Закон рф о регистрации иностранных граждан на территории рф 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон рф о регистрации иностранных граждан на территории рф 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В закон о миграционном учете с 7 сентября 2020 года внесено изменение, которое позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства, у которых есть собственное жилье в России, регистрировать других иностранцев по своему адресу, выступая принимающей стороной.

Кроме этого, теперь разрешается уведомление о прибытии иностранного гражданина подавать в такой форме:

  • лично в миграционную службу;
  • через МФЦ;
  • в электронном виде на портале Госуслуг;
  • по почте.

Если используется электронная форма, нужно принимающей стороне распечатать копию отрывного талона и передать прибывшему.

На регистрацию отводится 1 неделя со дня прибытия иностранца. Если прибывший и члены его семьи являются участниками программ добровольного переселения соотечественников, то их поставят на учет в течение 37 дней.

Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ в 2020 году

Неофициальное наименование закона отражает важную поправку, внесенную им. Право оформлять мигрантов получили иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в собственности жилые помещения на территории России. Они могут выступать принимающей стороной, если предоставляют данные жилые помещения для фактического проживания другим иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Изначально срок пребывания иностранцев был продлен из-за коронавируса до 15 сентября, но затем потребовалось увеличить эти сроки. Указом Президента РФ №580 от 23.09.2020г. (то есть, задним числом) было установлено, что регистрация мигрантов по месту пребывания после 15 сентября 2020 года продлена до 15 декабря. Скорее всего, эта мера будет принята еще раз, на какой срок, пока неизвестно.

Отдельно продлевать регистрацию не нужно, это делается автоматически. Однако порядок работы отделений по вопросам миграции нужно уточнять на месте, есть сведения, что Указ Президента исполняется не везде.

Миграционный учет иностранных граждан осуществляется для следующих целей:

  1. Для создания нужных условий для реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, а также для исполнения иностранцами обязанностей, возложенных на них.
  2. Для выработки и реализации гос.политики в миграционной сфере;
  3. Для формирования достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранцев в РФ и ведения государственного статистического наблюдения в миграционной сфере, необходимых для прогноза последствий перемещений иностранных граждан.
  4. Для возможности планирования развития территорий РФ;
  5. Для управления в кризисных ситуациях;
  6. Для защиты основ конституционного строя, а также прав и интересов граждан РФ и иностранцев, которые находятся в России, и для обеспечения нацбезопасности страны и общества путем противодействия незаконной миграции и другим противоправным действиям;
  7. Для систематизации сведений об иностранцах в РФ и их персональных данных, и систематизации сведений о перемещениях иностранных граждан по стране;
  8. Для решения иных общественно-политических и социально-экономических вопросов.

Федеральный закон от 06.02.2020 г. № 16-ФЗ

Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.

В основном все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее 7 дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС и граждан Таджикистана.

  • Уведомление о прибытии иностранного гражданина, временно проживающего или временно проживающего в РФ, в место пребывания, необходимо подать в территориальный орган управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД) не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания.
  • Уведомление о прибытии иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, в место пребывания, необходимо подать в территориальный орган ГУВМ МВД не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания.

Другими словами, принимающая сторона должна отправить в органы, осуществляющие миграционный учет, заполненную форму уведомления о прибытии иностранного гражданина, и тем самым проинформировать их о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее 7 дней после прибытия иностранца.

Важно! Для граждан некоторых государств установлены иные сроки постановки на миграционный учет. В частности речь идет о постановке на миграционный учет граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (ЕАЭС), им отводится 30 дней со дня прибытия для того, чтобы встать на миграционный учет.

Также иные сроки постановки на миграционный учет установлены для граждан Таджикистана, срок регистрации иностранцев в России из этой страны составляет 15 дней со дня прибытия для того, которые отведены на то, чтобы встать на миграционный учет.

Если прибывший иностранный граждан является участниками программы добровольного переселения соотечественников, то они и члены их семей могут быть поставлены на миграционный учет в течение 37 дней.

Где встать на миграционный учет? Этим вопросом задаются многие иностранные граждане.

При регистрации иностранного гражданина и постановке его на учет по месту пребывания принимающей стороной могут выступать:

  • Граждане РФ, имеющие регистрацию по месту жительства в стране, либо имеющие в собственности жилое помещение, по адресу которого оформляется миграционный учет иностранца.
  • Иностранные граждане, которые получили вид на жительство в РФ и у которых есть регистрация по месту жительства в РФ.
  • Иностранец, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может сам себе оформить миграционный учет. При этом он не может поставить на миграционный учет другого иностранца, равно как и членов своей семьи.
  • Иностранец со статусом ВКС, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может также сам себе оформить миграционный учет. При этом он может поставить на миграционный учет еще и членов своей семьи.
  • Также возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом. Российская компания, либо ее филиал или представительство может выступать в качестве принимающей стороны, если иностранный гражданин фактически проживает по адресу юр.лица или в помещениях, арендованных юридическим лицом.
  • Международная организация или ее представительство, представительство другой страны также могут быть принимающей стороной, в случае если они предоставляют жилое или иное помещение для фактического проживания иностранному гражданину.
  • Орган государственной власти РФ или местного самоуправления.

Другими словами, выступить в качестве принимающей стороны и поставить иностранного гражданина на миграционный учет может любой из приведенного списка.

Где сделать регистрацию иностранному гражданину? Это еще один из самых распространенных вопросов миграционного учета иностранцев.

Для того чтобы подать уведомления о прибытии иностранного гражданина, принимающая сторона может обратиться в несколько учреждений:

  • в территориальный орган управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД) по месту регистрации;
  • в многофункциональный центр (МФЦ) или центр предоставления гос. услуг;
  • оформить миграционный учет через почту;.
  • подать уведомление в электронной форме через портал Госуслуг.
  1. Иностранный гражданин въезжает на территорию России и получает миграционную карту.
  2. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и предоставляет его в УВМ МВД лично, через почтовое отделение, МФЦ или онлайн через портал Госуслуг.
  3. УВМ проверяет и принимает уведомление о прибытии иностранца и заносит предоставленные сведения в базу данных, после чего ставит отметку о приеме уведомления на отрывную часть бланка и возвращает его принимающей стороне.
  4. Принимающая сторона отдает полученную отрывную часть бланка уведомления с отметкой УВМ МВД о приеме уведомления иностранному гражданину.
  5. Теперь иностранный гражданин может находиться в России до 90 суток с момента въезда в страну.
  6. По истечении 90 суток иностранный гражданин должен либо продлить регистрацию по имеющимся основаниям, либо выехать за пределы РФ на 3 месяца.
  7. Отправлять уведомление об убытии иностранного гражданина не нужно, так как данная информация автоматически поступает в базу данных УВМ МВД при выезде иностранца из России.

Список документов от принимающей стороны для постановки на миграционный учет иностранного гражданина зависит от того, кто выступает в качестве принимающей стороны.

То есть, если это постановка на миграционный учет работодателем, то нужен один перечень документов, если физическое лицо – то другой.

Рассмотрим сначала регистрацию по месту работы для иностранных граждан.

Если принимающая сторона – это юридическое лицо, то для временной регистрации иностранных граждан понадобятся следующие документы:

  • Копия свидетельства о государственной регистрации юр.лица.
  • Копия ИНН.
  • Копия уведомления из территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
  • Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  • Копия приказа о назначении руководителя.
  • Копия паспорта руководителя.
  • Копия трудового договора с иностранным гражданином.
  • Сведения об организации (адрес, телефон).
  • Копия договора Аренды или копия свидетельства о праве собственности на занимаемое помещение.
  • Оригинал выписки ЕГРЮЛ (сделанной не ранее двух месяцев назад).

Важно! Регистрация иностранных граждан работодателем возможна только, если юридическое лицо встало на учет в УВМ МВД (ФМС), получив аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

Если же компания не зарегистрирована в УМВ МВД в качестве работодателя, у которого трудятся иностранные граждане, она не имеет права привлекать иностранцев к работе, и конечно в таком случае постановка работника на миграционный учет также невозможна.

Если принимающая сторона – это физическое лицо, то для временной регистрации иностранных граждан нужны документы:

  • Паспорт, постоянно проживающего на территории РФ гражданина России или другого государства.
  • Копия паспорта, постоянно проживающего на территории РФ гражданина России или другого государства.
  • Копия свидетельства о регистрации права собственности этого гражданина на жилое помещение.

Скорректирован Закон о миграционном учете.

Иностранцы — собственники жилых помещений в России смогут ставить на учет по месту пребывания в таких помещениях других иностранцев. Сейчас это могут делать только высококвалифицированные специалисты в отношении членов своих семей.

Уведомление о прибытии иностранца в место пребывания можно будет подать через портал госуслуг или МФЦ.

Прибывающие из-за рубежа в рамках программы переселения соотечественников смогут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 дней.

Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования.

Указ №274 от 18.04.2020г. установил следующие основные положения:

  • приостановлены сроки пребывания, регистрации, постоянного и временного проживания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ. То есть, если данные сроки в установленный Указом период истекали, они продлевалисьь;
  • визы, сроки которых истекали в период с 15 апреля по 15 июня, продлены на 185 дней без необходимости выезжать из России;
  • в указанный период не должны применяться меры по принудительному выдворению иностранцев.

Таким образом, было урегулировано правовое положение иностранцев на территории РФ. На время пандемии они получили законное основание находиться в России без необходимости посещать миграционные службы. Принимающая сторона также получила право не совершать никаких действий для продления сроков их временного пребывания.

Однако сроки действия в документе были указаны следующие: с 15 апреля по 15 июня. Так как коронавирус за этот срок не удалось победить, потребовалось принять Указ Президента о мигрантах во время карантина с изменениями на август 2020 года.

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

(В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 22.07.2008 № 133-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 19.07.2009 № 199-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 27.07.2010 № 229-ФЗ, от 23.12.2010 № 385-ФЗ, от 20.03.2011 № 42-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 06.12.2011 № 400-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.12.2013 № 376-ФЗ, от 28.12.2013 № 385-ФЗ, от 22.12.2014 № 446-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 27.06.2018 № 163-ФЗ, от 29.07.2018 № 257-ФЗ, от 11.10.2018 № 366-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ)

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания

Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета

Миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Полномочия органов миграционного учета

1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет следующие полномочия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

1) миграционный учет, контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;

2) координация деятельности в области миграционного учета иных федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учета, своевременного внесения в нее необходимых сведений в полном объеме, предоставление информации органам и подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

4) представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм государственного статистического наблюдения в сфере миграции.

2. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет следующие полномочия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

1) регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания;

2) проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина;

3) обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства;

4) направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;

5) направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

6) внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;

7) контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания

1. Учет иностранных граждан по месту пребывания помимо органов миграционного учета осуществляют:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в отношении иностранных граждан:

а) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также следующих с указанными должностными лицами членов их семей и гостей указанных должностных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных должностных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

б) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и следующих с указанными должностными лицами членов их семей;

в) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных лиц либо на территориях таких представительств;

2) иные органы, перечень и полномочия которых в области миграционного учета устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

2. Информация об учете иностранных граждан по месту пребывания должна незамедлительно и на безвозмездной основе направляться органами, указанными в части 1 настоящей статьи, в органы миграционного учета.

3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания
подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях,
которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года
Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ.

2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или
непосредственно данным иностранным гражданином в случаях,
предусмотренных частями 3, 3_1, 3_2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального
закона;
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина
в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место
пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей
гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на
туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской
организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях,
или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым
методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21
настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей
социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
(Часть 3 в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.

3.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1-4 части 3 настоящей статьи,
уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного
рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в
место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания
в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких
нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть
представлено в орган миграционного учета в течение одних суток,
являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем
(несколькими нерабочими днями).
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.

3.2. Учреждение, исполняющее уголовное наказание, обязано представить
в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного
гражданина в течение семи рабочих дней со дня его прибытия в место
пребывания.
(Часть дополнительно включена с 10 января 2014 года Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N 385-ФЗ; в редакции, введенной в действие
с 7 сентября 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.

4. Иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)

4.1. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней. (Часть введена – Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете

1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

2. Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным
законом от 20 марта 2011 года N 42-ФЗ; утратила силу с 7 сентября 2020 года –
Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.

Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу

1. Иностранные граждане, зарегистрированные по месту пребывания на день вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, считаются состоящими на миграционном учете по месту пребывания до истечения срока временного пребывания, установленного законодательством Российской Федерации, или до истечения срока действия визы и подлежат постановке на миграционный учет в случае изменения места пребывания на территории Российской Федерации.

2. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания в Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения на временное проживание в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат регистрации по месту жительства в соответствии с настоящим Федеральным законом при изменении места жительства на территории Российской Федерации.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 года.

Для регистрации по месту пребывания после въезда в РФ иностранцы должны обращаться в территориальные органы УВМ МВД, если планируется оставаться в стране дольше положенного срока.

Какие документы понадобятся:

  • Уведомление о прибытии.
  • Паспорт.
  • Виза (для визовых стран).
  • Миграционная карточка.

Все материалы предоставляются в виде оригиналов. Специалист миграционного отдела делает ксерокопии и дает уведомление о регистрации документов. Срок принятия решения – до 10 календарных дней.

Глава 6. Заключительные положения

По окончании действия РВП иностранцы могут оформить ВНЖ, а в дальнейшем – получить российское гражданство.

Какими правами могут пользоваться лица с ВНЖ:

  • Трудовая деятельность в РФ без получения патента или разрешения на работу.
  • Возможность кредитования в банках (детальную информацию необходимо узнавать в финансовых учреждениях).
  • Пользоваться практически всеми благами, предусмотренными для россиян.

В большинстве случаев для приобретения ВНЖ необходимо предварительное оформление РВП и проживание в РФ не менее 360 дней. Исключением являются высококлассные специалисты, беженцы, резиденты Беларуси и лица, владеющие русским языком на хорошем уровне – им получать разрешение не нужно.

Ошибка №1. Утеря миграционной карты.

До получения РВП иностранцы всегда должны иметь ее при себе, в противном случае при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов придется либо оплачивать штраф, либо покинуть РФ.

Ошибка №2. В России можно работать без соответствующих документов.

Теоретически это так, но при любой проверке к ответственности будет привлечен и работодатель, и иностранец, осуществляющий трудовую деятельность, не имея для этого документов. Это является нарушением миграционного законодательства, предусмотрена административная ответственность.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее — перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

1. Миграционный учет осуществляется в целях:

1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий Российской Федерации;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

3) сочетание интересов личности, общества и государства;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

6) унификация правил миграционного учета.

4. Миграционный учет включает в себя:

1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.


Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

5. Часть утратила силу с 7 сентября 2020 года — Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ.. .

Продлено действие временных мер по нахождению иностранных граждан в России

Для постановки на миграционный учет прибывшего иностранца от него потребуются следующие документы:

  • копия страниц заграничного паспорта (вообще всех страниц, а не только с фотографией и визой – изменение действует с 20.03.2019 г.);
  • копия визы отдельно;
  • миграционная карта (и ее копия);
  • копия правоустанавливающего документа на жилье, например, договор на его аренду или свидетельство о собственности арендодателя на данную площадь.

В случае, если иностранец является гражданином страны, входящей в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество, то от него дополнительно потребуются:

  • трудовой договор (копия);
  • копии документов, которые подтверждают родственную связь между иностранцем и членами его семьи (в случае, если иностранец прибывает вместе с семьей).

Полный перечень всех документов, которые могут потребоваться для проведения постановки на миграционный учет, приведен в ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.

Кандидаты на получение визы могут получить отказ или полный запрет на въезд в следующих случаях:

  • Уровень дохода кандидата. Необходимо подтвердить достаточный для РФ уровень дохода
  • Нарушение правил пересечения. При нарушении режима пересечения государственной границы выносится продолжительный запрет на въезд
  • Достоверность информации. Иностранец указал фиктивные данные
  • Оформление документов. Некорректное оформление документации
  • Законодательство России. В момент предыдущего нахождения в стране было нарушено местное законодательство

Иностранцы, которые ранее въехали в страну и осуществили или обвиняются в преступлении, будут подвержены депортации.

Для того, чтобы получить разрешение на въезд иностранец должен обратиться в консульство. Для формирования заявки необходимо воспользоваться официальным веб-сайтом миграционной службы Российской Федерации. Заявка на выдачу визы будет одобрена, если кандидат представит документ, содержащий соответствующее решение, полученный в консульстве или МВД, и официальное приглашение от жителя РФ.

Гости РФ, имеющие паспорт гражданина Армении, могут беспрепятственно посещать ее территорию по своим внутренним паспортным документам. Как и лица с государственной принадлежностью к другим странам — участницам ЕАЭС, армянские граждане могут гостить в России целый месяц без регистрации. Тем же, кто планирует устроиться на работу, учиться, получить РВП, надо проходить регистрацию.

Тем самым трудовым законодательством были установлены особенности трудовых отношений с иностранцами. Правила приема на работу иностранцев были значительно изменены в начале 2015 года. Основное нововведение заключалось в том, что безвизовым иностранцам для легального трудоустройства на территории России необходимо оформить патент. Этот документ заменил разрешение на работу для безвизовых иностранных граждан. Кроме того, с 1 января 2015 года не устанавливаются квоты для безвизовых работников на выдачу разрешительных документов. Также была отменена обязанность по уведомлению службы занятости и налоговых органов о приеме на работу иностранцев.

Описание процедуры миграционного учета подразумевает подробное указание оснований (возникновения предпосылок) для ее проведения, субъектов, которые обязаны ее проводить, а также способов ее осуществления. Ниже представлены соответствующие правила, действительные для исполнения на текущий момент (середина 2019 г.) на территории Российской Федерации.

  1. Предпосылки для включения иностранного гостя в миграционный учет:
    • Приезд иностранца в Россию с нетуристическими целями.

В случае, если такой гражданин прибывает, как турист и останавливается, к примеру, в гостинице, то процедура его постановки на миграционный учет осуществляется автоматически – ее проводит администрация гостиницы. Оплаченный номер является местом проживания, а уведомление формируется и отправляется в электронной форме (сразу же после заселения).

  • Иностранный гражданин может находиться в процессе получения гражданства РФ, но по каким-то причинам данная процедура может быть сорвана, или же вовсе, такой гражданин может лишиться полученного гражданства и снова обрести статус иностранца. (Тогда снова нужно будет становиться на учет).
  • Рождение иностранного гражданина на территории РФ.

В отличии от США, рождение на территории РФ не ведет к автоматическому предоставлению гражданства.

  1. Регистрацию по месту проживания может делать сам иностранец, но вот уведомление о прибытии, согласно российскому закону, обязана составлять и отправлять принимающая сторона. Исключением является ситуация, если иностранец сам является собственником того помещения, где он собирается проживать (тогда уведомление должен заполнить и представить в органы МВД он сам). В качестве принимающей стороны, согласно закону, может выступать:
    • гостиничные предприятия;
    • физическое лицо (гражданин РФ);
    • иностранное лицо, легализовавшееся на территории РФ, в том числе иностранец со статусом высококвалифицированного специалиста;
    • юридическое лицо (или же его структурное подразделение), зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
    • органы государственной власти всех уровней;
    • дипломатические учреждения иностранного государства на территории РФ или же консульские представительства;
    • структурные подразделения международных организаций на территории РФ;
    • учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения.
  2. Регистрация по месту нахождения осуществляется:
    • при личном посещении отделения МВД РФ (профильного ведомства);
    • в многофункциональном центре предоставления государственных услуг;
    • через Почту России путем отправки распечатанного бланка уведомления о пребывании.

При заселении в гостиницу иностранный гражданин обязан предъявить на стойке регистрации свой заграничный паспорт, а также заполненную миграционную карту. Сотрудник гостиницы фиксирует номера данных документов на специальном бланке. Это и будет официальной регистрацией иностранца в России на весь период его пребывания. Отрывная часть бланка при этом вручается иностранцу – ее желательно постоянно иметь с собой на случай возможной проверки документов.

Процедура постановки на учет подразумевает четкое указание (предпосылки) для ее осуществления. Ниже перечислены актуальные правила, действующие на территории РФ. 1. Основания для включения иностранного лица в миграционный учет:

  • приезд с целью получить официальную работу;

Если иностранец прибывает в качестве туриста и останавливается в гостинице, то процедура постановки на учет выполняется в автоматическом режиме администрацией гостиницы. Оплаченные апартаменты – это и есть фактическое местом проживания. Уведомление в электронной форме моментально формируется и отправляется в миграционный центр.

  • получение российского гражданства. Если по ряду причин процедура не состоялась, то иностранный подданный лишается полученного гражданства и становится иностранцем. Следовательно нужно вновь становиться на учет.
  • рождение иностранного лица на территории России.

В отличии от Америки, рождение на территории РФ не является основанием для предоставления гражданства.

Иностранец вправе самостоятельно пройти регистрацию по месту проживания. При этом он обязан уведомить о своем прибытии соответствующие службы. Исключением является, если иностранное лицо является собственником помещения, где предполагается проживание. В этом случае он обязан самостоятельно уведомить органы МВД. Согласно действующую законодательству, в качестве принимающей стороны имеют право выступить:

  • гостиницы;
  • физическое лицо с российским гражданством;
  • иностранное лицо со статусом высококвалифицированного специалиста;
  • юридическое лицо, зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
  • представитель органов власти, независимо от структуры;
  • консульские представительства;
  • структурные подразделения международных компаний, работающих на территории России;
  • государственные организации: фонд социальной защиты, образования и здравоохранения.

2. Регистрация иностранных подданных осуществляется следующими способами:

  • личный визит в отделение МВД РФ или профильного ведомства;
  • в ММЦ;
  • через Почту России.

При заселении в гостиницу иностранное лицо обязано предоставить заграничный паспорт и заполненную миграционную карту. Администратор в свою очередь переносит номера документов в специальный бланк. Этот процесс является официальной регистрацией на весь период пребывания иностранца в России. Отрывную часть бланка нужно иметь при себе на случай возможной проверки документов.

Иностранец, поступивший на лечение в медицинское учреждение здравоохранения РФ обязан быть поставлен на учет администрацией лечебного заведения. При этом иностранный подданный должен постоянно находиться по адресу больницы (госпиталя). Юридическое лицо, которое предложило иностранному подданному трудоустройство обязуется нести ответственность в течение всего времени пребывание на территории РФ (согласно миграционному законодательству). При этом юридическое лицо не обязано ставить его на учет (регистрировать) только по адресу нахождения конкретной организации или компании. Иностранец вправе самостоятельно выбрать место проживания. Но если предполагается поселение в помещении, которое:

  • не имеет точного адреса, но находится в праве собственности юридического лица;
  • является юридическим адресом компании пригласившей иностранца,

тогда регистрация осуществляется по официальному адресу компании. Независимо от выбранного места проживания, ответственность за постановку иностранца на учет, уведомление органов МВД о его прибытии несет юридическое лицо (организация, компания).

Ставить на миграционный учет студентов, прибывших на обучение в Россию, обязуется учебное заведение, производившее их зачисление. Для этого администрации ВУЗа отводится семь суток с момента пересечения иностранными подданными границы РФ. Студенты в свою очередь должны предоставить пакет документов: заграничный паспорт и заполненную миграционную карту.

Внимание! Регистрация иностранных студентов по юридическому адресу ВУЗа категорически запрещена. Это должно быть только фактическое место проживания – общежитие.

Если студент решил самостоятельно арендовать жилье, то вся ответственность за уведомление государственных органов автоматически снимается с администрации ВУЗа. В таком случае, ставить в известность органы власти о пребывании иностранного лица, обязуются собственники недвижимости, предоставившие студенту место для проживания.

Основные моменты ФЗ 109 о миграционном учете с изменениями

Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:

  • Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;

С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).

  • Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
  • Таджикистан – 15 суток;
  • Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;

Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:

  • наличие трудового договора либо патента;
  • прохождение обучения;
  • подача документов на регистрацию на временное проживание.

Чтобы встать на миграционный учет иностранец обязан предоставить пакет документов. В него входит:

  • копия всех страниц заграничного паспорта;
  • отдельная копия визы;
  • оригинал и копия миграционной карты;
  • копия договора аренды или свидетельство о собственности арендодателя на площадь, где проживает иностранное лицо..

Граждане стран, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество дополнительно предоставляют:

  • копию трудового договора;
  • копии документов, подтверждающих родство с иностранцем и членами его семьи;
  • пакет документов, необходимых для постановки на миграционный учет согласно ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.

Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:

  • регистрации по реальному адресу своего нахождения;
  • уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
  • отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),

то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:

  • физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
  • должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Следующие, третий и четвёртый, вопросы выясняют, есть ли действительные разрешения на работу либо патенты на осуществление трудовой деятельности[9] и поданы ли работодателем уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров с иностранцами[10].

Закон рф о регистрации иностранных граждан на территории рф 2020

В случае ненадлежащего исполнения этих обязанностей предусмотрена серьёзная административная ответственность как для должностных лиц (штраф в размере от 35 тысяч до 75 тысяч рублей), так и юридических лиц (штраф от 400 тысяч до 1 млн рублей)[14].

Регистрация иностранцев необходима в первую очередь для порядка в стране, для того, чтобы они могли полноценно пользоваться своими правами. Для государства это важный вопрос в плане статистического учета перемещений и миграций, планирования территории России. Немало важную роль регистрация играет для защиты населения от опасных заболеваний, сохранения здоровья населения.

По истечении 90 суток иностранный гражданин должен либо продлить регистрацию по имеющимся основаниям, либо выехать за пределы РФ на 3 месяца. Отправлять уведомление об убытии иностранного гражданина не нужно, так как данная информация автоматически поступает в базу данных ФМС при выезде иностранца из России.

1.Сроки, в течение которых иностранцу необходимо встать на учет зависят от страны, из которой он прибыл. Как правило, все иностранные граждане должны встать на учет не позднее 7 дней после прибытия, но есть некоторые исключения для граждан ЕАЭС и Таджикистана.

  1. Копия паспорта иностранного гражданина – всех страниц с отметками;
  2. Копия документа, подтверждающего право организации пользоваться помещением, в котором она регистрирует иностранца (например, свидетельство о собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды).
    Этот документ компания может не предоставлять:
    • Если она является собственником помещения, и когда информация о праве собственности есть в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления;
    • Если регистрация иностранца происходит по адресу работодателя.
      Также информация о документе, подтверждающем право собственности, должна быть указана и в самом уведомлении о регистрации иностранца. Но текущая форма уведомления этого не предусматривает. По информации МВД, в ближайшем будущем появится новая форма.

Для других организаций срок не установлен, можно подавать уведомление по усмотрению организации. Практика по срокам пока не сформирована. По устным комментариям МВД для случаев, где не установлены сроки, правило носит рекомендательный характер.

  • Для организаций, в которых иностранцы работают вахтовым методом – не позднее 7 рабочих дней со дня убытия.
  • Для гостиниц и подобных специализированных организаций – до 12:00 дня, следующего за днём убытия.

На уровне отдельного государства процессы обеспечиваются внутренними нормативными актами. Порой законы, нормативные акты, касающиеся прав иностранцев, вступают в противоречие друг с другом. Поэтому возникла необходимость консолидировать их в единый документ. В данное время МВД разрабатывает миграционный кодекс РФ, который будет регулировать вопросы по различным видам перемещений граждан.

Постановление правительства РФ о миграционной карте от 2004 г. остаётся актуальным до сих пор. На территории нашей страны установлен определённый порядок её использования. Получить миграционную карту следует при въезде в РФ на пункте погранконтроля. Заполняется бланк прибывающими в Россию иностранцами. В карте делаются отметки о въезде. Документ предъявляется для регистрации и остаётся у иностранца на всё время пребывания. При выезде из РФ миграционная карта сдаётся в пограничном пункте.

После внесения этого изменения за Президентом закрепляется право в будущем в гуманитарных целях определять иные, не предусмотренные законом о гражданстве РФ, категории лиц для упрощенного получения гражданства РФ, а также предъявляемые к этим лицам требования. Ничего конкретного, что это будут за лица, к гражданам каких стран это будет относиться и в каких именно случаях будет происходить в тексте закона нет. То есть за Президентом закрепляется право законного принятия в будущем, в случае гуманитарной необходимости, такого рода решений.

Дополняет это новое положение закона № 115-ФЗ и свежая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступающая в силу 16.01.2020. Так, ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ теперь регламентирует, какую ответственность может понести принимающая сторона, если не примет необходимых мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства цели въезда или сроков выезда из РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *