Примирительные процедуры при трудовых спорах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примирительные процедуры при трудовых спорах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу:

  • установления и изменения условий труда;
  • заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

Порядок выдвижения и рассмотрения требований работников, примирительные процедуры в трудовом праве регулируются главой 61 Трудового кодекса.

Требования работников утверждаются для дальнейшего рассмотрения на собрании или конференции и направляются работодателю в письменном виде представительным органом работников. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются выборными коллегиальными органами и направляются сторонам социального партнерства на соответствующем уровне (отраслевом, региональном или федеральном). Работодатель обязан рассмотреть полученные требования и сообщить о своем решении письменно в течение двух рабочих дней с момента получения (ст. 400 ТК РФ). Объединения работодателей рассматривают требования в течение трех недель.

Если работодатель отказывается рассматривать и удовлетворять требования работников, начинается трудовой коллективный спор. С целью урегулирования возникших разногласий и проводятся примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров.

Постановлениями Минтруда разработаны рекомендации по организации работы специально созданных сторонами конфликта органов по его разрешению. Все процедуры проводятся в установленные законом сроки.

17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах

В соответствии с трудовым законодательством, примирительные процедуры состоят из этапов, чередующихся в строгой последовательности. Их проведение обязательно для обеих сторон конфликта. Если они не проводились, то забастовка является незаконной. До начала взаимодействия по предмету разногласий или в любой момент после начала взаимодействия любая из сторон вправе обратиться в Роструд для уведомительной регистрации коллективного спора. Дальнейшее разрешение конфликта, связанное с организацией и проведением забастовки, если примирительные процедуры не принесут результатов, проходит под наблюдением указанного государственного органа. Статьей 401 ТК РФ установлены следующие этапы урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия;
  • посредничество;
  • трудовой арбитраж.

При этом примирительная комиссия и посредник в трудовом арбитраже являются обязательными и последовательными процедурами урегулирования и рассмотрения коллективного спора. Основная задача временно создаваемых органов на каждом этапе — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения.

Все примирительные процедуры в коллективных трудовых спорах осуществляются в строго установленной последовательности. Первая из них — рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией. Это обязательный этап.

Работа этого органа организуется в соответствии со ст. 402 ТК РФ. Постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 57 утверждены рекомендации по организации работы комиссии и формы протоколов.

Решение о ее создании на предприятии оформляется приказом работодателя и решением (протоколом) представительного органа работников. При разрешении конфликтов на ином уровне (в отрасли, в муниципальном образовании, в субъекте Федерации) — актами объединений работодателей и работников.

Работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии: рассмотреть заявки, выделить помещение для заседаний, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника).

Решение принимается по соглашению всех членов комиссии и оформляется протоколом, обязательным для обеих сторон. В нем указываются сроки исполнения обязательств. Если не удается договориться по всем или по части требований, то оформляется протокол разногласий. Если по итогам рассмотрения конфликта удалось договориться, то составляется протокол заседания.

Важно определить день начала конфликта — это день сообщения решения работодателя (представителей работодателя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

Все три примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ:

Этап Начало этапа Окончание этапа (вынесение решения)
на локальном уровне (на одном предприятии) на иных уровнях (в отрасли, в регионе, в РФ) на локальном уровне (на одном предприятии) на иных уровнях (в отрасли, в регионе, в РФ)
Примирительная комиссия Создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного спора Создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного спора В срок до трех рабочих дней со дня создания В срок до пяти рабочих дней со дня создания
Посредник

Переговоры о его привлечении проводятся не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура согласовывается в срок не более двух рабочих дней со дня подписания соглашения о его привлечении

В срок до трех рабочих дней со дня приглашения В срок до пяти рабочих дней со дня приглашения
Трудовой арбитраж

Переговоры о передаче спора в арбитраж проводятся не позднее следующего рабочего дня:

  • после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения конфликта с участием посредника;
  • или после истечения срока, в течение которого стороны спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;
  • или после оформления протокола об отказе сторон или одной из них от рассмотрения спора с участием посредника.

Создается временный трудовой арбитраж или спор передается в постоянный.

В срок до трех рабочих дней со дня создания В срок до пяти рабочих дней со дня создания
В течение двух рабочих дней с момента подписания соглашения о передаче спора в арбитраж В течение четырех рабочих дней с момента подписания соглашения о передаче спора в арбитраж

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, продлеваются при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом (ст. 401 ТК).

Достигнутые при разрешении спора соглашения обязательны для сторон конфликта, их исполнение контролируется его участниками.

Примирительные процедуры при рассмотрении трудовых споров

В Конституции РФ закреплено право работников на индивидуальные и коллективные споры. Поводом (причиной) для возникновения трудовых споров, как правило, являются правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых отношений.

Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия участников правоотношений, то есть неисполнения требований нормативных актов. По юридической природе все трудовые споры делятся по участвующим в них субъектам на индивидуальные и коллективные.

Трудовые споры имеют несколько стадий развития:

  • нарушение установленного права;
  • разногласие сторон правоотношения в оценке произошедшего;
  • досудебный порядок разрешения конфликтной ситуации;
  • обращение в юрисдикционный орган за защитой нарушенного права.

Трудовым спором признается такое разногласие спорящих субъектов, которое не удалось разрешить в установленном досудебном порядке, и оно направлено в юрисдикционные органы для рассмотрения по существу.

Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами, соглашениями о труде, или об установлении нового трудового субъективного права, то есть о реализации законного интереса. Рассмотрение трудового спора происходит в установленном законом органе и в строгом соответствии с установленным законодательством порядке. Особая роль в процессе разрешения трудовых споров отведена судебным органам.

Индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 Трудового кодекса РФ).

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются:

  • комиссии по трудовым спорам в организациях (ст. 382, 384-390 Трудового кодекса РФ);
  • суды общей юрисдикции (ст. 391-397 Трудового кодекса РФ);
  • вышестоящие органы в порядке подчиненности для отдельных категорий работников;
  • органы государственной инспекции труда (ст. 354-365 Трудового кодекса РФ).

Предусмотренная законодательством процедура обращения за защитой нарушенных прав в органы по рассмотрению трудовых споров не исключает возможности реализации права работника на самозащиту, установленного статьями 379 -380 Трудового кодекса РФ.

Право на защиту интересов в сфере труда предусмотрено и в порядке разрешения коллективных трудовых споров. Статья 389 Трудового кодекса РФ предусматривает понятие коллективных трудовых споров: «Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях».

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Требования, выдвигаемые работниками и (или) их представительным органом организации, должны быть утверждены на собрании (конференции) работников данной организации. Таким же правом обладают и работники обособленных структурных подразделений организации, в том числе филиалов или представительств.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 407 Трудового кодекса РФ). В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

В течение трех рабочих дней со дня получения требования работников работодатели обязаны принять их к рассмотрению и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Комментарий к статье 401

1. Комментируемая статья дополнена положением о праве работников на проведение собраний, митингов, пикетирования в поддержку своих требований. Это, по сути, воспроизведение нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», признанного утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Очевидно, принимая такое решение, законодатель счел необходимым сохранить все значимые, по его мнению, нормы.

В любом рабочем коллективе возможны недопонимания и конфликты среди его членов, а тем более с руководством. Основанием для этого может являться и малая оплата, и ужасные условия работы, и многие другие причины. Во многом их разрешение зависит от руководителя, от тех мер, к которым он прибегнет. Однозначно, конфликты необходимо разрешать, так как, в конце концов, они могут привести к негативным последствиям, в том числе и к нанесению имущественного ущерба компании.

Урегулирование конфликтов во внесудебном порядке возможно подразделить на стадии (см. ст. 398 ТК), ознакомиться с которыми можно из таблицы ниже.

Создание примирительной

комиссии (ст. 402 ТК)

Привлечение третьего лица

(посредника) (ст. 403 ТК)

Трудовой арбитраж

(ст. 404 ТК)

В законодательстве РФ тщательно проработаны компетенции и права органов по разрешению коллективных трудовых споров. Трудовой кодекс РФ полностью отображает порядок разрешения противоречий между сторонами непосредственно до возникновения трудового спора, рассматриваемого участниками примирительной комиссии. Это дает возможность предотвратить коллективный трудовой спор.

Конечно, кодекс не призывает работников к забастовке, но признает ее в качестве метода разрешения спора. Трудовой кодекс РФ отражает порядок объявления забастовки, правовые гарантии участников и ответственность за противозаконную организацию подобного акта протеста.

Под забастовкой подразумевается период, когда работники предприятия частично или полностью не осуществляют свои прямые трудовые обязанности, добиваясь разрешения существующего конфликта с нанимателем. Подобный акт носит ультимативный характер по сравнению с примирительными процедурами. Остановка трудового процесса вынуждает работодателя прислушаться к подчиненным, ущемленным в правах. В действительности это крайняя мера, на которую идут работники, отстаивая свои законные права и интересы.

В соответствии со статьей 398 Трудового кодекса РФ право участвовать в забастовке имеют только трудовые коллективы, требования которых невозможно удовлетворить мирным путем.

Разрешение коллективного спора возможно на любой стадии взаимодействия сторон. Соглашение может быть заключено по результатам работы примирительной комиссии, после привлечения посредника или по факту выполнения договоренностей сторон.

Соглашение, заключенное в процессе разрешения конфликта между нанимателем и работниками, письменно оформляется и обязательно к исполнению для каждой из сторон согласно статье 408 Трудового кодекса РФ. Обе стороны контролируют исполнение предписаний соглашения. Если работодатель или его представитель уклоняется от реализации собственных обязательств, его ожидает административный штраф в размере 2040 МРОТ.

Вас также может заинтересовать: Премирование работников организации и его документальное оформление

В большинстве случаев суды принимают коллективный спор на рассмотрение, если его разрешение невозможно через примирительные процедуры, приведенные в Трудовом кодексе РФ.

Все дело в том, что статьи 352 и 401 Трудового кодекса РФ предлагают и обязуют стороны конфликта использовать основные способы защиты интересов и прав работников, в том числе и подавать соответствующее заявление в суд. К тому же законодательство РФ не запрещает обращаться в суд за разрешением коллективного трудового спора.

Подсудность и подведомственность коллективного трудового спора суду общей юрисдикции определяется в главе 3 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Примирительные процедуры при трудовых спорах

Что означают примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров, поясняется в Трудовом кодексе (398-я ст.). Под ними подразумевается рассмотрение разногласий, к которому участники спора привлекают либо примирительную комиссию, либо трудовых арбитров или посредников. Примирительные процедуры помогают найти компромиссное, устраивающее всех решение. Если договориться с работодателем не удается, или он не исполняет взятые на себя обязательства, сотрудники вправе перейти к крайней мере – объявить забастовку (Трудовой кодекс, 409-я ст.).

Примирительные процедуры включают рассмотрение коллективного трудового спора (сокращенно – КТС):

Примирительной комиссией (этот этап обязателен для сторон КТС) – Трудовой кодекс, 402-я ст.

Привлеченным независимым посредником – Трудовой кодекс, 403-я ст.;

Сформированным трудовым арбитражем – Трудовой кодекс, 404-я ст.

К двум последним процедурам «спорщики» переходят, если работа комиссии не привела к разрешению спора. Тогда составляется протокол разногласий, где фиксируется, что примириться сторонам не удалось. И предлагается использовать для решения спора другие механизмы, пригласив либо посредника, либо независимых трудовых арбитров.

Комиссия по примирению сторон формируется быстро – от 2-х (на локальном уровне) до 3-х дней (на иных уровнях соцпартнерства) с момента возникновения спора. Датой начала спора считается:

или день отклонения руководством компании переданных работниками требований (подаются работодателем в письменной или электронной форме);

или несообщение работодателем своего решения в течение 2-х рабочих дней после получения требований, согласно ст. 400 ТК.

Если коллективные требования были проигнорированы работодателем, и никакого ответа не последовало, моментом начала КТС станет третий рабочий день после их вручения.

В комиссию в равном количестве включаются и представители трудового коллектива, и представители администрации. В течение трех рабочих дней возникший локальный коллективный спор должен быть ею рассмотрен (на иных уровнях соцпартнерства – в течение 5 дней).

Такие примирительные процедуры коллективного трудового спора завершаются подписанием соглашения, либо протокола разногласий. В первом случае каждая сторона, подписавшая соглашение, обязана его исполнить в указанный в документе срок.

Если комиссия не смогла погасить конфликт между работодателем и наемными сотрудниками, КТС разрешается посредством других примирительных процедур, предусмотренных законодательством о труде.

К альтернативным примирительным процедурам, как уже отмечалось, относится привлечение к разрешению КТС посредников, а также трудовых арбитров.

Если итогом разбирательства примирительной комиссии явилось составление протокола разногласий, уже не позднее следующего рабочего дня (после его подписания) стороны должны рассмотреть возможность решить спор с участием посредника. В случае, когда одна из сторон отказывается это сделать, оформляется соответствующий протокол, и начинаются переговоры о привлечении к решению неутихающего спора трудового арбитража.

Если возражений нет, участниками конфликта в течение 2-х дней согласуется кандидатура посредника. Порядок его участия прописывается в отдельном соглашении. Срок рассмотрения КТС с привлечением посредника, если спор возник на уровне конкретной организации – три рабочих дня. Если стороны не могут договориться, кому они доверят посреднические функции, спор также будет рассматриваться трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж создается участниками КТС вместе с Рострудом для разрешения имеющегося коллективного спора. Перед тем, как сформировать трудовой арбитраж, стороны коллективного спора оформляют письменное соглашение, где договариваются об обязательности исполнения принятого им решения.

Спор рассматривается привлеченными арбитрами, которые затем передают принятое ими решение сторонам трудового конфликта (в письменном виде). На рассмотрение конкретного спора арбитражным органом отводится от 3 до 5 дней – в зависимости от уровня социального партнерства (404-я статья ТК).

Если согласно ст. 413 ТК поведение забастовки невозможно, рассмотрение спора в трудовом арбитраже – обязательная процедура. При этом обязательная сила его решений не зависит от наличия соглашения между сторонами конфликта.

Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров

Их деятельность регламентируется такими статьями ТК:

  • 402-ой. О рассмотрении коллективного спора (трудового) данной комиссией.
  • 401-ой. Описывающей примирительные процедуры.
  • 408-ой. О реализации достигнутых в комиссии соглашений.
  • 418-ой. О документировании работы комиссии.
  • 416-ой. Об ответственности за невыполнение решения комиссии.

Примирительная комиссия определена в ТК как временная инстанция, в которой представители работодателя договариваются с представителями коллектива трудящихся в случае возникновения недопонимания между сторонами или трудового спора. Ее создание необходимо:

По законодательству – это единственный способ решения подобных проблем, и уклониться от ее создания в данном случае невозможно. Срок ее создания:

  • 2-а дня с момента проявления противоречий при их возникновении на локальном (между работниками и администрацией) уровне. Обычно отсчет начинается с даты составления протокола разногласий.
  • 3-и дня на иных (территориальном, отраслевом, региональном) уровнях.

Возникшие трудовые разногласия решаются через примирительную комиссию, которая в отведенный 402-ой статьей ТК срок, должна быть образована на следующих принципах:

  • Стороны трудового конфликта не имеют право уклониться от ее создания и участия в ее работе.
  • Администрация обязана обеспечить условия ее создания и функционирования.
  • Это временный орган для решения возникших в данный момент разногласий.
  • В состав комиссии должно войти равное количество представителей работодателя и коллектива.
  • Представители государственных, контролирующих органов и иных властных органов могут входить в состав комиссии только в качестве консультантов или наблюдателей.
  • Из выбранных кандидатов в комиссию избираются председатель и секретарь.

Факт создания комиссии руководством фирмы подтверждается соответствующим приказом, а противостоящей стороной – решением общего собрания или уполномоченными коллектива.

  • После чего комиссия приступает к работе.

Основным нормативно-правовым документом, который регламентирует большинство аспектов трудовых взаимоотношений в российском законодательстве является Трудовой кодекс. И вопросы применения примирительных процедур в трудовом праве в первую очередь рассматриваются именно положениями ТК РФ, к которым можно отнести следующие статьи:

  • Статья 398 раскрывает в своих положениях основные принципы правового регулирования коллективных споров и связанных с ними мероприятий, в том числе примирительных процедур, которым дается определение в данной статье.
  • Статья 401 дает полное толкование примирительных процедур, как первого и обязательного механизма, по которому обеспечивается рассмотрение наличествующих трудовых споров коллективного характера, без которых невозможно дальнейшее рассмотрение спора.
  • Статья 402 устанавливает общие принципы, по которым реализуются примирительные процедуры при участии специализированной примирительной комиссии.
  • Статья 403 регламентирует действия сторон в том случае, если примирительные процедуры сами по себе не привели к разрешению спора по причине несогласия одной или обеих сторон с решением примирительной комиссии.
  • Статья 405 предполагает предоставление особых дополнительных гарантий лицам, которые прямо участвуют в деятельности примирительных комиссий при урегулировании коллективных трудовых споров.
  • Статья 406 предусматривает определенные последствия в случае, если одна из сторон отказывается от участия в примирительных процедурах.
  • Статья 409 наделяет трудящихся правом на организацию забастовки в случае, когда работодатель не участвует в примирительных процедурах либо игнорирует принятые в их рамках решения, а также решения трудового арбитража.
  • Статья 410 регламентирует порядок проведения забастовок в соответствии с нормативами законодательства, при нарушении такового регламента забастовка не считается законной и действительной.
  • Статья 416 регламентирует ответственность российских работодателей за их уклонение от участия в примирительных процедурах и предусматривает несение административной ответственности за таковые действия.

Выше указаны лишь основные правовые нормы, затрагивающие вопросы применения примирительных процедур в российском законодательстве. Некоторые нормативные особенности их правового регулирования могут в отдельных случаях раскрываться и в других положениях ТК РФ, а в отношении определенных категорий трудящихся — и в иных нормативных актах российского законодательства.

Если работодатель отказывается от участия в примирительных процедурах или игнорирует их, законодательство прямо разрешает приступать к реализации дальнейших этапов ведения коллективного трудового спора — обращению к посредникам из профсоюза или надзорных органов, или непосредственное формирование трудового арбитража. Последствия подобных действий являются для работодателя неблагоприятными, так как он не может участвовать в арбитраже, а нарушение прав трудящихся и уклонение от участия в примирительных процедурах предусматривает несение административной ответственности с обязательной уплатой штрафа.

Однако кроме этого, сотрудники получают дополнительный инструмент для воздействия на работодателя.

Если примирительные процедуры не состоялись, либо когда работодатель проигнорировал решение примирительной комиссии или трудового арбитража, трудящиеся вправе объявить забастовку в установленном порядке.

Более подробно о том, что такое забастовка и как она проводится, можно прочитать в отдельной статье.

Законодательство устанавливает конкретные принципы проведения забастовок и их нарушение позволяет работодателю применять дисциплинарные взыскания к трудящимся.

Лекция №5. Рассмотрение с участием посредника.

Рассмотрение спора с участием посредника. Чем эффективна данная процедура? Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Кто может быть посредником? Каковы его функции? Какими правами он наделен? Механизм рассмотрения спора с участием посредником.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Правовое регулирование заработной платы

Форма принимаемых решений. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

1. Определение понятия «примирительные процедуры» дано в ст. 398 ТК. Комментируемая статья, по существу, устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур. Выделяют три этапа: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника) и трудовой арбитраж.

2. Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

1) разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т.п.). В России это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

2) примирение с участием посредника;

3) трудовой арбитраж.

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

3. Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор: создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

4. Установленный законодательством примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства — члены Организации на использование примирительных процедур.

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение в полной мере учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии (см. коммент. к ст. 402).

Рекомендация МОТ советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени переговоров о примирении, что также отражено в ТК: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

5. Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать (о создании и работе примирительной комиссии см. коммент. к ст. 402).

Если в комиссии согласие не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре (см. коммент. к ст. 402).

6. Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Обращение может быть осуществлено и в письменной форме, и в форме электронного документа.

Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т.е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства, или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.

7. Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Это правило отвечает общепринятым представлениям о необходимости ответственно относиться к добровольному примирению.

Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (ст. 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано не случайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

8. Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов (см. коммент. к ст. ст. 402 — 404). Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 405).

Для оказания сторонам помощи создан специальный государственный орган, который содействует организации примирительных процедур, не принимая в то же время императивных решений и не навязывая сторонам своей воли (см. коммент. к ст. 407).

Примирительные органы наделены полномочиями, позволяющими вынести обоснованное решение. В частности, посредник имеет право запрашивать и получать о�� работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 403); трудовой арбитраж также получает необходимые документы и сведения (см. коммент. к ст. 404). Все предоставленные законом возможности должны использоваться для разрешения спора.

  • Решение Верховного суда: Определение N 4-АПГ16-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция На основании статьи 401 Трудового кодекса Российской Федерации порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже…
  • Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ15-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований статей 401 и 409 Трудового кодекса Российской Федерации до объявления забастовки между сторонами коллективного трудового спора не были проведены примирительные процедуры, а также не проведена установленная статьей 410 Трудового кодекса Российской Федерации процедура принятия решения об объявлении забастовки…
  • Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (часть 4 статьи 398 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 401 Трудового кодекса Российской Федерации порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже…

Основным нормативно-правовым документом, который регламентирует большинство аспектов трудовых взаимоотношений в российском законодательстве является Трудовой кодекс. И вопросы применения примирительных процедур в трудовом праве в первую очередь рассматриваются именно положениями ТК РФ, к которым можно отнести следующие статьи:

  • Статья 398 раскрывает в своих положениях основные принципы правового регулирования коллективных споров и связанных с ними мероприятий, в том числе примирительных процедур, которым дается определение в данной статье.
  • Статья 401 дает полное толкование примирительных процедур, как первого и обязательного механизма, по которому обеспечивается рассмотрение наличествующих трудовых споров коллективного характера, без которых невозможно дальнейшее рассмотрение спора.
  • Статья 402 устанавливает общие принципы, по которым реализуются примирительные процедуры при участии специализированной примирительной комиссии.
  • Статья 403 регламентирует действия сторон в том случае, если примирительные процедуры сами по себе не привели к разрешению спора по причине несогласия одной или обеих сторон с решением примирительной комиссии.
  • Статья 405 предполагает предоставление особых дополнительных гарантий лицам, которые прямо участвуют в деятельности примирительных комиссий при урегулировании коллективных трудовых споров.
  • Статья 406 предусматривает определенные последствия в случае, если одна из сторон отказывается от участия в примирительных процедурах.
  • Статья 409 наделяет трудящихся правом на организацию забастовки в случае, когда работодатель не участвует в примирительных процедурах либо игнорирует принятые в их рамках решения, а также решения трудового арбитража.
  • Статья 410 регламентирует порядок проведения забастовок в соответствии с нормативами законодательства, при нарушении такового регламента забастовка не считается законной и действительной.
  • Статья 416 регламентирует ответственность российских работодателей за их уклонение от участия в примирительных процедурах и предусматривает несение административной ответственности за таковые действия.

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Примирительная процедура – это переговоры в процессе производства между сторонами без привлеченья третьих лиц для достижения единого компромиссного решения. Процедура проводится только посредством помощи представителей сторон, участвующих в процессе. Данный вариант схож с медиацией, при этом имеет некоторое отличие.

Примирительные процедуры бывают нескольких видов, их проведение возможно на любом этапе судебного процесса, даже в апелляции. Участие в переговорах посредством профессионального переговорщика дает участникам судебного спора множество преимуществ.

При проведении процедуры медиации или переговоров в гражданском деле участники пользуются следующими плюсами:

  • обычно стороны при заключении мирового соглашения исполняют взятые на себя обязательства с большим рвением, чем решение суда;
  • примирительная процедура обеспечивает экономию на судебных расходах;
  • также переговоры дают возможность закрыть спорный вопрос быстрее чем суд примет решение;
  • стороны могут сохранить деловые, личностные отношения;
  • такое подписание соглашений выгодно для более слабой стороны, которая не имеет полноценной возможности к отстаиванию своих интересов;
  • стороны могут разработать индивидуальный план действий с использованием результатов, выгодных обеим сторонам;
  • любое свое решение и результаты переговоров участники сохраняют в тайне;
  • будет принято оптимальное решение по удовлетворению требований истца;
  • отсутствие судебных инструментов и церемониала располагает людей, вызывает доверие к процессу;
  • спорящие стороны могут самостоятельно выбрать переговорщика, которому доверяют, что недопустимо в отношении судьи.

Медиатор призван для решения конфликта до принятия судом решения и на позитивной ноте. Переговорщик высокого уровня профессионализма способен сделать чудеса – он поможет рьяным врагам начать общаться, выработать эффективный план решения спора и в итоге пожать друг другу руки.

Изучая вопрос о процедуре медиации в гражданском процессе и решая, что это, субъект должен понять, что чудес не бывает. Достижение такого блистательного итога не что иное, как использование специальных техник, основанных на психологии человека. Поэтому данному мастерству специально обучают.

Специальные компании и центры, имеющие в штате медиаторов, при поступлении заказа на услуги определяют категорию спора и подбирают специалиста, обладающего предельным опытом в его решении.

После получения определения, что такое и кто участники процедуры медиации в гражданском процессе, субъекты по обоюдному решению приступают к поиску медиатора. Они могут найти его самостоятельно или же обратиться за рекомендациями в федеральный орган медиаторов.

Важно: медиатор должен начать действовать только после составления сторонами письменного соглашения об использовании медиации. В теле соглашения кроме существенных пунктов они должны указать порядок процедуры или же дать письменное добро на определение этапов медиатором.

Весь процесс походит по следующей схеме:

  1. Медиатор рассказывает сторонам о своей функции, миссии, знакомится с ними. Указывает на роль каждой стороны в переговорах. Уточняет, имеют ли стороны достаточно свободного времени. Указывает, что в период медиации могут потребоваться к проведению кокусы – переговоры с каждой стороной отдельно.

Важно: переговоры в среднем длятся 2,5 – 3 часа.

  1. На этапе презентации специалист выслушивает позицию каждого участника, детально углубляется в вопрос.
  2. Этап дискуссии – стороны доводят до ведома оппонента свое мнение и свое понимание ситуации, они могут вести себя эмоционально, специалист даст им возможность выплеснуть гнев. В случае ожесточенной перепалки и отсутствия диалога он проводит кокусы.
  3. Далее стороны письменно составляют основные важные вопросы, которые нужно решить, предлагают свое решение проблемы.
  4. Медиатор предлагает увидеть позитив в предложении оппонента, услышать его. Он предлагает протестировать, как будет развиваться ситуация при том или ином решении.
  5. На завершающем этапе подводятся итоги и стороны принимают решение, оценивают работу медиатора и собственную удовлетворенность от достигнутого.

Судебная медиация – это разработанный нормативами процесс, он должен проводиться в определенные сроки и достигать заданной цели.

В результате участия в медиации стороны получают желаемое, они начинают думать логически, понимать друг друга и совместно выходят из сложной ситуации. Они остаются при этом в хороших отношениях, продолжают партнерство и с пониманием подходят к проблемам контрагента в будущем.

Разрешение коллективных споров: порядок и практика

Если работодатель отказывается от участия в примирительных процедурах или игнорирует их, законодательство прямо разрешает приступать к реализации дальнейших этапов ведения коллективного трудового спора — обращению к посредникам из профсоюза или надзорных органов, или непосредственное формирование трудового арбитража. Последствия подобных действий являются для работодателя неблагоприятными, так как он не может участвовать в арбитраже, а нарушение прав трудящихся и уклонение от участия в примирительных процедурах предусматривает несение административной ответственности с обязательной уплатой штрафа.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.


(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Объединения работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

(часть третья в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

(часть вторая введена Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.


(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

  • Свежие
  • Посещаемые

Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 — 31 и частью 5 ст. 40 ТК РФ.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Итак, требования работников могут быть оформлены:

  • протоколом собрания;
  • протоколом конференции;
  • посредством сбора подписей работников.

Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (их копии) могут быть направлены в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

В ст. 404 ТК РФ закреплено, что трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Согласно Рекомендации МОТ N 92, если по соглашению между всеми заинтересованными сторонами конфликт передан на окончательное разрешение арбитражного органа, сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать арбитражное решение.

Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ было указано: положения, которые устанавливают, что при отсутствии договоренности между сторонами спорные вопросы должны быть урегулированы путем арбитража, осуществляемого органами власти, не соответствуют принципу добровольных переговоров, содержащемуся в статье 4 Конвенции МОТ N 98.

В соответствии со ст. 404 ТК РФ решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон на рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным, и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении одной из сторон от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении работодателя (его представителя) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Соглашения, достигнутые сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Как указано в ст. 398 Трудового кодекса, примирительными процедурами признаются привлечение с цель разрешения коллективных трудовых споров (далее — КТС) примирительной комиссии (на первом этапе), посредника (на втором) и обращение в трудовой арбитраж (на третьем). При этом обязателен из перечисленных этапов по ст. 401 ТК только первый.

Представление российского законодателя о процедурах примирения, изложенное в ТК, опирается на международный акт — рекомендацию Международной организации труда «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 № 92. Из нее в российский кодекс перенесены основные принципы образования и функционирования органов примирения, среди которых:

  • бесплатность;
  • оперативность;
  • одинаковое число представителей сотрудников и нанимателя в составе органов добровольного примирения;
  • предоставление права инициативы в начале процедур обеим сторонам;
  • письменное закрепление достигнутых соглашений.

При этом сторонам КТС также предоставлено право обращения в уполномоченный госорган в целях уведомительной регистрации спора. Таким органом является Роструд и его территориальные подразделения. Порядок обращения для уведомительной регистрации и процедура ее совершения установлены административным регламентом, утв. приказом Минтруда от 12.09.2014 № 635н.

При разрешении коллективных споров примирительные процедурыначинаются с создания соответствующей комиссии. Согласно п. 1 рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 57, примирительная комиссия — это созданный на время орган по рассмотрению КТС.

В ст. 402 ТК и названных рекомендациях содержится ряд правил по организации ее деятельности:

  1. Срок образования комиссии:
    • до 2 рабочих дней со дня начала локального спора;
    • до 3 рабочих дней со дня начала спора на вышестоящих уровнях локального партнерства (к примеру, на уровне отрасли, субъекта России и т. д.).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *