Должен ли я вызывать виновника дтп на экспертизу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должен ли я вызывать виновника дтп на экспертизу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В народном сознании и сознании широких слоев юристов стереотип об обязательном вызове на оценку всех заинтересованных сторон укрепился именно из-за ОСАГО. Когда речь идет об автогражданке, то следует помнить, что в законе действительно установлена приоритетность автоэкспертизы (осмотра) представителями страховой компании. Уже более двух лет, как вы не только обязаны уведомлять страховую компанию о наступлении страхового случая, но и не можете заказывать собственные независимые оценки и экспертизы до осмотра представителями страховщика. Важно знать, что это касается как виновника, так и пострадавшего при ДТП

Но на сам осмотр у страховой есть 5 рабочих дней с момента уведомления, по истечении которых вы вольны делать любые экспертизы и чинить авто. Если вы нарушите порядок предоставления автомобиля к осмотру, то можете лишиться страховой компенсации, а если вы виновник, то с вас могут потребовать возместить стоимость ремонта в пользу страховщика (регресс).

Уведомлять стороны (пострадавшего или виновника) не обязательно и то, только в рамках судебной экспертизы. Однако, стоит считаться с правом заинтересованной стороны присутствовать при экспертизе и не чинить этому препятствий (запретить присутствие может суд, в том числе по ходатайству эксперта).

Вызов виновника ДТП на экспертизу. Я — виновник

Это вид добровольного страхования и участие страховой компании регламентируется исключительно условиями договора. В договоре может быть прописано любое дополнительное условие и соответственно рецепт тут один – смотрите договор.

Участие заинтересованных лиц ( не страховой компании) никак отдельно не регламентируется (все в соответствии с нормами ГПК, ГК, законодательством об экспертной и оценочной деятельности). Т.е. вы можете уведомить по своему желанию, если речь не идет об установке факта. Т.к. оценщик факта чьей-либо виновности не устанавливает, то присутствие или отсутствие кого-либо на само экспертное мнение (отчет) не влияет.

Страховые компании всегда лучше уведомлять, особенно если речь идет об ОСАГО, где процедура закреплена законодательно. А вот бесконечно ждать вовсе не обязательно, и если страховщик игнорирует свою возможность присутствия или проведения осмотра и экспертизы – ваше право начать без него.

Уведомлять виновника вы НЕ ОБЯЗАНЫ, т.к. оценка или экспертиза это не установка самого факта повреждения (факт устанавливает ГИБДД или участковый) и нет закона, который обязал бы ВАС уведомлять об экспертизе виновника или обеспечивать его присутствие. Если вам так спокойнее, то вы можете уведомить в удобной форме и просто сообщить что в такой день, с 12 до 16 часов (например) будет проводиться оценка. При этом согласовывать удобное для виновника время и место, обеспечивать его доставку и т.п. вы конечно не обязаны. Главное, не чинить препятствий, если виновник изъявляет (желание присутствовать без запрета со стороны суда). В ГПК указано, что виновник имеет право присутствовать при оценке или судебной экспертизе, если это не запрещено судом или законом. К сожалению, вас могут ввести заблуждение юристы, которые не различают «имеет право» и «обязан уведомить».

Иногда обязательство связывают с нормами ГПК, «устоявшейся практикой» и даже положением 19.09.2014 г. № 433-П ( в котором нет такого требования). Реже вспоминают о методических рекомендациях 1998 года (РД 37.009.015-98 4.1.3). В данном пункте упоминалась необходимость отправки телеграммы виновнику ДТП, но рекомендации эти давно устарели (т.е. не применяются) и были предназначены для судебных экспертов и то, что в них описано, имело место только в судебной экспертизе и очень давно.

Статьей 12.1 закона об ОСАГО предусмотрено, что независимая экспертиза поврежденного в результате ДТП автомобиля проводится на основании следующего документа: «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» утвержденное Банком России 19.09.2014 г. № 433-П.

Обязанность предупредить виновника ДТП о назначении экспертизы заложена в статье 7 Положения № 433-П. Там указано, что инициатор исследования должен в письменном виде заблаговременно уведомить страховщика и другого участника автоаварии о времени и месте проведения независимой экспертизы. Как правило, заказывает исследование потерпевший автовладелец.

Информации о том каким именно способом уведомлять и за сколько дней до проведения исследования в Положении нет. В законе об ОСАГО и Правилах ОСАГО отсутствует прямое указание на необходимость вызова каким-либо способом другого участника аварии и страховщика. Но, тем не менее, во многих публикациях такие данные указываются.

Чтобы оценить ущерб автомобилю после ДТП, его осматривают, проводят экспертизу. Присутствие виновника аварии или представителей страховой во время такого осмотра не всегда является обязательным требованием. Специальное уведомление (телеграмму) о его проведении заинтересованным лицам направляют, только если:

  • владелец не предоставлял машину страховой компании для оценки ущерба, сразу обратился в независимую организацию. ФЗ «Об ОСАГО» в этом случае требует, чтобы страховщика заранее уведомили о дате, времени, месте осмотра;
  • дело будет рассматриваться арбитражом, среди заинтересованных сторон — юридические лица. Ст. 5 ГК РФ требует обязательно уведомить ответчика об экспертизе;
  • ущерб по страховому случаю ОСАГО оценивается повторно.

В этих ситуациях лучше уведомлять участников спора о месте и времени проведения экспертизы персонифицированной телеграммой.

О вызове виновника ДТП и страховщика на оценку или экспертизу

Такое требование существовало с 1998-го года (РД 37.009.015-98). В пунктах 11-14 документа устанавливались рекомендации:

  • обеспечить присутствие всех заинтересованных сторон, когда оценщик будет осматривать автомобиль;
  • заранее отправить персонифицированные телеграммы. Сроки отправки — за 3 рабочих дня (или за 6 для адресатов, живущих в других городах);
  • осматривать поврежденный автомобиль в отсутствие других сторон при условии, что собственник имеет документы об отправке уведомлений.

РД 37.009.015-98 — документ, который имел рекомендательный характер и утратил силу. Вместо него требования об отправке уведомлений о том, что будет проводиться осмотр, устанавливают:

  • Методическое руководство Минюста РФ для судебных экспертов — допускает приглашение заинтересованных лиц, но не делает его обязательным;
  • ст. 7 Положения ЦБ РФ о правилах проведения независимой технической экспертизы ТС — при повторной оценке ущерба требует уведомлять участников спора письменно, с подтверждением вручения.

На сайте «Инвест Консалтинг» работает модуль для формирования телеграмм. Вы можете использовать его, чтобы составить уведомление, если по каким-либо причинам хотите направить его в виде телеграммы. До отправки обратитесь к сотрудникам «Инвест Консалтинг», чтобы согласовать дату, время и место проведения осмотра.

Телеграмму лучше отправить заблаговременно, чтобы она успела попасть в руки получателю. Сроки для отправки телеграммы зависят от места проживания виновника. Если телеграмма будет направлена в тот же регион, где проживает пострадавший, сделать отправку нужно за 3 рабочих дня (без учета выходных) до экспертизы.

Если же виновник проживает в другом регионе, отправку необходимо совершить за 5 рабочих дней.

Сроки указаны без учета дня уведомления и осмотра. Чтобы быть уверенным в получении уведомления, нужно добавить к срокам еще 2 дня.

Оптимальный вариант для уведомления – отправить телеграмму Почтой России: это оперативно, а главное – отправитель получит на свой адрес уведомление о вручении, которое предоставит в случае утверждения виновника о том, что он не знал о назначенном мероприятии.

Если по какой-то причине отправка телеграммы невозможна или неудобна для заказчика автоэкспертизы, можно воспользоваться одним из альтернативных способов вручения приглашения.

  1. Лично в руки. Передается после первоначального судопроизводства в присутствии судебных приставов. В иных случаях лучше не использовать этот способ, так как невозможно доказать факт получения бумаги виновником.
  2. Заказным письмом. Способ используется, когда до проверки еще остается много времени. В таком случае отправитель также получает уведомление о вручении.
  3. В зале суда. Применяется часто, когда существует необходимость в повторном проведении экспертизы (например, подается ходатайство о повторном осмотре). Плюсом такого способа считается огромное количество свидетелей, которые подтвердят вручение.

Допустимое время опоздания лица, виноватого в ДТП – 30 минут. При его отсутствии по истечению этого срока экспертиза все равно начинается. При наличии у заказчика осмотра документа, который подтверждает получение уведомления виновника, последний считается уведомленным надлежащим образом.

В акте, составленном в ходе осмотра, отмечается, что виновник ДТП отсутствовал. Это не чревато последствиями для заказчика процедуры.В ситуации дорожно-транспортного происшествия приятного мало, для всех участников это стресс, паника, а от их правильных и четких действий будет зависеть возмещение ущерба страховой компанией. Поэтому советуем ознакомиться с нашими материалами о том, как должна происходить оценка ущерба при ДТП; каковы критерии выбора независимого эксперта, порядок и сроки проведения экспертизы, ее стоимость и кто платит; в чем заключается процедура оценки уязвимости транспортного средства, а также что такое некачественный авторемонт по ОСАГО и можно ли выявить недобросовестную работу и предъявить претензию страховой.

Правильно составленное и вовремя отправленное уведомление обязательно должно стать гарантией получения лицом, которое виновно в ДТП, уведомления об экспертизе транспортного средства пострадавшего. Подтверждение о вручении телеграммы или заказного письма обязательно необходимо взять с собой на осмотр, чтобы доказать факт надлежащего уведомления, иначе у виновника будет возможность оспорить результат экспертизы, сказав, что уведомления он не получал.

О необходимости уведомления телеграммой

Порядок возмещение ущерба при ДТП устанавливается, прежде всего, присутствием у пострадавшей стороны телесных повреждений. Смотря, какая степень тяжести травм, возмещение ущерба будет происходить по регламенту гражданского судоустройства (в случае легких телесных травм или их отсутствие) или же в порядке привлечения виновного лица к уголовной ответственности (при наличии средних и тяжких травм или смерть потерпевшего).

От того насколько тяжелые физические повреждения определяется ответственность виноватого в ДТП (административная или уголовная). Процесс взыскания вреда без потерпевших сводится к возмещению стоимости отремонтированного ремонта авто. Для этого вначале нужно сделать экспертизу и оценку суммы вреда.

Согласно положению норм гражданского кодекса Украины, человек которому был причинен вред вследствие несоблюдения его гражданского права, имеет право на взыскание ущерба.

К ущербу, нанесенному в результате ДТП относиться:

  • стоимость ремонта авто;
  • затраты на осуществление экспертизы, транспортирование автомобиля, вызов противоположной стороны на осмотр;
  • затраты на хранение пострадавшего авто, и на арендную плату другого;
  • моральный ущерб, затраты на юридическую поддержку.

Если материальная ответственность виноватого в учинении ДТП застрахована, возмещение ущерба после ДТП осуществляет страховая фирма виновного. Процесс не сложный пострадавший подает заявление о получении страхового взыскания в страховую фирму, прикрепляя нужные документы. Между тем нужно сберечь копию этого заявления со штампом (она понадобится в случае когда со страховой появляется судебный спор и нужно доказать что вы подали заявление).

В протяжении 90 дней страховая фирма решает выплачивать страховку или отказывать в выплате. Если она принимает решение выплачивать ущерб, то деньги в пределах границы страховой выплаты зачисляются на счет водителя, а если сумма превышает границу страховой выплаты, пострадавший может взыскать с виноватого, если подаст иск о взыскание ущерба с виновника ДТП через суд.

Где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП, если некому посоветовать хорошую организацию?

Оценка ущерба автотранспортного средства производится определенными фирмами, которые не работают со страховыми компаниями.

При выборе такой конторы нужно выяснить:

  • позитивная ли репутация у компании, какие о ней отзывы;
  • многолетний ли у нее опыт работы;
  • застрахована ли у нее ответственность;
  • каким образом оформляет сделку с автовладельцами, есть ли договорные формы;
  • контора должна входить в СРО по оценке;
  • хотя бы один эксперт должен входить в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ.

У эксперта можно попросить примеры его экспертиз и судебных решений, которые были приняты по результатам его деятельности.

Также можно узнать, какой у него опыт работы, проходил ли он курсы профессиональной подготовки, проходил ли комиссию Министерства транспорта.

Самая дешевая экспертиза может быть некачественной. Независимую экспертизу необходимо доверять специалистам высокого класса.

Также можно посидеть на форумах автолюбителей, почитать отзывы, изучить рейтинги оценщиков в РФ.

Узнаем, как провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП.

Виновник со страховкой ОСАГО должен самостоятельно восстанавливать свое ТС, а пострадавшему будет выплачена денежная компенсация от страховщика виновника.

Но получить полноценное возмещение урона удается довольно редко. У страховых компаний множество различных схем, которые позволяют им экономить на своих клиентах.

Иногда довольно сложно определить виновность сторон, особенно тогда, когда показания водителей не совпадают. Независимая экспертиза призвана восстановить картину ДТП, изучить весь комплекс факторов, сделать вывод о том, кто же на самом деле виновен.

Независимый эксперт изучает техническое состояние автотранспортного средства, описывает повреждения, сопоставляет факты (к примеру, выясняет изначальную скорость всех ТС, положение автомобилей после удара), выдает официальный документ, в котором отражает сумму ущерба, и помогает найти ответы на другие важные вопросы. Если необходимо, эксперт может посчитать рыночную стоимость автомобиля.

Экспертизу проводят на основании:

  • регистрационной документации на автомобиль;
  • документации о ДТП, которую потерпевший передал страховщику (или их копии);
  • справки о ДТП, если есть;
  • направления на экспертизу, если есть договор на экспертное обслуживание, который был заключен между экспертной организацией и страховщиком;
  • другие документы, оформленные по факту ДТП.

Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:

  • выбор независимой организации;
  • заключение с ней договора;
  • оплата работы независимого эксперта;
  • согласование даты и времени проведения исследования ТС;
  • оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
  • прибытие на экспертизу;
  • эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
  • эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
  • клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
  • сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.

На осмотр нужно пригласить виновника ДТП и представителя страховщика. Телеграмму в страховую высылают за 5 рабочих дней до даты проведения независимой экспертизы.

В отчете, который составляется сотрудником организации, обязательно отражаются следующие факторы:

  • цель экспертизы;
  • ФИО потерпевшего;
  • сумма к оплате для восстановления автотранспортного средства;
  • перечень нормативных актов, на которые ссылался эксперт, сведения о проверке автомобиля;
  • дата ДТП;
  • сведения о страховых полисах обеих сторон, а также о страховых компаниях, их выдавших;
  • стоимость независимой экспертизы;
  • подписи эксперта-техника, проводившего экспертизу, заключение утверждается руководителем независимой организации, ее печатью.

Копии экспертного заключения должны храниться 3 года.

Акт получает представитель страховщика. Результаты экспертизы вносят в заключение под названием «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от ДТП». Страницы прошивают, нумеруют, скрепляют печатью с подписью оценщика. Один экземпляр передается заказчику. Передачу оформляют актом.

По документу страховая компания должна выплатить ущерб потерпевшему. Если страховщик не соглашается, дело будет рассматриваться в суде. Тогда может понадобиться повторная оценка повреждений.

Должен ли виновник ДТП присутствовать на экспертизе?

Экспертиза определяет не только причиненный автотранспортному средству вред. Сторонние организации также проводят другие виды проверок:

  1. Полный анализ места ДТП. Иными словами, трасологическая экспертиза. Эксперт внимательно изучает место аварии, фиксируя всевозможные детали, осколки, повреждения, тормозной след, траекторию передвижения ТС. Эксперт устанавливает произошедшее и вину в аварии.
  2. Состояние ТС после аварии — автотовароведческая экспертиза. Агент осматривает внутреннюю и внешнюю часть автомобиля, производит примерную оценку ущерба.
  3. Эксперт фокусирует внимание на поведении водителя, маневрах ТС перед ДТП, выявляя виновника столкновения. Это автотехническая экспертиза.
  4. Все вышеописанные виды составляют комплексное исследование, которое предназначается для полноты оценки ДТП и состояния ТС с восстановлением ряда событий, которые предшествовали аварийной ситуации.

Эксперты и опытные автовладельцы рекомендуют не откладывать вызов сотрудников независимых организаций на потом. Это следует сделать сразу же после ДТП, что сэкономит силы и время.

У пострадавшего водителя на руках будут все документы. С ними он может обратиться к страховщику.

Если страховщик откажется рассматривать документы или выплачивать компенсацию, можно идти в суд. Независимый эксперт проводит осмотр в присутствии пострадавшего, представителя страховой компании и виновника.

Но если виновный в произошедшей аварии водитель не желает идти на контакт, могут возникнуть проблемы. Узнаем, всегда ли должен виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе.

Требование пригласить на независимую экспертизу виновника действует в случаях:

  1. Пострадавшее ТС не осматривалось экспертами, приглашенными страховой компанией. Автовладелец намерен провести независимую экспертизу. Автовладелец должен предоставить свой автомобиль для осмотра экспертами страховщика. Перед независимой экспертизой представителей СК извещают о ее проведении. Как уведомить об этом страховую? Послать телеграмму или заказное письмо за 5 рабочих дней.
  2. В конфликте участвуют юридические лица, решение принимает арбитражный суд. Статья 5 ГК РФ регламентирует обычаи делового оборота. В соответствие с ними уведомление с помощью телеграммы обязательно.
  3. При повторном проведении экспертизы для получения компенсации по ОСАГО. Обязательная отправка уведомления страховой компании о проведении независимой экспертизы устанавливается Положением о правилах проведения независимой технической экспертизы ТС.

Независимая экспертиза помогает пострадавшему добиваться справедливости по вопросу выплат компенсации.

Положительные стороны:

  • эксперт составляет истинную оценку вреда;
  • опирается на нормативные акты, справочник и инструкции, а не на требования страховой компании;
  • способствует выплате реальной суммы ущерба.

Отрицательные стороны:

  • при несогласии пострадавшего и СК возможны судебные тяжбы;
  • при обращении к независимому эксперту придется нести дополнительные расходы;
  • если автовладелец проиграет, ему придется оплатить самому расходы по ведению дела и работу экспертов.

Необходимость обязательного страхования автогражданской ответственности закреплена в Федеральном законе об ОСАГО. Отношения же между страхователем и страховщиком регулируются правилами ОСАГО.

В соответствии с требованиями пункта 45 данного нормативного правового акта, для получения страховой выплаты, пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна предоставить страховщику свое поврежденное транспортное средство.

Вопрос – Ответ (2202 консультации)

Тем не менее, владелец автомобиля, для которого будет проводиться экспертиза, вправе сделать это.

11 — присутствие заинтересованных сторон при осмотре транспортного средства; в п.

12 — приглашение второй стороны заказчиком услуги с использованием персонифицированной телеграммы с указанием контактных данных эксперта, даты и времени, места выполнения экспертизы; в п. 13 — отправка телеграммы выполняется минимум за 3 рабочих дня до даты осмотра либо за 6 рабочих дней, если получатель проживает в другом городе.

В расходы входят:

  1. Телеграмма для вызова виновника на экспертизу;
  2. Госпошлина, оплаченная при подаче дела в суд.
  3. Аварийный комиссар;
  4. Дефектовка (если имел место быть разбор автомобиля, для выявления скрытых дефектов, невидимых невооруженным глазом);
  5. Эвакуатор;

Алгоритм действий: Вызываем на экспертизу (за 3 рабочих дня) виновника ДТП, производим осмотр, считаем ущерб, после чего юрист предъявляет претензию виновнику ДТП, чтобы последний выплатил ущерб в добровольном порядке в течении 10 дней.

После проделанных процедур Вы имеете право обратиться в суд.

В нашей организации («Эксперт 174») трудятся не только грамотные эксперты, но и юристы, которые будут защищать Ваши интересы в суде. Так же есть автосервис, где можно провести осмотр, сделать дефектовку (выявить скрытые повреждения), после чего, по желанию, Вы сможете произвести у нас и ремонт любой сложности.

Виноваты ОБА! Так вам и напишут!Свидетелем может быль ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ ЧТО СООБЩИТЬ ПО ДЕЛУ, нет такого понятия «заинтересованный».

— мог. предотвратил? — нет. тоже виновен, но в меньшей степени ибо дистанция должна быть половина скорости при нормальных условиях. катился он с какой скоростью?

4 кмч? — дистанция д. б 2 метра, это по пдд.

!!за 2 метра он бы заметил что катится. так что.Есть такой не написанный закон в ППД, кто сзади ударил тот и виноват.

Врят ли кто то будет разбираться что старик покатился назад.Слушай, оставь деда в покое, у тебя чего, каско нету, что

У них же бланк возьмите и прям у них в кабинете и заполните. Ну или дома лучше, неспеша. Если Вы не вызывали ГИБДД, то обязаны заполнить извещение о ДТП.

причем, виновный должен указать, что вину признает (требование некоторых СК)если ситуация спорная и каждый из водителей настаивает на невиновности — разбор ГИБДД и справка о ДТП.»нет ручек-нет конфетки» (с) — нет документов — нет выплаты.

ищите виновника и просите встретиться и заполнить извещение….ну а если у Вас есть все данные по авто и полису ОСАГО виновного …можно заполнить самостоятельно, только никому не говорить.

Инфо Для чего вызывают на осмотр автомобиля страховая Компания пострадавшего?

В первую очередь выясните, можно ли оформить данное происшествие по Европротоколу.

Ваши действия должны быть такими:

  • Установите виновника столкновения. Ущерб пострадавшей стороне возмещается по ОСАГО.
  • Если убыток незначительный и подходит под условия Европротокола, заполните бланк извещения о ДТП, укажите в нем подробности случившегося, нарисуйте схему. Документ обязаны подписать оба водителя.
  • Если имеются свидетели инцидента, запишите их данные в извещение.

Если составление Европротокола невозможно, вызывайте инспектора ГИБДД с тем, чтобы он сам оформил инцидент и выдал вам справку.

Зачастую степень и характер повреждений невозможно оценить на месте, тогда осмотр приходится проводить на СТО страховщика.

Однако более предпочтительным для вас вариантом станет обращение в независимую экспертную компанию, так как специалисты такой фирмы не представляют интересы ни одной из сторон.

Должен ли я вызывать виновника дтп на экспертизу

Виновнику аварии придется заниматься восстановлением своего авто за свой счет, если у него нет полиса каско. А вот пострадавшему положена компенсация ущерба по ОСАГО.

Однако полноценное возмещение автомобилисты получают не всегда. Страховщики всеми способами пытаются сэкономить и урезать сумму возмещения, используя различные уловки и схемы.

В отдельных случаях ситуация усложняется тем, что никто не признает себя виновным в столкновении, каждый участник аварии дает свои, отличные от другого, показания, а свидетелей случившегося нет.

В соответствии с нормами законодательства об обязательном страховании ОСАГО, в частности, нововведений в этот закон от 2016 года, любой пострадавший в автомобильной аварии водитель может самостоятельно обратиться за проведением независимой экспертизы повреждений своего транспортного средства.

При этом проведение такой экспертизы допускается только после того, как представитель страховой компании проведет исследование автомобиля, чтобы оценить стоимость восстановительного ремонта.

Если же автовладелец не выполнит данное требование, то страховая компания имеет право отказаться принимать результаты независимой экспертизы, которая была инициирована потерпевшим водителем.

В законодательстве предусмотрено одно исключение, которое отражено в 46 статье Правил об обязательном страховании ОСАГО.

Если страховщик не произвел осмотр транспортного средства, которое пострадало в результате автомобильной аварии или так и не организовал проведение исследования в течение предусмотренных законом 5 дней с момента подачи заявления о наступлении страхового случая (данный срок отсчитывается с того момента, как водитель предоставил заявление и полный пакет документов).

Собственник транспортного средства может обратиться за проведением независимой экспертизы повреждений своего транспортного средства только в этом случае.

В нормативных документах данное исследование отображается в качестве повторной экспертизы.

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, автомобилист, решивший организовать проведение независимой экспертизы своего транспортного средства, обязательно должен уведомить об этом виновника ДТП.

Уведомление должно быть направлено заблаговременно, в письменной форме. В данном документе обязательно должна быть указана информация о времени и месте проведения независимой экспертизы повреждений, полученных транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия.

В 1998 было издано Методическое руководство по проведению экспертизы транспортных средств, которым определено, что проведение независимой экспертизы автомобиля возможно только в присутствии заказчика и заинтересованных лиц.

Этим же нормативным правовым актом определяется круг лиц, которые могут присутствовать при проведении такого исследования:

  1. Заказчик исследования, которым чаще всего выступает владелец пострадавшего в результате ДТП транспортного средства или его представитель, действующий по доверенности.
  2. Второй участник автомобильной аварии – как правило, виновник дорожно-транспортного происшествия.
  3. Представитель страховой компании.

В соответствии с требованиями данного законодательного акта, именно заказчик исследования должен пригласить всех заинтересованных лиц на проведение экспертизы. Приглашать людей на исследование необходимо телеграммой с обязательным уведомлением о вручении адресату.
Адресатом данного приглашения выступает конкретное лицо – или водитель транспортного средства, или страховая компания.

В тексте обязательно должны содержаться следующие сведения:

  1. Дата и время проведения исследования транспортного средства.
  2. Место, в котором будет проходить исследование автомобиля, получившего повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия.
  3. Контактный номер телефона эксперта, который будет проводить исследование автомобиля.

Нужно ли предупреждать виновника ДТП о проведении экспертизы

В соответствии с нормами законодательства, проведение независимой экспертизы транспортного средства, получившего повреждения в результате ДТП, в отсутствии всех заинтересованных лиц, только в тех случаях, когда у заказчика есть документ, подтверждающий его своевременный вызов.

В случае, если на месте проведения независимой экспертизы авто отсутствие кто-либо из приглашены лиц, прежде чем начать исследование, необходимо подождать полчаса от назначенного времени.

Если в течение этого срока человек так и не явился на место проведения экспертизы, то в акте осмотра транспорта должна содержаться соответствующая отметка, и только после этого приступить к осмотру машины.

На данный момент это методическое указание утратило свою силу, поэтому к использованию не обязательно. Однако автолюбителю могут придерживаться данного нормативного правового акта в качестве советов.

Стоит помнить о том, что в действующем законодательстве не содержится никакого прямого указания на то, что заказчик независимой экспертизы должен вызвать второго участника автомобильной аварии или представителя страховщика на место проведения независимой экспертизы повреждений транспортного средства, полученных им в результате дорожно-транспортного происшествия.

Создано: 11.12.2019 10:14

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП

АДВОКАТ В МИНСКЕ

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (пп. 2.18 п. 2 Главы 1 ПДД Республики Беларусь).

Если говорить просто, то даже, если ваш заведенный автомобиль поцарапал собственное зеркало о заграждение, например, это все равно будет считаться ДТП.

В пункте 31 Главы 6 ПДД Республики Беларусь подробно прописаны действия водителя, являющегося участником дорожно-транспортного происшествия, и если водитель не выполняет этих действий, то его можно уверенно назвать правонарушителем.

В данной статье мы (адвокат в Минске) рассмотрим не порядок действий водителя, являющегося участником дорожно-транспортного происшествия, а то, как себя вести и на что обращать внимание при проведении оценки ущерба автомобиля в результате ДТП.

При этом, в настоящей статье мы умышленно опускаем вопросы обязательного вызова сотрудников ГАИ или оформление извещения о ДТП (европротокола, например, при соблюдении определенных условий), т.к. эти вопросы нами уже поднимались ранее на страницах нашего сайта.

И так, предлагаем Вам «некий» порядок или алгоритм действий водителя при оценке автотранспортного средства в результате ДТП, который не является безусловным и догмой.

Таким образом, в течение 5 рабочих дней со дня ДТП, водитель ТС (как правило в этом заинтересован потерпевший- пострадавший) должен уведомить страховую компанию о произошедшем дорожно-транспортном происшествии с предоставлением последней ряда документов, а именно:

· Заявления о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);

· Письменные объяснения обстоятельств ДТП;

· Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Вы должны ЗНАТЬ!

Страховка по «автогражданке» выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Вам нужна срочная помощь адвоката по уголовным делам в Минске — звоните:
+ 375 44 740-32-69 или + 375 29 693-63-43
Оценка ущерба

Страховое возмещение может быть выплачено только после того, как будут установлены факт, причины, обстоятельства и размер ущерба от страхового случая, предусмотренного договором страхования, и составлен акт о страховом случае.

После того, как Вами будут предоставлены все документы, страховая компания определяет дату осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией (в некоторых случаях, Вы сами выбираете оценщика из предложенного компанией списка), обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. О месте и времени проведения осмотра ТС сообщается всем его участникам- виновнику ДТП и потерпевшему.

Обратите внимание, что при оценке ущерба ТС учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту (например, в дилерском центре ремонт обойдется явно дороже).

По Договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор внутреннего страхования) выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. «Износ» — это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

При оценке ущерба ТС-производится только внешняя его оценка.

Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Результат его работы- Акт оценки ущерба при ДТП. В данном документе будет прописана сумма, которую страховая компания должна будет выплатить пострадавшему лицу.

Как полностью компенсировать ущерб от ДТП?

Существует два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

v Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 №16 (ред. от 18.07.2016) «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» и с этих пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. При этом, изначально проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму. Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением. Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

v Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор на оказание услуг СТО.

В данном случае, вообще, не придется касаться денежной стороны вопроса, так как все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

В случае с КАСКО процедура в целом схожа, но имеются нюансы.

Если ваша машина застрахована по КАСКО, то в зависимости от условий Договора страхования и предусмотренных в нем рисков, Вам дол��ны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля.

При этом, КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

Мы рекомендуем занимать активную позицию, и вот почему:

  1. Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  2. Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
  3. Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.

Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода, столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  1. Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  2. Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  3. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  4. Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  5. Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?

Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

Виды экспертиз и этапы расследования обстоятельств ДТП

Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • является основанием для производства экспертизы;
  • готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы. Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных оценок, которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз. Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ. В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.
Стоимость независимой экспертизыНезависимая экспертиза стоит в среднем от 3 000 рублей. Подробнее о стоимости — в этой статье.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта. Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Место зависит от того, какая была авария и как сильно повреждено авто. Время выбирается удобное для заказчика, а также с учетом графика работы экспертной организации и необходимым временем для приглашения на процедуру осмотра виновника столкновения и представителя страховой компании.

Как правило, жителей того же города или района нужно приглашать на осмотр не позже чем за три рабочих дня, а иногородним отправляется извещение не позже чем за шесть рабочих дней.

Виноваты ОБА! Так вам и напишут!Свидетелем может быль ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ ЧТО СООБЩИТЬ ПО ДЕЛУ, нет такого понятия «заинтересованный».

— мог. предотвратил? — нет. тоже виновен, но в меньшей степени ибо дистанция должна быть половина скорости при нормальных условиях. катился он с какой скоростью?

4 км\ч? — дистанция д. б 2 метра, это по пдд.

!!за 2 метра он бы заметил что катится. так что.Есть такой не написанный закон в ППД, кто сзади ударил тот и виноват.

Врят ли кто то будет разбираться что старик покатился назад.Слушай, оставь деда в покое, у тебя чего, каско нету, что

На экспертизу нужно пригласить виновника происшествия, и эта обязанность лежит на заказчике экспертизы (ст.7 «Положения о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», утвержденном Банком России 19.09.2014 № 433-П).

Чтобы в случае возникновения разногласий между виновником и пострадавшим, последний имел доказательства своей правоты, ему обязательно нужно пригласить виновника на независимую экспертизу автомобиля (о том, какие еще есть виды экспертиз при ДТП, читайте тут).

Правильно оформленная бумага, содержащая текст приглашения на исследование, не даст возможности виноватому лицу утверждать, что он не знал об экспертизе.

В уведомлении обязательно нужно указать дату и время, а также место проведения осмотра.

Юристы советуют составить текст следующим образом:

«Уведомляю Вас о том, что «__»______ 20__ года в ____ часов по адресу __(полный адрес мероприятия)__ будет проведена экспертиза автомобиля __(марка)__, государственный регистрационный номерной знак ______, сотрудниками ООО «____».

Проведение независимой экспертизы транспортного средства проводится с целью определения объективной суммы ущерба, причиненного указанному автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего «__»______ 20__ года по адресу __(полный адрес ДТП и привязкой к опорам или другим ориентирам)__ государственный регистрационный номерной знак _____ ».

На почте желательно сделать копию телеграммы, на которой нужно поставить штамп почтового отделения. Этот документ послужит защитой в том случае, если виновник ДТП будет уверять, что пострадавший отправил ему уведомление с другой информацией.

Допустимое время опоздания лица, виноватого в ДТП – 30 минут. При его отсутствии по истечению этого срока экспертиза все равно начинается. При наличии у заказчика осмотра документа, который подтверждает получение уведомления виновника, последний считается уведомленным надлежащим образом.

В акте, составленном в ходе осмотра, отмечается, что виновник ДТП отсутствовал. Это не чревато последствиями для заказчика процедуры.

Правильно составленное и вовремя отправленное уведомление обязательно должно стать гарантией получения лицом, которое виновно в ДТП, уведомления об экспертизе транспортного средства пострадавшего.

Подтверждение о вручении телеграммы или заказного письма обязательно необходимо взять с собой на осмотр, чтобы доказать факт надлежащего уведомления, иначе у виновника будет возможность оспорить результат экспертизы, сказав, что уведомления он не получал.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ни одна норма действующего законодательства не говорит прямо о необходимости уведомлять кого-либо о проведении независимой экспертизы. Это значит, что пострадавший не обязан направлять телеграмму ни в свою страховую, ни виновнику аварии. Однако на практике сделать это стоит в интересах самого же пострадавшего. Причин тому сразу несколько.

Обычно экспертиза производится с целью установить реальный размер ущерба и затрат на ремонт. Однако, предел выплат ОСАГО страховой ограничен. Обычно это 400 тысяч рублей. Иногда имеется расширенная страховка, но и она имеет предел покрытия. Если сумма окажется больше предела, излишки придется требовать непосредственно с виновника аварии в порядке гражданского судопроизводства.

Судья пожелает убедиться был ли соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования сора. Вот в этот момент и пригодится копия телеграммы. Она подтвердит, что предполагаемый истец был извещен о предстоящих мероприятиях и дело пытали решить до суда.

Это же касается и случаев, когда страховая компания занижает размер компенсаций. Часто суммы, предлагаемые страховщиком в разы меньше реальных затрат на ремонт. Защитить свои права страхователь так же сможет только в суде. И снова телеграмма подтвердит попытку досудебного урегулирования и то, что ответчик имел возможность убедиться в непредвзятости оценки иска. При этом нужно помнить, что:

  1. Закон не обязывает приглашенных лиц или их представителей присутствовать при проведении экспертизы.
  2. Присутствие приглашенных лиц не должно влиять на итоги экспертизы.
  3. Присутствие на экспертизе и даже согласие с ее результатами на месте не лишает впоследствии ответчика права на оспаривание в суде.
  4. Виновник или страховая вправе затребовать повторной экспертизы, даже если первая независимая оценка проведена при них.

Итак, направлять уведомление не обязательно, но желательно. Сделать это можно несколькими способами. И совсем не обязательно это должна быть телеграмма в классическом понимании. Варианты таковы:

  • Личный визит в офис страховой компании. Здесь при подаче можно попросить поставить подпись и дату принятия на копии документа. Приличная страховая вряд ли откажется принять документ, хотя на экспертизу вряд ли кого-то станет посылать. Для извещения виновника аварии такой способ вряд ли сгодится. Во-первых, его можно не сразу найти, а во вторых он может отказаться подтверждать, что получал какое-либо уведомление.
  • Почтовое отправление. Этот способ годится для извещения любого участника дела. Это может быть классическая телеграмма или заказное письмо. У себя нужно сохранить копию телеграммы с листком о вручении либо уведомление и опись вложения от заказного письма.
  • Передача с аварийным комиссаром. Сейчас организации аварийных комиссаров предоставляют полный комплекс услуг по сопровождению разбирательства ДТП. Они вполне могут направить телеграмму от имени пострадавшего или передать уведомление в страховую компанию.

Вне зависимости от того как была направлена телеграмма документы об отправке стоит сохранять в течение 3 лет. Именно таков применяемый общий срок исковой давности.

Внимание! При оправке почты нужно помнить, что в пределах одного региона она доставляется примерно в течение 3 дней, а в другие области 7 дней и более. Поэтому нужно направлять уведомление заблаговременно с учетом времени на приезд заинтересованного лица.

По общему правилу при обращении за страховыми выплатами проведение экспертизы обеспечивает страховщик. Для этого автомобиль представляется для осмотра эксперту, которого назначит страховая компания. Как правило, у страховых компаний заключены постоянные договоры с экспертными организациями на проведение осмотра и определения размера ущерба.

Необходимость в проведении независимого экспертного исследования возникает в следующих случаях:

  • если обращение в страховую компанию следует после фактического проведения ремонтно-восстановительных работ (в этом случае страховщик отказывает в выплатах, а оспорить отказ можно только через суд);
  • если автовладелец не согласен с характером и оценкой повреждений, которые указал эксперт страховой компании;
  • если возмещение ущерба происходит с непосредственного виновника аварии без обращения в страховую компанию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *