Структура органов опеки и попечительства в рф схема

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура органов опеки и попечительства в рф схема». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

stextbox id 1attention Важно. На рынке недвижимости она часто выступает одним из документов, гарантирующих выполнение финансовых обязательств. Возвращается ли залог.

Структура органов опеки и попечительства

Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства (ООП) регулируются:

другими федеральными законами,

Так, в соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ . Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в целях организации и осуществления деятельности по опеке и поручительству определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Исходя из толкования ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 6 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: (а) полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», то есть соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ; (б) порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом субъекта РФ; (в) полномочия по опеке и попечительству передаются в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного следует, что Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлен объем передаваемых органам местного самоуправления полномочий, к которым относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству, как они перечислены в ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Возможность разделения указанных полномочий между исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не предусмотрена.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, обязательно должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

При передаче полномочий органам местного самоуправления в законодательстве субъекта РФ должны быть урегулированы в том числе следующие вопросы (ч. 6 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):

порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Таким образом (несмотря на полномочия по контролю, возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ), в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. Также исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Источник: http://namporadomoi.ru/organyopeki/v-chem-osnovnoe-otlichie-v/

Структура и функции Органов опеки и попечительства в современной России

Федеральное законодательство, а также законодательство субъектов РФ устанавливают принципы организации и деятельности органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в социальной защите.

— управления образованием в отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в особо трудных обстоятельствах;

— управления социальной защиты населения в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут в полной мере осуществлять свои гражданские обязанности и пользоваться своими гражданскими правами;

— управления здравоохранением в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Решения об установлении (прекращении) опеки, попечительства принимаются главой Администрации муниципального (районного) образования.

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется: Гражданским Кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Основные задачи органа опеки и попечительства:

— обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за деятельностью образовательных учреждений в целях реализации государственной политики в области охраны прав детей.

Именно на эти органы возложена обязанность выявлять таких детей, вести их учёт и, исходя из причин утраты попечения родителей, избирать формы устройства этих детей, а впоследствии наблюдать за тем, в каких условиях они живут, воспитываются и обучаются.

Деятельность органов опеки и попечительства по защите семьи и семейных отношений весьма многообразна, они:

— принимают решения о разрешении контактов детей с родителями, чьи права ограничены;

— обследуют условия жизни ребёнка и лиц, претендующих на его воспитание, и представляют суду акт обследования;

— заключают договоры о передаче ребёнка на воспитание в семью приемных родителей;

— подбирают приемных родителей, а также детей, передаваемых на воспитание в приемную семью;

— контролируют выполнение обязанностей, возложенных на приемных родителей;

Круг обязанностей органов опеки и попечительства не ограничиваются перечисленными видами деятельности, существуют также функциональные обязанности, направленных на содействие защите права ребёнка на жизнь и воспитание в семье. При этом органы опеки и попечительства:

— учитывают мнение ребенка, достигшего 10 лет;

— назначают представителя для защиты прав и интересов ребенка в случае разногласий, возникших между ним и его родителями;

— до суда разрешают споры родителей, касающиеся воспитания и образования детей;

— изолируют ребенка от семьи, если существует угроза его жизни или здоровью;

— участвуют в индивидуальной профилактической работе с некоторыми группами несовершеннолетних;

— принимают меры защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Особая область деятельности органов опеки и попечительства — участие в судебном процессе.

— о разрешении спора о порядке осуществления родительских

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей;

— об установлении усыновления;

Участие органов опеки и попечительства в судебном заседании выражается в том, что они дают заключение при рассмотрении дела, связанного с защитой прав и интересов ребенка. Работая с семьями в конфликтных ситуациях, органы опеки и попечительства выступают в суде в роли своеобразного эксперта, занимающегося проблемами, связанными с жизнью ребенка в семье и общением членов семьи между собой и с ребенком. Органы опеки обязаны также участвовать в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу.

Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства определяются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ. В Ростовской области действует

закон «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» от 26 сентября 1997 года [22] .

Согласно этому закону, для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, охраны прав несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, координации деятельности органов управления здравоохранением, образованием и органов социальной защиты населения в сфере опеки и попечительства органами местного самоуправления могут создаваться отделы по охране прав детства из расчета 1 специалист на 10 тысяч детского населения, но не менее 3-х специалистов на муниципальное образование.

Для координации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, реализации государственной молодежной и семейной политики на территории Ростовской области может быть создан специализированный орган в составе Администрации Ростовской области.

Методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, возлагается на орган исполнительной власти Ростовской области по управлению образованием.

Согласно областному закону «Об организации опеки и попечительства в Ростовской Области», органы опеки и попечительства выявляют и ведут учет детей, нуждающихся в социальной защите, заключают договор о социальном патронате и приемной семье, организуют их выполнение. Они занимаются профилактикой социального сиротства и жестокого обращения с детьми; готовят заключение для суда об обоснованности и соответствии усыновления или удочерения интересам ребёнка, об отмене усыновления; участвуют в заседаниях суда.

В обязанности органов опеки и попечительства Ростовской области входит и защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они ведут учет и специально

готовят к работе с детьми граждан, желающих заниматься воспитанием приёмных детей; дают заключение, может ли человек быть приемным родителем. Они же готовят материалы, необходимые для усыновления, для назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения таковых от выполнения обязанностей, выполняют функции опекуна или попечителя в том объеме, который установлен планом защиты прав ребенка.

Органы опеки и попечительства обязаны надзирать за работой опекунов и попечителей, помогать им в воспитании детей и организации их отдыха, медицинского наблюдения и трудоустройства. Они дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя и подопечного, проводят обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание; обеспечивают временное устройство и сохранность имущества несовершеннолетних, нуждающихся в опеке и попечительстве.

К компетенции органов опеки и попечительства относится и составление заключения о возможности объявления несовершеннолетних эмансипированными. Разрешают споры родителей о воспитании детей, возбуждают в судах дела о лишении или об ограничении родительских прав.

Органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью. Дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав.

площадь подопечного ребенка. Глава администрации защищает жилищные права детей-сирот, занимается обеспечением их жилой площадью, присвоением или изменением фамилии.

Источник: https://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/struktura-funktsii-organov-opeki-74132.html

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Начальник
Выявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалист
Решает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.
Ведущий специалист N1
Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.
Ведущий специалист N2
Решает вопросы об опеке над недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

Госорган ОПП имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

Органы опеки и попечительства

Это специальные органы исполнительной власти РФ, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходим уход.

Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Условия назначения опеки и попечительства

Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

  • Лицо недееспособно.
  • Лицо имеет не полную дееспособность.

Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

  • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
  • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
  • Документ, который подтверждает жилищные условия.
  • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
  • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.
  • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
  • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
  • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
  • Автобиография.
  • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.

Права кандидата на опекунство:

  • Получить основную информацию о ребенке.
  • Получить данные о родственниках ребенка.
  • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
  • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.

Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

  • Познакомиться с ребенком.
  • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
  • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.

Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

  • Личностные, моральные качества.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Способность выполнение обязанности опекуна.
  • Отношения с ребенком.
  • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
  • Благосостояние кандидата.
  • Желание претендента стать опекуном.

Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

  • Лишение родительских прав.
  • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
  • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
  • Лица, которые имели судимость.
  • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.

После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Органы опеки и попечительства в РФ

Органы опеки и попечительства в РФ — профильные подразделения исполнительной власти, на которые возлагаются функции в сфере попечительства и опеки, определённые в специальном ФЗ. В некоторых случаях функции могут выполняться местными органами самоуправления.

Основные функции органов опеки и попечительства

Обязанности и права органа опеки затрагивают в первую очередь попечительство над несовершеннолетними, которые остались без родителей, законных представителей, а также совершеннолетних граждан, полностью утративших дееспособность, либо она была ограничена физическими особенностями либо по решению суда.

Также в сферу интересов ООП относится урегулирование споров между родителями, контроль за соблюдением прав несовершеннолетних граждан, управление имуществом, ряд других вопросов.

Российское законодательство особенно тщательно контролирует проведение сделок с имуществом, если они затрагивают интересы граждан возрастом до 18 лет, включая заключение ипотечных договоров, с использованием материнского капитала. Такая защита требует от сторон соглашения ряда дополнительных действий, но существенно минимизирует риски утраты детьми права на жилплощадь. В частности, каждая сделка по квартире, где прописан несовершеннолетний требует одобрения в органах попечительства и опеки, что фиксируется письменным документом.

ООП вправе отбирать несовершеннолетних детей у граждан, включая законных представителей, опекунов, если по их мнению, существует угроза здоровью, жизни ребёнка. Также работники ведут мониторинг семей, выявляя детей, оставшихся без попечения, устраивают таких лиц в новые семьи, помещают в специализированные учреждения.

Органы опеки и попечительства определяют, могут ли граждане усыновить ребёнка, стать опекуном, законным представителем, патронажной матерью, отцом.

Как правило, ООП имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном образовании. Если такой филиал не создан, обязанности возлагаются на представителей органов местного самоуправления.

Особенности изменения профильного законодательства

Система органов опеки и попечительства в последние года прошла несколько этапов реорганизации, что связано с изменениями профильного законодательства. До принятия актуального Семейного кодекса действовал Кодекс о браке и семье, который возлагал обязанности ООП на исполнительные комитеты органов местного самоуправления, что не соответствовало реалиям, не позволяло эффективно осуществлять функции по опеке, попечительству.
При этом функции относительно несовершеннолетних передавались отделам народного образования, а недееспособных лиц — на отделы здравоохранения. Гражданами, которые нуждались в попечительстве по состоянию здоровью, занимались отделы социального обеспечения.

После принятия части 1 ГК РФ, вступления в силу актуального Семейного кодекса Российской Федерации, ряда других нормативных актов данные функции были спущены на региональный уровень, находятся в ведомстве субъектов РФ. Именно законодательные органы местного самоуправления должны регулировать взаимоотношения в сфере опеки и попечительства.

Источник: https://gosdocs.com/organy-opeki


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *