Оформление земельного участка под линейными объектами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление земельного участка под линейными объектами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приемлемым решением данного вопроса было бы размещение линейного объекта на условиях сервитута — не требовалось бы ни межевания земель, ни решения о переводе земельного участка в иную категорию, ни многократной регистрации перехода прав.

При этом следует рассмотреть данный вопрос с двух точек зрения: оформление прав на землю под существующими линейными объектами и оформление прав для строительства линейного объекта.

Во-первых, неясно соотношение прав владельца линейного объекта как обладателя сервитута (сервитуария) и как лица, в пользу которого установлены охранные зоны.

Охранные обязательства, необходимые для обеспечения деятельности линейных объектов, обеспечивались посредством установления охранных зон и иных административных запретов, вопрос о природе которых пока открыт. Например, неясна природа запрета на возведение строения на участке, обремененном сервитутом, природа права доступа на земельный участок (см. ст. 28 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). Практические последствия — в том, что убытки, вызванные установлением охранных зон, выплачиваются при их установлении разовой выплатой и не включаются в состав убытков, причиняемых установлением сервитута, либо в состав платы за сервитут.

Оформление прав на землю под линейными объектами

Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.

Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.

Иначе придется прийти к поразительному выводу о том, что для принудительного установления сервитута нужно построить линейный объект, а до этого строительство осуществлять, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника (и непонятно, на каком праве)!

Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов. Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п.

Парадокс публичного сервитута в отношении линейных сооружений в том, что он не предусматривает строительство новых объектов, разрешая лишь ремонт и обслуживание существующих (подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Права на земельные участки под однородными линейными объектами вынужденно приобретают различный правовой статус. С течением времени, как нетрудно догадаться, для размещения новых линейных объектов будут использоваться право аренды или собственности — к чему это приведет, было показано выше.

Земельный кодекс возвел два непреодолимых препятствия на пути установления публичного сервитута. Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута не должен содержать перечней всех обременяемых участков (иначе он утратит свойства нормативного акта). Однако в таком случае можно столкнуться с трудностями в регистрации публичных сервитутов. При этом неясно время вступления в силу нормативного акта: формально оно увязывается с моментом государственной регистрации публичных сервитутов в ЕГРП (п. 9 ст. 23 ЗК РФ и ст. 131 ГК РФ), однако нелегко представить случай, когда закон вступает в силу с момента совершения действий, им самим предписанных.

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (т.е. земельных участков не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со ст. 11.6 ЗК РФ объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)). /5/

При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п.

Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета.

А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю.

А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета и так каждый раз пока не будет принято положительное решение.

Так что, самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.

При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 218, статьи 263 и пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), право собственности на созданный объект недвижимости приобретает собственник либо, если это предусмотрено законом или договором, иной правообладатель земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

: Договор купли продажи авто по доверенности образец 2020

В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.

собственности) или он попадает под Постановление Правительства РФ №1300 от г и может без разрешения на строительства реконструировать .

Упрощенный порядок использования земли Кодексом предусмотрен, но сам порядок местными властями пока не разработан, поэтому сегодня оформить землю по упрощенному порядку не представляется возможным.

Проект межевания и проект планировки необходимо делать только для линейных сооружений федерального, регионального и местного значения (п.3. С частными землями есть только два варианта: сервитут или аренда (субаренда).

Либо он может ждать утверждения местных законов по упрощенному оформлению разрешения на использование земли и без межевания проводить работы по реконструкции теплотрассы.) не надо делать на полосу отвода под теплотрассу, это же ведь линейный объект?? И конечно, и за сервитут, и за аренду нужно платить.

При этом следует рассмотреть данный вопрос с двух точек зрения: оформление прав на землю под существующими линейными объектами и оформление прав для строительства линейного объекта. Во-первых, неясно соотношение прав владельца линейного объекта как обладателя сервитута (сервитуария) и как лица, в пользу которого установлены охранные зоны. Property in Europe. Hurndall A.

Возможно, главный вопрос при размещении линейного объекта: необходимо ли для него оформлять земельно-правовые документы, если он строится под землей? Ответ на него мы постарались обосновать в предлагаемой статье. На какой глубине проектировать/строить трубопровод или кабельную линию?

Строительство объектов связи К таким исключениям относятся: Детальный перечень объектов, не требующих получения разрешения на строительство, Вы можете посмотреть здесь. Образец градостроительного плана линейного объекта (нажмите для увеличения) После принятия законопроекта сократилось количество случаев, в которых требуется разрешение по проведению строительных работ.

  • Общую информацию относительно того, каким образом осуществляется размещение линейного объекта с указанием наименований населенных пунктов и более мелких территорий (улиц, кварталов);
  • Функционально-планировочную организацию территории;
  • Данные об имеющихся коммуникациях, которые уже проложены на территории;
  • Информацию обо всех имеющихся строениях капитального характера, которые расположены на территории;
  • Определение границ той территории, на которой непосредственно будет располагаться интересующее сооружение;
  • Графическое отображение имеющихся коммуникаций на территории земли;
  • Отображение информации относительно того, какой состав недр имеется на данной территории.

: Льготы вдове инвалила сернобыльца в 2020 году

Земля под линейными объектами. Брать или не брать?

  • Формирование плана осуществляется исключительно после составления задания на его оформление;
  • Созданием плана может заниматься специалист, имеющий соответствующую квалификацию кадастрового инженера и допущенный к формированию пути прохождения линейного объекта. Такой специалист может быть зарегистрированным физ. лицом, а также сотрудником частной компании или органа муниципалитета;
  • Составление плана прохождения линейного объекта должно иметь под собой основания в форме правовых актов различных органов власти;
  • В процессе проведения работ обязательно должна учитываться имеющаяся информация относительно земельных участков, расположенных на них объектах, а также проходящих линейных сооружениях;
  • Разработанный план в обязательном порядке подлежит согласованию на открытом слушании в присутствии всех лиц, чьи права или интересы могут быть затронуты в процессе прокладки коммуникаций и прочих объектов;
  • Составленный проект должен быть утвержден органом муниципалитета, а также теми службами, которые контролируют соблюдение определенных норм (инженерных, строительных, экологических) и т.д.

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[495].

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 07.03.2017 № 269[496] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[497].

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяжённость[498].

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 269, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.

После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона № 171-ФЗ[502] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.

В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения [503]. Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.

Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.

Есть, однако, и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки, земли.

Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге[504].

В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.

Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство следующих линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута):

  1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  4. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  6. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  7. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство[505].
  8. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Что такое линейный объект капитального строительства

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Оформление земли под линейными объектами 2020

В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:

1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.

2. Проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.

Заинтересованное лицо ходатайствует в уполномоченный орган о проведении данной процедуры и подает необходимый пакет документов: – документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов – справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения (п. 25 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов”).

– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).

3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН.


Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2.

статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2007 г. “О государственном кадастре недвижимости”).

4. Предоставление земельного участка в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.
Заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка.

В заявлении указывается цель использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории.

Уполномоченный орган должен в течение 30 дней направить заявителю проект договора аренды (решение о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) или мотивированный отказ в предоставлении. Заявитель должен в течение 30 дней подписать договор аренды и направить его обратно.

Алексей Мосенков, нач. отдела учета капитала ОАО «Вологдаэнерго».

Для юристов энергетических компаний крайне актуальным является вопрос оформления прав на земельные участки, занятые опорами линий электропередачи.

В связи с тем, что государственный кадастровый учет таких земельных участков в территориальных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ранее не велся, исследование процедуры кадастрового учета земельных участков представляет значительный интерес.

Образование землепользования означает совокупность правовых и технических действий по определению местоположения, границ и площади земельного участка в качестве объекта гражданских прав и предоставления его физическому или юридическому лицу. Весь цикл работ называется отводом земель и означает землеустроительные действия по предоставлению и изъятию земельного участка (объекта землеустройства) с установлением в натуре (на местности) границ и граничных знаков.

Читайте так же: До соглашение о сохранности уборщица

При предоставлении земельных участков для размещения ЛЭП необходимо учитывать, что они представляют собой сооружение, которое создает вокруг себя электромагнитное поле, влияющее на окружающую среду и инженерные сооружения, а также требующее отчуждения земли на период строительства и эксплуатации и ограничения хозяйственной деятельности под проводами.

Особенностью землепользований линии электропередачи является их значительная протяженность, малая площадь земельных участков, отводимых под опоры.

Категории земель: установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель по ФЗ от 29 июля г. Судебно-арбитражная практика.

Порядок и документы для перевода земельных участков в земли населённых пунктов и другие категории земель. Порядок установления различных зон с особыми условиями использования территорий.

Классификатор видов разрешённого использования земельных участков.

Оформление земельного участка под линейными объектами

Новые формы технического плана и декларации об объекте недвижимости с г. Технические планы, разрешения на ввод в эксплуатацию и декларации об объектах недвижимости как документы-основания кадастрового учёта.

Временный характер кадастровых сведений и его прекращение. Ранее учтённые объекты. Аренда, сервитут и иные права на землю по обновлённому законодательству, с г.

Новые основания для аренды земли земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

также документ расширяет область применения публичного сервитута. в настоящее время сервитут может применяться только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно.

прежде сведения в кадастр могли заноситься и без надлежащего подтверждения, что позволяло ставить на учет объекты, не соответствующие описанию. в 2020 году возможность внесения в кадастр неактуальных данных практически исключена.

Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом. В администрации ссылаются ст. 11.3 ЗК и отправляют на подготовку проекта планировки, а затем предварительное согласование.

Определения главной вещи в данной статье нет, однако оно вытекает из данной нормы – главной вещью будет считаться вещь, имеющая самостоятельное значение, то есть она может использоваться без принадлежности в отличие от последней, которая, как правило, самостоятельного значения не имеет.[1] Правовое значение выделения данной классификации заключается в том, что, по общему правилу, принадлежность следует судьбе главной вещи, то есть в случае продажи главной вещи принадлежность также будет передана продавцом покупателю (ст. 135, п. 2 ст. 456 ГК), при этом из формулировки ст. Необходимо ли единообразное правовое регулирование всех линейных объектов? Только отчасти. Для всех них было бы разумным введение отдельного порядка регистрации прав на них, помощь государства при приобретении права землепользования для их размещения, определенные исключения из природоохранных требований (что подтверждается, например, ст. 49 ЗК, ст. 7, 11 Закона о переводе).

но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта! Все консультации у юристов бесплатны.

Зачастую у земли при этом требуется поменять и категорию, потом провести её межевание, получить всю кадастровую документацию, проверить наличие и правильность технического плана участка и после этого подать заявление об оформлении земли в соответствующие инстанции. При положительном решении вопроса с ними заключается договор, который затем регистрируется в Федеральной регистрационной службе.

Схемы выполнены в удобной форме инфографики, картинки можно сохранить на вашем компютере, щелкнув по каждой правой кнопкой мыши. Перечень последних указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря г. Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: 1.

Правоприменительная практика Постановления Правительства РФ N , изменения и дополнения перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Новые правила предоставления земельных участков

Должен быть решен вопрос о том, кто выступает от имени собственника в тех случаях, когда разграничение государственной собственности на них еще не произведено, кто выступает в роли собственника при оформлении сервитута в отношении бесхозяйного имущества. Также следует пересмотреть способ защиты прав собственника обмеренного участка, так как иск о прекращении сервитута в отношении части трубопровода можно расценивать как явное превышение пределов защиты гражданских прав. Заслуживает внимания также вопрос установления особенностей оформления отношений с участниками долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, ввиду того что подписание соглашения со всеми участниками долевой собственности является заведомо непосильной задачей.Частный сервитут…Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В-четвертых, действующее законодательство не учитывает указанных выше особенностей линейных объектов и пытается урегулировать отношения по оформлению и регистрации прав на занимаемые ими земельные участки на основании общих норм. Хотя правоприменительная практика давно указывает на острую необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления земельных участков для размещения таких объектов, а также регистрации прав на эту землю.

С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок оформление земельного участка под линейный объект

Если говорить простым языком, то линейный объект — это любой объект, размеры которого в длину будут значительно превышать его ширину. К этой группе объектов капитального строительства будут относиться различные инженерные сети, трубопроводы, дороги (как автомобильные, так и железные), а также мосты, тоннели, метро, и т.д.

Зоны с особыми условиями использования как объектами землеустройства: оформление землеустроительной документации, кадастровый учет. Зоны (территории) с особым режимом использования: вопросы землепользования, оформление прав, судебная практика. Экологические требования в связи с проектированием, строительством и эксплуатацией линейных объектов. Мастер-класс по спорным вопросам: Новые и старые документы территориального планирования как документы стратегического планирования; Использование нормативов градостроительного планирования при подготовке (изменении) документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории, в том числе юридическими и физическими лицами. Практика создания проектов планировки для получения разрешения на строительство для линейных объектов. Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов: законодательство и практика.

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения. Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими линии электропередачи, линии связи (в т.ч.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; — предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; — наличие протяженности (длины); 2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. — наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов и пр.

— Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов (СН 456-73) — Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74). — Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 — 500 кВ (СН 465-74). — Нормы отвода земель для автомобильных дорог (СН 467-74).

Отводы земель 1 – Проектирование отводов для промышленных целей. ^ Землепользования промышленных предприятий подразделяются на 2 большие группы: · землепользвания перерабатывающих предприятий; · землепользования добывающих (горнодобывающих) промышленных предприятий. Они отличаются размерами, конфигурацией, видами негативного воздействия на окружающую среду.

Актуальные вопросы оформления прав на линейные объекты.

Это может быть разрешение на ввод линейного объекта в эксплуатацию. Оно подтверждает, что строительство выполнено полностью в соответствии с выданным разрешением на строительство, и то, что объект соответствует градостроительному плану участка и разработанной проектной документации. К сожалению, действующее законодательство абсолютно не учитывает сложную специфику линейных объектов. Это значит, что оформление земельных отношений и процесс государственной регистрации проходят на общих основаниях.

Прием документов и консультации проводится ежедневно с понедельника по четверг с 09:15 до 17:00, в пятницу — с 09:15 до 13:00, перерыв — с 13:00 до 14:00. Первоначально на основе представленных документов определяются границы земельного участка, выполняется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (производится предварительный расчет площади и координат), затем в установленном порядке принимается решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка. Оформление прав на земельный участок производится после осуществления кадастрового учета земельного участка в соответствии с материалами межевания (формирования земельного участка) — это предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, правообладателю объекта недвижимости путем заключения договора купли-продажи, аренды земельного участка или безвозмездного пользования земельным участком. На данной стадии правообладателю объектов недвижимости, расположенных на сформированном земельном участке, необходимо направить обращение о предоставлении земельного участка (с указанием, в том числе, кадастрового номера земельного участка и испрашиваемого права) в адрес Администрации города Екатеринбурга. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2015 № 1243. Напоминаем, что юридические лица (за исключением государственных или муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органов государственной власти или органов местного самоуправления) обязаны были до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на аренду или собственность. Применительно к земельным участкам, занятым линиями электропередачи, трубопроводами и другими линейными объектами, данный срок продлен до 1 января 2020 года (статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничено. Если юридическим лицом переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на аренду, годовой размер арендной платы за такие земельные участки устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 4 Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 № 1855-ПП). За нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 января 2013 года будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 100 тысяч рублей (статья 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). © 2004-2020 год «Официальный портал Екатеринбурга».

Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.

1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.

В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:

Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

кадастровые инженеры и проектировщики минимум в течение пяти месяцев подготавливают проект планировки и проект межевания территории; орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней вносит сведения в ГКН с соблюдением норм площади, указанной в утвержденном проекте межевания территории (отличие не более 10 %); представители заказчика или юристы исполнителя в течение одного месяца заключают договора аренды на земельные участи. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

проектная документация лесных; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со статьями 43, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Чтобы не возникало правовых проблем с использованием недвижимости, рекомендуется зарегистрировать сервитут.

линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

С какими сложностями вы можете столкнуться, если построите линейный объект?

проблема оформления линейных объектов – сложность получения правоустанавливающих документов на землю под объектом.

Землевладельцы, арендаторы, землепользователи и собственники земельных участков вправе создавать сооружения в строгом соответствии с целевым назначением их земельного участка, его разрешенным использованием.

По вопросу оформления земельных правоотношений для строительства линейных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, считаем возможным отметить следующее.

Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.

6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1

«Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»

(с изменениями и дополнениями). 8.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч.

линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, рассматривая линейные объекты в качестве объектов недвижимости, следует учесть их специфику: достаточная протяженность, прохождение по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим. 6.

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, — это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП — это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов — дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором — технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.
  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *