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется
подчинительной.

Выпишите выделенные словосочетания, составьте их схемы. Проанализируйте, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова; в каких зависимое слово употребляется в той падежной форме, которую требует главное; в каких зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу.

Согласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

  • писать (что?) кни­гу;
  • щел­кать (чем?) зуба­ми;
  • три (чего?) гри­ба;
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).
Возможные трудности Добрые советы
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного.

  • Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
  • Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова.

  • Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке.
  • Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу. Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому. Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом.

Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом.

Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.

В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например: слегка грустный, люблю поесть. В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.

В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.

Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Предложение — это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.

  • На улице холодно (сообщение).
  • Когда отходит поезд? (вопрос).
  • Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

  • Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).
  • Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).
  1. По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные.
  2. По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные.
  3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.
  4. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

  • Зайти (куда?) в глушь.
  • Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует
смысл главного. Сравним:

  • Утро — летнее утро;
  • Спать — долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание.

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества предмета, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнано, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

  • Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.

  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения.

Примеры: петь красиво, лежать дрожа.

Какие типы подчинительной связи в словосочетаниях?

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова). Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова). Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова). Пример: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова). Пример: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные. Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
  • Математика
  • Математика
  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Физика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Физика
  • Химия

Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение договора по одностороннему решению работодателя невозможно, исключение – прекращение деятельности предприятия.

Увольнение по срочному договору согласно ст. 261 ТК РФ также является невозможным, данный акт обязует работодателя продлить договор до окончания беременности.

ТК РФ Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 – 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Важно: ответственность работодателя за увольнение беременной предусмотрена ст. 145 УК РФ.

Увольнение на испытательном сроке проводится согласно общим положениям ст. 70 ТК РФ, однако это условие следует прописать в договоре перед началами трудовых отношений.

Данный вариант возможен при любом стечении обстоятельств, если обе стороны пришли к единому мнению и это документально подтверждается, то работница имеет право уйти согласно ст. 77 ТК РФ в любое удобное время.

Беременные женщины находятся под особым покровительством закона, недопустимо их увольнение за прогул, во избегания злоупотребления со стороны работодателя.

По крайней мере, судьи в таком случае находятся на стороне женщин, высказывая свое мнение, что это особая категория работников, которых необходимо социально опекать.

В этом случае увольнение происходит с соблюдением всех этапов:

  • Уведомление за 2 месяца;
  • Издание приказа под роспись работницы;
  • Подготовка документов и расчетных с выходным пособием;
  • Выдача документов в день увольнения;
  • При этом работница имеет право стать на учет в центре занятости и оттуда уйти в декрет, получив все полагающиеся выплаты.

Как осуществить примирение сторон по уголовному делу на практике?

Когда совершенное преступление не представляет особой тяжести для потерпевшего (мошенничество, мелкая кража или незначительное повреждение здоровья), то есть возможность все уладить мирным путем.

Ведь часто человек может осознать свои действия и сделать правильные выводы и без уголовного наказания. Для того чтобы прекратить уголовный процесс на основании заключения мирового соглашения, потерпевший подает соответствующее ходатайство следователю или в суд.

Итак, нынешнее законодательство сформулировано таким образом, что помириться обвиняемому и потерпевшему дозволено, если преступление относится к разряду не особо тяжких.

Кроме того, причастный к преступлению человек должен иметь проблемы с законом впервые. Если же он уже ранее был осужден за противоправные действия, то следователь или судья могут не взять во внимание желание сторон помириться.

  • Еще одним условием, при соблюдении которого может иметь место прекращение уголовного дела в связи с примирением, является добровольное возмещение причиненного ущерба.
  • При этом все доказательства (квитанции, платежные поручения) должны быть приобщены к делу.
  • Заявление о прекращении уголовного дела образец
  • Когда же было возвращено похищенное имущество или предоставлена его равноценная замена, то нужно иметь необходимые подтверждения от потерпевшего.

По законодательству примирение между потерпевшим и подозреваемым является основанием для закрытия дела и освобождения человека от предусмотренной законом меры наказания. При этом очень важно, чтобы факт достижения мира был зафиксирован в присутствии обеих сторон.

Инициатива принятия решения о примирении относится к возможности реализации своих прав потерпевшим. Право потерпевшего на прекращение уголовного преследования примирением может быть им реализовано в случае, когда потерпевший признает, что цели преследования правонарушителя для него исчерпаны.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает две формы процедуры примирения потерпевшего с обвиняемым: в порядке ч. 2 ст. 20 УПК РФ при производстве по уголовным делам частного обвинения, возбуждаемым потерпевшим (его законным представителем) путем подачи заявления непосредственно в суд, и в порядке ст. 25 УПК РФ при производстве по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести в отношении лица, впервые совершившего преступление, загладившего причиненный вред, в том числе, по уголовным делам частного обвинения.
Основным условием примирения потерпевшего с обвиняемым в порядке статьи 25 УПК РФ является реальность возмещения ущерба потерпевшему.
В соответствии со статьей 25 УПК РФ примирение сторон может быть достигнуто уже на стадии предварительного расследования, что позволит сократить процессуальные издержки, освободить должностных лиц, граждан от необходимости лишь формального участия в судебном разбирательстве.
При этом, ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон может быть также заявлено потерпевшими и в стадии судебного разбирательства дела. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Вместе с тем, уголовное преследование лица не может быть прекращено за примирением сторон, если оно против этого возражает, что предусмотрено ч. 2 ст. 27 УПК РФ. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Таким образом, возможность реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав на примирение сторон является одним из оснований и поводов для прекращения уголовного дела, как на стадии предварительного, так и судебного следствия.

Инициативы бывают ответственные и безответственные. Безответственная инициатива характерна для романтиков по жизни: кинуть предложение или начать дело, но не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, стоимость вопроса, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия — в безответственной инициативе эти вещи не продуманы. В ответственной — продумано все.

Ответственная инициатива — один из важных показателей уровня развития личности. Дети инициативны, но не ответственны: «Я начал, а что из этого будет — дело не мое!» Для более взрослого человека быть инициативным — обычно ответственно («за базар нужно отвечать!», «инициатива наказуема») и поэтому страшно, в связи с чем смелость проявлять инициативу говорит о силе и высоком уровне развития личности.

Инициативность в работе сотрудника может быть оценена следующий шкалой: (-2) Сопротивляется инициативам и нововведениям, (-1) Сам делает никаких предложений, чужую инициативу поддерживает по инициативе начальства, (0) Чужую инициативу может поддержать, сам редко выдвигает новые идеи, (1) Периодически предлагает новые идеи и решения, (2) Ищет новые подходы и решения, проявляет креативность в большинстве ситуаций.

Ответственная инициатива — инициатива человека, у которого есть цели, есть свой Максимум жизни, есть свое направление. Если ты сам пока без направления — куда ты поведешь людей? Если целей нет — инициатива безответственна. Взять взял — куда теперь девать — вопрос.

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

Развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности. Смотри Возрастные этапы развития личности
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициа��иву, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
Вместе играть — это безопасная ситуация, где нужно только соблюдать правила. Развивает смелость желаний.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

Самый легкий вид увольнения, сотрудник пишет заявления по собственному желанию. Он обязан отработать 14 дней, после уведомления работодателя о своем решение.

Внимание! Сотрудник может отозвать свое заявления до истечения срока предупреждения.

В последний день присутствия работника на рабочем месте, предприятие обязано:

  • выдать трудовую книжку;
  • передать сотруднику документы, которые связаны с его работой;
  • произвести полный расчет.

Больше нюансов об увольнении по собственному желанию можно узнать здесь.

Согласно трудовому кодексу существует несколько причин, по которым можно прекратить трудовой договор:

  1. Призыв в армию, на военную службу. Сотрудник должен предоставить подтверждающие документы, только после этого он будет уволен по соответствующей статье. При увольнении он получает выходное пособие.
  2. В случае восстановление на занимаемую должность сотрудника, который ранее ее занимал. Такое решение принимается в судебном порядке. Смещенному с должности работнику может быть предложена другая вакансия. В случае отказа следует увольнение и получение выходного пособия.
  3. Не избрание на должность.
  4. Сотрудник приговорен судом к наказанию.
  5. Нетрудоспособность сотрудника по медицинскому заключению.
  6. Смерть одной из сторон.
  7. Возникновение ЧС. Событие должно быть официально подтверждено властями.
  8. Административное наказание, которое исключает возможность продолжать сотрудничество.
  9. Истечение срока действия каких-либо специальных прав (например. вождение, разрешение на оружие), что влечет за собой неисполнение трудовых обязательств.
  10. Сотрудник получил запрет по допуску с государственной тайне.
  11. Признание судом решения о восстановлении работника на предприятии незаконным.

Внимание! Перед увольнением каждый сотрудник получает предложение о другой вакансии, в его праве отказаться от нее и быть уволенным.

Предлагаем прочитать об увольнении по обстоятельствам, независящим от сторон, тут.

Дополнительными основаниями прекращения трудового договора могут быть:

  1. Однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации. Уволенным может быть не только сотрудник, но и руководитель. Если руководящий состав допустил грубые нарушения, вследствие которых был нанесен урон здоровью сотрудников, либо ущерб организации. Также работодатель может быть уволен за прогулы. Появление на рабочем месте в недозволенном виде.
  2. Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности. Это касается именно тех лиц, которые обслуживают эти вещи. Увольнение не будет касаться дворников, уборщиков и другого обслуживающего персонала, несмотря на то, что они этими ценностями могут пользоваться.
  3. Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка. Здесь следует понимать, что это поступки, которые противоречат нравственным нормам и не соответствуют моральным качествам. Особенно, если это касается должностей, которые связаны с воспитанием несовершеннолетних детей.

Трудовое законодательство предусматривает очень большой список оснований, как можно прекратить действие трудового договора обеими сторонами. Все подробности прописаны в трудовом кодексе РФ.

В статье были рассмотрены лишь основные моменты. Для спортсменов, педагогических работников, руководителей, государственных служащих, судей, правоохранительных органов действуют свои особые основания для увольнения.

1. Основания прекращения трудового договора

1.1 Прекращение трудового договора по соглашению сторон

Пункт 1 ст.77 ТК РФ предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Это основание расторжения трудового договора применяется как к трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок, так и к срочным трудовым договорам. Никаких изъятий из этой нормы трудовое законодательство не содержит.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Тру-дового кодекса Российской Федерации» сказано, что по соглашению сторон (п.1 ст.77, ст.78 ТК РФ) расторжение трудового договора, заключенного как на неопределенный, так и на определенный срок, допускается при достижении договоренности между работниками и работодателем в любое время в срок, оговоренный сторонами. Аннулирование такой договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.

  • Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, например, рода, числа и падежа — весёлые денёчки или числа и падежа — мамой-врачом, родителями-музыкантами.
  • Управление — это тип подчинительной связи, при котором форма падежа зависимого слова определяется главным словом, например: уплетать мороженое, объесться мороженым — глаголы управляют падежом существительного.
  • Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово — это или неизменяемое слово, или форма изменяемого слова, но не имеющая признаков рода, числа и падежа, например: говори тише, яйцо всмятку, (в) брюках хаки.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу либо толь­ко по смыс­лу. При этом одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Различают три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

Глагол + суще­стви­тель­ное:

  • рас­сер­дить­ся на шут­ку
  • купить хле­ба
  • составь­те кросс­ворд
  • рас­по­ло­жи­лись на ноч­лег
  • любу­юсь горо­дом
  • вер­нем­ся на рас­све­те
  • пла­ваю в бас­сейне
  • бегу в курт­ке
  • при­сту­пил к рабо­те
  • бесе­ду­ем с дру­зья­ми
  • зани­ма­юсь с неохо­той.

Прилагательное + место­име­ние:

  • нико­му не рад
  • не согла­сен ни с кем
  • не согла­сен с ним
  • не дол­жен нико­му
  • уве­рен в нём.

При­ла­га­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • румя­ный от моро­за
  • крас­ный от сму­ще­ния
  • застен­чи­вый от вни­ма­ния
  • инте­рес­ный уче­ни­кам
  • понят­ный детям
  • слад­кий на вкус
  • злой на сына
  • доволь­ный резуль­та­том.

Существительное + суще­стви­тель­ное:

  • сбор гри­бов
  • дирек­тор теат­ра
  • побел­ка потол­ка
  • увле­че­ние охо­той
  • радость от встре­чи
  • пла­тье в клет­ку
  • про­дол­же­ние жиз­ни
  • поле пше­ни­цы
  • луг за дерев­ней
  • рожь по пояс
  • грязь по коле­но
  • шляп­ка с лен­точ­кой
  • грудь в меда­лях
  • рубаш­ка в крас­ке
  • аль­бом на сто­ле
  • ложеч­ка из сереб­ра
  • мис­ка с моло­ком
  • ска­терть изо льна
  • ката­ние с горы.

Наречие + суще­стви­тель­ное:

  • смеш­но до слез
  • напра­во от дома
  • сле­ва у огра­ды
  • вниз по ули­це
  • впе­ре­ди у фон­та­на.

Чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • семе­ро коз­лят
  • две­на­дцать меся­цев
  • оба рас­те­ния
  • через пять сту­пе­нек
  • сквозь два листа
  • три кап­ли.

Деепричастие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние:

  • стоя на вах­те
  • идя по дво­ру
  • пере­плыв реку
  • шагая по тро­пин­ке
  • вер­нув­шись в дом
  • обра­ща­ясь к нему
  • сле­дя за ним
  • отбро­сив от себя
  • раз­го­ва­ри­вая с ней
  • любу­ясь ею.

Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой. Проверить это очень легко.

От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным. В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий.

Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим.

Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления: с предлогом, когда есть предлог, или без предлога.

При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу, так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Генсек ОДКБ призвал мировое сообщество объединить усилия в борьбе с пандемией

Начал работу

Ехал на машине

Не беспокоясь ни о чем

Выбывший из строя

Быстро начал

Начал считать

Синее небо

Крыша сарая

Его рассказ

Очень быстро

Слишком редко

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду, птичий хор, своим пеналом, другой дом, первый раз, решенная задача.

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство» имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Проверка

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Проверка

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

Проверка

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Проверка

ВАРИАНТ 1

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В соломенной шляпе, голос отца, остроумие автора, холщовая сумка, собачий ошейник, укоризненно вздохнув.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок — и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

Справочные материалы к теме: «Типы связи слов в словосочетании»

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

Это интересно: сложносочиненные предложения, примеры в литературе.

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным. В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу, так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Согласование — это связь, при которой зависимый компонент по отношению к главному уподобляется последнему в одноименных грамматических категориях.

Такое определение отражает самые распространенные случаи согласования, когда зависимая форма изменяется при изменении главного компонента. В других, менее распространенных и более сложных случаях, возникает не уподобление, а соотнесение формы этих двух компонентов.

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимый компонент непременно относится к грамматическому классу, в котором присутствуют формы, имеющие синтаксическое значение.

Существует два их вида. Первый — это когда между ними отсутствует соотнесенность в падеже (в числе и роде, когда зависимый компонент уподобляется главному). Неполнота в этом случае происходит потому, что у зависимой формы слова есть связь с двумя разными словоформами, одна из которых определяет форму падежа зависимого, а другая — форму числа и рода зависимого слова («вставала голодной» в предложении «Аня не хотела есть и вставала голодной из-за стола». Здесь форма «голодной» зависит и от формы «вставала» и от формы «Аня»).

Продолжим описывать способы связи слов в словосочетании и перейдем к управлению. Если вкратце, то управление является связью, направленной от слова к форме слова, то есть форма главного слова не влияет на форму зависимого: творить добро, творящий добро, творит добро; пища богов, пищи богов и т.д.

Управление — подчинительная связь слов в словосочетаниях, при которой главное слово требует от зависимого формы конкретного падежа с предлогом или без него.

То есть главный компонент при таком виде связи, как управление, — это или слово, или форма слова, тогда как зависимый — всегда форма слова, причем конкретной части речи — существительного. Главное слово при этом может относиться к любой части речи.

При данном виде связи слов в словосочетании зависимым компонентом выступают падежные формы существительного, не вызванные уподоблением главному слову, как это происходит при согласовании, а выражающие конкретные смысловые отношения к признаку или обозначаемому ими предмету.

Исключением являются лишь два случая, в которых связь слов в предложении словосочетанием объединяет две формы слова (то есть падеж существительного):

  1. Сочетания, которые образуют сравнительная степень наречия или прилагательного и превосходная степень прилагательного: выше гор, сильнее смерти, высочайшая из вершин, сильнейший из борцов.
  2. Сочетания, которые образуют различные спрягаемые формы личных глаголов и существительные в им.п.; формы инфинитива и существительного в д.п.: будет дождь — быть дождю, понаехало гостей, натекло воды и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *