Профессиональный стандарт заместителя директора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт заместителя директора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Увольнение женщины, осуществляющей уход за ребенком до четырнадцати лет, не сохраняет за ней рабочего места. при смене собственника предприятия, который обладает правом увольнять сотрудников, в частности главного бухгалтера или начальника без их обязательного согласия;. Многие молодые мамочки стараются как можно быстрее вернуться на прежнее рабочее место.

Профстандарт заместителя директора

«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.

Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Источник: https://nsovetnik.ru/profstandarty/profstandart_zamestitelya_direktora/

Профессиональные характеристики для заместителей руководителя

Профессиональный стандарт – документ, включающий набор личностных и профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику. Сегодня перечень таких регламентов довольно обширен. Реестр стандартов состоит не только из узкоспециальных нормативов, а содержит довольно внушительный перечень сквозных, унифицированных для всех отраслей. В силу специфики работы первых руководителей и их заместителей, единого квалификационного документа для этой профессиональной категории не существует.

Нормативная база

В целях грамотного и рационального исполнения Президентского указа РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях, связанных с реализацией государственной соц. политики» был разработан закон 236-ФЗ от 03.12.2012 года, связанный с внесением изменений в ТК РФ (ст. 195.1), а также в ФЗ «О тех. регулировании». Так, в законодательной сфере образовались новые понятия, именуемые как «профессиональный стандарт», «квалификационный уровень».

Минтруда впоследствии также создал новые ведомственные акты, которые имеют следующие наименования:

  • два приказа Минтруда РФ от 12.04.2013 г. соответственно №147н и 148н под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
  • приказной документ Минтруда РФ, принятый 29 апреля 2013 г. №170н «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
  • письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под №АК-3192/06 «О введении…».

Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:

  • Президентский Указ от 16.04.2014 г. №249 «О Национальном Совете…»;
  • Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
  • Правительственное распоряжение от 31.03.2014 г. №487-р, связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.

Для чего нужны профстандарты?

База, регулирующая использование этих документов, закладывается в рамках глава 31 ТК РФ. В качестве ее принято применять совокупность квалификационных характеристик, требуемых сотруднику в целях осуществления отдельной финансовой опции или профессиональной работы. На сегодняшний день существенная часть трудовых направлений описана в действующих документах, которые были сформированы на базе заказа Минтруда. Их введение сопряжено с шумным резонансом в обществе, т. к. львиная доля граждан полагает, что данные требования – обязательство, а не право, и каждый работник рано или поздно будет вынужден пройти переаттестацию.

На самом деле, обязательство по использованию данных документов есть не всегда и не везде. Зато принятие решения о следовании им позволит руководящему звену предприятия решить следующие задачи:

  • разработать собственную систему оплаты трудовой деятельности сотрудников;
  • провести переоценку их знаний и опыта;
  • принять меры по организации обучения;
  • повысить квалификационный уровень посредством аттестации;
  • уволить работников, не соответствующих регламенту, а вместо них нанять более компетентных специалистов;
  • повысить основные показатели экономической эффективности в целом;
  • обеспечить безопасность рабочего процесса.

Получается, что введение профессионального стандарта – инструмент для фирм, которые хотят идти в ногу со временем и непрерывно развиваться, повышая собственный потенциал.

Сфера применения и обязательность использования

Профессиональный стандарт применим абсолютно во всех сферах деятельности – в торговле, производстве, услугах, образовании, медицине, инженерии, научной отрасли и т. д. В действующем Трудовом Кодексе фигурирует две ситуации, в рамках которых установлено обязательство всех работодателей, вне зависимости от правового статуса, использовать такие документы.

В ст. 195.3 ТК РФ распространено обязательство по применению этого регламента в ситуациях, если этого требует законодательство, а также внедренные правительством подзаконные акты и нормы. Например, на предприятиях, в которых государственная доля активов превышает 50%. А с 2017 г. все подобные бумаги стали обязательными в ходе разработки новых программ в образовательной сфере. В остальных ситуациях это не более чем рекомендации.

Трудовые обязанности

В соответствии с общими требованиями к первому руководителю и его заместителям субъект хозяйствования может использовать следующие утвержденные профессиональные стандарты как основу для собственного должностного регламента:

  • специалист в сфере закупок (№558);
  • профессионал по принятию управленческих решений в отношении персонала (№559);
  • менеджер по работе с информационными технологиями (№149);
  • специалист, занятый в сфере технического контроля качества продуктов (№31);
  • мастер по управлению качеством в области авиастроения (№802);
  • заместитель директора по управлению цепями поставок товаров (№704);
  • руководитель предприятия, занятого в области соцобслуживания (№ 7);
  • руководитель предприятия питания (№ 468);
  • руководитель гостиничного объекта (№ 467).

Законодательство в сфере труда предусматривает два основных случая, в которых необходимо обязательное использование этого документа замами гендиректоров:

  • если эту необходимость предусматривает действующее федеральное или региональное законодательство;
  • если трудовая работа специалиста имеет непосредственную связь с льготами, установленными на государственном уровне, либо с какими-то лимитами.

Требования к соответствию сотрудников

Перечень требований, предъявляемых к сотруднику, преимущественно определяется конкретным направлением его деятельности. Но общий список выглядит следующим образом:

  • полноценная замена руководителя в период его отсутствия или по вопросам, указанным в локальных нормативным актам компании;
  • контроль нюансов деятельности фирмы по финансовой и хозяйственной части;
  • регулирование труда наемных сотрудников, чтобы он был максимально эффективным и полезным;
  • принятие мер по совершенствованию основных показателей эффективности коммерческой деятельности;
  • минимизация используемых ресурсов и максимизация хозяйственного результата, заведование хозяйством;
  • формирование руководства и курирование процессов, связанных с решением вопросов экономии и ресурсосбережения;
  • предотвращение и заблаговременное устранение накопленных материальных ценностей (сбыт), повышенного расхода сырья, порчи оборудования вследствие нерациональной эксплуатации и т. д.;
  • регулирование работы, связанной с решением кадровых вопросов;
  • принятие активного участия в разработке проектов и планов по бизнесу;
  • организация маркетинговых исследований и курирование работы мастеров, которые в них заняты;
  • контроль соблюдения нормативов по трудовому законодательству в процессе работы с сотрудниками;
  • обеспечение регулярного обучения и переаттестации работников;
  • слежение за учетными мероприятиями и грамотным/рациональным составлением отчетов.

Условия труда заместителя директора подразумевают организацию продуманного рабочего пространства, обеспечение средствами коммуникации и минимизацию стрессовых факторов.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы работать на постоянной основе и соответствовать нормам трудового законодательства, заместитель директора должен регулярно проходить обучение. В процессе прохождения курсов ему вменяются следующие обязанности, знания и навыки:

  • основа работы с клиентами;
  • нюансы взаимодействия с партнерами;
  • особенности создания отношений с сотрудниками;
  • изменения в законных нормативах;
  • требования к личностным качествам;
  • мотивационная работа с персоналом.

Сотрудник должен развиваться полноценно и разносторонне, а в его сфере ответственности – огромный перечень обязанностей, поэтому обучение может длиться дольше, чем у других специалистов.

Ответственность за неприменение

Намеренный отказ от использования стандарта, если он является обязательным, считается административным нарушением и влекут за собой ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 000 рублей).

Если сотрудник не соответствует нормам стандарта и не собирается проходить обучение в целях повышения квалификации, его увольняют (но только после прохождения переаттестации или отказа от занятия менее престижной должности), ст. 81 ТК РФ.

Актуальные вопросы внедрения профстандартов на производственных предприятиях освещены в следующем сюжете.

Источник: https://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/professionalnye-xarakteristiki-zamestitelya-rukovoditelya.html

Профессиональные

Специалист административно-хозяйственной деятельности

(наименование вида профессиональной деятельности)

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы

Руководители служб по снабжению, распространению товаров и аналогичным видам деятельности

Руководители подразделений (управляющие) на транспорте

Организаторы конференций и других мероприятий

Служащие, занятые учетом, приемом и выдачей товаров на складе

Агенты по операциям с недвижимостью и другой собственностью

Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал

Служащие по транспортным перевозкам

Отнесение к видам экономической деятельности:

Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные

Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом

Деятельность головных офисов

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Деятельность по комплексному обслуживанию помещений

Деятельность по общей уборке зданий

Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Деятельность по организации конференций и выставок

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Источник: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60697

ФИРО и Минобрнауки обсудили профстандарт руководителя организацией ДПО

«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Структура профстандартов для заместителей

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Профстандарт руководителя образовательного учреждения являет собой официальный документ, в котором будут подниматься вопросы, касающиеся уровня квалификационной подготовки, ключевых обязанностей и трудовых функций, которыми должны владеть все лица, возглавляющие соответствующее учреждение.

Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.

На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2020 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.

Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2020 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.

Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.

По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.

Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта. Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.

Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.

Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.

Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:

  1. Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
  2. Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
  3. Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
  4. Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Что содержит профессиональный стандарт

Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.

В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:

  • Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
  • Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
  • Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
  • Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.

В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:

  • Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
  • Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
  • Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
  • Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
  • Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
  • Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
  • Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
  • Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.

Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.

Обобщенные функции представлены в следующем виде:

  1. Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
  2. Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
  3. Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
  4. Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
  5. Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.

Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:

  • Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
  • О прохождении профессиональной подготовки;
  • Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
  • Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).

Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 — заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.

Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.

«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Необходимость и принятие

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2020 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Официальный сайт ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

https://профстандартпедагога.рф/ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г.

№ 544н (не вступил в силу) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 1115н — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

Источник: https://cz-kch.ru/ohrana-truda/profstandart-zamestitelya-direktora-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Административно-хозяйственная поддержка и сопровождение деятельности организации
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Административное, хозяйственное, документационное и операционное обеспечение, поддержка и сопровождение работы всех служб и работников организации
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации