Оказание услуг на территории иностранного государства ндс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание услуг на территории иностранного государства ндс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03‑07‑11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

– строительные работы;

– монтажные работы;

По месту нахождения имущества

– строительно-монтажные работы;

– ремонтные работы;

– реставрационные работы;

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– монтаж;

– сборка;

– переработка;

– обработка;

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

– консультационные услуги;

– юридические услуги;

– рекламные услуги;

– маркетинговые услуги

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Когда услуги, оказываемые за границей, не облагаются НДС

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03‑07‑08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03‑07‑08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03‑07‑08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Пример

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ[1]. Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Обратите внимание:

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63‑ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03‑07‑08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63‑ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять �� вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

=

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

х

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

/

Выручка от продаж, облагаемых НДС

+

Выручка от оказания рекламных услуг

+

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Расчет выявил, что на не облагаемые НДС операции приходится 2 400 руб. общих расходов: 80 000 х (220 000 + 10 000) / (8 000 000 + 110 000 + 220 000 + 12 000 + 10 000).

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

=

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

/

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

+

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

+

Общие расходы

х

100

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям.

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Соответственно, исполнитель – российская организация НДС не начисляет (отсутствует объект налогообложения).

Вместе с тем «входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам – по приобретению в целях исполнения заказа он вправе по общим правилам заявить к вычету, если такая покупка совершена после 01.07.2019. Значит, и раздельный учет «входного» НДС вести не нужно.

Но если среди названных налогоплательщик осуществляет и другие операции, в связи с чем у него возникает обязанность ведения раздельного учета «входного» НДС, ему не нужно забывать, что при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и в не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).


[1] Дополнительно можно ознакомиться со статьей «Июль 2019‑го: НДС-нормы скорректированы», № 5, 2019.

[2] См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335‑ФЗ.

НДС: проблемы и решения, №7, 2019 год

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Налоговые агенты —плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки.

При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)?

Формально такой обязанности нет. Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Налоговый агент, приобретающий работы (услуги) у иностранного партнера, должен отразить в декларации по НДС только те суммы (налоговую базу), которые перечислил иностранному партнеру. При этом в строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом (п.37.6 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражается код операции, осуществляемой налоговыми агентами. Код 1011713 указывают налоговые агенты, которые приобретают у иностранных организаций так называемые «интернет-услуги», т.е. услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ (размещение рекламы в сети «Интернет», предоставление прав на использование программ через сеть «Интернет», поддержка сайтов и др.) (Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

А все остальные «обычные» налоговые агенты, т.е. приобретающие работы и услуги НЕ относящиеся к «интернет-услугам» указывают код 1011712 -при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах — код 1011711.

Мы рассмотрели лишь основные вопросы, исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими работы и услуги у иностранных компаний. Если на практике налоговые агенты столкнуться с какими-либо трудностями, связанными с исчислением налогов, специалисты компании «Правовест Аудит» будут рады помочь в решении вопросов.

Российское юридическое лицо является налоговым агентом по НДС при оказании услуг иностранной компанией, когда соблюдаются два условия:

  • местом реализации является российская территория;
  • компания из другой страны не зарегистрирована в ФНС РФ.

Обязанность налогового агента по НДС, если иностранная компания оказывает услуги российской компании, возникает независимо от применяемой юридическим лицом системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.

Что касается обязанности по уплате НДС для иностранных организаций, то такая обязанность возникает, если:

  • зарубежному контрагенту присвоен российский ИНН;
  • компания имеет представительства или филиалы в России.

Налоговый агент сдает отчетность в электронной форме ежеквартально. Сроки подачи декларации — не позднее 25 дня после окончания отчетного квартала.

Под местом реализации понимается территория государства, где работы фактически завершены. Таким местом признается российская территория, если оказание услуг завершено на территории РФ. Исключение — сдача в аренду движимого и недвижимого имущества, агентские, бухгалтерские, консультационные и некоторые другие услуги, перечисленные в п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых местом реализации является местонахождение покупателя или имущества.

Плательщиком НДС по консультационным услугам иностранной компании является иностранный контрагент (письмо Минфина от 15.03.2019 № 03-07-08/17231).

В этом же документе содержится информация о порядке уплаты НДС с электронных услуг иностранной компании в РФ: в этом случае обязанность исчисления и уплаты лежит на поставщике.

Российская компания выполняет функции налогового агента по НДС с транспортных услуг иностранной компании при условии, что пункты отправления и назначения груза расположены на территории Российской Федерации (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Письмо от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@

Налог по ставке 20% удерживается из суммы, причитающейся к уплате зарубежному партнеру, и перечисляется в бюджет той же датой, когда происходит оплата по контракту.

ВАЖНО! Включение в цену налога следует согласовать с поставщиком на стадии заключения контракта. Если в контракте отсутствует фраза о том, что цена включает налог на добавленную стоимость, компания вынуждена уплатить налог в бюджет из собственных средств.

Пример. Перевозчик из Германии занимается грузоперевозками товаров по российской территории. В соответствии со ст. 161 и ст. 148 Налогового кодекса, иностранная фирма не является плательщиком НДС, если не имеет филиалов и представительств в России, и услуги оказаны на территории РФ. В нашем примере оба эти условия выполнены.

В сентябре 2020 года стоимость доставки составила 1500 евро, что по курсу ЦБ на день оплаты (15 сентября) составляет 126 495 руб.

Налог на добавленную стоимость в сумме 21 082,50 руб. оплачен платежным поручением от 15.09.2020. Поставщику перечислено за минусом налога 105 412,50 руб. (1250 евро).

Следующий вопрос: как рассчитать НДС, если российская организация оказывает услуги иностранной организации на территории РФ. В этом случае следует обратиться к ст. 149 НК, содержащей перечень товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения, и сопоставить условия.

Условие Налогообложение
Подпадает под перечень ст. 149 Нет
Не подпадает под перечень ст. 149, местом реализации является территория РФ Да
Местом реализации не является территория России Нет

Декларация по НДС предоставляется в налоговые органы ежеквартально, форма утверждена приложением № 1 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. приказа ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).

Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации. На каждого иностранного контрагента заполняется отдельная страница.

Если агент не отразил данные об операции по импорту в декларации, но отправил отчет вовремя, то санкции за неподачу декларации не применяются. Камеральная проверка выявляет операции, подлежащие налогообложению, о чем в адрес агента направляется требование, в котором содержится предписание предоставить уточненную декларацию либо пояснения.

После подачи уточненного расчета налоговый орган взыскивает недоимку, пени и штраф в размере 20% от суммы неудержанного налога (ст. 123 НК РФ).

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее — «Общество»), юридическое лицо, созданное в соответствии с положениями законодательства Республики Германия, и осуществляющее деятельность на территории РФ через филиалы и представительства в различных регионах, выражает свое почтение и просит разъяснить положения действующего законодательства в отношении порядка уплаты НДС в следующей ситуации:

Общество имеет намерение заключить договор с заказчиком, российской организацией, договор по условиям которого Общество принимает на себя выполнение проектных и строительно-монтажных работ. Проектные работы будут выполнены силами головного офиса в Германии, Филиал в г. Калининграде (далее — Филиал) и его сотрудники не будут задействованы в выполнении этих работ, выручка от оказания этих услуг не будет включаться в доход Филиала. При этом строительно-монтажные работы будут выполнены силами Филиала.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Исходя из положений подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации в отношении проектных работ определяется как место деятельности покупателя услуг. Следовательно, стоимость проектных работ, выполняемых головным офисом Общества в Германии, подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговую базу определяет налоговый агент, организация, состоящая на учете в налоговых органах, приобретающая на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

Действуют ли указанные положения НК РФ и в том случае, когда иностранная организация имеет на территории Российской Федерации зарегистрированный Филиал, ведущий свою деятельность как постоянное представительство иностранной организации, принимая во внимание, что указанный Филиал не будет задействован при выполнении проектных работ, облагаемых НДС?

Правильно ли мы понимаем, что НДС в отношении проектных работ, оказанных головным офисом Общества, должен уплачивать Филиал Общества, даже несмотря на то, что в выполнении этих работ он не задействован, а в силу того, что он исполняет обязанности Общества как налогоплательщика на территории Российской Федерации?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, если иное не предусмотрено главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом — ее контрагентом зависит от постановки на налоговый учет в Российской Федерации иностранной организации (ее представительства).

Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией работ (услуг), местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

НДС при «импорте» работ и услуг

В связи с тем, что организация ведет раздельный учет предъявленных сумм НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения, а также операций, местом реализации которых не признается территория РФ, необходимо произвести соответствующие настройки учетной политики и параметров учета.

На закладке НДС формы Учетная политика (раздел Главное — подраздел НастройкиНалоги и отчеты) следует установить флаг Ведется раздельный учет входящего НДС и Раздельный учет НДС по способам учета.

В настройках параметров учета (раздел Администрирование — подраздел Настройки программы — Параметры учета), пройдя по гиперссылке Настройка плана счетов, в строке Учет сумм НДС по приобретенным ценностям следует установить значение По контрагентам, счетам-фактурам полученным и способам учета. Для этого необходимо, перейдя по соответствующей гиперссылке, проставить флаг для значения По способам учета.

После выполнения настроек в табличной части документов учетной системы Поступление (акт, накладная) появится возможность указания способа учета НДС, который может принимать значения:

  • Принимается к вычету;
  • Учитывается в стоимости;
  • Блокируется до подтверждения 0 %;
  • Распределяется.

Для того чтобы при поступлении ТМЦ в документе Поступление (акт, накладная) значение Способ учета НДС заполнялось автоматически, можно воспользоваться настройкой регистра сведений Счета учета номенклатуры (раздел Справочники — подраздел Товары и услуги — Номенклатура).

С 01.07.2019 суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т. ч. основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), или фактически уплаченные при ввозе товаров, в т. ч. ОС и НМА:

  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их использования для операций по производству и (или) реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ);
  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их использования для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных статьей 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ (пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ);
  • принимаются к вычету в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 НК РФ не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ (пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ).

При этом в целях применения пунктов 4 и 4.1 статьи 170 НК РФ операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 НК РФ не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ), относятся к операциям, подлежащим налогообложению (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ).

Поскольку с 01.07.2019 изменяется порядок учета входного НДС и порядок распределения сумм входного НДС при оказании услуг (выполнении работ), местом реализации которых не признается территория РФ, необходимо проверить настройки кодов операций в договоре с иностранным контрагентом (раздел Справочники — подраздел Покупки и продажи — Договоры) и в номенклатуре (раздел Справочники — подраздел Товары и услуги — Номенклатура).

При оказании услуг (выполнении работ), местом реализации которых не признается территория РФ, в договоре с иностранным контрагентом (раздел Справочники — подраздел Покупки и продажи — Договоры) в поле Код операции следует установить одно из значений, приведенных в Приложении № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@:

  • «1010812» — при реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ согласно статье 148 НК РФ (рис. 4);
  • «1010821» — при реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ согласно пункту 29 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Так, при оказании иностранным партнерам (Германия) рекламных услуг, а также при передаче прав на программу для ЭВМ должно быть установлено значение «1010812».

Поскольку при оказании услуг (выполнении работ), местом реализации которых не признается территория РФ, учет входного НДС и порядок распределения входного НДС зависят от того, является или нет данная операция освобождаемой от налогообложения согласно статье 149 НК РФ, то для освобождаемой от налогообложения операции следует указать в справочнике номенклатуры (раздел Справочники — подраздел Товары и услуги — Номенклатура):

  • в поле % НДС — значение Без НДС;
  • в поле Код операции — код освобождения по статье 149 НК РФ согласно Приложению № 1 к порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Так, для передачи прав на программу для ЭВМ (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) должен быть указан код операции «1010256» и проставлен флаг Операция не подлежит налогообложению (ст. 149 НК РФ), рис. 1.

Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным как для осуществления облагаемых операций, так и для операций, освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 НК РФ.

С 01.07.2019 в целях применения пунктами 4 и 4.1 статьи 170 НК РФ операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 НК РФ не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ), относятся к операциям, подлежащим налогообложению (пп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

При оказании услуг (передаче прав) иностранному лицу с 01.07.2019 с учетом положений главы 21 НК РФ (в ред. Закона № 63-ФЗ):

  • для рекламной услуги — местом реализации территория РФ не признается (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ); операция от налогообложения не освобождена (ст. 149 НК РФ); входной НДС принимается к вычету (п. 1 ст. 170 НК РФ); для целей ведения раздельного учета операция учитывается как облагаемая (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ);
  • для передачи прав на программу для ЭВМ — местом реализации территория РФ не признается (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ); операция освобождена от налогообложения (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ); входной НДС учитывается в стоимости приобретений (пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ); для целей ведения раздельного учета операция учитывается как необлагаемая (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 63-ФЗ).

Автоматическое распределение суммы входного НДС (операции 4.1 «Распределение НДС по способам учета»; 4.2 «Учет НДС в составе затрат»; 4.3 «Учет НДС в стоимости материалов») производится регламентным документом Распределение НДС (раздел Операции — подраздел Закрытие периода), рис. 4.

С предприятий взимаются два основных сбора: налог на прибыль и НДС. В этой статье акцент сделан на последнем. Хоть понятие НДС известно практически каждому рядовому обывателю (а руководителю подразделения успешной фирмы и подавно), порядку работы с данным налогом в России присущи свои специфические особенности. Назвать отечественное законодательство в этом плане однозначным нельзя.

Сегодня существуют два варианта. Первый предполагает, что фирма рассчитывает и перечисляет в госбюджет НДС при реализации услуг на территории РФ самостоятельно.

В другом случае данную функцию выполняет посредник, он же налоговый агент. Выбор варианта зависит от факта регистрации/не регистрации иностранной организации в органе ФНС.

В отечественном законодательстве применяются определённые понятия:

  • резидент – это юридическое либо физическое лицо, прошедшее процедуру регистрации в ФНС и состоящее на учёте в конкретном налоговом органе. На резидента в полной мере распространяются нормы национального законодательства;
  • нерезидент – под таковым понимается юридическое или физическое лицо, работающее на территории России, но зарегистрированное за её пределами в другом государстве и отвечающее за содеянное в соответствии с действующими в нём законами.

Состоящая на учёте в ФНС зарубежная фирма обязана взаимодействовать с этим ведомством напрямую, без посредников. Когда же регистрация предприятия в отечественных налоговых органах отсутствует, клиент такого учреждения будет вынужден задуматься над тем, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Дело в том, что Налоговый кодекс (далее НК) РФ выбора просто не оставляет: фискальный сбор независимо от текущего финансового положения налогоплательщика должен быть выплачен. Это именно та правовая ситуация, в которой покупатель обретает статус налогового агента, призванного решить все задачи, связанные с перечислениями в госбюджет.

Хотя этот вопрос и несколько диссонирует с основной проблематикой данной статьи, ответ на него тоже может пригодиться. Поэтому кратко коснёмся случая, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, а также выясним, как при этом будет уплачиваться НДС предприятием с российской пропиской.

Если услуга предоставлялась на территории России, то и уплата НДС должна выполняться в установленном действующим законодательством порядке. В случае, если это происходило вне территории РФ, налогообложение не осуществляется.

Делаем вывод: место оказания услуги имеет принципиальное значение с точки зрения уплаты НДС

В России широкое распространение приобрел вид бизнеса, именуемый индивидуальным предпринимательством (аббревиатура ИП). Эту деятельность принято относить к так называемому малому бизнесу.

Специализироваться ИП могут на реализации товаров и на оказании услуг. Часть из них стремится расширить своё дело, не ограничиваясь российскими границами. Таким образом, актуальным становится вопрос о том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам.

Сразу скажем, что никаких препон на законодательном уровне в данном случае нет. Наравне с юрлицами ИП могут подписывать контракты и производить расчёты с зарубежными фирмами. Не изменяется также и порядок налогообложения. Однако при этом нужно учесть, что валютный контроль по отношению к ИП более тщательный.

Данный признак предполагает, что предоставление услуг было связано с любым имуществом. Местом их оказания будет считаться территория государства, где это имущество находилось в тот момент. Соответственно, исчисление налогов будет производиться на основе законодательства указанной страны.

Характерен этот критерий для услуг, связанных со сферой повседневной жизни. Под таковыми обычно подразумеваются те, которые предоставляются в общественных стационарных организациях, предприятиях и учреждениях.

Территория того государства, где покупатель проводит свою деятельность, тоже может признаваться местом оказания услуг. Важно, чтобы эта деятельность прошла полноценный процесс регистрации по действующим в стране законам.

Для подтверждения места предоставления услуг используются такие документы:

  • контракт;
  • бумаги, подтверждающие факт оказания услуг. Это могут быть квитанции или чеки об оплате, акты приемки/передачи и пр.;
  • если услуги предоставлялись в электронном виде физлицам (но не ИП), возможно применение реестров проведенных операций с обязательным указанием их договорной стоимости.

Выше шла речь об общих признаках, применяемых для определения места предоставления услуг. Детализируем эту информацию по отношению к РФ в таблице.

[table “185” not found /]

На услуги по перевозке и транспортировке распространяется действие особых условий. Оказывать их разрешено не только организациям и ИП, прописанным в РФ, но и зарубежным предприятиям, не прошедшим процедуру регистрации в налоговой службе. Россия будет признана в качестве места реализации услуг данного вида, если:

  • транспортные средства, использованные для перевозки, были предоставлены российскими учреждениями либо ИП, причём хотя бы один из пунктов – назначения или отправления – располагается в пределах нашей страны. Подчеркнём, что речь идёт о воздушных и морских судах, а также судах, курсирующих во внутренних водах;
  • транспортировку продукции, подпадающей под действие процедуры таможенного транзита, выполняют предприятия либо ИП, для которых Россия является местом осуществления предпринимательской деятельности;
  • транспортировка с помощью трубопроводных магистралей выполняется отечественными организациями;
  • транспортировка воздушными судами производится авиапредприятиями из России.

Прописаны основные требования, касающиеся данного аспекта, в части 2 статьи 161 НК РФ. Там сказано, что в качестве налоговых агентов признаются ИП и учреждения, зарегистрированные в органах ФНС и приобретающие у зарубежных лиц на территории России товары (услуги, работы).

Если иностранная организация предоставляет услуги через телекоммуникационные сети, в том числе с помощью интернет, в электронном формате, на этот случай распространяются нормы, прописанные в статье 174.2 части 1 НК.

Условия признания наличия у лица статуса налогового агента определяются тем, кто является покупателем предоставляемых услуг, а также принимают ли участие в сопутствующих действиях посредники. Эти сведения представлены в ниже расположенной таблице.

[table “186” not found /]

Налоговая база – это сумма денежных средств, которые получил поставщик услуг. Именно с неё будет рассчитываться и выплачиваться налог.

В случае получения зарубежной фирмой, предоставляющей услуги, авансовых выплат (частичных либо проведённых в полном объёме) величина налоговой базы будет равна их сумме, к которой добавляется размер налога. Однако в определенных случаях проведённая предоплата не ведёт к увеличению налоговой базы. В частности, когда:

  • услуга данного вида не подлежит налогообложению;
  • налогообложение осуществляется по нулевой процентной ставке;
  • продолжительность производства превышает шесть месяцев. Это условие действует только когда исчисление налоговой базы производится по мере предоставления услуг.

приобретение услуг у иностранного юрлица, НДС, налог на прибыль

  • Изменения в главе 21 НК РФ с 01.07.2019
    • Изменение № 1. Входящий НДС
    • Изменение № 2. Пропорция по раздельному учету НДС
    • Неопределенность в нормативной базе
    • Что не изменилось
  • Услуги иностранцу, место реализации не РФ, распределение НДС
    • Правило 5%
  • Услуги иностранцу, место реализации не РФ, услуги не по ст. 149 НК РФ
  • Услуги иностранцу, место реализации не РФ, услуги по ст. 149 НК РФ

/ условие / Компания J.V.S. & W.Trading spol. s r.o. (место нахождения — Чешская Республика) оказала ООО «Фокус» юридические услуги. Стоимость услуг по договору составляет 3540 евро, в том числе НДС 540 евро. ООО «Фокус» за оказанные услуги 13.07.2015 перечислило чешской компании 3000 евро (за минусом НДС). Курс евро на 13.07.2015 — 62,9474 руб/евро.

/ решение / Организация все показатели рассчитала в рублях:

  • налоговая база по НДС — 222 833,80 руб. (3540 евро x 62,9474 руб/евро);
  • НДС к уплате в бюджет — 33 991,60 руб. (222 833,80 руб. х 18/118). Он перечислен в бюджет 13.07.2015 платежным поручением № 1234;
  • стоимость услуг без НДС — 188 842,20 руб. (222 833,80 руб. – 33 991,60 руб.).

Счет-фактуру ООО «Фокус» должно оформить в одном экземпляре так.

СЧЕТ-ФАКТУРА № 1850 от « 15 » июля 2015 г. (1)

ИСПРАВЛЕНИЕ №от «»(1а)

Продавец


J.V.S. & W.Trading spol. s r.o.


(2)
Адрес


Vaclavske namesti, 17, Praha 1


(2a)

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Основная цель этой статьи – осветить, как уплачиваются налоги иностранной организацией, которая оказывает услуги на территории нашей страны. Тем не менее уделим немного внимания обратной ситуации, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, и выясним, как будет уплачиваться НДС российской компанией в данном случае.

Все довольно просто: если услуга была реализована на территории РФ, то и НДС подлежит уплате в установленном порядке. Если же это произошло за пределами российских границ, налогообложение не производится. Теперь перейдем к логичному вопросу: что такое место реализации услуг и каким образом оно определяется.

Этот критерий характерен для услуг, связанных с определенными сферами и объектами повседневной жизни. Как правило, к ним относятся те услуги, которые оказываются в стационарных общественных учреждениях и организациях.

Местом реализации услуг может быть признана территория той страны, где покупатель осуществляет свою деятельность. Важно, что эта деятельность должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства.

Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.

Признак Когда РФ будет считаться местом оказания услуг
По месту нахождения имущества 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы.
2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка
По месту фактической реализации Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д.
По месту деятельности покупателя услуг Местом деятельности покупателя признается РФ, если:
1) есть государственная регистрация;
2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом:
● указанным в учредительных документах;
● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании;
● нахождения постоянного представительства организации;
● управления организации;
● жительства физического лица.
Данный критерий применим для следующих услуг:
● разработка компьютерных программ и баз данных;
● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав;
● предоставление персонала;
● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации;
● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта);
● агентские услуги;
● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей;
● передача единиц сокращения выбросов.

Особые условия действуют для услуг, связанных с перевозкой и транспортировкой. Их могут оказывать как российские компании и ИП, так и иностранные организации, не имеющие регистрации в ФНС.

РФ будет признана местом реализации подобных услуг в следующих случаях:

  • если транспортные средства для перевозки (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) предоставляются российскими компаниями или ИП, при этом пункт отправления и/или назначения расположены на территории России;
  • транспортировка товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита, производится организациями или ИП, местом осуществления деятельности которых выступает Россия;
  • транспортировку трубопроводным транспортом обеспечивают российские организации;
  • транспортировка воздушным транспортом осуществляется российскими авиакомпаниями.

Налоговый агент – это посредник, который рассчитывает, удерживает у налогоплательщика и перечисляет в бюджет сумму НДС. Налогоплательщиком называется организация, деятельность которой облагается налогами по законодательству РФ.

В нашем случае налогоплательщик – это иностранная компания, оказывающая платные услуги, но не зарегистрированная в налоговых органах РФ.

Именно по причине отсутствия регистрации в ФНС уплата НДС за иностранное юридическое лицо осуществляется налоговым агентом.

Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.

В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.

Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).

Пример

ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2019 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.

Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.

  • Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.

  • Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.

  • Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.

Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) является территория РФ, если они выполняются (оказываются):

  • российскими организациями или индивидуальными предпринимателями при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;

  • иностранными лицами, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

По работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, местом реализации будет территория РФ, если эти работы (услуги) выполняются (оказываются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по России признается территория РФ, если такие услуги оказываются российскими организациями (подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Когда российский авиаперевозчик оказывает услуги по перевозке товаров и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории РФ, местом реализации таких услуг будет Россия, если авиаперевозчик в ходе такой перевозки совершил посадку на территории РФ. При этом необходимо, чтобы место прибытия товаров на территорию РФ совпадало с местом их убытия с территории РФ (подп. 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В иных случаях местом реализации услуг по перевозке (транспортировке) и связанных с ней работ (услуг) территория РФ не признается (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Например, территория РФ не является местом реализации:

  • услуг, оказываемых российской организацией по перевозке груза от пункта отправления, находящегося на территории Финляндии, до международного автомобильного пункта пропуска на российско-финляндской границе и в обратном направлении (письмо Минфина России от 26.07.2017 № 03-07-08/47512);

  • услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, по организации перевозки товаров из РФ в иностранное государство (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-07-08/19183).

Если оказываемые (приобретаемые) работы (услуги) не относятся к перечисленным в подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ, место их реализации определяется по месту осуществления деятельности исполнителя (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Приведем примеры работ (услуг), которые не подпадают под действие подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ и место реализации которых определяется по правилам подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Так, местом реализации будет территория РФ, если российская организация:

  • оказывает иностранной компании услуги по оценке объектов (письмо Минфина России от 11.07.2019 № 03-07-08/51599);

  • оказывает другой российской организации услуги по инспектированию строительства судна на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 23.11.2018 № 03-07-08/84735);

  • оказывает иностранной компании на основании агентского договора услуги по размещению рекламы в СМИ (письмо Минфина России от 22.02.2018 № 03-07-08/11179);

  • оказывает услуги по сертификации продукции, в том числе пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (письмо Минфина России от 28.11.2017 № 03-07-08/78586);

  • оказывает услуги по проведению видеоконференций иностранным компаниям (письмо Минфина России от 22.08.2017 № 03-07-08/53786);

  • выдает поручительство перед иностранной компанией в пользу другой иностранной компании (письмо Минфина России от 19.01.2017 № 03-07-08/2120).

  • Местом реализации не является территория РФ, если иностранная компания оказывает российской организации услуги по:

  • поиску за рубежом для российской организации потенциальных клиентов (письмо Минфина России от 26.04.2019 № 03-07-08/31287);

  • организации проведения конференций, форумов и других аналогичных мероприятий (письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-07-08/7923);

  • поиску артистов и заключению с ними договоров для выступления в РФ (письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03-07-08/28967);

  • сертификации продукции (письмо Минфина России от 07.04.2017 № 03-07-08/20810);

  • поиску и подбору персонала (письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76364).

Страницы: 1

НДС при экспорте услуг

Компания, резидент РФ, оказывает консалтинговые услуги на территории Таможенного союза, в ч. Республики Беларусь, резиденту Республики Беларусь. Данная компания не имеет постоянного представительства на территории Белоруссии.
Облагаются ли НДС данные услуги? И если таковой НДС отсутствует, какие документы нужно предоставить в ИФНС?

Заранее благодарю за ответ.

Особенности налогообложения при оказании услуг иностранной компанией

Re: НДС при экспорте услуг

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «консалтинговые услуги».
Место реализации ряда работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности покупателя этих услуг (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Если покупатель этих работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом их реализации территория РФ не является (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, см. также Письма Минфина России

При оказании услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг (ст. 148 НК РФ, ст. 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»).
Если местом реализации услуг признается территория РФ, то операции по оказанию услуг являются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В случае когда местом реализации услуг признается территория иностранного государства (в том числе Республики Беларусь), порядок налогообложения соответствующих операций НДС регулируется нормами иностранного законодательства (Письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-07-08/350, от 08.09.2011 N 03-07-08/276).
При этом сумма «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при оказании услуг, местом реализации которых признается территория иностранного государства, к вычету не принимается и включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Re: НДС при экспорте услуг

Спасибо большое, за Ваш подробный ответ!!

Проясните ещё такой момент. Какими документами можно подтвердить факт реализации услуги на территории другого государства для определения места реализации услуг? Ведь, например, некоторые консалтинговые услуги можно оказывать удаленно.

Заранее благодарна за ответ.

Re: НДС при экспорте услуг

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п. 4 ст. 148 НК РФ):
1) контракт, заключенный с иностранным лицом;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Рекомендуется внимательно отнестись к документальному оформлению операций, связанных с исполнением данного договора, чтобы подтвердить, что услуги оказываются непосредственно иностранной организации (т.е. не имеют отношения к представительству, расположенному в РФ). Для этого необходимо, чтобы вышеуказанные документы были подписаны представителем организации иностранного контрагента, а также оплата услуг была осуществлена иностранной компанией.

Re: НДС при экспорте услуг

Благодарю за разъяснения!
Т.о. получается, что подтверждающими документами оказания услуг иностранной организации-заказчику на территории иностранного государства являются:
— контракт с данной организацией (вне зависимости от места заключения контракта, в нем прописываемом?);
— документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), коими могут явится: акты выполненных работ, платежные документы.
При этом не имеет значение фактическое физическое местонахождение исполнителя (на территории иностранного государства — месторасположения заказчика или на территории страны исполнителя — т.е. у заказчика или удаленно)?

Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т. е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону этой страны и по ставке этой страны.

Условия для вычета агентского НДС

сегодня
USD ЦБ 64.47
EUR ЦБ 71.53
BTC/USD 10286.47

калькулятор валют

Вопрос: Организация намеревается заключить с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах на территории РФ и не имеющей обособленных подразделений (далее — иностранная компания, агент), агентский договор, согласно условиям которого агент обязуется осуществлять на территории иностранного государства поиск потенциальных клиентов в целях заключения организацией договоров на поставку товаров: проводить переговоры, встречи с потенциальными клиентами; взаимодействовать с клиентами организации, с которыми уже были заключены договоры поставки, направлять организации отчеты о результатах деятельности, а также о произведенных расходах для их последующей компенсации. В свою очередь, организация обязуется утверждать указанные отчеты и выплачивать агенту ежемесячное вознаграждение на основании агентского договора и в соответствии с его условиями.

Облагаются ли вышеуказанные услуги иностранной организации НДС?

Нужно ли организации удерживать НДС из суммы соответствующего вознаграждения агента?

Применим ли в указанной ситуации пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ?

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией агентских услуг российскому принципалу по поиску потенциальных клиентов в целях заключения договоров на поставку товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи Кодекса.

Поскольку агентские услуги в подпунктах 1 — 4.1, 4.4 статьи 148 Кодекса не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российскому принципалу, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Для того чтобы понимать, будем ли мы являться плательщиком НДС за иностранную организацию, т.е. налоговым агентом нам необходимо внимательно изучить подпункты 3 и 4 статьи 148 НК РФ о месте оказания услуг.

    Особое внимание следует уделить определению места осуществления деятельности покупателя, которое определяется по месту его регистрации. Это важно, т.к.

    если покупатель находится на территории РФ, то и налог на добавленную стоимость будет уплачивать именно он, как налоговый агент, причем обязанность по уплате НДС возникнет только в случае перечня услуг, указанного в подпункте 4 статьи 148 НК РФ.

    Например, заключен договор с иностранной организацией на оказание ими маркетинговых услуг для российской организации.

    Местом осуществления деятельности является территория РФ, т.к. покупатель, российская организация, зарегистрирована на территории РФ и маркетинговые услуги поименованы в подпункте 4 статьи 148 НК РФ. Таким образом, российская организация будет являться налоговым агентом по НДС и уплачивать налог в момент перечисления денежных средств в адрес иностранной организации.

  2. Налог на прибыль. В некоторых случаях российская организация будет являться также налоговым агентом по налогу на прибыль. Конкретно, в каких случаях, и при перечислении каких доходов указано в пункте 1 статьи 309 НК РФ. Так, например, при выплате дохода иностранной организации за возможность использования лицензии российской организацией, необходимо исчислить налог на прибыль и уплатить его в бюджет не позднее дня следующего за днем перечисления дохода иностранной организации. Однако, российская организация не всегда будет являться плательщиком налога на прибыль, если даже такие доходы будут поименованы в вышеуказанной статье. Для того чтобы ответить на вопрос о необходимости уплаты налога на прибыль за иностранного контрагента следует изучить соглашение об избежании двойного налогообложения (при его наличии) с иностранной организацией, с которой заключен договор. В данных соглашениях могут быть предусмотрены освобождения от уплаты налога у источника выплаты, либо уплаты меньшей суммы налога на прибыль.

    Для того чтобы воспользоваться правом не уплачивать налог на прибыль, недостаточно только предусмотренной соглашением возможности.

    У иностранного контрагента российской компании необходимо запросить свидетельство о статусе налогового резидента с нотариальным переводом (сертификат о налоговом резидентстве) с апостилем или консульской легализацией.

    Такое свидетельство (сертификат) будет подтверждать, что иностранная компания постоянно пребывает в данном иностранном государстве.

Еще один важный момент – это какие именно документы необходимо будет запросить у иностранной организации для подтверждения оказанных ими услуг.

В первую очередь все основные условия оказания услуги будут прописаны в договоре, заключаемом между российской организацией и иностранным контрагентом.

Условие о моменте принятия услуги также прописывается в договоре, кроме этого, иностранная организация предоставляет российской организации, документ, подтверждающий принятие этой услуги, это может быть заказ, счет (инвойс), отчет или какой-либо иной документ. Других документов иностранная организация не предоставляет. Можно ли такой документ использоваться как первичный документ и отразить его в расходах по налогу на прибыль?

Первое, на что необходимо обратить внимание, – наладить в компании надлежащий документооборот. Во многих организациях в процессе согласования договоров с “иностранцами” не участвует главный финансист компании (финансовый директор или главный бухгалтер).

В итоге в договоре забывают предусмотреть обязанности “иностранца” по уплате налогов, по представлению документов, необходимых российской стороне как налоговому агенту.

Да и сам договор попадает в бухгалтерию, когда уже все свершилось и поздно что-либо исправлять – остается только переплачивать налоги за свой счет, или, хуже того, – платить штрафы.

Поэтому, повторюсь, первое, что можно посоветовать компании “Холдинг-Р”, – организовать движение документов таким образом, чтобы специалисты по бухгалтерскому учету и налогообложению обязательно участвовали в согласовании условий контрактов до их подписания.

Nota bene. Движение документов в компании должно быть организовано таким образом, чтобы главный бухгалтер обязательно участвовал в согласовании условий контрактов до их подписания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *