Протокол общего собрания собственников должен быть подписан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол общего собрания собственников должен быть подписан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 39, ст. 4542; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить:

а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно Приложению № 1 к настоящему приказу;

б) Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно Приложению № 2 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр М.А. Мень

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно — протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.

4. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются:

а) наименование документа;

б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;

ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

з) подпись.

5. Наименование документа — протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания.

7. Регистрационным номером протокола общего собрания является порядковый номер общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания указывается адрес, по которому проводилось очное собрание или адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме при очно-заочном и заочном голосовании. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) при проведении общего собрания, в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания.

9. Заголовок к содержательной части должен содержать адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

10. Содержательная часть протокола общего собрания состоит из двух частей — вводной и основной.

11. Вводная часть протокола общего собрания включает в себя следующие сведения:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами; для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, — за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания;

в) о лицах, принявших участие в общем собрании (далее — присутствующие) и приглашенных для участия в нем (далее — приглашенные);

г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня;

з) о наличии или отсутствии кворума общего собрания.

12. Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова «Присутствующие» и включают в себя:

а) для физических лиц — фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц;

б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество голосов, которым владеет соответствующее лицо, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

13. Если лиц, присутствующих на общем собрании, более пятнадцати, информация о них может быть оформлена в виде списка, в котором сведения о присутствующих указываются в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований, который является обязательным приложением к протоколу общего собрания. В этом случае в протоколе общего собрания после указания на общее количество присутствующих делается отметка «Список прилагается, приложение № ____».

Решение общего собрания собственников многоквартирного дома: образец

Председатель и секретарь собрания (при совместном присутствии собственников на собрании) избираются из числа собравшихся собственников. Инициатором или иным лицом могут быть предложены несколько кандидатур. Голосуют путем поднятия руки по вопросу «кто за»? Председатель ведет собрание, предоставляет слово выступающим, секретарь собрания фиксирует результаты голосования.

Несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ вообще не содержит упоминаний о счетной комиссии, в большинстве протоколов общих собрания собственников имеются сведения о выборах членов счетной комиссии. На наш взгляд, учитывая отсутствие в ЖК РФ императива, избрание такого органа (постоянно действующего или временно созданного) как счетная комиссия не является обязательной процедурой. То есть отсутствие счетной комиссии само по себе не влечет признание итогов голосования недействительным. Ведь в случае обжалования решения общего собрания, суд все равно даст оценку правильности подсчета голосов, вне зависимости от того, кто считал: счетная комиссия или сам инициатор собрания.

Другое дело, когда избрание счетной комиссии является обязательным на основании ранее принятого решения общего собрания собственников. Общее собрание может утвердить и регламент, или положение о счетной комиссии, установить порядок избрания, срок действия, полномочия и т.д. В этом случае отсутствие счетной комиссии и подсчет голосов иными лицами будет являться нарушением процедуры проведения общего собрания. Хотя опять же, если при указанных обстоятельствах кворум, тем не менее, был и решения приняты большинством собственников, сочтет ли суд данные нарушения процедуры существенными и влекущими признание решения собственников недействительными – большой вопрос.

Иногда можно услышать мнение, что все собственники, принимавшие участие в собрании собственников должны подписать итоговый протокол общего собрания собственников. В этом нет необходимости. При проведении «очного» собрания (т.е. путем совместного присутствия) прибывшие на собрание собственники до начала голосования отмечаются в регистрационном листе (ставя там свою подпись). Наличие кворума в этом случае определяется количеством голосов собственников, оставивших в рег.листе свой автограф. Далее, количество голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу может определяться путем «поголовного» подсчета (поднятием руки голосующего) с занесением секретарем собрания или счетной комиссией каждого голоса в соответствующую ведомость голосования. Однако во избежание неточностей или фальсификаций или банального недоверия отдельных собственников, целесообразно каждому принявшему участие в голосовании собственнику или его представителю по доверенности выдавать лист голосования (бюллетень), в котором участник собрания лично проставит все необходимые данные и подпишет его. Такое оформление результатов голосования будет являться гарантией честности и прозрачности процедуры и в случае необходимости позволит проверить правильность расчета (произвести пересчет голосов).

При заочной форме собрания приложением к итоговому протоколу также будут являться листы (бюллетени) голосования собственников.

Таким образом, подписывать итоговый протокол всем собственникам помещений, принявшим участие в голосовании не нужно, за исключением случаев, предусмотренным законом. Так, например, согласно п. 1.1. статьи 136 ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Можно ли не включать в итоговый протокол общего собрания собственников сведения о выступлениях, комментариях, предложениях, высказанных на общем собрании собственников?

Для чистоты отражения хронологии, хода собрания, разумеется, лучше включить в протокол данные сведения. Кроме того, отсутствие в протоколе сведений о выступающих, не согласных с принятием предлагаемых решений, может спровоцировать обращение в суд с иском о признании решений собственников недействительными.

Если же смотреть на вопрос через призму существенности/несущественности нарушения, то, полагаем, что отсутствие сведений в протоколе о возражениях или предложениях ряда собственников не будет являться основанием для признания итогов голосования недействительными. Разумеется, если речь идет о ситуации, когда иных существенных нарушений при проведении собрания суд не установит.

Иногда можно встретить в повестке дня собрания такие пункты, как «разное», «текущие вопросы» и тому подобное. Такие пункты повестки, разумеется, не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только на собрании собственник может узнать, что на самом деле под «разным» имелось ввиду «повышение зарплаты дворнику» или, к примеру, «введение запрета на распитие спиртного во дворе дома».

Напомним, что в сообщении о проведении собрания, которое собственник получает не менее чем за 10 дней до проведения собрания, указываются все вопросы повестки собрания. Указание в сообщении на «разное» не раскрывает собственнику, что под этим скрывается и чтобы не провоцировать граждан на обжалование принятых решений на общем собрании собственников, рекомендуем уже в сообщении и в последующем итоговом протоколе приводить более конкретные формулировки повестки дня собрания.

  • Рекомендуем по теме: Общее собрание собственников многоквартирного дома. Порядок проведения, судебная практика

Требования к протоколу общего собрания собственников жилья

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (инициативная группа созывает общее собрание собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в форме совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование)

Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приглашаем Вас принять участие в общем собрании собственников помещений по выбору способа управления, которое будет проводиться в форме заочного голосования в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РФ.. Повестка дня общего собрания:..)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 18.09.2013г.

  • наименование документа «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»;
  • дата (датой протокола является дата подведения итогов общего собрания: окончания подсчёта голосов) и регистрационный номер протокола (порядковый номер с начала календарного года);
  • дата проведения собрания (если собрание продолжалось несколько дней, то указывается дата начала и дата окончания собрания);
  • место проведения собрания (указывается адрес, по которому проводилось собрание в очной форме, или адрес, по которому собирали решения, если собрание проводилось в очно-заочной форме);
  • заголовок к содержательной части (должен содержать информацию об адресе МКД, виде общего собрания и форме его проведения).
  • Сведения об инициаторе ОСС: для юридических лиц полное наименование, ОГРН, номер записи о государственной регистрации юридического лица, ИНН; для физических лиц – ФИО в соответствии с документом, удостоверяющим личность, номер помещения и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на такое помещение;
  • Сведения о председателе, секретаре и членах счётной комиссии: ФИО, номера помещений и реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения (если вопрос о выборе этих лиц не включён в повестку дня собрания);
  • Сведения о присутствующих и приглашённых;

Присутствующие – те собственники, кто присутствовал на собрании в очной форме. Приглашёнными могут быть разные лица, например, юрист, который может разъяснить собственникам некоторые правовые вопросы.

Для приглашённых лиц в протоколе указывается ФИО, паспортные данные и цель участия – для физических лиц; ОГРН, наименование юридического лица, при необходимости – доверенность (для юридических лиц).

  • Сведения о кворуме;

Нужно указать общее количество голосов (отдельно по жилым и нежилым помещения), следующая строка – наличие кворума. Количество голосов собственников, присутствующих на собрании, выраженное в процентах от общего числа голосов – это и есть кворум.

  • Сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в МКД;
  • Повестка дня ;

Все вопросы в повестке дня должны быть пронумерованы. По каждому вопросу пишется формулировка вопроса, кто как проголосовал, кто не принял участие в голосовании и какое решение было принято. Все формулировки должны быть в третьем лице множественного числа – «приняли», «решили», «постановили».

  • Место, где будут храниться документы ОСС (копии);
  • Подписи.

Протокол обязательно подписывается как минимум тремя лицами: ставятся фамилии, инициалы и подписи председателя, секретаря, и счётной комиссии. В счётной комиссии может быть один человек, но если их больше, то подписи ставят все. Рядом с подписью должна быть дата, когда документ был подписан ( п. 4 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр ).

Каждый протокол имеет ряд обязательных приложений, без которых решения ОСС могут быть оспорены как недействительные ( п. 20 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр ).

В нём нужно для каждого собственника указать:

  • ФИО физического лица,
  • наименование и ОГРН юридического лица,
  • номера принадлежащих им помещений,
  • количество принадлежащих собственнику голосов.

3. Реестр вручения сообщения о проведении ОСС собственникам

Исключение – тот случай, когда на одном из предыдущих общих собраний собственников было принято решение об ином способе уведомления – не заказным письмом или вручением под роспись, а, например, путём вывешивания уведомления на информационном стенде. В остальных случаях представляется реестр, в котором расписались собственники, либо реестр почтовых отправлений.

4. Список собственников помещений МКД, присутствовавших на очной части собрания, а также список приглашённых лиц

Этот список тоже должен содержать сведения обо всех собственниках помещений (либо их представителях).

Это приложение нужно в случае, если на собрании были представители собственников. Все доверенности подшиваются к протоколу.

6. Документы, которые обсуждались в повестке и по поводу которых принимались решения

Например, если на ОСС принимался договор управления, то прилагается его текст.

Это самое объёмное приложение. Все решения должны быть оформлены надлежащим образом.

8. Иные документы или материалы, которые самим решением ОСС указаны как обязательные приложения к протоколу.

Решения и протокол являются официальными документами ( ч. 1 ст. 46 ЖК РФ ). Это значит, что обязательные требования к протоколам и решениям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, должны выполняться.

Официальный документ должен удостоверять факт, повлекший за собой юридические последствия. Решения ОСС являются обязательными для всех собственников помещений и тем самым влекут юридические последствия ( ч. 5 ст. 46 ЖК РФ ).

Приказ № 44/пр стал отправной точкой и наметил необходимые параметры документов ОСС, до его принятия не было чётких правил оформления и любую произвольно оформленную бумагу можно было считать протоколом или решением ОСС, пока её не оспорят в суде. Это предоставляло неограниченные возможности для подделки документов.

Как составить протокол собрания жильцов без ошибок

Поскольку протокол общего собрания и бланки решений собственников имеют статус официальных документов, то за их подделку предусмотрена уголовная ответственность.

Подделка документов ОСС по ч. 1 ст. 327 УК РФ наказывается:

  • ограничением свободы сроком до 2 лет,
  • принудительными работами на срок до 2 лет,
  • арестом на срок до 6 месяцев,
  • лишением свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрено наказание за использование в документах ОСС заведомо подложных документов. Если лицо знает, что документ – подделка, но использует его и позволяет юридическим последствиям случиться, то это наказывается:

  • штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
  • обязательными работами на срок до 480 часов,
  • арестом сроком до 6 месяцев,
  • исправительными работами на срок до 2 лет.

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в МКД изложен в ст. 45 ЖК РФ. Итогом ОСС становится протокол с обязательными приложениями, список которых приведён в п. 19 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр. Оригиналы документов инициатор направляет на хранение в орган ГЖН субъекта РФ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Орган ГЖН проводит проверку достоверности документов, входящих в комплект, и правомерность принятия на ОСС соответствующих решений (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ). В первую очередь это касается вопросов выбора управляющей организации, смены одной УО на другую в целях заключения договора управления или создания ТСН.

Если на общем собрании собственники выбрали управляющую организацию для заключения с ней договора управления или сменили УО, то проверку пакета документов орган ГЖН проводит в соответствии с п.п. 2–7 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 приказа № 938/пр.

В соответствии с п. п. 4, 7 приказа № 938/пр, в течение 10 дней со дня поступления от УО заявления о внесении в реестр лицензий нового МКД и пакета прилагаемых к нему документов орган ГЖН должен принять одно из трёх решений:

  • внести изменения в реестр;
  • отказать и вернуть заявление УО;
  • приостановить рассмотрение заявления.

Чтобы вынести решение, орган жилнадзора проверяет представленные документы, в том числе протокол ОСС и приложения к нему на:

  • соответствие пакета документов требованиям приказа № 938/пр;
  • достоверность сведений, содержащихся в документах;
  • отсутствие противоречий между сведениями в документах и сведениями, которые уже есть в реестре;
  • соблюдение лицензиатом требований по раскрытию информации согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ;
  • отсутствие судебного спора по вопросу управления МКД.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно — протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

Требования к оформлению реквизитов протокола общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4210; 2018, № 1, ст. 69) (далее — система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома,

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 471 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 471 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного Дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

11. Содержательная часть протокола общего собрания должна состоять из двух частей — вводной и основной.

Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор

1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее — решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее — протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее — орган государственного жилищного надзора).

2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса. Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на. территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

3. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного иди жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.

4. Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом — в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, — не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

Несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ вообще не содержит упоминаний о счетной комиссии, в большинстве протоколов общих собрания собственников имеются сведения о выборах членов счетной комиссии. На наш взгляд, учитывая отсутствие в ЖК РФ императива, избрание такого органа (постоянно действующего или временно созданного) как счетная комиссия не является обязательной процедурой. То есть отсутствие счетной комиссии само по себе не влечет признание итогов голосования недействительным. Ведь в случае обжалования решения общего собрания, суд все равно даст оценку правильности подсчета голосов, вне зависимости от того, кто считал: счетная комиссия или сам инициатор собрания.

Другое дело, когда избрание счетной комиссии является обязательным на основании ранее принятого решения общего собрания собственников. Общее собрание может утвердить и регламент, или положение о счетной комиссии, установить порядок избрания, срок действия, полномочия и т.д. В этом случае отсутствие счетной комиссии и подсчет голосов иными лицами будет являться нарушением процедуры проведения общего собрания. Хотя опять же, если при указанных обстоятельствах кворум, тем не менее, был и решения приняты большинством собственников, сочтет ли суд данные нарушения процедуры существенными и влекущими признание решения собственников недействительными – большой вопрос.

Иногда можно услышать мнение, что все собственники, принимавшие участие в собрании собственников должны подписать итоговый протокол общего собрания собственников. В этом нет необходимости. При проведении «очного» собрания (т.е. путем совместного присутствия) прибывшие на собрание собственники до начала голосования отмечаются в регистрационном листе (ставя там свою подпись). Наличие кворума в этом случае определяется количеством голосов собственников, оставивших в рег.листе свой автограф. Далее, количество голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу может определяться путем «поголовного» подсчета (поднятием руки голосующего) с занесением секретарем собрания или счетной комиссией каждого голоса в соответствующую ведомость голосования. Однако во избежание неточностей или фальсификаций или банального недоверия отдельных собственников, целесообразно каждому принявшему участие в голосовании собственнику или его представителю по доверенности выдавать лист голосования (бюллетень), в котором участник собрания лично проставит все необходимые данные и подпишет его. Такое оформление результатов голосования будет являться гарантией честности и прозрачности процедуры и в случае необходимости позволит проверить правильность расчета (произвести пересчет голосов).

При заочной форме собрания приложением к итоговому протоколу также будут являться листы (бюллетени) голосования собственников.

Таким образом, подписывать итоговый протокол всем собственникам помещений, принявшим участие в голосовании не нужно, за исключением случаев, предусмотренным законом. Так, например, согласно п. 1.1. статьи 136 ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Можно ли не включать в итоговый протокол общего собрания собственников сведения о выступлениях, комментариях, предложениях, высказанных на общем собрании собственников?

Для чистоты отражения хронологии, хода собрания, разумеется, лучше включить в протокол данные сведения. Кроме того, отсутствие в протоколе сведений о выступающих, не согласных с принятием предлагаемых решений, может спровоцировать обращение в суд с иском о признании решений собственников недействительными.

Если же смотреть на вопрос через призму существенности/несущественности нарушения, то, полагаем, что отсутствие сведений в протоколе о возражениях или предложениях ряда собственников не будет являться основанием для признания итогов голосования недействительными. Разумеется, если речь идет о ситуации, когда иных существенных нарушений при проведении собрания суд не установит.

Иногда можно встретить в повестке дня собрания такие пункты, как «разное», «текущие вопросы» и тому подобное. Такие пункты повестки, разумеется, не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только на собрании собственник может узнать, что на самом деле под «разным» имелось ввиду «повышение зарплаты дворнику» или, к примеру, «введение запрета на распитие спиртного во дворе дома».

Напомним, что в сообщении о проведении собрания, которое собственник получает не менее чем за 10 дней до проведения собрания, указываются все вопросы повестки собрания. Указание в сообщении на «разное» не раскрывает собственнику, что под этим скрывается и чтобы не провоцировать граждан на обжалование принятых решений на общем собрании собственников, рекомендуем уже в сообщении и в последующем итоговом протоколе приводить более конкретные формулировки повестки дня собрания.

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (инициативная группа созывает общее собрание собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в форме совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование)

Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приглашаем Вас принять участие в общем собрании собственников помещений по выбору способа управления, которое будет проводиться в форме заочного голосования в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РФ.. Повестка дня общего собрания. )

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 18.09.2013г.

Такое мероприятие может быть организовано советом дома, управдомом, Управляющей Компанией или просто инициативной группой, решившей вынести на обсуждение соседей значимые вопросы и проблемы.

ВНИМАНИЕ! Обязательно должна предшествовать ему правильная и поэтапная организация.

При недостаточном соблюдении порядка проведения и организации ОС его решения могут считаться недействительными:

  • Собственники квартир и просто жильцы должны быть уведомлены о мероприятии за 10 дней до него.
  • Проведение ОС, если оно очное, должно быть запланировано в помещении, которое может разместить всех присутствующих.
  • Для уведомления используется несколько способов – можно разместить объявление возле подъездов, в проходных местах двора, разослать заказные письма или сделать рассылку информации электронной почтой.
  • В уведомлении указывается место, дата проведения, порядок дня.
  • Если собственники квартир не могут все присутствовать на собрании, возможно его проведение в заочной форме или очно-заочной.

Решение собрания будет законным, если за него проголосует не менее 51% собственников. Поэтому нужно выбирать форму ОС, при которой все смогут высказать мнение и проголосовать по поставленным вопросам:

  1. Рекомендуется выбирать время для мероприятия, когда на работе или занятиях находится меньше всего людей, проживающих в доме. Но такое время найти сложно, поэтому проще раздать бланки для голосования и собрать их потом.
  2. Для собрания выбирается комиссия, которая сможет грамотно составить его протокол.
  3. В протоколе указываются списки присутствующих и списки только собственников квартир. Также иногда нужна и информация о площади жилья, поэтому инициативная группа, собирающая людей на данное мероприятие, должна собрать заранее и некоторую техническую информацию по каждому адресу.

Независимо от вопроса голосования, сбор голосов должен быть проведен исключительно по установленным правилам.

ВНИМАНИЕ! При голосовании на собрании собственников в МКД количество голосов соответствует площади квартиры.

По принятому принципу голос жильца представляет собой соотношение площади его квартиры к площади всего дома в целом.

Длительное время протокол ОСС регулировался только Жилищным Кодексом РФ. Других требований и правил оформления МКД, протокола не было. Для того, чтобы навести порядок в данном вопросе в апреле 2016 года был издан Приказ Минстроя под номером 937, он дополнил ЖК РФ в данном вопросе.

ВАЖНО! Этот приказ определил точные правила для составления, регистрации, подписания протокола. Если некоторые его пункты не ясны жильцам, они могут изучить приложение и разъяснения к нему.

Каждый протокол ОСС содержит повестку дня и тематические разделы по каждой проблеме. Наличие этих пунктов стало необходимым после выхода Приказа 937:

  • Пункт «Заслушано» представляет информацию о том, кто выступал и по какой проблеме. Нужен и краткий пересказ выступления. Если по этому пункту есть какие-то документы, следует указать ссылку на них.
  • Пункт «Предложено». Как указывает название раздела, здесь описываются предложения от присутствующих по существу вопроса.
  • Пункт «Решено» содержит результаты голосования с точным указанием, сколько есть «за» и сколько есть «против».

Протокол с решением собственников квартир служит основанием для дальнейших действий, связанных с обслуживанием и эксплуатацией дома. Этот важный документ передается в ораны государственной власти исполнительного характера. Порядок передачи следующий:

  • Сначала гражданин или инициативная группа, организовавшая ОС, передает протокол и приложения к нему в Управляющую Компанию или в ТСЖ, ЖСК.
  • Потом эти инстанции должны отдать папку с документами, полученную от МКД, в государственные органы власти.

Должно быть свидетельство факта передачи в госорганы. Например, можно передать через информационный сервис ЖКХ в электронном виде. на этом ресурсе протокол появится для обозрения.

Собственники квартир в МКД не всегда согласны с теми решениями, которые принимает большинство на общем собрании. Если они считают, что собрание прошло с нарушением или протокол имеет изъяны и не соответствует требованиям закона, он может потребовать пересмотра вопроса. Д

ля этого ему нужно подать в суд соответствующее исковое заявление. Причин для оспаривания протокола может быть несколько:

  1. Он не принимал участия ни в собрании, ни в голосовании. Мог не получить информацию или по другим причинам.
  2. Голосовал, но оказался в меньшинстве и не согласен с принятым решением.
  3. Заявитель считает, что принятое решение нарушает законы в жилищной сфере.
  4. Считает, что решение нарушает его интересы и права, как собственника жилья.

Такие причины дают основание для обжалования протокола в суде. Срок обжалования протокола – полгода, важно не пропустить его.

Первое, что необходимо сделать, – это определиться, а может ли общее собрания собственников решить тот или иной вопрос и для этого все-таки нужно будет обратиться к Жилищному кодексу РФ, благо он доступен в свободной форме на просторах Интернета, а именно к ч. 2 ст. 44, в которой указан перечень вопросов, решение которых входит в компетенцию общего собрания: реконструкция МКД (например, перевод помещений из жилого в нежилое, или расширение, надстройка и т. п.); практически все вопросы капитального ремонта МКД (от вопроса, на каком счете могут быть средства капремонта, до вопросов его расходования); вопросы использования земельного участка, на котором расположен дом (например установка шлагбаума, разрешение использования земельного участка под размещение временного сооружения (павильона); вопросы выбора или смены управляющей организации; заключение договоров по предоставлению коммунальных услуг напрямую с РСО, минуя посредников в виде управляющей организации, и другие вопросы).

Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, но необходимо понимать, что общее собрание собственников не может ставить на повестку дня и решать вопросы, противоречащие законам нравственности, правопорядка и законодательства РФ.

На примере постановки конкретного вопроса расскажу об этапах проведения собрания: решили собственники МКД выбрать совет многоквартирного дома (далее по тексту – МКД) и председателя совета МКД, при этом дом находится в управлении управляющей организации, но последняя уклоняется от проведения собрания или по каким-либо причинам вы сами хотите потренироваться в проведении собрания.

Собрание может проводиться в нескольких формах, но самой распространенной является очно-заочная. То есть по-простому: собственники сначала собираются во дворе своего дома и затем инициатор производит поквартирный обход с бланками.

Инициатор собрания (это обязательно должен быть собственник помещения в данном доме, пусть даже доли в праве) формирует сообщение о проведении общего собрания, повестка (вопросы) по которой затем точно соответствует и бланкам решений, и итоговому протоколу.

Подсчет голосов на общем собрании производится исходя из количества квадратных метров, принадлежащих каждому собственнику. Например, Петрову И. И. принадлежит квартира общей площадью 35,5 кв. м, соответственно при подсчете голосов его площадь будет суммироваться с площадью других проголосовавших собственников. К примеру, суммируя площади квартир всех проголосовавших собственников, получаем сумму в 16 560 кв. м.

Далее необходимо рассчитать кворум собрания:

Пример:

Площадь МКД (для собрания берется площадь всех жилых и нежилых помещений) составляет 30 720 кв. м (площадь дома, жилых и нежилых помещений вы можете уточнить в управляющей компании).

Площадь собственников, принявших участие в голосовании, в сумме составляет 16 560 кв. м.

Кворум = 16 560*100/30 720, а именно: 53,9 % от общего числа площади собственников всего дома, следовательно, собрание состоялось и правомочно принимать решения.

Расчет достаточности голосов для принятия того или иного решения происходит следующим образом:

например из кворума собрания в 16 560 кв. м голосов «За» – 15 350 кв. м, «Против» – 1000 кв. м, «Воздержались» – 210 кв. м.

Считаем в %: «За»: 15 350*100/16 560 = 92,7 % – это кворум от числа проголосовавших.

Считаем в % «Против»: 1000*100/16 560 = 6,04 %

Считаем в % «Воздержались»: 210*100/16 560 = 1,26 %, в итоге должно получиться 100%.

Для принятия разных категорий решений Жилищным кодексом установлен разный процент кворума для принятия решений (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Это важно! Так как при достаточном кворуме для признания собрания правомочным принимать решения (напомню, это >51 %), для решения конкретных вопросов голосов может не хватить (например, некоторый вопросы, касающиеся капитального ремонта требуют более 67 % голосов «За» от общего числа собственников всего дома).

Например из кворума собрания в 16 560 кв. м голосов «За» – 15 350 кв. м, «Против» – 1000 кв. м, «Воздержались» – 210 кв. м.

Считаем в %: «за» от общей площади голосов собственников всего МКД: 15 350*100/30 720 = 49,9 % – это кворум от числа площади собственников всего МКД, следовательно, для принятия данного решения необходимо еще собрать голоса.

После того как вы собрали все бланки, посчитали их, остается только составить протокол общего собрания (дата составления протокола должна совпадать с датой подсчета голосов, которая была указана в сообщении о проведении собрания), который выглядит примерно так.

Подписывают протокол председатель и секретарь общего собрания, а также лица, проводившие подсчет голосов.

После того, как протокол оформлен и подписан, необходимо вместе с решениями (бланками) отнести его в вашу управляющую компанию (это нужно сделать не позднее 10 дней после даты окончания собрания, указанной в первоначальной сообщении). Сдавать эти документы в управляющую компанию лучше с сопроводительным письмом, в котором будет стоять дата передачи и перечислены номера квартир, заполненные бланки которых вы передаете. В течение 5 дней с момента передачи вами документов управляющая компания обязана передать весь пакет указанных документов в орган государственного жилищного надзора для хранения.

С момента сдачи надлежащим образом оформленных документов в управляющую компанию решения собственников, принятые в соответствии с законодательством РФ, должны исполняться всеми участниками правоотношений (и собственниками, и управляющей компанией).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что каждое собрание собственников будет индивидуальным, как и каждый многоквартирный дом в нашей стране, со своими особенностями, нюансы которого можно определить лишь при постановке повестки или непосредственном проведении собрания, но в своей статье я попыталась осветить основные структурные элементы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Любое объединение жильцов должно осуществлять свою деятельность с учетом установленных законодательных норм. Протокол, как официальный документ, нужен для фиксации всех решений, принятых на общем собрании. К примеру, собственники квартир выносят на повестку дня следующие вопросы:

  • уборка придомовой территории;
  • назначение председателя;
  • прием новых членов общества;
  • использование средств объединения на общедомовые нужды;
  • передача полномочий управляющей компании.

Собрание проводят как минимум 1 раз в год. Но закон допускает назначение дополнительных собраний. Инициатором, по закону, выступает любой член организации.

Важно. Протокол жильцы нередко используют, как юридический документ для обращения в суд при обжаловании незаконных решений.

Все собрания жильцов многоквартирного дома проводят в соответствии с определенным порядком:

  1. Письменная регистрация всех участников.
  2. Вступительное слово председателя.
  3. Обсуждение вопросов, которые включены в повестку дня.
  4. Оглашение результатов и подведение итогов.
  5. Завершающее слово председателя.

Все решения на таких общих собраниях принимают с помощью большинства. Согласие собственников (или несогласие) выражается по-разному. Для голосования используют бюллетени (чаще при назначении должностных лиц) или обычное поднятие рук. У членов организации есть право воздержаться от принятия решения.

Девять главных ошибок при проведении общего собрания собственников помещений

Повестка дня – это отдельный документ, который оформляют до проведения соответствующего мероприятия. Она включает все вопросы, которые нужно рассмотреть участникам. На годовых собраниях обсуждают смету расходов на будущий год, проведение ремонтных работ и т. д. Внеочередные мероприятия проводят по другим неотложным вопросам – смена УК или председателя, привлечение дополнительных спонсоров, использование общей площади нежилых помещений МКД и т. д.

Важно. На собрании нельзя рассматривать вопросы, которые предварительно не включили в повестку дня.

При составлении документа учитывают следующие правила:

  • все вопросы указывают четко, без двусмысленности;
  • нельзя объединять несколько похожих вопросов в одну группу;
  • они должны находиться в компетенции собрания;
  • нельзя указывать пункт «Разные вопросы» или «Общие вопросы».

Повестку не только оформляют заранее, но и знакомят с ней участников до проведения мероприятия. Если сведения о собрании распространяют с помощью письменных уведомлений жильцов, то повестку дня указывают в них. Также ее разрешено писать в объявлении о собрании или на сайте организации.

Лист регистрации и лист голосования – это два отдельных документа, используемых при проведении собрания жильцов. Лист регистрации включает:

  • адрес многоквартирного дома;
  • сведения об общей жилой и нежилой площади;
  • сведения о жилплощади конкретного жильца (ФИО, номер квартиры, общая имеющаяся площадь, право собственности);
  • дата, подпись.

Лист голосования включает аналогичную информацию о каждом участнике, а также вопрос, выставленный на голосование, и результат.

Для решения ряда вопросов жильцы МКД нередко используют такую процедуру, как сбор подписей. Она расценивается, как заочное собрание собственников квартир, поэтому проводится по всем правилам. Чаще всего сбор подписей используют при перепланировке квартиры, смене УК и решении других малозначительных вещей.

Инициатор составляет подписной лист. Его образец при составлении берут в местных органах власти или УК. Лист содержит следующие сведения:

  • название учреждения, куда впоследствии будет подан;
  • должность лица;
  • от кого обращение (жильцы дома и номер);
  • суть проблемы или просьбы;
  • срок решения проблемы (если нужно).

Его нередко оформляют в виде таблицы, где подробно указывают сведения о каждом жильце (ФИО, адрес, паспортные данные). Если лист нужен не для госорганов, а для внутреннего использования, его можно оформить в произвольной форме.

Важно. У подписавших лист жильцов есть право отозвать свою подпись, но только по уважительной причине (введение в заблуждение и т. д.).

Как правило, его оформляют в двух экземплярах. Один, при необходимости, направляют в госорганы, а второй экземпляр остается в архиве ТСЖ. После оформления листа инициатор предоставляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

До 2015 года протокол собрания жильцов многоквартирного дома был обычным документом без юридической силы. Но благодаря ФЗ №176 от 29 июня 2015 года, он признан официальным. Это означает, что его используют при решении ряда вопросов для подачи в государственные органы.

Правильное оформление документа – обязательное условие. Унифицированной формы протокола собрания нет, но при составлении соблюдают требования Приказа №937/пр от 25 декабря 2015 года. Они следующие:

  1. Его оформляют не позднее 15 дней после проведения мероприятия.
  2. Оформляет протокол только секретарь, выбранный на первом собрании (или переизбранный после).
  3. Протокол составляют с указанием необходимых реквизитов, подписями и т. д.

Важно. За подделку протокола предусмотрена соответствующая уголовная ответственность (арест на 6 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы до 2 лет).

Кем подписывается протокол общего собрания жильцов многоквартирного дома

Голосование на собрание проходит по каждому вопросу отдельно. Поэтому если некоторые вопросы не набрали нужное количество голосов, остальные решения могут быть положительными. Количество голосов определяется пропорционально доле участника в праве собственности на общее имущество МКД. Если голосование прошло успешно, оформляются следующие документы:

  • протокол общего собрания с результатами голосования;
  • лист регистрации участников или их представителей по доверенности;
  • списки собственников МКД на дату голосования с указанием размеров долей;
  • доверенности, если в собрании принимали участие представители собственников.

Согласно Приказу Минстроя РФ № 44/пр, протокол в окончательном виде должен быть оформлен не позднее 10 календарных дней после собрания. Оформляется этот документ секретарем собрания. Свои подписи на протоколе должны поставить председатель собрания, члены счетной комиссии.

Комментарий эксперта. По Приказу № 44/пр оригинал протокола и решений не позднее 5 дней направляется в органы госжилнадзора. Также оригиналы документов получит инициатор проведения собрания – собственник, ТСЖ, управляющая компания.. После выдачи протокола его можно представлять уполномоченные органы (например, для согласования перепланировки).

Точный срок проведения всех этапов собрания до получения протокола будет зависеть от решений инициатора, ранее принятых решений собственников. Можно определить примерные сроки, соответствующие Жилищному кодексу РФ:

  • этап подачи сообщений (уведомлений) – не менее 10 дней;
  • проведение собрания в очной форме – 1 день;
  • проведение собрания в заочной или очно-заочной форме – в срок, указанный в сообщении, либо предусмотренный ранее принятыми решениями;
  • оформление протокола – не более 10 дней;
  • выдача документов инициатору собрания – не более 5 дней.

Чтобы повлиять на результаты голосования, организовать и провести собрание с первого раза, придется взаимодействовать с жильцами МКД. Оптимальным вариантом является случай, когда более половины площади в доме принадлежит муниципалитету, т.е. квартиры не приватизированы. В этом случае можно предлагать муниципальному образованию помощь в благоустройстве, реализации социальных программ, иных проектов.

Также можно провести предварительные согласования с собственниками. Особенно это актуально при переводе жилого помещения в нежилое, так как придется получить кворум 2/3 голосов по подъезду. Закон не запрещает использовать такие формы взаимодействия, как:

  • материальное стимулирование, передача подарков и т.д.;
  • предоставление льгот и бонусов при обслуживании в точке, которая будет открыта в доме с разрешения собственников;
  • разъяснение важности и нужности решения для благоустройства дома и придомовой территории;
  • предложение благоустроить участок у дома, возвести зеленые насаждения и детскую площадку и т.д.

Также нужно доказывать, что даже при проведении строительных работ не будут нарушены нормативы по шуму, санитарно-гигиенические и пожарные правила безопасности. Если вы обратитесь в нашу компанию, мы поможем убедить собственников принять нужное решение, выберем оптимальные способы взаимодействия и сотрудничества.

Закон не предусматривает сборы и пошлины за проведение собраний в МКД. Все накладные расходы возлагаются на инициатора, в том числе:

  • на подготовку печатных материалов, если собственники будут запрашивать копии;
  • на аренду помещения для очного собрания;
  • на материальное стимулирование собственников;
  • на иные цели.

Собственники понесут расходы только в случае, если будут передавать полномочия по доверенности иным лицам.

Услуги по организации и проведению собраний, которые предлагает наша компания, платные. Согласовать стоимость и условия сотрудничества вы можете на консультации у наших специалистов. Расходы, которые вы понесете на оплату услуг представителей, позволят сэкономить время и деньги, так как мы устраним любые проблемы и сложности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *