Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж работы по профильному направлению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Согласно п. 2 ст. 14 закона «О системе госслужбы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в стаж госслужбы одного вида добавляется время работы на госслужбе другого вида или замещения должностей муниципальной или государственной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, стаж госслужбы учитывается при исчислении стажа гражданского служащего.
При подсчете же стажа гражданской госслужбы учитывается период работы сотрудника муниципальным служащим, а также наоборот (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона «О муниципальной службе…» от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Это объясняется единством требований к квалификации обоих видов служб.
Согласно п. 1 ст. 12 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для претендента на замещение должности гражданского служащего либо, в силу п. 3. ст. 5 закона № 58-ФЗ, госслужащего субъекта РФ соответствие квалификационным требованиям обязательно. В частности, должен быть стаж работы на гражданской службе либо по специальности. Для замещения должности муниципального служащего к соискателю предъявляются аналогичные требования (п. 1 ст. 9 закона № 25-ФЗ).
Стаж работы по специальности — это период времени…
По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж) существует два мнения. Такая ситуация возникла из-за того, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, в результате чего на практике существуют следующие позиции:
- При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
- В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.
Согласно разъяснениям из письма Минздравсоцразвития о направлении госслужащих на профессиональную переподготовку от 11.08.2011 № 17-3/1568, для замещения должностей гражданской службы необходимо, чтобы претендент имел профильное образование. Однако если служащему, подпавшему под сокращение, планируют предложить должность, но полученное им образование не соответствует направлению деятельности этого подразделения госоргана, тогда принимается во внимание полученное им дополнительное образование и практический опыт в нужной области.
Вторая позиция спорна, так как на практике зачастую к претендентам больше предъявляются требования о наличии практического опыта, которым они могут обладать, продолжая при этом обучение в образовательном учреждении для получения соответствующей квалификации.
Для того чтобы точно установить, как все-таки считать спецстаж — по количеству лет работы на должности или с момента получения соответствующего профильного образования, каждый работодатель может разработать локальный нормативный акт. Это может быть как инструкция по порядку определения квалификационных и других требований, которые предъявляются к претенденту при трудоустройстве, так и стандарт (правила) СРО. В данном документе можно четко прописать, какие именно периоды трудовой деятельности будут засчитываться в спецстаж.
Многие наемные сотрудники путают понятия «опыт» и «стаж». Несмотря на схожую суть, между ними существуют колоссальные различия.
Опыт – частный случай предыдущего понятия. Например, за всю свою жизнь человек проработал бухгалтером, старшим специалистом отдела продаж, секретарем, охранником и менеджером. Суммарная продолжительность занятия этих должностей – это стаж. Время работы на отдельных должностях – это опыт.
Стаж – общее отработанное время, т. е. интервал от первого и до последнего дня рабочей деятельности, отсчитывается временной отрезок, из него вычитаются дни, которые не имеют отношения к трудовому стажу. Остальное зачисляется в стаж, на основании которого и производится выплата пенсионных сумм, больничных величин и т. д.
Таким образом, получается, что второй показатель – общее отработанное время, а опыт – конкретные знания, навыки и практические умения, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей в конкретной сфере. Опыт работы важен в процессе трудоустройства. Первый же фактор имеет значение в ходе расчета социальных государственных выплат – субсидий, пособий, преференций.
Продолжительность общего трудового стажа раньше являлась основным условием, необходимым для назначения гражданину пенсии. Необходимый для выхода на пенсию общий стаж работы существенно различался, в зависимости от рабочей специальности или условий труда.
Так, люди, работающие в горячих цехах или в сложных климатических условиях, могли претендовать на досрочный выход на пенсию. Но с 2002 г., для начисления пенсии любому гражданину достаточно иметь всего лишь пять лет страхового стажа ОПС.
При достижении данного срока, он может претендовать на назначение ему минимально установленного законом размера пенсии.
Понятие «специальный трудовой стаж», хоть и отсутствует в современном пенсионном законодательстве, но на деле продолжает применяться в ряде случаев:
- Для досрочного начисления пенсии в соответствии с нормами ОПС (ФЗ №400-2007г.).
- При начислении надбавок к заработной плате в качестве компенсации за тяжёлые условия труда (Приказ Минздравсоцразвития №822-2007 г.).
- При установлении стимулирующих надбавок для людей, работающих на вредном производстве, или в сложных климатических условиях (приказ Минздравсоцразвития №818-2007г.).
- Для дополнительного предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска работникам тяжёлого или опасного производства (КЗоТ, ст.№121).
Список профессий, работникам которых засчитывается специальный трудовой стаж, дан в нормативных актах, утверждённых правительством РФ.
Применяется при начислении компенсаций и предоставлении иных видов социальных гарантий. На сегодня наличие непрерывного стажа актуально:
- Для работников, трудящихся в районах Крайнего севера и на приравненных к ним территориях (постановление Правительства от 1993 г.).
- Для лиц, проходивших службу в Вооружённых силах в районах с неблагоприятной климатической или экологической обстановкой (постановление Правительства от 1999 г.).
- Для медицинских работников, занятых в лечебных учреждениях с высоким уровнем биологической опасности (приказ Минздравсоцразвития №463-2008 г.).
Кроме того, непрерывный стаж необходим для установки доплаты за выслугу лет некоторым категориям служащих силовых органов: МВД, ВС РФ, ФСБ, МЧС. Внутренними приказами по организации работникам, имеющим большой непрерывный стаж, также могут предоставляться некие льготы – надбавки к зарплате, дополнительный оплачиваемый отпуск и так далее.
Время работы человека в какой-то определённой сфере труда не предполагает предоставления ему каких-либо льгот, доплат или иных преференций.
Основной смысл продолжительности срока работы по специальности – дать понять работодателю при приёме сотрудника, что перед ним находится человек с определённым опытом и обладающий некими профессиональными навыками.
Соответственно, чем больше стаж работы по требуемой специальности, тем выше шансы такого соискателя получить рабочее место в организации.
Однако, в ряде профессий сроки работы по специальности могут оказывать влияние и на карьерный рост служащего.
Например, в Вооружённых силах, для получения очередного звания служащий должен иметь определённый срок службы в нижестоящем чине. Присвоение последующего звания.
Внеочередное присвоение звания возможно только в виде поощрения за какие-либо заслуги. А на определённых должностях опыт работы является основным условием для принятия на службу.
Так, для допуска к экзаменам на звание адвоката, юрист должен иметь, кроме профильного образования, определённый стаж практической работы. Для назначения на должность прокурора области или республики, работник юстиции должен отработать не менее 7-ми лет в нижестоящих должностях.
К сожалению, часто бывает, что трудовой стаж попросту «теряется». Произойти это может при утере трудовой книжки.
До введения электронной базы данных ПФ и пенсионного страхования, она являлась основным документом, согласно которому вычислялся как суммарный, так и специальный трудовой стаж.
Поэтому с утратой трудовой книжки возникает необходимость в подтверждении своей трудовой деятельности до заключения договора ОПС.
Что значит стаж работы по профилю
Последние изменения: Июнь Специальный трудовой стаж — продолжительность работы в определенных условиях, должностях, профессиях или работах, необходимых обществу. Юридическое значение этого термина состоит в том, что он определяет возможность получения права на досрочную пенсию.
Обычно это производства I и II категории отрицательного воздействия на среду Постановление совета министров No от В списках указаны занятые на производстве, например: взрывчатых веществ, пороха, и снаряжения боеприпасов; строительных материалов; огнеупоров; метизов; стекла, фарфора и фаянса; химическом; целлюлозно-бумажном; динасовых изделий; электротехники, электронной техники и аппаратуры, их ремонте; подземных и горных работах; на электростанциях, энергопоездах, в электросиловом хозяйстве; в учреждениях здравоохранения и соцобеспечения; на транспорте и связи в строительстве и ремонте зданий; в легкой и пищевой промышленности; в атомной энергетике и промышленности; на прочих. Условия труда на таких производствах связаны с повышенной вредностью, тяжестью или опасностью.
Что входит в стаж работы по специальности и как он рассчитывается, течение которого работник исполнял обязанности по определенному профилю. По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж).
Выплата надбавки за выслугу лет педагогическим работникам предусмотрена ч. В соответствии с указанными нормами размеры надбавки в процентах и периоды работы, засчитываемые в соответствующий специальный стаж для работников отрасли образования, составляют:. Специальный стаж работника, лет.
Надбавка за выслугу лет начисляется в процентах к должностному окладу ставке заработной платы без учета других надбавок и доплат. При этом, если педагогический работник имеет право на повышение оклада, то надбавку за выслугу лет рассчитывают исходя из вновь образованного должностного оклада, ставки заработной платы п.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни , утвержденные Правительством Российской Федерации.
Стаж работы по специальности – это временной интервал, в течение которого работник исполнял обязанности по определенному профилю.
Что входит в стаж работы по специальности и как он рассчитывается, вы узнаете при прочтении данной статьи. Стаж работы по специальности – это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу.
В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.
Засчитывается ли трудовой стаж по профилю при переходе медицинского работника на контрактную службу в МО РФ по своему профилю – для начисления надбавки за выслугу лет? Периоды службы, которые учитываются при назначении военнослужащим надбавки за выслугу лет, определены Постановлением Правительства РФ от Консультируйтесь с юристом онлайн. Спросить юриста. Социальное обеспечение Пенсии и пособия Засчитывается ли трудовой стаж по профилю при переходе медицинского работника на контрактную службу в МО РФ по своему профилю?
Зарегистрировано в Минюсте РТ 2 декабря года N В связи с введением новых систем оплаты труда в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября года N “Об условиях оплаты труда работников государственных архивов Республики Татарстан” приказываю: 1.
.
Претендовать на льготную педагогическую пенсию в 2020 году смогут педагоги, которые:
- Заработали педагогический стаж от 25 и более лет.
- Накопили достаточное количество пенсионных баллов (ИПБ). Необходимый минимум на 2020 год составит 18,6.
- Выдержали установленный период рассрочки.
В 2020-м году завершается переходной период Пенсионной реформы, в рамках которого потенциальные пенсионеры еще могут воспользоваться возможностью оформить выплаты по выслуге лет на 6 месяцев раньше, чем это предусмотрено введенной рассрочкой. Все будет зависеть от дат выработки 25-летнего стажа:
2019 | 1 | 2020 |
2020 | 2 | 2022 |
2021 | 3 | 2024 |
2022 | 4 | 2026 |
2023 | 5 | 2028 |
Для учета положенного времени стажа, дающего возможность оформления педагогического пенсионного обеспечения, все годы трудовой деятельности фиксируются в календарном порядке с учетом следующих ограничений:
- До 1.09.2000 – все время деятельности в качестве учителя, независимо от педнагрузки, в последующие годы – только при выполнении требований по нагрузкам, предусмотренным для конкретной ставки заработной платы. Указанные нормативы не требуется выполнять только учителям сельских школ и начальных классов.
Источник:
Что значит стаж по профилю профессиональной деятельности
Действующее российское законодательство предусматривает для отдельных категорий работников возможность досрочного выхода на пенсию. Полный перечень граждан, имеющих право на подобную льготу, приведен в статье 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Аналогичный перечень содержит и статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В него входят работники вредных производств, вахтовики, трудившиеся на Крайнем Севере, медики и ряд других профессий.
Перечень организаций и должностей, на которых необходимо работать для пенсии по выслуге лет, приведен в Постановлении Правительства от 29 октября 2002 года № 781. В народе оно больше известно под названием «список 781».
Вот в каких учебных заведениях нужно работать, чтобы у гражданина шел стаж педагогической работы:
- школы всех разновидностей и наименований, а также гимназии и лицеи;
- военные образовательные учреждения для детей (кадетские корпуса, нахимовские школы, суворовские училища и аналогичные организации);
- образовательные центры для несовершеннолетних;
- школы-интернаты;
- школы-интернаты для детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей;
- коррекционные школы и училища для детей с умственной отсталостью, глухонемых и имеющих прочие проблемы со здоровьем;
- детские летние оздоровительные и лечебные учреждения (санаторные школы, в том числе интернатного типа, летние лагеря);
- учреждения дошкольного образования (детские сады и ясли);
- учреждения среднего профессионального образования (техникумы, колледжи и училища);
- дома ребенка;
- учреждения дополнительного обучения несовершеннолетних (дома детского творчества, различные кружки, секции);
- учреждения профессиональной ориентации учащихся.
Однако работать в перечисленных в постановлении Правительства организациях мало – нужно работать по указанной в нормативно-правовом акте профессии. Вот перечень таких профессий:
- директор и его помощники (в том числе помощник директора по режиму и старший помощник директора по режиму);
- преподаватель (в том числе старший);
- воспитатель (в том числе старший и воспитатель-методист);
- лицо, ответственное за организацию внеклассной работы с учениками;
- учитель (в том числе учитель-логопед и учитель-дефектолог);
- мастер производственного обучения;
- сотрудник, ответственный за допризывную подготовку несовершеннолетних;
- педагог-психолог;
- медсестра ясельной группы;
- родитель-воспитатель.
В случае, если педработник трудился не на одной из перечисленных должностей или работал в ином образовательном учреждении, педстаж ему не начисляют, а правом на досрочное назначение трудовой пенсии он не располагает. Впрочем, из этого правила есть некоторые исключения.
Так, в льготный педагогический стаж для выхода на пенсию входят не только должности, указанные в Постановлении Правительства № 781, но и упраздненные педагогические должности, которые существовали в советский период, а также до пенсионной реформы 2002 года, например – пионервожатая.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств.
Отдельные аспекты данного предмета исследования рассматривали в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И. Порубов и Г.Г.
Если педагог начал свою деятельность до 01 сентября 2000 г., то этот период будет учитываться как льготный.
Стаж работы по направлению профессиональной деятельности это
Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность (направление подготовки), требуемую для замещения конкретной должности и необходимую к указанию в должностном регламенте, с наименованиями должностей, замещаемых гражданином (гражданским служащим), а также характером выполняемых им ранее должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 4 Указа № 1131 квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа № 1131.
Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, устанавливаются законами субъектов РФ с учетом положений подписанного Указа.
В частности, указывается, что в случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. В случае если должностным регламентом квалификационные требования не предусмотрены, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы.
Для высших должностей федеральной государственной гражданской службы требовалось наличие у кандидата не менее шести лет стажа на госслужбе либо не менее семи лет работы по профильной специальности. Для главных должностей федеральной государственной гражданской службы требования к срокам стажа на госслужбе либо работы по специальности составляли четыре и пять лет соответственно. Для ведущих должностей — два и четыре года. Для того, чтобы занимать старшие и младшие должности госслужбы требования к стажу не предъявлялись.
Во вторник были внесены изменения в Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».
Применительно к военным стаж по специальности упоминается в ч. 3 ст. 10 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, где говорится, что период контрактной службы засчитывается в стаж (общий трудовой, госслужбы и работы по специальности) из расчета 1 к 1, а период нахождения на воинской службе по призыву — 1 день за 2. Время прохождения альтернативной службы также засчитывается в стаж работы по специальности (ч. 2 ст. 19 закона об альтернативной службе от 25.07.2002 № 113-ФЗ).
- При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
- В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.
Стаж работы по профильному направлению
В стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).
Следует отметить, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), правовые знания, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции, знания основ документооборота и делопроизводства, знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, включенные в базовые квалификационные требования и содержащиеся в первом разделе Справочника, отражают минимальный уровень квалификационных требований, необходимый для замещения всех должностей гражданской службы вне зависимости от направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности.
Мое мнение несколько другое: если у гражданина нет диплома о соответствующей квалификации,например,тот же «инженер», ему вполне законно могут отказать в приеме на должность «инженер», не смотря на то, что в ТК есть записи о его работе в этой должности.
Конечно. Потому что есть квалификационные требования к должности, которые предусматривают наличие проф. образования. Квалификационные справочники постановлениями Минтруда утверждаются.)
У Валентины, насколько я понимаю, иная ситуация. Опыт работы у неё по одной специальности, а диплом — по другой. И если к той должности, на которую она претендует, нет конкретных проф. требований, то опыт работы можно подтвердить трудовой.
Ну а если есть, тут уж ничего не поделаешь.
Почему компании готовы идти на откровенное мошенничество? Все очень просто – если член СРО в строительстве не предоставит сведения о специалистах, он рискует быть исключенным из состава некоммерческого партнерства, а кроме того:
- компания лишится средств, внесенных в компфонд СРО;
- компания год не сможет вступить ни в одну профильную СРО, и заниматься непосредственной деятельностью;
- компания не сможет подать заявку на участие в тендере или госзакупке;
- компания рискует разориться и заработать не самую хорошую репутацию.
По сути, реестр, созданный в Минстрое, задумывался как Единая база данных по специалистам, которые предоставляют услуги в области строительства, инженерных изысканий и проектирования. задача проекта – дать «зеленый свет» надежным строительным организациям и отсеять «неадекватов».
Формирование реестра лежит на плечах НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Изначально благая идея превратилась в нишу для мошенников всех мастей. Дело в том, что компании не могли без сложностей включить в реестр сведения о своих специалистах. Всему виной – завышенные требования. Эксперты утверждают, что больше половины компаний в строительстве попросту не способны соответствовать требованиям Минстроя.
И объяснить это легко. Ведь средний возраст специалистов составляет 30-35 лет. Соответственно, такие специалисты уже не подходят под требование о 10-летнем стаже работы. Более того, Минстрой предъявил и перечень специальностей, по которым специалисты могут попасть в реестр. И далеко не все специалисты имеют нужный профиль.
Такое положение вещей сформировало теневой рынок – нашлись компании, которые начали предлагать различные услуги по включению специалистов в НРС.
Они создают сайты-одностраничники, суть которых заключается в том, чтобы предложить подобного рода услуги.
На ресурсах подается заведомо ложная информация – такие продавцы выдают себя за отделения НОСТРОЙ и НОПРИЗ, а также позиционируют себя фирмами, которые могут решить проблемы компаний через знакомства в госструктурах.
Что означает стаж работы по профилю учреждения.
Стаж работы по специальности – это временной интервал, в течение которого работник исполнял обязанности по определенному профилю.
Что входит в стаж работы по специальности и как он рассчитывается, вы узнаете при прочтении данной статьи. Стаж работы по специальности – это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу.
В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.
Согласно действующему законодательству периоды учебы не включаются в стаж и не дают никаких дополнительных пенсионных баллов. Тем не менее, при желании включить учебу в стаж все же можно.
Дело в том, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет особую оговорку в статье 13 (скачать и смотреть полный текст закона ):
8.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
ФЗ №400 / Пункт 8 Статьи 13
Простыми словами этот пункт означает, что если на момент учебы она могла быть включена в стаж, то это можно сделать и сейчас.
Поэтому стоит учитывать, на какие именно годы приходятся периоды учебы будущего пенсионера. Впервые пенсии в СССР были введены соответствующим законом в 1956 году. С тех пор действовали такие законы:
1 октября 1956 года – 2 августа 1972 года | Постановление Совмина СССР от 4 августа 1956 года № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (скачать и смотреть полный текст закона ) |
|
3 августа 1972 года – 31 декабря 1991 года | Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (скачать и смотреть полный текст закона ) | |
1 января 1992 года – 31 декабря 2001 года | Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (скачать и смотреть полный текст закона ) | Любая учеба включается в стаж |
1 января 2002 года – 31 декабря 2014 года | Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (скачать и смотреть полный текст закона ) | Никакая учеба не включается в стаж |
После 1 января 2015 года | Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (скачать и смотреть полный текст закона ) |
Как видно, чтобы учебу в ВУЗе в советский период засчитали в стаж, до нее должен быть период трудовой деятельности. Самое социально справедливое законодательство действовало в 90-е годы – в стаж могла быть включена любая учеба.
Количество лет стажа в настоящее время влияет на размер пенсии. От продолжительности стажа зависит оценка пенсионных прав, сформированных у гражданина до 2002 года.
Как мы писали в статье о расчете пенсии, за периоды с 2002 года сумма пенсии зависит только от перечисленных в Пенсионный фонд страховых взносов.
За предыдущие годы (вплоть по 2001) оценка пенсионных прав может проводиться двумя вариантами. В частности, расчетный размер пенсии на 31 декабря 2001 года рассчитывается двумя способами:
- отношение средней зарплаты работника к средней по стране в тот же период (не более 1,2) умножается на коэффициент стажа и на 1671 рубль;
- средняя зарплата работника умножается на коэффициент стажа. По этому варианту есть ограничение по итоговой сумме в 555,96 рублей
После расчета пенсии по каждому варианту выбирается вариант, который дает наибольшую сумму.
В обоих вариантах есть коэффициент стажа, но рассчитывается он разными способами:
Принцип расчета стажевого коэффициента:
|
|
Что засчитывается в стаж:
|
Что засчитывается в стаж:
|
В этом и заключается проблема с целесообразностью включения учебы в стаж для расчета пенсии: чтобы учеба учитывалась как стаж, пенсию на 31.12.2001 года нужно рассчитывать только через второй вариант, а это невыгодно большинству пенсионеров. Здесь основную роль играет ограничение максимального размера рассчитанной таким образом пенсии – 555,96 рублей.
Например, при расчете пенсии по первому варианту, если у работника была близкая к средней по стране зарплата, сумма выйдет равной 919,05 рублей, что гораздо выше 555,96 рублей – ограничения по второму варианту.
Математически можно подсчитать, что включать учебу в стаж целесообразно только тем, у кого зарплата в советские годы и в 90-е была на уровне 60% или ниже средней по стране, а суммарный стаж (на 31.12.2001) будет больше 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.
Например, если у человека в справке о зарплате числится сумма среднего заработка за 60 месяцев в 90 рублей, а средняя зарплата по стране в тот же период была равна 130 рублям, то уже выгодно учебу не включать (соотношение со средней будет на уровне 70%).
Сотрудники Пенсионного фонда при установлении страховой пенсии обязаны проводить расчет по обоим вариантам, и затем выбирать из него самый выгодный (то есть, с большей суммой). Если есть сомнения в правильности расчета, можно запросить официальные разъяснения.
Пенсия рассчитывается согласно действующему законодательству и с 2002 года зависит, в основном, от уплаченных страховых взносов. С 2015 года сумма взносов по особым формулам пересчитывается в пенсионные баллы (ИПК), которые и определяют конечную величину пенсии.
Поэтому, чтобы обеспечить себе нормальную пенсию, прежде всего нужно официально работать или перечислять взносы как ИП. Разумеется, в этом вопросе каждый сам делает свой выбор, но напомним – трудоустройство работника без соответствующего оформления и перечисления страховых взносов несет административную или уголовную ответственность.
- Специальный профессиональный стаж — применяется по отношению к особым видам профессиональной деятельности, включает стаж в отрасли народного хозяйства, по специальности, на определенной должности.
- Выслуга лет.
- Социальный – применяется для лиц, выполняющих важные для государства и общества социальные и экономические задачи (воспитание пятерых и более детей, детей-инвалидов, работа в отдаленных местностях, на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению), нуждающихся в дополнительной социальной защите.
Стаж работы по специальности – это длительность трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией, которая подтверждается дипломом, сертификатом, свидетельством.
Покупка специалистов НРС или как не остаться без допуска. В чем подвох?
Для некоторых категорий работников для получения права досрочного выхода на пенсию важен стаж по профилю, что это такое? Это продолжительность работы в определенной сфере человеческой деятельности. Такой льготный стаж важен для работников медицинской сферы, педагогов.
У работников медицинской сферы существует понятие «медицинский стаж», оно предполагает работу в области оказания лечебных услуг.
Работающие в медицине имеют право на установление пенсии, если отработают в своей сфере (подпункт 20 п. 1 ФЗ от 17.12.2001 No 173-ФЗ):
- 30 лет – при смешанном стаже, на селе и в городе или только в городе;
- 25 – на селе.
Возраст в данном случае не важен.
При этом время работы засчитывается (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002):
- в календарном порядке;
- год работы на селе или в поселках городского типа учитывается как 1,25 года;
- отдельным категориям, рабочий год засчитывается как полтора.
Трудящиеся имеют право на пенсию, если отработают в своей сфере не мене 25 лет (Постановление правительства No 781).
Примеры.
Категория | Пенсионный возраст, | Общий стаж,
не менее лет |
Спецстаж,
не менее лет |
Женщины, родившие не меньше 5 детей, воспитавшие их до 8 лет | 50 | 15 | |
Для мужчин (женщин) | |||
Один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до 8 лет | |||
55 (50) | 20 (15) | — | |
Работавшие в районах Крайнего Севера | 55 (50)
50 |
25 (20) | 15
(20 на приравненных территориях) |
Жители Крайнего Севера за работу оленеводами, рыбаками, охотниками-промысловиками | 50 (45)
45 |
—
— |
25 (20)
20 |
Для подтверждения нужно воспользоваться:
- трудовой книжкой;
- выписками из лицевого счета;
- справки о начислении зарплаты;
- трудовым договором;
- архивными справками;
- показаниями свидетелей;
- другими.
Законодатель предоставляет досрочную пенсию гражданам в связи с самыми разными обстоятельствами. Такая пенсия необходима как компенсация невозможности далее заниматься профессиональной деятельности по выбранному профилю в связи со снижением возможности выполнять работу по состоянию здоровья, вследствие возрастных изменений. Пенсия помогает решать важные социальные и экономические задачи: обеспечение рабочей силой отдаленных или имеющих сложные климатические условия территорий, наполнение кадрами важных для общества сфер деятельности, осуществление присмотра за нетрудоспособными членами общества.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни , утвержденные Правительством Российской Федерации. Значение данного стажа заключается в том, что при его достижении работники медицинской сферы получают право на пенсию по старости ранее достижения возраста 60 для мужчин или 55 для женщин лет, то есть имеют право на досрочную пенсию. Работники в области здравоохранения имеют право на досрочную пенсию независимо от их возраста в двух случаях:. Это означает, что если лицо работает в должности и учреждении, которые не предусмотрены указанным перечнем или что-то одно из двух не предусмотрено перечнем , то оно не будет иметь право на пенсию ранее достижения возраста 60 лет.
Что толкает компании идти на мошеннические сделки?
.
.
Специальный трудовой стаж — в законодательстве Российской Федерации это .. Вопрос соответствия работы профилю, преподаваемого предмета.
.
.
.
.
.
Понятие «специальный трудовой стаж», хоть и отсутствует в современном пенсионном законодательстве, но на деле продолжает применяться в ряде случаев:
- Для досрочного начисления пенсии в соответствии с нормами ОПС (ФЗ №400-2007г.).
- При начислении надбавок к заработной плате в качестве компенсации за тяжёлые условия труда (Приказ Минздравсоцразвития №822-2007 г.).
- При установлении стимулирующих надбавок для людей, работающих на вредном производстве, или в сложных климатических условиях (приказ Минздравсоцразвития №818-2007г.).
- Для дополнительного предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска работникам тяжёлого или опасного производства (КЗоТ, ст.№121).
Список профессий, работникам которых засчитывается специальный трудовой стаж, дан в нормативных актах, утверждённых правительством РФ.
Время работы человека в какой-то определённой сфере труда не предполагает предоставления ему каких-либо льгот, доплат или иных преференций. Основной смысл продолжительности срока работы по специальности – дать понять работодателю при приёме сотрудника, что перед ним находится человек с определённым опытом и обладающий некими профессиональными навыками. Соответственно, чем больше стаж работы по требуемой специальности, тем выше шансы такого соискателя получить рабочее место в организации.
Однако, в ряде профессий сроки работы по специальности могут оказывать влияние и на карьерный рост служащего. Например, в Вооружённых силах, для получения очередного звания служащий должен иметь определённый срок службы в нижестоящем чине. Присвоение последующего звания. Внеочередное присвоение звания возможно только в виде поощрения за какие-либо заслуги. А на определённых должностях опыт работы является основным условием для принятия на службу.
Так, для допуска к экзаменам на звание адвоката, юрист должен иметь, кроме профильного образования, определённый стаж практической работы. Для назначения на должность прокурора области или республики, работник юстиции должен отработать не менее 7-ми лет в нижестоящих должностях.
Как видим, несмотря на реформу и введение нового порядка исчисления пенсий и зарплат, стаж трудовой деятельности остаётся немаловажным фактором, влияющим на размер и порядок социальных выплат.
В ТК РФ не раскрывается понятие «стаж работы по специальности», но довольно часто именно этот стаж имеет большое значение и для трудоустройства специалиста, и для его дальнейшего профессионального роста.
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности согласно квалификационному документу (диплом, сертификат, свидетельство и пр.). Этот стаж подтверждает наличие у работника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность работнику в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.
Так, в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) статус адвоката вправе получить лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании в определенные этим законом сроки. При этом Закон об адвокатуре указывает, что в стаж, необходимый для приобретения указанного статуса, включается работа в муниципальных должностях, требующих юридического образования; в качестве судьи, помощника адвоката, нотариуса и др.
Согласно федеральному закону от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 30 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.
Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и т.д. При этом в стаж работы по юридической профессии данный Закон включает время работы в государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ; муниципальных должностях, в т.ч. в органах местного самоуправления и др.
Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Это предусмотрено федеральным законом от 30 мая 2001 года №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
На какие меры идут компании ради НРС?
Многие наемные сотрудники путают понятия «опыт» и «стаж». Несмотря на схожую суть, между ними существуют колоссальные различия.
Опыт – частный случай предыдущего понятия. Например, за всю свою жизнь человек проработал бухгалтером, старшим специалистом отдела продаж, секретарем, охранником и менеджером. Суммарная продолжительность занятия этих должностей – это стаж. Время работы на отдельных должностях – это опыт.
Стаж – общее отработанное время, т. е. интервал от первого и до последнего дня рабочей деятельности, отсчитывается временной отрезок, из него вычитаются дни, которые не имеют отношения к трудовому стажу. Остальное зачисляется в стаж, на основании которого и производится выплата пенсионных сумм, больничных величин и т. д.
Таким образом, получается, что второй показатель – общее отработанное время, а опыт – конкретные знания, навыки и практические умения, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей в конкретной сфере. Опыт работы важен в процессе трудоустройства. Первый же фактор имеет значение в ходе расчета социальных государственных выплат – субсидий, пособий, преференций.
Профильный стаж – это временной отрезок, в течение которого сотрудник работал в соответствии со своим профилем. Требования по нему указаны в профессиональных стандартах, должностных инструкциях, специализированных справочниках и прочих актах. Система профессиональных стандартов стала использоваться на практике с середины 2016 года, и в их рамках для представителей всех видов профессий выделено 9 уровней квалификации.
Учет профильного элемента осуществляется в соответствии с разработанной правительством нормативно-правовой базой:
- ст. 1 и 195.3 ТК РФ;
- ФЗ №122 от 2 мая 2015 г.;
- Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г.;
- Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г.;
- ФЗ №273 от 29.12.2012 г.;
- ст. 5.27 КоАП РФ.
В этих актах используется понятия профессиональной переподготовки, повышения квалификации, аттестации. Опыт на эти аспекты никак не влияет, тем не менее, время пребывания на обучении в него зачисляется. Наряду с данным понятием рассматривается термин специального стажа, предполагающего временной период, в течение которого сотрудник исполнял должностные обязанности в особых условиях.
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).
Перечень должностей, включающихся в стаж работы по той или иной специальности, законодательно не утвержден. Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.
Например, согласно ч. 5 ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1, в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
Читайте о инструкции по охране труда для экономиста больше информации в статье по ссылке.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
9) в качестве адвоката;
10) в качестве помощника адвоката;
11) в качестве нотариуса.
Следовательно, основанием для включения стажа работы по определенной должности в стаж работы по специальности являются квалификационные требования к данной должности.
Так, в стаж работы по специальности «юриспруденция» входит работа на должности, требующей высшего юридического образования.
Квалификационные требования по должности начальника кадрового отдела, установленные квалификационным справочником должностей, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, не содержат требования о высшем юридическом образовании – необходимо просто высшее профессиональное образование.
Должность контрактного управляющего не предусмотрена квалификационным справочником, и по ней не предусмотрены требования к квалификации.
Следовательно, если исходить из требований квалификации, работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего не включается в стаж работы по специальности «юриспруденция».
Что касается должностей бухгалтера и экономиста, то для работы в этих должностях предъявляются одинаковые требования об образовании: необходимо высшее экономическое образование.
На основании сказанного, учитывая отсутствие законодательно утвержденного перечня должностей, включаемых в стаж работы по той или иной специальности, работодатель вправе урегулировать данный вопрос в своих локальных нормативных актах. При этом можно ориентироваться не на наименования должностей, а на характер должностных обязанностей.
Так, если работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего требует юридического образования и знания в каких-либо отраслях права, ее можно зачесть в стаж работы по юридической специальности, если работодатель закрепит в локальном акте именно этот критерий включения периода работы в стаж по специальности.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Когда применяют стаж работы по специальности
Валентина Андреева, к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).*
Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.
Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также м��ровым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРУД РОССИИ) ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА улица Ильинка, 21, Москва, ГСП-4, 127994 тел.: 8 (495) 606-00-60, факс: 8 (495) 606-18-76 |
Исполнительному директору Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» В.В. Прядеину 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3 |
Уважаемый Виктор Васильевич!
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом (от 17 марта 2017 г. № 05-02-1741/17) по вопросу о порядке исчисления стажа работы по профессии, специальности или направлении подготовки в строительстве, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст, под специальностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статья 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными требованиями для внесения в Национальный реестр специалистов в области строительства являются:
- наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем 10 лет;
- наличие стажа в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года.
Общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства может исчисляться с момента начала трудовой деятельности, в том числе при приобретении рабочей профессии.
Стаж работы на инженерных должностях является одним из видов специального трудового стажа. Трудовое законодательство не определяет понятия «стаж работы по специальности» и порядок его исчисления.
Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение лишь в случаях, установленных законодательством. Порядок исчисления специального стажа определяется соответствующими нормативными актами (например, для адвокатов, федеральных судей).
Учитывая изложенное, в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности, подтвержденные соответствующими документами, после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для занятия должности в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности), с учетом профессиональных стандартов и квалификационных справочников.
В этой связи полагаем целесообразным порядок исчисления и зачета стажа специалистов в области строительства, а также отличительные признаки строительных организаций от иных организаций, определить в соответствующем нормативном правовом акте отраслевого ведомства.