Ввод в эксплуатацию без разрешения на ввод

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ввод в эксплуатацию без разрешения на ввод». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.

2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).

4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.

11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

ГрК РФ предусматривает необходимость предоставления такого документа для ввода в эксплуатацию, как акт приемки. Он не всегда является обязательным – только в случаях, когда застройщик и заказчик строительства или реконструкции разные юридические лица. Этот документ подтверждает факт передачи объекта ил части строительных работ непосредственному заказчику и согласие с проведенными работами.

От этого акта следует отличать Акт приемки в эксплуатации ОКС. Такой документ сейчас не предусмотрен при подготовке комплекта на получение Разрешения на ввод.

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

В определении объекта капитального строительства теперь есть указание на временные постройки (киоски, навесы и другие подобные постройки) заменено на некапитальные строения и сооружения. При этом установлено, что под некапитальными строениями и сооружениями понимаются строения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Законодатели и городская администрация ссылаются на Жилищный кодекс РФ, а также на требования к жилым помещениям, которые утверждены Правительством РФ 28 января 2006 года. Чиновники полагают, что никаких других нормативных актов на муниципальном и региональном уровне не нужно.

Если резюмировать все, что сказано в Градостроительном кодексе (СНиП, 221 ФЗ «о кадастре недвижимости», ЗК РФ) о капитальной и некапитальной постройке, то мы делаем вывод что «Капитальной» — является такая постройка, фундамент которой, прочно связан с землей, углублен и выполнен из прочных строительных материалов (кирпич, камень, бетон, плита и т.д.).

Обращаемся к СНиП 31-02-2001:

Количество домов на участке не более 1
Отступ от других домов ≥ 5 метров
Отступ от границы участка (забора) ≥ 3 метров
Этажность дома не более 3-х этажей
Минимальный состав помещений Жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы, помещение теплогенераторной (при отсутствии централизованного теплоснабжения).
Высота от пола до потолка Жилых комнат и кухни ≥ 2.7 м (для мансарды ≥ 2.3 м); остальные помещения ≥ 2.5 м; коридорах и при устройстве антресолей ≥ 2,1 м.
Минимальные размеры помещений Общей жилой комнаты — 12 м; спальни — 8 м (при размещении в мансарде — 7 м); кухни — 6 м. Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой — 1,7 м; передней — 1,4 м, внутриквартирных коридоров — 0,85 м; ванной — 1,5 м; туалета — 0,8 м. Глубина туалета должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м — при открывании двери внутрь.

Если дом, который вы хотите построить, будет превышать указанные выше условия, то перед началом строительства придется согласовать в органах местного самоуправления проект, выполненный лицензированой проектной организацией (Законодательное регулирование — п.3,4,5 ГрК РФ).

При этом, приемная комиссия может придраться к тому, что:

  • Дом построен всего за месяц. Чиновники считают, что это слишком быстро;
  • Специалисты видят подвох в отсутствии дорожки к двери и расположенных рядом с домом досках и строительных лесах;
  • Может не понравиться то, что углы бруса не обрезаны, на второй этаж можно попасть лишь по приставной лестнице, а между кухней и гостиной отсутствует перегородка;
  • В доме нет условий для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.

Внимание! В конце 2018 года, по результатам проверки по усиления муниципального контроля, региональное министерство экономразвития рекомендовало главам администраций дополнить административные регламенты обязательной видеофиксацией построенных зданий на земельных участках.

За эксплуатацию зданий без разрешения на ввод теперь штраф до 1 млн руб.

Перечень документов, строго ограничен и не может быть расширен по желанию стороны, принимающей документы на рассмотрение. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы (ч.З ст.55 ГрК РФ):

  1. Выписка из ЕГРН на земельный участок;
  2. Градостроительный план земельного участка;
  3. Разрешение на строительство дома;
  4. Схема, отображающая расположение построенного дома, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
  5. Заключение органа государственного строительного надзора (ЗОС);
  6. Копия результатов инженерных изысканий и копия разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пунктами 2, 8 — 10 части 12 статьи 48, частью 18 статьи 5);
  7. Акт приемки объекта капитального строительства (в случае строительства по договору);
  8. Документ, подтверждающий соответствие построенного дома требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (форма не установлена);
  9. Документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Однако, согласно Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ (последняя редакция) п.4 ст. 8 — до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

То есть, чтобы ввести дом в эксплуатацию до 01.03.2020 достаточно подать в МФЦ «Мои документы» всего два документа:

  1. Технический паспорт на построенный дом (заказывать в БТИ);
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок.

Обратите внимание, что Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Процесс ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства регулируется ФЗ № 122. Это базовый закон, который определяет перечень оснований (документов) для признания факта перехода дома из состояния строящегося объекта, в состояние готового объекта. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается тем же органом, который выдавал разрешение на строительство.

Параметры дома, возводимого на дачном (садовом) участке до 01.01.2019, должны соответствовать п. 39 ст. 1 ГрК РФ. Объект ИЖС может превышать параметры, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

Еще раз повторюсь, что для оформления собственности на дом до 01.03.2020 не требуется получать и представлять разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 28.02.2018)), так как в указанный срок действует дачная амнистия.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.4 ст.753) по договору строительного подряда сдача объекта и его приемка заказчиком оформляются актом приемки, подписанным обеими сторонами. Постановлениями Госкомстата России (от 30 октября 1997 года №71а, от 11 ноября 1999 года №100) утверждены формы акта приемки — КС-2 и КС-11:

  • Форма КС-2 применяется для приемки какого-либо определенного объема строительных работ в рамках объекта строительства, а также для приемки этапа работ, предусмотренного договором строительного подряда;
  • Форма КС-11 применяется для приемки объекта строительства в целом.

Когда акт приемки подписан, обращаемся в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.3,4 ст.54 ГрК РФ). В отношении опасных производственных объектов, линий связи, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов заключение выдается федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительством РФ от 1 февраля 2006 года №54. Срок рассмотрения заявления 10 дней, после чего будет оформлено и выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо дан аргументированный отказ.

В течение 10 дней на ваш объект приедет выездная комиссия, по результатам проверки которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п.16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ). Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не было нарушений соответствия работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В конце вас ждет еще одна итоговая проверка, которая проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства. На итоговую проверку, в зависимости от сложности объекта, отводится до одного месяца.

Дачная амнистия – это упрощенный способ регистрации права собственности на построенный «втихую», как в Вашем случае, дом.

Суть ее в следующем: Вы декларируете строительство дома на принадлежащем Вам земельном участке, прикладываете документы БТИ и предъявляете все это в органы Росреестра (через систему МФЦ).

Результат – наличие зарегистрированного права на данный дом, как на объект жилой недвижимости.

Если на Вашем участке, назначение которого предусматривает строительство жилого дома (ИЖС, садоводство, ЛПХ), ранее не было зарегистрировано строений или строения утрачены (из-за пожара, например), то зарегистрировать строение без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию можно.

По упомянутой Вами дачной амнистии, которую сейчас продлили. То есть для подключения коммуникаций необходимо оформить собственность на жилой дом. Сейчас Вы это можете сделать в упрощенной форме, подав заявление в МФЦ.

Возможно, потребуется произвести обмеры нового строения проектной организацией и заплатить пошлину.

С 2016 года кадастровая палата, действительно, не выдает технический план без разрешения на строительство.

Для домов, расположенных на земельных участках для ИЖС или ЛПХ, есть определенные правила: Вы предоставляете технический план и только на его основании регистрируется право собственности.

Для получения кадастрового паспорта необходимо получить разрешение на строительство. Для этого нужны следующие документы: технический план, ГПЗУ, а также соответствующие документы на землю.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Как поменять категорию земли?

Могу ли я узаконить пристройку к дому на 4 квартиры?

Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС

Перед выполнением работ важно убедиться, что готовое или реконструированное здание отвечает определенным характеристикам (требованиям) и имеет полный набор коммуникаций:

  • К зданию предусмотрен подъезд — заасфальтированная или грунтовая дорога.
  • Подведено электричество (к дому подходит линия 220 или 380 В).
  • Имеется водопровод — открыт доступ к скважине (колодцу) или имеется подключение к центральной подаче воды.
  • Предусмотрена отопительная система.
  • Подключена канализация. Несмотря на отсутствие в объекте ИЖС подключения с общегородской сети, владелец должен предусмотреть сточную яму, отвечающую санитарным и гигиеническим требованиям.
  • Имеются двери, окна, перекрытия между этажами и крыльцо.

Готовность здания определяет комиссии, состоящая из специалистов в своей сфере. По завершении проверки выносится заключение.

Что касается оформления разрешения, в каждой местной администрации имеется индивидуальный подход.

С другой стороны, получение разрешения на ввод объекта ИЖС проходит с учетом общепринятых нормативных актов, а также документов, установленных муниципальными или городскими властями.

Чтобы исключить потери времени при получении разрешения, стоит обратиться в местные органы и уточнить их требования в вопросе получения разрешения.

Ввод объекта ИЖС осуществляется с учетом действующего в России законодательства. Здесь за основу берутся следующие документы:

  • ФЗ №112. В нем прописан порядок и правила регистрации права на недвижимость.
  • Правила и нормы, касающиеся эксплуатации ИЖС, под номером 170.
  • ГрК РФ (ст. 8, п.4).
  • ГК РФ (ст. 55).

В упомянутом законе и правилах отмечается перечень бумаг, которые выступают основанием для признания перехода объекта из состояния строящегося объекта в категорию здания, введенного в работу.

Ввод в эксплуатацию в 2020 году

В ГК РФ (ст. 55) прописано, что вместе с заявлением для получения разрешения на ввод ИЖС требуется передача следующего пакета бумаг:

  • Документа (любого), который бы подтверждал право заявителя на земельный надел, где возведено сооружение. К этой категории относится свидетельство о получении земли или договор купли-продажи.
  • План участка (оформлением и предоставлением занимаются органы местного управления).
  • Акт приема сооружения (правила его оформления рассмотрены ниже).
  • Технический план, в котором должна быть подпись инженера (работника кадастрового отдела).
  • Бумаги, свидетельствующие о соответствии здания действующим требованиям и техническим нормам. Такой документ выдается строительной организацией.
  • План-схема, в котором указывается список технических коммуникаций и сооружений.
  • Заключение, полученное в органе госнадзора. Документ, необходимый для подтверждения соответствия готового объекта всем нормам. Он обязателен, если строительство объекта ИЖС проходит под контролем госнадзора.
  • Бумаги на объект недвижимости.

Процесс ввода в эксплуатацию ИЖС — процедура, которая может проводиться только хозяином объекта. Владельцем считается лицо, которое оформило разрешение на строительство здания. При этом сам объект должен быть завершен и иметь все необходимые элементы, о которых упоминалось выше (двери, окна, крышу, коммуникации и так далее).

Как только документы собраны, требуется передать в территориальный орган администрации заявку на вызов комиссии. В согласованный между сторонами день комиссия приходит к объекту ИЖС и осматривает его на факт соответствия действующим требованиям.

Результатом проверки является оформление акта, который в дальнейшем используется для приемки дома. Рассмотрение бумаг — задача, которая поручается и осуществляется сотрудником строительной или архитектурной службы органа местного управления.

В некоторых регионах могут проводиться дополнительные осмотры готовых объектов.

Принципы выдачи градостроительного плана земельного участка

Предоставление разрешения на ввод осуществляется в сроки, которые оговорены на законодательном уровне. Чаще всего этот период не превышает десяти суток. Муниципальные органы могут отказать в выдаче разрешения, если сооружение не соответствует требованиям.

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию называют документ, удостоверяющий выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией и принятому плану застройки территории. Порядок получения регламентируется:

  • Градостроительным кодексом (ст. 55 ГрК РФ);
  • Постановлением Правительства РФ от 1.02.2006 N 54.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно получить, когда строительство завершено и подведены коммуникации. Документ выдается тем же органом государственной власти, который выдал разрешение на строительство (п.2 ст.55 ГрК РФ).

Если в эксплуатацию вводится жилая недвижимость, то требуется подведение систем водоснабжения, электричества, канализации и отопления.

Каковы риски эксплуатации здания без разрешения?

Объекты капитального строительства определяются Гражданским кодексом как здания, строения и сооружения. Для таких объектов требуется получать разрешения. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства происходит в несколько этапов:

  • Оформляется заявление и собираются необходимые документы;
  • Пакет документов передается в уполномоченный орган власти;
  • Проводится проверка документов;
  • Происходит осмотр объекта. Фактические параметры строения должны соответствовать информации, указанной в документах, и удовлетворять требованиям законодательства;
  • Уполномоченный орган выдает разрешение или отказ. Во втором случае обязательно объясняются причины негативного решения;
  • Информация об объекте вносится в реестры.

Требуется собрать следующий пакет документов (Согласно п.3 ст. 55 ГрК РФ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  2. Документы, подтверждающие право на владение участком, где велось строительство;
  3. Градостроительный план участка (ГПЗУ);
  4. Разрешение на строительство;
  5. Акт приемки объекта (Если строительство осуществлялось по договору строительного подряда);
  6. Акт о соответствии параметров строения установленным регламентам (Требования энергоэффективности и тд);
  7. Документы о соответствии постройки техническим условиям с подписями представителей компаний, которые производят эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  8. Схема, где отображено расположение построек на территории участка;
  9. Заключение о соответствии (ЗОС) объекта проектной документации и установленным регламентам. Выдается государственным строительным надзором по итогам проверки строения;
  10. Страховка на случай причинения вреда в результате аварии (Для опасных объектов);
  11. Технический план (оформленный в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ)

Застройщик может не предоставлять документы 2 — 9, если они имеются в распоряжении государственных органов (п. 3.2, 3.3 ст. 55 ГрК РФ).

Документы могут быть отправлены в электронной форме (через портал Госуслуг).

Законом установлены основания для отказа (п.5 ст. 55 ГрК РФ):

  • Отсутствие указанных документов. При этом несвоевременное получение документации не может быть основанием для отказа (п.6.1 ст.55);
  • Характеристики объекта не удовлетворяют положениям градостроительного плана (на дату выдачи разрешения на строительство);
  • Строение не соответствует характеристикам, указанным в разрешении на строительство и в проектной документации;
  • Постройка не удовлетворяет требованиям по использованию земельного участка, установленным законодательством РФ (В том числе Земельным законодательством).

Застройщик может оспаривать отказ в суде.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение о соответствии (ЗОС). Оно выдается Госстройнадзором после прохождения итоговой проверки.

Получение ЗОС происходит в несколько этапов:

  1. Перед началом строительства в орган ГСН подается извещение об этом;
  2. Во время строительства происходит надзор (если требуется), и составляются акты проверок;
  3. После завершения строительства и устранения всех нарушений, если таковые имелись, застройщик или заказчик направляет в органы ГСН извещение (п. 25 РД-11−04−2006);
  4. Проверка объекта назначается в течение 7 раб. дней с момента получения извещения;
  5. По результатам итоговой проверки составляется положительный или отрицательный акт. В последнем случае указываются нарушения, которые необходимо устранить;
  6. Застройщик отправляет заявление на получение ЗОС, приложив к нему акт итоговой проверки;
  7. Заключение о соответствии (или решение об отказе) выдаются в течение 10 раб. дней с момента подачи заявления. В случае негативного решения должны быть указаны причины со ссылками на регламенты и документацию (п.19 Постановления Правительства РФ от1.02.2006 N 54). Отказ может быть оспорен в суде.

Если застройщик не уведомил Госстройнадзор о начале строительства и/или строительный надзор не осуществлялся должным образом (в тех случаях, когда он необходим), то получить ЗОС будет крайне проблематично. С высокой вероятностью потребуется провести независимую экспертизу и добиваться узаконивания постройки через суд.

В ходе итоговой проверки инспектор:

  • Изучает документы предыдущих проверок (если таковые проводились), приемки выполненных работ, документы от коммунальных служб;
  • Проверяет удовлетворение требованиям закона по подготовке участка, работам по монтажу фундамента, подземных и надземных конструкций;
  • Проверяет соблюдение норм в отношении энергоэффективности и оснащенности приборами учета энергии.

Для осуществления проверки может потребоваться проведение экспертиз, обследований, лабораторных испытаний выполненных работ и строительных материалов .

Требуется ли разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

* * *

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию называют документ, удостоверяющий выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией и принятому плану застройки территории. Порядок получения регламентируется:

  • Градостроительным кодексом (ст. 55 ГрК РФ);
  • Постановлением Правительства РФ от 1.02.2006 N 54.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно получить, когда строительство завершено и подведены коммуникации. Документ выдается тем же органом государственной власти, который выдал разрешение на строительство (п.2 ст.55 ГрК РФ).

Если в эксплуатацию вводится жилая недвижимость, то требуется подведение систем водоснабжения, электричества, канализации и отопления.

Объекты капитального строительства определяются Гражданским кодексом как здания, строения и сооружения. Для таких объектов требуется получать разрешения. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства происходит в несколько этапов:

  • Оформляется заявление и собираются необходимые документы;
  • Пакет документов передается в уполномоченный орган власти;
  • Проводится проверка документов;
  • Происходит осмотр объекта. Фактические параметры строения должны соответствовать информации, указанной в документах, и удовлетворять требованиям законодательства;
  • Уполномоченный орган выдает разрешение или отказ. Во втором случае обязательно объясняются причины негативного решения;
  • Информация об объекте вносится в реестры.

Требуется собрать следующий пакет документов (Согласно п.3 ст. 55 ГрК РФ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  2. Документы, подтверждающие право на владение участком, где велось строительство;
  3. Градостроительный план участка (ГПЗУ);
  4. Разрешение на строительство;
  5. Акт приемки объекта (Если строительство осуществлялось по договору строительного подряда);
  6. Акт о соответствии параметров строения установленным регламентам (Требования энергоэффективности и тд);
  7. Документы о соответствии постройки техническим условиям с подписями представителей компаний, которые производят эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  8. Схема, где отображено расположение построек на территории участка;
  9. Заключение о соответствии (ЗОС) объекта проектной документации и установленным регламентам. Выдается государственным строительным надзором по итогам проверки строения;
  10. Страховка на случай причинения вреда в результате аварии (Для опасных объектов);
  11. Технический план (оформленный в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ)

Застройщик может не предоставлять документы 2 — 9, если они имеются в распоряжении государственных органов (п. 3.2, 3.3 ст. 55 ГрК РФ).

Документы могут быть отправлены в электронной форме (через портал Госуслуг).

Законом установлены основания для отказа (п.5 ст. 55 ГрК РФ):

  • Отсутствие указанных документов. При этом несвоевременное получение документации не может быть основанием для отказа (п.6.1 ст.55);
  • Характеристики объекта не удовлетворяют положениям градостроительного плана (на дату выдачи разрешения на строительство);
  • Строение не соответствует характеристикам, указанным в разрешении на строительство и в проектной документации;
  • Постройка не удовлетворяет требованиям по использованию земельного участка, установленным законодательством РФ (В том числе Земельным законодательством).

Застройщик может оспаривать отказ в суде.

Как ввести дом в эксплуатацию — пошаговая инструкция

Технической инвентаризацией называют процесс измерения характеристик (в первую очередь площади) объекта недвижимости. Инвентаризация проводится кадастровыми инженерами, которые могут работать в БТИ, либо в частных компаниях.

По результатам инвентаризации оформляется технический план объекта, который входит в пакет документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Если строительство происходило по договору строительного подряда, то для получения разрешения требуется предоставить акт приемки.

Для составления акта создается комиссия, в ее состав входят представители заказчика, застройщика и надзорных органов. Комиссия проводит осмотр строения, устанавливает соответствие объекта строительным нормам и правилам.

Итоговый акт ввода в эксплуатацию выдается только на основании исходных данных. Для получения положительного результата надо внимательно выполнять каждый пункт действующих нормативных актов. Если дом строила официальная строительная организация, то с ней должен подписываться акт приемки строительных работ. Подрядчик отвечает за соответствие здания проекту, за свой счет исправляет допущенные технологические и технические ошибки. Процесс оформления разрешений состоит из нескольких шагов.

Что делать, если в плане дома предусмотрены стены из пенобетона, а по факту они деревянные? Есть два варианта решения проблемы. Первый – ничего, если высота жилого дома не превышает трех этажей и он является личной собственностью. Такие строения можно возводить без плана и разрешения на строительство. Здания выше трех этажей подпадают под иную категорию и для них это большая проблема.
Что делать с капитальной реконструкцией домов, построенных до 2001 года? Если они имеют надлежащим образом оформленный акт ввода в эксплуатацию, то надо подать уведомление в местные органы о завершении реконструкции и оформить право собственности по стандартной процедуре.
Можно ли давать соседям разрешение на строительство дома на расстоянии менее 1,5 м от границы, а свой дом еще не сдан в эксплуатацию? Можно, давшему такое разрешение на строительство ничего не грозит, свой дом он оформит без проблем. Неприятности будут у соседа. Дело в том, что такие соседские отношения не имеют юридической силы – они грубо нарушают нормы государственного законодательства.
Что делать, если выданное старое разрешение на строительство просрочено? Если оно и не начато – ничего. Согласно современным нормативам теперь такой документ не требуется, застройщик лишь извещает о его начале. Если дом построен, но не оформлен, то надо готовить все документы и справки.

Для получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, должны быть завершены все основные строительные работы, соответствующие проектной документации: возведены стены, перекрытия, обустроены инженерные коммуникации и т.д. К этому времени должны быть произведены обмеры органами БТИ, получен технический паспорт, присвоен почтовый адрес, заключены контракты с поставщиками энергоресурсов.

Какая ответственность грозит за ввод в эксплуатацию новых зданий без разрешения?

Есть несколько критериев, которым надо соответствовать строение перед подачей документов:

  • Отопление;
  • Электричество;
  • Водоснабжение;
  • Канализация;
  • Полностью выполнена отделка (пол, потолок, стены и т. д.);
  • Помещения должны соответствовать требованиям СНИП.

Как правило, в сельской местности отсутствует централизованные способы предоставления услуг. В этом случае отопление, электричество и инженерно-технические конструкции могут заменяться на автономные источники: колодец, сливная яма, печь, обогреватель и т. д. Они заменяют централизованное подключение.

Должно полностью быть окончено возведение конструкций: окна вставлены, крыша покрыта, выполнены перекрытия, закончена отделка и т. п. Иначе говоря жилище должны быть полностью пригодным для проживания.

Для получения разрешения надо при себе иметь:

  • Заявление вольной формы на имя органов местного самоуправления;
  • Паспорт владельца;
  • Подтверждение права на участок (договор купли-продажи, например);
  • Разрешение на строительство;
  • Акт приемки;
  • Кадастровый паспорт;
  • Схема здания и участка с указанием инженерно-технического обеспечения;
  • Техпаспорт;
  • Градостроительный план;

Весь пакет указаны в ст. 55 п.3 ГрК РФ, также весь перечень можно уточнить в МФЦ. При необходимости могут затребовать дополнительные сведения.

Порядок действий

  1. После подготовки всех документов надо подать их на рассмотрение. Для этого обратитесь в МФЦ или лично в комитет местной организации. Если не можете посетить их, то создайте заявку на портале госуслуг, надо будет сделать копии справок.
  2. В течение нескольких дней они рассмотрят заявку и проведут осмотр. В некоторых ситуациях могут пригласить специалиста для личной проверки.
  3. Последним этапом специалисты сверяют все сведения и решают, соответствует ли объект градостроительному кодексу. Если все нормально, то выдается разрешение.

На все процедуру уходит не более 12 рабочих суток, начиная со дня получения заявления управляющими органами.Прислать ответ могут:

  • лично при посещении;
  • выслать по почте;
  • отправить электронным документом. (если работали через портал госуслуг).

Если был получен отказ, то он обязательно должен быть письменно описан с объяснением причины. В большинстве случаев все проходит быстро и без дополнительной волокиты, но иногда возникают проблемы.

Сразу после оформления оплатите налог на недвижимость. После получения официальной бумаги можно прописывать семью в жилище. Как только это сделали обратитесь в налоговую для получения налогового вычета на имущество.

В законы были введены некоторые изменения:

  1. Обязательно предоставлять технический план объекта. При этом дом должен находиться в пределах контура, как на предоставленных сведениях.
  2. С 1 января нельзя распоряжаться участком, который официально отсутствует в ЕГРН. Чтобы это предотвратить, надо выполнить межевание у кадастрового специалиста.
  3. Ограничение по ИЖС. Здание не должно превышать 3 этажей, жилая площадь до 1200 кв. метров, а прописана в ней может быть только 1 семья.
  4. Если планируете строить гараж, баню, сарай и т. д. то надо внести изменения в СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка).

В остальном требования такие же, как и были раньше. Обязательно соблюдайте правила противопожарной безопасности, наиболее распространенной причиной отказа является именно несоответствие данным требованиям. Чтобы их уточнить – пригласите специалиста на осмотр, также на этапе строительства он должен подтвердить безопасность строения.

С первого марта текущего года была продлена «дачная амнистия». Этот законопроект существует с 2006 года и предлагает упрощенный порядок перевода незарегистрированных территорий в личную собственность. В первую очередь это позволяет увеличить количество объектов в Росреестре и тщательнее следит за использованием государственных ресурсов.

Амнистия призвана упростить порядок регистрации новых прав на землю и собственность. Это помогает стране лучше контролировать ситуацию и ввести налоговое обложение.

За первые 8 лет по амнистии были зарегистрированы более 10,5 тысяч новых прав, более 30% из них оказались зданиями. Подобная активность показывает востребованность закона и поэтому его решили продлить еще на 2 года.

В первую очередь разница заключается в объектах, на которые распространяются законы.

Дачная амнистия Ввод в эксплуатацию
Объекты ИЖС, гаражи, бани, сараи, огороды, садоводства и т. п. Крупные постройки (высокоэтажки, заводы, стадионы, метро и т. д. )
Стоимость кадастрового разрешения Не более 7000 рублей (для Московской области, в других цены меняются) Зависит от услуги
Пакет документов 9 Более 10
Срок предоставления услуг До 12 рабочих дней Более 3 месяцев

Как видим, амнистия позволяет сэкономить финансы и время. Плюс ИЖС не нужно теперь в обязательном порядке вводить в эксплуатацию, вместо этого достаточно предоставить сведения об окончании строительства или реставрации. Упрощенная процедура помогает за пару недель получить разрешение на оформление объекта.

Предлагаем самый доступный способ ввода в эксплуатацию объектов строительства. Алгоритм включает в себя четыре основных блока:

  1. Акт ввода в эксплуатацию объектов строительства.
  2. Заключение органа государственного строительного надзора.
  3. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
  4. Особые условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Процедура ввода в эксплуатацию осуществляется после завершения строительства или реконструкции объекта недвижимости. Комплекс мероприятий в 2020 году будет включать:

  • подготовку и подачу документов в уполномоченный орган;
  • проверку представленных документов и обследование объекта;
  • выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию.

Если будут подтверждено соблюдение требований проектной документации и разрешения на строительство, собственник или застройщик сможет пройти кадастровый учет и (или) регистрацию прав на объект в Росреестре, приступить к эксплуатации здания.

Ввод в эксплуатацию является завершением подготовительного и основного этапа работ на объекте. До обращения за разрешением на ввод производятся следующие действия:

  • проводятся инженерные изыскания и проектирование;
  • при реконструкции действующего объекта оформляется техническое заключение о состоянии несущих конструкций;
  • проект проходит обязательную экспертизу с выдачей заключения;
  • на основании проектной документации выдается разрешение на строительство;
  • после получения проекта и разрешения, выполняются строительные работы.

Перечень документов, которые потребуются для оформления разрешения на ввод в эксплуатацию, определен в ст. 55 ГрК РФ. Так как эта процедура относится к государственным услугам, требовать предоставления дополнительных бланков и формы нельзя. В обязательный список документации на рассмотрение входит:

  • запрос (заявление) на получение разрешения от застройщика или собственника;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (например, собственника объекта);
  • правоустанавливающие документы на земельный участок (таким документов является выписка ЕГРН);
  • градостроительный план участка, либо проект планировки и проект межевания территории (при работах на линейных объектах);
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки (если строительные работы выполнялись по договору);
  • документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (в Москве таким документом является справка ТЭП);
  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта техусловиям, подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
  • схема, отображающая расположение объекта и сетей инженерно-технического обеспечения в границах участка, планировочную организацию участка;
  • заключение органа Госстройнадзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации;
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта;
  • акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (если здание носит такой статус);
  • технический план с фактическими характеристиками объекта.

Ниже расскажем подробнее о ключевых документах из этого списка – разрешение на строительство, проект, технический план, справка ТЭП.

При получении разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию необходимо получить градостроительный план, схему планировочной организации участка. Градостроительный план можно получить в районной администрации (срок его выдачи не превышает 15 дней). На документе будут отражены все строения на участке, схемы расположения инженерных коммуникаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *