Учет недостач в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет недостач в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Недостачи и хищения выявляются на основании инвентаризации, проведенной в учреждении в соответствии с Методическими указаниями <1>. Иными словами, установленные факты утраты имущества или денежных средств должны быть подтверждены данными инвентаризации и отражены в инвентаризационных описях и ведомостях расхождений по результатам инвентаризации по формам, утвержденным Приказом Минфина России N 123н <2>.

<1> Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
<2> Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Выявленные инвентаризацией недостачи и хищения подлежат отражению в бюджетном учете. Необходимо провести проверку с целью установления размера ущерба и причины его нанесения. Для этого работодатель создает комиссию, состоящую из соответствующих специалистов. Также обязательным условием проверки является получение от работника письменного объяснения причины возникновения ущерба. Если он отказывается или уклоняется от объяснения, то следует составить соответствующий акт.

По результатам инвентаризации обязательно издается приказ руководителя, возлагающий на начальников финансовых служб функции по контролю за определением причин недостач и их возмещением. Отметим, что ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Кроме того, при инвентаризации могут быть установлены случаи порчи материальных ценностей. Данные факты подтверждаются документально, например актами ГИБДД, пожарных или аварийных служб и другими. Суммы потерь от порчи материальных ценностей отражаются в бюджетном учете в том же порядке, что и недостачи.

Еще одним результатом инвентаризации является определение убыли материальных ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке. Данные нормы могут применяться лишь при выявлении фактических недостач. Убыль в пределах норм определяется только при наличии излишков по пересортице. В случае если после зачета по пересортице обнаружилась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по которым установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Бюджетные учреждения силовых министерств и ведомств зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы, могут проводить только по ценностям, приобретенным за счет одного источника финансирования.

Материальную ответственность перед учреждением несут исключительно его работники на основании заключенных договоров о материальной ответственности. Письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и обслуживающими либо использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 <3>.

<3> Постановление Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Порядок возмещения материального ущерба регулируется гл. 39 ТК РФ. При этом договорная ответственность работника не может превышать размер, установленный ст. 241 ТК РФ, — она должна быть в пределах среднего месячного заработка работника, если иное не предусмотрено законодательством.

Расчеты по недостачам, а также хищениям денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию, списанию в установленном порядке, учитываются на счете бюджетного учета 209 00 000 «Расчеты по недостачам».

Размер ущерба, причиненного недостачами и хищениями, определяется по рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом в соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <4> под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кроме того, ст. 246 ТК РФ содержит уточнение: но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Рыночную стоимость определяет специально созданная приказом руководителя комиссия. В случае если рыночная стоимость оказывается ниже остаточной, учет расчетов по недостаче ведется по балансовой стоимости ценности с учетом начисленной амортизации.

<4> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Аналитический учет по счету 209 00 000 ведется в Карточке учета средств и расчетов по форме 0504051, установленной Приказом N 123н, по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

Расчеты по недостачам отражаются в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

  • 209 01 000 «Расчеты по недостачам основных средств»;
  • 209 02 000 «Расчеты по недостачам нематериальных активов»;
  • 209 03 000 «Расчеты по недостачам непроизведенных активов»;
  • 209 04 000 «Расчеты по недостачам материальных запасов»;
  • 209 05 000 «Расчеты по недостачам финансовых активов».

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь учитываются по рыночной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 209 00 000 и кредиту счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

Можно выделить следующие виды ущерба:

– недостача (утрата) товарно-материальных ценностей, денежных средств, денежных документов;
– повреждение имущества;
– действия сотрудников, результатом которых стали излишние расходы учреждения;
– недопоставка материальных ценностей;
– поставка некачественных товарно-материальных ценностей;
– некачественное выполнение работ, оказание услуг.

Разберем каждый из них.

Эту категорию ущерба бухгалтеры нередко не принимают во внимание, поэтому и неверно классифицируют и отражают в учете: не как возмещение ущерба, а как восстановление расходов. Классический пример: оплата учреждением междугородних телефонных разговоров за сотрудников. Чтобы понять, почему эту ситуацию нужно квалифицировать как ущерб, а возмещение сотрудниками расходов за переговоры нужно относить к возмещению ущерба, а не к восстановлению расходов, мы должны определить, что такое восстановление расходов и какие операции к ним можно отнести (ситуацию, когда банк возвращает платеж ввиду ошибочного указания реквизитов получателя, рассматривать не будем).

Обнаружив недопоставку товара, сторнировать всю поставку будет неверным, поскольку поставщик пока не согласился с этим фактом и не изменил свой первичный документ. Например, по накладной в учреждение должно поступить ТМЦ на 10 000 руб. Несмотря на то что по факту товар недопоставлен на 100 руб., нужно оформить приход на всю сумму, указанную в накладной, – 10 000 руб. Затем списать недопоставленный товар в размере 100 руб. и начислить задолженность поставщику по возмещению ущерба, равного этой сумме. В зависимости от вида ТМЦ в учете при этом делают следующие проводки:

– списаны недопоставленные материальные ценности

Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 105 ХХ 440 «Материальные запасы»;

– списаны недопоставленные основные средства

Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 106 Х1 410 «Вложения в основные средства»;

– начислена задолженность по ущербу от недопоставки товаров

Дебет счета 0 209 45 560 «Расчеты с плательщиками прочих сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 0 401 10 145 «Доходы от прочих сумм принудительного изъятия».

Таким образом, у нас реально товара на 9 900 руб., долг перед поставщиком, согласно первичному документу, 10 000 руб., а у него перед нами по недопоставке – 100 руб.

Указанные выше операции после выявления недопоставки делают в любом случае. А далее – согласно статье 466 ГК РФ:

– поставщик может поставить недостающую часть товара;
– учреждение-покупатель может уменьшить сумму своей задолженности (если оплаты не было) перед продавцом;
– поставщик может возвратить оплату, если оплата была.

Чтобы разобрать данную ситуацию и порядок учета возмещения ущерба поставки некачественных ТМЦ, посмотрим сначала, что говорит по этому поводу Гражданский кодекс РФ.

Покупатель может требовать от продавца8:

– соразмерного уменьшения покупной цены;
– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
– возврата денежной суммы, уплаченной за товар;
– замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Обратим внимание, что Гражданский кодекс РФ ничего не говорит о возврате некачественного товара продавцу, кроме случая, когда его меняют на качественный. А может ли продавец потребовать свой некондиционный товар назад при условии возвращения за него денег?

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон9 . То есть право потребовать возвращения исполненного по договору после его расторжения возникает только в двух случаях: либо по закону, либо по соглашению сторон. По другим основаниям – нельзя.

Судебная практика показывает, что суды выносят решения о том, что покупатель кроме права требования уплаченной за товар суммы приобретает корреспондирующую обязанность – вернуть продавцу некачественный товар. В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу № А06-6690/2009 сказано, что с момента принятия судом решения по вышеуказанному делу договор купли-продажи прекратил свое действие, что не исключает права истца на истребование имущества по заявленным основаниям. При этом указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Тем не менее возвращать товар закон иногда даже запрещает.

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения в полученной от поставщика партии медикаментов обнаружило медикаменты из серии, включенной в официальный список забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Поставщик согласился вернуть оплату, но предложил учреждению сначала возвратить ему эти медикаменты.

Никаких правовых оснований возвращать медикаменты поставщику в данном случае у учреждения не было. Более того, согласно статье 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подлежат обязательному уничтожению контрафактные, фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные средства. Учреждение обязано было уничтожить10эти лекарственные средства самостоятельно и взыскать с поставщика средства еще и в возмещение расходов по уничтожению.

Разберем, как могут быть отражены в учете все действия в данном конкретном случае. Обратим внимание, что ни одна из этих хозяйственных ситуаций в Инструкциях полностью не описана.

Расчеты по ущербу и иным доходам

В ходе инвентаризации может быть выявлена утрата ценностей, числящихся на забалансовом учете учреждения. Например имущества, полученного в пользование, материальных ценностей на хранении, основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации и т.д. В данном случае действует общий порядок учета и списания недостач.
Часто при списании недостач у бухгалтера возникает множество вопросов. Например, по какой стоимости списывать ценности, как поступить, если отсутствуют какие-либо части одного предмета (в частности основного средства), и т.д.

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно.

Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п.

СПИ может пересматриваться при модернизации. Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер.

Пятый документ вводит и описывает институт оценки долговой нагрузки публичных правовых образований страны. Последний из перечня законопроектов касается межбюджетных отношений.

Он вводит понятие «горизонтальные субсидии». Они могут быть направлены от региона к региону или от муниципалитета к муниципалитету.

Более того — дальнейшее развитие получат вопросы развития муниципальных финансов, стратегическое и территориальное планирование на местном уровне, градостроительная деятельность, качество городской среды, устойчивое развитие муниципалитетов, использование лин-технологий, реализация принципов смарт-сити («умный город») и другие.

С 1 января 2020 года бухгалтеры в счетах учета будут применять детализированные коды КОСГУ. Появятся новые статьи доходов. По ней необходимо учитывать

— погашена задолженность сотрудником учреждения.При расчете налога на прибыль организаций за IV кв.

2014 г. необходимо учесть сумму, которую возместил сотрудник (9000 руб.), в составе внереализационных доходов, а также сумму убытка от недостачи (8500 руб.) в составе прочих внереализационных расходов.

Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.

Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды.

Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ).

Состав организаций госсектора в целях применения этого закона иной: — любые государственные и муниципальные учреждения; — государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации; — органы управления государственных внебюджетных фондов РФ, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

В законе о бухучете понятие «организации государственного сектора» заменить на «организации бюджетной сферы» 1.

ГУП и МУП 2. Государственные корпорации и компании, публично-правовые компании; 3.

Корпоративные юрлица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или бюджетные, автономные учреждения Новая группировка выплат физлицам Все выплаты сотрудникам, бывшим сотрудникам и иным физлицам в целях применения КОСГУ можно разделить на десять групп: Виды выплат Пример Категория получателей

Дата публикации 03.04.2020

Вопрос аудитору

Из бюджетного учреждения посторонние лица украли оргтехнику (использовалась в деятельности по выполнению госзадания). Виновные лица установлены. Суд вынес решение о взыскании с них сумм материального ущерба в пользу учреждения. Ущерб был возмещен на лицевой счет учреждения. Как отразить операции в бухгалтерском учете? По какой статье (подстатье) КОСГУ отражаются эти доходы?

В соответствии с п. 81 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, при установлении факта хищения в учреждении обязательно должна быть проведена инвентаризация.

При выявлении по результатам инвентаризации недостачи нефинансовых активов такие объекты необходимо списать с учета, поскольку имущество фактически отсутствует в учреждении и не отвечает понятию «актив».

Одновременно со списанием с учета объекта основных средств, выбывшего в результате хищения, сумма ущерба должна быть учтена на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Расчеты по ущербу основным средствам отражаются на счете 0 209 71 000 (п. 109, п. 110 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Средства, которые учреждение получает в возмещение ущерба, поступают не от учредителя. Такими средствами учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Следовательно, они должны быть отнесены на КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба как сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов. Далее задолженность по ущербу должна учитываться на балансовых счетах бухгалтерского учета с момента возникновения и до полного погашения.

Ожидаемые поступления от возмещения ущерба целесообразно учитывать в составе доходов будущих периодов с применением счета 0 401 40 172, поскольку период получения таких доходов не определен (п. 301 Инструкции № 157н, пп. 7, 34, 35 федерального стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н). Разъяснения также даны в письме Минфина России от 03.09.2018 № 02-05-11/62851.

Таким образом, в учете учреждения должны быть отражены бухгалтерские записи:

Дебет КРБ 4 104 ХХ 411 Кредит КРБ 4 101 ХХ 410 – списана начисленная амортизация основных средств (п. 12 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 4 401 10 172 Кредит КРБ 4 101 ХХ 410 – списана остаточная стоимость похищенных основных средств (п. 12 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 209 71 567 Кредит КДБ 2 401 40 172 – отражена сумма ущерба в связи с выявленной недостачей имущества (п. 109 Инструкции № 174н).

Доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, отражаются по статье 410 аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке со статьей 410 КОСГУ (п. 12.2.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 12.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

По факту определения решением суда размера возмещения ущерба в бухгалтерском учете признаются доходы текущего отчетного периода:

Дебет КДБ 2 401 40 172 Кредит КДБ 2 401 10 172 – признаны доходы текущего отчетного периода от возмещения ущерба (п. 158 Инструкции № 174н).

Поступление денежных средств в возмещение недостачи основных средств отражается записью:

Дебет КПС (000) 2 201 11 510 Кредит КПС (КДБ 410) 2 209 71 667 – поступили на лицевой счет учреждения средства возмещение ущерба (п. 72 Инструкции № 174н),

одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 по статье 410 КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч.

Погашение Недостачи В Бюджетном Учреждении Проводки В 2020 Году

По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета и выносит предложения:

На основании Ведомости (ф. 0504092) составляется Акт о результатах инвентаризации имущества и обязательств (ф. 0504835), вместе они являются основанием для составления первичных учетных документов о принятии излишков либо списании недостач, а также для отражения результатов инвентаризации в учете.

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Рекомендуем прочесть: Возврат налогов при покупке квартиры

Еще одним новшеством в применении счета 209 00 является то, что отражаемый на нем размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н).

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Резерв на оплату отпусков – это источник выплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и уплаты взносов во внебюджетные фонды, который работодатель создает в текущем периоде для использования в будущем. В нашей консультации мы расскажем, как формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете.

Но в любом случае, сперва необходимо распределить всех работников организации по группам. Принцип следующий: в одну группу объединяются те работники организации, начисление заработной платы которым отражается на одном и том же счете учета затрат.

Это значит, что работники основного производства, чья заработная плата начисляется по дебету счета 20 «Основное производство», будут объединены в одну группу, а работники, чья деятельность связана с продажей товаров, — в другую, если их заработная плата начисляется по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Отражение недостачи в бюджетном учете

Учет и отчетность бюджетных учреждений

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВЫЯВЛЕННЫХ

недостач имущества В бюджетных учреждениях:

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,

ХИщЕНИЯ

м. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в процессе проведения инвентаризации нередко выявляются случаи недостачи материальных ценностей. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения недостачи имущества бюджетного учреждения, в том числе возникшей в результате естественной убыли, чрезвычайных обстоятельств, а также хищений и иных злоупотреблений должностных лиц учреждений.

Бухгалтерский учет недостачи, выявленной при проведении инвентаризации, зависит от того, по какой причине она возникла:

— по причине естественной убыли (для материальных запасов);

— в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, пожар, авария и т. д.);

— по вине сотрудника учреждения (п. 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания № 49)).

На счетах бухгалтерского учета недостача отражается в том месяце, в котором была завершена инвентаризация (на дату составления акта инвентаризационной комиссии) (п. 5.5 Методических указаний № 49).

Недостачу и порчу материальных запасов (ценностей) в пределах норм естественной убыли необходимо списать на расходы текущего финансового года на основании распоряжения (приказа) руководителя бюджетного учреждения и актов по ф. 0504230 «Акт о списании материальных запасов» и 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря».

Стоимость недостающих материальных запасов при списании в соответствии с п. 108 инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных

(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция к Единому плану счетов № 157н), определяется по данным бухгалтерского учета в зависимости от метода оценки материальных запасов:

— по фактической стоимости каждой единицы;

— по средней фактической стоимости.

Списание материальных запасов в пределах

норм естественной убыли отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 40120272 (10960272, 10980272) К-т сч. 10538440 (10536440, 10534440) — списаны недостающие материальные запасы в пределах норм естественной убыли (пп. 37, 43 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н), Инструкция к Единому плану счетов № 157н (сч. 10500, 10900, 40120)).

Если же причиной недостачи материальных ценностей стали форс-мажорные обстоятельства, то их следует списать на чрезвычайные расходы. Недостающие материальные запасы списываются в зависимости от метода оценки материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости). Основные средства и нематериальные активы — по остаточной стоимости (с одновременным списанием с учета сумм накопленных амортизационных отчислений по этим объектам). Непроизведенные активы списываются по первоначальной стоимости (пп. 51, 65, 75, 113 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В зависимости от вида форс-мажорных обстоятельств при списании стоимости недостающего имущества формируются следующие проводки:

Д-т сч.40120273 К-т сч. 10136410 (10126410, 10230420, 10534440, 10536440, 10631410) — списана стоимость имущества, утраченного в результате стихийных или иных бедствий, опасного природного явления или катастрофы;

Д-т сч.40110172 К-т сч. 10136410 (10126410, 10534440, 10536440, 10631410) — списана стоимость имущества, утраченного в результате террористических актов (других действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя).

Независимо от вида форс-мажорных обстоятельств амортизация, начисленная на утраченные основные средства (нематериальные активы), списывается бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 10436410 (10426410) К-т сч. 10136410 (10126410) — списана начисленная амортизация по утраченному имуществу.

Если в процессе инвентаризации были выявлены расхождения, нужно составить Ведомость расхождений (форма 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ведомость следует приложить к Акту о результатах инвентаризации (форма 0504835).

Порядок учета разниц, выявленных при инвентаризации, зависит от многих факторов, например:

  • обнаружены ли виновники недостачи или нет;
  • в каком размере возникла недостача (в пределах норм естественной убыли или сверх нее);
  • по какому именно имуществу выявлены недостачи или излишки.

Согласно Инструкции № 157н, основные средства, материальные запасы и другое неучтенное имущество, выявленное в ходе инвентаризации, необходимо принять к учету. Его учитывают по текущей оценочной стоимости на дату проведения инвентаризации и включают в состав доходов учреждения текущего года.

Чтобы правильно отразить неучтенные объекты, следует разобраться в причинах их возникновения. Если излишки образовались из-за пересортицы, то излишек и недостачу можно аннулировать за счет взаимозаменяемости. При ошибках в учете необходимо исправить ошибочные учетные данные.

Обнаруженные при инвентаризации недостачи материальных ценностей относятся на виновных лиц (п. 220 Инструкции № 157н). В этом случае следует сделать проводки Дебет счета 209 00 000 «Расчеты по ущербу имущест­ву» — Кредит счета 401 10 000 «Доходы текущего финансового года».

Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения. Эту операцию отражают по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов») или соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли списывают на уменьшение финансового результата текущего финансового года в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами») в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Если по тому или иному виду ценностей нормы естественной убыли нет, всю недостачу считают сверхнормативной. При этом учреждение обязано взыскать с виновного сумму ущерба – то есть рыночную стоимость утраченного имущества.

Сумму, предъявленную к взысканию, отражают по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (соответствующие аналитические счета) и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»).

Если виновник недостачи не установлен или суд уточнил взыскиваемую сумму, то в учете делают обратную проводку.


Отражение в бюджетном учете выявленных при инвентаризации недостач

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, было обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Виновник пропажи не установлен. Компьютер был приобретен за счет субсидии на иные цели и относится к особо ценному имуществу. Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.

Отражение в учете выбытия частей основного средства будет зависеть от решения руководителя о порядке использования и учета материальных ценностей, остающихся в распоряжении учреждения после обнаружения хищения. Данное решение должно приниматься исходя из технических возможностей и экономической целесообразности.

Недостача (порча) материальных ценностей в пределах норм естественной убыли не учитывается на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу», а относится в соответствии с распоряжением руководителя на расходы учреждения (себестоимость готовой продукции, работ, услуг).

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном порядке (п. 220 Инструкции № 157н, п. 107 Инструкции № 174н).

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

В распорядительном документе о проведении инвентаризации устанавливаются случаи проведения инвентаризаций, их сроки (продолжительность), состав инвентаризационной комиссии, степень охвата объектов учета (полная или выборочная), непосредственно порядок проведения инвентаризации (методика, используемые формы, порядок взвешивания, обмеривания, выявления разниц и т.п.).

В то же время выбытие объектов основных средств при выявленной недостаче отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п. 12 Инструкции N 157н). Вместе с тем, если объект учитывался на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», его выбытие в результате недостачи отражается путем уменьшения данного забалансового счета (п. 332 Инструкции N 157н).Одновременно суммы выявленного ущерба отражаются по дебету счетов 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов» и 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам» (п. 109 Инструкции N 174н, п.п. 220, 221 Инструкции N 157н).

  • Недостача продуктов питания проводки
  • Бюджетный учет расчетов по недостачам
  • Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях*(1)
  • Возмещение недостачи виновными лицами, отражение в учете
  • Излишки, недостачи, пересортица. как отразить в учете? (алексеева м.)
  • Проводки по недостаче продуктов питания в бюджетном учреждении

Инвентаризация кассы может проводиться внепланово, внезапно и без предупреждения, в целях контроля за ответственностью МОЛ. Сроки и порядок внеплановой инвентаризации также устанавливаются нормативными актами предприятия.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Присутствие МОЛ в списке комиссии обязательно. Кроме этого, желательно присутствие сотрудников СБ и внутреннего аудита (при наличии). При отсутствии подписи даже одного из членов комиссии, инвентаризация признается недействительной.

Комплекс и сроки проведения ревизионных мероприятий инициируются только по специальному распоряжению руководства компании. Причем нет никакой разницы, плановая это ревизия или нет. Подробности в статье «Как составить приказ о проведении инвентаризации». А в этой мы коснемся бухучета и перечислим проводки, которые понадобятся бухгалтеру.

Если по результатам инвентаризации выявлены неучтенные объекты нефинансовых активов, следует это отразить следующей проводкой: Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 10000000 «Нефинансовые активы»- кредит счета 40110180 «Прочие доходы».

Стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли списывают на уменьшение финансового результата текущего финансового года в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами») в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения. Эту операцию отражают по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов») или соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

В ходе проверки директором определяется состав проверочной комиссии. Та, в свою очередь, занимается оценкой правомерности проводимого бухгалтерского учета. Выявляются задолженности по своевременной оплате кредитов и процентов по кредитам, определяется соответствие цифр в договорах и финансовой отчетности. Инвентаризация касается и налоговой отчетности – рассматриваются суммы, которые были разнесены на субсчета и которые должны соответствовать информации, внесенной в декларации.

Отражаем результаты инвентаризации – излишки и недостачи

Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении направлена на установление достоверной финансовой информации об отчетности и бухгалтерском учете, в процессе которого специалистами определяется наличие и состояние долгов казенного предприятия. Проверку каких объектов предусматривает инвентаризация обязательств? Сюда относятся:

Если стоимость недостачи превышает стоимость излишков, соответствующая разница может быть направлена ко взысканию с виновных лиц, а при их отсутствии – списана на финансовые результаты (Дебет сч. 91, субсчет 91-2).

При выявлении излишков после сравнения фактических данных с учетными инвентаризационная комиссия выясняет предпосылки появления «лишних» активов, запрашивает объяснения материально-ответственных лиц, анализирует методы отражения итогов инвентаризации, руководитель издает приказ о принятии излишков к учету. Этот документ становится основанием для действий бухгалтера, в нем отражается перечень позиций активов, подлежащих оприходованию.

Пример 2. Бюджетное учреждение в IV кв. 2014 г. провело инвентаризацию материальных запасов. Сырье используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 24 декабря. В результате по данным бухгалтерского учета была выявлена недостача материалов на сумму 8500 руб.

, рыночная стоимость данных запасов составила 9000 руб. Виновное лицо внесло в кассу учреждения 9000 руб.По результатам инвентаризации по состоянию на 24 декабря бухгалтер отразил следующие записи:Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210536440 — 8500 руб. — списана стоимость недостающих материалов;Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 — 9000 руб.

— отнесена недостача материалов на виновное лицо по рыночной стоимости;Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220974660 — 9000 руб. — погашена задолженность сотрудником учреждения.

При расчете налога на прибыль организаций за IV кв. 2014 г. необходимо учесть сумму, которую возместил сотрудник (9000 руб.

), в составе внереализационных доходов, а также сумму убытка от недостачи (8500 руб.) в составе прочих внереализационных расходов.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.

В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия». Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.

Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отдельный монтаж оборудования, если он не предусмотрен договором поставки, строительства, реконструкции, технического перевооружения или дооборудования, относится на статью КОСГУ 226.

В том числе установка охранной, пожарной сигнализации, окон и счетчиков. Главное учтите, что договор должен быть только на установку или монтаж указанного оборудования.

Если заключаете один договор с подрядчиком на покупку и установку оборудования, расходы нужно будет отнести на статью 310 КОСГУ.

11.4. Учет расчетов по недостачам

Суммы, поступившие в возмещение недостач и хищений объектов основных средств, нематериальных активов, некоторых материалов, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

Исключение составляют средства, поступившие в возмещение задолженности по недостачам имущества по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При перечислении оформляются следующие бухгалтерские записи:

По общему правилу для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения применяется счет 0.209.00.000 «Расчеты ущербу имуществу» (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Под ущербом, причиненным имуществу учреждения, понимается в том числе уплата учреждением штрафа по вине сотрудника (письмо Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1). Несмотря на это использовать в рассматриваемой ситуации счет 0.209.00.

000 нельзя. Объясняется это так.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 2 209 71 000 и 2 401 10 172 следует указывать статью 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.

Для начала напомним, что основным нормативным документом, регламентирующим порядок обеспечения медицинских учреждений бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, является Инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденная Приказом ФСС России N 18 и Минздрава России N 29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *