Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Федеральная налоговая служба. нагрудный знак Почетный сотрудник налоговой полиции ; нагрудный знак За службу в налоговой полиции. нагрудный знак Лучший судебный пристав-исполнитель ;.

Может ли оперуполномоченный отказывать в возбуждении уголовного дела

ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Уполномоченные лица при проведении проверок сообщений о преступлениях нередко не выясняют обстоятельства произошедшего, фальсифицируют объяснения потерпевших и свидетелей, тем самым умышленно искажают истинную картину происшествий с целью завышения показателей работы.

Так, в ходе проведенной прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга

Прокуратурой района 29 ноября 2012 г. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал направлен в УМВД района для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 158, 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Оперуполномоченным уголовного розыска 31 отдела полиции УМВД России по Кировскому району Н. 1 августа 2012 г. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст.

24 УПК РФ, в связи с тем что от С. получено дополнительное заявление, в котором он просит проверку по материалу не проводить, так как произошло недоразумение и в полицию он обратился ошибочно.»изыски правотворчества из уголовно-процессуального законодательства устранить.

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  1. регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  2. издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  3. назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  4. на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА! На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Возбуждение уголовного дела

Здравствуйте, обращаются к Вам из г. Нововоронежа. Коротко о сложившейся ситуации: Мой отец занимался строительством на своем земельном участке, и при оформлении необходимых документов дл. Показать полностью…

Мой отец занимался строительством на своем земельном участке, и при оформлении необходимых документов для строительства дело дошло до суда.

7.2011 в Каширский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Воронежской области из прокуратуры города Нововоронежа поступил материал проверки по сообщению о неправомерных действиях главы города Нововоронежа Мозгового С. И., начальника отдела архитектуры и градостроительства Малыхиной Л. В.. Дальнейшим шагом моего отца было заявление в следственный отдел о возбуждении уголовного дела предусмотренного статьями 285, 286, 292 УК РФ (подлог документов, фальсификация и т. п.). И о «чудо — нам пришло «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.

24 УПК РФ. В постановлении было написано следующее.

  1. Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 285,286,292 УК РФ, по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ по основанию отсутствия состава …….

Может ли оперуполномоченный возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела

Имеет ли право оперуполномоченный возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела?

При подаче заявления оно регистрируется в книге учета сообщений о преступлении. После принятия заявления Вам должен выдаваться талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении.

Оперуполномоченный обычно сам проверку по сообщению не проводит, но все же необходимо понимать, беседовал ли с Вами именно опер, и возлагались ли на него соответств ющие обязанности, если они предусмотрены должностным регламентом Если в возбуждении уголовного дела отказано, Вы вправе обжаловать его вышестоящему должностному лицу, либо в прокуратуру или суд. Разумеется, заявление необходимо обосновать. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования Согласно Перечню подразделений полиции в территориальных органах МВД России, утвержденному приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. N 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», подразделения уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, участковых уполномоченных полиции являются подразделениями полиции территориального органа МВД России (приложение N 1 к указанному приказу МВД России). В кассационном определении судебной коллегии Московского городского суда сделан вывод, что в соответствии со статьями 40 — 41 УПК участковый уполномоченный полиции является самостоятельным процессуальным лицом, имеющим право принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии предусмотренных законом оснований. Кассационная жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела? Могли или может ли оперуполномоченный (дознаватель) ОБЭП УВД отказывать в возбуждении уголовного дела по части 4 ст.159 и ст.293 УК РФ, если первоначально заявителем было подано заявлении с сообщением о преступлениях, квалифицируемых по ч.4 ст.159 и ст. 292 УК РФ (обратите внимание — именно по ст.292 а не по ст.293 УК). Как мне представляется в силу УПК РФ ( и в старой редакции и в новой редакции) по указанным преступлениям (ч.4 ст.159 и ст.292 УК РФ) расследование должно производиться следователями органов МВД а не дознавателями. Возможно поэтому оперуполномоченный отказал кроме ч.4 ст.159 УК РФ по ст.293 УК (хотя в заявлении вообще не упоминалась ст.293 УК, так как там говорилось о ст.292 УК РФ). 5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Проверка материалов, касающихся отмены неправомерного отказа, проводится в сроки, указанные получателем жалобы — руководителем СО, прокурором, судьей. Максимальная длительность проверки законодательно прямо не оговаривается, но ограничивается ведомственными нормативными актами:

  1. Прокуратуры, упоминающими о необходимости придерживаться разумных пределов времени.
  2. Следственного комитета, отпускающими на проверку до:
      10 суток согласно ст. 144 УПК ;
  3. 30 суток по ходатайству следователя, если предстоит изучение: документов;
  4. предметов;
  5. трупов;
  6. налоговой отчетности;
  7. финансово-хозяйственной деятельности.

Копии постановления об отказе должны быть отправлены в течение суток с момента принятия такового.

Участие прокурора в судах первой и второй инстанций

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Отказ в возбуждении уголовного дела

  • при совершении преступления небольшой тяжести – 2 года;
  • средней тяжести – 6 лет;
  • тяжкие преступления – 10 лет;
  • особо тяжкие преступления – 15 лет.

Отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, ГосДумы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела одного из следующих лиц: В каких случаях может быть отказано в возбуждении уголовного дела? Каков порядок отказа в возбуждении уголовного дела и можно ли обжаловать данное решение? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в нашей статье.

Данные условия, как основания для отказа в возбуждении уголовного дела, впервые введены УПК РФ. Отказ в возбуждении дела на основании части 5 статьи 148 УПК РФ может быть обжалован заявителем прокурору, следственному органу или в суде, в порядке, предусмотренном ст. ст. 124-125 УПК РФ. При этом возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении дела сроком не ограничена. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления касается следующих должностных лиц: Данное основание регламентируется статьей 78 Уголовного кодекса РФ, где сроки исчисляются с даты совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Согласно норме, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления прошли сроки, установленные законом, и давность по ним не была прервана совершением нового преступления. Так, закон устанавливает сроки исковой давности.

Прокурор на этапе предварительного расследования

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела

Снова касаясь законодательной техники, следует поднять вопрос целесообразности помещения данных оснований из раздела VII в отдельную норму в отличие от поводов для возбуждения уголовного дела.

Тем самым, статистические данные, изложенные ранее, свидетельствуют о необходимости пересмотра полномочий прокурора по уголовному преследованию и надзору.

Кузнецов А. А. Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020.

С. 21-26. URL https: //moluch.ru/conf/law/archive/319/14566/ (дата обращения: 01.05.2019).Из-за низкого качества проведения доследственных проверок прокурорами районов отменено 7318 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим направлением их на дополнительную проверку, т. е. каждое восьмое постановление (по ПФО и по России — каждое 5) [2]. Как на этапе возбуждения уголовного дела имеются поводы и основания, так и на этапе отказа в возбуждении уголовного дела имеются основания, по которым уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.

Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия. Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов. Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.

Противодействие правоохранителей заявителям на стадии возбуждения уголовного дела

Может быть, напротив, какие-то фрагменты статьи излишне детализированы? Приводятся третьестепенные подробности?

Что представляется вам неточным, спорным в данной статье? Какие ее положения нуждаются в разъяснении, уточнении, дополнении?

Нерегистрация в установленном порядке принятого заявления о преступлении. См.: Скобликов П. А. Мотивы необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовных дел // Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 68-74.

Буду признателен за замечания, дополнения и вопросы коллег по представленному тексту. Как писать жалобу при отказе в возбуждении уголовного дела? С особым вниманием прочту мнения, суждения и практические примеры от тех, кто имеет опыт участия в уголовном процессе в роли заявителя, представителя пострадавшего, либо опыт работы в правоохранительных органах, а равно тех, кто проводил исследования по близкой теме. На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета. Мы не беремся за любые заказы , а работаем исключительно по юридическим дисциплинам.

Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т. д.) отрасли права или предмету. 1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.2.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.
Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.

Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

Отказ в возбуждении уголовного дела в 2018 году: юристы отвечают на самые популярные вопросы

В свою очередь, ст. 12 Федерального закона «О полиции определяет, что сотрудники полиции обязаны:

Если вы оставляете устное заявление, сотрудник полиции обязан составить протокол принятия устного заявления о преступлении, который должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим заявление.

Обратите внимание! В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ «О полиции любой сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан принять сообщение гражданина о преступлении и сообщить об этом в ближайшее подразделение полиции.

Обратите внимание! Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ).О принятом решении сообщается заявителю.

При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Может ли оперуполномоченный отказывать в возбуждении уголовного дела

«Обосновывая» решение об отказе в возбуждении уголовного дела по указанному факту, оперуполномоченный ОБЭП ОМ № 4 УВД по г. Омску майор милиции П. указывает следующее:

Если же исходить из позиции, согласно которой, возбуждение уголовного дела со специальным субъектом возможно лишь в отношении лиц, то ввиду того, что такое лицо (лица) на момент окончания проверки в порядке статьи 144 УПК РФ не установлено, следовало бы принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении всех материально ответственных лиц, которые в спорный период имели доступ к похищенным материальным ценностям (денежным средствам).

Отказывая в возбуждении уголовного дела, оперуполномоченный ОБЭП не учел, что по общему правилу уголовное дело возбуждается по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления . При этом, если речь идет о деле публичного обвинения, должностное лицо, уполномоченное принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении не связано указанием заявителя на конкретное лицо, в отношении которого он просит провести проверку и возбудить уголовное дело. Более того, следует учитывать, что совершение преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ возможно в данном случае группой лиц по предварительному сговору. При этом, следует учесть, что материально ответственные лица (О.

Б., Т. Образец жалобы в увд на отказ в возбуждении уголовного дела? В., О. А., Т. М., С. Г.), в отношении которых должно быть возбуждено уголовное дело, не относятся к категории лиц, в отношении которых установлен особый порядок возбуждения уголовного дела. Но для того, что бы достичь такого результата, нужно действительно побороть нашу правоохранительную систему. И тут одного уголовно-процессуального кодекса будет мало. Опытный адвокат и поддержка СМИ (как минимум интернет сообщества на форумах и блогах) являются хорошей опорой в этом праведном деле. На основании статей 123, 124, 125 Уголовно процессуального кодекса РФ, жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут подаваться руководителю следственного органа, следователь или дознаватель которого выносил отказное постановление, в прокуратуру или в суд.

Выбор остается за вами. Можно попробовать по очереди все указанные инстанции в поисках правды. Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.

Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов». Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

  • Система поводов для возбуждения уголовного дела и их правовая регламентация
  • Препятствием к условно досрочному освобождению от отбывания наказания
  • Подкупе потерпевшего в целях дачи им ложных показаний
  • Продажа автомобиля находящегося в залоге у банка является ли мошенничеством
  • Нарушение ст 144 УПК при возбуждении уголовного дела

Популярные метки

Совершение преступления Состав преступления Статья УК автомобиль административный возбуждение гражданский деньги деятельность документ жалоба закон заявление здоровье имущество исполнение надзор наказание образец заявления освобождение основание ответственность отказ подать полиция получение порядок постановление право предварительный прекращение привлечение причинение вреда производство прокуратура прокурор процесс решение свидетель следствие сроки судебный условие ходатайство хранение

Источник: https://system-bryansk.ru/ugolovnyj-process/mozhet-li-operupolnomochennyj-vozbuzhdat-ugolovnye-dela.html

Уполномоченные лица: кто может возбудить уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Уполномоченные лица

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Кто может возбудить дело?

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

  • прокурора;
  • судьи;
  • участкового.
  • Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Кто не может?

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    Источник: https://ugkod.com/nakazanie/kto-mozhet-vozbudit-ugolovnoe-delo.html

    Возбуждение уголовного дела

    Подскажите, пожалуйста, как проходит процедура возбуждения уголовного дела

    с процесса подачи заявления о преступлении.

    Кто поводит проверку преступления? Имеет ли право возбуждать уголовное дело

    оперуполномоченный уголовного розыска ?

    Заявление попадает, как правило, либо к участковому либо к оперуполномоченному, которые в течение 3 суток проводят проверку (данный срок может быть увеличен до 10 суток). Участковый либо оперуполномоченный опрашивают потерпевшего и всех лиц (по возможности), которые могут что-либо прояснить по данному факту, после чего, если в собранном им материале усматривается состав преступления, передает его в органы дознания либо следствия (все зависит от статьи преступления), а те в свою очередь решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Оперуполномоченный либо участковый и сами могут возбудить уголовное дело (в случаях не требующих отлагательств), но все равно в течение 10 суток после возбуждения уголовного дела они обязаны передать его в дознание либо в следствие. Если оперполномоченный либо участковый возбудил уголовное дело, то, поверьте мне, это что-то из рода фантастики.

    Источник: https://svem.ru/Sudoproizvodstvo/7718-vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/150614-dobryj-den-podskazhite-pozhalujsta-kak-proh/

    Защита от неправомерного участия оперативников в следственных действиях

    Защита от неправомерного участия ОБЭП в следственных действиях

    Сегодня нередки случаи, когда оперативные сотрудники проводят отдельные процессуальные действия (опознание, проверку показаний на месте, присутствуют при производстве экспертизы и др.) или следственные действия (обыски, выемки, очные ставки, допросы и т.д.). Является ли это правомерным? Далеко не всегда.

    Согласно ч.2 ст.163 УПК РФ сотрудники органов, осуществляющих оперативно-следственную деятельность, могу быть привлечены к сложной и объемной работе следственной группы. В данном случае необходимость привлечения определяется не законом, а усмотрением руководителя следственной группы или следователя. При этом объем полномочий оперативников строго определен.

    Прежде всего, согласно ст.1 ФЗ РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе выполнять только оперативно-розыскные мероприятия.

    Во-вторых, согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом “Об ОРД”.

    В-третьих, согласно ч.2 ст21 УПК РФ принимать предусмотренные УПК РФ меры при обнаружении признаков преступления вправе прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель. Оперативные сотрудники такими правами не наделены.

    И, наконец, согласно ч.3 ст.7, ч.2 ст.14 ФЗ “Об ОРД” должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения органов дознания, следователя, руководителя следственного органа только о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, принятых ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

    Таким образом, законодательство не предоставляет оперативным сотрудникам не только возможность самостоятельно выполнять следственные и процессуальные действия, но и не допускает даже возможности оказывать содействие в их осуществлении.

    Каковы же последствия осуществления оперативниками процессуальных или следственных действий?

    Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 31.10.1995 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” указал, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом либо органом.

    Итак, участие в процессуальном или следственном действии оперативных работников не связано с наделением их какими-либо процессуальными полномочиями. Их основная задача – получение оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем.

    Участие оперативников в процессуальных или следственных действиях с процессуальными правами является существенным нарушением прав других участников процесса.

    Во-первых, подозреваемый (обвиняемый) не имеет возможности заявить отвод указанным лицам, поскольку в постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой привлеченные к расследованию оперативники не указаны, подозреваемому (обвиняемому) не предъявлены. Приказ начальника органа дознания о выделении следователю конкретных сотрудников для производства обыска или о выделении должностных лиц следственной группе к уголовному делу не приобщается.

    Во-вторых, в случае нарушения оперативником прав привлеченных к процессуальному или следственному действию лиц эти лица не имею возможности заявить оперативному работнику ходатайство об обеспечении их прав и законных интересов (ст.119, 121, 122 УПК РФ).

    Что же возможно предпринять в такой ситуации для защиты своих прав? Согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ вправе принять меры по восстановлению этих прав и интересов, возмещению причиненного вреда.

    Глава 16 УПК РФ предоставляет право обжалования действий и решений не только оперативных сотрудников, но и следователя, касающихся его отношений с оперативными работниками. Используя это право, лучше обжаловать незаконные действия следователя и оперативников как вышестоящему органу (должностному лицу), так и в органы прокуратуры (на основании ч.2 ст.1 ст.10, 22, 29, 30 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре”, Приказа Генерального прокурора РФ от 16.02.2011 № 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”).

    Источник: https://advokat-zhukova.ru/zashhita-ot-nepravomernogo-uchastiya-operativnikov-v-sledstvennyx-dejstviyax-2/


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *