Организация использования земель сельскохозяйственного назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация использования земель сельскохозяйственного назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Ответ на вопрос, как заполнить вкладыш в трудовую книжку образец внесения ничем не отличается от обычного образца , в этом случае будет таким же, как и для внесения остальных записей. Если в организации такого штампа нет, то его следует заказать, а такую запись сделать от руки. Все цифры должны совпадать.

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования таких участков

Российская Федерация обладает огромными земельными территориями и занимает 1/9 часть суши, а большая часть этих земель (22,6% – 386,5 млн. га) пригодна для выращивания:

  • фруктов,
  • овощей,
  • зерновых культур,
  • ведения животноводства.

Такие плодородные земли относятся к категории сельхозназначения.

Законодательно установлено определение территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства и перечень разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (ЗК РФ ст. 77, 78):

  • ведение сельского хозяйства в промышленных масштабах;
  • устройства специальных насаждений для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова и т.д.;
  • осуществление сельхоз- и экотуризма;
  • проведение научно-исследовательских работ и изысканий;
  • животноводство;
  • осуществление учебной и иной деятельности, связанной с сельским хозяйством;
  • создание крестьянско-фермерских хозяйств;
  • использование для нужд личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • огородничество.

Также допустимо строительство жилых и вспомогательных объектов недвижимости на землях сельхозназначения.

Чтобы не стать нарушителем закона и не попасть под действие Административного Кодекса РФ (КоАП РФ ст. 8.8), необходимо знать, к какому виду разрешенного использования относится ваш земельный участок сельскохозяйственного назначения и действовать строго в соответствии с Классификатором ВРИ.

Что такое сельхозземли?

В соответствии с российским законодательством все земли делятся на несколько категорий целевого назначения.

Это необходимо для определения правового режима их использования и охраны.

Самой большой группой являются земли сельхозназначения, виды разрешенного использования которых подробно расписаны в отдельном документе — Классификаторе ВРИ.

К ним относятся территории:

  • расположенные за пределами населенных пунктов,
  • обладающие определенными показателями плодородности,
  • позволяющими вести сельскохозяйственную деятельность.

Все земельные богатства, тянущиеся за городом в пределах видимости и до самого горизонта, являются землями сельскохозяйственного назначения. И даже если они не заняты в настоящий момент полями и пашнями, они предназначены именно для целей, связанных с агропромышленным хозяйством.

Какие ВРИ для земельных участков сельхозназначения существуют?

Несмотря на свое название, земли сельхозназначения обладают широким спектром возможностей для своих владельцев.

Разрешенное использование земли сельскохозяйственного назначения определяются Классификатором ВРИ ЗУ и позволяют гражданам и организациям в полной мере воплощать свои бизнес- и сельхозидеи, эко-фантазии.

Благодаря классификатору ВРИ, а именно тому, что он охватывает всевозможные роды деятельности, которые могут вестись на землях сельхозназначения, на земельных участках возможно ведение следующих родов деятельности:

  1. осуществление предприятиями с/х деятельности;
  2. создание личных либо фермерских хозяйств;
  3. выращивание овощных, плодовых культур;
  4. создание дачных, садоводческих или огороднических товариществ;
  5. выращивание и разведение животных, насекомых и рыб;
  6. научно-исследовательская деятельность и т.д.

Все земли сельскохозяйственного назначения по видам разрешенного использования условно можно разделить на две категории.

Это земли, на которых:

  • разрешено жилое строительство (Коды по Классификатору ВРИ 1.16, 13.1-13.3.);
  • запрещено строить жилые здания, но допускается возведение капитальных строений с обязательным получением разрешения на строительство и не капитальных без получения оного (коды по Классификатору ВРИ 1.0-1.15, 1.17, 1.18).

Наиболее популярными для частного строительства являются следующие виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения:

  • «Ведение садоводства» (код 13.2),
  • «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3).

«Ведение садоводства» – земли, чаще всего входящие в садоводческие сообщества. Позволяют владельцам выращивать:

  • овощи,
  • фрукты,
  • бахчевые,
  • сезонные и жилые садовые домики,
  • вспомогательные строения.

Регистрация в таком жилье запрещена, но с вступлением в силу 1 января 2019 года закона ФЗ № 217-ФЗ «О садоводстве и огородничестве» это ограничение снимается. Также с вступлением в силу этого закона все дачные земли станут садоводческими.

«Ведение дачного хозяйства» – земельный участок можно использовать в тех же целях, что и в предыдущем пункте. Существенным отличием является возможность прописки только по решению суда после признания капитального строения жилым и соответствующим всем санитарным требованиям и норма безопасности.

Дачные и садовые участки могут принадлежать к категории земель населенных пунктов. Есть несколько способов выяснить, к какой категории относится Ваш земельный участок, самый простой — по кадастровому номеру. А о том, какая категория земель больше подходит для строительства, читайте в этой статье.

Несмотря на то, что новый Классификатор ВРИ ЗУ вступил в силу еще в 2015 году, не все землевладельцы привели свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие.

Если в вашем кадастровом паспорте указан ВРИ из старого классификатора земель, которого в настоящее время уже не существует, не стоит расстраиваться.

Такой документ является действующим, а прописанные в нем виды разрешенного использования можно применять.

При желании сменить ВРИ на новый можно, уточнив в местной администрации планирование данной территории.

Чтобы определить весь спектр возможных видов разрешенного использования сельскохозяйственных земель, достаточно обратиться к Классификатору ВРИ ЗУ.

Кроме того, что сельскохозяйственные земли необходимо использовать в строгом соответствии с ВРИ, существуют дополнительные условия и ограничения ее использования:

  • правовые – обусловлены правовым режимом территории, на которой расположены земли сельхозназначения;
  • экологические – обусловлены требованиями экологической защиты земель и охраны окружающей среды;
  • агротехнические – обусловлены необходимостью сохранения плодородия почв;
  • специальные.

Также важно учитывать, что все виды использования земельных участков сельхозназначения могут быть разделены на три группы.

  1. Основные ВРИ – устанавливаются в строгом соответствии с Классификатором и целевым назначением участков.
  2. Условно разрешенные – определяются градостроительным регламентом в соответствии с условиями ПЗЗ для конкретной территории.
  3. Вспомогательные – не являются преимущественными для выбранного участка земли, направлены на обеспечение функционирования основного ВРИ.

Какой ВРИ подходит для строительства дома?

Вид разрешенного использования земельного участка не только «подсказывает» собственнику, каким именно видом сельского хозяйства можно заниматься, но еще и определяет, сможет ли он построить на своей земле жилой дом или же не сможет.

Если вы желаете возвести жилую постройку, выбирайте участок с одним из следующих видов разрешенного использования:

  1. «Ведение дачного хозяйства» – для целей загородного отдыха или постоянного проживания с возможностью регистрации, такие земельные участки подходят оптимальным образом;
  2. «Ведение садоводства» – уже сегодня вы можете начать строительство капитального жилого строения, чтобы в 2019 году иметь возможность не только проживать на территории собственной усадьбы, но и прописаться в новом доме (ФЗ № 217-ФЗ).

Подробнее о строительстве на участках с ВРИ для садоводства и огородничества читайте в отдельной статье. Возможно, вам также будет интересна статья «Чем отличаются земли ИЖС, СНТ, ДНП«.

Что еще можно строить?

Фантазия владельца участка земли сельхозназначения в плане возведения вспомогательных и хозяйственных построек практически ничем не ограничена.

Допустимо строить множество объектов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, согласно вида разрешенного использования земли.

Вы можете строить:

  • объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
  • объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
  • загоны для скота или птицы;
  • беседки, навесы, бани, сараи;
  • объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
  • теплицы и мелиоративные сооружения;
  • другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.

Видео о том, как найти участок с нужным ВРИ

О видах разрешенного использования земли сельхозназначения и способах поиска участков для аренды или покупки смотрите в данном видео:

Выводы

Понятие и состав категории земель сельхозназначения достаточно обширны.

Целевое назначение земли и установленные ВРИ дают возможность каждому заинтересованному лицу найти земельный участок, полностью или частично соответствующий целям и запросам.

Также важно отметить, что возведение капитальных объектов на землях сельхозназначения не запрещено, но любое строительство должно полностью соответствовать не только градостроительным нормам и ПЗЗ, но и требованиям безопасности и санитарно-техническим нормам.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/vri/zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-vidy-razreshennogo-ispolzovaniya

Использование земель сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

  • Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/ispolzovanie-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya.html

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что з емли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий .

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности п редоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

    1. Земельным кодексом РФ;
    2. федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;
    3. федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
    4. федеральным законом о личном подсобном хозяйстве;
    5. федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
    6. другими федеральными законами;
    7. законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 10 закона устанавливает, что з емельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. .

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:

    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду , а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок . При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6 ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если

    1. земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли , повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
    2. в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания .

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-pravovogo-rezhima-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-poryadok-ich-predostavleniya-i-izyatiya

Особенности правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Студентка 416 гр.

Билык Александра

Гайденко Е.Ю.

Днепропетровск – 2012

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие кото­рых связано со сферой сельскохозяйственного производст­ва. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, основным целевым на­значением которых является их использование в сель­ском хозяйстве. В соответствии со ст. 47 Земельного ко­декса землями сельскохозяйственного назначения призна­ются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Исходя из приведенного понятия земель сельскохозяйственного на­значения, можно выделить два основных правовых при­знака сельскохозяйственных земель — предоставление для нужд сельского хозяйства и предназначение для использо­вания в сфере сельскохозяйственного производства.

Одной из главных характеристик земель сельскохозяй­ственного назначения является их почвенная характери­стика. Поэтому земля играет особую роль в сельско­хозяйственном производстве. Ее использование в этой об­ласти составляет в основном пользование почвами как объектом производственно-хозяйственной деятельности.

В соответствии с земельным законодательством не все земли сельскохозяйственного назначения вовлечены в сель­скохозяйственное производство. Некоторая часть из них может быть переведена в резервный фонд или в состав земель запаса. Вместе с тем для сельскохозяйственных нужд могут использоваться земли лесного и водного фонда, земли населенных пунктов и других категорий. Однако последние категории земель не относятся к сельскохозяй­ственным землям и сохраняют свой правовой режим ис­пользования.

Особенности правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

В правовом регулировании использования и охраны зе­мель сельскохозяйственного назначения традиционно име­ют место два основных аспекта. Во-первых, обеспечение оптимального использования и охраны земель в самом процессе сельскохозяйственного производства и, во-вторых, максимально возможное предотвращение сокращения их площадей. В первом случае существует зависимость пра­вового регулирования использования земли от уровня раз­вития сельскохозяйственного производства.

Проблема правового обеспечения охраны площади зе­мель, используемых как основное средство производства, от изъятия для строительства промышленных и иных объ­ектов в настоящее время является значительной пробле­мой для сельского хозяйства. Вторжение несельскохозяй­ственного использования земель в сферу земледелия явля­ется закономерным итогом процесса урбанизации и развития промышленности. В этой связи возникает про­блема соотношения сельскохозяйственного и несельскохо­зяйственного использования земель.

Все земли, которые пригодны для сельскохозяйственно­го производства, имеют приоритетный режим использова­ния. Это означает, что они, во-первых, должны в соответст­вии со ст. 20 ЗК предоставляться, прежде всего, для сель­скохозяйственных целей. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основа­нии данных государственного земельного кадастра.

Хозяйственное использование земель сельскохозяйст­венного назначения не должно ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности. Наоборот, оно должно содействовать восстановлению и улучшению пло­дородия почв и их полезных свойств. В этой связи собст­венники земельных участков и землепользователи обяза­ны выполнять мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вто­ричного засорения, иссушения, уплотнения, загрязнения от­ходами производства, химическими и радиоактивными ве­ществами и от других процессов разрушения, от зараста­ния сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, а также других процессов ухудшения культуро-технического состояния земель. Они также должны про­водить рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полез­ных свойств земли. Все предприятия и организации, которые проводят работы, влияющие на состояние сельскохо­зяйственных земель, обязаны снимать, использовать и со­хранять плодородный слой почвы.

Таким образом, правовое ре­гулирование использования земли в процессе сельскохо­зяйственного производства, а также установления оптимального соотношения в межотраслевом использова­нии земли ориентировано прежде всего на обеспечение ра­ционального использования земли в целях развития сель­скохозяйственного производства.

Понятие и принципы планирования использования земель

Планирование использования земель осуществляется в соответствии с нормами главы 30 ЗК Украины. Планирование представляет собой урегулированная нормами права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию использования земель, которая заключается в разработке и утверждении планов и схем использования земель, правил застройки населенных пунктов.

К принципам планирования использования земель относятся:

1) принцип обеспечения оптимального распределения земель между сферами производства и других народнохозяйственных нужд;

2) принцип максимального сохранения земель сельскохозяйственного назначения, особенно наиболее ценных сельскохозяйственных угодий;

3) принцип привлечения к сельскохозяйственному обороту земельных участков, не используемых по целевому назначению;

4) принцип постоянного повышения их плодородия, осуществления противоэрозионных и противоселевых мероприятий, создание условий для рекультивации земель, охраны их от загрязнения и засорения.

Виды планирования использования земель

В зависимости от уровня на котором разрабатываются программы использования и охраны земель они делятся на общегосударственные, региональные и местные программы использования и охраны земель.

Различают следующие разновидности планирования использования земель как естественно –сельскохозяйственное районирование и зонирование земель.

Естественно — сельскохозяйственное районирование земель составляет деление территории с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур. Естественно-сельскохозяйственное районирование земель является основой для оценки земель и разработки землеустроительной документации по использованию и охране земель. Использование и охрана сельскохозяйственных угодий осуществляется в соответствии с природно-сельскохозяйственного районирования. Оно помогает составить четкое представление о характере земель, их необходимо и целесообразно использование, производительность и дает возможность быстро, экономично и достаточно полно оценить потенциальные возможности земельных ресурсов соответствующей территории.

Зонирование земель осуществляется в пределах населенных пунктов. При зонировании земель устанавливаются требования относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков в границах отдельных зон согласно местным правилам застройки.
Согласно ст. ст. 177 и 178 Земельного кодекса Украины планирования использования и охраны земель осуществляется путем проведения работ:
— по составлению общегосударственных и региональных программ
использования и охраны земель;
— по природно-сельскохозяйственному районированию и зонированию земель и особо охраняемых территорий;
— по составлению схем зонирования земель в пределах населенных пунктах и
территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений;
— по составлению схем формирования специальных земельных фондов.

Существовавшая ранее в Украине система планирования использования и охраны земель была ориентирована на централизованное распределение земельных ресурсов. Роль землеустройства сводилась, главным образом, в межотраслевого перераспределения земель, зачастую без учета интересов непосредственных производителей продукции, территориальных свойств земли.

В условиях рыночной экономики поставлена ​​задача максимального удовлетворения экономических интересов как землепользователей, так и государства с учетом перспектив развития.

В связи с этим, целью работ по планированию использования и охраны земель, которые должны проводиться в настоящее время, является определение долгосрочной или краткосрочной перспективы рационального использования земель категорий независимо от форм собственности на землю и хозяйствования, разработка предложений для принятия решений по перераспределению земель с учетом потребности в земельных ресурсах агропромышленного комплекса, лесного хозяйства и объектов природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения, развития городов и других поселений, промышленности, транспорта, горнодобывающих отраслей, создания фонда перераспределения земель с целью обеспечения земельными участками граждан для ведения садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства, обеспечения мероприятий по охране земель и других целей.

Земельный фонд Украины характеризуется высокой степенью освоения. Сельскохозяйственные угодья занимают 42,4 млн. га, или 70% общей земельной площади. Земли, которые требуют освоения, занимают лишь 2,5% ее территории. В сельском хозяйстве земля является важнейшим средством производства.

Характерной особенностью структуры сельскохозяйственных угодий является высокий удельный вес пахотных земель (больше 80%). Другие площади используются под многолетние насаждения (2,7%), сенокосы (5,1%) и пастбища (11,4%).

Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и др. многолетние плодовые насаждения) и на несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, не входящие в земли лесного фонда сельские леса и древесно-кустарниковая растительность, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли под зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также овраги, пески, солончаки, болота и т.п.).

Природоохранная направленность современного землеустройства выражается в такой организации использования земель и системы хозяйства, которая максимально учитывает природные свойства землепользования, то есть проектируемые производственные территориальные единицы и хозяйственные участки должны быть пригодны для агроэкологически обоснованного размещения в них сельскохозяйственных культур, проведения мероприятий по воспроизводству плодородия почв.

Целенаправленное воздействие на землю с целью создания необходимых производственных свойств, удовлетворяющих конкретным агроэкономическим условиям применения современных технологий, предъявляет высокие требования к размеру, конфигурации и расположению хозяйственных участков в целях эффективного проведения полевых механизированных работ, обслуживания машинно-тракторных агрегатов и перевозки грузов.

Требования землеустройства на современном этапе должны быть направлены на создание условий для рационального использования земли, воспроизводство плодородия почв, равноправного развития всех землепользований, оптимального территориального размещения производственных сил, сохранение и улучшение окружающей природной среды, устранение существующих недостатков организации производства и территории. К недостаткам внутрихозяйственной организации сельскохозяйственного производства и территории относятся ее территориальная и экологическая нестабильность, экономические деформации в производстве, эффективность использования земли и других средств производства.

К основным недостаткам можно отнести: несоответствие размеров и размещения землепользований условиям ведения производства, экономическим возможностям землепользователей; несоответствие структуры, качества и количества, выделяемых или имеющихся земельных угодий, структуре и размерам планируемого производства; отсутствие природоохранной обоснованности организации территории землепользования. Ликвидация отмеченных недостатков возможна лишь посредством радикальных земельных преобразований, проводимых в рамках землеустройства. На данном этапе развития земельных отношений главными принципами проведения землеустройства являются: приоритетное решение природоохранных задач перед производственными (исключение рассмотрения вариантов перераспределения земель, территориальной организации сельскохозяйственного производства, наносящих ущерб окружающей природной среде); максимальный учёт эколого-хозяйственных и агроэкологических свойств территории, природной устойчивости её отдельных частей при реорганизации землепользований и территориальном размещении производства, обеспечивающем наиболее полное использование адаптивного потенциала территории, сельскохозяйственных растений и животных, что обусловливает высокую эффективность землеустройства; приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий, что вызывает необходимость обоснования при землеустройстве соответствующего уровня интенсивности использования земли, защиты сельскохозяйственных угодий от изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации деградированных земель; комплексный характер организации территории и производства в целях обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землёй с её количественными и качественными характеристиками и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащённостью и другими параметрами предприятий, а также своевременного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процессов производства; повышение устойчивости землепользования как производственной и агроландшафтной системы, сохранение долговременных элементов организации территории, создающих агроландшафтный каркас (дороги, лесополосы, поля севооборотов, мелиоративные сооружения и другие объекты постоянного действия); экологическая, экономическая и социальная эффективность землепользования и организации его территории, требующая соответствующего обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства.

Основу экономической эффективности любого хозяйства, а также природоохранные и экологические требования к системе ведения сельскохозяйственного производства и использованию земли определяют проекты внутрихозяйственного землеустройства. Они увязывают существующую систему расселения, организацию производства, труда и управления на предприятии, систему ведения хозяйства с организацией рационального использования и охраной земли, создают наилучшую, в конкретных природных и социально-экономических условиях, организацию территории.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на всех землях, закрепленных за сельскохозяйственными предприятиями, включая земли, находящиеся в собственности, аренде, пользовании коллективных крестьянских хозяйств, ассоциаций и других предприятий, ведущих сельскохозяйственное производство независимо от форм собственности на землю и других средств производства. Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводится в единой технологической связи со схемами землеустройства района. В необходимых случаях ему предшествует межхозяйственное землеустройство, связанное с образованием новых и упорядочением существующих землепользований. Проведение землеустройства на современном этапе, должно быть направлено на создание условий для рационального использования земли, воспроизводства плодородия почв, равноправного развития всех форм хозяйствования на земле, оптимального размещения производительных сил, сохранения и улучшения природной среды и устранения существенных недостатков организации производства и территории.

Территориальное (межхозяйственное) землеустройство – один из видов землеустройства, посредством которого организуют использование и охрану земельных ресурсов. Межхозяйственное землеустройство – это процесс и система мероприятий по организации использования и охраны земли в народном хозяйстве, его отраслях, регулированию землевладения и землепользования путем образования новых, упорядочения и изменения существующих земельных участков хозяйств, фондов земель, по установлению границ административно-территориальных образований и особо охраняемых территорий. Оно распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и пользования. Межхозяйственное землеустройство необходимо при формировании, распределении, улучшении, установлении и закреплении на местности границ земельной собственности, принадлежащей различным землевладельцам и землепользователям.

Рациональным можно считать такое землевладение или землепользование, которое обеспечивает по своим параметрам (размещение, площадь, конфигурация, структура, границы) наибольшую эффективность в использовании земли при достижении производственных, экологических и других специальных целей, в том числе улучшение и восстановление земель, повышение их плодородия, защиту от эрозии, рекультивацию нарушенных земель, а также на консервацию земель, плодородие которых невозможно восстановить, обоснование направлений и перспектив мелиорации земель, обеспечение охраны земли и других природных ресурсов.

В результате межхозяйственного землеустройства каждому хозяйству должно быть создано рациональное по размеру и расположению землепользование и благоприятные условия для организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Землеустроительные мероприятия имеют свою специфику с точки зрения требований к оценке природной среды. Они сводятся к необходимости природного районирования территории, оценке природных условий с точки зрения характеристики структуры земельных угодий, размещения сельскохозяйственных культур и видов скота, эффективности использования сельскохозяйственной техники, определения способов обработки и повышения плодородия почв, проведения различных мелиоративных мероприятий, определения оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий, транспортных возможностей, выявления водных и некоторых минеральных ресурсов, выбора мест для строительства сельских населенных пунктов, разработки мероприятий по охране природы. Наиболее общей такая оценка будет для всей области по природным провинциям, более конкретной для административных районов – по ландшафтам и местностям и наиболее детальной — по территориям отдельных хозяйств.

В состав сельскохозяйственных и несельскохозяйственных землевладений и землепользований должны входить разные по качеству земли. Для сельского хозяйства требуются земли, обладающие высоким плодородием, для других отраслей плодородие не требуется, поэтому использование в них плодородных земель должно быть исключено.

Размер и размещение крестьянского (фермерского) хозяйства должны отвечать интересам производства и позволять вести хозяйство на надлежащем технологическом уровне, обеспечивать достойный жизненный уровень крестьянской семье. На размер и размещение хозяйства влияют намечаемая специализация, продуктивность и особенности земельного участка, наличие и состояние жилья, производственных построек и сооружений, дорог, объектов социальной инфраструктуры, местоположение участка и др. Проект образования крестьянского хозяйства включает такие же элементы, как и проект образования сельскохозяйственных предприятий: определение площади; размещение и формирование земельного участка; размещение усадьбы; включение необходимых видов и площадей угодий в состав земли; размещение границ на местности; составление схемы внутрихозяйственного землеустройства; природоохранные мероприятия.

Внутрихозяйственное землеустройство проводят для организации рационального использования земли в сельскохозяйственном предприятии. Оно является прямым продолжением организации землепользования сельскохозяйственного предприятия.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляют в границах отдельных сельскохозяйственных предприятий, где земля выступает в качестве главного средства производства, в целях наиболее эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Основными задачами внутрихозяйственного землеустройства являются: определение назначения и организация рационального использования и охраны каждого участка земли хозяйства в соответствии с его агроэкологическими свойствами и местоположением, установление структуры, размеров и размещение отраслей сельскохозяйственного производства с учетом природных особенностей отдельных частей землепользования и землевладения, производительных и территориальных свойств земли; создание организационно-территориальных условий, способствующих повышению культуры земледелия, высокопроизводительному использованию сельскохозяйственной техники, внедрению прогрессивных систем ведения хозяйства и управления сельскохозяйственным производством; разработка внедрение комплекса мероприятий по мелиорации земель, охране окружающей среды, поддержанию экологического равновесия в природе, созданию культурных ландшафтов;

На основе почвенно-климатических, агроландшафтных, ландшафтно-экологических и экономических особенностей каждого хозяйства устанавливают границы производственных подразделений, севооборотов и других сельскохозяйственных угодий, размещение дорожной сети, населенных пунктов и производственных центров. При этом разрабатывают мероприятия по защите почв от эрозии и других негативных последствий.

Задачей размещения сельскохозяйственных угодий является выделение участков земли под сады, виноградники, полевые, кормовые (прифермские и лугопастбищные) и специальные севообороты, а также лесные полосы с учетом качества земель, расположения селений и хозяйственных центров, рельефа, взаимосвязи между отраслями производства, внутренней организации территорий угодий и севооборотов, капитальных затрат, удобства организации труда и всего производства.

Организация угодий и севооборотов заключается в установлении обоснованного их состава, площадей и местоположения отдельных видов угодий, типов, видов и количества севооборотов, определении объема трансформации и улучшения угодий, потребных для этого средств и сроков осуществления намеченных мероприятий.

Форма полей и размеры сторон севооборотных участков должны обеспечивать эффективное использование машин. Наиболее удобны для работы сельскохозяйственных машин поля прямоугольной или квадратной формы. Менее удобны поля в виде трапеции. Поля в виде треугольников или неправильной формы, с искривленными границами – самые неудобные. Из-за криволинейности границ потери производительности сельскохозяйственных машин достигают 20…30 %.

Прямолинейность границ особенно важно соблюдать по длинным сторонам полей, поскольку в этом направлении выполняют основной объем полевых работ.

Длина поля определяет длину гона рабочего органа сельскохозяйственных машин. Длина гона, в свою очередь, определяет число оборотов, удельный вес холостых проходов агрегатов, а следовательно, и их производительность. При расчлененном рельефе длина рабочего гона определяется длиной обрабатываемых его частей.

Поля севооборотов размещают с учетом качества почв. Также важное значение придается ориентировке длинной стороны поля, которая определяется рельефом и направлением вредоносных ветров. Выявлено, что при меридиональном расположении рядков посевов (посадок) растений (север-юг) урожай повышается на 5…10 % без дополнительных затрат, за счет более равномерной освещенности посевов.

На склоновых землях длинную сторону поля следует проектировать поперек склона или вдоль горизонталей, тем самым до некоторой степени предотвращается развитие эрозии почв. Необходим учет расположения существующих и проектируемых защитных лесных полос.

Рационально выполненная организация территории, учитывающая в полной мере требования охраны окружающей среды, является существенным фактором повышения эффективности природопользования.

Производственные планируемые программы

Производственная программа по растениеводству включает в себя плановую структуру посевных площадей, урожайность, план производства продукции определенного ассортимента, количества и качества, а также комплекс агротехнических мероприятий по выполнению плана производства продукции (сорта, семеноводство, удобрения, пестициды, мелиорация).
Планирование растениеводства хозяйства начинают с разработки баланса земельных угодий и определения направлений целевого использования в плановом периоде. При этом пользуются действующим законодательством Украины о собственности на землю, ее аренды, землевладения и землепользования. В балансе указывают все виды и размеры земельных угодий, которые находятся на первое число планового года в собственности или в пользовании предприятия. Отмечается также площадь пая между субъектами приватизации земель, площадь земель, переданных или взятых в аренду. Отмечают также денежную оценку земельных угодий.
Планируя трансформацию земельных угодий (перевод их из одного вида в другой), исходят из конкретных внутренних и внешних условий хозяйства. В одних случаях предусматривают возможное увеличение площадей интенсивно используемых земель (пашни, садов, ягодников, виноградников, хмельников и тутовых насаждений) за счет менее продуктивных пастбищ и сенокосов или освоение площадей, не используемых в сельскохозяйственном производстве (болота, пески, кустарники и др.), устранение мелких контуров участков пахотных земель и кормовых угодий.
Однако, учитывая высокий в мире уровень распаханности сельскохозяйственных угодий в Украине можно предположить, что большинство хозяйств в ближайшие годы увеличат площади лугов и культурных пастбищ в 2-2,5 раза за счет площадей под пахотной землей. Это позволит, с одной стороны, уменьшить водную и ветровую эрозию почв, выращивать растениеводческую продукцию на лучших землях, что повысит уровень ее конкурентоспособности, а с другой — позволит создать условия для внедрения в животноводстве менее энерго-, трудо-и фондоемких технологий, улучшение условий труда работников отрасли и укрепление здоровья животных.

— Проведение культуро-технических работ, включающих срезание и раскорчевки кустарников и пней, уборку и вывоз камней, срезка и разработку кочек, фрезерование, засыпки ям и промоин. Эти работы выполняют на пахотных землях, природных сенокосах и пастбищах, а также на землях заново освоенных для сельскохозяйственного производства. Проведение предполагают в первую очередь на площадях, требуют меньше затрат и дадут больший эффект благодаря увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, улучшению использования техники и других средств и предметов труда;

— Коренное улучшение земель, создание культурных пастбищ на ранее улучшенных землях, создание орошаемых сенокосов, пастбищ и ограждений пастбищ;
— Рекультивацию земель. Это делают, как правило, за счет собственных средств те хозяйства, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, торфа или выполняют другие работы, связанные с нарушением растительного покрова. При разработке месторождений торфа, извести и гипса для улучшения плодородия почв затраты на рекультивацию земель хозяйства относят на себестоимость сельскохозяйственной продукции через расходы будущих периодов;

— Внесение органических удобрений, в том числе навоза и компостов. Планируется также заготовку торфа для изготовления компостов и на подстилку скоту;

— Химическую мелиорацию. При наличии кислых и солонцеватых почв на основании данных агрохимического анализа разрабатывают план их известкования и гипсования. Согласно размера полей, подлежащих химической мелиорации в плановом году, с учетом кислотности или засоленности почвы и ее механического состава определяют площади, дозы и общую массу внесения извести или гипса. В общую сумму расходов включают стоимость гипсовых, известковых и других материалов, а также расходы на выполнение комплекса работ по химической мелиорации.

Так же планируют объемы работ и расходы по ведению сельскохозяйственного производства на радиоактивно загрязненных землях, с учетом наличия и уровня радиоактивного загрязнения, а также норм внесения известковых материалов, удобрений, обогащенных микроэлементами. При этом следует учитывать, что согласно Земельному кодексу радиоактивно загрязненные земельные участки, которые не обеспечивают получение чистой продукции, подлежат изъятию из сельскохозяйственного оборота. Производство сельскохозяйственной продукции на этих землях запрещается.
Из всех указанных направлений планируют не только объемы работ по сохранению и повышению плодородия почв, но и расходы планового года на их выполнение, в том числе за счет средств государственного бюджета. Использование бюджетных ассигнований на выполнение работ по повышению плодородия почв и защиты от водной и ветровой эрозии планируют в пределах выделенных на эти цели сумм в соответствии с установленным порядком финансирования.
Следует подчеркнуть, что меры борьбы с эрозией почвы и сохранения ее плодородия предусматриваются, кроме отдельных таблиц плану, еще при обосновании систем обработки, составлении технологических карт выращивания сельскохозяйственных культур. В частности, в хозяйствах, где есть земли с крутизной склонов более 5%, кроме полевых севооборотов вводят кормовые почвозащитные севообороты. Например, в такой шестипольной севообороте три поля занимают многолетние травы, два — однолетние травы и одно поле — зерновые с подсевом многолетних трав. Пашут только поперек склонов, учтены и при установлении норм выработки и расхода топлива на механизированных работах.
Большой вред плодородию почвы наносит неправильное его возделывание, в частности чрезмерное рыхление, что приводит к ухудшению структуры верхнего горизонта. Так, в процессе выращивания картофеля, некоторых овощных и технических культур тракторные агрегаты осуществляют до 20 проходов по полю. Вследствие этого уплотняется нижней и распыляется верхний слои почвы, ухудшаются его физические свойства. Чтобы предотвратить это, применяют почвозащитную безплужную систему обработки почвы.

Требуется дальнейшая разработка способов и современных методов проектирования агротехнических однородных, экологически устойчивых участков и эколого-экономическое обоснование их формирования. На сельскохозяйственных землях требуется усовершенствование организации территории пахотных угодий; выявление особенностей организации территории в комплексной системе земле- и природопользования; усовершенствование методов природно-сельскохозяйственной и агроэкологической оценки территории для землеустроительных целей; разработка эколого-экономического обоснования проектирования элементов организации территории севооборотов.

Организацию использования земли следует рассматривать в трех формах общественного воспроизводства: во всем народном хозяйстве, в отраслях народного хозяйства и в отдельных предприятиях на определенной земельной территории( в пределах хозяйственных единиц).

Система землеустроительных мероприятий по организации использования земли в народном хозяйстве включает в себя распределение и перераспределение ее между отраслями народного хозяйства и основными категориями землепользователей: выявление резервов, пригодных к использованию в сельском хозяйстве, определение целевого назначения фондов и планирование мероприятий по использованию земельных ресурсов в соответствии с их целевым назначением и потребностями отраслей народного хозяйства при повышении общего уровня использования земель и обеспечении комплексной охраны территории.

Организация использования земель сельскохозяйственного назначения предусматриваем разработку мероприятий по интенсификации землепользования и вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, размещение мелиоративных систем и разработку в связи с этим трансформации земельных угодий, предоставление земель госземзапаса в краткосрочное, долгосрочное и постоянное пользование для сельскохозяйственного производства, распределение и перераспределение земель между сельскохозяйственными предприятиями в связи с образованием новых, а также упорядочением существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель, уточнение и изменение границ землепользований.

Рациональная организация использования земли в системе землеустройства обосновывается социально-экономическими, инженерно-техническими, правовыми и другими мерами.

В результате землеустройства создается организационно-территориальная основа для система земледелия, повышения плодородия почв и поддержания динамического равновесия в ландшафте, механизации сельскохозяйственных процессов, мелиорации, химизации и т.п.

Размеры площади землепользования сельскохозяйственного предприятия определяются одновременно с установлением размеров отраслей и их сочетания. Проект формирования землепользования обосновывается и оценивается с точки зрения показателей развития всей группы хозяйства, затронутых межхозяйственными связями.

Один из главных вопросов организации территории – размещение полей севооборотов, полезащитных лесных полос, водных сооружений и др. кроме пахотных земель, соответствующим образом должна быть организована территория других угодий: садов, ягодников, пастбищ и сенокосов.

Основой для установления состава и площадей угодий является перспективный план развития хозяйства и использования земли с учетом ее качеств на отдельных частях территории. Устанавливают какие земли по качеству и местоположению целесообразно использовать под сады, виноградники, под отдельные севообороты, сенокосы и пастбища. Также учитывается концентрация и специализация сельского производства, переход его на промышленную основу.

Главнейшие правила определения площадей сельскохозяйственных угодий состоят в следующем:

— Пашня – наиболее ценное универсальное угодье, на котором получают продовольственные, технические и кормовые культуры. Площадь ее не подлежит сокращению, а наоборот, должна увеличиваться и быть достаточной для производства планируемого объема продукции различных культур и создания кормовой базы. Под пашню надо отводить все пахотные земли, рекомендуемые картограммами. Устанавливается площадь пашни на расчетный срок обязательно увязывется с перспективным развитием хозяйства и проектами мелиорации.

— Площадь под многолетними насаждениями устанавливается на основе перспективного плана хозяйства и уточняется в процессе их размещения при строгом учете почвенных, грунтовых и гидрогеологических условий.

Источник: https://studopedia.ru/9_5206_zadaniya-dlya-samostoyatelnoy-raboti.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *