Можно Ли Оформить Часть Дороги В Собственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно Ли Оформить Часть Дороги В Собственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По законодательству практически все объекты недвижимости, которые находятся на территории РФ, подлежат кадастровому учету. Не исключением считаются и дороги для автомобилей, которые приравниваются к объектам недвижимости (линейным сооружениям). Подобная принадлежность поясняется тем фактом, что дороги являются инженерными конструкциями, а это позволяет говорить о возможности отнесения такого имущества к категории недвижимости. Но при постановке на учет линейных сооружений работают иные правила. Регистрация линейных объектов в реестре госкадастра происходит с учетом требований ФЗ №221.

Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне?

По законодательству кадастровый учет грунтовых дорог требуется не во всех случаях. Так, если объект относится к инженерным сооружением, зарегистрировать его придется. Если речь идет о простом направлении, которое накатано большим количеством транспорта, ставить на учет такой объект не требуется.

Рассмотрение грунтовых дорог как объекта кадастрового учета, в 90% случаев происходит индивидуально. При этом решение о необходимости регистрации сооружений часто принимает арбитражный суд. Если при создании грунтовой дороги выполнялся комплекс строительных работ (создавались насыпи, монтировались системы отвода воды и так далее), она признается инженерным объектом. Такое покрытие относится к категории недвижимости и подлежит регистрации.

Паспорт на автомобильную дорогу содержит полные данные об инфраструктурном объекте:

  • Размер дороги и земельной насыпи.
  • Наличие путепроводов, мостов, тротуаров, автобусных остановок, пешеходных переходов и прочих объектов.
  • Границы от начала до завершения проезжей части (общая длина).
  • Категория объекта.
  • Перечисление предусмотренных подъездов.
  • Участки, обслуживаемые коммунальщиками и так далее.

Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации. Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:

  • Техплан сооружения.
  • Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
  • Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

Если регистрация дороги производится по решению судебного органа (к примеру, после необоснованного отказа со стороны уполномоченных структур), постановка на учет в кадастре занимает до 5 суток.

Дорога для автомобилей представляет собой инженерное сооружение. Оно в полной мере относится к объектам недвижимости и нуждается в прохождении регистрационных процедур. Главные трудности касаются только грунтовых дорог, которые могут быть просто накатанными или изготавливаться с применением специального оборудования и материалов. В первом случае регистрировать такие объекты не требуется, а во втором постановка на учет является обязательной.

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 23 апреля 2014 года N 14-исх/04566-ГЕ/14

О рассмотрении обращения



Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение сообщает.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Дороги в поселке: оформление прав

Внимание N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6.

Во-вторых, если муниципалитет не ремонтирует дорогу, жители поселка за свой счет это сделать уже не смогут. Эта обязанность лежит исключительно на госсобственнике, по закону он должен выбрать подрядчика на конкурсной основе, профинансировать эти работы из бюджета, и никак иначе.

Если домовладелец заделает яму в асфальте перед своим домом, конечно, его не обязательно привлекут к ответственности, как не штрафуют каждого нарушившего ПДД. Но знать, что это незаконно, стоит.И третье, самое неприятное для жителей коттеджного поселка, последствие: собственник земли вправе перенести, реконструировать или иначе распорядиться дорогами и сетями.

Объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статьи 16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст.
Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым? Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему: вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.

Каким образом происходит оформление в собственность автомобильных дорог общего пользования местного значения в собственность Ст.

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Как поставить дорогу на кадастровый учет?

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Иногда возникают ситуации, когда получение права собственности на дорогу сопровождается и конфликтами. В таких случаях лучшим выходом для защиты своих прав станет, конечно же, обращение в судебные органы. И это самый простой и самый эффективный способ признания права собственности – обращение с исковым заявлением. Для этого, правда, очень важно именно правильно написать заявление, предоставить всю необходимую документацию и доказательства. Только в таком случае гарантируется положительный исход дела в вашу пользу.

Сейчас в юридической практике встречается очень много дел, связанных именно с оформлением или признанием права собственности на тот или иной предмет, недвижимое или движимое имущество. Это, в первую очередь, относится к оформлению права собственности на земельный участок, жилой дом, квартиру, гараж. Но встречаются и дела об оформлении права собственности на дорогу. Причем, с такими заявлениями обращаются как физические, так и юридические лица. Отметим, что такой процесс оформления в собственность может длиться довольно продолжительное время, потому что имеет очень много специфических нюансов и подводных камней. Во время оформления права собственности на дорогу необходимо будет обойти очень много различных инстанций, а также собрать большое количество необходимых документов. Кроме прочего, если впоследствии в документации будет найдена ошибка, то такой процесс может затянуться вообще на неопределенный срок.

Законодатель указал полный и закрытый перечень документов, на основе которых можно формировать земельные участки, положив конец неразберихе, порождаемой противоречием нескольких законов, регулирующих земельные отношения, как это и указывалось в пояснительной записке к законопроекту. В частности, это были противоречия между Земельным, Лесным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединениях граждан (ст. 11.3 ЗК РФ):

Чтобы получить землю у государства, нужно иметь прописанное в законе право на это. Иначе чиновник, не найдя соответствующую норму, прямо указующую на его обязанность что-то сделать, ничего делать не будет. Далее, если у вас есть такое право, но не прописан порядок предоставления вам земли — результат будет тот же.

  • признанных изъятыми или ограниченными в обороте в связи с особой ценностью;
  • находящиеся в резервных государственных фондах для оборонных и хозяйственных нужд;
  • используемые для размещения радиоактивных отходов;
  • используемые для размещения коммуникаций общественного назначения;
  • наделы, через которые проходят дороги федерального и областного значения;
  • участки, находящиеся в ведении федеральной службы безопасности;
  • земли, используемые для нужд оборонного комплекса;
  • относящиеся к типу земель общественного назначения;
  • используемые под размещение кладбищ;
  • участки, реализуемые через аукционы;
  • земельные наделы, находящиеся в ведении другого региона;
  • территории, входящие в лесной или водный фонд;
  • земли заповедных территорий и памятников культуры.

Законодательство не содержит запрета на возведение жилых построек на земле, находящейся в ведении у государства. При наличии узаконенного жилого дома возникает вопрос, как оформить в собственность земельный участок под ним. Какие документы необходимы в подобной ситуации? Куда следует обращаться гражданам, чтобы получить разрешение на оформление земельного участка. Эти и другие вопросы будут рассмотрены в представленной статье.

Дороги в коттеджных поселках: что делать, если Вам перекрывают проезд?

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Автомобильная дорога считается сложной частью транспортной инфраструктуры.

Ее строительство требует проведения определенных мер: отведение территории, оформление на данную площадь права собственности, получение на строительство данного объекта разрешения, введения в эксплуатацию, а также и на проектную документацию, и по окончании всех работ требуется зарегистрировать права владением автодорогой.

Само строительство дороги порой занимает меньше времени, чем процесс оформления документации. Опираясь на закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», выбор органа, который выдаст соответствующее решение, зависит от размещения дороги и ее назначения.

Важно! Если строительство дороги будет проведено без разрешения, это влечет за собой взыскание административного штрафа. Уложенный участок полотна может быть демонтирован.

Первым делом следует изучить нужную документацию, ознакомиться с генеральным планом развития территории, иметь кадастровую выписку, а также подтвердить имеющийся надел на кадастровой карте.

Далее необходимо выяснить принадлежность дороги к какому-либо муниципальному органу. Так будет понятно, куда именно идти за разрешением (в местную администрацию, районную или окружную).

Затем составляется заявление, и подготавливается документация (удостоверяющая личность, о праве собственности, доказательство отсутствия дороги и др).

  • В верхней части, посередине находится гербовый знак, правее указано кем документ утвержден.
  • Затем указывается каким именно исполнительным органом лицензия выдана.
  • Далее прописывается аббревиатура (лицензия) и присвоенный ей государственный номер.
  • Следующая информация касается вида осуществляемой деятельности, а также кому выдано.
  • Адрес предприятия.
  • Число и номер документа.
  • Подпись уполномоченного лица и дата.
  • На обратной стороне бумаги указывается количество прилагаемых листов.

Разрешение не требуется на строительство подъездных дорог. Право собственника на проведение подобных действий успешно доказывается в судебном порядке.

Не требуется документация и для объектов технического обеспечения дороги, находящихся вблизи подъезда к участку (инженерные сети).

В этот список включены устройства обеспечения коммуникационного снабжения: оснащение выезда, переходов, съездов, автомобильной стоянки, прилегающих участков.

Может ли быть частная собственность на дорогу общего пользования?

Новосибирск, 28 декабря г. Скачать книгу -и : Сборник статей конференции часть 1 , Сборник статей конференции часть 2. Целью статьи является исследование процесса оформления права муниципальной собственности при разграничении земель. В статье предлагается ряд методов решения данной проблемы.

The purpose of this article is to study the process of registration of municipal property in the delineation. The article proposes several methods to solve this problem. Ключевые слова : автомобильная дорога; земельный участок; оформление прав.

На сегодняшний день процесс оформления прав на земельные участки под линейными сооружениями проработан не до конца.

Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи в том числе линейно-кабельные сооружения , трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым? При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

Прокуратура Сургута обнаружила в ходе проверки соблюдения законодательства при реализации программ по строительству и реконструкции дорог нарушения со стороны сотрудников местной администрации. Оказалось, что в Сургуте числится более автомобильных дорог общего пользования, и при этом право собственности оформлено лишь на 2 земельных участка, на которых расположены дороги.

Новосибирск, 28 декабря г. Скачать книгу -и : Сборник статей конференции часть 1 , Сборник статей конференции часть 2. Целью статьи является исследование процесса оформления права муниципальной собственности при разграничении земель. В статье предлагается ряд методов решения данной проблемы.

По законодательству практически все объекты недвижимости, которые находятся на территории РФ, подлежат кадастровому учету. Не исключением считаются и дороги для автомобилей, которые приравниваются к объектам недвижимости (линейным сооружениям).

Подобная принадлежность поясняется тем фактом, что дороги являются инженерными конструкциями, а это позволяет говорить о возможности отнесения такого имущества к категории недвижимости. Но при постановке на учет линейных сооружений работают иные правила.

Регистрация линейных объектов в реестре госкадастра происходит с учетом требований ФЗ №221.

В судебной практике зачастую возникают вопросы, связанные с признанием права собственности на специфические объекты, которые по ряду признаков отнесены к недвижимому имуществу, но по сути таковым не являются.

Речь идет об асфальтовом покрытии (бетонном замощении и ином имуществе), право собственности на которое заявители пытаются легализовать в судебном порядке.

В каких случаях возможна такая легализация, а в каких нет? В гражданском законодательстве предусмотрено несколько способов приобретения права собственности на объекты недвижимости и вводится специальная регистрационная про­цедура, что не должно вызывать каких-либо спорных или неопределенных вопросов.

Построил объект недвижимости с соблюдением норм и правил, регулирующих вопросы строительства, — приобрел право собственности на объект. Приобрел объект по договору, например договору купли-продажи, договору мены, — приобрел право собственности на объект и т.д.

  1. Members
  2. 2
  3. 21 публикация

(изменено) Предлагают на продажу участки земли от бывшего крестьянского хозяйства. Недорого — участки примерно такой же площади в соседнем селе, но с дорогами, газом, водой и электричеством стоят примерно в 2 раза дороже. Будущий коттеджный поселок. Почему спрашиваю называете коттеджный поселок, а не отдельные участки?

Получил ответ — будут декоративный пруд и зона отдыха коллективного пользования. Нужно ли вступать в потребительский кооператив — нет ответа.

Посмотрел по публичной кадастровой карте — все пространство и дороги между участками оформлены в частную собственность крестьянского хозяйства.

При покупке участка говорят нужно подписать одностороннее обязательство оплатить дороги в случае их готовности.

вопросы: в случае неготовности придется выкупать «дорожную» землю и строить дороги за свой счет ?

Как узаконить дорогу к земельному участку

4. В случае отсутствия в перечисленных выше документах, за исключением актов о приеме-передаче зданий (сооружений), сведений о являющихся объектами недвижимости сооружениях или зданиях, включенных в состав автомобильной дороги, технический план может быть оформлен на основании декларации, составленной и заверенной уполномоченным лицом или представителем государственной компании в установленном порядке.

— декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы не требуются в установленных законодательством в области градостроительной деятельности случаях) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. (пункт 4 Требований Требования# к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 628 в редакции приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. № 805 (далее — Требования приказа № 628).

  • Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
  • Передача заявки и документов в кадастровую палату.
  • Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
  • Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
  • Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

Земля бабушки находится на территории Саранска. Это значит, что ситуацию с неоформленным правом собственности сначала нужно объяснить в администрации города Саранска. Ее же нужно попросить предоставить земельный участок бесплатно. Это необходимо для того, чтобы в иске подтвердить, что мы приняли все меры для оформления участка в собственность в порядке, предусмотренном земельным кодексом. По закону администрация города вправе бесплатно предоставить участок по заявлению заинтересованного лица.

После написания этой статьи, 1 января 2020 года, вступил в силу федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2020 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон вывел из законодательства понятие «дача». Вместо дачных участков теперь будут садовые и огородные участки, вместо дачников — садоводы и огородники.

Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Кадастровый учет — процедура, которая обязательства для закрепления права собственности в Росреестре. Цель оформления паспорта на дорогу заключается в получении сведений о сооружении, объеме транспортного потока, а также данных об окружающей ситуации. Сегодня существует 2 варианта паспортизации:

  • Первичная. В этом случае собираются базовые сведения об автомобильной трассе. Сбор информации не требует применения дорогостоящего (специального) оборудования. При этом в организации дополнительных исследований также нет необходимости.
  • Полная. Такой вариант паспортизации позволяет получить расширенные сведения после оформления первичного паспорта. Работа часто делается без оформления первичной документации. По законодательству разрешено сразу переходить к полному варианту оформления.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьи 16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Чтобы получить землю у государства, нужно иметь прописанное в законе право на это. Иначе чиновник, не найдя соответствующую норму, прямо указующую на его обязанность что-то сделать, ничего делать не будет. Далее, если у вас есть такое право, но не прописан порядок предоставления вам земли — результат будет тот же.

  • признанных изъятыми или ограниченными в обороте в связи с особой ценностью;
  • находящиеся в резервных государственных фондах для оборонных и хозяйственных нужд;
  • используемые для размещения радиоактивных отходов;
  • используемые для размещения коммуникаций общественного назначения;
  • наделы, через которые проходят дороги федерального и областного значения;
  • участки, находящиеся в ведении федеральной службы безопасности;
  • земли, используемые для нужд оборонного комплекса;
  • относящиеся к типу земель общественного назначения;
  • используемые под размещение кладбищ;
  • участки, реализуемые через аукционы;
  • земельные наделы, находящиеся в ведении другого региона;
  • территории, входящие в лесной или водный фонд;
  • земли заповедных территорий и памятников культуры.

Регистрация дорог (в том числе грунтовых) является обязательной. Такие сооружения при определенных условиях, которые отмечались выше, признаются на уровне государства. Вот почему сведения о них должны отражаться в кадастре. Чтобы подготовить техдокументацию, делаются такие шаги:

  • Определяется точное расположение сооружения.
  • Выполняется геодезическая съемка. Для этих целей требуется оборудование, обладающее высокой точностью.
  • Делается межевание участка. Этот шаг обязателен, ведь дорога имеет большую продолжительность. Это значит, что она неизбежно охватывает несколько кадастровых округов. Так что без разделения линейного объекта обойтись не выйдет, а технические бумаги оформляются по отдельности.

На базе полученных сведений оформляется окончательная документация.

Таким образом, постановка дорог на кадастровый учет обязательна для инженерных сооружений, будь это объект с твердым или грунтовым покрытием.

Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации. Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:

  • Техплан сооружения.
  • Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
  • Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.

Чтобы поставить дорогу, как и другой объект, на кадастровый учет, делаются следующие шаги:

  • Обращаемся в местный регистрационный орган.
  • Оформляем и передаем заявку с учетом установленной формы и прикладываем необходимый пакет бумаг. Перечень документации лучше уточнить заранее применительно к оформляемому объекту недвижимости.
  • Получаем расписку о принятии заявки и документации.
  • Принимаем ответ (уведомление) о возможности регистрации сооружения или об отказе в предоставлении услуги.
  • Получаем кадастровый паспорт (выписку).

В определенных случаях уполномоченный орган вправе отказать в услуге. Такое возможно при наличии противоречий в информации об объекте в различных документах (тех, что переданы для изучения). Также уполномоченный орган может отказать при отсутствии каких-либо бумаг в пакете, ошибочно заполненном заявлении, неактуальности регистрации и так далее. Отказ также случается, если лицо, которое обращается с заявлением, не имеет необходимых полномочий на выполнение такой работы.

Передача заявления и документации осуществляется следующими способами:

  • Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
  • Передача заявки и документов в кадастровую палату.
  • Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
  • Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
  • Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.

При личной передаче бумаг важно требовать расписку от сотрудника о получении документации с датой, должностью, ФИО и подписью. Если бумаги передаются в дистанционном режиме, такое уведомление должно отправляться не позднее чем через 24 часа.

28.03.14

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

Подлежит ли государственной регистрации право собственности на гравийную дорогу?


В связи с реорганизацией системы управления дорожным хозяйством была утрачена часть документов о федеральных автодорогах (в т. ч. необходимая для подготовки техпланов сооружений). Возник вопрос, как в госкадастр недвижимости (ГКН) внести сведения об объектах, входящих в состав инфраструктуры, и зарегистрировать права на них.

Рассмотрена в т. ч. ситуация, когда на автодорогу (ее участок) зарегистрировано право оперативного управления учреждения, подведомственного Росавтодору, и (или) право собственности России, но сведения отсутствуют в ГКН.

В этом случае данные о местоположении будут отсутствовать в кадастре. Для их внесения необходимо составить техплан сооружения и провести учет изменений объекта.

Сведения о здании или сооружении, кроме информации о местоположении, указываются в техплане на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации или изготовленного до 1 января 2013 г. техпаспорта.

Отмечено, что форма разрешения не предусматривает включение сведений о местоположении объекта строительства на участке.

Если техплан подготовлен в результате кадастровых работ в связи с изменением сведений ГКН о сооружении, то заполняются строки раздела «Характеристики сооружения», содержащие новые параметры, подлежащие внесению в ГКН.

Сведения о кадастровом номере сооружения указываются, если техплан составлен в результате кадастровых работ в т. ч. в связи с исправлением ошибки в данных ГКН.

При подготовке техплана в отношении линейного сооружения, расположенного более чем в одном кадастровом округе, дополнительно указывается информация о номере округа, где расположена соответствующая условная часть.

Таким образом, для внесения сведений о местоположении ранее учтенного объекта техплан сооружения можно подготовить без проектной документации или разрешения на ввод в эксплуатацию.

Дополнительно разъяснено, как в ГКН занести сведения о линейных, искусственных дорожных сооружениях, производственных объектах, включенных в состав автодороги, в отношении которых отсутствуют требуемые документы.

Государственная регистрация прав на автомобильные дороги

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?

Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему: вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Режим собственности на дороги в поселке

Дороги, ведущие к участкам в ДНП, принадлежат частному лицу (одному из владельцев участков). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества. Обременения в росреестре не зарегистрировано (хотя есть подозрение что были внесены изменения). В плане ДНП это дороги (места общего пользования). Может ли собственник препятствовать использованию этих участков как дорог? Нужно ли добиваться изменения прав собственности, а именно установления серветута? (Например на основании того что в плане ДНП, эти земли — дороги общего пользования.)

На момент принятия плана, собственниками всех или большинства участков являлся тот же самый собственник что владеет дорогами. Какая правильная тактика — бороться за наложение ограничений или за признание недействительным плана ДНП, что повлечёт за собой проблемы для того собственника, т.к. он не распродал ещё все участки?

Надо учесть, что план ДНП составлялся и регистрировался тем самым собственником, получается что он заранее заложил противоречие.

15 Марта 2017, 23:23

«Сервитут может устанавливаться» не означает «должен»? То есть если собственник пойдёт в отказ, доступа к участку соседа может не быть вообще?

«соразмерность» определяется судом (в том случае если серветут будет накладываться немирным образом?). есть какая-то практика? Например, будет ли соразмерной платой уплата ежегодного налога на эту землю + текущий ремонт дорог?

15 Марта 2017, 23:29

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *