Загрязнение Общественных Мест Ведет За Собой Привлечение К Административной Ответственности И Штрафу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Загрязнение Общественных Мест Ведет За Собой Привлечение К Административной Ответственности И Штрафу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общие сведения

Административная ответственность за нарушение экологических прав человека предусмотрена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195 (далее — КоАП РФ), так и Федеральными законами об охране отдельных природных объектов.

Статья 2.1 КоАП РФ прямо устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вследствие этого, составы экологических проступков и санкции за их совершение четко определяются: в КоАП РФ, в действующих на субъектов РФ территории законах об административных правонарушениях.

Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ содержит статьи, предусматривающие за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды следующие виды административных взысканий:
— предупреждение;
— административный штраф;
— административное приостановление деятельности;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— конфискация продукции незаконного природопользования;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Статья 24.1. Загрязнение или засорение территорий общественных мест

  • взыскания штрафа за загрязнение окружающей среды с физического или юридического лица;
  • изъятия средств, которые были затрачены на совершение правонарушения, и также имущества, которое использовалось для совершения данного проступка;
  • изъятия лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство;
  • возмещения, нанесенного природе, ущерба в денежном эквиваленте с учетом причиненных убытков.

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среды или здоровью человека.

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

Статьей 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, в том числе в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (часть 1), на детских площадках (часть 2). Данные деяния влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (по части 1), или в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (по части 2).

Отмена «масочного штрафа» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ

В жалобе в Верховный Суд РФ О. просил отменить названные постановления, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Верховный Суд РФ в Постановлении от 20 сентября 2007 г. по делу N 15-Ад07-4 <1> по жалобе на заместителя руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия, на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска и решение судьи Верховного суда Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ч. 1 ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» КоАП РФ, в отношении О. установил следующее.

  • Законодательные предложения
  • Законотворчество
  • Законодательное предложение «О внесении изменений в Областной закон от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за отсутствие знаков адресации (аншлагов) на жилых и нежилых зданиях и за допущение владельцами домашних животных загрязнения их животными мест общего пользования в многоквартирных домах и общественных мест»
  • Законодательное Собрание Ростовской области

2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений —

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах, — влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей

Административная ответственность за загрязнение общественных мест

При засорении либо истощении подземных и поверхностных вод, повлекшее за собой нанесение вреда представителям флоры или фауны, наказание может быть в виде штрафа, размер которого колеблется в пределах 100-200 минимальных окладов заработной платы. Также правонарушителя могут на 5 лет лишить права принимать участие в определенной сфере деятельности. Арест до 3-х месяцев или исправительные работы также предусмотрены законом про административную ответственность за загрязнение и причинение вреда окружающей среде.

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровый образ жизни, безопасность и отдых

1. Совершение действий, результатом которых является нарушение тишины и покоя граждан с 23 часов вечера до 7 часов утра, в случае если эти действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (выполнение в квартире работ или совершение действий, создающих повышенный шум или вибрацию, использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, в киосках или павильонах, на балконах или подоконниках при открытых окнах, громкое пение и воспроизведение музыки в общественном транспорте, иное нарушение тишины и покоя граждан), —

Во время судебных разбирательств у надзорных органов могут возникнуть сложности при ответе на первую часть второго вопроса: имеет ли выявленное действие или бездействие отношение к отходам? Бывают случаи, когда предприятиям удается доказать, что отходы (в том смысле, как они понимаются в законодательных актах) в результате их деятельности не образуются.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 1. В нескольких судебных разбирательствах представителями Росприроднадзора не были предъявлены доказательства отнесения к отходам грунтов, образовавшихся в результате землеройных работ. Согласно решениям судов, в данных случаях ст. 8.2 КоАП РФ не может быть применена[4].
2. При рассмотрении некоторых дел судьи пришли к выводу о том, что получаемый в результате переработки продукт не является отходом, а относится к продукту переработки и, соответственно, предприятие не может нести ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ[5].

В судебных решениях отмечалось (со ссылкой на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94), что юридические лица согласно уставной, проектной, технологической и иной документации могут самостоятельно определять, относятся ли образующиеся в процессе их хозяйственной деятельности вещества (материалы) к отходам производства и потребления (в соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Например, вещества и материалы, образовавшиеся в результате производственной деятельности, могут быть реализованы как продукция, если на предприятии имеются соответствующие технические условия и документация, причем разрабатываемая нормативная и/или техническая документация на продукцию должна учитывать требования соответствующих государственных и отраслевых стандартов, санитарно-эпидемиологических и экологических норм.

Для ответа на вторую часть второго вопроса (имеет ли выявленное нарушение отношение к обращению с отходами?) следует обратиться к ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, в которой содержатся определения видов обращения с отходами.

Следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Предприятия, оспаривающие решения контролирующих органов, часто ссылаются на то, что они не являются субъектами правонарушения, поскольку не специализируются на деятельности по обращению с отходами. Однако в своих решениях судьи, как правило, отмечают, что субъектный состав правонарушений, связанных с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами[6].

Более того, без соблюдения требований законодательства может вестись не только деятельность по обращению с отходами, но и деятельность, приводящая к образованию отходов. Напомним, что согласно формулировкам действующей редакции Федерального закона № 89-ФЗ образование отходов не относится к обращению с отходами. Но это не должно никого вводить в заблуждение, ведь указанный Федеральный закон устанавливает требования и к обращению с отходами, и к их образованию, поэтому определенные требования природоохранного законодательства распространяются и на те хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы. Организации, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны соблюдать предусмотренные законодательством экологические и санитарно-эпидемиологические требования к образованию отходов, а за несоблюдение этих требований могут быть подвергнуты наказанию в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. Такая правовая позиция находит подтверждение во многих решениях судов[7].

Важно отметить, что за нарушения, выявленные при проведении проверки, органы государственного надзора могут вынести несколько постановлений о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по каждому из нарушений, а могут, перечислив все нарушения, назначить наказание в виде одного штрафа. Приведем типичные примеры из судебной практики, иллюстрирующие оба подхода.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 3. В отношении Общества была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Общество не оформило паспорта на образующиеся отходы I–IV классов опасности; у него отсутствует отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и не ведется учет движения отходов. Государственный инспектор города Москвы по охране природы на основании протокола об административном правонарушении вынес постановление о назначении административного наказания в размере 101 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Общество оспорило постановление.
Решение суда: Арбитражный суд города Москвы отказал Обществу в удовлетворении заявления (Решение от 23.12.2014). Девятый арбитражный апелляционный суд изменил это Решение в части назначения наказания: штраф был снижен до минимального размера 100 000 руб.[8], в остальной части решение суда было оставлено без изменений (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 № 09АП-3411/2015 по делу № А40-105117/14).
4. Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан провело плановую проверку деятельности Пароходства. Было установлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами, которое выразилось: а) в отсутствии согласованного Порядка производственного контроля в области обращения с отходами (далее — ППК ООО); б) в отсутствии в период с 01.07.2013 по 04.12.2013 установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Государственный инспектор вынес два постановления о привлечении Пароходства к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. за каждое правонарушение. Общество обжаловало постановления в судебном порядке.
Решение суда: постановления Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан в части наложения административного взыскания были изменены, в результате чего размер штрафа был снижен до 10 000 руб. за каждое правонарушение (см. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 по делу № А07-9505/2014).

При оспаривании постановлений о назначении нескольких штрафов предприятия иногда ссылаются на ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Такая позиция не соответствует букве и духу закона, т.к. ст. 8.2 КоАП РФ говорит о несоблюдении требований (а не какого-то одного требования), а поскольку требований при обращении с отходами много, то и нарушений, связанных с несоблюдением этих требований, тоже может быть много. Несоблюдение каждого из требований является самостоятельным административным правонарушением, а согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ «при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение».

Почему же надзорные органы ограничивались назначением одного штрафа при фактическом совершении нескольких правонарушений? Возможно, они опасались, что во время судебного разбирательства предприятия смогут доказать свою невиновность в совершении некоторых из выявленных нарушений и избежать штрафов за эти нарушения; при назначении же одного штрафа, даже если предприятия смогут доказать свою невиновность по некоторым нарушениям, они все равно будут вынуждены заплатить штраф. А возможно, они считали назначение единственного штрафа вполне достаточным наказанием.

Административная ответственность

При рассмотрении дел, связанных с соблюдением требований ст. 8.2 КоАП РФ, государственные надзорные органы обязаны представить все доказательства того, что нарушение имело место. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Кроме внешних признаков нарушения требований при обращении с отходами, должны быть доказательства наличия самих отходов и/или операций по обращению с отходами.

Рассмотрим два примера из арбитражной практики на указанную тему. Первый из них, кстати сказать, дополнительно иллюстрирует ранее упомянутую возможность признания правонарушения малозначительным. Второй же пример очень показателен в отношении участившихся за последний год (по крайней мере, в Москве) случаев, связанных с назначением наказания по результатам административных расследований.

Итак, как было видно из рассмотренных примеров №№ 4 и 8 из судебной практики, проблема дифференциации ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ, является очень важной. В настоящее время она частично решена наличием возможности снизить размер штрафа ниже минимального. Но эта возможность (как и возможность признания правонарушений малозначительными) может быть применена в исключительных случаях, и такую исключительность каждый раз нужно доказывать.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц ― от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц ― от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц ― от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц ― от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, —

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц ― от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы —

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц ― от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц ― от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц ― от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц ― от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц ― от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 ― 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее ― Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции ― по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Административная ответственность при нарушении порядка в общественном месте

  • 23 Ноября 2020 15:17:14
    Инструкция по обращению с отходами (1895) От: Глеб Ерилин
  • 23 Ноября 2020 15:04:30
    Озоноразрушающие вещества (162) От: Светла
  • 23 Ноября 2020 15:03:05
    Предложения по работе форума (68) От: TatYana
  • 21 Ноября 2020 10:47:09
    Положение о службе охраны окружающей среды (43) От: Глеб Ерилин
  • 21 Ноября 2020 10:43:51
    Обращение с объектами растительного мира (1180) От: Глеб Ерилин
  • 21 Ноября 2020 10:38:21
    Расчет технологических нормативов водопользования (190) От: Глеб Ерилин
  • 20 Ноября 2020 16:42:24
    Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (5806) От: Marco Materazzi
  • 19 Ноября 2020 19:49:00
    Помогите найти документ! (540) От: Marco Materazzi
  • 18 Ноября 2020 08:44:56
    Вывоз отходов, перевозка, заполнение сопутствующих документов (1212) От: TatYana
  • 14 Ноября 2020 12:21:57
    Санитарно-защитная зона (611) От: TatYana
  • 19.03.2019
    Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2».
  • 13.03.2019
    Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
  • 13.03.2019
    Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов
  • 13.03.2019
    Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод
  • 13.03.2019
    Учитываем поверхностные стоки.
  • Прежде всего все домашние бытовые отходы должны складироваться в специально отведённых для этого местах. В течение дня они обычно накапливаются дома в мусорном ведре, которое далее выносится на улицу либо в мусоропровод, попадая в подъездные или дворовые накопители. После этого раз в сутки, как правило, рано утром специализированный грузовой автомобиль опорожняет все бункеры во дворе и вывозит на специализированные места – полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО). Таким образом, мусор, оставленный в подъезде или на этаже жилого дома, автоматически попадает под санкции кодекса о правонарушениях. И тем более при выбросе мусора из окон жилых домов, когда подобное действие может не только ухудшить экологическую ситуацию в городе, а также нанести увечья случайному прохожему.
  • Запрещено также использование внутридворовых контейнеров для утилизации собственных отходов тем лицам, которые не проживают в данных домах, так как централизованный вывоз отходов с дворовых территорий равномерно ложится денежной нагрузкой на всех жильцов МКД.
  • То же касается случаев, когда фантики от конфет либо окурки от сигарет, огрызки от яблок, пластиковые бутылки и прочие отходы выбрасываются на улице мимо урны, количество которых растёт в городах РФ для удобства граждан.
  • Отдельный пункт отводится утилизации строительного мусора – обломков кирпича, цементных наплывов, кусков арматуры, засохших остатков побелки, клея, краски и прочего хлама. Все перечисленные и подобные предметы должны быть собраны производителем работ в одно место и вывезены на специально заказанном автотранспорте на специализированные строительные свалки. Перемешивать строительный мусор с бытовым категорически запрещается. Заниматься самовывозом также не стоит, если человек не знает точно, где располагаются специализированные свалки, а штраф за вывоз мусора может быть также наложен в случае его складирования в неположенном месте.
  • Не допускается и выбрасывание любых видов отходов из окна движущегося автотранспорта, что может не только привести к наложению штрафа в случае выявления нарушения, но также создаёт опасную ситуацию на дороге для других участников движения.
  • Во время отдыха на природе, в лесу или в береговой зоне реки любые отходы, образовавшиеся в процессе застолья или других действий должны быть собраны в мешок и вывезены к местам централизованного складирования мусора. Невыполнение данного требования также является нарушением, равно, как и сжигание этого мусора в местах отдыха, что может к тому же привести к возникновению лесных пожаров. Сброс же отходов в воду и вовсе может вызвать экологическое бедствие.

Когда завершена процедура оформления протокола, нарушитель получает копию на руки с указанием суммы штрафа. Заплатить за правонарушение, а именно выкидывание мусора в неположенном месте, можно в любом банковском отделении или терминале.

  1. Парки, скверы, улицы, детские площадки, территории возле многоквартирных домов и подъезды.
  2. Рынки, торговые центры, образовательные учреждения, поликлиники, дворцы спорта и культуры.
  3. Административные организации, офисы.
  4. Муниципалитет.
  1. За выброшенный окурок от сигареты: в Ирландии – 3 тысячи евро; в Бельгии – 1 650 евро; в Словении – 125 евро.
  2. Наказание за выброс мусора в общественном месте: в Швеции – 90 евро; в Италии – 150 евро.
  3. За выгул собак в непредусмотренном месте – порядка 300 евро.
  4. Оставление мусора негабаритных размеров на неположенной территории – около 600 евро.

На основании данного документа ведётся расследование, результатом которого может быть постановление о назначении штрафа за выброс мусора (какой размер будет у взыскания, зависит от вида нарушения и статуса лица) либо освобождение ответчика от административной ответственности.

В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание — применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.

В ходе проверки быстро разработать паспорта на отходы, провести биотестирование — и к окончанию проверки предоставить результаты в надзорный орган. Тогда вас не смогут привлечь за указанное нарушения, так как ни в одном законе, НПА не зафиксирован срок (дата) разработки паспортов и проведения биотестирования.

Теперь статья 8.2. КоАП РФ разбита на части — и каждое из написанных в примере нарушений является составом отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ и соответственно, предприятие получит за эти нарушения не один общий штраф за отходы, а 3 штрафа в размере: 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. Итого получается 600 тыс. рублей.

Теперь отдельным составом административного правонарушения является несоблюдение требований законодательства при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и при размещении отходов производства и потребления. По многим административным правонарушениям добавлено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток: (ч. 1−6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.2\ ч. 1 — 3 ст. 8.2, ч. 1 — 6 ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ). Ужесточены штрафы за нарушения в области обращения с отходами и законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ).

Поправки в КоАП, вступившие в силу в середине июня 2020 года, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Все изменения касаются Главы 8 КоАП РФ.

Чтобы не попасть на новые огромные штрафы, проведите у себя комплексный экологический аудит с целью проверки соблюдения современных экологических норм и требований по более 100 пунктам с подробнейшим отчетом по результатам.

«3.1. Отсутствие или выставление в недостаточном количестве (на оживленных улицах, пешеходных дорожках, проходах рынков, тротуарах площадей — реже, чем через 40 метров, на малолюдных — реже, чем через 100 метров, если иное не установлено региональными или местными нормативами градостроительного проектирования) на закрепленной территории улиц, площадей, парков, скверов, рынков, остановок городского транспорта, у входа в метро, мест массового отдыха населения оборудованных в соответствии с установленными требованиями урн, иных сооружений для сбора мусора —

  • -предупреждение; штраф;
  • -возмездное изъятие либо конфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ружья, рыболовной сети, туши убитого животного);
  • -лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права охоты, рыбной ловли, управления автомототранспортом, ограничение или лишение права природопользования);
  • -приостановление или закрытие предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду, или изъятие природного объекта из пользования (последние меры воздействия зачастую выделяются в отдельную, специфическую эколого-правовую ответственность);
  • -исправительные работы и административный арест (последние два вида в области охраны окружающей среды не применялись).

«Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей».

Как считает Павловский, новая система заработает только после существенных инвестиций из Европы. Однако иностранные инвесторы еще не готовы к этому – мешает высокий уровень коррупции и отсутствие стабильности в украинском законодательстве.

Законом также предусмотрено полномочие магазинов и домохозяйств осуществлять накопление вторичного сырья без лицензирования деятельности. Эта норма поможет гражданам накапливать мусор раздельно и продавать его переработчикам сырья напрямую.

Вопросы привлечения юридических лиц к административной ответственности являются актуальными не только по причине того, что размер административных штрафов существенно увеличен за отдельные правонарушения, но и потому, что применение мер административной ответственности может повлечь за собой для компании и иные неблагоприятные последствия, например административное приостановление деятельности. Безусловно, и в том и в другом случае компания несет финансовые потери. В этой связи приоритетное значение приобретает вопрос о выстраивании правильной позиции для защиты интересов компании в арбитражном суде.

Общие основания для отмены постановлений о привлечении к административной ответственности рассмотрены в статье «Некоторые аспекты привлечения юридических лиц к административной ответственности» (Иншин Н.Н. СПС «КонсультантПлюс», 2008). В настоящей статье хотелось бы рассмотреть отдельные случаи привлечения юридических лиц к административной ответственности органами и должностными лицами Росприроднадзора.

В г. Москве сложилась практика привлечения юридических лиц к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за отсутствие согласованного порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, т.е., по сути, за нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Штраф, налагаемый по данной статье на юридических лиц, составляет от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо может быть применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной статье отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами, которые согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются законодательством Российской Федерации, т.е. и законами, и подзаконными актами.

В любом случае для привлечения к административной ответственности, прежде всего, законодательством Российской Федерации должно быть установлено правило, нарушение которого повлечет неблагоприятные последствия, или обязанность, неисполнение которой является основанием для применения мер административного взыскания.

Ответственность природопользователя

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц ― от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц ― от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При выявлении некоторых административных правонарушений, в частности связанных с размещением транспортных средств на детских площадках, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия нарушителя, если правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами (ч. 1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы; ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Мы, конечно, не имеем таких возможностей и полномочий для проведения анализа правоприменительной практики, как Правительство Российской Федерации, и вполне допускаем, что в некоторых случаях отсутствие дифференциации по составу правонарушений может оставить безнаказанными те или иные виды реальных правонарушений.

Но, на наш взгляд, обычно это происходит тогда, когда интересы надзорных органов представляют не слишком опытные специалисты, а интересы предприятий, наоборот, опытные экологи и юристы.

Как нам кажется, полная отмена арбитражными судами наказаний чаще всего происходит вследствие процедурных нарушений при проведении надзорных проверок и вынесении предписаний или по причине невозможности представления контролирующими органами достаточных доказательств совершенных правонарушений, а вовсе не из-за недостатков слишком «общей» формулировки ст. 8.2 КоАП РФ.

Наш опыт работы и собственный анализ арбитражной практики как раз свидетельствуют об обратном: за правонарушения, не представляющие большой опасности для общественных отношений, предприятия порой подвергаются слишком большим штрафам. Собственно, об этом шла речь в примерах № 4, 5, 6 и 8 из судебной практики.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического вреда (штраф является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа направляются в бюджет или на специальные счета экологических фондов).

При засорении либо истощении подземных и поверхностных вод, повлекшее за собой нанесение вреда представителям флоры или фауны, наказание может быть в виде штрафа, размер которого колеблется в пределах 100-200 минимальных окладов заработной платы.

Также правонарушителя могут на 5 лет лишить права принимать участие в определенной сфере деятельности.

Арест до 3-х месяцев или исправительные работы также предусмотрены законом про административную ответственность за загрязнение и причинение вреда окружающей среде.

Выбрасывать мусор разрешено в специально отведенных для этого местах, а именно:

  • мусорных контейнерах и баках;
  • мусоросборниках;
  • урнах;
  • специальных площадках или бункерах-накопителях.

Выброс отходов в других местах запрещен и облагается штрафом. Сумма наказания варьируется от 100 до 300000 руб. в зависимости от обстоятельств нарушения.

Наказание за мусор возле дома, за выброс мусора из окна дома, а также в общественных местах мимо урны определяется статьей 8.1 КоАП РФ. При малозначительном нарушении виновника ожидает предупреждение. Штраф по статье 8.1 КоАП составляет:

  • 1000 – 2000 руб. для граждан;
  • 2000 – 5000 руб. для должностных лиц;
  • 20000 – 100000 руб. для юридических лиц.

«Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей».

Штраф за мусор в подъезде также определяется по ст. 8.1 КоАП и составляет от 1000 до 2000 руб. Однако подобные штрафы выписываются достаточно редко, и нарушителю выносится лишь предупреждение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *