Корень дал дол правило

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корень дал дол правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения:зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Правописание корней с чередованием гласных

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
  • -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова.

Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов

  • Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и ( бе р — — бир -, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- — стил , дер — — дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс — а-, например: выб ирать – выб ерут, зап ирать – зап ереть, ум ирать – ум ереть, расст илать — расст елить, разд ирать – разд ерут, бл истать – бл естеть.

: Что такое ипу

Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м акать (хлеб в молоко); обм акнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром окают, непром окаемый плащ, пром окательная бумага.

2.3. Правописание гласных в корне

Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.

Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.

Потому-то и происходит путаница.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.

Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.

А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.

Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый».

Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.

Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.

Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.

В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

Интересное: Запрет на рыбалку в оренбургской области 2019

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

Чередование гласных О—А в корне слова

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Интересное: Социальная стипендия для молодой семьи

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..

стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..

мать,

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Обратите внимание! 1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.

2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.

Подскажите правило! Дол и дал. Когда как пишется?

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. Пригарь, изгарь, выгарки.
Клан-/клон- Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение.
Твар-/твор- Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. Утварь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. Зоревать, зорянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. Пловец, пловчиха;
плывуны
Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е.

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я)/им(ин) Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память.

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (еда, краевед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]) также пишется е, а не э.

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт.
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить).

«ДАлина» или «дОлина» — как правильно пишется слово?

И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное.

Скачу, скачок, скачи, вскачь. Слагаемое, полагать, разлагать — сложить, положить, разложить. Касаться, касательная — коснуться, прикоснуться. Равнина, поровну, уровень, ровесник. Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. Забирать — заберу. Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.

После гласной и, например: диета, реквием, кариес. После гласных кроме и в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. В начале слова в соответствии с произношением пишется э это, экзамен, этаж, экономика и в производных от них отэкзаменовать, сэкономить.

Как отмечалось см. В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных там, где нет звука [ j ] также пишется е, а не э. Пишется Е Пишется Э 1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них мэрия, пэрство , в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.

Инфо Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно! Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова изменив форму слова или поискав однокоренные слова , то перед тобой слово с непроверяемой гласной. Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление.

Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение

Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.

Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.

есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

  • есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .

без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .

Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

Какую цель мы поставим на урок?

Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и

— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?

1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».

2.
Научиться находить орфограмму в словах.

3. Отработать способ проверки орфограммы.

4. Оценить свои знания.

— Как вы думаете, какая будет первая задача?

Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

– Посмотрите внимательно.

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

ать — за бЕр ёшь)

  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Надо слова с корнями «дал » и «дол».

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.

Написание зависит от суффикса –а-
-бер-бирА–дер-дирА–мер-мирА–пер-пирА–тер-тирА–блест-блистА–жег-жигА–стел-стилА–чет-читА-исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) -касА- если после корня стоит суф.-а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а-коснуться -лагА- если после корня стоит суф. –а-прилагательное;-лож- если нет суф. -а- предложениеисключения: полог -а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)-пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,понимАть-понять,запоминАть-память

Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.

Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).

Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).

Корень -гар-гор- широко распространён в глаголах и словах, образованных от глагола: гореть, горение, угореть, разгорелся, горение, горючий, загорелый, горелки (игра). Значение подобных слов связано с огнём, пламенем, солнечным светом.

Написание зависит от места ударения
-гор-гар-загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь
-зар-зор-под ударением буква, которую слышим, без ударения –азорька, зарница исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии)
-клан-клон–твар-твор-под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец исключения: утварь
-плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок-плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть)

О корне -лаг-лож- мы уже говорили. Пришло время разобраться с корнем -раст-ращ-рос-.

-Раст- пишется в глаголах и во всех образованных от них словах: расти, растить, вырастить, растение, возраст, возрастание, сращение, приращение, взращённый.

-Рост- встречается в глаголах и причастиях прошедшего времени: рос, росла, выросли, вырос, вырастала, взрастили, подросли, росший, выросший (и ещё в существительных: недоросль, водоросли, заросли).

Сходные по звучанию слова нужно различать: растаю (таять и приставка рас-), роспись (корень и приставка рос-), роса (росы), растерять (терять и приставка рас-), роскошный (роскошь)!

Но сочетать, сочетание. Обвевать — обвивать; частота — чистота; валы — волы; спешите — спишите; поседеть — посидеть; слепить — слипаться, скрепить — скрипеть; разредить — разрядить; посвятить — посветить; отворить- отварить; запивать — запевать; обижать — обежать; висит — весит; примерять — примирять; старожил — сторожил; развиваться — развеваться; полоскать — поласкать; прожевал — проживал; распевать — распивать; подражать — подрожать от холода ; умолять — умалять; окатиться — окотиться; увидать — увядать; заплотить реку — заплатить.

В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Слова с корнем «ДОЛ»

Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже. Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.

В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов

  • Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и ( бе р — — бир -, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- — стил , дер — — дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс — а-, например: выб ирать – выб ерут, зап ирать – зап ереть, ум ирать – ум ереть, расст илать — расст елить, разд ирать – разд ерут, бл истать – бл естеть.

Разбор слова «дол»: для переноса, на слоги, по составу

1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог. С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
  • корни с чередованием а (я) — им (ин): перед суффиксом —А— пишется ИМ (ИН) (замИнАть, зажИмАть), в остальных случаях пишется А (Я)(замять, зажать);
  • -раст- (-ращ-)— рос-: перед СТ и Щ пишется ААсти, нарАщивагь); перед С пишется О (зарОсль, вырОсший).

Запишите номера ответов. Разница на самом деле не такая уж существенная. Просто повнимательнее надо читать задания. Подумаешь, слово, слова, ряд или ряды! Однако ответ может состоять из слова, слов, цифры или нескольких цифр.

Наибольшую трудность представляют кони с чередованием. Кос-кас, лож-лаг, рос-раст-ращ, гор-гар, зар-зор и корни с чередованием и-е блист-блест, бир-бер и др. В к ним добавляются мак-мок, плав-плов, чет-чит, клон-клан, твор-твар, скоч-скак, ровн-равн и им ин -а я.

Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных. Чувствуете разницу? Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и, узнают о правописании этих корней

Какие примеры слов с корнями «дер», «дир»? Какое правило?

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.

есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

  • есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (скАкать– вскОчить).

Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

Какую цель мы поставим на урок?

Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и

— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?

1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».

2.
Научиться находить орфограмму в словах.

3. Отработать способ проверки орфограммы.

4. Оценить свои знания.

— Как вы думаете, какая будет первая задача?

Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

– Посмотрите внимательно.

Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения:зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- (заря – зОрька)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *