Учредителем государственного образовательного учреждения является

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учредителем государственного образовательного учреждения является». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Учредители образовательных учреждений

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

Нужно четкое определение понятия учредитель образовательной организации.

  • Написать письмо Президенту Российской Федерации Путину
  • Написать письмо Премьер министру Мишустину
  • Написать письмо в Совет Федерации Российской Федерации
  • Написать письмо в Государственную думу Российской федерации
  • Написать письмо в Генеральную прокуратуру
  • Написать письмо в Следственный комитет
  • Написать письмо в ФСБ России
  • Написать письмо в Общественную палату
  • Написать письмо в Верховный Суд
  • Написать письмо в Конституционный Суд
  • Написать письмо в Роскомнадзор
  • Написать в Роспотребнадзор
  • Написать в Росздравнадзор
  • Написать в ФАС
  • Написать в Росимущество
  • Написать в Росфинмониторинг
  • Написать в Минтруда
  • Написать в Таможенную службу
  • Написать в Налоговую службу

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комментируемая статья закрепляет общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Следует отметить, что до принятия комментируемого закона, законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на все юридические лица образовательной сферы.

Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении.

В связи с этим, законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Не видится серьезных препятствий для решений возникшей проблемы путем использования расширительного, обобщающего понятия, с учетом объективных предпосылок к увеличению видов и форм юридических лиц в сфере образования.

Отметим, что Закон под образовательной организацией понимает некоммерческую организацию, осуществляющую в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

Исходя из этого, сообразно некоммерческим целям образования, логично определяет, что образовательные организации могут быть образованы в одной из форм, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Как следует из ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Категория «учреждение» выступает родовым понятием по отношению к возможным организационно-правовым формам образовательных организаций как организаций некоммерческих. Практика создания образовательных организаций подтверждает, что в настоящее время организационно-правовой формой создания образовательной организации является именно учреждение.

От надлежащего функционирования государственных и муниципальных учреждений зависит, прежде всего, состояние публичного порядка, а уже потом — стабильность гражданского оборота. В связи с этим, учреждения можно рассматривать как основные каналы реализации публичных функций.

На современном этапе остро встает вопрос о поиске более гибких форм учреждений, позволяющих в зависимости от возложенных на них задач и сферы деятельности наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы. Данная проблема может решаться только в рамках соответствующей типизации действующих учреждений, персонально ориентируя предлагаемый правовой статус под собственные нужды и решаемые задачи. Деление учреждений на частные, с одной стороны, и государственные и муниципальные, с другой, является первым уровнем легальной типологии юридических лиц данной организационно-правовой формы, проводимой по субъектному составу.

В основу классификационного критерия для деления учреждений, и соответственно, образовательных организаций, положена форма собственности, на основе которой создана образовательная организация. В свою очередь, форма собственности определяет и учредителя образовательной организации.

Исходя из многообразия форм собственности, закрепленных на конституционном уровне, образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственной образовательной организацией является организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальной — созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). В свою очередь, частной образовательной организацией является организация, созданная учредителем (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями), кроме иностранных религиозных организаций), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Некоторым образовательным организациям, закон придает особую роль и значение при выполнении публичных функций, что отражается также на особом статусе учредителей таких юридических лиц.

1) образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Поэтому такие образовательные организации могут создаваться только Российской Федераций, и соответственно, основаны на государственной федеральной форме собственности.

2) образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (учебно-воспитательные учреждения). Такие организации могут быть образованы как на федеральном, так и региональном уровнях, и соответственно, могут быть созданы Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• муниципальные;

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Статья 24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:

1) образовательными организациями;

2) научными организациями и иными организациями (далее — организации, осуществляющие обучение) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида (категории).

3. Научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

4. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, к осуществлению образовательной деятельности допускаются индивидуальные предприниматели.

Статья 25. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в одной из следующих форм: государственного, муниципального учреждения; бюджетного учреждения; частного учреждения; автономной некоммерческой организации.

2. Учредителями образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) юридические лица, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) физические лица. Образовательная организация, в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, автономного или казенного).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (муниципальным районом и городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования.

Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

6. Образовательные организации всех типов и видов, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут создаваться только Российской Федерацией.

7. Образовательные организации, реализующие образовательные программы для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

8. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

9. Образовательная организация создается и проходит государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и проходят государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь устав как учредительный документ, где содержатся установленные ею правила, которые разрабатываются и принимаются учредителем (или учредителями). В нем содержится следующая информация:

  • 1) тип образовательной организации с учетом ее организационно-правовой формы;
  • 2) наименование образовательной организации (полное и сокращенное);
  • 3) учредитель (или учредители и их состав);
  • 4) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • 5) юридический адрес (место нахождения образовательной организации);
  • 6) структура органов управления, полномочия и их компетенции, порядок и сроки формирования;
  • 7) язык, на котором ведется преподавание и воспитание;
  • 8) порядок предоставления платных образовательных услуг;
  • 9) порядок распоряжения имуществом образовательной организации;
  • 10) осуществление предпринимательской деятельности;
  • 11) права и обязанности обучающихся (родителей, законных представителей);
  • 12) порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации.

Министерство образования и науки РФ в связи с принятием и вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разъяснило вопросы по переименованию образовательных учреждений и внесению этих сведений в устав образовательных организаций в соответствии с указанным законом не позднее 1 января 2016 г. Это правило вводится в связи с тем, что в этом федеральном законе используется понятие «образовательная организация», так как теперь она может создаваться не только в виде учреждения, а в иной организационно-правовой форме некоммерческих организаций.

Наименование образовательной организации согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» должно содержать:

  • 1) организационно-правовую форму;
  • 2) тип образовательной организации;
  • 3) указание на собственника имущества.

Например: муниципальное (собственник) общеобразовательное (тип образовательной организации) учреждение (организационно-правовая форма); или государственное (собственник) учреждение (организационно-правовая форма) дополнительного образования детей (тип образовательной организации); или федеральное (собственник) автономное учреждение (организационно-правовая форма) высшего образования (тип образовательной организации).

Включение в наименование образовательной организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, возможно только на основании разрешения Правительства РФ. Таким образом, переименование образовательного учреждения связано с приведением в соответствие его типа и организационно-правовой формы согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Однако в указанном выше Письме Минобрнауки России делается оговорка, что Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия – «организация», следовательно, слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

В связи с тем, что Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием создаются на базе принадлежащего им имущества образовательные автономные учреждения, их наименования должны содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июля 2013 г. № ДЛ – 187/17).

Утверждение устава образовательной организации имеет определенные особенности: учредительный документ принимается общим собранием работников и представителей обучающихся, утверждается федеральным органом исполнительной власти или органами местного самоуправления, в ведении которого находится образовательная организация. В зависимости от учредителя устав утверждается:

  • Правительством РФ при создании федеральных бюджетных образовательных организаций;
  • высшим исполнительной органом государственной власти субъекта Российской Федерации при создании бюджетной образовательной организации субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования при создании муниципального бюджетного учреждения;
  • учредителем (каким-либо публично-правовым образованием) при создании автономного учреждения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Министерство образования Тульской области

Шевелева Алевтина Александровна, министр образования Тульской области
Телефон: 8(4872)56-38-20

Несмотря на то что в некоторых случаях прямых полномочий по решению управленческих вопросов у учредителя может не быть, у него остаются мощные инструменты воздействия на учреждение, поскольку от него зависит установление государственного (муниципального) задания и определение объема финансирования. К тому же учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя учреждения, т. е. при необходимости может его уволить, вынести ему дисциплинарное взыскание и т. д.

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Согласно ст. 11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учредителями ОУ могут быть:

  1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
  4. физические лица.

Таким образом, учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются их учредителями. Но поскольку публичное образование не может действовать само по себе, его полномочия и функции реализуются через систему органов власти. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

В случае реорганизации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.

Функции и полномочия учредителя ОУ, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, осуществляются, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Де-факто функции и полномочия учредителя образовательной организации практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования. По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием, по вопросам наделения имуществом — органы управления имуществом, по вопросам создания, ликвидации и изменения типа учреждения — высшие исполнительные органы государственной власти или администрация муниципального образования.

Теоретически полномочия учредителя могут быть у любого органа, однако, как правило, большая часть полномочий и функций учредителя ОУ сосредоточена в ведомственном органе управления — управлении образованием.

На практике в уставе общеобразовательного учреждения в качестве органа, выполняющего функции учредителя, называется один орган управления, которому подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования: комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация и др. Иными словами, орган управления, названный в уставе учредителем, как правило, является таковым только номинально.

В некоторых муниципальных образованиях нет профильных органов управления — их функции выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления. Такая ситуация правомерна. Однако в данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Значимость полномочий учредителя с точки зрения управления ОУ вытекает из того факта, что учредитель — это лицо, от которого зависит сам факт существования учреждения, его тип как государственного (муниципального) учреждения и тип как образовательного учреждения.

Из этого правила есть несколько исключений. Учредитель не может единолично принять решение о переходе ОУ в статус автономного -для этого необходимо согласие самого учреждения. Кроме того, ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей относящихся к нему населенных пунктов.Наиболее значимым документом ОУ, определяющим в целом его деятельность, является устав . В вопросах принятия устава учреждение любого типа, будь оно автономным, бюджетным или казенным, полностью зависит от своего учредителя. Любые ограничения, которые учредитель пожелает видеть в уставе, неизбежно в нем появятся.

Тем не менее образовательные учреждения находятся в этом отношении в более выгодном положении, чем учреждения иных сфер. Согласно п. 2 ст. 13 и подп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устав ОУ в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается коллективом учреждения и только потом утверждается его учредителем.

Порядок создания , реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений устанавливается соответствующим публично-правовым образованием: Правительством РФ для федеральных учреждений, высшим исполнительным органом субъекта РФ для региональных учреждений, муниципальной администрацией для муниципальных учреждений.

Учредитель имеет существенные полномочия в отношении руководителя ОУ. Именно учредитель назначает руководителя учреждения любого типа, заключает с ним трудовой договор, а также выполняет иные функции работодателя: устанавливает размер заработной платы, назначает премии, предоставляет отпуск, увольняет и т. д.

Примечательно, что учредителю закон предоставляет больше оснований для увольнения руководителя ОУ, чем руководителю для увольнения работника. Конечно, при назначении руководителя уполномоченный орган выбирает то лицо, которое представляется ему наиболее подходящим для этой должности. Однако если данный орган посчитает, что ошибся или утратит доверие к руководителю, то он в любой момент может его сменить.

Учредитель также имеет право определять размеры и условия оплаты труда работников ОУ, т. е. фактически управлять теми или иными элементами системы оплаты труда в учреждении. Указанные полномочия закреплены в Федеральных законах от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Закон № 131).

Согласно п. 2 ст. 26.14 Закона № 184-ФЗ «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации», а согласно п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений».

Согласно законодательству, учредитель решает вопросы, связанные с распоряжением имуществом и совершением сделок ОУ, а именно:

  • согласует передачу бюджетным и автономным учреждениями в случаях, установленных законом, имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом в качестве их учредителя или участника;
  • согласует заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для бюджетных учреждений; участвует в лице своего представителя в принятии решения по заключению сделок наблюдательным советом автономного учреждения; согласует заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для казенного учреждения.

Учредитель (учредители) образовательного учреждения

  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

  • Какова дисциплинарная и материальная ответственность работников образовательных учреждений?
  • Какие документы необходимы для открытия детского оздоровительного учреждения на время каникул?
  • По каким направлениям проводится проверка оказания платных образовательных услуг?
  • Каковы новые санитарные требования к дошкольным организациям?
  • Каков порядок проведения экспертизы учебников?
  • Какими правами в пределах своей компетенции обладает директор средней общеобразовательной школы?
  • Каковы условия награждения учащихся золотыми и серебряными медалями?
  • Кто может быть учредителем образовательного учреждения?
  • Каковы права и ответственность педагогического совета?
  • Что такое педагогическая интеллектуальная собственность?
  • Можно ли опротестовать назначение директора?
  • Учитель информатики создал школьный сайт, который зарегистрировал на свое имя. Имеет ли право учитель информатики закрыть сайт, является ли это его интеллектуальной собственностью?
  • В чем заключаются преимущества инновационной школы-интерната в работе с одаренными детьми перед инновационным общеобразовательным учреждением – школой с углубленным изучением отдельных предметов, гимназией, лицеем?
  • Могут ли учащиеся иметь интеллектуальную собственность, если вместе с учителем участвовали в создании творческих работ, компьютерных программ и игр, изобретении и т.п.?
  • Какова роль врачебной профессиональной консультации при определении профиля обучения?
  • Кто ответственен за несоблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении?
  • В чем преимущество модульного обучения перед традиционным?
  • Каковы новые утвержденные правила аттестации учителей?
  • Имеет ли право образовательное учреждение на пользование финансовыми и материальными средствами?
  • Каков порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком работникам образовательных учреждений?
  • Администрация муниципального образования определила муниципальное учреждение – районное управление образования как уполномоченный орган управления в сфере образования от имени органов местного самоуправления муниципального образования. Законно ли это?
  • Муниципальное учреждение – районное управление образования наделено районным советом полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в сфере образования района, то есть получило государственные полномочия контроля и надзора. Правомочно ли это?

Права и обязанности учредителя варьируются в зависимости от организационно-правовой формы организации. Более того, правовой статус учредителя применительно к различным видам организаций одной и той же организационно-правовой формы может иметь существенные отличия.

В качестве примера рассмотрим правовой статус учредителя учреждения, поскольку в этой организационно-правовой формы создается большинство образовательных организаций.

В правовом статусе (права, обязанности, ответственность) учредителя учреждения можно выделить права и обязанности, не зависящие от вида учреждения, и те элементы статуса, которые зависят от вида учреждения.

Полномочия учредителя образовательной организации нормативно урегулированы фрагментарно, в связи с чем он фактически самостоятельно определяет свою компетенцию, закрепляя соответствующие полномочия в уставе организации. Кроме того, даже при реализации нормативно урегулированных полномочий учредителя зачастую остается широкое поле его усмотрения.

Особенно ярко возможности учредителя проявляются в отношении государственных и муниципальных учреждений. Так:

1. Учредитель выдает бюджетным и автономным учреждениям государственное (муниципальное) задание, а также доводит финансовые средства для его выполнения в форме субсидии. Учредитель вправе по своему усмотрению принимать решения о сокращении государственного (муниципального) задания, это право формально не ограничено законом никакими рамками, реализуется полностью по усмотрению учредителя и является мощным экономическим рычагом воздействия учредителя на учреждение.

2. План финансово-хозяйственной деятельности для бюджетного учреждения утверждается учредителем данного бюджетного учреждения. Имеется возможность передать право утверждения плана самому учреждению, однако на практике такие решения являются редкими исключениями. Учредитель, отказывая в утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности, может полностью контролировать как планируемые доходы, так и расходы учреждения. При этом план финансово-хозяйственной деятельности может быть детализирован существенно более, чем была детализована ранее существовавшая смета.

Использование учредителем перечисленных полномочий в сфере финансовой деятельности, а также указанного выше права на увольнение руководителя без объяснения причин и полномочий собственника имущества позволяет в достаточно большой мере влиять на подведомственные учредителю учреждения.

Указанные управленческие возможности реализуются учредителем, в свою очередь, с целью достижения поставленных перед ним задач. Например, на уровне муниципального образования стоит задача организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Помимо задач, закрепленных в качестве полномочий федеральным законом, перед органами управления образованием ставятся также различные политические задачи в области повышения качества образовательных услуг (например, достижение определенного охвата детей дополнительным образованием, определенного уровня средней заработной платы педагогов, что необходимо для качественного кадрового обеспечения сферы образования, и т.п). Для решения поставленных задач необходимо формирование эффективной для их решения сети образовательных учреждений (и иных организаций), а также обеспечение эффективного распределения различных видов оказываемых услуг между ними, возможность влиять на развитие сети, на качество оказываемых услуг. Законодательство дает учредителю такие возможности.

Управленческие рычаги на уровне учредителя также необходимо оценивать с точки зрения формирования концепции единых отраслевых показателей эффективности, в том смысле, что показатели эффективности отрасли образования в целом должны коррелировать показателям эффективности региональных и муниципальных систем образования, которые, в свою очередь, предопределяют показатели эффективности работы конкретной образовательной организации и каждого работника. Механизмом реализации такой единой системы показателей эффективности как раз и будут выступать такие инструменты, как программные и политические решения на уровне органов управления образованием, инструмент государственного (муниципального) задания на уровне образовательной организации и инструмент эффективного контракта на уровне работника.

Вместе с этим законодательство предоставляет учредителю широкие возможности, которые могут быть использованы не только для оказания управленческого влияния на подведомственные учреждения, но и для оказания административного давления на руководителя образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (п. 1 ст. 2) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение (АУ) – это государственная (муниципальная) некоммерческая организация, являющаяся учреждением. Когда раньше говорилось о государственном или муниципальном учреждении, всегда имелось в виду бюджетное учреждение (БУ). Сегодня это может быть как БУ, так и АУ.

Это положение отражено в ГК РФ следующим образом: «Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением» (п. 2 ст. 120).

Важно, что на АУ распространяются практически все виды льгот, предусмотренные различными законами для бюджетных учреждений. При этом АУ лишено почти всех ограничений, которые сегодня сопровождают деятельность бюджетного учреждения.

С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» государственное или муниципальное учреждение может быть как бюджетным, так и автономным, так как это два типа одной организационно-правовой формы.

Обратите внимание!

В ряде региональных нормативно-правовых актов и целевых программ говорится только об одной форме: «бюджетное учреждение». Для распространения положений этих актов и программ на автономные учреждения в них необходимо внести изменения, а именно: указать, что нормативно-правовые акты распространяются не на «бюджетные учреждения», а на «государственные и муниципальные учреждения».

Все имущество автономных учреждений в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» находится в государственной или муниципальной собственности и передается автономному учреждению (так же, как и бюджетному) в оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Имущество (в том числе денежные средства), передаваемое автономному учреждению при его создании, должно быть достаточным для осуществления предусмотренной его уставом деятельности.

Автономное учреждение не является собственником, однако имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом с учетом определенных в законе ограничений. В рамках этих ограничений оно может использовать имущество, находящееся у него в оперативном управлении, а учредитель (его органы) не полномочен подменять своими решениями и действиями решения и действия автономного учреждения.

Все имущество, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, делится на следующие категории:

  • недвижимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

  • особо ценное движимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

  • остальное имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление;

  • имущество, приобретенное автономным учреждением за счет привлеченных внебюджетных средств.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности, осуществляемой АУ, и от использования закрепленного за АУ имущества. Со своей стороны автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.

Обратите внимание!

Перечень всего имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения и передаваемого в оперативное управление АУ, отражается в приложениях к форме предложения о создании АУ (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325).

На основании Постановления Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 особо ценным движимым имуществом признается имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей; а также иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление основной деятельности АУ будет затруднено.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Остальным имуществом, в т.ч. недвижимым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Это имущество не является его собственностью, однако права АУ по распоряжению им существенно расширены: «остальное имущество» можно, к примеру, сдать в аренду или продать без каких-либо согласований с учредителем. Бюджетные учреждения не имеют такой возможности.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

При обсуждении Закона «Об автономных учреждениях» законодатели и общественность были обеспокоены решением этого вопроса. Действительно, если бюджетное учреждение несет ответственность за свои действия в пределах имеющихся у него денежных средств, то АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Есть вероятность того, что образовательное учреждение заключит рискованную сделку, не справится с обязательствами и кредиторы получат возможность изъять часть имущества АУ за долги. При этом по долгам может быть изъято имущество, без которого школа не сможет продолжить свою деятельность: здание, мебель, учебное оборудование.

Закон ограждает АУ от подобных ситуаций. Взыскание долгов АУ не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ автономное учреждение не подлежит банкротству: «Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)».

Таким образом, АУ отвечает за долги своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и от взыскания, согласно ст. 120 ГК РФ.

Если же у АУ нет никакого имущества, кроме указанного выше, долг повисает: АУ продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура изъятия имущества за долги не проводится. В этом заключается различие между бюджетным и автономным учреждением: если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителя-собственника, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспеченными.

Таким образом, школа защищена от процедуры банкротства, но долги все же повисают на учредителе, который передал АУ имущество.

Это еще одна причина, по которой учредитель вынужден тщательно взвешивать решение о переводе каждого бюджетного учреждения в автономное (см. вопрос № 6).

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

— органы местного самоуправления (ОМС);
— органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
— федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

УЧРЕДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

— общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
— законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
— распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно иметь печать 9 с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения – казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

— учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
— свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
— решение учредителя о создании казенного учреждения;
— решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
— положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
— годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
— сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
— государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
— отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
— бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

— не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
— не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

— за счет средств соответствующего бюджета;
— на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Тест по Нормативно-правовому обеспечению образования

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

— финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
— доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

— стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
— доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
— доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
— доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
— целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
— целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. условия труда
  6. порядок его оплаты
  7. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Правильно определиться с понятием «учредитель» достаточно сложно.

Согласно Закону РФ «Об образовании», учредителями образовательного учреждения могут быть:

  1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
  4. физические лица.

Из пункта 1 следует, что учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Таким образом, государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются учредителями образовательных учреждений.

Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения

Однако публичное образование не может действовать само по себе — его полномочия и функции реализуются через систему органов. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

В случае их реорганизации права учредителя переходят к правопреемникам.

Де-факто функции и полномочия учредителя государственного или муниципального учреждения практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования.

Пример: По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием; наделения имуществом — органы управления имуществом; реорганизации, ликвидации, изменения типа — высшие исполнительные органы государственной власти или, соответственно, администрация .

Важную информацию о взаимодействии с учредителем школы читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

— Что учредитель поменяет в вашем трудовом договоре в ближайшие дни
— Пять ошибок, за которые учредитель накажет директора

Теоретически полномочие учредителя может быть у любого органа. Однако в большинстве случаев функции учредителя образовательных учреждений уполномочены осуществлять отраслевые или ведомственные органы: управления образованием, культуры, спорта и др.

На практике в уставе образовательного учреждения в качестве органа, выполняющего функции учредителя, зачастую называется один орган управления, которому непосредственно подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем, и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования, не названные в уставе (например, комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация, глава администрации и др.). При этом орган управления, названный в уставе учредителем, является номинальным (т. е. только по наименованию) учредителем, и можно утверждать, что такое наименование условно.

В муниципальных образованиях также можно столкнуться с ситуацией отсутствия . Все функции зачастую выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления.

В данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Официальный источник: «Об образовании» (ред. от 01.04.2012). Ст. 11

6.1. Казенное, учреждение обеспечивают открытость и доступность документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Устава, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

6.2 Предоставление информации [государственным или муниципальным] учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *