Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно законодательным требованиям отпуск составляет 126 дней, денежное вознаграждение за ребенка 30900 грн. Когда выплачиваются дородовые выплаты. работающие представительницы прекрасного пола;.

Глава 3. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.

3.1. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Глава 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ содержит отдельную статью, посвященную вопросам ответственности экспедитора, которая содержит две нормы. Во-первых, «за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств»». Во-вторых, статья содержит специальное правило: «если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик». 1

Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возлагается на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора по договору связано с осуществлением предпринимательской деятельности, указанная ответственность наступает независимо от наличия его вины. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств, может служить невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы. Также «возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом». 2

Для упрощения механизма возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств, клиентом может быть использовано страхование экспедируемых грузов.

«Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной стоимости груза или недостающей части;

за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления груза в размере объявленной ценности;

за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза». 1

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в установленных размерах, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрен порядок предъявления претензии к экспедитору, которая «оформляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документами, подтверждающими количество и стоимость отправленного груза. Претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения». 1

Стороны вправе предъявлять свои требования в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является безусловным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. Гражданин приобрел у общества определенный товар. По накладной транспортная компания доставила гражданину груз. Оплата задолженности за оказанные услуги и неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств не была произведена. Истец обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании вознаграждения по договору транспортной экспедиции и суммы неустойки за несвоевременную оплату вознаграждения экспедитору. Арбитражный суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока исковой давности. Как было установлено судом, «право на предъявление иска у истца возникло на следующий день после выставления счета. Таким образом, срок исковой давности истек, так как прошло более 1 года. Суд признал факт пропуска истцом срока исковой давности, что явилось самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске». 1

Источник: https://studfile.net/preview/3740238/page:7/

Ответственность сторон за нарушения обязательств из договора транспортной экспедиции

В соответствии с общими положениями законодательства, регулирующего транспортно-экспедиционную деятельность, ответственность экспедитора и клиента строится на принципе полного возмещения причиненных убытков. При этом ГК РФ распространяет этот принцип на экспедитора, а Закон о транспортно-экспедиционной деятельности – не только на экспедитора, но и на клиента. В ст. 803 ГК РФ указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 данного Кодекса. Что касается Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, то п. 1 ст. 6 гласит: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом». Ссылка в приведенной норме не только на ГК РФ, но и на Федеральный закон находит подтверждение в содержащихся в этом Законе конкретных нормах о полном возмещении, например, экспедитором клиенту причиненных убытков (п. 4 и 5 ст. 7).

Распространение действия правил гл. 25 ГК РФ на экспедитора и клиента заключается в том, что одна сторона (должник), допустившая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору транспортной экспедиции, возмещает другой стороне (кредитору) причиненные убытки в полном объеме, т.е. реальный ущерб и упущенную выгоду (п. 1 и 2 ст. 15, п. 1 и 2 ст. 393 ГК РФ).

Вместе с тем закон устанавливает существенное исключение, касающееся экспедитора. Оно заключается в том, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. II ст. 803 ГК РФ). Это означает, что экспедитор будет нести ограниченную ответственность перед клиентом в пределах, установленных для перевозчика в ст. 796 ГК РФ.

Необходимо отметить, что Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предоставляет сторонам право изменять размер ответственности экспедитора в сторону его увеличения. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона они могут предусмотреть в договоре транспортной экспедиции более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным данным Законом или международным договором РФ размером ответственности.

Но стороны договора транспортной экспедиции не могут уменьшить ответственность экспедитора по сравнению с установленной действующим законодательством либо устранить ее. Любые соглашения об устранении ответственности экспедитора или уменьшения ее ничтожны (п. 2 ст. 11 Закона).

Ответственность экспедитора

Законом установлена ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также за нарушение срока исполнения обязательств по договору. Основание и размер ответственности за несохранность груза закреплены в ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. В этой статье, во-первых, содержится норма, в соответствии с которой экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Во-вторых, согласно п. 4 ст. 7 Закона наряду с возмещением реально ущерба экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. Как следует из приведенного положения, возмещение упущенной выгоды применяется только при условии, что несохранность груза явилась следствием вины экспедитора.

Если услуги экспедитора связаны с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном действующим законодательством.

Что касается возмещения экспедитором клиенту реального ущерба, то в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности детально прописаны следующие его размеры:

  • – за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорционально недостающей части груза;
  • – за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной стоимости груза или недостающей части груза;
  • – за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  • – за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза.

Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. Если таковая отсутствует, цена определяется исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (п. 6 ст. 7 Закона).

Законом о транспортно-экспедиционной деятельности урегулирован вопрос о размере возмещения экспедитором причиненного клиентом вреда при оказании услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, за утрату, недостачу или повреждение груза. Он не может превышать две расчетные единицы [1] за килограмм веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

Для решения вопроса об ответственности экспедитора за несохранность груза необходимо определить момент, с наступлением которого груз считается утраченным. По закону он считается таковым, если не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока его доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если же договором такой срок не определен, стороны руководствуются так называемым разумным сроком, необходимым для доставки груза (п. 7 ст. 7 Закона). Этот срок исчисляется со дня принятия экспедитором груза для перевозки. В том случае, когда груз доставлен, но не выдан получателю или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, он не считается утраченным при условии, что экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. Если не доказано иное, считается, что груз получен неповрежденным, если во время его выдачи получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали на общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза. Однако, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения его экспедитором.

Еще одно существенное положение, имеющее отношение к ответственности экспедитора в связи с несохранностью груза, касается вопроса о возврате клиенту ранее уплаченного вознаграждения. Стороны договора могут установить, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Помимо ответственности экспедитора за несохранность груза закон возлагает на него также ответственность за нарушение срока исполнения обязательств по договору. Он возмещает убытки, причиненные клиенту за данное ненадлежащее исполнение обязательства, при условии, если, во-первых, иное не предусмотрено в договоре транспортной экспедиции и, во-вторых, экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Если клиентом по договору транспортной экспедиции выступает физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы, причитающегося экспедитору вознаграждения. Кроме того, он возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Ответственность клиента

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, закреплена в п. 4 ст. 804 ГК РФ. Кодекс содержит перечень указанной информации. Это сведения о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иная информация, необходимая для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Однако не любое нарушение клиентом обязанности по предоставлению необходимой информации влечет его ответственность перед экспедитором. Она наступает только в случае, если в результате нарушения этой обязанности экспедитору причинены убытки. В ГК РФ не конкретизированы санкции за нарушение клиентом так называемой информационной обязанности. Исходя из смысла закона, такой санкцией является возмещение причиненных экспедитору убытков.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ услуги, связанные с перевозкой груза, оказываются за вознаграждение и за счет клиента. Это значит, что клиент обязан своевременно уплатить экспедитору причитающуюся ему сумму за оказанные услуги и возместить ему понесенные при этом расходы. Однако ответственность клиента за несвоевременный расчет с экспедитором за оказанную услугу и понесенные при этом расходы, а также отказ оплатить понесенные расходы ГК РФ не предусмотрены. Такая ответственность установлена Законом о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 10). Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и несвоевременное возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. В качестве санкции предусмотрена законная неустойка в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. При этом неустойка не должна превышать размеры причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Что касается ответственности клиента за отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, то она урегулирована законом следующим образом. Если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением своих договорных обязанностей, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов.

Источник: https://studme.org/51343/pravo/otvetstvennost_storon_narusheniya_obyazatelstv_dogovora_transportnoy_ekspeditsii

Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции

Основания и размер ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции определяются гл. 25 и 41 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Ответственность экспедитора. Глава 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ предусматривает общие основания ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, которые распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Статья 393 ГК РФ устанавливает следующие общие правила: должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было — в день предъявления иска. Однако суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, исходя из обстоятельств и принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Следовательно, экспедитор обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, в полном размере — реальный ущерб и упущенную выгоду.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В связи с тем, что экспедитор является предпринимателем и занимается предпринимательской деятельностью на свой риск, общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 401 ГК РФ, к нему неприменимо. Основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств по договору транспортной экспедиции может служить только невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К ним не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пункт 1 ст. 9 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Как отмечалось выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за нарушение договора транспортной экспедиции.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор возмещает клиенту убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных клиентом затрат (ст. 806 ГК РФ; п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона).

Специальное правило об ответственности экспедитора устанавливают ст. 803 ГК РФ и п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Такое регулирование ответственности экспедитора распространяется на случаи, когда по условиям договора на экспедитора возлагается обязанность заключить договор перевозки от своего имени, и поэтому на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. При заключении экспедитором договора перевозки от имени клиента и по его доверенности правом привлечения перевозчика в указанных случаях к ответственности будет обладать не экспедитор, а клиент, являющийся стороной в договоре перевозки. Между тем если экспедитор сможет доказать, что непосредственной причиной нарушения им своих обязательств по договору транспортной экспедиции явилось нарушение перевозчиком обязательств по договору перевозки, то применение в этом случае правил об ответственности перевозчика может привести к тому, что экспедитор не будет возмещать убытки клиента в полном размере (ст. 393 ГК РФ), а будет привлечен к ограниченной ответственности или даже освобожден от ответственности (ст. 794 ГК РФ).

Возможность ограничения размера ответственности по обязательствам предусмотрена ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которой по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Специальное регулирование ответственности экспедитора, ограничивающее пределы его ответственности, предусмотрено в п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

Пункт 5 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности экспедитора, установленном названным Федеральным законом. Однако для применения указанных правил ограничения размера ответственности экспедитора при международных перевозках он должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Обязанность экспедитора доказывать отсутствие умысла или грубой неосторожности в своих действиях или бездействии основана и на общем правиле, установленном п. 2 ст. 401 ГК РФ: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза закреплены в ст. 7 указанного Федерального закона. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных указанной статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. При определении размера ответственности экспедитора следует учитывать и вину клиента, так как согласно общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

В п. 6 ст. 7 указанного Федерального закона установлены правила определения действительной (документально подтвержденной) стоимости груза: она определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавший в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Пункт 7 ст. 7 указанного Федерального закона содержит правила о том, когда груз считается утраченным. Эти правила зависят от того, определен или нет в договоре транспортной экспедиции срок доставки груза: если в договоре срок доставки груза определен, то груз, который не выдан, считается утраченным по истечении 30 дней со дня истечения этого срока; если же договором транспортной экспедиции срок доставки груза не определен, то груз, который не выдан, считается утраченным по истечении разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

В изъятие из этих правил не считается утраченным груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» посвящена значению уведомления об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. В ней предусмотрено, что в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных указанным Федеральным законом, ничтожно (ст. 11).

Ответственность клиента. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определяются гл. 25, ст. 804 и 806 ГК РФ и ст. 10 указанного Федерального закона. Так, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по представлению информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В данном случае клиент будет нести ответственность перед кредитором на общих основаниях, определенных ст. 393 ГК РФ.

В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере 10% суммы этих расходов.

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Экспедитор вправе потребовать от клиента проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, а в части, не покрытой процентами, — также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором затрат (ст. 806 ГК РФ; п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона).

Источник: https://studref.com/363949/pravo/otvetstvennost_narushenie_dogovora_transportnoy_ekspeditsii

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции является публичным, т.к. одной из сторон всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам – физическим и юридическим лицам для удовлетворения их потребностей, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско-правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования. С другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.

Договор экспедиции неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период времени (например, на 1 год или 5 лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.

Значение договора транспортной экспедиции в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки, погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и пр. Грузоотправитель может сам решить все вышеперечисленные вопросы, не прибегая к услугам профессионального экспедитора. Однако далеко не каждый грузоотправитель обладает соответствующими знаниями, деловыми связями, практическим опытом и пр. Эти, а также ряд иных причин побуждают грузоотправителей обращаться к услугам экспедиторов.

Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

К отношениям экспедитора и клиента-потребителя применяется также Закон РФ Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.

Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о предмете данного договора. Цена (размер вознаграждения экспедитора), срок и порядок оказания экспедиционных услуг существенными условиями не являются.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора по организации перевозочного процесса, т.е. непосредственно по перевозке груза и предоставлению услуг, связанных с перевозкой. Согласно ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

  • организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (непосредственно с перевозчиками), обеспечить отправку и получение груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой.

Перечисленные обязанности традиционно относят к числу основных обязанностей экспедитора.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, которые возлагаются на клиента, и пр.

Стороны самостоятельно согласуют, какие именно услуги (все, большая часть или лишь некоторые) из приведенных перечней будут оказываться экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ). Заключение договора транспортной экспедиции подтверждают экспедиторские документы, закрытый перечень которых содержится в п. 5 Правил.

Экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка, выдаваемая клиенту экспедитором и подтверждающая факт получения последним груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
  • складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

  • Клиентом в договоре транспортной экспедиции может быть любое лицо, обладающее необходимым для заключения указанного договора объемом дееспособности, в том числе и физическое лицо, потребность которого в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением им предпринимательской деятельности. Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель.
  • Экспедитором в договоре транспортной экспедиции может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализированные экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице.

Права клиента

Клиент по договору транспортной экспедиции вправе:

  • выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Обязанности клиента

К числу обязанностей клиента, предусмотренных ст. 804 ГК РФ и ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, относятся следующие:

  • своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей по договору;
  • своевременно представить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора);
  • выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей;
  • уплатить в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, причитающееся экспедитору вознаграждение;
  • возместить экспедитору понесенные последним в интересах клиента расходы.

Права экспедитора

Экспедитор по договору транспортной экспедиции вправе:

  • отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос;
  • выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента об этих изменениях;
  • если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;
  • не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;
  • если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора

  • при заключении договора транспортной экспедиции проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающем стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается;
  • при приеме груза проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также предоставленной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции;
  • при приемке груза (после проверки достоверности представленных клиентом документов и информации) выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности;
  • сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные;
  • предварительно запрашивать клиента об отступлении от его указаний или, если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, уведомить клиента о допущенных отступлениях от указаний клиента, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;
  • при оказании услуг клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан предоставить клиенту по его требованию информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;
  • оказывать услуги в соответствии с договором.

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств», Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и иных федеральных законов.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Каждая из сторон договора вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор также уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательным является предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В последнем случае клиент вправе направить иск непосредственно в суд, минуя досудебный (претензионный) этап разрешения спора.

Претензия к экспедитору предъявляется клиентом в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или заверенные в установленном порядке их копии.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.

Согласно ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска, т.е. с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Источник: https://www.zaconoved.com/dogovor-transportnoj-ekspedicii/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *