Направления улучшения в процедуре предварительного голосования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Направления улучшения в процедуре предварительного голосования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Вопросы совершенствования процедуры голосования в Российской Федерации

С каждым годом партия «Единая Россия» совершенствует процедуру предварительного голосования, чтобы сделать ее наиболее открытой и прозрачной, понятной для жителей и максимально объективной.

Главной остается задача вместе с людьми определить достойных кандидатов в депутаты. Тех, кому доверяют граждане, кто сможет в случае своей победы на выборах эффективно отстаивать интересы избирателей и помогать в развитии партии.

Несколько лет назад мы взяли за практику проводить дебаты. Сейчас это превратилось в настоящую фабрику идей и предложений, которые в итоге берут на вооружение победители процедуры, они используют эти наработки в своих предвыборных кампаниях, наряду с наказами, которые получают на встречах с жителями.

С этого года проводится электронное голосование. Не сомневаюсь, что в будущем поддержать своего кандидата через компьютер или телефон станет уже привычным явлением для предварительного голосования. В прошлом году мы увидели хорошую явку на счетные участки, а председатель нашей партии Дмитрий Медведев привел Саратовскую область в пример как регион, показавший очень достойный результат, выше, чем в среднем по стране. Это говорит о высокой заинтересованности людей в том, кто будет представлять их во власти. Предварительное голосование становится хорошей стартовой площадкой для тех, кто пришел в политику впервые.

Предварительное голосование «Единой России» по отбору кандидатов на выборы в Государственную Думу, которое прошло 22 мая 2016 года, признано успешным. В партии власти намерены продолжать добрую традицию и дальше и даже задумались о том, чтобы внести соответствующие правки в законодательства. Полученный опыт оказался настолько «заразителен», что вслед за ЕР о проведении предварительного голосования задумались и другие, думские и недумские, партии.

Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, нравом переменчивый и непредсказуемый, внезапно проникся симпатией к инициативе единороссов и заявил, что его партия поддерживает «любые формы предварительных выборов, любые праймериз».

«Предварительное голосование – это, прежде всего, возможность. Возможность для молодежи заявить о себе. Возможность для кандидатов показать свои намерения не на словах, а на деле, показывая реальную работу уже на этом этапе выборного цикла. Ну и, конечно же, это отличная возможность для избирателей не только пообщаться с кандидатами, но и наметить вектор дальнейшей работы депутатов в своем округе.

Направления улучшения в процедуре предварительного голосования

«Не бойтесь пробовать свои силы, не бойтесь идти вперед. Участие в предварительном голосовании – это колоссальный опыт и уникальная возможность заявить о своих инициативах. Но всегда поступайте взвешенно и разумно, со знанием дела. Не хватайтесь за каждую актуальную проблему, не разобравшись в ней досконально. Ведь не зная всех подводных камней, не сможешь решить ее. А лишь заявляя о проблеме и не предпринимая адекватных действий для ее разрешения, рискуешь стать популистом».

Е.С. БУЛЛЕР,

В статье описано проведение процедуры предварительного партийного голосования (праймериз) в Российской Федерации и ее влияние на избирательный процесс. Анализируется практика проведения праймериз Всероссийской политической партией «Единая Россия».

Ключевые слова: : праймериз, выборы, предварительное внутрипартийное голосование, избирательный процесс, партия, выдвижение, кандидаты, списки кандидатов.

Russian primaries and especially their impact on the election process.

The practice of holding primaries Runway «United Russia»

This article tells us about the procedure of the preliminary party voting (the primaries) in Russian Federation and its influence on the elective process. The practice of the primaries of All-Russian political party «United Russia

Keywords: primaries, elections, the preliminary party voting, the elective process, party, candidates, lists of candidates.

Праймериз — это предварительные выборы, служащие для выдвижения кандидатов на основные выборы в различные органы государственной власти Выдвижение кандидатов — одна из основных стадий избирательного процесса. Фактически от подбора кандидатов в значительной мере зависит и исход голосования. Основная цель праймериз — повышение доверия к конкретной политической партии и к существующей политической системе в целом.

Первые праймериз «Единая Россия» провела в августе 2007 года перед осенними выборами в Государственную Думу РФ. Процедура предварительного внутрипартийного голосования началась в июне 2007 г. Принимали в ней участие члены политсоветов местных отделений «Единой России», которых насчитывалось около двух тысяч. Кандидатами стали члены партии, депутаты всех уровней и ее сторонники, рекомендованные региональными политсоветами и общественными организациями, подписавшими договор о сотрудничестве с ВПП «Единая Россия». Отбор прошли только те, за кого проголосовала половина местных отделений, расположенных на территории будущих региональных групп по выборам в Государственную Думу ФС РФ.

Вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов подчеркнул, что на предстоящих в 2016 году выборах нижней палаты федерального парламента «кандидаты от партии будут выдвигаться исключительно по результатам предварительного голосования». «Праймериз по всей стране должно пройти по единой модели. С тем, чтобы кандидаты и избиратели во всех регионах были в равных условиях. Это значит, что для всех будут установлены общие правила, предварительное голосование по всей стране пройдет в один день и выбирать кандидатов смогут все желающие. Такой подход обеспечит главные принципы данной процедуры: конкурентность, открытость и легитимность», — заметил секретарь Генсовета партии.

Отбор претендентов пройдет по требованиям, прописанным в положении. Так, от всех желающих участвовать в процедуре потребуется подтверждение, что они имеют только одно гражданство — российское, обладают избирательным правом, являются членами или сторонниками «Единой России» или беспартийными и не состоят в какой-либо другой партии. «Это позволит нам выявить сильных кандидатов, лидеров общественного мнения не только среди тех, кто является нашими однопартийцами или планирует в ближайшее время вступить в «Единую Россию». Кандидата для участия в предварительном голосовании смогут предложить общественные организации; также возможно и самовыдвижение», — проинформировал секретарь Генсовета партии.

Оценивая работу единороссов, завкафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков отмечает важность согласования и уточнения всех деталей с региональными отделениями партии. «Содержательное и процедурное уточнение важно, чтобы избежать недопонимания при толковании норм положения о предварительном голосовании. Чтобы избежать различных проблем и скандалов на региональном, местном уровне, нужно договориться, что называется, «на берегу» уже сегодня», — отметил он.

Организуя масштабное предварительное голосование, в партии «ставят перед собой задачу максимально повысить конкурентоспособности собственных кандидатов», отметил эксперт. «Предварительное голосование станет стимулом для самих членов партии на местном и региональном уровнях вкладываться в работу не по принципу «вступил в партию, и подъем как на эскалаторе гарантирован», а реально взаимодействуя с коллегами, с избирателями. Кандидаты должны будут, прежде всего, к себе предъявить квалификационные требования, оценить, что они могут, каковы они в борьбе, что они предлагают и как работают с избирательской средой», — считает он.

Таким образом, партийная среда мобилизуется эффективнее, заметил Поляков, а в работе парторганизаций появится большая динамика. «Будет выявлен спящий потенциал. Предварительное голосование станет «моторчиком» для того, чтобы заработала внутренняя конкуренция. Цель этого процесса — вывести на финишную прямую того кандидата, который будет реально конкурентоспособен и сможет победить в борьбе с представителями других партий», — заключил Поляков.

Единая модель. Предварительное голосование усилит партийную конкуренцию

Предварительное голосование «Единой России» по отбору кандидатов на выборы в Государственную Думу, которое прошло 22 мая 2016 года, признано успешным. В партии власти намерены продолжать добрую традицию и дальше и даже задумались о том, чтобы внести соответствующие правки в законодательства. Полученный опыт оказался настолько «заразителен», что вслед за ЕР о проведении предварительного голосования задумались и другие, думские и недумские, партии.

Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, нравом переменчивый и непредсказуемый, внезапно проникся симпатией к инициативе единороссов и заявил, что его партия поддерживает «любые формы предварительных выборов, любые праймериз».

  • Праймериз (от англ. primaries — первичный) — предварительный внутрипартийный отбор кандидатов для их дальнейшего участия в «основных» выборах. Подобная процедура распространена в США (подробно о том, как устроены праймериз в Соединенных Штатах, можно прочесть в специальном проекте ТАСС). Эксперты отмечают, что предварительное голосование в РФ и праймериз в США — разные механизмы.
  • Эта практика призвана улучшить «качественный» состав кандидатов, а также найти потенциально перспективных выдвиженцев, претендовать на которых, особенно в борьбе за одномандатные округа, могут и другие партии.
  • Предварительное голосование дает партии возможность значительно обновить кадровый состав депутатского корпуса – в том числе и за счет людей беспартийных, которые также имеют возможность выдвинуть свою кандидатуру.
  • В «Единой России» считают, что предварительное голосование не только демократичнее, но и эффективнее других механизмов отбора (когда кандидаты, например, определяются кулуарно, в кабинетах партийных функционеров).
  • Согласно положению о проведении предварительного голосования, утвержденного в начале февраля на съезде партии, принять участие в праймериз могли либо члены «Единой России», либо беспартийные, не имеющие судимости (даже снятой или погашенной), не располагающие счетами и другими финансовыми инструментами за рубежом.
  • Праймериз были тайными и рейтинговыми. Это означает, что каждый избиратель может проголосовать не за одного кандидата, а за нескольких в каждом списке. В руководстве партии рассчитывают, что это позволит выявить лидеров общественного мнения.
  • Для проведения предварительного голосования был создан федеральный организационный комитет, а также 85 региональных, в которые вошли главы региональных исполкомов «Единой России». Около трети их членов — представители общественных объединений, средств массовой информации, лидеры общественного мнения.
  • Владимир Путин высказывал мнение, что праймериз позволят выявить реальные проблемы граждан и тех, кто способен их решать. Выступая на медиафоруме Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, глава государства констатировал, что предварительное голосование делает жизнь партии «более прозрачной, приближенной к людям». «Функционеры партийные должны чувствовать, что в обществе происходит, в ходе вот таких открытых обсуждений, споров выявляются реальные проблемы, которые перед людьми стоят», — подчеркнул президент.
  • Проведение праймериз позволит привлечь к работе «Единой России» новых людей, считает председатель партии, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Безусловно, это (праймериз) такой интересный международный институт, но мы впервые его применяем, и «Единая Россия» пошла на это сознательно для того, чтобы в партию приходило как можно больше новых граждан нашей страны», — сказал Медведев.
  • Спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает праймериз формой поддержки людей, решивших заняться политикой. Он также добавил, что не любит слово «праймериз», предпочитая ему термин «предварительное партийное голосование».
  • Проведение предварительного голосования важно для выстраивания диалога с избирателями еще до начала избирательной кампании, для понимания кандидатами вопросов, волнующих людей. Такое мнение высказал первый замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин. «Конкурентная, открытая модель предварительного голосования позволяет охватить большинство избирателей, которые активно интересуются политикой и собираются прийти осенью на выборы. Если праймериз проводятся эффективно, то являются реальной раскруткой кандидатов перед выборами», — подчеркнул первый замглавы администрации президента РФ. По словам Володина, «предварительное голосование очень важно для выстраивания диалога с людьми на стадии до начала избирательной кампании, для понимания кандидатами от партии повестки, вопросов, которые волнуют людей, выстраивания кадровой линейки».
  • «Праймериз проводят от обжорства, чтобы унять свой аппетит. У нас праймериз — это работа партии каждый день, которую мы проводим», — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По мнению Жириновского, «Единая Россия» проводит предварительное голосование из-за избытка людей в партии. «Они не знают людей, как им из 2 млн человек вытащить 225 кандидатов (по одномандатным округам)… А у нас партия 250 тысяч человек, мы запросто находим 225, мы их знаем», — подчеркнул политик.
  • Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «праймериз ничего до конца не решают — там решают деньги и большой капитал». Систему отбора кандидатов у КПРФ он назвал самой демократичной в России: «Мы (коммунисты) снизу предлагаем каждого кандидата».

«Единой России» нужно сохранить абсолютное большинство в Госдуме. Для этого они хотят:

  • найти людей, которые имеют наибольшую поддержку общества, и выдвинуть их кандидатами в депутаты;
  • разработать предвыборную программу с учетом пожеланий с мест;
  • избавиться от ненужных кандидатов, которые портят имидж;
  • вовлечь людей в избирательную кампанию до ее официального старта.

В предварительном голосовании участвуют россияне не моложе 21 года, не имеющие активов за рубежом, судимости, взыскания по административным статьям за экстремизм, члены «ЕР» или беспартийные.

В Алтайском крае зарегистрированы 45 участников по выборам в Госдуму, в России в целом 2954. Среди тех, кто готов побороться, и опытные политики (депутат Госдумы Николай Герасименко избирался пять раз), и новички.

Председатель партии премьер Дмитрий Медведев не участвует в процедуре. Он возглавит общефедеральный список, решение по которому примет съезд партии.

Партия заявила, что открыта для всех. Поэтому в ПГ участвуют и представители как системной оппозиции («Справедливой России», КПРФ), так и несистемной («РПР-Парнас»). У тех, кто проявляет лояльность, неплохие шансы пополнить ряды фракции «ЕР».

В «ЕР» утверждают, что власти не вправе влиять на результаты, препятствовать участнику. Если так и будет, успех зависит от того, сумел ли оппозиционер мобилизовать сторонников, чтобы они пришли голосовать, и не допустил ли он нарушений. За нарушения участник может быть исключен.

Все же некоторые эксперты утверждают: участники праймериз в Госдуму из числа «фаворитов» были заранее согласованы.

Сразу после регистрации в оргкомитете участник приступает к агитации. В это время он может быть снят за…

  • неучастие в дебатах (не менее двух);
  • подкуп избирателей;
  • действия, дискредитирующие партию, наносящие ущерб ее политическим интересам, побуждающие голосовать против другого участника, разжигающие социальную, религиозную и национальную нетерпимость;
  • неоднократное использование в агитационных материалах изображений и высказываний физлица без его письменного разрешения.

Чтобы избиратели могли лучше узнать претендентов, между ними проводятся политические дебаты.

Формат дебатов «Единой России» предусматривает изложение участником своих взглядов на тему, определенную оргкомитетом, ответ на вопросы сторонников его оппонента. Но формат перекрестный спор участников друг с другом не предусмотрен.

НЕ обязан дебатировать участник предварительного голосования по выборам в АКЗС.

Определить самых эффективных. Зачем нужно предварительное голосование?

В «ЕР» заявили, что не допустят двойного голосования. Для этого участки оборудуют компьютерами (где есть возможность), имеющими общую базу данных избирателей. Перед голосованием счетная комиссия обязана установить по базе, не получал ли избиратель бюллетень.

В регламенте ПГ нет прямого запрета участнику привезти на участок своих сторонников. Кроме того, ничто не мешает участнику из числа чиновников использовать рабочее время и транспорт в ходе агитации, организовывать встречи, пользуясь служебным положением.

Но оргкомитет вправе признать итоги голосования недействительными, если нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Выберите шрифтTahomaTimes New Roman

Интервал между буквами(Кернинг) :СтандартныйСреднийБольшой

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

1.

1.1. Настоящее Положение – в соответствии с пунктом 8.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – устанавливает порядок проведения Общефедерального предварительного партийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее – предварительное голосование, Государственная Дума, Партия).

1.2. Предварительное голосование организуется и проводится в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, общественным объединениям участвовать в политической жизни общества.

Из-за коронавируса думские праймериз могут пройти в электронной форме

3.

3.1. Жалобы и обращения, связанные с организацией предварительного голосования, разрешаются соответствующим Организационным комитетом на основании результатов проверки специальной комиссии, формируемой Съездом Партии либо по его поручению – Президиумом Генерального совета Партии.

3.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются на Съезде Партии либо по его поручению – Президиумом Генерального совета Партии.

– – –

Даю согласие Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на участие в Общефедеральном предварительном партийном голосовании по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Подтверждаю, что я не являюсь членом иной политической партии, какого-либо иного участия в деятельности иных политических партий или имеющих к ним отношение организаций не принимаю и не планирую, не имею гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также не имею счетов (вкладов), не храню наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владею и (или) не пользуюсь иностранными финансовыми инструментами.

Наименование избирательного округа по которому выдвигается кандидатура Фамилия, имя, отчество (число, месяц, год рождения, место рождения) Дата и место рождения (почтовый индекс, наименование субъекта РФ, Адрес постоянной района, города, иного населенного пункта, улицы, регистрации и номера дом, корпуса (строения и т.п.), номера фактического квартиры) места жительства Данные паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации) Основное место работы, должность (род занятий) Образование (с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации)

– – –

По итогам моего участия в Общефедеральном предварительном партийном голосовании и в случае рассмотрения руководящими органами Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» моей кандидатуры для включения в список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обязуюсь дать свое согласие на выдвижение меня кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и не давать такого согласия иным политическим партиям и не выдвигать свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон) даю согласие Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

(129110, город Москва, Банный переулок, дом 3) на обработку, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ст. 3 Федерального закона, в том числе с использованием средств автоматизации, моих персональных данных, указанных в настоящем заявлении, любыми не запрещенными законодательством Российской Федерации способами, в целях, определенных Уставом Партии. Настоящее согласие действует со дня подписания до дня его отзыва в письменной форме.

– – –

В общей сложности праймериз «Единой России» прошли в 32 субъектах Федерации. В четырёх из них определяли кандидатов от партии для последующего выдвижения на довыборах депутатов Госдумы по одномандатным избирательным округам, в 13 — кандидатов для участия в выборах депутатов законодательных собраний. В 21 регионе предварительное голосование определит кандидатов на выборах депутатов административных центров. Всего в 2019 году на участие в праймериз выдвинулись 4634 человека, из них зарегистрировано 4503 кандидата. Средний конкурс составил 4,2 человека на место.

В ходе праймериз поступило около 40 сообщений о нарушениях. Наибольшее количество сообщений зафиксировано в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По каждому из обращений проводится проверка. «Но можно с уверенностью сказать, что нарушения несущественны и не могут повлиять на итоги голосования», — подчеркнул Андрей Турчак.

Чтобы избежать фальсификации, для проведения праймериз было напечатано почти 4,5 миллиона бюллетеней и специальных марок, обладающих несколькими степенями защиты. За ходом голосования и подсчётом голосов следили наблюдатели от кандидатов. Лучшие из них будут наблюдать за выборами в сентябре. При этом во всех регионах, где шло предварительное голосование, были созданы «горячие линии», на которые можно было сообщить о выявленных нарушениях, получить консультации, узнать адреса участков

Замсекретаря Генсовета «Единой России», депутат Госдумы Виктор Селивёрстов сообщил, что процедура проведения предварительного голосования идентична проведению выборов. Принять участие в праймериз могли как партийцы, так и беспартийные. Вместе с тем к кандидатам предъявляются довольно серьёзные требования. Например, они не должны владеть финансовыми активами за рубежом и иметь судимости, даже снятые и погашенные. Счётные комиссии обеспечивают организацию голосования и единого порядка подсчёта голосов избирателей. По итогам выборов члены и председатели комиссий составляют протокол на основании данных участковых счётных комиссий и направляют их в оргкомитет. В счётную комиссию не могут войти близкие родственники и сотрудники участников предварительного голосования.

В единый день голосования 8 сентября 2019 года выборы пройдут в 45 субъектах РФ. В 18 регионах будут голосовать за высших должностных лиц, в 13 — состоятся кампании по избранию депутатов законодательных собраний. В 21 регионе будут выбирать депутатов административных центров, в трёх — глав административных центров. Также пройдут 14 массовых кампаний по выборам в органы местного самоуправления, в результате которых будет замещён 38 231 мандат. Состоятся также досрочные выборы четырёх депутатов Госдумы по одномандатным избирательным округам.

Праймериз: какие это выборы, для чего они нужны и что решают? ЛАЙФХАК

Антонов Ярослав Валерьевич, директор Центра развития механизмов электронной демократии, кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Развитие системы электронного голосования на выборах в России было обусловлено нараставшей необходимостью совершенствования избирательного процесса, повышения его прозрачности, подотчетности, удобства и технологичности.

В России Центральная избирательная комиссия является органом ответственным за реализацию электронного голосования на выборах и референдумах.

Следует отметить, что электронное голосование в настоящее время рассматривается как часть избирательного (референдумного) процесса и в этом разрезе является инструментом фиксации политической воли избирателей с использованием информационно-коммуникационных технологий в демократических процессах. Таким образом, электронное голосование рассматривается как часть более общей концепции – электронной демократии. Электронная демократия получила свое развитие в России благодаря реализации проекта «Российская общественная инициатива», созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

В рамках данного проекта любой совершеннолетний гражданин России имеет право разместить на интернет-портале общественную инициативу федерального, регионального или муниципального уровней и, в случае получения необходимого количества электронных голосов от граждан, поддерживающих данную инициативу и зарегистрированных на портале, инициатива поступает на рассмотрение экспертной группе1.

По информации с официального интернет-портала проекта «Российская общественная инициатива», с 2013 года из приблизительно 11 тысяч поданных общественных инициатив только по 25 были приняты какие-либо решения, необходимое количество электронных голосов (сто тысяч) набрали 13 общественных инициатив федерального уровня. Из 25 общественных инициатив только по 10 федеральным и 3 муниципальным инициативам экспертной группой были приняты положительные решения по передаче инициатив для рассмотрения в компетентные органы. При этом из 10 рассмотренных компетентными органами федеральных общественных инициатив, только одна набрала необходимое количество электронных голосов (сто тысяч)2, а по 12 общественным инициативам, набравшим сто тысяч электронных голосов, экспертная группа приняла решения о нецелесообразности их передачи для рассмотрения в компетентные органы либо общественные инициативы надлежащим образом рассмотрены не были.

Очевидно, что государственные проекты развития механизмов электронной демократии в России в настоящее время требуют существенных политических и правовых корректив как в части разработки, так и в части реализации. Российская Федерация, без сомнения, имеет огромный потенциал развития механизмов электронной демократии с учетом региональных и местных особенностей демократического управления, который необходимо реализовать. Развитие механизмов электронной демократии в России, очевидно, должно происходить с привлечением экспертного и научного сообщества, а также структур гражданского общества для обоснованного расходования бюджетных средств на развитие эффективных и легитимных инструментов и практик.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.10.2017 г. № 104-ФЗ) электронное голосование-голосование без использование бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Таким образом, электронное голосование рассматривается как технология для фиксации результатов волеизъявления избирателей на выборах. В рамках данного подхода в России имеется достаточно богатый опыт применения системы электронного голосования

Придерживаюсь первой, более широкой концепции, рассматривая электронное голосование как избирательную процедуру (элемент референдумного процесса), обеспечивающую выражение политической̆ воли избирателей̆, и определение результатов такого волеизъявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей̆ и технологий, программно-технических средств непосредственно при голосовании и подсчете голосов3.

Электронную демократию в этом смысле можно определить как систему конституционно-правовых отношений, складывающихся в сфере реализации институтов непосредственной̆ демократии с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и сетей̆, обеспечивающую непосредственное осуществление публичной̆ власти народом теми способами, которые позволяют принять легитимное решение, основанную на принципах электронного управления4.

  • Голосование будет проходить неделю — до 1 июля включительно. 1 июля объявлен выходной день.
  • Участки в дни голосования будут открыты с 8 до 20 часов по местному времени.
  • Помимо избирательных участков голосование проходит на дому, а в Москве и Нижегородской области можно было проголосовать и онлайн. Заявки на участие в онлайн-голосовании подали более 1,3 млн человек. Если пользователь подал заявление, но потом передумал голосовать онлайн, он может прийти на свой участок 1 июля.
  • 213 участков открыты на предприятиях с непрерывным циклом работы. Около 2 тыс. участков создано в местах временного пребывания.

22642

33682

Говорин рассказал, для чего проводится предварительное голосование в кризис

113128

Фото 84712

Кирилл Русаков

Фото 11826

9787

Выдвижение кандидатов пройдет с 1 марта по 5 мая. Единый день предварительного голосования состоится 31 мая. Отдать свои голоса избиратели смогут как лично, так и через портал «Госуслуги».

— Агитировать за себя кандидаты смогут сразу после выдвижения и до 30 мая, — рассказал заместитель секретаря генерального совета партии Сергей Перминов. — Из новшеств для кандидатов помимо основных документов на участие добавилась необходимость подавать предложения по реализации Послания президента Путина. Помимо этого, «ЕР» на федеральном уровне будет следить за тем, чтобы выдвигались от партии только победители.

На сайте предварительного голосования можно получить всю необходимую информацию — сведения о кандидатах, состав и адрес оргкомитета, перечень документов для выдвижения, места проведения дебатов и т. д.

В Башкортостане в этом году состоятся выборы в органы местного самоуправления. 13 сентября пройдут 112 основных избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов в семи городских округах, 54 муниципальных районах, 10 городских поселений и 41 сельском поселении. В общей сложности будут замещаться 1645 депутатских мандатов.

— Несмотря на то, что с каждым годом процедура совершенствуется, неизменными остаются главные ее принципы: открытость, конкурентность, легитимность. Важным считаем также привлечь к предварительному голосованию максимальное количество молодых участников, — сказал заместитель руководителя регионального исполкома «ЕР» Александр Мельников.

Партия поддержит именно тех кандидатов, за которых проголосуют москвичи.

22 мая — уже послезавтра. Именно в этот воскресный день москвичи смогут прийти на избирательные участки, чтобы проголосовать за самых достойных кандидатов в депутаты Государственной думы — тех, кто будет представлять партию “Единая Россия” на сентябрьских выборах.

Напоминаем, что все кандидаты, желающие попасть в партийный список на выборах в Думу, в этом году должны были в обязательном порядке пройти процедуру первичных выборов. Участником их может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста. Однако он не должен иметь судимости, в том числе погашенной, и финансовых счетов за рубежом. Кроме того, обязательным условием было участие кандидата в дебатах.

Представители московского отделения партии рассказали, как проходила подготовка к предварительному голосованию.

О своем желании участвовать в праймериз заявили 330 человек. .....

— Мы дали возможность принять участие в предварительном голосовании практически всем, кто захотел это сделать и кто соблюдал те процедуры, которые были установлены, — рассказал секретарь московского отделения “Единой России” Николай Гончар. — Сейчас вопрос состоит не в том, насколько партию устраивают кандидаты, вопрос в том, насколько эти кандидаты устраивают жителей Москвы. Партия поддержит тех кандидатов, за которых проголосуют жители. Это принципиальное отличие от тех вариантов предварительного голосования, которые у нас были раньше, когда голосовал партийный актив или только члены партии.

В конечном итоге в качестве участника праймериз зарегистрировался 291 человек. Кто-то из выбывших снялся сам, кто-то не предоставил нужных документов. За отказ от участия в дебатах были сняты еще 14 человек. Каждый кандидат обязан был принять участие в двух дебатах, которые проходили со 2 по 15 апреля в выходные дни. Все они транслировались в соцсетях. Всего в Москве прошло 117 подобных раундов.

92% возможных кандидатов в депутаты имеют высшее образование и являются представителями самых разных профессий. Среди них есть врачи, учителя, предприниматели, юристы, представители творческой интеллигенции. Есть и четыре студента.

..... — Во время дебатов поднимались актуальные для города и страны темы. Это социально-экономическая политика, жилищно-коммунальное хозяйство, борьба с коррупцией и сохранение традиционных ценностей.

— Предварительное голосование в Москве стало не только лишь партийным мероприятием, что для нас очень важно, — отмечает руководитель фракции “Единой России” в Московской городской думе Андрей Метельский. — Сотни тысяч москвичей приняли участие со встречах с кандидатами. На этих встречах мы получили тысячи предложений и пожеланий москвичей.

Результатом этих встреч с москвичами стало выдвижение участникам предварительного голосования в Москве трех очень важных инициатив, которые уже успешно претворены в жизнь.

Московская городская дума приняла закон о льготах об оплате капремонта отдельно проживающими пенсионерами. Для тех, кто старше 70 лет, льгота составил 50%, а для тех, кто старше 80 лет, — 100%. В ходе обсуждения этой инициативы партийная организация собрала более 350 тысяч подписей москвичей в поддержку данного законопроекта.

В связи с изменением федерального законодательства с 1 января 2016 года значительную часть свои льгот по оплате ЖКХ потеряли инвалиды и их семьи. Серьезной победой участников предварительного голосования стало возвращение инвалидам прежней системы льгот.

Благодаря усилиям московской городской партийной организации, фракции “Единой России” в МГД и мэра Москвы Сергей Собянина нам удалось изменить эту ситуацию, — сказал Андрей Метельский. ..... Мы действительно изменили систему льгот ЖКХ. И это очень важно для нас, что мы вышли к москвичам, мы спросили москвичей об их проблемах, мы сегодня говорили с людьми о том, что их тревожит и что их заботит. Это и есть главный результат предварительного партийного голосования.

Еще одна инициатива, которая родилась после общения участников праймериз с москвичами, — создание новой уникальной комплексной программы детского летнего отдыха.

На мой взгляд, тема детского летнего отдыха — это наш абсолютный успех, — говорит Татьяна Кривенко, участница предварительного голосования, член рабочей группы по вопросу организации детского летнего отдыха. — Потому что в условиях, в которых мы все сейчас живем, не каждая семья может отправить ребенка на отдых и тем более отправиться в отпуск всей семьей. Родилась эта тема на встречах с избирателями, и ровно месяц назад была создана рабочая группа, в которую вошло более пятидесяти человек. Среди них и депутаты Государственной думы, волонтеры, эксперты и очень много людей, которые принимают участие в предварительном голосовании. На днях мэр Москвы Сергей Собянин встречался с участниками нашей рабочей группы и принял решение одобрить нашу программу.

Впервые в новейшей истории политическую судьбу потенциальных кандидатов в депутаты будут определять избиратели.

По словам председателя московского регионального оргкомитета праймериз, секретаря московского отделения “Единой России” Николая Гончара, в предварительном голосовании будет участвовать 291 кандидат, около половины из которых состоят в партии “Единая Россия”. Кроме них, в предварительном голосовании примут участие 30 сторонников “Единой России” и 122 беспартийных участника. «Мы дали возможность выступить всем, кто этого хотел и соблюдал те процедуры, что были установлены “Единой Россией” для проведения предварительного голосования», — подчеркнул он.

Николай Гончар добавил, что в ходе подготовки к предварительному голосованию четырех участников пришлось исключить из предвыборной гонки за действия, дискредитирующее партию. Еще 10 человек были сняты с голосования по собственному желанию, 11 участников не предоставили необходимых справок об отсутствии судимости, а 14 человек отказались от участия в дебатах, поэтому они не могут рассчитывать на участие в предварительном голосовании.

При этом большинство участников не являются профессиональными политиками. ..... Он добавил, что большинство участников имеют высшее образование. Профессиональный состав возможных кандидатов в депутаты Государственной Думы весьма широкий: здесь можно встретить педагогов, врачей, юристов, деятелей искусства, предпринимателей.

По словам руководителя фракции “Единой России” в Московской городской Думе Андрея Метельского, во время дебатов и встреч с избирателями были затронуты наиболее острые, злободневные для москвичей вопросы, среди которых оплата капитального ремонта жилых домов, организация летнего детского отдыха, борьба с коррупцией. Благодаря участникам предварительного голосования в столице успешно реализованы три общегородские инициативы, поступившие возможным кандидатам на выборах в Госдуму от самих москвичей. «На сегодняшний день в Москве уже вступило в силу решение о льготах по оплате капремонта для одиноко проживающих собственников жилья. Для тех, кто старше 70 лет — на 50 % и для тех, кому от 80 лет — на 100 %. Мы внесли их в льготные категории, — рассказал депутат. — Также мы провели форум инвалидов, на котором были выслушаны все их предложения, многие из которых войдут в предвыборную программу “Единой России”. По итогам форума принято решение восстановить систему льгот для инвалидов по оплате ЖКХ, убрать ограничения нормативов потребления».

Накануне на встрече с инициаторами создания программы летнего отдыха юных москвичей “Московская смена” Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал идею участников предварительного голосования. «Несмотря на сомнения части педагогического сообщества, эту программу признали необходимой. Только вчера Мэр Москвы поставил точку в этом вопросе и принял решение одобрить программу», — отметила участница предварительного голосования, член Рабочей группы по вопросу организации детского летнего отдыха Татьяна Кривенко.

Предварительное голосование состоится 22 мая. Впервые в новейшей истории страны политическую судьбу возможных кандидатов в депутаты Государственной Думы решат избиратели, а не представители партии. Московский региональный оргкомитет по проведению праймериз уже получил около 2,2 млн. бюллетеней для предварительного голосования.

Москвичи смогут сделать свой выбор с 8 до 20 часов в 700 местах для голосования во всех избирательных округах столицы. ..... При этом в отличие от выборов в Госдуму участник голосования может отдать свой голос за неограниченное количество претендентов. .....

«Очень важно, чтобы предварительное голосование в Москве стало не только партийным мероприятием, а позволило принести реальную пользу москвичам», — подчеркнул Андрей Метельский.

Правовые основы использования средств ЭГ в Российской Федерации заложены в Федеральном законе № 67-ФЗ, в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее — ЦИК России). Так, в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ ЭГ — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» (пп. 62 ст. 2).

Целесообразно сказать несколько слов о юридической силе инструкций ЦИК России. Так, в соответствии с ч. 13 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения. Таким образом, с одной стороны, инструкции ЦИК России могут содержать ненормативные предписания в связи с тем, что право на издание правил по единообразному применению нормативного правового акта связано с одним из аспектов интерпретационной деятельности, а, с другой стороны, инструкции указанного органа являются едва ли не единственным видом правовых актов, который практически всегда содержит предписания нормативного характера. Полагаем, законодатель представил ЦИК России право правотворческой деятельности по вопросам единообразного применения федерального избирательного законодательства.

В инструкциях ЦИК России могут содержаться нормативные предписания, регулирующие организационно-процедурные и технико-юридические вопросы, которые по объективным причинам не урегулированы в ФЗ и, следовательно, нуждаются в подзаконном (вторичном) регулировании общественных отношений, т. к. закон регулирует наиболее важные вопросы для общества и государства.

Таким образом, можно констатировать двойственный характер инструкций ЦИК России, в которых могут содержаться как ненормативные предписания, так и нормативные предписания организационно-процедурного и технико-юридического характера. Отметим, ЦИК России наделена правом издавать инструкции только после принятия и введения в действие соответствующего федерального закона. Как отмечает канд. юрид. наук Красинский В. В., компетенция ЦИК России «по изданию нормативных правовых актов носит ограниченный характер и, как правило, прямо предусмотрена в соответствующих федеральных законах о выборах»34. Например, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 20-ФЗ ЦИК России устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов в части, не урегулированной федеральными законами.

Учитывая изложенное выше, правотворческие полномочия ЦИК России по изданию инструкций сужены и ограничены, а предметная сфера инструкций ЦИК России не может выходить за предметные рамки соответствующих законов. Следовательно, ЦИК России принимает инструкции только по урегулированным ФЗ вопросам, которые, однако, не могут быть реализованы без соответствующего уточнения.

Вернемся к дефинициям ЭГ. В Интернете можно встретить и другие дефиниции данного вида голосования. Так, ЭГ понимается как «процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетени и т. п.), так и сам процесс подачи голоса посредством различных новых телекоммуникационных средств»35.

Стоит отметить, что понятие ЭГ содержится не только в отечественном законодательстве и научной литературе, но и в международных источниках. Так, в Рекомендациях R (2004) 11 Комитета Министров Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (приняты Комитетом Министров 30 сентября 2004 г. на 898-ом заседании) (далее — Реко мендации Комитета Министров Совета Европы 2004 г.)36 закреплено, что электронное голосование — это электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств как минимум при подаче голосов. Таким образом, ЭГ включает в себя применение оптических сканеров, машин для голосования, средств дистанционного голосования, в том числе Интернет-голосование, и прочее.

Проанализировав дефиниции электронного голосования, считаем, что определение «электронное голосование», закрепленное в Федеральном законе № 67-ФЗ, не раскрывает всю полноту данного феномена, поскольку, как было отмечено выше, ЭГ включает в себя не только голосование с помощью электронного избирательного бюллетеня, но и электронный подсчет бумажных избирательных бюллетеней.

Таким образом, предлагаем внести изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ, а именно пп. 62 ст. 2 изложить в следующей редакции: «электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы», а также голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня, но с применением автоматизированного приема, обработки бюллетеней и подсчета голосов» (см. Приложение А).

В соответствии с п. 5 ст. 74 Федерального закона № 67-ФЗ данные, введенные в ГАС «Выборы», должны быть оперативно доступны (в режиме «Только чтение») абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования. Порядок их предоставления установлен Постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 г. № 4/33-7 «Об Инструкции по размещению данных ГАС РФ «Выборы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»86. Кроме этого в Постановлении ЦИК России от 20 апреля 2016 г. № 4/33-7 установлено требование, запрещающее устанавливать физическую связь технических средств избирательных комиссий, осуществляющих взаимодействие с сетью Интернет, с комплексами средств автоматизации ГАС «Выборы».

Наиболее важными функциями ГАС «Выборы» являются не только установление контроля за стадиями избирательного процесса и соблюдением избирательных прав граждан, но также осуществление обеспечительных мероприятий, направленных на открытость и прозрачность избирательного процесса, «повышение уровня доверия избирателей к результатам проводимых выборов, референду-мов»87. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 19/137-4 «О Положении об обеспечении информационной безопасности в государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (по состоянию на 28 февраля 2007 г.)88 устанавливает, что целью обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» является достижение такого уровня ее защищенности, который позволит осуществлять досто

верное, оперативное обслуживание проведения выборов и референдумов в условиях возможного случайного или преднамеренного воздействия на информацию, передаваемую в ГАС «Выборы», либо при попытках несанкционированного доступа к ней. В связи с этим особенно актуальным представляется установление мер по защите системы, в том числе и мер уголовно-правовой ответственности за незаконное вмешательство в ее работу.

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по состоянию на 9 марта 2016 г.)89 ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (по состоянию на 6 июля 2016 г.)90 (далее — УК РФ) дополнена ч. 3, устанавливающей ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы», которое расценивается как «фактор, способный существенно исказить результаты выборов или всенародного голосования»91.

В день голосования на выборах Президента РФ в марте 2004 г. 92, а также в ходе федеральных выборов в декабре 2011 г. и в марте 2012 г. были зафиксированы многочисленные атаки «хакеров». В этом случае оказываемое воздействие носило внешний характер, при этом ГАС «Выборы», безусловно, выступает в качестве предмета преступления. Кроме того, возможно вмешательство в деятельность системы изнутри с целью искажения передаваемых через систему данных. Например, путем указаний системному администратору о введении измененных данных протоколов избирательных комиссий.

Как отмечает член ЦИК России Шапиев С. М., «введение уголовной ответственности за вмешательство в работу ГАС «Выборы» было обусловлено тем, что в системе часто появлялись неправомерные повторные вводы протоколов участковых и иных избирательных комиссий, связанные с указаниями должностных и иных лиц, использовавших свое служебное положение»93. С учетом динамичного развития информационных технологий, полагаем, что разрешение проблемы, связанной с неправомерным вмешательством в систему, было рациональным и крайне важным шагом, направленным на обеспечение проведения честных выборов.

Следует отметить, что необходимый уровень безопасности информации в ГАС «Выборы» обеспечивается комплексом технических, программных и организационных мер, в частности «путем реализации всех требований, содержащихся в постановлениях ЦИК России, регламентирующих вопросы эксплуатации, порядка использования системы при проведении выборов различного уровня и вопросы безопасности системы»94. Как отмечает Веденеев Ю. А., «предусмотренные и реализуемые сегодня в системе процедуры контроля ввода данных являются действенной мерой защиты, гарантирующей исключение ошибки при передаче результатов голосования»95.

Подводя итог, необходимо выделить основные направления развития ГАС «Выборы». Так, к основным направлениям развития системы относятся: повышение надежности функционирования ГАС «Выборы» (например, формирование центра обработки данных (далее — ЦОД) ЦИК России и региональных ЦОД ГАС «Выборы» (при необходимости) как технических систем, обеспечивающих функционирование инженерных систем); совершенствование средств и методов обеспечения безопасности информации, расширение функциональных возможностей ГАС «Выборы» (например, реализация в специальном программном обеспечении ГАС «Выборы» изменений действующего избирательного законодательства, по ложений нормативных правовых актов ЦИК России); улучшение характеристик общего и специального программного обеспечения ГАС «Выборы»; развитие избирательных технологий, повышение прозрачности избирательного процесса, обеспечение контроля за соблюдением законности и предупреждения нарушений в ходе голосования (например, создание системы ДЭГ для реализации избирательных прав граждан, не имеющих возможности явиться на ��збирательный участок, разработка системы контроля за доставкой документов строгой отчетности избирательных комиссий (протоколов об итогах голосования, сводных таблиц) на основе использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС) и другое.


Похожие записи: