Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление земельных участков под многоквартирными домами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Такая вот алгебра с арифметикой. Однако существует практика раскидывания задолженности , когда остаток воды по многоквартирному дому распределяют по всем жильцам, у которых нет счётчиков. Как рассчитывается плата за отопление.

Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?

Жители многоквартирного дома имеют право оформить в собственность землю, на которой построен их дом. Это обезопасит их от точечной застройки во дворе, они сами смогут поставить детскую или спортивную площадку, разделить двор под парковочные места, сдать часть земли в аренду и зарабатывать на этом. Подробно об оформлении права собственности на участок под МКД рассказывает адвокат Алина Берест.

Оформление в собственность земельного участка рядом с многоквартирным домом (придомовой территории) требует некоторых усилий. Это дает владельцам недвижимости ряд преимуществ, но и накладывает обязательства. Сам процесс оформления вполне реален и представляет собой обычную бюрократическую процедуру. Да, придется походить с бумагами, зато вы и соседи сможете сами решать, что будет с землей около вашего дома.

Сколько земли полагается каждому дому?

Единого стандарта нет. Чаще всего у многоквартирного дома есть придомовая территория, размеры которой зафиксированы в кадастровом паспорте (точные данные можно получить, сделав запрос в Росреестр). Важно разобраться в терминах: речь действительно идет не только о той земле, которую занимает строение, но и о придомовой территории. Однако это может быть как узкий палисадник вдоль дома, так и участок, на котором находятся детская площадка и паркинг. В соответствии с действующими положениями Жилищного кодекса РФ (а точнее — п. 4 ч. 1 ст. 36), данная территория может быть присвоена жильцами на правах общей долевой собственности.

Что, что я один могу оформить всю землю на себя? А вдруг сосед уже.

Это невозможно. Дом ведь многоквартирный, и владение землей подразумевается коллективное. Решение нужно принять на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Общее собрание собственников МКД считается правомочным, если в нем приняли участие владельцы помещений в доме (или их представители), обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Получается, если земля уже зафиксирована в кадастровом паспорте, она наша?

Нет, это не так. Никто не запрещает, но никто и не обязывает владельцев оформлять придомовую территорию в совместное владение. Если вы с соседями хотите оформить землю в собственность, то нужно начинать готовить документы.

Я узнал, что границы придомового участка не сформированы – что делать?

Если в кадастровом паспорте нет данных о сформированном участке, не спешите отчаиваться. Любой из собственников или избранная на общедомовом собрании группа может обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления с запросом выделить и зафиксировать придомовую территорию (в соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и Письма Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777). Например, в Москве этим вопросом занимается Департамент городского имущества – он вносит данные в кадастровую карту, если участок размежеван.

Если межевания не было, следует вызвать кадастрового инженера. Сначала он разрабатывает проект межевания, который следует согласовать с владельцами соседних участков. Этот план утверждается городом и выносится на публичные слушания. После этого инженер готовит финальный межевой план и передает его на регистрацию сам или отдает собственникам МКД, чтобы те подали заявление в Росреестр.

Мы проверили кадастровый паспорт и провели собрание, что дальше?

Нужно подать в Росреестр документы для кадастрового учета и оформления участка в долевую собственность. Это можно сделать лично в Росреесте или МФЦ, по почте или на сайте Росреестра. Перед подачей документов нужно уплатить пошлину на услугу (сейчас это 200 рублей).

Список документов следующий:

  • заявление о государственном учете и регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица, документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • кадастровый план или документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
  • решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
  • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственников помещений в многоквартирном доме, возникшие до 31 января 1998 года (если в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав этих собственников).

Так, что нам все это даст?

После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

  • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
  • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
  • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
  • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

Минусов нет, что ли?

Без капли дегтя, конечно, тут не обойтись. Придется смириться с тем, что:

Получается, что снег нам теперь самим чистить?

К счастью, это не обязательно. Управлением эксплуатацией благоустроенной территории будут заниматься не сами собственники, а нанятая для этого компания. Это может быть управляющая организация, ТСЖ или Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Решение о том, кому доверить родную землю, также следует принять на общедомовом собрании собственников.

Текст подготовила Александра Лаврова

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_oformit_v_sobstvennost_zemlyu_pod_mnogokvartirnym_domom/7738

Как оформить земельный участок под многоквартирным домом

Если вы думаете, что земельный участок – это земля около вашего дома вон до той дороги, вы не правы. Как говорят учёные, давайте определимся с понятиями. Земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая границы и размер, установленные согласно законодательству (ст. 36 ЖК РФ).

Сегодня мы расскажем, как оформить такой земельный участок под многоквартирным домом.

Определите для себя выгоду

Она посоветовала перед тем, как начать работы, выбрать дом, в отношении которого они будут производиться, и ответить для себя на несколько вопросов.

Определите, какой правовой статус у земельного участка на сегодняшний день. Проанализируйте, насколько это будет вам выгодно. Если вы пришли к выводу, что оформить земельный участок для вас выгодно, разработайте алгоритм действий:

  • выберите, кто будет заниматься проблемой, определите его полномочия;
  • обозначьте исполнительный орган, который поможет провести работы;
  • поймите, когда наступит момент перехода права собственности – с этого момента у вас появятся новые права и обязанности;
  • определите размер такого участка;
  • проанализируйте возможные сложности и пути их решения.

Самое главное, что нужно сделать вначале – определить размер и границы земельного участка, чтобы уточнить его правовой статус.

Получите сведения по Публичной кадастровой карте

Удобнее всего узнать правовой статус с помощью Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра: вы получите однозначный отчёт от государственного органа о том, сформирован ли земельный участок под вашим многоквартирным домом.

Чтобы получить сведения, зайдите на страницу Публичной кадастровой карты, выберите свой город и введите адрес. Или, если у вы знаете координаты дома на географической карте, укажите их.

Найдя интересующий участок, кликните на него. Откроется окно, в котором будут собраны все доступные данные: точный адрес, площадь, кадастровая стоимость, форма собственности, юридический статус земельного участка и другие. Под статусом участка понимается его категория и вид разрешённого использования.

Эти данные нужно проверить, заказав выписку.

Кроме обращения к Публичной кадастровой карте есть ещё несколько способов узнать правовой статус земельного участка:

  • запросить информацию в органах местного самоуправления,
  • получить сведения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Сделать запрос может любой собственник помещений МКД, группа инициативных собственников, управляющая организация или ТСН.

Если участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учёт, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Сформируйте земельный участок

Если земельный участок не сформирован, обратитесь за помощью к:

  • федеральным органам исполнительной власти,
  • исполнительным органам государственной власти субъекта РФ,
  • органам местного самоуправления.

Для этого напишите заявление от собственников многоквартирного дома.

Кадастровые работы проводят кадастровые инженеры. Они делают их на основании заключаемого договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (либо заказчика).

Проекты планировки и межевания территории делаются для земельного участка, который находится под многоквартирным домом. Такие проекты относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Формирование земельного участка включает в себя:

  • подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории,
  • выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка.

Размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Если вам не терпится скорее провести все необходимые работы, есть четвёртый вариант. Собственники могут самостоятельно произвести межевание земельного участка под многоквартирным домом и обратиться в органы власти с заявлением о согласовании межевого плана, формировании земельного участка и постановки его на кадастровый учёт.

При этом собственники понесут дополнительные финансовые потери, которые органы местного самоуправления не возместят.

Мы рекомендуем вам помнить, что межевание земельного участка – это обязанность органов власти. Вы можете сделать межевание самостоятельно, если уверены, что органы власти сделают это некорректно. Например, выделят минимальный земельный участок под отмостку дома.

Но, помимо того что собственники понесут большие затраты, органы власти могут в итоге не согласовать такое межевание. Тогда собственникам придётся отстаивать свои права в суде.

К слову, защищать свои права в судебном порядке собственники могут и в случае, они не согласны с межеванием, которое сделала администрация. Рекомендуем вам не терять свои деньги и не упускать возможности – напишите заявление о формировании земельного участка.

Напишите заявление о формировании участка

Написать заявление может любой собственник многоквартирного дома, группа инициативных собственников, уполномоченное лицо. Управляющая организация или ТСН. УО и ТСН действуют по поручению собственников. В таком случае нужно провести общее собрание собственников, чтобы все выразили своё согласие.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию протокола общего собрания собственников помещений МКД;
  • копии документов, удостоверяющих личность уполномоченного лица;
  • документ, удостоверяющий состав и размеры помещений МКД;
  • при наличии – копии документов об отводе земельного участка.

Проведите общее собрание собственников

Общее собрание собственников понадобится только в том случае, если ни один собственник не захочет самостоятельно обратиться в орган власти с заявлением о формировании земельного участка, и собственники помещений в МКД захотят сделать это от имени всех собственников.

В этом случае вначале проводится общее собрание собственников, инициировать которое может любой собственник МКД, а затем в администрацию с заявлением обращается уполномоченное лицо.

Собрание проводится в порядке, описанном в статьях 45–48 Жилищного кодекса РФ. На повестку дня выносятся следующие вопросы:

  1. Принятие решения о необходимости формирования земельного участка под МКД.
  2. Выбор лица, уполномоченного представлять интересы собственников помещений МКД в органах государственной власти и органах местного самоуправления по вопросу оформления земельного участка, расположенного под МКД, в общую долевую собственность.

Земельный участок переходит в общую долевую собственность

В общую долевую собственность собственников помещений земельный участок под многоквартирным домом переходит после того, как:

  • органы государственной власти или органы местного самоуправления сформируют такой земельный участок,
  • его поставят на государственный кадастровый учёт.

Специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка или государственной регистрации права общей долевой собственности на такой земельный участок получать не нужно.

Есть разногласия – обращаетесь в суд

Если возникают разногласия по расположению границ земельного участка под многоквартирным домом, рекомендуем вам подать в органы власти мотивированное возражение и предложения по урегулированию спора.

Подать возражение может любой собственник МКД, группа инициативных собственников, управляющая организация или ТСН.

Если согласия по расположению границ земельного участка под многоквартирным домом достичь не удастся, собственники имеют право отстаивать свои интересы в суде.

Что нужно запомнить

Если вы хотите оформить земельный участок под многоквартирным домом, советуем вам сперва определить статус земельного участка на текущий момент и понять, насколько это вам выгодно.

Если вы решили оформлять участок, следуйте нашей инструкции:

  1. Получите сведения через Публичную кадастровую карту и проверьте их по выписке
  2. Если земельный участок не сформирован, напишите заявление о формировании земельного участка в органы власти.
  3. Если никто из собственников не хочет отдельно отправлять заявление, проведите общее собрание собственников.
  4. Возникнут разногласия по границам земельного участка и органы власти не захотят их решать – обращайтесь в суд.

Провести юридически грамотное общее собрание собственников для оформления земельного участка можно легко и быстро с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Источник: https://roskvartal.ru/zemelnyy-uchastok/8207-kak-oformit-zemelnyy-uchastok-pod-mnogokvartirnym-domom

Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

То есть, выяснить все вышеназванные обстоятельства, и только затем принять решение об организации такого собрания. В противном случае, определение границ согласно данных кадастрового учета может привести к невозможности регистрации права собственности и дальнейшим судебным спорам по оспариванию границ земельных участков.

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

Либо, в свете вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, у собственников есть право на обращение в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с границами земельного участка придомовой территории, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, об обжаловании действий муниципалитета по проведенному ранее межеванию земельных участков и установлению их границ, а именно: оспорить само право третьего лица на смежный участок, если он нарушает права собственников МКД (в плане границ общего имущества) или установить в судебном порядке границы (границы смежного участка), учитывая границы участка под МКД и придомовой территории.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(. )» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Таким образом, неважно, сформирован земельный участок придомовой территории или нет, собственники обязаны его содержать.

Ну, а по вопросам оформления права собственности на придомовую территорию согласно закону о регистрации недвижимости, будем надеяться, что на законодательном уровне будет разрешены все спорные моменты, указанные в настоящей статье. Или, как чаще всего происходит в нашей стране, суды, после обращения за разрешением спорных ситуаций наиболее продвинутых собственников и управляющих организаций, сформируют судебную практику, которая впоследствии будет внесена в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Как оформить
землю под
многоквартирным
домом
в собственность

Юрист. Окончила Саратовскую государственную академию права. Работала в органах местного самоуправления и государственной власти. Преподавала в Высшей школе экономики.

Если вы живёте в московской квартире и хотите сохранить придомовую территорию, установить забор, обезопасить себя от бесплатного изъятия земли для публичных нужд, получить доход от сдачи земли в аренду, благоустроить двор и установить барбекю, вы можете оформить земельный участок в общую долевую собственность. Юрист Полина Шевчук рассказывает, как это сделать.

В каких случаях нужно оформлять землю в общую долевую собственность

Когда жители хотят обезопасить себя от чужих машин и бездомных

Я часто читаю обращения жителей многоквартирных домов с просьбой помочь сохранить ухоженный, чистый двор от хаоса и разрухи из-за непрошеных «гостей» и заезжих машин. Ситуация обостряется, если дома находятся рядом с вокзалами, где скапливается большое количество машин, и многие автовладельцы паркуются в ближайших дворах, потому что парковочных мест не хватает. Близость к вокзалам приводит также к тому, что нередко бездомные выбирают ближайшие к вокзалам дома для ночлега. Аналогичный дискомфорт испытывают жители домов рядом с городскими парками, которые являются точками притяжения для огромного количества людей. В таких условиях жители вынуждены «огораживаться» от проблем.

Оформление в собственность поможет законно оградить двор. Если земля под домом не оформлена в общую долевую собственность, жителям запрещено устанавливать заборы. Шлагбаумы можно установить, если они не препятствуют и не ограничивают проход пешеходов и проезд машин на территории общего пользования (например на общие детские и спортивные площадки).

Когда жители хотят сохранить придомовую территорию

Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. В большинстве случаев границы не определены — кадастровый учёт не проведён, и земля находится в собственности Москвы. Чтобы узнать, определены ли границы территории дома, где вы живёте, нужно на сайте eatlas.mos.ru открыть в категории «Территории» в меню справа раздел «Участки межевания жилых кварталов».

Чем плохо жить на неразмежеванной территории?

Жители могут лишиться территории двора, детских площадок и парковочных мест. Так это и происходило, когда проекты межевания утверждались без публичных слушаний. Но в 2008 году приняли постановление, по которому для учёта интересов населения утверждённые до этого проекты межевания подлежат актуализации и рассмотрению на публичных слушаниях. Казалось бы, жители должны быть довольны — их мнение хотели учесть. Но нет.

Показательным является проект межевания в ЦАО, когда даже публичные слушания обострили отношения между соседями из-за результатов межевания территории квартала № 955 Мещанского района, ограниченного Ботаническим, Протопоповским, Астраханским и Грохольским переулками. После «учёта мнения жителей» существенно изменилась конфигурация земельного участка и уменьшилась (на 14,5%) площадь дворовой территории дома по адресу Астраханский пер., 1/15. Новая форма участка с острыми углами затруднила возможность уборки территории и проезд спецтехники, а также сократила количество машиномест с 36 до 21.

Поскольку процесс актуализации утверждённых без публичных слушаний проектов межевания кварталов в Москве не завершён, вопрос сохранения придомовой территории площадью не меньше нормативно необходимой актуален ещё для многих жителей столицы. Сами жители при этом не могут инициировать публичные слушания, но они могут присутствовать на слушаниях, организованных Окружной комиссией при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки в своём округе, и высказывать своё мнение.

Когда жители хотят благоустроить двор

Благоустройство дворовых территорий выполняется в соответствии с постановлением Правительства Москвы «О стимулировании управ районов города Москвы». Если жители хотят создать места отдыха, детские, физкультурные и хозяйственные площадки по типовому проекту, им необходимо обратиться в управу своего района с просьбой включить территорию дома в план благоустройства на очередной год (проведение общего собрания собственников помещений необязательно). Если жители планируют реализовать флагманский проект на своей территории, им необходимо провести общее собрание и утвердить на нём перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих собственников помещений.

Когда жители хотят получить доход от сдачи земельного участка в аренду

Собственники помещений могут сдать в аренду земельный участок для размещения магазинов, рекламных конструкций, предприятий сферы услуг, например интернет-провайдеров. Это решение должно быть принято большинством собственников помещений в многоквартирном доме — не менее двух третей от общего числа голосов. Доход от аренды можно направить на общедомовые нужды.

Кто может оформить земельный участок?

Обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, может любой собственник помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в этом доме. Обратите внимание, проводить общее собрание собственников помещений для этого необязательно.

Как оформить земельный участок: пошаговое руководство

Оформляют земельный участок под многоквартирным домом в Москве в три этапа:

Получают копию проекта межевания жилого квартала. Заказывают межевание земельного участка под конкретным домом и получают межевой план.

Ставят земельный участок на государственный учёт и получают выписку из реестра недвижимости.

Получают адрес и меняют вид разрешённого использования земельного участка. Вид меняют, если в базе участок именуется «под строительство многоквартирного дома». При оформлении земельного участка в собственность вид меняется на «размещение дома».

Весь процесс занимает от двух до шести месяцев. Количество времени зависит от согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, взаимодействия с органами власти и от подводных камней, описанных ниже.

Инициатор, то есть житель-собственник, заказывает копию проекта межевания квартала через службу одного окна Департамента городского имущества г. Москвы (в отдельных районах это «окно» находится в управе района) или через электронную услугу «Выдача копий правоудостоверяющих, правоустанавливающих документов» на сайте mos.ru. Проект межевания квартала является своеобразным техническим заданием для кадастрового инженера. В его графической части приводится примерная схема границ земельного участка. Точное местоположение границ определяет кадастровый инженер после проведения геодезической съёмки.

Житель-инициатор заключает договор на комплекс кадастровых работ с кадастровым инженером. Договор платный, поэтому нужно собрать деньги с жителей. Проще всего это сделать на собрании, чтобы определить активных участников и понять, какая сумма должна быть внесена от всех согласных. Кадастровый инженер готовит схему расположения земельного участка и согласовывает границы с правообладателями смежных земельных участков (это нужно, если образуемый земельный участок под многоквартирным домом граничит с земельными участками, границы которых подлежат уточнению).

После подписания договора кадастровый инженер направляет инициатору межевой план участка в виде электронного документа. С момента заключения договора до получения по почте плана обычно проходит от одного до трёх месяцев. В межевом плане обязательно должна быть отражена информация о назначении здания и приведена норма федерального закона о возникновении права общей долевой собственности на образуемый под многоквартирным домом земельный участок.

В процессе межевания земельного участка под домом могут обнаружиться участки, ранее сформированные Департаментом городского имущества г. Москвы для передачи их по договору аренды под нежилые помещения первого этажа. В такой ситуации любому собственнику помещения в доме необходимо обратиться в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учёта. Это делается лишь тогда, когда участок поставлен на учётене под всем домом, а под его частью, и не для нужд жителей всего дома, а для владельца нежилого помещения.

Источник: https://pik.media/magazine/finance/kak-oformit-zemelnyj-uchastok-pod-mnogokvartirnym-domom-v-obshhuyu-dolevuyu-sobstvennost/

Формирование земельного участка под многоквартирным домом

Оформление земли, на которой располагается многоквартирный дом – это актуальная тема в настоящее время в нашей стране. Более того, эта тема содержит в себе очень много нюансов и сюрпризов, которые оказываются приятными для собственников.

Стоит отметить, что собственники жилья могут претендовать на право пользования землёй под домом. Для этого им необходимо оформить участок, который будет принадлежать каждому собственнику квартиры. Они же обязаны следить не только за сохранностью дома, но и ухаживать за придомовой территорией.

Земельный участок под многоэтажным домом – что с ним делать

Необходимо отметить, что обязанность по передаче земельного участка, который находится под многоэтажкой, возлагается на администрацию населённого пункта. Этот вопрос урегулирован на законодательном уровне. Но, почему-то у граждан все равно остаются по этому поводу вопросы.

Именно поэтому необходимо отметить, что земельный участок должен переходить по праву общей долевой собственности во владение всех жильцов дома. Это правило прописано в ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». В этом законе также указано, что земельный участок переходит в собственность бесплатно. Но, для этого необходимо зарегистрировать этот участок, то есть, чтобы на него было заведено кадастровое дело.

Статья четвёртая этого закона говорит о том, что формирование земельного участка под жилым многоквартирным домом должно осуществляться органами местного самоуправления. Но самовольно они сделать это не имеют права. То есть, жильцы обязаны подать соответствующее заявление. Оно может подаваться, как одним лицом, которое было выбрано на голосовании собственником либо всеми жильцами сразу.

Необходимо отметить, что уполномоченным лицом, которое имеет право подавать заявление в орган местного самоуправления, является и товарищество собственников квартир в многоэтажном доме.

Право на приобретение физическими и юридическими лицами земельного участка под многоквартирными домами закреплено также и в Земельном кодексе РФ. Статья седьмая Кодекса гласит, что кадастровый паспорт на землю под многоэтажным домом выдаётся после заявления со стороны органа местного самоуправления в соответствующий орган. Но до этого, жильцы дома коллективно, либо делегируя полномочия одному гражданину, должны подать соответствующее заявление в орган самоуправления.

После чего сотрудники администрации могут подать заявку на внесение земельного участка, на котором находится жилой многоквартирный дом, в кадастровый учёт. После регистрации выдаётся кадастровый паспорт, в котором отражаются все необходимые сведения по данному объекту. Стоит отметить, что расходы в этом случае несёт лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. Порядок обращения с заявлением регулируется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с этим можно сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе указать уполномоченному лицу на этот факт. То есть, чтобы получить земельный участок, на котором стоит жилой дом, в собственность, его необходимо зарегистрировать. А это делается за счёт будущих собственников земельного участка.

То есть, за счёт бюджетных средств такие процедуры не проводятся. Соответственно о бесплатном «куске сыра» нужно забыть навсегда.

Земля под многоквартирным домом в собственность — порядок оформления

Решая оформить землю под многоквартирным дом в собственность, необходимо несколько раз подумать. В решении этого вопроса не стоит торопиться, взвесьте все плюсы и минусы. А их в этом вопросе достаточно.

Начнём с положительных сторон оформления земельного участка в собственность:

  • Перед тем как проводить действия обременительного характера, необходимо их обсудить с собственниками земли,
  • Разрешение собственников понадобится и для постройки парковок, строений и других сооружений,
  • Собственники имеют право самостоятельно и на личное усмотрение обустраивать площадку около дома,
  • Собственники имеют право сдавать землю в аренду,
  • Оформленная в собственность земля повышает цену на квартиру при продаже,
  • Право собственности защищается законом.

Теперь рассмотрим несколько отрицательных моментов, с которыми придётся столкнуться лицам, которые все же захотят оформить участок в собственность:

  • Срок оформления может растянуться до 1 года,
  • Для оформления участка в собственность необходимо затратиться ещё и финансово,
  • Собственники квартиры, которые изъявили желание оформить землю под домом не только имеют на это право, но и несут обязанности. И если он не исполняет свои обязанности, то может быть наказан в соответствии с административным законодательством,
  • Если на территории будут построены незаконные сооружения, то за такие действия ответственность несёт собственник земельного участка.

Стоит также отметить, если граждане используют участок без правоустанавливающих на это документов, то они подлежат административному наказанию.

Если вы все же решитесь оформить землю под многоквартирным домом в собственность, то необходимо ознакомиться с процедурой такого оформления.

Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом

Для того чтобы получить право на владение земельным участком, нужно пройти несколько этапов:

  • Назначить дату проведения собрания между собственниками жилья в многоэтажном доме. Отчёт о проведение собрания должен отражаться в протоколе,
  • Составить заявление и предоставить его сотруднику администрации в населённом пункт, в котором необходимо указать желание оформить земельный участок в собственность.
  • Выбранное уполномоченное лицо, подаёт заявление о формирование и оформлении земельного участка, который занимает многоквартирный дом,
  • Проводятся землеустроительные работы, устанавливаются границы участка,
  • Сформировывать земельный участок имеют право органы местного самоуправления.
  • Если есть необходимость, то проводится процедура межевания границ. Проект по межеванию утверждает администрацией населённого пункта. После того как проект будет утверждён, принимается решение о передачи земли в общую долевую собственность,
  • Необходимо пройти процедуру кадастрового учёта. После того как земельный участок будет зарегистрирован, можно оформлять право собственности на него.

Мы уже отмечали, что заявление подаётся уполномоченным лицом, которое выбирается на общем собрании собственников. Заявление подаётся в Администрацию муниципального образования. Службы, которые занимаются вопросом формирования земли, могут носить разное название:

  • Департаменты,
  • Комитеты т. д.

Стоит отметить, что заявление подаётся в Комитет по земельным ресурсам при Администрации местного муниципального образования. К заявлению обязательно необходимо приложить ксерокопии документов:

  • Схема распределения имущества между владельцами квартир на праве общей долевой собственности,
  • Уведомление о дате и месте проведения собрания собственников квартир,
  • Лист регистрации собственников, которые присутствовали на собрании,
  • Доверенность уполномоченных представителей собственников,
  • Документ, подтверждающий, что на собрании присутствовали все собственники квартир,
  • Письменное решение о формировании земельного участка, принятого всеми собственниками квартир,
  • Паспорт уполномоченного лица.

В завершении того, что было сказано выше, можно сделать вывод: оформлением земли в собственность должны заниматься только собственники квартир. При этом они должны нести все расходы в результате оформления, они должны следить не только за благосостоянием дома, но и за надлежащим видом преддворовой площадки. Не нужно забывать, что законодатель не только даёт права, но и накладывается обязанности и обязательства. А органы местного самоуправления по заявлению граждан имеют право сформировывать земельный участок.

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/formirovanie-zemelnogo-uchastka-pod-mnogokvartirnyim-domom


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *