Жестокое обращение с детьми в семье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жестокое обращение с детьми в семье». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

дождаться ответа. Какая положена компенсация за детский сад и как ее получить советы от опытного бухгалтера, примеры расчета разбор ситуаций. Однако не во всех регионах есть такие компенсационные выплаты.

“Жестокое обращение с детьми” статья 156 УК РФ

От того, в каких условиях ребенок растет и развивается, напрямую зависит его будущее. Проблема насилия на детьми и жестокого обращения с ними актуальна, так как представляет собой нарушение прав человека. Насилие в семье оставит отпечаток на психике и здоровье малыша, что помешает ему достойным образом развиваться. А сегодняшние дети — это завтрашнее будущее страны.

В чем суть проблемы?

Ежегодно, огромное количество детей в мире страдают, и происходит это не только за стенами дома, но в семье, в том месте, где тот должен получить защиту и обеспечение. Что же именно подразумевает жестокое обращение с детьми в семье и почему эта проблема настолько актуальна?

Насилие над ребенком — комплекс действий, который наносит физический или эмоциональный вред.

Получив травму, часть не справляется с этой проблемой до конца своих дней, а тысячи вовсе умирают.

Права детей ущемляются не только в семье. Под жестоким обращением понимается и пренебрежение человеком, состоянием его здоровья и его нуждами, сотрудниками государственных учреждений — больницы, детские сады, школы и др.

Проблема жестокости по отношению к детям в мире растет с каждым днем, а ответственность за насилие должен понести виновник. В этой статье будут описаны виды насилия над детьми, как помочь жертве и насильнику, а также описаны последствия для жизни маленького.

Ниже описан ряд действий, которые подразумевают жестокое обращение:

  • Лишение базовых жизненных потребностей: питание, одежда и обувь;
  • Нарушение режима дня: не предоставляется отдых, время для сна и восстановления своих сил;
  • Не предоставляется потребное для выполнения гигиенических процедур;
  • Пренебрежение здоровьем: его не отводят на запланированные медицинские проверки согласно возрасту, не выполняются предписания врачей, не покупаются лекарства малышу при заболеваниях;
  • Действия, направленные на попрание прав: обращение не должным образом, неприемлемые методы воспитания, проявление грубости, раздражения, предъявление требований, которые он не может выполнить;
  • Насилием признается и ситуация, когда ребенок видит избиение у себя дома.

Ответственность по закону полагается лицу, который жесток по отношению к ребенку. Но, для того чтобы обратиться в суд или в другие инстанции по защите прав и интересов детей, необходимо выяснить причины, по которым лицо ведет себя неподобающим образом по отношению к малышу.

На какие нормативно-правовые акты можно ссылаться и руководствоваться ими в случае обнаружения и подозрения сотрудниками школы в том, что родители жестоко обращаются с детьми? Можно ли это доказать, а также привлечь виновников к ответственности?

Конвенция о правах ребенка гласит о том, что ребенок должен быть защищен от жестокого обращения, а защиту обязано предоставить государство тех стран-участниц, которые в рамках Организации Объединенных Наций, подписали документ.

П. “а” ст. 37 Конвенции о правах ребенка гласит:

“Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам, расти в жестокости, в атмосфере бесчеловечности или в унижении. Наказание и обращение с ребенком не должно унижать его человеческого достоинства”.

Статья 19 упомянутого выше документа описывает необходимость предоставления ребенку защиты по следующим пунктам:

  • защитить от насилия в любой форме — физическое, психическое, сексуальное;
  • не оскорблять ребенка и не злоупотреблять его способностями и его жизнью;
  • защита базовых потребностей ребенка — забота, бережное отношение, безопасность;
  • защитить ребенка от эксплуатации.

Каждая страна-участница, подписавшая Конвенцию о правах ребенка, обладает правом изменять и вносить оговорки и поправки в документ, действительный на ее территории. Единственное требование — изменения не должны быть радикальными, и не должны противоречить общему духу международного документа и не идти вразрез с ним — защита прав ребенка, обеспечение его потребным для жизни.

Ряд стран оставил за собой право применять телесные наказания, обоснованные, при необходимости.

Согласно российскому законодательству, нет четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. В кодексе о браке и семье 1969 года было упомянуто это словосочетание, но не давалось определение. Упоминалось вскользь, как мотив для того, чтобы лишить родительских прав. На данный момент, документ заменен Семейным законодательством.

Причины

Ситуации, когда родители ведут себя неподобающим образом с детьми, возникают не просто так. Этому всегда есть объяснение, а именно — это результат того, что происходит или произошло с родителями, полученные ими травмы и т.д.

Причины насилия над детьми:

  • Жизненный опыт родителя. Жестоко ведут себя те из них, которые сами прошли через жестокость, игнорирование со стороны родителей, которых били, запугивали и не должным образом воспитывали. Это отразилось на том, какой личностью стал родитель, и как он ведет себя со своими детьми. Идеализирование отношений с детьми — вот к чему склонны такие родители, поэтому без психологической помощи им самим не справиться. Как только малый ведет себя неподобающим образом, они теряют контроль над эмоциями и срываются.
  • Болезнь/гиперактивность малыша. Постоянная слабость второго и зависимость от взрослого провоцирует гнев, усталость, нервный срыв на ребенке.
    Неукрепленная связь между родителем и ребенком. Эта проблема характерна для ситуаций, когда ребенок — недоношенный, усыновленный, или родитель и малыш были разлучены в детстве.
  • Стрессовая ситуация, спровоцировавшая взрослого вести себя агрессивно с малым, а поддержка близких и родных была недоступна.
  • Бедность. Родители, которые не смогли самоутвердиться и получить желаемый социальный статус, выплескивают свой гнев и раздражение на членов семьи.
  • Опекунство. Когда родитель не приходится биологическим, он склонен к проявлению агрессии и насилию чаще. Ситуация усугубляется в случае, когда опекун меняет часто сексуальных партнеров, что приводит к сексуальной распущенности и насилию в семье.
  • Небрежность. Страдают от этого в большинстве своем дети, которые родились в бедных семьях, постоянно нуждающихся в пропитании, одежде и др., в которых родители сами не получили воспитания, образования и др.
  • Зависимость старшего поколения от наркотиков или алкоголя. Под воздействием токсических веществ на организм, взрослые совершают необдуманные поступки, оскорбляя, унижая и избивая детей в семье.

Классификация

Насилие в семье сказывается на эмоциональном и физическом здоровье подрастающего поколения.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие над детьми;
  • эмоциональное;
  • пренебрежение.

Каждый из видов жестокого обращения с детьми имеет свои особенности и характеристики, но отличается тем, что приносит ребенку сильную эмоциональную травму.

Предназначение семьи — подарить ребенку ощущение, что он важен и что его значимость высока, что родители всегда его защитят. Но эмоционально раненый ребенок ощущает себя обузой и лишним звеном домашнего очага. Он постоянно ждет удара и не знает, что его ждет в будущем.

Физическое насилие над детьми проявляется в нанесении ребенку телесных травм. Опекуны, родители и лица, несущие ответственность за ребенка, применяют такую форму насилия не столь специально, сколько по неосторожности, теряя самообладание и контроль над своими действиями.

Есть родители, которые считают, что наказание ребенка физически — это часть воспитательных мер. Но между избиением ребенка и воспитанием существует тонкая грань, которую переходят во вред малышу. Применяя постоянно суровые меры наказания, дети теряют доверие к родителям и постоянно патологически боятся их.

К непосредственно физическому насилию относятся:

  • синяки, переломы конечностей, порезы;
  • ожоги, например, от сигареты;
  • укусы;
  • тряска, падение, удары в брюшную полость;
  • травмы головы.

Итак, применяя физическую силу в момент гнева и потери контроля, родитель рискует травмировать ребенка и его психику, восстановиться после чего ему будет тяжело или невозможно.

Сексуальное насилие над детьми представляет собой ряд действий, в которых ребенок используется для стимуляции сексуальных фантазий взрослого или участвует в непосредственном половом акте по принуждению.

Жестокое обращение с подрастающим поколением в такой форме опасно, так как его сложно выявить или заметить признаки на теле ребенка. Последний боится рассказать об этом взрослым из-за чувства унижения, из-за страха и вины. Малый винит себя за совершенные действия и ему кажется, что если бы он вел себя лучше, был бы послушным, подобного бы не свершилось.

Насилие подобного рода — это не только принуждение несовершеннолетнего участвовать в половом акте со взрослым, это и ряд приведенных ниже действий:

  • принуждение выполнять стимулирующие действия;
  • ласкать взрослого;
  • выполнять действия и в той позе, которую он указывает;
  • просмотр порнографических фильмов и видео совместно.

Каждая форма насилия приносит тяжелую эмоциональную травму. И своего рода любое насилие напрямую действует на эмоциональное здоровье ребенка. Но есть ряд действий, направленных напрямую на воздействие на психику ребенка:

  • высказывания — оскорбление и унижение ребенка;
  • действия и слова ребенка высмеиваются;
  • малому угрожают в словесной форме;
  • все, что ребенок делает, подвергается критике;
  • несовершеннолетних изолируют от общения со сверстниками;
  • с детьми жестоко обращаются.

Предназначение семьи — проявлять заботу и дарить любовь друг другу. Когда несовершеннолетние этого не получают, а взамен получают жестокость, они страдают от ощущения собственной неполноценности.

Одной из форм жестокого обращения с ребенком является пренебрежение его базовыми потребностями. Подразделяется на несколько видов:

  • физические потребности: предоставление питания, одежды, жилья, обеспечение теплом и др;
  • эмоциональные потребности: отсутствие ласки и любви от старшего поколения, отказ от общения с малым, изолирование его от общения с другими сверстниками или взрослыми, в отдельных случаях, запрет ходить в школу, к соседям, в магазин и др.;
  • образовательные потребности: запрет посещать образовательные учреждения, не предоставляются документы в школу, не покупаются необходимые школьные принадлежности.

Дети, которыми пренебрегают, растут отчужденными, переполнены одиночества, чувства собственной никчемности и никому ненужности.

Важен и культурный контекст насилия и физического наказания. Ряд стран активно практикует и допускает частично насилие над женщинами, подростками и детьми, как меру наказания провинившегося. Границы приемлемого наказания зависят от допустимых экстремальных взглядов страны. Соответственно, этого влияет на наказание или лояльное отношение к виновному.

Популярным видом пренебрежения является отказ родителей ставить ребенку прививки из религиозных соображений, культурных или научных. Если здоровье малыша в порядке, нет нужды выяснять причину отказа от подобных мероприятий. Но если состояние малого находится под угрозой, родителей могут наказать по закону.

Как распознать насилие над ребенком?

Чем дольше несовершеннолетний подвергается насилию, тем тяжелее будет помочь ему в последствии. На ранних стадиях, при обнаружении насилия, пострадавшему можно будет помочь и восстановить его психическое здоровья. Но с годами проблема усугубляется, жертва не жалуется в соответствующие органы, а виновник остается ненаказанным.

Не всегда легко распознать насилие в семье. Чаще оно носит скрытый характер, в добавок к чему малых еще и запугивают и угрожают, не разрешая отвечать на вопросы знакомых о явных признаках агрессии и проявленного насилия.

Несмотря на сказанное выше, существуют особенности в поведении ребенка, которые указывают на проблему.

Итак, признаки насилия над детьми:

  • отказ от нового из-за боязни совершить ошибку;
  • запуганность, отсутствие привязанности к членам семьи, в частности, родителям, опекунам и др.;
  • поведение изменчиво, постоянно проявляется одна из следующих черт — серьезность, агрессия, пассивность и др.;
  • неуверенность в себе;

Заметив подобные проявления необходимо обратиться немедленно в правоохранительные органы. Помимо представленных выше характеристик, могут допускаться взрослым поколением нарушения против жизни и здоровья детей, половой неприкосновенности, пренебрежение воспитательными мерами и др.

Признаки физического насилия: побои, истязание. Выявить секусальное насилие можно благодаря поведению несовершеннолетнего. Не всегда признаки видны на теле пострадавшего. Признаки пренебрежения проявляются в наличии дистрофии, педикулезе и др.

Куда обращаться?

Первыми, кто может заметить подобные признаки и неладное в семье отдельно взятого ребенка, являются близкие родственники и сотрудники образовательных учреждений. Если одним из лиц выявлены признаки жестокого обращения с несовершеннолетним, стоит немедленно сообщить об этом руководителю школы, который в свою очередь, обязан обратиться в органы опеки и попечительства (телефонный звонок, после чего предоставляется 1 день для подачи письменной жалобы с описанием случая). Как ответ на полученное уведомление, сотрудники вышеупомянутой службы обязаны направить проверку по адресу проживания ребенка, с целью проверки условий проживания и воспитания того.

В состав комиссии по проверке входят следующие лица:

  • сотрудник образовательного учреждения, в котором зарегистрирован несовершеннолетний;
  • представитель органа опеки и попечительства;
  • в отдельных случаях привлекается сотрудник органов внутренних дел.

Результаты обследования условий проживания несовершеннолетнего вносятся в специальный акт.

Итоги проведенного расследования необходимо письменно оформить, зафиксировать информацию о произошедшем, приложить акт обследования, другие имеющиеся бумаги и направить пакет документов в правоохранительные органы или в органы прокуратуры. Соответствующие органы в обязательном порядке отреагируют.

Все документы по делопроизводству руководитель учебного заведения направляет также и в комиссию по делам несовершеннолетних, как свидетельство факта насилия над ребенком.

Защита детей от жестокого обращения в семье — обязанность и близких родственников, если они засвидетельствуют этот факт. Обратиться можно также в прокуратуру, органы правоохранительных органов, прилагая доказательства в виде сообщений, видеозаписи. Пожаловаться можно классному руководителю или руководству школы.

Последствия для жизни ребенка

Вне зависимости от степени тяжести нанесенного вреда несовершеннолетнему, он оставит отпечатки на его личности, препятствуя нормально и полноценно развиваться.

К последствиям можно отнести нарушения:

  • психологические;
  • физиологическое;
  • эмоционального характера.

Проявляются нарушения в виде неумения общаться с другими, замкнутости, неумении контролировать свои чувства, заниженной самооценке. Если информация, которую получает ребенок, говорит ему о том, что он ничего не стоит и что он никчемный, так он и будет думать, когда вырастит. Тревога — постоянный спутник тех, кто с детства жил в страхе. Любое ответственное решение в жизни будет вызывать страх падения и неудачи, даже если на то нет причины.

В таких случаях необходимо вмешательство, в том числе и медицинское. Без своевременной помощи, из ребенка формируется эмоционально подавленная личность, нервозная, не доверяющая окружающим.

Ответственность

Согласно российскому законодательству, виновный в насилии над ребенком должен понести наказание. Существует несколько видов ответственности, налагаемой за правонарушения подобного вида:

По статье 5.35 КоАП РФ, виновник может получить предупреждение или же на него может налагаться штраф размером от 100 до 500 рублей за следующий ряд действий по отношению к ребенку:

Все обязанности, которые возложены на данных лиц, описаны в статьях 63-64 СК РФ. Ряд положений взят из закона об Образовании.

Отметим, что к административной ответственности можно привлечь и сотрудника образовательного учреждения, но это в том случае, если он является родителем или законным представителем несовершеннолетнего, против которого совершил преступление.

Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми полагается в следующих случаях:

  • за физическое насилие;
  • за сексуальное насилие;
  • психическое насилие;
  • пренебрежение базовыми потребностями малолетних;
  • тотальное отсутствие заботы.

За жестокое обращение с детьми статья 156 УК РФ предусматривает наказание не только для членов семьи, но также и для работников:

  • воспитательных и образовательных учреждений;
  • лечебных заведений;
  • иные учреждения, которые должны были оказывать должную заботу несовершеннолетнему.

Пример: учитель бьет ребенка по голове во время занятий. Согласно должностной инструкции и закону, работник должен был делиться знаниями, и в его положения не входило физическое насилие над учениками. По статье 156 УК РФ, родители пострадавших обратились в правоохранительные органы с заявлением о том, что сотрудница образовательного учреждения должна быть привлечена к ответственности за жестокое поведение с детьми. По итогам проведенной проверки комиссией, педагог был отстранен от ведения педагогической деятельности сроком на 2 года.

Согласно Семейному кодексу РФ, родителей и лиц, выполняющих обязанности родителей, можно привлечь к ответственности за жестокость по отношению к несовершеннолетним. Это может быть ряд следующих действий:

  • при наличии угрозы жизни и здоровью, ребенка отбирают (статья 77 СК РФ);
  • лишают родительских прав (статья 69 СК РФ);
  • родителя ограничивают в правах на несовершеннолетнего (статья 73 СК РФ).

Встречаются случаи, когда сотрудник образовательного учреждения нанес вред здоровью ученика. В таком случае, родители или другие представители того по закону, подают иск с требованиями возмещения вреда. Дело рассматривается по статье 1087 ГК РФ.

По статье 151 ГК РФ, учителю могут предъявить требование о возмещении морального вреда, то есть, покрыть это денежной компенсацией.

Лечение

Говоря о лечении такой комплексной проблемы, как проявление жестокости в семье и устранение последствий, стоит сказать, что множество случаев не выявлены. Лица, которые засвидетельствовали факт насилия и жестокости, не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому, для помощи как ребенку, так и родителям, случай должен быть выявлен.

Далее схема действий такова:

  • Проводится лечение травм.
  • Гарантируется безопасность.
  • Консультирование семьи (удаление пострадавшего из семейной ячейки при необходимости).

Непосредственно лечение подразумевает оказание первой помощи ребенку, в частности, направление его к врачу для осмотра на наличие побоев, венерических заболеваний и др. Далее ребенку предоставляется безопасность для дальнейшей работы с ним.

Для предоставления безопасности пострадавшему, должен быть выявлен факт совершения преступления. Это возможно в случае, если лица, ставшие свидетелями жестокости в семье, не будут молчать и обратятся в правоохранительные органы. Собрать и предоставить доклад на замеченное насилие можно в службу защиты детей или в другие организации по защите прав несовершеннолетних.

Работники соответствующих органов могут связаться с родителями, предупреждая их о том, что их семью посетят и начнут расследование по поступившей жалобе.

Далее центры по защите прав несовершеннолетних помогают врачам и уполномоченным лицам понять, возможен ли повторный случай насилия в данной семье. При положительном ответе, ребенку подыскивается соответствующее безопасное место для жительства.

Варианты лучшего места для ребенка могут быть следующими:

  • разместить его у родных;
  • временное жилье;
  • госпитализация;
  • помещение во временную семью;
  • направление домой, но под контролем служб быстрого реагирования.

Итак, обеспечить ребенку первую помощь, медицинскую в том числе, важно. Но важнее всего следить за тем, как родители изменят свое отношение и благоприятная атмосфера начнет восстанавливаться.

Непрерывное предоставление помощи важно, но этому процессу может помешать переезды семьи. В связи с этим, сложно направить лечащего врача, психолога и специалиста службы по защите детей по конкретному адресу.

Последующее ведение ребенка, который пострадал от домашнего насилия, заключается в выполнении ряда действий уполномоченными лицами на протяжении установленного специалистами времени:

  • Посещение врача для проверки состояния здоровья несовершеннолетнего, для предотвращения избиений, сексуальных домогательств и др.;
  • Посещение семьи социальными работниками;
  • Визиты сотрудников правоохранительных органов;
  • Неформальная помощь родителям.

Заметим, что не всегда родители не обеспечивают должное детям по своей воле. Бывает, что взрослые не выстояли под тяжестью навалившихся проблем, а обратиться за помощью вовремя не смогли и не знали куда.

Узнав о похожей обстановке в семье, социальный работник может предложить родителям следующий выход из ситуации, без того, чтобы обращаться в правоохранительные органы:

  • помощь собрать документы для получения государственной помощи;
  • предоставить помощь в виду услуг домработниц, чтобы уставшие и находящиеся в состоянии стресса родители могли отдохнуть;
  • предоставить практическую помощь — уборка, стирка, поход в магазин, оформление ребенка в школу и др.

Охрана и забота о психическом состоянии здоровья родителей поможет им по-новому взглянуть на обстановку в семье, и спровоцирует желание изменить отношение. Помощь родителям также важна, как и лечение несовершеннолетнего.

Если ребенок подвергался сексуальному насилию, предоставление помощи может значительно затянуться, так как дети не хотят и не могут обсуждать свершившееся со взрослыми по причине стыда и вины.

Удаление из дома в более безопасное место может быть частью лечения. Принять решение об удалении несовершеннолетнего из дома может служба по защите детей, конечной целью которой является обеспечить защиту пострадавшего и предоставить ему безопасность. В отдельных случаях удаления из дома будет недостаточно, тогда уполномоченные сотрудники инициируют процедуру лишения родительских прав. В суде родители будут давать показания, процедуру контролирует семейный врач.

В случае, если суд одобряет ходатайство и родителя лишают родительских прав, семейный врач должен лично участвовать в процессе, или дать одобрение происходящему. Именно семейный врач является контактным лицом во время принятия судом решения о лишении родителей прав. Проводя беседы с теми, медик может помочь воссоединению семьи. Но, как показывает практика, рецидивы насилия возможны.

Профилактика

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье — комплекс мер, направленных на обучение родителей и, ответственных за несовершеннолетних, лиц. При необходимости, родителей и опекунов направляют в службы по защите детей, где проводится обучение живущих в семьях с повышенным риском насилия. Профилактикой напрямую должен заниматься и семейный врач или врач, которого назначили ответственным вести семью, навещать ее, проводить и приглашать на мероприятия по профилактике, детей и их родителей.

Не всегда взрослое поколение неохотно принимает помощь. Есть родители, которые сами росли в семьях повышенного риска насилия и понимают, что срываются на своих детях не по своей воле, а будучи сами в прошлом жертвами насилия. Обычно с такими предками легче работать, ведь они понимают ответственность и серьезность ситуации.

Профилактика может понадобиться еще и в случаях, когда женщина не родила, но она пренебрегает базовыми требованиями по уходу за собой и будущим малышом, пренебрегает здоровьем, курит, употребляет алкоголь или наркотики. Такими матерями чаще занимаются врачи, у которых женщина стоит на учете.

Случаи, когда в правоохранительные органы или службу опеки обращаются знакомые и близкие родственники семьи, это также можно считать мерой профилактики насилия над детьми, так как при зарождении проблемы, ситуацию еще можно спасти, и наладить отношения между родителями и детьми.

Помогать и предоставлять защиту несовершеннолетним, если в их семье они этого не получают, а столкнулись с жестокостью — задача каждого, кто определенным образом столкнулся с проблемой лицом к лицу — родственники, один из членов семьи, знакомые, работники образовательных учреждений и др.

Распространенные стереотипы

Профилактические меры по предотвращению насилия в семье будут невозможны, если не знать, как обстоят дела на самом деле. Часто люди заблуждаются в вопросе жестокости, проявляемой в семье, и имеют неправильное представление о реальной картине, происходящей там.

Ниже описаны распространенные стереотипы, связанные с насилием в семье, и методы их разоблачения:

  • Распространено мнение о том, что дети страдают непосредственно от физического насилия. Эта информация не оправдана, так как психика малолетнего еще не сформировалась, и он страдает от оскорблений и пренебрежения в такой же степени, как и от физического насилия;
  • Следующий миф заключается в том, что страдают только те, кто растет в неблагополучных и социально незащищенных семьях. Исходя из этого, во внешне благополучных семьях дети страдают, и этого никто не видит из-за сложившегося стереотипа о том, что у них все хорошо;
  • Некоторые думают, что только те могут обижать несовершеннолетних, кто сам прошел через страдания и кого в детстве ранили. Якобы, объясняется факт тем, что их психика покалечена. Но, существует ряд доказательств того, что люди, которыми в детстве пренебрегали или которых обижали, становятся теми, кто хочет защитить подрастающее поколение и предоставить необходимую поддержку.

Таким образом, проблема насилия и жестокости в семье требует комплексного подхода и внимания со стороны общественности. Только совместными усилиями семьи, органов защиты детей, правоохранительных органов и сотрудников образовательных учреждений, эта проблема не будет такой актуальной. Многим семьям достаточно вовремя протянуть руку помощи, чтоб они могли реабилитировать отношения с детьми.

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/zhestokoe-obrashhenie-s-detmi-statya-156-uk-rf.html

ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное, школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. И для того, чтобы воспитание в семье было более эффективным необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Ребенка следует любить таким, каков он есть.

2. Для ребенка важны не слова, а то, с какой интонацией они были сказаны.

3. Необходимо знать особенности возраста, что поможет избежать извечного конфликта «отцы и дети» и даст возможность выбрать оптимальные методы воспитания.

4. Важно уметь слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов.

5. Наказывать ребенка за проступок , а не унижать его личность

6. Прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес ребенка, нужно его выслушать, понять причины, не бояться «потерять лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка.

7.Стремиться быть примером своему ребенку.

8. Детям не нужен тотальный контроль, им необходимо искреннее соучастие родителей в их жизни.

9. Говорить с детьми о жизни, об ошибках: никто от них не застрахован.

10. Не оставлять ребенка наедине с трудностями с самим собой.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия выполнялись, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил к их выполнению.

Влияние воспитания на развитие личности

Решая вопросы воспитания, следует помнить, что существует немалое количество моделей воспитания, которые зависят от средств, целей и форм предполагаемого воздействия на личность. Например, существует религиозное и светское, демократическое и авторитарное, интернациональное и национальное и так далее.

Главным остается вопрос цели воспитания. Не осознавая его целостной задачи, невозможно правильно воспитать ребенка. Л. Н. Толстой полагал, что любое вмешательство в жизнь ребенка может иметь смысл только в том случае, если оно способствует развитию индивидуальности, раскрытию талантов и устранению любых факторов, препятствующих гармоничному внутреннему развитию.

Работа над собой, помощь в процессе становления личности человека — вот задачи воспитания в семье. Если в результате человек находит себя в окружающем мире, а не беспрерывно ограничивается жестким воздействием, от воспитания будет толк.

Задачи семейного воспитания

Важнейшей задачей семейного воспитания является подведение ребенка в самостоятельной работе над собой на протяжении всей жизни, к умению пользоваться даром внутренней свободы. Нередко родители, ограничивая свободу ребенка, оказываются правы, но они должны помнить, что искусственно усиливать давление не нужно: такое воздействие имеет смысл только в том случае, если обучает ребенка владеть собственной свободой и ценить ее, а также в полной мере контролировать свои силы. Задачи воспитания не так просты — взять, например, вопрос дисциплины.

Место дисциплины в воспитании

Обучение дисциплине начинается с первых дней жизни — в этом заключаются основные задачи нравственного воспитания. Необходимо четко разграничить, что дозволено, а что нет — за что накажут всегда, а не под плохое настроение воспитателя. Задача семьи — приучить ребенка к его обязанностям с самого детства. Никогда не задумывались, почему сейчас большая часть молодежи склонна к легкому, зачастую даже преступному заработку? Это все последствия неправильного воспитания: в детстве этих людей не обременяли трудами и заботами, полностью их обеспечивая. Если ребенку все позволено, и при этом он ни за то не несет ответственности, он со временем начинает «командовать» своими родителями.

Задачи воспитания состоят в том, чтобы разграничить принятие дисциплины и обязательных правил и попытки навязать ребенку свой взгляд на мир, свои вкусы, настроения, чувства и переживания. Важно, чтобы перед глазами был хороший пример: семья должна следовать единым правилам. Также важно, чтобы родители стремились понять точку зрения своего ребенка, его интересы и вкусы. У каждого в семье должны быть свои обязанности, которые способны закрепить в человеке чувство собственной значимости, чувство ответственности. Также задачи воспитания состоят в том, чтобы создать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Очень важно вовремя определить таланты ребенка и его слабые стороны. Важно не то, до каких высот взлетит в будущем карьера ребенка, а то, каким он станет человеком.

Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Если в семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями, царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить и семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь, и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи. И, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает.

Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых.

Любой ценой сохранить семью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности и т.д;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно доминируют практические методы.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что страшнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.

При возникновении проблем, супруги во многих случаях начинают свой негатив и злобу вымещать на детях. Ребенок, который не понимает, в чем он виноват, начинает просто замыкаться в себе, в это время родители, не понимая и не осознавая, что проблема изначально исходила от них начинают еще больше проявлять агрессию в отношении ребенка. В ходе выяснения отношений между супругами начинает проявляться жестокость, агрессия, и даже физическая сила по отношению к ребенку.

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

— обвинение в травмах самого ребенка;

— неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

— рассказы о том, как их наказывали в детстве;

— признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид: — множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); — задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); — признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста:

Возраст 0 — 6 мес.: — малоподвижность; — безразличие к окружающему миру; — отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; — редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

Возраст 6 мес. – 1.5 года: — боязнь родителей; — боязнь физического контакта со взрослыми; — постоянная беспричинная настороженность;плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

— испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

— редкие проявления радости, плаксивость;

— реакция испуга на плач других детей;

— крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.

— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

— пассивная реакция на боль;

— болезненное отношение к замечаниям, критике;

— заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

— жестокость по отношению к животным;

— стремление скрыть причину повреждений и травм;

— одиночество, отсутствие друзей;

— боязнь идти домой после школы.

— суицидальные попытки (попытки самоубийства);

— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

— употребление алкоголя, наркотиков

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

— регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

— беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

— замкнутость, стремление к уединению;

— изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

— побеги из дома или институциональных учреждений;

— угрозы или попытки самоубийства;

— употребление наркотиков или алкоголя;

— проституция или беспорядочные половые связи;

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить — эмоциональное насилие:

задержка физического и умственного развития;

— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология)

— беспокойство или тревожность;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

— угрозы или попытки самоубийства;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

— нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

— постоянное сверхкритичное отношение к нему;

— негативная характеристика ребенка;

— отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

— постоянный голод и/или жажда;

— стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе — внимание взрослых;

— требование ласки и внимания;

— подавленное настроение, апатия;

— агрессивность и импульсивность;

— деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

— неумение общаться с людьми, дружить;

— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Факторами риска жестокого обращения с детьми считаются:

— неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

— наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;

— социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

— использование физического и психического насилия в качестве наказания;

— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:

— наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

— низкая масса тела при рождении, недоношенность;

-нелюбимый ребенок в семье;

— сходство с нелюбимым родственником;

— нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

— высокоодаренный или талантливый ребенок.

Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?

• Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.

• Ребенок становится жестоким.

• Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших.

• Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома.

• Не может объяснить свои физические потребности.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Данную работу необходимо разделить на несколько этапов.

Организационная работа:

1) проведение тематических педагогических советов;

2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

3) составление социального паспорта класса, школы;

4) ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;

5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;

6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в

спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

1) анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;

1) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;

2) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

3) заполнение личной карточки учащегося;

5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;

6) работа со специалистами из ЦРБ.

Профилактическая работа со школьниками:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних;

2) индивидуальные профилактические беседы, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, школьная медсестра, администрация школы);

3) использование интерактивных методов воспитания;

4) тренинговые занятия для школьников;

5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;

6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:

-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;

-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

7) организация консультаций специалистами;

8) оказание психологической помощи.

Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутри школьный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

«Профилактика жестокого обращения в семье»

«Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»

«Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»

«Права и обязанности семьи»

«Профилактика правонарушений и преступлений

«Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»

«Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»

«Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

• Оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних.

• В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми;

направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;

вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

• Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

• Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

• Лишение родительских прав(ст. 69 Семейного кодекса РФ). Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

• Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

• Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.;

• Мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);

• Содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Эмоциональное насилие

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

• используют для запугивания свой рост, возраст,

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д).

использование силы общественных институтов —

• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• используют обидные прозвища,

• используют его в качестве доверенного лица,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

Родителям о наказании

• Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

• Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

• Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

• Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

• Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

• У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

• Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

• Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

• Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

• Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

• Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока проступок повторится.

• Наградами. Они более эффективны, чем наказание

Источник: https://infourok.ru/effektivnoe-vospitanie-v-seme-profilaktika-zhestokogo-obrasheniya-s-detmi-4575279.html

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
консультация на тему

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ — действия (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ — действия (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

  1. Физическое насилие
  2. Сексуальное насилие
  3. Психическое насилие
  4. Пренебрежение нуждами ребенка (отсутствие заботы)

Пример 1.: Ребенок редко посещает детский сад. Если и посещает, то приходит с многочисленными синяками и ссадинами. Поведение: замкнутость, мало общительность, нерешительность.

По словам мамы: мама редко находиться дома (либо на работе, либо налаживает свою личную жизнь). Так играют с братом. К тому же, у ребенка чувствительная кожа.

— это поведение человека, с помощью которого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми.

И причин насилия над ребенком много:

— рукоприкладство основано на проблеме неудовлетворенных потребностей = раздражительность, ребенок – обуза.

— модель поведения в родительской семье. Жестокое наказание стало стереотипом воспитания, которое скрывается подсознанием.

— как крайняя мера наказания, т.к. другие методы не действуют.

Пример 2.: Очень часто родители наказывают детей за непослушание.

Когда ребенок не слушается, какие чувства и эмоции возникают у родителей? (злость, желание его воспитать, заставить подчиниться, агрессия, негодование, мимика очень страшная)

Что испытывает ребенок (страх, закрывается, ужас, не принятие, не любовь, не нужность, часто вжимает плечи и наклоняет голову – как бы защищаясь)

— если ребенок с раннего детства приучен к общению, контакту и конструктивному диалогу при решении какой-либо проблемы, то вам не нужно будет прибегать к физическому наказанию.

— если все члены семьи будут поддерживать единую модель воспитания (выработка прав и норм поведения. Но правила и нормы необходимо соблюдать всем членам семьи. Они должны быть под силу ребенку)

— воспитывать нужно сразу, а не потом, когда время уже прошло!

ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

  • Возбуждение злобы и ненависти к окружающим.
  • Развитие трусости и жестокости.
  • Регресс в развитии.
  • Отказ от учебы, нет мотивации.
  • Развитие лжи, лицемерия.
  • Низкий уровень самооценки.
  • Агрессивное поведение.
  • Депрессии, беспокойство.
  • Подростки – сбегают из дома, употребляют алкоголь и наркотики, бывают суицидальные попытки и криминальное поведение.

Вступают в суб культуры и находят поддержку в виртуальном мире (различных группах социальных сетей).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Это не только прямой контакт, но и информационные источники.

Пример 1.: Обычная семья, где родители в присутствие ребенка смотрят:

— телевизионные каналы с откровенными высказываниями и действиями.

— музыкальные каналы с клипами,

— Фильмы, рекламы и другие молодежные каналы, где откровенная пропаганда.

Дети благодаря открытости и доступности этой информации, употребляют в открытую такие слова, как секс, выполняют действия, которые копируют из телевизионных каналов.

У детей происходит нарушение психики, формируется неправильное представление о взаимоотношениях.

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Отсутствие психологической поддержки со стороны родителей приводит к различным нарушениям:

  • Подавленное состояние, беспокойство и высокий уровень тревожности, невротические страхи, низкая самооценка, ночные кошмары, страхи темноты.
  • Задержка интеллектуального развития, низкая успеваемость, плохая память.
  • Асоциальное поведение, замкнутость, агрессивность,

потеря смысла жизни, попытки самоубийства.

  • Недостаточный вес, маленький рост, запущенный, неопрятный вид. (физ развитие останавливается)
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА –

  • Полная заброшенность ребенка.
  • Отсутствие правильного питания.
  • Отсутствие необходимой одежды.
  • Отсутствие защиты, обучения, медицинского обеспечения, ухода за ребенком
  • (педикулез, дистрофия).
  • Антисанитарное состояние жилья.

Пример 1.: За частую наблюдаются случаи, когда родители могут привести в сад грязного ребенка, не расчесанного. Одежда и нижнее белье не меняется.

— Как вы думаете, комфортно ли этому ребенку? Почему?

— Как относятся к такому ребенку другие дети?

Такие родители формируют в ребенке множество комплексов, неуверенности и не принятие его детским коллективом.

Дети избегают контакта с таким ребенком. Такому ребенку не хотят давать даже руку.

Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности, детей.

Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи – безопасность!

  • НИКОГДА не воспитывайте в плохом настроении.
  • ТЕРПЕНИЕ – самая большая добродетель родителя.
  • КРАТКО ОБЪЯСНИТЕ ребенку, почему он не прав, не вступая с ним в спор
  • ХВАЛИТЕ вашего ребенка даже за маленькие успехи.
  • НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ в момент его временных неудач.
  • ИСКЛЮЧИТЕ из общения окрики, грубые интонации. Ребенок должен чувствовать, что он любим.
  • НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сделать из ребенка самого себя.
  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА вслух с другими детьми.
  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА с самим собой (Я в твои годы).
  • НЕ ОБСУЖДАЙТЕ И НЕ ОСУЖДАЙТЕ других в присутствии детей
  • НЕ ШАНТАЖИРУЙТЕ ребенка. Исключите из лексикона слова « Вот я для тебя все, а ты…»
  • НИКОГДА НЕ УСТРАИВАЙТЕ РАЗБОРОК своего ребенка при свидетелях.

Ребенок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/15/zhestokoe-obrashchenie-s-detmi-v-seme

Жестокое обращение с детьми. Рекоммендации родителям

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Источник: https://www.b17.ru/article/14754/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *