Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбили пешехода, как действовать в такой ситуации?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Что делать если наехал на пешехода? Наказания и штрафы при ДТП, советы юриста.
- Какие наказания, ответственность и штрафы при ДТП. Советы юриста.
- Как можно получить страховку после ДТП. Порядок получения выплат по ОСАГО, КАСКО
- Как взыскать ущерб при ДТП с виновного лица. Пошаговая инструкция по возмещению ущерба.
- Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.
Если сбила машина на пешеходном переходе, для вызова патрульной службы по России функционируют бесплатные единые номера, которые можно набирать с любых мобильных телефонов:
- 102 – вызов полиции напрямую;
- 112 – вызов полиции через МЧС.
А также отдельные номера для некоторых сотовых операторов:
- 002 – Билайн,
- 020 – Мегафон, МТС, Tele2,
- 902 – Скайлинк.
Желательно сохранить один из номеров на гаджете как быстрый вызов. Это значительно сэкономит время и не подведет в стрессовой ситуации.
Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.
Нормативная база выделяет три формы ответственности:
- Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
- Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
- Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.
Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.
Если гражданина сбил автомобиль на пешеходном переходе, в 95% случаев виноват водитель. Полис ОСАГО гарантирует возмещение денежных средств потерпевшему, которые пойдут на лечебные цели. Чтобы получить компенсацию, необходимо сохранять все чеки из больницы и аптеки, предоставить документ о стоимости услуг массажиста (при его необходимости). То же самое стоит проделать с официальными бумагами из санатория, где проводилось лечение.
Есть случаи, когда страховые организации прибегают к уловкам, чтобы снизить собственные расходы. Они досконально изучают ситуацию, доказывают вину пешехода, собирают доказательства о нанесении вреда транспортному средству (его запчастям), если таковые имеются, и предъявляют сумму пешеходу.
Пострадавшая сторона может потребовать не только деньги на возобновление здоровья, но и материальное взыскание за порчу дорогостоящей одежды. Тогда надо приложить товарный чек за вещь.
При отсутствии полиса ОСАГО владелец ТС финансирует материальный и моральный ущерб за свой счет. У тех, кто уклоняется от уплаты денег, компенсация взыскивается через суд.
Этот шаг сопровождается сбором документов, которые ускоряют процесс по возмещению компенсации причиненного ущерба пешеходу при ДТП. В страховую компанию необходимо предоставить:
- копию паспорта/официального документа;
- банковские реквизиты;
- копию протокола о вине водителя выданного сотрудниками ГИБДД;
- медсправки и иные документы с указанием характера и степени тяжести травм;
- справку скорой помощи, приехавшей на вызов в момент ДТП на пешеходном переходе;
- доверенность (если заявитель не присутствует лично).
Желательно подшить в папку вспомогательные бумаги, которые помогут разрешить спорные моменты быстрее. Помимо этого необходимо заполнить Заявление установленного образца и приложить его к основному пакету. Для того чтобы избежать неправомерного отказа и затягивания денежных выплат, следует оставлять у себя копии всех бумаг.
Что делать, если сбила машина на пешеходном переходе?
Наложение штрафа на виновника дорожно-транспортного происшествия предусматривается законом. В такой ситуации просто неуместно просить деньги на лечение, исходя из личных соображений. Сумма к выдаче определяется наличием документа о стоимости лекарств, лечения, услуг профессиональных медработников или учреждений, где проводилась реабилитация.
Ко всему прочему ответчик обязан оплатить сиделку, если требуется постоянный уход за больным или инвалидом. Учитываются расходы за те дни, когда сбитый пешеход был нетрудоспособен и лишен заработка.
Если сбила машина на пешеходном переходе, сумма компенсации рассчитывается, исходя из таких факторов, как степень вреда потерпевшему, финансовая состоятельность виновного, обстоятельства аварии и прочие детали. При нанесении физического и морального вреда решение о размере выплат выносит суд.
Статистика судебных разбирательств показывает следующие цифры:
- до 1 млн. рублей – при гибели пешехода;
- до 100 тыс. рублей – при тяжких телесных повреждениях;
- до 50 тыс. рублей – средняя степень вреда;
- до 20 тыс. – легкий ущерб пострадавшему.
Автолюбитель выплачивает деньги до тех пор, пока здоровье потерпевшего не восстановится.
Судебная практика показывает, что в результате примирения сторон уголовная ответственность с виновника дорожного инцидента снимается. По решению судьи сроки административного наказания могут снизиться при условии, что будет возмещен материальный ущерб в полном объеме.
Даже если родственники погибшего пешехода согласны снять все претензии к водителю, судебное разбирательство не прекращается, обстоятельства примирения могут лишь смягчить меру наказания в незначительной степени.
Известны случаи, при которых виноват пешеход, и его откровенные показания в суде станут аргументом для вынесения несурового приговора.
Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.
Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.
При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.
Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.
На данном видео есть кадры как гибнут люди, но его просмотр может спасти множество людей – так что рекомендую. Видео рекомендовано как для водителей, так и для пешеходов (в первую очередь).
Название видео “ловушки для пешеходов”, по факту это скорее “ловушки для водителей” – крайний всегда водитель. Ловушка на дороге отличается от дорожной идиотии (“перебегание на красный”) тем что ловушка непредсказуема и подвох для неопытного человека не очевиден.
1. Автомобиль в правом ряду пропускает пешеходов, но их сбивает машина из следующего ряда. Водитель не увидел пешеходом и не понял что водитель в правом ряду остановился не случайно. Тут два принципиальных комментария – проблема создана неправильно расположенным нерегулируемым переходом (без светофора). И видя приближающийся автомобиль водитель в правом ряду могу предупредить пешеходов и водителей (например, звуковым сигналом).
2. Пешеход попадает в мертвую зону видимости водителя грузовика. Водитель в грузовике сидит высоко и не видит пешехода непосредственно перед автомобилем или сбоку и легко может его раздавить. Для пешеходов критично не попадать в мертвую зону водителя грузовика.
3. Грузовик закрывает обзор справа на переходе и пешеход не видит приближающуюся машину, а ее водитель не видит пешехода. Такую ситуацию мог бы исключить островок безопасности на переходе (в его центре), но у нас его делают редко.
4. Закрыть обзор может не только грузовик, но и автобус, и обычный легковой автомобиль. Например, припаркованные даже по правилам автомобили часто закрывают обзор.
5. Очень опасно выбегание пешеходов между машинами, например, когда в одном направлении пробка.
6. Бегать через дорогу вообще экстремально опасно. Это нужно объяснять детям. Бег не дает время остановиться, а водителю затормозить.
7. Неправильный переход дороги рядом с остановившимся общественным транспортом. Пешеход начинает обходить автобус или маршрутку спереди и попадает под автомобиль.
8. ДТП с пешеходами на обочине, водители используют обочины для маневров, что запрещено ПДД, но повсеместно практикуется.
За последние годы на дорогах появились разнообразные “средства индивидуальной мобильности” – СИМ. Это официальные названия данных устройств. К ним относятся самокаты, роликовые коньки, скейтборды, а также электрические приспособления для перемещения людей (гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т.п.). В ПДД на данный момент они не описаны, пока есть только проект закона – законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение. Велосипед в ПДД описан, но велосипедисты часто действуют не по ПДД, так что по факту их нужно воспринимать как СИМ.
Тут ситуация еще хуже чем с пешеходами – СИМ могут двигаться существенно быстрей и менее предсказуемо чем пешеходы. Ловушки для них такие же.
Если Рулимс помог вам – упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Действия пострадавшего пешехода при расследовании административных и уголовных дел по факту ДТП, а также в судебных заседаниях:
Чтобы Ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались следует обратиться за юридической помощью к адвокатам, которые в ходе расследований будут представлять Ваши интересы.
В случае, если Ваши интересы будет представлять адвокат, то все необходимые процессуальные действия от Вашего имени совершит он. Если же Вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее.
• Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, чеки от приобретенных медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, чтобы доказать ваши расходы на восстановление здоровья, если выплата от страховой компании не покроет лечение.
• Следует ознакомиться с материалами административного дела, поскольку есть случаи, когда пострадавшие пешеходы не всегда получают копии определений по административным делам, а в дальнейшем узнают, что их дело было закрыто, пешеход признан виновным, а сроки для обжалования постановления пропущены. С уголовным делом ознакомиться не получится, это тайна следствия. Но есть выход. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД, а потом, если вред тяжеый или смерть, передают его в ОВД. Вам нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.
В случае отказа ознакомить Вас с материалами дела необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.
Ознакомившись с материалами дела, необходимо проверить, все ли указанные Вами свидетели опрошены. Если нет, то попросите допросить остальных свидетелей. Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам надо самим связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, постараться обеспечить их явку, попросить их прийти.
Если Вас не допросили на месте происшествия, в больнице, следует дать свои пояснения относительно произошедшего ДТП.
ОСОБАЯ ПРОБЛЕМА – подставные свидетели со стороны виновника ДТП, которые «находятся» уже после того, как произошла авария. Метод борьбы с ними – запись момента ДТП камерой видеофиксации, фотографии места ДТП, сделанные очевидцами, а также просьба адвокатов потерпевших к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких граждан, чтобы доказать, что подставной свидетель не был в районе ДТП в момент его свершения.
Единственная опасность для прохожих, которая может подстерегать их на проезжей части – это несвоевременная реакция водителя и, как результат, серьезные травмы или смерть. Если вы видите, что по дороге на высокой скорости движется автомобиль, лучше не рисковать, а дать ему беспрепятственно проехать.
Сэкономленное время не стоит того, чтобы вас сбил автомобиль, когда вы будете доказывать своё приоритетное положение. Причем, необходимо учитывать факт, что машина не может резко остановиться.
Аналогично, следует соблюдать осторожность в условиях ограниченной видимости, когда рядом с дорогой стоят припаркованные автомобили, за которыми не видно пешехода, когда неблагоприятные погодные условия, снег, дождь, туман, а также в вечернее и ночное время.
В таких условиях пешеходу сложно точно оценить скорость движения автомобиля, поэтому можно не рассчитать свои возможности и угодить прямо под колеса.
Нередко бывает ситуация, когда водители, пропуская пешехода на нерегулируемом переходе оказывают ему «медвежью услугу». Часто, водитель, движущийся в соседней полосе видел пешехода уже после того, как сбил его.
Здесь, конечно, виноват не тот, кто пропустил, а тот, кто не остановился, но в таких случаях к бывает, что пешеходу, к сожалению, уже все равно. Такие же ситуации бывают в и местах, непредусмотренных для перехода, однако исход от этого не меняется.
Действия пешехода, если сбила машина: размер компенсации
Транспортные средства, в соответствии с действующим законодательством, являются источниками повышенной опасности.
В связи с этим каждый водитель, прежде чем использовать транспортное средство, обязан застраховать свою гражданскую ответственность.
При отсутствии страховки, в случае виновности в ДТП, водитель возмещает причиненный ущерб за счет своих средств.
Не страхуя свой автомобиль, собственники транспортных средств периодически сами себя наказывают, поскольку на них обращаются взыскания, связанные с необходимостью выплаты компенсации.
С другой стороны, потерпевшие также страдают, поскольку с физического лица взыскать сумму ущерба труднее, чем со страховой компании.
Если виновен пешеход
Внимание! Когда виновным в ДТП признан не водитель, а пешеход, то последний также подлежит исполнению обязательства по возмещению причиненного вреда. Поскольку ответственность пешехода застрахована быть не может, возмещение происходит за счет средств лица.
Поскольку ДТП является стрессовой ситуацией не только для пешехода, но и для самого водителя, следует держать себя в руках для выполнения обязательного перечня действий.
В первую очередь водитель должен позаботиться о пешеходе, который попал под колеса автомобиля. При наличии свидетелей или очевидцев стоит попросить их оказать помощь и не покидать место аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
Виновник должен позаботиться о вызове для пешехода скорой помощи и сообщении данных в дежурную часть правоохранительных органов.
После приезда сотрудников ГИБДД водителю следует принимать активное участие в оформлении ДТП. В первую очередь стоит внимательно ознакомиться ос всеми документами, составленными сотрудниками, которые подписываются участниками аварии.
Когда авария произошла по вине самого пешехода, стоит об этом сказать. Связано это с тем, что пешеход возместит только вред, причиненный имуществу, то есть транспортному средству.
А водитель в случае наезда на пешехода подлежит различным видам ответственности, в том числе уголовной.
Если пешеходу необходима медицинская помощь, то сотрудники ГИБДД опросят его в больнице. Отказываться от госпитализации не стоит.
Вы уже знаете, что стоит делать, если под машиной оказались вы сами. На самом деле, эти знания помогут вам и в ситуации, когда вы сами стали свидетелем несчастного случая. Соблюдайте все те же шаги, что мы расписали выше. Вызовите полицию, сообщите о происшествии, дайте название улицы, номер автомобиля. Помогите пострадавшему подняться, подойти вместе с ним к водителю, чтобы получить всю его личную информацию. Если вы видите, что жертва растерялась, то возьмите ситуацию в свои руки и помогите ей всем, чем сможете. Сфотографируйте ее раны, повреждения, если такие есть. Свяжитесь с ее родственниками, сообщите им о происшествии, дайте адрес, успокойте их, сказав, что их любимый человек цел и невредим, но нуждается в их присутствии.
Человек, получивший травмы в результате аварии, имеет право получить компенсацию материального и морального вреда. Для предъявления претензий необходимо подготовить:
- документы из ГИБДД;
- справки из медицинского учреждения, свидетельствующие о получении травмы, потере трудоспособности; степень тяжести вреда определяет судебно-медицинская экспертиза.
Согласно статьям 151, 1100, 1064 ГК РФ пешеход имеет право требовать возместить ущерб, причиненный здоровью и имуществу. Вариантов получения компенсации всего два:
- По ОСАГО.
- Непосредственно от водителя ТС.
Вопрос о том, сколько нужно требовать, если сбила машина на пешеходном переходе, индивидуален. Помимо оплаты лечения, реабилитации, потерпевший может возместить размер своего убытка из-за временной нетрудоспособности.
Когда наезд на пешехода произошел не на пешеходном переходе, у водителя больше шансов доказать свою невиновность.
Для этого подлежат доказыванию следующие факты:
- невозможность избежания столкновения (например, пешеход резко выскочил на проезжую часть, в связи с чем водитель не смог своевременно затормозить);
- исполнение всех обязанностей после ДТП, предусмотренных правовыми нормами (водитель сообщил в скорую, вызвал сотрудников ГИБДД, выставил аварийный знак);
- причинение незначительного вреда здоровью пешехода. Если пешеход получил легкие травмы, например, ушиб или синяк, то исключается возможность привлечения водителя к уголовной ответственности. В этом случае водитель наказывается в соответствии с нормами административного законодательства (например, лишение права управления ТС на срок до двух лет).
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
ДТП с участием пешехода — что делать водителю и пешеходу
Пешеходам следует принимать решение о дальнейших действиях после аварии, исходя из обстоятельств произошедшего. Если водитель оказался порядочным человеком и оказывает помощь потерпевшему, то действовать надо в соответствии с ситуацией. Бывает такое, что вред здоровью причинен незначительный и выражен в ссадине или синяке, тогда имеется возможность решить вопрос, не вызывая ДПС. Когда вред здоровью причинен в значительной степени, то потребуется вызвать и дождаться ГИБДД и скорую помощь. Сотрудники по прибытии проведут осмотр места аварии и оценят тяжесть вреда.
В ситуации, когда авария происходит за пределами пешеходного перехода, у водителя имеется возможность доказать факт, что в случившемся виновен пешеход. Тогда можно требовать с него возмещения за вред, причиненный авто и привлечения виновника к ответственности. Доказательная база может быть построена на показаниях свидетелей, записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Авария может произойти в то время, когда человек двигается по пешеходному переходу. Бывает, что водитель скрывается с места ДТП, в таком случае пешеходу потребуется:
- Запомнить марку автомобиля или государственный номер.
- Вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи. В ситуации, когда повреждения пешеходом получены незначительные, лучше всего будет дождаться полицию и сообщить детали аварии.
- Записать данные очевидцев случившегося. Это потребуется, чтобы иметь возможность подтвердить версию пешехода в суде.
- Написать заявление с просьбой привлечь виновника к ответственности.
- Проверить состояние здоровья с помощью медицинских исследований.
При наличии у водителя страховки, причиненный урон возмещается за счет ОСАГО. Если выплаченной суммы не достаточно — необходимо обратиться к водителю с требованиями о возмещении недостающей части. Обращение может быть в добровольном порядке либо через суд. Пострадавший имеет возможность требовать с водителя возмещения понесенных им денежных расходов на лечение, восстановление, за утрату трудоспособности, пропуски на работе. Также возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный жертве. Для этого требуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Все выдвинутые требования необходимо подтвердить с помощью документации, чем являются больничные, чеки на приобретение лекарств и прочее. Сумма морального ущерба устанавливается пострадавшим, однако суд при рассмотрении дела руководствуется правилами разумности.
В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.
До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода — на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний — нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.
С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.
Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.
Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).
При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.
Тем не менее добиться справедливости можно. Конечно, случаи, когда пешеход с умыслом оказывался под колёсами (самоубийство), я не рассматриваю, здесь водитель явно невиновен.
На помощь автолюбителю, попавшему в такую непростую ситуацию, придут:
- запись с видеорегистратора и/или других камер;
- показания свидетелей;
- трасологическаяи другая автотехническая экспертиза.
Изучив перечисленные доказательства, суд может прийти к выводу, что пешеход нарушал ПДД, а у управлявшего ТС не было никакой физической возможности предотвратить происшествие, следовательно, с его стороны не было никаких нарушений, и ответственности за совершение аварии (уголовной или административной) он не подлежит.
Но ещё раз повторюсь, что вред, нанесённый пешеходу, всё равно возместить придётся. Окончательное решение о наличии или отсутствии виновности того или иного участника аварии принимает суд.
Если гражданина сбила машина на пешеходном переходе, и виновен водитель, можно истребовать выплату в рамках ОСАГО. Для этого необходимо грамотно оформить происшествие. В обязательном порядке нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Оформление в рамках европротокола невозможно. Дело в том, что ситуация не соответствует условиям, отражённым в статье 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. В ДТП с пешеходом не фигурируют два транспортных средства, и страховой полис ОСАГО присутствует только у водителя. Обращаться необходимо в страховую компанию автовладельца. Перед тем, как инициировать рассмотрение дела, необходимо подготовить пакет документов. В список предстоит включить:
- заполненное заявление;
- удостоверение личности;
- задокументированные реквизиты для перечисления денежных средств;
- копию протокола, предоставленная сотрудниками ГИБДД;
- медицинские справки, фиксирующие степень тяжести травм и их характер;
- справку из скорой помощи;
- доверенность, если заявитель по какой-либо причине не может принять участие в процедуре оформления.
Внимание
Образец заявления можно получить в страховой компании и заполнить его на их официальном бланке в момент обращения.
Когда документы подготовлены, необходимо действовать по следующей схеме:
- Обратиться к страховщику. Выполнить процедуру нужно как можно скорее.
- Дождаться рассмотрения заявления. Процедура выполняется в течение 20 дней (статья 12 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года).
- Узнать решение. Требования заявителя могут удовлетворить полностью, снизить размер выплаты или предоставить мотивированный отказ.
- Получить денежные средства или оспорить решение, если оно не устраивает гражданина.
Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге
Если погиб только один человек водитель может лишиться свободы на период до 5 лет, а если погибших несколько – до 7 лет. Альтернативная мера наказания – принудительные работы. За причинение смерти по неосторожности в процессе управления ТС в состоянии опьянения одному человеку лишают свободы на время от 2 до 7 лет, если жертв несколько – от 4 до 9 лет.
Какое наказание предусмотрено для пешехода-виновника
Если авария происходит по вине пешеходов, а также пассажиров и других участников движения, кроме водителей, для них также предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Если пострадавших нет, но авария произошла из-за того, что пешеход, нарушив ПДД, создал помеху для транспортных на него наложат взыскание размером в 1000 рублей. А за создание пешеходом аварийной ситуации в которой нанесён людям лёгкий или средний вред здоровью налагается штраф в 1000 – 1500 р.
Когда другим людям причинён тяжкий вред, или есть погибшие, то наступает уголовная ответственность. Если потерпевшие только тяжело ранены максимально возможное наказание – 2 года лишения свободы, альтернативные меры – ограничение свободы, принудительные работы или арест.
Если погиб один человек – виды наказания те же, за исключением ареста, но максимальный срок может достигать 4 лет. В случае виновности в аварии, в которой погибли несколько лиц максимальный срок заключения возрастает до 7 лет, принудительных работ – до 5, ограничение в свободе не применимо.
Статьи в тему:
Какое наказание за ДТП в каких случаях применяется и когда за аварию не наказывают
Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей
Автомобили и другие транспортные средств согласно российскому законодательству – это источники повышенной опасности. Поэтому их владельцы, при причинении вреда другим при использовании ТС обязаны возместить ущерб независимо от своей виновности.
При этом ответственность автолюбителей страхуется по ОСАГО, это обязательно условие использования транспорта. В таком случае ущерб в размере, ограниченном законом, возмещает страховая компания, с которой причинитель вреда заключал договор страхования, то есть требовать компенсации надо от неё. Имейте это в виду.
К сожалению, не все владельцы ТС выполняют свою обязанность по страхованию. Но этим они сами себя наказывают, так как в случае аварии на возмещение ущерба им придётся тратить собственные средства. Правда, и потерпевшему получить возмещение от физического лица бывает труднее чем от компании.
Мнение эксперта
Андреев Андрей Борисович. Юрист с 15-летнем опытом работы в Международном Арбитражном суде
Проработал в Международном Арбитражном суде 15 лет, в должности Заместитель Председателя. Большой опыт претензионно-исковой работы. На данный момент занимается, в том числе, спорами о нарушении ПДД, возмещении ущерба в результате ДТП, привлечении к административной ответственности, составлением претензий и жалоб.
Но если виновником аварии признан пешеход, то он отвечает за вред, который претерпел водитель в аварии. А ответственность пешеходов не страхуется, поэтому платить придётся из своего кармана. Но за вред пешеходу и в этом случае автовладелец заплатит.
Резюме
Наезд на пешехода может стать причиной неосторожности самого гражданина либо нарушения ПДД со стороны водителя. От установления вины в аварии и тяжести наступивших последствий зависит ответственность и порядок возмещения ущерба. Виновный пешеход будет обязан возместить имущественный и физический вред через суд. Для водителя меры воздействия будут существенно строже – в зависимости от обстоятельств ему грозят административные или уголовные санкции.
Если вам нужна помощь при возмещении ущерба, причиненного наездом на пешехода, обращайтесь за помощью к нашим специалистам. Мы возьмем на себя оформление документов на возмещение вреда, поможем обжаловать протоколы и постановления для установления истинного виновника аварии. Получить консультацию вы можете по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи.
ВНИМАНИЕ!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.
В таком случае можно с большой вероятностью сказать, что виновником признают водителя. Хотя, это можно сказать про любую аварию, в которой пострадал пеший участник движения. Но единственным нарушением пешеходом ПДД на пешеходном переходе может быть только его движение на красный свет. В остальных случаях, вина безоговорочно ложится на водителя, так как водитель обязан снижать скорость перед ним.
Исключения составят случаи, когда будет доказано, что предугадать и предотвратить столкновение не было никакой возможности (например, человек выскочил из-за стоящего автомобиля). Ведь пешеход должен был убедиться в безопасности своих действий перед переходом. Но если ДТП случилось на пешеходном переходе, оправдаться водителю этим очень сложно.
Статья в тему: Кто виноват и какое грозит наказание виновнику, если ДТП случилось на пешеходном переходе + статистика по таким авариям за 2016 год
Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.
И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД (а именно П.4.3 или П.4.5), пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.
— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.
Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.
Что делать, если сбил пешехода?
Важное уточнение заключается в том, как реагировать на паническое поведение пешехода на дороге. К примеру, если резко отвернуть в сторону от пешехода, но вылететь на полосу встречного движения и там убить водителя и пассажиров встречного автомобиля или других пешеходов, то суд расценит это как более тяжкую аварию.
Выбирать приходится из двух зол: лучше «поймать» на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.
ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный русский мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно «гудеть» сигналом и переключить свет в «дальний» режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.
Самая сложная ситуация, которая может произойти с водителем, это если он сбил пешехода. Как действовать в такой ситуации, зависит от того, насколько серьезно пострадал человек, и находится ли сам водитель после аварии в сознании.
Внимание! Согласно правилам дорожного движения (далее – Правила), если вы, находясь за рулем автомобиля, сбили человека, вы обязаны выполнить следующие действия:
- немедленно остановите транспортное средство на месте ДТП, не меняя место нахождения ТС. Если вы покинете место происшествия, вам грозит потеря прав на управление автомобилем или более серьезное наказание;
- сразу же обратите внимание на состояние пешехода. Если он получил травмы, немедленно вызывайте бригаду скорой помощи. После позвоните в ГИБДД и сообщите о дорожно-транспортном происшествии и месте, где оно произошло;
- на следующем этапе побеспокойтесь о свидетельских показаниях. Если на месте аварии есть очевидцы, возьмите у них следующие сведения: личные данные, адрес проживания, номер телефона, по которому с ними можно связаться для уточнения ситуации и вызова на судебное заседание для дачи показаний;
- далее обратите внимание на место аварии. Постарайтесь найти и зафиксировать следы экстренного торможения. Для этого установите возле него знак экстренной остановки. Таким образом, водители других ТС, проезжающих в этом месте, не смогут его затереть до того, как тормозной путь зафиксируют сотрудники ГИБДД. Наличие следов экстренного торможения свидетельствует о том, что вы пытались сделать все возможное, чтобы избежать столкновения с пешеходом, тем более, если пострадавший сбит на пешеходном переходе;
- внимательно осмотрев место ДТП, постарайтесь найти все следы или предметы, которые тем или иным образом относятся к происшествию. В дальнейшем, при осмотре места происшествия инспектором, эти предметы могут стать объяснением обстоятельств аварии. Кроме того, все, что связано с обстоятельствами ДТП, пригодится при оформлении компенсации в страховой компании;
- побеспокойтесь о наличии фотографий и видеосъемок с места происшествия. До того как на вызов приедут сотрудники ГИБДД, проведите сьемку, зафиксировав тем самым все моменты, связанные с происшествием: местонахождения пешехода, положение авто, осколки, следы, прочее;
- по прибытии на вызов сотрудники ГИБДД осмотрят место события и составят протокол. Ваша задача – активно участвовать в его составлении и поиске доказательной базы;
- в разговоре с инспекторами будьте тактичны и сдержаны. Не бойтесь контролировать процесс оформления ДТП. Если вы заметите какие-либо неточности в описании событий, укажите на них инспектору.
В результате происшествия получить травму может не только пешеход, но и сам водитель. Иногда полученные травмы оказываются серьезными, и поэтому водитель не может самостоятельно зафиксировать все необходимые моменты аварии, не участвует в осмотре места происшествия и составления протокола.
В такой ситуации следует воспользоваться помощью юриста, который занимается делами, связанными с автомобильными авариями. Все дальнейшие рассмотрения ситуации будут происходить при участии этого специалиста.
Аварии с участием пешеходов – не редкость, но самое страшное, что часто они заканчиваются смертью потерпевшего. Невыполнение автолюбителями элементарных правил дорожного движения приводит к тому, что страдают добропорядочные пешеходы, которые передвигались по тротуару или переходили дорогу в правильном месте.
Наезд на пешехода карается по закону, особенно если речь идет о происшествиях со смертельным исходом. В этом случае водители привлекаются к уголовной ответственности.
Многие нарушители считают, что, скрывшись с места аварии, они смогут избежать наказания, но это не так. В наше время найти водителя-убийцу не так уж сложно. Сделать это можно благодаря большому количеству камер видеонаблюдения или видеорегистраторов, а также показаниям очевидцев. Если произошла такая трагическая ситуация, нужно знать, как правильно себя вести.
Учтите! Что нужно делать водителю, сбившему пешехода:
- остановиться, выйти из машины, включить аварийные сигналы, обозначить место ДТП специальным знаком;
- далее осмотреть потерпевшего. Проверить у него наличие признаков жизни – нащупать пульс на руке или на шее. Если человек жив – оказать первую помощь;
- сообщить о происшествии в полицию и вызвать скорую помощь;
- позвонить своему юристу и попросить его подъехать к месту аварии. Его роль важна при заполнении протокола и других документов. Водитель имеет право не давать показания без присутствия своего юриста, хоть сотрудники ГИБДД и могут настаивать на обратном. Любой гражданин имеет право на защиту, даже если в результате аварии погиб человек.
Какое наказание применимо к водителю, по чьей вине погиб человек?
Если в результате ДТП погиб пешеход, водитель будет отвечать по нормам уголовного законодательства.
Запомните! В ст. 264 УК РФ говорится о следующем:
- если лицо, которое, управляя машиной, трамваем или иным ТС, нарушило Правила, или при использовании ТС причинен тяжкий вред здоровью, виновника накажут ограничением свободы сроком до 3-х лет или принудительными работами на срок до 2-х лет. При этом его лишат права занимать конкретные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет или без такового. Также нарушителю может грозить арест сроком до полугода или тюремный срок до 2-х лет. При этом человек лишается права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью. Срок последнего наказания – до 3- х лет или без такового;
- если водитель совершил деяния, указанные в части первой ст. 264 УК РФ, находясь в состоянии опьянения, что привело к причинению тяжкого вреда здоровью человека (по неосторожности), ему грозит следующее наказание – принудительные работы на срок до 3-х лет. Также он лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет. Наказанием в данном случае может стать лишение свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
- за деяния, которые предусмотрены ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшие за собой смерть человека, водитель наказывается принудительными работами на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет. Также наказание может заключаться в тюремном сроке до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
- если водитель совершил деяния, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, находясь в состоянии опьянения, что в результате привело к смерти человека, виновнику аварии грозит тюремный срок от 2-х до 7-и лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
- когда в результате совершения деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 264 УК РФ, (по неосторожности) погибают два или больше человек, наказанием для виновного становятся принудительные работы сроком до 5 лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет. Также наказанием может стать лишение свободы сроком до 7-и лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
- за совершения деяний, согласно ч. 1 ст. 264 УКРФ, человек, который в состоянии опьянения совершил наезд на пешеходов, в результате чего погибли от двух и более лиц, будет отправлен в тюрьму на срок от 4-х до 9-ти лет. Он лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Транспортное средство само по себе уже является источником повышенной опасности для человека. Избежать наказания за совершение наезда на пешехода получится только в том случае, если докажут невиновность водителя.
В случае гражданской ответственности водителю потребуется компенсировать урон, нанесенный человеку в результате ДТП. Если речь идет об уголовной или административной ответственности, то ответ придется держать перед государством.
Чтобы доказать свою невиновность, автолюбителю потребуется выполнить следующие действия:
- подготовить доказательную базу, которая подтверждает, что виновником аварии является непосредственно пешеход. В качестве доказательства используются записи с видеорегистратора, показания очевидцев или пассажиров автомобиля. Нужно использовать все возможное;
- на основании зафиксировано тормозного пути доказать, что водитель соблюдал правила дорожного движения (так после измерения длины тормозного пути можно доказать, что скорость ТС превышена не была);
- принимать активное участие в составлении протокола, обращать внимания на все данные, которые записывают инспекторы. Если с чем-то водитель не согласен, он может сделать в протоколе соответствующую запись;
- связаться с адвокатом. Сделать это необходимо в том случае, если в результате наезда пешеход сильно пострадал или погиб. Лучше, если адвокат прибудет на место аварии и будет участвовать в осмотре места ДТП.
Важно! Если речь идет о привлечении водителя к уголовной ответственности, без адвоката не обойтись.
Если обратиться просто к опытному юристу, он сможет оказать помощь, например, в вопросе с выплатой компенсации. Но если речь идет об уголовной ответственности, то защищать интересы водителя в суде сможет только адвокат.
Полезные советы пешеходу – участнику ДТП
Есть три ситуации, когда произошедшее трактуется как наезд или ДТП с пешеходом:
Вариант ситуации | Описание |
Допущена водителем | ДТП, во время которого водителем транспортного средства допущена возможность столкновения с гражданами, двигающимися пешком. |
Допущена самим пешеходом | Когда человек сам столкнулся с двигающимся автомобилем. |
Из-за несоблюдения правил перевозки грузов или в связи с техническим состоянием ТС | Столкновение человека и грузов, перевозимых машиной. По статистике травмы от небольших грузов наблюдаются чаще. Внимание пешехода меньшей степени привлекается малогабаритными объектами, поэтому количество столкновений с ними больше (доски, трубы, кирпичи, стройматериалы).
К таким ДТП относятся также случаи, когда человека травмирует отлетевшая деталь автомобиля (колёса, бампер и пр.). |
- обеспечить перевозку грузов согласно установленным нормам безопасности;
- следить за исправным техническим состоянием машины;
- на участках повышенного внимания (переходы, придворовые территории) принять меры для обеспечения безопасности своей и окружающих, уменьшить скорость, убедиться в отсутствии пешеходов.
Водителю следует знать правило, применяемое по умолчанию: при любом наезде на граждан на пешеходном переходе виновником будут считать именно его. Вина же пешехода будет, когда докажут, что он шёл на автомобиль с умыслом, например, бросался под колеса, имитируя ДТП для того, чтобы потом шантажировать автомобилиста или получить денежное возмещение. Но даже в подобных ситуациях водитель будет полностью защищён, только когда ДТП фиксировалось видеорегистратором или прочими устройствами и при наличии неоспоримых доказательств отсутствия его вины.
Отличия происшествия вне пешеходного перехода и на нем состоят в том, что в первом случае можно успешно доказывать вину пешехода (переход проезжей части на неположенном для этого участке, в алкогольном опьянении и пр.). Если это доказать, то с самого же бросившегося на машину человека можно взыскать ущерб, если он повредил её, а водитель будет полностью освобождён от наказания.
Во втором случае это сделать невозможно, так как по умолчанию именно автолюбитель должен обеспечить при любых обстоятельствах безопасность граждан на пешеходном переходе во время движения его машины. Исключение составляют случаи мошенничества со стороны пешехода, когда он специально бросается под колеса, чтобы сымитировать ДТП.
При проезде пешеходного перехода автомобилист обязан удостовериться в безопасности манёвра. При этом неважно, какой это участок, регулируемый или не регулируемый. Все виды ответственности могут применяться вместе к одному водителю. Они не исключают друг друга, например, водитель обязан по одному и тому же ДТП компенсировать ущерб по гражданскому иску, оплатить админштраф за нарушение ПДД и понести наказание уголовного характера.
Есть 3 вида ответственности за данное правонарушение: административная, гражданская, уголовная.
Ответственность | Описание |
Гражданская | Водитель обязан возместить затраты на лечение, погасить моральный/материальный ущерб, компенсировать вред здоровью и иные издержки пострадавшего, включая упущенную выгоду.
С другой стороны, если в ДТП виновен пешеход, то он должен возместить водителю убыток. Пострадавший вправе подавать гражданский в уголовном процессе или отдельно (после вступления приговора в силу) для возмещения ущерба. |
Административная | В КоАП данному нарушению посвящена ст. 12.24. Она предусматривает санкции в виде штрафов в случае лёгких и средней тяжести телесных повреждениях пешеходу, а именно:
|
Уголовная | Применяется, когда сбитый получил тяжёлые травмы, опасные для жизни и здоровья или погиб (ст. 264 УК). Санкции, в зависимости от степени тяжкости телесных повреждений, такие:
При происшествиях на дороге уголовная ответственность применяется и когда ДТП произошло по неосторожности или по халатности водителя. |
В нашем случае, при наезде на пешеходном переходе, вариантов для водителя крайне мало. Речь может идти только о смягчении наказания. По закону (ст. 12.24 КоАП, ст. 264 УК) водитель всегда ответственен за наезд в этом месте, прав он или неправ. В этом случае он неправ, поскольку по умолчанию он всегда должен позаботиться о безопасности, проезжая переход – это правило не имеет исключений. Даже если погодные условия и обстоятельства крайне неблагоприятные, он должен учесть это, не допустив аварии.
Если авария произошла, то следует позаботиться, чтобы суд признал ущерб лёгкими повреждениями или же, чтобы наказание ограничилось только админштрафом. Это самый лучший вариант в данной ситуации. Лишь в исключительных случаях автомобилиста при наезде на переходе могут признать полностью невиновным. Водитель избежит ответственности, если будет доказано, что гражданин сам бросился под авто с целью шантажа или пытаясь совершить самоубийство.
Практика судебных процессов и работы ДАИ свидетельствует о том, что водителя пытаются сделать виновным во всех случаях, даже если авария случилась не на пешеходном переходе, человек пересекал проезжую часть в недозволенном месте и в подобных случаях. Если автомобилист не сбил пострадавшего, а слегка его задел или вообще успел остановиться за несколько сантиметров от него, то его могут обвинить только в превышении скорости и в нарушении ПДД (административная и гражданская ответственность).
Во всех случаях, когда автомобилист не виновен, ему необходимо позаботиться о предоставлении данных видеорегистратора сотрудникам ДАИ, а также просить свидетелей дать показания о происшествии. Он имеет право требовать от ДАИ назначения автотехнической экспертизы (впрочем, она проводится ими по умолчанию) или нанимать экспертов за свои деньги, если у него есть сомнения в правдивости полицейских заключений. Нужно помнить, что доказательства потребуется подавать не только правоохранительным органам, но и готовить их для суда.
Главное, что надо доказать в суде, это то, что в ДТП виноват не автомобилист, а пешеход, создавший ситуацию, когда водитель не имел возможности по независящим от него причинам предотвратить ДТП. Это сложно сделать, так как презумпция невиновности, хотя и действует, но традиционно водителя винят, даже если обстоятельства аварии ещё не рассмотрены. Несмотря на презумпцию невиновности в правоохранительных органах и судах есть негласное правило «виновен всегда водитель». Оно берет своё начало от принципа приоритетности прав пешехода. В нашем случае доказать невиновность почти невозможно, так как авария произошла на пешеходном переходе.
Положения закона, процессуальные инструменты и обстоятельства, которыми можно оперировать для смягчения санкций:
- возможность избежать столкновения определяется только экспертизой. Не следует сразу же давать точные цифры в показаниях относительно расстояния до пешехода, его движения по дороге и пр., потому что они закладываются в расследование и потом их трудно опровергнуть. Кроме того, в стрессовой обстановке водитель не в состоянии отобразить ситуацию адекватно. Лучше сначала проконсультироваться с экспертами по ДТП;
- данные с камер видеонаблюдения, видеорегистратора, показания свидетелей могут существенно смягчить вину, например, если будет доказано, что пешеход шёл на запрещённый сигнал светофора;
- гражданам запрещается выбегать внезапно даже на нерегулируемый переход, не убедившись в безопасности. Это предписывает п. 4.14 ПДД. Данное положение является одним из пунктов защиты автомобилиста.
Как было упомянуто выше, подобный вид происшествия может повлечь за собой от простого испуга, до таких видов наказания, как:
- Лишение прав или штраф.
- Если в результате произошла смерть пешехода, либо получены тяжелые увечья, то наступает уголовная ответственность.
- Возмещение морального и материального ущерба в порядке гражданского законодательства.
В ней указаны виды нарушений и наказаний для участников ДТП с наездом на человека.
Вид нарушения |
Наказание (трезвый водитель) |
Наказание (водитель в состоянии опьянения) |
Не пропустил пешехода |
Штраф от 1,5 до 2 тыс. руб. |
Штраф 30 тыс. или лишение прав до 2 лет |
Испорчено имущество пешехода |
Возмещение ущерба |
|
Легкий вред здоровью |
Штраф от 2,5 до 5 тыс. руб. или лишение до 1,5 лет |
Наказание по статьям КоАП 12.8 и 12.24 |
Средний вред |
Лишение от 1г 6м до 2 лет или штраф от 10 до 25 тыс. руб. |
КоАП ст. 12.8 и 12.24 |
Тяжкий вред |
Огр. Свободы до 3 лет, принуд. работы до 2-х лет, арест до 6 мес. или лишение свободы до 2-х лет |
Лишение своб. до 4-х лет или принуд. работы до 3-х лет |
Пешеход умер |
Лишение своб. до 5 лет или принуд. работы до 4-х лет |
Лишение своб. от 4 до 9 лет |
Смерть более 1 человека |
Принуд. работы до 5 лет, либо лиш. своб. до 7 лет |
Лишение своб. от 4 до 9 лет |
Пешеход сбит умышленно с тяжким вредом |
Лишение свободы до 8 лет |
|
Смерть пешехода, сбит умышленно |
До 15 лет лишения свободы |
|
Виноват пешеход (переходил дорогу в неположенном месте) |
Возмещение ущерба пешеходу, независимо от того, виноват водитель или нет, а также возможно возмещение ущерба автомобилю пешеходом |
Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.
Распространенная ситуация для водителей – наехал на пешехода на обозначенном переходе. Здесь пешеход оказывается прав всегда, а вина полностью на водителе.
При этом нарушаются следующие пункты ПДД:
- 14.1 – при наезде на нерегулируемом переходе;
- 14.2 – в зоне регулируемого перехода со светофором;
- 10.1 – универсальный пункт ПДД, описывающий выбор скорости движения для предотвращения опасных ситуаций.
Наезд на пешехода в ситуациях – наказания и как их избежать?
Для водителя будет наказание в виде штрафа 1500-2000 рублей за то, что не пропустил пешехода. Эта мера может осуществляться по системе видеофиксации.
При этом наступает гражданская ответственность. Переходящий дорогу человек может упасть, испачкать одежду, либо была сбита его собака. Тогда потребуется возмещение ущерба по расходам потерпевшего.
Водитель может лишиться прав, но это не обязательное наказание. Ему могут вменить:
- Штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей за легкий вред здоровью.
- Лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.
Такие меры не отменяют возмещения ущерба пострадавшему за имущество и здоровье. Легким вредом считается незначительная утрата здоровья или работоспособности. Такой документ выдается в медицинском учреждении, где проходил лечение пострадавший.
Такие меры могут быть в следующих случаях:
- Пешеходу нанесен тяжкий вред.
- Наступила смерть пешехода.
При этом не важно, сбит пешеход или погибли люди в другом автомобиле. Тяжким вредом в этом случае считаются:
- Последствия – шрамы на лице человека.
- Утеря трудоспособности свыше 1/3, или профессионального навыка.
- Потеря слуха, зрения или функции другого органа.
- Травма, опасная для жизни.
- В результате происшествия сбита беременная женщина, и ее плод погиб.
- Психические расстройства.
При причинении тяжкого вреда судья может вынести, по своему убеждению, наказание водителю — принудительные работы или лишение свободы. Но при этом играет роль состояние опьянения, в зависимости от которого назначаются уголовные статьи.
Если опьянения нет, то за тяжкий вред при наезде на человека возможны следующие меры:
- До 3 лет ограничения свободы.
- До 2 лет принудительных работ.
- Арест до 6 месяцев.
- До 2 лет лишения свободы.
Описанные наказания установлены в Уголовном кодексе в статье 264 ч. 1.
Но если водитель оказался в нетрезвом виде, то ответственность будет более серьезной, и назначается в соответствии с той же статьей, но по части 2:
- До 3 лет принудительных работ.
- До 4 лет нахождения в колонии.
Случайное столкновение автолюбителя с пешим индивидом входит в разряд серьезных нарушений правил дорожного движения. На первый взгляд крайним оказывается водитель, которому надлежит быть предельно внимательным на дороге. Так как для удобства обзора проезжей части на машине установлены зеркала заднего вида и боковые, а также имеется доступ к просматриванию улицы спереди, у водителя обнаруживается ряд преимуществ.
Однако в вопросе с наездом на пешехода неправыми могут оказаться обе стороны. Чтобы понять, кто пренебрег правилами, следует учесть следующие нюансы:
- переходил ли человек дорогу в неположенном месте или по «зебре»;
- начал ли автолюбитель движение на красный свет;
- возникла ли какая-то неисправность в управлении транспортным средством во время движения, что повлекло за собой невозможность своевременной остановки;
- имели ли место игры/прогулки, неположенные на проезжей части.