Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меланома Кожи Относится К Переченю Заболеваний Связанных С Радиационным Воздействием Вследствие Чернобыльской Катастрофы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Совместным Письмом Минфина Российской Федерации №120 и Центрального Банка Российской Федерации №05-1 от 25 декабря 1992 года «О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС» установлено, что в расходы, связанные с перечислением денежных средств по разделу 231 «Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» бюджетной классификации, в частности по §2 «Расходы на выплату льгот и компенсаций», включаются:
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) установлены льготы и компенсации, предоставляемые указанным в Законе категориям граждан. Льготы и компенсации предоставляются за вред, причиненный их здоровью и имуществу, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате катастрофы. Состав и размер льгот и компенсаций зависит от того, к какой категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации, они отнесены, а также от того, в какую зону входит территория, на которой они проживают или работают.
Пенсия по старости данным категориям граждан устанавливается в размере 250% размера социальной пенсии, указанного п.п.1 п.1 ст. 18 Закона № 166-ФЗ. По состоянию на 01.04.2015 г. размер составляет – 11922 руб. 73 коп. (4769 руб. 09 коп. х 250%)
Порядок и условия назначения государственных пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных катастроф и членам их семей, устанавливаются в соответствии с нормами ст. 10, 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
Перечень
заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
В указанный в названии перечень включаются следующие заболевания: острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования. Перечень используется при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями инвалидности в безусловном порядке без дальнейшего освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):
В данном фильме на сохранившихся участках станции, вполть до мельчайших подробностей, воспроизведены последние два часа до взрыва на Чернобольской АЭС. Также зрители услышат рассказы экспертов и выживших очевидцев, увидят реальные документальные кадры Чернобыльской ас после аварии, эвакуации жителей Припяти.
Авария на Чернобыльской АЭС, Катастрофа на Чернобыльской АЭС, Чернобыльская авария, в СМИ чаще всего употребляется термин Чернобыльская катастрофа — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
Установлены несколько категорий чернобыльцев, получивших право на льготы из-за аварии на атомной электростанции:
- граждане, которым был поставлен диагноз лучевой болезни или работавшие над ликвидацией последствий аварии;
- лица, получившие статус инвалидов из-за воздействия радиоактивного облучения;
- граждане, которые были отселены из места постоянного пребывания после взрыва;
- граждане, проживавшие во всех регионах страны и ставшие донорами костного мозга для пострадавших;
- граждане, которые проживают в зоне с правом на отселение.
Какие льготы положены чернобыльцам? Ликвидаторам аварии на ЧАЭС льготы от государства полагаются по умолчанию. Согласно ФЗ, выделено несколько категорий ликвидаторов:
- лица, получившие статус инвалидов или с диагностированной лучевой болезнью, возникшей из-за работы в очаге поражения;
- граждане, приехавшие из других регионов и проживавшие в зоне отчуждения в определенные сроки;
- граждане, которые находились в зоне отчуждения в течение более короткого срока, чем лица из второй категории.
Причинно Следственная Связь Чаэс Перечень Заболеваний 2020 Года
Как пишет «Российская газета» льготы чернобыльцам полагаются следующие:
- бесплатное оказание медицинской помощи и бесплатное оформление медицинского полиса со специальной программой;
- налоговые льготы;
- первоочередное получение путевок в санатории и на курорты. В случае. Если путевка не может быть предоставлена, гражданину выплачивается ее денежная стоимость;
- обеспечение жилой площадью (в случае необходимости);
- скидка в размере 50% на проезд по территории России на самолетах и поездах;
- бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (автобусах, троллейбусах и т. д.);
- внеочередная установка телефона;
- скидки по взносам на капремонт;
- пособие по причине временной нетрудоспособности в размере полного заработка (вне зависимости от того, в течение какого времени длится период нетрудоспособности);
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
- ежемесячная денежная выплата (на продовольствие и в качестве компенсации вреда, причиненного здоровью).
льготы чаэс предполагают единовременные компенсации за вред здоровью, размер которых составляет:
- инвалидам первой группы — 31400 рублей;
- инвалидам второй группы — 21 982 рубля;
- инвалидам третьей группы — 15700 рублей.
размер единовременной выплаты семьям, которые потеряли кормильца из-за последствий аварии на чаэс, составляет 31400 рублей. потерявшим ребенка семьям полагается 15701 рубль.
размеры ежемесячной выплаты устанавливаются в следующих размерах:
- гражданам, ставшими инвалидами — 1544 рубля;
- гражданам, которые были эвакуированы из зоны поражения или выехали добровольно — 1236 рублей;
- детям и подросткам, которые проживали в зонах отчуждения и отселения, в том числе и детям, которые на момент эвакуации пребывали во внутриутробном состоянии — 772 рубля;
- детям и несовершеннолетним, которые постоянно живут в области, имеющих особый социальный статус — 464 рубля.
Дополнительный оплачиваемый отпуск могут получить следующие категории граждан:
- лица, перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС, а также граждане, добровольно уехавшие из зоны отчуждения или эвакуированные с территории, расположенной в зоне поражения,могут получить отпуск продолжительностью 14 дней в любое удобное для них время. К этой же категории относятся ликвидаторы аварии;
- граждане, работавшие в зоне отчуждения, могут получить дополнительный отпуск в удобное для себя время продолжительностью 7 дней;
- лица, которые работают в зоне проживания с правом на отселение, могут получить дополнительный отпуск «за вредность». Продолжительность его с 1995 года составляет 7 дней (с 1986 по 1995 годы время дополнительного отпуска составляло 2 недели). При этом предоставлять отпуск в удобное для работника время работодатель не обязан.
Документом, подтверждающим право на отпуск, является удостоверение ликвидатора или инвалида. Если человек проживает в зоне отселения, в качестве документа, доказывающего соответствующее право, он может предоставить паспорт.
14.1. Личное заявление от родственников граждан, подвергшихся радиационному на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
5. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.
Чернобыльцам пересчитают дозы?
Различные общественные организации сообщают об очень высоком уровне врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах. Согласно докладу Чернобыльского форума, опубликованные статистические исследования не содержат убедительных доказательств этого.
Щитовидная железа — один из органов, наиболее подверженных риску возникновения рака в результате радиоактивного загрязнения, потому что она накапливает иод-131; особенно высок риск для детей. В 1990—1998 годах было зарегистрировано более 4000 случаев заболевания раком щитовидной железы среди тех, кому в момент аварии было менее 18 лет. Учитывая низкую вероятность заболевания в таком возрасте, часть из этих случаев считают прямым следствием облучения. Эксперты Чернобыльского форума ООН полагают, что при своевременной диагностике и правильном лечении эта болезнь представляет не очень большую опасность для жизни, однако по меньшей мере 15 человек от неё уже умерло. Эксперты считают, что количество заболеваний раком щитовидной железы будет расти ещё в течение многих лет.
Отсутствие опыта привело к тому, что в первые годы работы практически все заболевания у ликвидаторов 1986—1987 гг. межведомственные экспертные советы связывали с последствиями радиационного воздействия. Однако по мере накопления опыта менялись представления о радиационной причине заболеваний, поэтому позже для значительного числа ликвидаторов было проведено переосвидетельствование. В результате по всем классам заболеваний (кроме новообразований) число положительных решений существенно уменьшилось.
Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС), был создан на базе Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава РФ в 1990 г. по приказу Министерства здравоохранения РСФСР.
Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.
Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».
Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим. «Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».
Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях. За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены. Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».
Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».
Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.
- чернаябыль.рф
- сайт КРООИ «Талант»
- Гражданская Ассамблея Красноярского края
- сайт СПб РО Союз «Чернобыль»
- сайт «Финкова»
- сайт «Панова- Коваленко»
- сайт Союз «Чернобыль» России
21.10.2015 Выходные дни 2016 года 06.01.2015 Как отдыхаем в 2015 году 12.02.2014 Пенсионный ликбез для гражданина на 2014 год 17.11.2013 Как отдыхаем в 2014 году: перенос государственных праздников 04.04.2013 ЕГЭ в 2013 году: расписание, чем можно пользоваться на экзамене
- 1 из 39
- следующая ›
Минздрав предложил изменить список болезней, возникших из-за аварии на ЧАЭС
16.07.2017 Понятие «адрес» строго не определено 09.07.2017 Извините, возможно, Вам просто не к нам? 09.07.2017 Нет, не можете 30.06.2017 Техническая ошибка? 30.06.2017 Налоговое законодательство ответа не содержит
- 1 из 78
- следующая ›
29.11.2016 Руководство по проектированию бортов карьера 08.06.2016 Профсоюзные организации. Издание 6, переработанное 20.05.2016 Правила торговли 13.04.2013 Трудовой кодекс — 2013 22.08.2012 Требования пожарной безопасности
- 1 из 3
- следующая ›
2. Учреждениям Государственной службы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
В случае отмены решения областного, Минского городского советов в экспертном заключении фиксируется решение Республиканского экспертного совета об отмене этого решения. Экспертное решение направляется заявителю (для сведения), в управление здравоохранения облисполкома (для принятия мер), в МРЭК (для изменения причины инвалидности), в пенсионирующий орган (для сведения), в орган, выдавший удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС, в Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (для сведения).
Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):
- Область отчуждения. Эта область пострадала от загрязнений сильнее всего. Она находится в непосредственной близости от взорвавшегося 4 энергоблока. Проживать там категорически запрещено.
- Зона безусловного отселения. Жители этой территории выехали из зоны отселения, но когда со временем зона очистится от загрязнений – они туда смогут возвратиться. Пока они располагают полным правом на льготы, о которых говорится в законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
- Зона добровольного отселения. Данная территория загрязнена, но не настолько, чтобы с нее принудительно выселяли жителей. Добровольно выехавшим с этой территории людям полагаются льготы.
- Зона повышенного радиологического контроля. На этой территории уровень радиации соответствует норме, но ее жители все равно имеют право на поддержку со стороны государства.
Чернобыльский форум — организация, действующая под эгидой ООН, в том числе таких её организаций, как МАГАТЭ и ВОЗ, — в 2005 году опубликовала обширный доклад,[4,16] в котором проанализированы многочисленные научные исследования влияния факторов, связанных с аварией, на здоровье ликвидаторов и населения. Выводы, содержащиеся в этом докладе, а также в менее подробном обзоре «Чернобыльское наследие», опубликованном этой же организацией, значительно отличаются от приведённых выше оценок. Количество возможных жертв к настоящему времени и в ближайшие десятилетия оценивается в несколько тысяч человек. При этом подчёркивается, что это лишь оценка по порядку величины, так как из-за очень малых доз облучения, полученных большинством населения, эффект от воздействия радиации очень трудно выделить на фоне случайных колебаний заболеваемости и смертности и других факторов, не связанных напрямую с облучением. К таким факторам относится, например, снижение уровня жизни после распада СССР, которое привело к общему увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни в трёх наиболее пострадавших от аварии странах, а также изменение возрастного состава населения в некоторых сильно загрязнённых районах (часть молодого населения уехала).
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Согласно ст. 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, с последующими изменениями и дополнениями, под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Медицинские последствия чернобыльской катастрофы: итоги 15-летних исследований
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
«Российская Федерация – богатое государство, они готовы платить эти пособия. Украина, скажем, не готова. Насколько я знаю, там эти пособия и не платят. У нас пособия по инвалидности, причинно связанной с чернобыльской катастрофой, очень высокие», — отметил Эльдар Надыров.
«Фактического роста заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей, а также показателей общей смертности среди населения и ликвидаторов по состоянию на 2014 год… не установлено», — подчеркнул эксперт.
В случае отсутствия амбулаторной карты — анамнез болезни с указанием сроков появления первых признаков заболевания и факторов повышенного риска их возникновения (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес и др.).
23. В случае несогласия заявителя с решением областного, Минского городского экспертных советов документы могут быть рассмотрены Республиканским межведомственным экспертным советом по заявлению заявителя.
вария на Черно́быльской АЭС (также известна как катастрофа на Чернобыльской АЭС, чернобыльская авария, чернобыльская катастрофа или просто Чернобыль) — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять (Украинская ССР, ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы[1]. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии[2].
В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек, ещё 19 смертей с 1987 по 2004 год предположительно можно отнести к её прямым последствиям. Высокие дозы облучения людей, в основном из числа аварийных работников и ликвидаторов, послужили или могут послужить причиной четырёх тысяч дополнительных смертей от отдалённых последствий облучения[3][1]. Тем не менее эти цифры существенно меньше того количества жертв, которое приписывается чернобыльской катастрофе общественным мнением[4].
Какие Болезни Связывают С Чернобылем
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЛИ ОБОСТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОБУСЛОВЛЕНО ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МАЯК» И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
Что касается установления групп инвалидности — не могу, конечно, ручаться за все регионы РФ, но в моем лично регионе — напротив, есть негласная установка — МАКСИМАЛЬНО мягко решать вопросы по чернобыльцам.
В ситуациях, когда «простой смертный» работяга (НЕ чернобылец) по определенному диагнозу — НИКОГДА не был бы признан инвалидом — ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ — инвалидами признавали (что называется — «направо и налево» — даже с самыми МИНИМАЛЬНЫМИ нарушениями) — ТОЛЬКО потому, что они — ЧЕРНОБЫЛЬЦЫ.
Приходит такой инвалид через 5 лет на перекомиссию (инвалидность им на 5 лет устанавливается — в отличие от простых людей), ранее признавался инвалидом 2-й группы (просто потому, что ЧЕРНОБЫЛЕЦ).
Работает инструктором по фитнесу.
За прошедшие — 5 лет — стационарно — не лечился, по амбулаторной карте (за эти же 5 лет — в поликлинику — даже с насморком — ни разу не обращался), лечения никакого не получает, имеет основной диагноз в форме 0-88/у: «НЦД по смешанному типу НК 0ст.» и сопутствующий: «хронический гастрит в стадии ремиссии» и требует установления ему 2-й группы инвалидности бессрочно, так как ему уже исполнился 51 год.
Оснований для установления инвалидности — по данным диагнозам ВООБЩЕ — нет (даже на 3-ю группу).
Консультируемся с вышестоящим Главным бюро и получаем устную рекомендацию — установить 2-ю группу бессрочно (так как он — ЧЕРНОБЫЛЕЦ — это ОСОБАЯ социальная категория и есть негласная установка — группы инвалидности данной категории не «снижать»).
А простой смертный (НЕ чернобылец) по данным диагнозам — даже не был бы оформлен в поликлинике на МСЭ — так как оснований для установления инвалидности по данной патологии — нет и близко.
««По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (у 57 тысяч инвалидность связана с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов, и только у 6 тысяч смерть связали с радиационным воздействием. Сегодня свыше 30 тысяч ликвидаторов, ставших инвалидами, не могут подтвердить связь наступившей инвалидности с Чернобылем, так как порядок и условия ее установления законодателем изменились и тем самым они поставлены в неравные условия. Они вовсе лишены права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью».
Из опыта, полученного ранее, например, при наблюдениях за пострадавшими при атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, известно, что риск заболевания лейкемией снижается спустя несколько десятков лет после облучения[источник. В случае других видов рака ситуация обратная. В течение первых 10-15 лет риск заболеть невелик, а затем увеличивается. Однако не ясно, насколько применим этот опыт, так как большинство пострадавших в результате чернобыльской аварии получили значительно меньшие дозы.
Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 000.
— проблема воздействия радиации заключается в том, что мы не можем еёвидеть и чувствовать, — ответил Виктор Редненко. — Ионизирующие излучения (радиация), воздействуя на организм, могут вызывать различные биологические эффекты.
Большая доза вызывает определённые (детерминированные) симптомы, которые в целом и получили название лучевой болезни.
Малые дозы радиации приводят к различным случайным (стохастическим) изменениям в организме человека, которые могут проявляться как в короткий, так и отдалённый период (генетические, онкологические и другие заболевания).
Одним из страшных последствий аварии на ЧАЭС является лучевая болезнь.
Что это за заболевание, чем оно опасно, как можно защитить себя от радиации — эти и другие вопросы корреспондент Зелёного портала задала начальнику кафедры военной подготовки и экстремальной медицины Витебского государственного медицинского университета, кандидату медицинских наук, доценту, полковнику медицинской службы Виктору Редненко.
У всех ликвидаторов, пострадавших от острой лучевой болезни, наблюдались нарушения функций костного мозга. Именно это, наряду с лучевыми ожогами, стало причиной быстрой смерти.
К сожалению, пересадка костного мозга в этом случае была малоэффективна — из 13 пациентов, перенесших эту операцию, выжил лишь один. У тех ликвидаторов, которые перенесли ОЛБ, костный мозг все равно сильно пострадал — диагностировалась тяжелая иммунодепрессия.
Восстановление кроветворения у них заняло 2-6 месяцев, а вот на нормализацию иммунной системы в полной мере ушло не менее 2 лет.
Острая лучевая болезнь стала одним из наиболее тяжелых последствий для здоровья после взрыва реактора ЧАЭС. При этом значимо высокие дозы облучения получила только часть ликвидаторов. А вот среди населения с учетом и тех, кто не был эвакуирован с загрязненных территорий, случаев ОЛБ вообще не было.
В зоне радиации, но не в поле закона
Острая лучевая болезнь стала причиной смерти 28 человек, которые скончались в клиниках Москвы и Киева в первые 3 месяца после аварии на ЧАЭС. Еще 19 человек из числа пострадавших умерли с 1987 по 2004 год. Однако в их случае причины летального исхода не всегда были связаны с полученной дозой радиации.
В течение первого дня необходимо обеспечить выведение токсинов путём инфузии растворов солей и плазмозамещающих.
Дальнейшее лечение назначается в соответствии с типами повреждений: некроз кишечника, ДВС-синдром или ранние стадии инфекции.
Также существенный и желательный вариант терапии при острой лучевой болезни – это пересадка костного мозга. Без неё риск смерти больного повышается, так как производство новых клеток может быть затруднено.
Из-за лучевой болезни в организме быстро накапливаются «мусорные», неработающие компоненты внутри- и межклеточного обмена, что приводит к лучевой токсикемие. Целые группы клеток начинают отмирать, органы перестают работать, отказывают лимфоузлы, всасывающий слой кишечника, костномозговые клетки и др.
Лучевой болезнью называют комплексное повреждение организма, вызванное радиацией, превысившей допустимые значения. Развиться она может как у людей, так и у животных. При лучевой болезни любая из систем организма может оказаться под угрозой: ткани кожи, нервы, кишечник, гормоны или костный мозг. Лучевая болезнь также часто вызывает рак.
— До 1991 года министерством здравоохранения было запрещено связывать с Чернобылем какие-либо болезни ликвидаторов. Потом этот запрет сняли, но установили жёсткие сроки, в течение которых можно было оформить группу инвалидности.
Тем, кто не успел это сделать, откровенно говорили: «Если по истечении 13 лет вы не стали инвалидом, значит, ваше заболевание не зависит от полученной радиации». Я, например, почувствовав ухудшение здоровья уже в октябре, попала на операцию, а кому-то только через несколько лет стало плохо.
Но этот человек не знал или не думал, что на его самочувствие повлияло радиационное облучение: ведь прошло много лет. Министерством здравоохранения изменён перечень заболеваний, связанных с Чернобылем, согласно которому устанавливается группа инвалидности.
Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными в-излучением.
В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек [5, 8]. Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией, и один умер, предположительно, от коронарного тромбоза.
В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек, однако их смерть не обязательно была вызвана перенесённой лучевой болезнью.
При лучевой болезни в организме человека нарушается работа физиологических систем и разрушаются определённые клеточные структуры. Это заболевание является очень многокомпонентным и многоуровневым состоянием. Различают острую и хроническую лучевую болезнь, вызванную внешним и внутренним облучением, накоплением радионуклидов в различных тканях.
Для каждого конкретного человека последствия радиационного облучения могут быть совершенно разными. Зависит это от множества факторов и от мощности доз.
— Здесь очень важно и сколько человек получил излучения, и за какой период времени он его получил, — подчёркивает Виктор Редненко.
— Если он получил излучение в определённой дозе, например, в течение одного часа и такую же дозу в течение одного года, то последствия могут быть совершенно разными.
Если в течение года эта доза будет абсолютно безопасна для него, то в течение часа может вызвать лучевую болезнь.
Воздействие зависит и от того, внутреннее (когда радиоактивное излучение исходит из прямого источника, к примеру с места аварии) излучение или внешнее (на коже человека может осесть радиоактивная пыль, радионуклиды могут попасть внутрь вместе с едой, водой), весь организм получил излучение или только часть.
Может быть, часть была защищена какими-то специальными средствами и только руки, ноги или лицо получили излучения. Кроме того, воздействие зависит и от того, какая часть тела получила излучение. Плюс физические кондиции человека: возраст, вес, состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, крови и т.д.
Важно отметить, что когда радиация воздействует на человека в малых дозах, то даже исследования не позволяют установить, она ли точно влияет на возникновение каких-то генетических аномалий у детей при рождении либо на возникновение онкологических заболеваний, то есть очень трудно разграничить все факторы.
— Далеко не секрет, что после Чернобыльской катастрофы было определённое увеличение заболеваний, причём таких, которые на первый взгляд не связаны с радиацией, — констатировал начальник кафедры военной подготовки и экстремальной медицины.
— Могло увеличиться количество пневмоний, онкозаболеваний и других. И поначалу их все связали с повышенным уровнем радиации. В процессе исследований оказалось, что доказательств тому, что виной всем болезням является радиация, нет.
Ведь были районы и абсолютно чистые, в которых были такие же процессы.
Виктор Редненко особо подчеркнул, что многие вещи и сегодня не доказаны. Например, взять всплеск онкозаболеваний. Ведь это связано не только с Чернобыльской аварией, но и с другими радиационными факторами. Какой-то процент воздействия, по словам полковника медицинской службы, есть, но не надо преувеличивать воздействие этого фактора.