Обязательные профстандарты с 2018 года перечень должностей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные профстандарты с 2018 года перечень должностей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт определяет необходимый уровень квалификации для конкретной профессии. То есть, работнику необходимо обладать образованием, навыками и знаниями, перечисленными в стандарте. На основе документа работодатели выясняют, подходит ли конкретный субъект на обозначенную должность.

Основываясь на корректировках законодательства относительно профстандартов, можно сделать вывод, что в 2018 году их применение является обязательным не для всех организаций и должностей.

  1. В тексте нормативов указание на обязательное использование не прописывается. Ответ на вопрос о том, для кого обязательны профстандарты, находится в ст. 195/3 ТК РФ. В данной статье обозначено положение, в соответствии с которым, если для конкретной должности законодательством предусмотрены квалификационные требования, то профстандарт в части указанных требований будет необходим к применению.
  2. Исходя из ст. 57 ТК РФ, применение профессиональных нормативов также необходимо, если деятельность сотрудника на конкретной должности связана с получением льгот и гарантий или предполагает наличие ограничений.

Таким образом, для государственных предприятий использование профстандартов является необходимостью, в то время как для коммерческих предприятий подобные нормативы во многом носят рекомендательный характер (за исключением некоторых должностей, например, главного бухгалтера).

Управленец, принимающий решение использовать в своей деятельности профстандарты, которые не являются для него обязательными, может самостоятельно определять, какие части документа применять.

Обязательные профстандарты — когда необходимы

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов в организацию заключается в следующем:

  1. Публикация распоряжения руководителя об утверждении и внедрении новых нормативов в фирме.
  2. Составление и утверждение плана действий, в соответствии с которым профстандарты будут внедряться.
  3. Формирование комиссии для ввода нормативов в действие, а также для осуществления консультаций при необходимости.
  4. Изучение перечня обязательных профстандартов, а также их положений.
  5. Составление перечня должностей, которые должны быть приведены к единым требованиям стандартов.
  6. Уведомление сотрудников об изменениях.
  7. Аттестация подчиненных, уже занятых на тех должностях, которые нуждаются в корректировке.
  8. Формирование пакета документов, в которые по факту принятия стандартов будут внесены корректировки. К таким бумагам относятся трудовые договоры и дополнительные соглашения, должностные инструкции, а также прочие локальные нормативные акты.

При этом возможно повышение квалификации служащих в ходе внедрения нормативов. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации с помощью сформированной аттестационной комиссии или прочих образовательных учреждений.

Увольнение подчиненного по причине несоответствия положениям профстандарта запрещено ввиду того, что трудовое законодательство не предусматривает подобную причину.

Когда для учреждения применение профессиональных стандартов является обязательным, уклонение от их внедрения карается привлечением к административной ответственности. В частности, исходя из ст. 5/27 КоАП, нарушение предусматривает такое наказание при первом инциденте:

  • начисление штрафа для должностных субъектов от 1000 до 5000 руб.
  • начисление штрафа для компании от 30.000 до 50.000 руб.

При первичном правонарушении начисление штрафа не является обязательным. Может быть выписано предупреждение. При повторении нарушения штраф будет начислен наверняка.

На данный момент судебная практика по рассматриваемому вопросу не является сформированной. Существуют единичные случаи разбирательств в суде:

  1. На должность в государственной компании был назначен субъект, уровень квалификации которого не соответствовал профстандарту, хотя он являлся обязательным к применению. По факту судебного разбирательства, судья постановил необходимость возврата заработной платы субъекта в бюджет. Постановление арбитражного суда № А33/2144/2013 от 12.11.2013г.
  2. При внедрении профстандарта на предприятии сотрудник, трудящийся на должности, которая предполагала корректировки в соответствии с новым нормативом, не был аттестован. Впоследствии выяснилось, что его уровень квалификации не соответствует требованиям. Постановлением арбитражного суда № А56/26857/2014 от 30.10.2014г. была назначена необходимость прохождения курсов повышения квалификации с повторным проведением аттестации.

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Если в нормативных актах подобное зафиксировано, то работодатель обязан обеспечивать повышение квалификации подчиненных за свой счет. В частности, это касается медиков, которые должны подтверждать свою профпригодность каждые пять лет.

Перечень профессиональных стандартов раздела соответствует Реестру профстандартов Минтруда РФ с учетом последних изменений и дополнений. Актуальную редакцию Реестра в формате xls можно скачать на странице Реестр профстандартов.

Образцы должностных инструкций с учетом профессиональных стандартов см. в разделе Справочники подраздел Должностные инструкции.

Перечень профессиональных стандартов введенных (измененных) в 2020 г. см. на странице Изменения профстандартов 2020

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
  • ОКОФ в ОКОФ2
    Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
  • ОКДП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
  • ОКП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
  • ОКПД в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
  • ОКУН в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
  • ОКАТО в ОКТМО
    Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
  • ТН ВЭД в ОКПД2
    Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
  • ОКПД2 в ТН ВЭД
    Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
  • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
    Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
  • Классификатор ЕСКД
    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
  • ОКАТО
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
  • ОКВ
    Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  • ОКВГУМ
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
  • ОКВЭД 2
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
  • ОКГР
    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
  • ОКЕИ
    Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
  • ОКЗ
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКИН
    Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
  • ОКИСЗН-2017
    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
  • ОКОГУ
    Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
  • ОКОК
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
  • ОКОПФ
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
  • ОКОФ 2
    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
  • ОКП
    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
  • ОКПД2
    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  • ОКПДТР
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
  • ОКПИиПВ
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
  • ОКПО
    Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
  • ОКС
    Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
  • ОКСВНК
    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
  • ОКСМ
    Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
  • ОКСО 2016
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
  • ОКТС
    Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
  • ОКТМО
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
  • ОКУД
    Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
  • ОКФС
    Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
  • ОКЭР
    Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
  • ОКУН
    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
  • ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
  • КУВЭД
    Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
  • Классификатор ВРИ ЗУ
    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
  • КОСГУ
    Классификатор операций сектора государственного управления
  • ФККО 2020
    Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
  • КСР
    Классификатор строительных ресурсов
  • Классификатор
    Классификатор правовых актов РФ
  • ББК
    Библиотечно-библиографическая классификация
  • УДК
    Универсальный десятичный классификатор
  • МКБ-10
    Международная классификация болезней
  • АТХ
    Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
  • МКТУ-11
    Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
  • МКПО-10
    Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)

Профстандарты с 1 января 2018 года

Профстандарты появились в Трудовом кодексе РФ еще в 2012 г., но тогда на них мало кто обратил внимание. И только 2014 г. положил начало активной разработке этого «новшества».

Это случилось, потому что некоторые сферы производства и услуг могут стать очень опасными, если туда допустить неквалифицированного рабочего или специалиста, а еще хуже — недоученного руководителя. Образование у нас никак не успевает за развитием производства. Более того, далеко не все работают по той специальности, которую получили в учебном заведении.

На этом фоне часто можно слышать пугающие утверждения о том, что работников, не соответствующих профстандарту, нужно немедленно уволить, а их руководителей — наказать.

И все же давайте посмотрим на это «страшное» явление — профстандарты — спокойно и без паники.

Сами по себе они не становятся обязательными сразу после утверждения. Есть два случая, когда работодатель обязан им следовать. Рассмотрим их подробнее.

  • Настройки отображения полей
  • Поиск

Для начала нужно рассказать о том, чем отличается квалификация работника от профессионального стандарта, потому что первое понятие представляет собой наличие определенного уровня знаний и профессиональных навыков, а определением второго является то, что стандарты предусматривают характеристику той самой квалификации, которая поистине необходима человеку для ведения собственной профдеятельности.

Обсуждая тот факт, что профстандарты станут обязательными с 1 января 2018 года, перечень которых, как уже было сказано выше, будет пополняться, стоит четко определить цель введенного законопроекта. Дело в том, что вводя данное понятие власти преследовали то, что они должны помогать регулировать трудовые правоотношения и улучшить их законодательную базу. Приведение квалификационных требований к условиям современности сегодня нецелесообразно, поэтому их и было принято, по сути, заменить стандартами.

В качестве вывода эксперты уделяют особенное внимание тому факту, что работодатели не должны слишком сильно переживать по поводу обязательности профессиональных стандартов, потому что данные нововведения должны существенно упростить процесс трудоустройства современных россиян. Некоторое несоответствие установленным в документации требованиям не должно стать причиной для того, чтоб лишать человека рабочего места, но стоит помнить о том, что если человек полностью соответствует требованиям стандарта, то не принять его на работу будут попросту невозможно, иначе избежать штрафных санкций не получится (соответственно, стандарты сегодня еще и выполняют роль некоторого гаранта при трудоустройстве россиян).

Перечень действующих профстандартов в культуре

На государственном объекте, все сотрудники занимающие должности внесенные в трудовое законодательство, с обязательными стандартами в процессе работы, должны четко понимать какими навыками они обязаны владеть. Предприятие проводит комплекс мероприятий для ознакомления сотрудников.

  1. Официальная публикация требований, руководством предприятия.
  2. Четко составить план по внедрению профессиональных стандартом в работу.
  3. Создать комиссию отвечающую за осуществление нововведений и помощь в достижении цели.
  4. Изучение всех новых требований.
  5. Перечень должностей, которые обязаны освоить эти стандарты.
  6. Уведомить работника об поправках в его работе.
  7. Аттестация действующих работников.
  8. Составить пакет необходимой документации, где будет указанно что работник прошел переаттестацию.

Переподготовку проходят все сотрудники, должностные обязанности которых были усовершенствованны законом Российской Федерации, отсутствие аттестации не дает право работодателю увольнять такого специалиста. Если узаконенные профстандарты в 2020 году руководитель проигнорировал, на него налагаются штрафные санкции от 1000-5000 рублей, а предприятие будет оштрафовано от 30000 до 50000 рублей.

Минтруд напоминает, что помимо профессиональных стандартов, существуют и другие нормативно-правовые акты, где указаны квалификационные требования работников.

В целом к таковым документам относятся:

  • Профессиональные стандарты, утверждённые приказами Минтруда

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, отдельных федеральных законах,

  • Ведомственные приказы, утверждённые министерствами отраслей и др.

  • Существует 2 случая, когда необходимо следовать требованиям профстандартов. Первый случай касается ситуаций, когда такие требования четко прописаны в нормативных документах.

    Профстандарты являются обязательными в одном случае: когда это указано

    • в Трудовом Кодексе РФ (ТК РФ),

    • в каком-либо Федеральном законе (ФЗ),

    • и в др. федеральных нормативных правовых актах (приказах).

    Именно в них установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции.

    Согласно части первой статьи 195.3 Кодекса под нормативными правовыми актами имеются в виду:

    • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,

    • приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

    Минтруд разъяснил, когда профстандарты обязательны

    Если той или иной должности, профессии, специальности в реестре отсутствует готовый и утверждённый профессиональный стандарт, то это вовсе не дает основание работодателю исключать ее из штатного расписания организации или заменять на должность, по которой профессиональный стандарт уже разработан.

    Имеются исключения, где согласно статье 57 ТК РФ, Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

    Допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя.

    Согласно статье 65 Кодекса при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    В отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

    В соответствии с частью 3 статьи 65 Кодекса запрещается требовать от лица, которое поступает на работу, предъявления каких-либо документов, не предусмотренных Кодексом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Следовательно, отказ в приёме на работу по причине непредставления лицом таких документов будет неправомерным.

В случае с образованием варианта два: либо у сотрудника есть необходимое образование, либо его нет.

Если требования профстандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель.

При отсутствии диплома придется объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профстандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

Однако надо понимать, что увольнять работника, который не соответствует профстандарту, можно только после того, как он провалит аттестацию. На этом настаивают судьи Конституционного суда в Постановлении от 14.11.2018 № 41-П. Суд разбирался в следующем деле: истица, работавшая воспитателем, была уволена на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку не соответствовала профстандарту (не было образования). Работодатель принял решение об увольнении, несмотря на имевшийся опыт работы и игнорируя тот факт, что по итогам аттестации истица была признана соответствующей должности «воспитатель» и ей была присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет.

По мнению судей КС РФ, такое увольнение следует признать незаконным по нескольким причинам:

  • новый закон и необходимость соблюдать требования профстандарта не распространяются на работников, которые были приняты на работу до вступления в силу нормативного акта;
  • профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, а значит, по решению аттестационной комиссии такие работники имеют право продолжать работать;
  • с учетом позиции Минтруда, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере труда (Письмо от 22.04.2016 № 14-3/В-381), вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

В Постановлении КС РФ также подчеркивается, что согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, применяются поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов, и эта работа должна быть завершена не позднее 01.01.2019. Причем такой план должен содержать, кроме прочего, сведения о проведении мероприятий по образованию и обучению работников. А работодатель уволенной истицы ничего подобного не делал.

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Читать так же: Закон об административном надзоре в 2019 году

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Прежде всего, следует указать на различие между профессиональными способностями конкретного сотрудника и обсуждаемым в статье понятием. Ведь квалификация – это присутствие у человека некоторого багажа знаний и умений. В то же время благодаря профстандарту можно представить особенности квалификации подчинённых.

Конечно, профстандарты станут обязательными с 1 января 2018 года (перечень их со временем вырастет), и надо точно очертить задачи рассматриваемого изменения в законодательную базу РФ.

Изначально чиновники рассчитывали, что эти стандарты откроют двери к налаживанию взаимоотношений трудового характера. Модернизация условий квалификации на данный момент себя не оправдывает.

Следовательно, члены правящих верхушек постановили внедрение профстандартов для работодателей.

Прошло немного времени с моментов упоминания масс-медиа насчёт того, что с 1 января 2018 года в России вводится профстандарт педагогов.

Так, согласно данным требованиям, человек, задействованный в области образования, повинен обладать документальным подтверждением об окончании ВУЗа. Также педагог обязан иметь способности к надлежащему планированию, а также анализу излагаемого материала.

Сюда относится и умение проводить досуг среди учеников вместе с организацией тёплых взаимоотношений между детьми.

Когда шёл процесс создания каталога требований, политические деятели брали за основу нынешние приёмы, задействованные в воспитательской карьере.

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Несмотря на то, что в Трудовом кодексе есть отдельная статья (195.3), посвященная данному вопросу, практика показывает, что у работодателей до сих пор нет четкого понимания, как все же экзаменовать и оценивать знания, умения, навыки рабочих, служащих и специалистов.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы лица. Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы юридического лица, формы собственности или статуса работодателя.

Согласно разъяснениям Минтруда (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253), профстандартами необходимо руководствоваться в следующих случаях:

1. Если выполнение работ по определенным должностям, профессиям и специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот или наличием ограничений.

В этом случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям в квалификационных справочниках или положениям профстандартов (ч. 2 ст. 57 ТК). Например, трудовая деятельность медицинских работников связана с предоставлением льгот (ст. 350 ТК). Значит, наименования их должностей должны обязательно соответствовать наименованиям в профстандартах. В ином случае работник не сможет получить положенную ему льготу или компенсацию.

2. Если требования к квалификации работника установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ). Иными словами, необходимо смотреть в законодательных актах, можно ли занимать такую-то должность или профессию, если нет квалификации.

Минтруд указал, что иные нормативные правовые акты – это постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам. Например, приказы Минтранса России и др. В этом случае, в части требований применяются эти нормативные правовые акты. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты также являются нормативными правовыми актами.

3. Если тарифицируем работы и присваиваем тарифные разряды (ч. 8, 9 ст. 143 ТК РФ).

4. Если устанавливаем систему оплаты труда работников в государтственных и муниципальных учреждениях (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).

5. Если так решит сам работодатель, даже если по закону это необязательно (ст. 8 ТК РФ).

В других случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Лицо обратилось к образовательному учреждению с иском о восстановлении на работе. В рамках спора возник вопрос, имел ли право истец работать в должности специалиста по охране труда. Федеральным законом установлено, что выполнение работы в должности специалиста по охране труда требует специальных знаний или опыта работы. Требования к образованию и опыту работы при замещении должности специалиста по охране труда содержатся в приказе Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, которым утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда». Согласно профстандарту, работник обязан иметь высшее профессиональное образование или профессиональную переподготовку. Истец этим требованиям профстандарта не соответствовал. 40-часовое обучение по охране труда, которое он прошел, не является реализацией программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В связи с тем, что истец не соответствует квалификационным требованиям, суд решил, что у ответчика были основания уволить истца (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.10.2017 по делу № 33-17516/2017).

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

После принятия и вступления в силу нового законопроекта начали действовать предусмотренные в нем изменения. Предлагаем ознакомиться с основными правками, внесенными в Трудовой Кодекс и в закон об образовании.

Согласно действующему законодательству, с 2016 года предусмотрена новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись нескольких статей и подразделов документа.

Профессиональные стандарты в 2018: для чего нужны профстандарты

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Читать так же: Закон об охране окружающей среды

Некоторые нововведения коснулись закона об образовании. Изменилась формулировка двух статей документа.

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Все правила, касающиеся установления и действия квалификационных норм, определяют несколько законодательных актов: Трудовой Кодекс, постановление Правительства, закон Министерства труда.

Согласно действующей редакции документа, полномочия по соблюдению принятых требований возложены на государственную трудовую инспекцию.

Ведомство может инициировать внеплановую проверку, а при выявлении нарушений действующего законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности.

Правовой акт предусматривает административную ответственность. Суммы штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Они составляют:

  • от 1 до 5 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для организаций.

Если ГИТ выявит повторное несоблюдение требований закона, денежные санкции будут увеличены:

  • от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 50 до 70 тыс. руб. для организаций.

Профстандарты

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2020 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Высшее образование.
  2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2020 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года пока не отменяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Справочники содержат наиболее полный на сегодня перечень профессий и должностей, а также их тарифно-квалификационные характеристики. Постепенно ЕКС и ЕТКС будут полностью заменены профстандартами, как более актуальными и современными.

Переход к профстандартам займет некоторое время. Конечная цель всех изменений — заменить ныне существующие ЕКС и ЕТКС. Но пока квалификационные справочники и реестр профессиональных стандартов существуют параллельно, работодатели могут сами выбирать, на что опираться в своей работе.

Применять их с 1 июля 2016 года в большинстве случаев не должны ни коммерческие структуры, ни государственные (муниципальные) учреждения. Однако в двух случаях Трудовой кодекс РФ обязывает организации внедрять профессиональные стандарты.

В ч. 2 ст. 57 ТК РФ речь идет о том, что наименования должностей, профессий, специальностей должны соответствовать наименованиям в квалификационном справочнике или профстандарте, если выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением гарантий или льгот, например с досрочным назначением пенсии.

Ст. 195.3 ТК РФ устанавливает, что требования к квалификации обязательны для применения, если это прописано в самом ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Это касается целого ряда профессий, например:

  • педагогов (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровых инженеров (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медиков и фармацевтических работников (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчиков (раздел II Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокатов (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главных бухгалтеров отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и пр.

Эти требования распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя.

По этому вопросу Минтруд РФ дает разъяснение в своем письме от 30.12.2015 № 14-0/В-1190. Согласно документу, уволить сотрудника за то, что он не соответствует параметрам профстандарта, нельзя. ТК РФ не предусматривает такого основания для расторжения трудового договора с работником.

На основании несоответствия профстандарту работодатель может отказать соискателю, но только в том случае, если требования профстандартов официально приняты в организации и прописаны в должностных инструкциях.

И, конечно, руководитель предприятия, принимая решение о внедрении профстандартов, должен понимать, что именно на его плечи ложится обязанность по повышению квалификации работников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *