Роспотребнадзор протокол об административных правонарушениях составляется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роспотребнадзор протокол об административных правонарушениях составляется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Процедура возвращения долга по закону. Подписать его должен не только хозяин жилья, но и 2-3 соседей, участковый и представитель от ТСЖ. Должник прописан, но не проживает фактически.

Роспотребнадзор протокол об административных правонарушениях составляется

О РЕАЛИЗАЦИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В связи с вступлением в силу с 10 августа 2005 г. положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, сообщаю.

Протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и протокол о временном запрете деятельности, вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, перечень которых утвержден приказом Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421. Эти же должностные лица вправе также требовать объяснения и пояснения у лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях.

Должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и протоколы о временном запрете деятельности предусмотренных следующими статьями КоАП Российской Федерации:

— статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;

— статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;

— статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения;

— статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

— часть 2 статьи 8.6. Порча земель;

— статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства;

— часть 2 статьи 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается исключительно судьей и только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания, согласно перечню статей, указанных выше.

Решение о составлении протокола об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности может быть принято должностным лицом только в случаях действительной угрозы жизни или здоровью людей. Возможность возникновения эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, а также причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды была реальной и неотвратимой.

В иных случаях могут быть применены другие меры административного наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности применяется только как мера обеспечения по делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности, указанного в протоколе о временном запрете деятельности.

Протоколы об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и временном запрете деятельности, заполняются в порядке предусмотренном статьями 3.12. и 27.16. КоАП Российской Федерации.

Протоколы об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и временном запрете деятельности рекомендуется составлять по прилагаемым формам.

В протоколе об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (далее — протокол) указываются:

а) дата и место его составления;

б) должность, фамилия и инициалы лица, его составившего;

Должность указывается полностью, в случае заполнения протокола работником территориального отдела, указывается название территориального отдела.

в) сведения о лице, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении;

Официальное название юридического лица, в отношении которого составляется протокол, и место его нахождения должны быть указаны полностью или сведения о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

г) объекты деятельности, подлежащие административному приостановлению деятельности;

Указываются конкретные филиалы, представительства, структурные подразделения, производственные участки юридического лица, деятельность которых должна быть приостановлена, а также эксплуатируемые агрегаты, объекты, здания или сооружения, эксплуатация которых должна быть прекращена, а также осуществляемые юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, виды деятельности (работы) или оказываемые услуги, подлежащие приостановлению.

д) место и время совершения административного правонарушения;

е) событие и существо административного правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

При описании действий или события, выявленных при проверке объекта должностным лицом, составляющим протокол, в протоколе должно быть указано существо, т.е. в чем выразилось административное правонарушение и его конкретные последствия, номер подпункта и пункта или абзаца санитарных правил, наименование, даты принятия и номера нормативного правового акта, нарушение которых были выявлены и требования которых были нарушены. В отдельных случаях, например, при составлении протоколов по части 2 статьи 14.4. КоАП Российской Федерации, должны быть указаны части статей иных законодательных или нормативных правовых актов.

В протоколе следует указать, в чем конкретно выразилось нарушение и какие именно опасные для жизни и здоровья людей последствия данные нарушения могли повлечь, возникновение каких инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) данные нарушения могли вызвать, в чем конкретно выразилось причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды или могло выразиться причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды в случае совершения административного правонарушения.

ж) статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную, ответственность за данное административное правонарушение;

Указывается статья или номера статей Особенной части КоАП Российской Федерации, предусматривающая меру наказания в виде административного приостановления деятельности за данное административное правонарушение.

з) объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица;

и) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Дополнительное выяснение обстоятельств дела может быть обусловлено получением дополнительной информации по делу, необходимой для формирования доказательной базы, т.е. фактах (фактических данных) на основании которых можно сделать вывод о виновности лица, совершившего административное правонарушение, включая конкретные виды доказательств, в том числе вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов.

В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При составлении протокола лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их, законным представителям, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых составляется протокол об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. При отказе получить копию протокола об административном правонарушении в протоколе делается соответствующая запись.

Территориальным управлением Роспотребнадзора осуществляются регистрация и учет протоколов об административных правонарушениях.

В подтверждение полномочий руководителей организаций, действующих от имени организаций, представляются оригиналы документов либо их надлежащие заверенные копии.

Полномочия других представителей на представление интересов представляемого лица должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, в ином документе.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это ее учредительными документами, и скреплена печатью организации.

От имени лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доверенность подписывается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3.-6.6., 8.2., ч. 2 ст. 8.6., 10.8., ч. 2 ст. 14.4. КоАП Российской Федерации, совершенных лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом, в отношении которых составляется протокол, в соответствии с частью 2 статьи 23.1. КоАП Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции.

Протокол направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после его составления. Протокол в этот же день должен быть направлен или доставлен в суд.

При возвращении судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела уполномоченному должностному лицу в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности судья в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия должностного лица Роспотребнадзора, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Материалы, направленные в суд должны в полной мере подтверждать состав правонарушения, зафиксированные в протоколе.

Протокол о временном запрете деятельности составляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3. КоАП Российской Федерации, составлять протокол об административном правонарушении.

16. В протоколе указывается:

а) основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

б) дата и место его составления;

в) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол;

г) сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

д) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

е) время фактического прекращения деятельности;

ж) объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

17. При составлении протокола о временном запрете деятельности пункты б, в, г, д, ж заполняются аналогично пунктам а, б, в, г, з, по составлению протокола об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности соответственно.

В пункте «а» указывается номер протокола об административном приостановлении деятельности, место и время совершения административного правонарушения, статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая ответственность за данное административное правонарушение.

18. Согласно пункту «е» в протоколе о временном запрете деятельности указывается время фактического прекращения деятельности. Следовательно, в протоколе о временном запрете деятельности должны быть четко указаны час, число, месяц и год фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиалов, представительств, структурных подразделений и производственных участков либо час, число, месяц и год прекращения эксплуатации агрегатов, объектов, здания или сооружения.

19. Протокол о временном запрете деятельности подписывается:

— должностным лицом, составившим протокол;

— лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица.

В случае если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица не подписали протокол, об этом обязательно делается соответствующая запись в протоколе.

20. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица; о чем в протоколе также делается соответствующая запись.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Источник: http://www.alppp.ru/law/osnovy-gosudarstvennogo-upravlenija/administrativnye-pravonarushenija-i-administrativnaja-otvetstvennost/20/pismo-rospotrebnadzora-ot-20-06-2005--01004686-05-32.html

Протокол об административном правонарушении роспотребнадзора

Важный материал по теме: «Протокол об административном правонарушении роспотребнадзора» с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 февраля 2011 г. N 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 февраля 2011 г. N 40
«Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

17 марта, 7 августа 2015 г.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) приказываю:

1. Утвердить Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение).

2. Признать утратившими силу:

Приказ Роспотребнадзора N 421 от 1 июня 2005 года «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2005 года, регистрационный N 6744);

Приказ Роспотребнадзора от 24 января 2006 года N 6 «О внесении изменения и дополнения в Приказ Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. N 421» (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2006 года, регистрационный N 7471);

Приказ Роспотребнадзора от 18 апреля 2006 года N 100 «О внесении дополнений в Приказ Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. N 421» (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2006 года, регистрационный N 7824);

Приказ Роспотребнадзора от 15 ноября 2006 года N 363 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. N 421» (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8624);

Приказ Роспотребнадзора от 31 января 2008 года N 34 «О внесении изменения и дополнений в Приказ Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. N 421» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2008 года, регистрационный N 11206).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Протокол об административном правонарушении роспотребнадзора

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 30.03.2010 N 01/4556-0-32

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ
СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 380-ФЗ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи со вступлением в силу 31 мая 2010 года Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и в целях обоснованного применения должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), регулирующих порядок проведения административного расследования после выявления административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разъясняет следующее.

Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3 — 6.7, 6.14 КоАП. Кроме того, составы правонарушений, предусматривающие административную ответственность в связи с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований (санитарных правил и норм), предусмотрены статьей 8.2, частью 2 статьи 8.42, частью 2 статьи 14.4.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в виде определения, в котором указываются дата и место составления данного определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении такого определения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в определении (часть 3 статьи 28.7 КоАП).

Кроме того, статьей 28.7 КоАП предусмотрено, что возможность проведения административного расследования зависит от необходимости осуществления процессуальных действий, которые требуют значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия должностного лица, в производстве которого находится дело о выявленном административном правонарушении, связанные с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

— назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП);

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП);

— необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП);

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП);

— истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Протокол об административном правонарушении в случае назначения административного расследования по факту данного правонарушения составляется только после окончания расследования (часть 6 статьи 28.7 КоАП). Составление такого протокола в случае назначения административного расследования, но при отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, недопустимо.

В дополнение к вышеизложенному обращаю внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП; нормы Федерального закона N 294-ФЗ в данном случае применению не подлежат.

Вместе с тем отсутствие основания для проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом N 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью 3 статьи 9, частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) ежегодные планы проверок;

2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде;

4) обращения потребителей, права которых нарушены;

5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В то же время исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП. Такими обстоятельствами являются:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом N 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 КоАП.

В связи с этим возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы, сообщения, заявления содержат в себе данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). При получении таких данных уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, без проведения проверки в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ.

В соответствии с частью 3 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, которыми являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения. В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определены отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 — 6.7, 6.14 или 8.2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то, кем, когда или где такое нарушение совершено. Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение , сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.
———————————-
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 КоАП).

Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, КоАП не устанавливает.

Схема. Алгоритм проведения административного расследования

Все процессуальные действия в отношении лиц, деятельность которых привела к возникновению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляются только в порядке, установленном КоАП.

Например, если в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи не соответствующей установленным требованиям продукции может возникнуть ситуация, когда необходимо будет осуществить определенные процессуальные действия (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции) в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции. При этом организовывать в отношении изготовителя и (или) поставщика проверки в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, не требуется.

Прошу принять данные разъяснения к руководству при производстве по делам об административных правонарушениях и не допускать случаев нарушения порядка проведения административных расследований.

Источник: https://empirefantasy.ru/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-rospotrebnadzora/

Роспотребнадзор протокол об административных правонарушениях составляется

В словарях приводятся следующие определения понятия «протокол»:

Протокол (фр. protocole, от гр. protokollon — первый лист манускрипта) — официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание). (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, составляемый специально уполномоченным должностным лицом по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения производства, имеющий силу доказательства по делу. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и должностными лицами, предусмотренными в специальном перечне КоАП РФ (ст. 28.3). (Большой юридический словарь.- М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.)

Протокол об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом государственного органа или органа общественной самодеятельности. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

Исключение из приведенного правила — дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2. КоАП РФ, что и протокол.

Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ — если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, как следует из ч. 2 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется все же протокол, а не постановление.

И, наконец, в соответствии с ч. 3 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол не составляется, в частности, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи… Обращаем внимание, что речь идет об «автоматическом режиме» работы технических средств (стационарных видеокамерах). Радар в руках у сотрудника ГИБДД к таковым не относится. И если вы не признаете вину в превышении скорости, составляется протокол, а не постановление об административном правонарушении с наказанием. Впоследствии уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного производства, в том числе и данный протокол, вынесет уже постановление.

Отказ подписать протокол и дать свои объяснения. Последствия

Таким образом, отказ подписывать протокол об административном правонарушении к положительному результату для привлекаемого к ответственности лица не приведет, поскольку отметка должностного лица о вашем отказе будет свидетельствовать о соблюдении требований закона при составлении протокола.

Кроме того, отказ от подписи и дачи своих объяснений в том случае, если вы не согласны с вменяемым вам правонарушением или наказанием, будет означать фактическое признание вины и согласие с размером штрафа. В этом случае, как указывалось выше должностное лицо составит не протокол, а постановление по делу с назначением наказания.

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении?

В соответствии с положениями статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Статьей 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.

Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому также не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

Обжалованию подлежит постановление по делу. Рекомендуем образцы жалоб на данную тему:

  • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
  • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
  • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

Возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

  • В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?;
  • Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
  • Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?;
  • Давность привлечения к административной ответственности..

Ответы на указанные вопросы см. в статье «Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения»

Образцы определений о возвращении протокола

  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

Образцы протоколов об административном правонарушении

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

Определение о возбуждении дела,
определение об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении

  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Протоколы применения мер обеспечения производства
по делу об административном правонарушении

Наиболее популярные протоколы (их образцы) приведены в качестве приложений к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-obrazcy-obzhalovanie

Роспотребнадзора от 22.09.2005 N 0100/7716-05-32 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 22 сентября 2005 г. N 0100/7716-05-32

О ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Эффективная реализация функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, во многом зависит от того, насколько действенно территориальные управления Роспотребнадзора обеспечивают пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применяя предусмотренные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами соответствующих обязательных требований (п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322).

В этой связи обращает на себя внимание участившееся в последнее время число поступающих в Роспотребнадзор обращений граждан и юридических лиц с жалобами на неправомерные, по мнению заявителей, действия территориальных управлений Федеральной службы и (или) их должностных лиц, связанные с применением тех или иных контрольно-надзорных полномочий, что в совокупности с ранее выявленными и уже не раз отмечавшимися недостатками в правоприменении административного законодательства свидетельствует о необходимости повышения персональной ответственности должностных лиц территориальных управлений за принимаемые решения и недопущении впредь всякого рода фактов, негативно сказывающихся на роли и месте Федеральной службы в системе органов государственной исполнительной власти Российской Федерации.

Так, в частности, только в августе текущего года в Роспотребнадзор поступили жалобы на территориальные управления Федеральной службы по Республике Калмыкия, Краснодарскому краю, Псковской, Нижегородской, Иркутской и Челябинской областям, в ходе рассмотрения которых был выявлен целый ряд ошибок в организации их контрольно-надзорной деятельности (в первую очередь связанных с практическим применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), многие из которых носят системный характер.

Между тем профессионализм и компетентность согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются одними из основных принципов организации работы государственных служащих.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также ту актуальность, которую для Федеральной службы как государственного контрольно-надзорного органа имеет в связи с произошедшими в последнее время изменениями в действующем административном законодательстве единообразная практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс), обращаю внимание на нижеследующие обстоятельства, которые следует учитывать соответствующим должностным лицам территориальных управлений как при выявлении административных правонарушений и составлении протоколов об административном правонарушении, так и при принятии решения о привлечении граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности.

1. Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ст. ст. 22.1 — 22.3, ст. 28.3 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим же Кодексом (формы вины указаны в ст. 2.2 КоАП РФ), и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что в обязательном порядке необходимо учитывать при рассмотрении каждого конкретного дела об административном правонарушении, поскольку в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ таковым признается только противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В любом случае выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

3. При определении в качестве субъекта административной ответственности юридического лица необходимо учитывать понятие такового, приведенное в ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что представительства и филиалы юридическими лицами не являются (ст. 55 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (см. примечание к ст. 2.4 Кодекса), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и соответствующего должностного лица. Причем, поскольку КоАП РФ не предусматривает в данном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, к юридическому и должностному лицу может быть применена любая мера наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

4. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом при отнесении того или иного физического лица к должностным лицам следует руководствоваться примечанием к ст. 2.1 КоАП РФ, которое, в частности, определяет, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).

В этой связи не могут рассматриваться в качестве должностных лиц лица, работающие по трудовому договору у индивидуального предпринимателя, даже если они выполняют в рамках возложенных на них обязанностей те или иные организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор магазина), поскольку по смыслу КоАП РФ к ним могут относиться только руководители и работники организаций, т.е. юридических лиц.

В то же время отдельные работники (продавец в розничном торговом предприятии, кассир и т.п.) в силу соответствующих положений п. 1 ст. 182 ГК РФ могут и должны рассматриваться как представители индивидуального предпринимателя, поскольку их полномочия, в случае соответствия осуществляемому индивидуальным предпринимателем виду деятельности, явствуют из связанной с этим обстановки, что имеет принципиальное значение с точки зрения учета ограничений при проведении мероприятий по контролю, установленных абзацем третьим ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В случаях, когда административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью физического лица, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.

5. В порядке подготовки дела к рассмотрению соответствующее уполномоченное должностное лицо должно установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также проверить соблюдение процедуры оформления протокола.

В этой связи существенным недостатком протокола следует считать отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также иных сведений, необходимых для разрешения по существу конкретного дела об административном правонарушении.

Несущественными в силу соответствующих разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (далее — Постановление ПВСРФ от 24.03.2005 N 5), являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения уполномоченному должностному лицу (судье), поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно и это обстоятельство не может быть восполнено при рассмотрении дела, должностное лицо, уполномоченное его рассматривать, должно при подготовке к рассмотрению дела на основании пункта 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол. При этом указанное определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Указанная процедура возвращения протокола возможна только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов должностному лицу, составившему протокол, по результатам рассмотрения дела.

Вместе с тем в каждом конкретном случае необходимо иметь в виду, что нарушение должностными лицами в ходе административного производства процессуальных требований, установленных КоАП РФ, может явиться основанием для признания незаконным и отмены вынесенного постановления по делу об административном правонарушении в случае его обжалования в судебном порядке (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом в случае установления при рассмотрении дела несоответствия между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ) суд будет оценивать это обстоятельство с учетом того, было ли обеспечено административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП, а при выявлении факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, — было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

6. По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. Истечение этого срока является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

К числу исключений (применительно к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора) относятся случаи, связанные с нарушениями законодательства о защите прав потребителей, при которых постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая в этой связи тот факт, что Раздел II «Особенная часть» КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, в отдельную главу не выделяет, должностным лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении, при квалификации объективной стороны состава правонарушения необходимо исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности согласно Постановлению ПВСРФ от 24.03.2005 N 5 надлежит исчислять по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

8. При обеспечении соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности необходимо учитывать единственный случай приостановления его течения, предусмотренный ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ, который связан с удовлетворением ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о его рассмотрении по месту жительства данного лица.

В то же время указанную норму следует соотносить с соответствующими положениями ст. 29.5 КоАП РФ, в части первой которой закреплено общее правило, предусматривающее рассмотрение дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения (согласно Постановлению ПВСРФ от 24.03.2005 N 5 местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность).

Кроме того, в любом случае не подлежит какому-либо изменению территориальная подсудность, предусмотренная ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается исключительно по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. При этом с учетом соответствующих положений п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения территориального управления определяется местом его государственной регистрации в качестве юридического лица.

9. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

Поскольку административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в тех отраслях законодательства, которые перечислены в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, будет являться неправомерным его проведение в области санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается в виде определения должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении (см. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.06.2005 N 421 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»).

При этом исчерпывающий круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, определяется с учетом соответствующих положений ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ.

Учитывая, что административное расследование в силу положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий со стороны указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, его проведение объективно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и т.д.

С учетом того, что в отдельных случаях возможность проведения административного расследования может зависеть не только от состава административного правонарушения, но и квалифицирующих признаков, положенных в его основу (например, в случае применения ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ состав административного правонарушения может определять как несоблюдение виновным лицом требований санитарного законодательства, так и законодательства о защите прав потребителей), должностному лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, при решении вопроса о проведении административного расследования помимо обстоятельств, указанных в части 3 п. 6 настоящего письма, следует принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и имущества потребителя, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) и т.д.

Указанное означает, что вопрос о том, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность, в той или иной форме должен найти свое отражение в соответствующем определении при описании повода для возбуждения дела об административном правонарушении и данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ).

Проведение административного расследования без вынесения определения Кодексом не предусматривается.

Во всех случаях, когда составлению протокола об административном правонарушении предшествует проведение административного расследования, дела, подведомственные судам (ст. 23.1 КоАП РФ), не рассматриваются мировыми судьями, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса их рассмотрение находится в исключительной компетенции районных судов (абзац второй ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) или арбитражных судов (абзац третий ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

В этой связи следует иметь в виду, что если судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению установит, что административное расследование должностным лицом фактически не проводилось, будет решаться вопрос о передаче дела мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Таким же образом будет разрешаться вопрос о подведомственности и в случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

10. В целях соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, соответствующему должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте его рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте его рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу (Постановление ПВСРФ от 24.03.2005 N 5).

Несоблюдение требований КоАП РФ в рассматриваемой части может служить основанием для признания вынесенного постановления незаконным в случае его оспаривания в суде.

12. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания (ст. 3.2 КоАП РФ) по общему правилу, установленному ст. 3.12 КоАП РФ, применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается только судьями районных судов и только в случаях, предусмотренных статьями Раздела II «Особенная часть» Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

13. Временный запрет деятельности согласно п. 10 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, правом применения которой обладает должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

При этом при описании оснований для временного запрета деятельности необходимо исходить из особой исключительности указанной меры (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ), имея при этом в виду, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в силу ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (п. 1 ст. 1070 ГК РФ).

14. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (т.е. руководителем территориального управления Роспотребнадзора или его заместителем) при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению (ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ).

Решение о внесении указанного представления принимается в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ), в основе которого в обязательном порядке должен лежать протокол об административном правонарушении. С учетом данного обстоятельства является недопустимой выдача представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, при условии отсутствия протокола об административном правонарушении, подтверждающего факт его совершения.

Источник: https://bazanpa.ru/rospotrebnadzor-pismo-n01007716-05-32-ot22092005-h900511/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *