Если не указал количество с первой части заявки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если не указал количество с первой части заявки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для проведения любой закупочной процедуры заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение и документацию. Здесь, помимо прочего, также должен быть указан объем продукции. Причем в законе не сказано, какую именно часть нужно посвятить количественным характеристикам. Чаще всего участник может найти такие сведения в техническом задании, проекте контракта и в приложениях к документации в следующем виде:

  1. Спецификация.
  2. Технический чертеж.
  3. Смета.
  4. Проектная документация.
  5. Дефектные акты.
  6. Результаты тестирования и работ.
  7. Результаты инженерных изысканий.
  8. Экспликации.

Подобная информация должна быть одинаковой во всех разделах документации, где она указана. Но заказчик может указать такую информацию только в одном месте (например, в проекте контракта), закон он в этом случае не нарушает. Поэтому поставщик должен внимательно изучить весь пакет тендерных документов, чтобы правильно рассчитать ценовое предложение.

Если не Указал Количество с Первой Части Заявки

Единица измерения количества товара в большинстве случаев будет выражаться в килограммах, штуках, упаковках и т. д. В соответствии с этими сведениями поставщик может без труда рассчитать минимальную цену.

Если же количество невозможно определить, то его измеряют в денежном выражении. Когда приобретают некоторые услуги, единица измерения количество товара будет представлена заказчиком как стоимость единицы работы или услуги либо цена запасных частей к оборудованию или технике (п. 2 ст. 42 № 44-ФЗ). Такие величины используют, когда предметом сделки является техобслуживание и ремонт техники либо услуги в области:

  • связи;
  • юриспруденции;
  • медицины;
  • образования;
  • общественного питания;
  • переводов;
  • пассажирских, багажных и грузовых перевозок;
  • гостиничного сервиса;
  • оценки.

При исполнении контракта на вышеуказанные блага заказчик будет оплачивать фактически выполненные работы или услуги либо поставленные запчасти. При этом итоговая сумма не должна превышать НМЦК, которую покупатель указал в извещении о процедуре. Похожие правила действуют и при закупке моторного топлива, в т. ч. авиационного и автомобильного бензина (Письмо Минфина № 24-03-08/31865 от 11.05.2018).

Стоит обратить внимание, что приобретение запасных частей к технике без услуг или работ, для которых они требуются, под вышеуказанные случаи не подпадает (Письмо Минфина № 24-02-07/73170 от 07.11.2017). То есть здесь должен быть указан конечный объем товаров в свойственных им единицах измерения (например, в штуках).

На практике поставщик может получить отказ в допуске, если объем продукции в заявке не указан либо поставщик предложил поставить больше (или меньше) благ, чем указано в документации. Но действия покупателя в таких случаях не всегда правомерны.

Так, при проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации ЧС заказчик не имеет права отклонить предложение, в котором объем предлагаемых благ не соответствует документации (ч. 7 ст. 82).

Также нельзя отклонять заявки, в которых поставщик предлагает поставить больше продукции, чем указано в документации, т. к. такой отказ будет противоречить принципам закупочной деятельности. Главное, чтобы предлагаемая цена не превышала НМЦК.

Но если в заявке не указано количество товара, то здесь не все так однозначно.

В законе не сказано, что поставщик обязан указывать объем продукции при составлении заявки на конкурс (п. 2 ч. 2 ст. 51). А для участия в аукционе необходимо указать конкретные характеристики в соответствии с требованиями документации (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66). При этом п. 1 ч. 1 ст. 33 под этим понятием подразумевает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. То есть указывать количество товара в первой части заявки не обязательно. Та же картина и при запросе котировок: в предложении, помимо прочего, должны быть указаны характеристики товара и цена за его единицу. Получается, что отклонение участника на основании того, что он не указал объем в своем предложении, противоречит закону. Тем не менее, ФАС и суды могут интерпретировать эти положения по-разному.

В качестве примера рассмотрим Решение Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А57-2474/2017 от 05.12.2017.

Заказчик в извещении, документации, инструкции по заполнению заявки и техническом задании установил требование о том, что участник обязан указать в своем предложении объем продукции, а именно персональных компьютеров (моноблоков) — 17 шт.

Участнику, который не указал такие сведения, отказали в допуске.

Он обратился в ФАС, где жалобу признали обоснованной, а действия заказчика неправомерными, т. к. количественные характеристики к конкретным показателям не относятся.

Заказчик не согласился с решением ФАС и обратился в суд, который решил, что решение ФАС было ошибочным — при таких условиях заказчик не сможет понять, правильно ли участник воспринимает условия будущей сделки.

Также суд признал отказ в допуске правомерным, т. к. заявка участника не соответствовала требованиям документации, что также нарушает пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66.

Ответ

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Если вы подаете решение о крупной сделке, заверьте его у нотариуса. Чтобы не заверять каждое решение, можно выпустить документ, по которому в вашей компании для подтверждения решения достаточно подписей всех присутствующих участников. Этот документ придется прикладывать к каждой заявке.

В некоторых закупках поставщики подтверждают страну происхождения товара с помощью копии сертификата СТ-1. Если такой сертификат оформлен на производителя, заверить копию должен именно он. Если это сделает поставщик, заказчик может отклонить заявку.

На закупку товаров, которые входят в список из Постановления №617, действуют ограничения. Если в таком тендере вы предложите зарубежный товар вашу заявку могут и не отклонить. Но если два других участника предложат товар из России или стран ЕАЭС, побороться за победу вы уже не сможете.

Не забудьте приложить к заявке банковскую гарантию. Если же вы вносите обеспечение деньгами, проверьте, чтобы на момент окончания приема заявок на спецсчете было достаточно средств. Даже если не хватит несколько копеек, заявку отклонят, и подать новую уже не получится.

Участникам закупки необходимо составить заявку в соответствии с правилами Закона № 44.

В зависимости от того, какого вида закупка проводится, заявка может содержать две части, однако подать их надо одновременно (если это электронный аукцион) или состоять из единого комплекта документов (если это запрос предложений, запрос котировок либо конкурс). Поэтому крайне важна правильная подготовка этих разделов, сведений о товаре и об участнике.

Будем рады, если избежать споров с Заказчиком Вам помогут наши советы:

1. Если проводится аукцион, то в первой части заявки выразите согласие на поставку товара либо выполнение работ на условиях, установленных заказчиком. Сведения о товаре участник должен указать, если заказчик самостоятельно закупает товар либо контракт предполагает выполнение работ (услуг), для которых необходимо использование определенных товаров (материалов). Если же контрактом предусмотрены лишь работы (услуги), то в заявке участнику достаточно выразить своё согласие. При подаче заявки на любой ЭТП такое согласие формируется автоматически.

2. Если заказчиком указан товарный знак, и у товара участника он имеется, то заявка также должна содержать только согласие. Если планируется поставка эквивалента, то должны быть указаны наименование торговой марки и ее описание, конкретные показатели товара, отвечающие значениям эквивалентности и страну его происхождения.

3. Если заказчиком товарный знак не указан, то в заявке нужно указать товарный знак либо его словесное обозначение, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, промышленные образцы, полезные модели, страну происхождения и конкретные показатели, отвечающие значениям документации.

4. Если для вас имеет значение цена товара за единицу, вы можете также указать ее как НМЦ товара в составе своей заявки. При этом у вас будет аргумент для заказчика, что спецификация к контракту составляется путем включения характеристик товара, указанных участником в своей заявке, а общая цена контракта при этом определяется предложением победителя.

Теги: заявка,

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Участник указал в заявке несуществующий ГОСТ. Комиссия заявку отклонила, оказалось, зря. Суд посчитал, что предложение корректное – участник просто опечатался в госстандарте, при этом товар описал подробно, а все характеристики отвечают документации.

Не отклоняйте заявку.
Участник прописал в аукционной заявке характеристики товара, а товарный знак не указал. Отклонять заявку нельзя. Первая часть аукционной заявки должна содержать указание на товарный знак, только если знак существует. В нормах Закона № 44-ФЗ, которые касаются товарного знака, есть приписка «при наличии». Поэтому суды поясняют: отсутствие товарного знака – не причина отклонять заявку участника. Примеры из судебной практики:

  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2017 г. № Ф08-3765/2017;
  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2017 г. № Ф08-9889/2016;
  • постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. № Ф09-1266/17.

Отклоните заявку.
Заказчик вправе установить в документации о закупке дополнительное требование к участникам – опыт выполнения аналогичных работ. Опыт участник подтверждает документами – копиями исполненного контракта и акта. Допустим, суммы в контракте и акте не совпадают: контракт заключен на сумму 728 250 000,00 руб., а акт стороны подписали на сумму 725 166 966,28 руб. Заявку нужно отклонить. Такого мнения придерживаются специалисты ФАС – решение ФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № К-658/17.

За какие ошибки могут отклонить заявку

Не отклоняйте заявку.
Аукционная заявка должна содержать согласие выполнить работу или оказать услугу. Аукционную заявку участник оформляет на электронной площадке. Интерфейс площадки предусматривает, что согласие оформляют автоматически, проставив галочку в нужном окне. Наличие согласия – обязательное условие, без согласия заявку оператор электронной площадки не примет. Заявка, которую заказчик получает от оператора площадки, уже содержит согласие. Обязанность, что участник должен представить в составе заявки согласие в форме отдельного документа, нормативно не установлена. Следовательно, если участник не приложил согласие к заявке, отклонять предложение незаконно. Такие разъяснения дали специалисты УФАС – решение Хабаровского УФАС России от 21 апреля 2017 г. № 104.

Отклоните заявку.

Заказчик прописал в документации о закупке, что участник должен указать срок годности или остаточный срок годности товара. Участник требование не выполнил – в заявке срока годности нет. Предложение нужно отклонить. Причина – участник не предоставил необходимую информацию (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС от 21 апреля 2017 г. № 97-17/гз).
Участник не установил конкретный срок годности? Также отклоните заявку. Например, в документации прописали: срок годности – не менее 12 месяцев. Участник должен предложить конкретный срок годности товара без слова «не менее». Вывод подтверждает решение Иркутского УФАС России от 6 апреля 2017 г. № 209.

  • Заявка участника не обладающего лицензией может быть отклонена даже к заявке приложен договор с организацией имеющей лицензию
  • Может ли Заказчик требовать конкретные показатели в случае если в документации имеется проектно-сметная документация?
  • Письмо Минфина России от 20.08.2020 № 24-02-08/73111 «О представлении решения одобрения крупной сделки в составе заявки на участие в закупках»
  • Письмо Минфина России от 28.02.2020 № 24-02-08/15095 «О порядке проведения электронного аукциона на право заключить контракт»
  • Письмо Минфина России от 02.03.2020 № 24-02-08/15324 «Об указании в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе сведений о предложении по поставке иностранных товаров, выполнению работ, оказанию услуг иностранным…»
  • Допустим ли односторонний отказ на основании ст. 782 ГК РФ в рамках ст. 95 Закона № 44-ФЗ?
  • Как провести срочную закупку медицинских перчаток и масок по 44-ФЗ?
  • Вправе ли заказчик отказаться от подписания государственного контракта в связи с отсутствием разрешения на строительство?
  • Нужно ли размещать в ЕИС сведения до дополнительном соглашении к договору заключенному до работы по 223-ФЗ?
  • Должен ли заказчик по 223-ФЗ отклонить участника если он не указал точно год выпуска товара?

Заказчик не может требовать, а поставщик не должен указывать в заявке какую-либо иную информацию, помимо упомянутой выше. Заказчику этим правилом пренебрегать не стоит, ведь иначе ответственное должностное лицо будет оштрафовано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП на 3000 рублей.

Кроме того, заказчик не должен требовать от участника заполнения заявки по определенной форме. Образец включается в аукционную документацию, но руководствоваться им и участник не обязан.

После того, как время подачи заявок заканчивается, закупочная комиссия приступает к работе. Её задача состоит в том, чтобы оценить соответствие всех поданных заявок установленным требованиям. Среди наиболее распространенных поводов для отклонения первых частей предложений выделяют:

  1. В заявке отсутствует согласие участника на поставку товаров и исполнение всех требований договора. Участник должен внимательно изучить всю закупочную документацию. Если возникли какие-либо вопросы, необходимо запросить у заказчика разъяснения. В заявке следует в свободной форме высказать свое согласие со всеми условиями. Сейчас на ЭТП согласие формируется автоматически при заполнении формы, однако если согласие будет содержаться и в прикреплённых документах – хуже не будет.
  2. Несоответствие характеристик предлагаемых к поставке товаров требованиям технического задания. Проблемы чаще возникают из-за невнимательности поставщиков. Нередко заказчик указывает диапазон, в который должен попадать один из параметров изделия. Участник же обязан указать конкретное значение, которое попадает в заявленный диапазон. Внимательно нужно проверять и соответствие установленному ГОСТу.
  3. Отсутствие в заявке указания на страну происхождения товара. Эта информация должна быть указана отдельно для каждой предлагаемой к поставке единицы продукции.

Если у поставщика возникают трудности при составлении первой части заявки, можно обратиться за помощью к специалистам. Сегодня на рынке существует множество фирм, оказывающих подобные услуги. Делать это целесообразно только для закупок со сложным техническим заданием и с большой ценой контракта.

При возникновении спорных ситуаций с заказчиком поставщикам рекомендуется обращаться в ФАС. Исходя из практики рассмотрения дел, можно выделить несколько рекомендаций по оформлению заявки:

  1. Заказчик не имеет права отклонять заявку, не содержащую количество товара, предлагаемого к поставке. Напрямую такое требование не прописано в 44-ФЗ, следовательно, количество товара не входит в перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в заявке.
  2. Заказчики не должны устанавливать требование о наличии в заявке химического состава материала, из которого изготовлен поставляемый товар. По мнению ФАС это является нарушением норм части 5 статьи 51 44-ФЗ. Поэтому отсутствие таких сведений в предложении поставщика не может служить причиной не допуска к торговой процедуре.
  3. Предлагая к поставке товар, поставщик должен указать конкретное наименование страны его происхождения. Если закупка касается медицинских препаратов, то допустимо указание нескольких стран происхождения, которые перечислены в регистрационном удостоверении медикамента.
  4. Отсутствие в предложении участника указания на товарный знак изделия не является основанием для не допуска. В 44-ФЗ сказано, что такая информация указывается в заявке только при ее наличии. Если же товарный знак существует, но он не указан участником, это может послужить причиной отклонения предложения.

Перед отправкой заявки участнику рекомендуется несколько раз перепроверить её на соответствие всем требованиям закупочной документации.

Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе – она может отличаться от тех, к которым вы привыкли, особе внимание уделяйте правильному указанию параметров, которые в техническом задании прописаны в форме диапазонов значений.

Помните, что в заявке должны быть указаны конкретные характеристики товара и отсутствовать слова «не более», «не менее», «больше», «меньше», «около» и так далее, относящие к параметрам товаров.

После того, как время подачи заявок заканчивается, закупочная комиссия приступает к работе. Её задача состоит в том, чтобы оценить соответствие всех поданных заявок установленным требованиям. Среди наиболее распространенных поводов для отклонения первых частей предложений выделяют:

  1. В заявке отсутствует согласие участника на поставку товаров и исполнение всех требований договора. Участник должен внимательно изучить всю закупочную документацию. Если возникли какие-либо вопросы, необходимо запросить у заказчика разъяснения. В заявке следует в свободной форме высказать свое согласие со всеми условиями. Сейчас на ЭТП согласие формируется автоматически при заполнении формы, однако если согласие будет содержаться и в прикреплённых документах — хуже не будет.
  2. Несоответствие характеристик предлагаемых к поставке товаров требованиям технического задания. Проблемы чаще возникают из-за невнимательности поставщиков. Нередко заказчик указывает диапазон, в который должен попадать один из параметров изделия. Участник же обязан указать конкретное значение, которое попадает в заявленный диапазон. Внимательно нужно проверять и соответствие установленному ГОСТу.
  3. Отсутствие в заявке указания на страну происхождения товара. Эта информация должна быть указана отдельно для каждой предлагаемой к поставке единицы продукции.

Если у поставщика возникают трудности при составлении первой части заявки, можно обратиться за помощью к специалистам. Сегодня на рынке существует множество фирм, оказывающих подобные услуги. Делать это целесообразно только для закупок со сложным техническим заданием и с большой ценой контракта.

Если предложение отклонили, необходимо внимательно изучить причину. Она должна быть указана в протоколе рассмотрения заявок. В случае правомерного решения сделать с этим ничего нельзя и придется смириться с не допуском к закупке.

Когда поставщик уверен в своей правоте и считает отклонение заявки неправомерным, в течение 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок он может обратиться с жалобой в ФАС. Оформленную в письменном виде жалобу необходимо передать в территориальное управление контролирующего органа, расположенного на территории заказчика. УФАС рассмотрит обращение и вынесет свое решение. Если оно окажется в пользу заявителя, то закупка отменяется и проводится заново. При этом заказчик привлекается к ответственности за нарушение требований законодательства.

Правильное оформление первой части заявки гарантирует поставщику допуск к закупочной процедуре. Поэтому необходимо максимально внимательно отнестись к этому процессу.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Если Заказчик проводит закупку на выполнение работ или оказание услуг, при выполнении которых не требуется использование товара, то участнику в первой части достаточно дать лишь свое согласие на выполнение этих работ (оказание услуг). Как было сказано выше, такое согласие дается с помощью технических средств электронной площадки. Никаких дополнительных документов прикладывать не нужно.

Что нужно указать участнику в своей заявке:

  1. Согласие на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией (Примечание: Согласие дается участником с использованием технических средств электронной площадки);
  2. Конкретные показатели товара, которые будут использоваться участником при выполнении работ (оказании услуг) и которые соответствуют значениям, установленным в техническом задании (Примечание: По отношению к конкретным показателям в данном случае применяются те же требования, что и при поставке товара);
  3. Товарный знак;
  4. Наименование страны происхождения товара (Примечание: По отношению к указанию страны происхождения товара в данном случае применяются те же требования, что и при поставке товара).

УФАС по Калининградской области в своем решении от 18.03.2014 № КС-38/2014 указал, что количество поставляемого товара не относится ни к одной из характеристик объекта закупки, указанных в п. 1 ч. 1 ст.

33 Закона о контрактной системе (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики).

Следовательно, согласно положениям документации об аукционе и указанным нормам Закона о КС у заявителя не было обязанности указывать в заявке на участие в аукционе иных характеристик товара, не относящихся к характеристикам товара, указанным в п. 1 ч. 1 ст.

Указание количества товара в составе первых частей заявок участников

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

Отклонили первую часть заявки по 44-ФЗ. Причины, как обжаловать

Порядок подачи первой части заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ определен в 66 статье 44-ФЗ.

Если на электронном аукционе приобретается продукция, то в первой части заявки должны быть указаны технические характеристики продукции по тем пунктам, к которым есть требования в документации аукциона.

Форма заявки и инструкция для заполнения участником находятся в документации аукциона.

Образец заполнения форм первой части заявки.

Если предметом закупки являются услуги, то первая часть заявки на аукцион представляет собой согласие на оказание их в соответствие с указанными условиями и в данном объеме. Как правило, это поставленная галочка напротив пункта “согласие” и подписание ЭЦП.

Первая часть заявки по 44-ФЗ на поставку товара содержит:

  • Согласие на поставку товара или его эквивалента
  • Конкретные показатели товара, в пределах, установленных документацией
  • Указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование (при наличии)
  • Указание на патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии)
  • Наименование страны происхождения товара обязательно

Включать сертификаты на товар в состав первой части не требуется. Это понадобится при поставке товара после заключения контакта.

Первая часть заявки по 44-ФЗ на выполнение работы или оказание услуги содержит:

  • Согласие на выполнение работы или оказание услуги

Первая часть заявки на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения которых используется товар должна включать как согласие на выполнение работы или оказание услуги, так и вышеуказанные сведения и документы, необходимые для поставка товара, используемого в ходе исполнения контракта.

Первая часть заявки по 44-ФЗ может содержать:

  • Эскиз, рисунок, чертеж
  • Фотографию или иное изображение товара

В первой части заявки предусмотрена анонимность.

Подача первой части заявки, оформленной на фирменном бланке предприятия, не является поводом для ее отклонения.

Пример первой части заявки по 44-ФЗ для поставки товаров.

После окончания срока подачи начинается рассмотрение первых частей заявок по 44-ФЗ и первоначальный отсев участников размещения заказа.

Несмотря на то, что заявки подаются участниками на электронной площадке, их рассмотрением занимаются реальные представители заказчика, образующие аукционную комиссию.

Заказчик получает доступ к первым частям после окончания срока подачи, не позднее следующего дня.

Срок рассмотрения первой части заявки не превышает 7 календарных дней. Дата окончания рассмотрения первых частей заявок указана в извещении аукциона.

Участник размещения заказа узнает о решении допуска к электронному аукциону от оператора ЭТП. В случае отказа в допуске к участию в электронном аукционе, обеспечение заявки на участие будет разблокировано в течение одного рабочего дня.

Результаты рассмотрения первых частей заявок в электронном аукционе по 44-ФЗ оформляются протоколом комиссии. Протокол рассмотрения первых частей заявок подписывает председатель и члены комиссии, он публикуется на официальном сайте госзакупок и электронной площадке не позднее указанного срока.

Допуск заявки по первой части переводит поставщика на этап участия в аукционе, где определяется победитель аукциона.

Участника размещения заказа могут не допустить к электронному аукциону только в следующих случаях:

  • не предоставлены сведения, предусмотренные первой частью заявки, в полном объеме;
  • сведения, предоставленные в первой части заявки, являются недостоверными;
  • продукция, поставляемая участником размещения заказа, не соответствует требованиям, указанным в тендерной документации.

Если к аукциону в электронной форме допущена всего одна заявка – он признается несостоявшимся (контракт заключается по начальной цене).

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ назначается на третий рабочий день с момента истечения срока рассмотрения первых частей заявок.

В Постановлении АС ВВО от 06.07.2015 № Ф01-2471/2015 по делу № А28-10055/2014 рассматривалась жалоба на действия заказчика, отклонившего первую часть заявки, поскольку на сайте, который был указан участником в качестве сайта организации-производителя, отсутствовала информация, что эта организация занимается каким-либо производством товаров. Суд признал отклонение заявки по данному основанию неправомерным, поскольку ст. 67 Закона № 44-ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям третьих лиц на их сайтах в сети Интернет. Кроме того, отсутствие сведений о производстве на сайте на дату рассмотрения первых частей заявок не исключало возможность производства данным лицом соответствующего товара.

В другом деле (Постановление АС ЗСО от 17.01.2017 № Ф04-6401/2016 по делу № А27-6066/2016) суд также признал незаконным отказ в допуске первой части заявки на участие в аукционе в связи с несоответствием товара требованиям документации. Участник указал в заявке сайт производителя экскаваторов. Заказчик решил ознакомиться с выпускаемыми моделями экскаваторов на сайте производителя. Поскольку на сайте экскаватор с необходимыми ему характеристиками не значился среди выпускаемой продукции, заказчик посчитал, что участник предоставил недостоверную информацию. Участник предъявил письмо производителя, из которого следовало, что производитель может изготовить экскаватор по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, указанными в аукционной документации. Однако заказчик все равно отказал в допуске к участию в аукционе первой части заявки. Суд встал на сторону участника: у заказчика не было оснований не доверять письму производителя, а сведения, опубликованные на сайтах в сети Интернет, которыми руководствовалась аукционная комиссия, не являются официальными.

В Постановлении АС СЗО от 14.06.2016 № Ф04-2277/2016 сказано, что данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Следовательно, нельзя ориентироваться на них при признании сведений, указанных участником в заявке, недостоверными.

Кроме того, суды говорят, что Закон № 44-ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на их сайтах в сети Интернет. Если же комиссия приняла решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками аукциона, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара (см., например, Постановление АС УО от 07.06.2018 № Ф09-2169/18 по делу № А60-38386/2017).

Когда заказчик имеет право отклонить заявку по 44-ФЗ

В этом случае поставщик в первой части заявки дает свое согласие на осуществление работ или оказание услуг, обязуясь при этом:

  • при указании в документации только товарного знака (когда это разрешено) — использовать конкретный товар;
  • при указании «или эквивалент» — применять конкретный товар либо его эквивалент (в заявке перечисляются параметры эквивалентности);
  • при отсутствии указания на товарный знак — использовать товар, соответствующий указанным в документации характеристикам (необходимо привести эти характеристики).

Заказчик не может требовать, а поставщик не должен указывать в заявке какую-либо иную информацию, помимо упомянутой выше. Заказчику этим правилом пренебрегать не стоит, ведь иначе ответственное должностное лицо будет оштрафовано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП на 3000 рублей.

Кроме того, заказчик не должен требовать от участника заполнения заявки по определенной форме. Образец включается в аукционную документацию, но руководствоваться им и участник не обязан.

На рассмотрение первых частей заявок отводится не более 7 дней с даты, когда прекращено их принятие. Комиссия рассматривает заявки и оценивает их соответствие требованиям документации, после чего приходит к выводу — кого из участников допустить к процедуре, а чьи заявки отклонить.

Отклоняют заявки в таких случаях:

  • если представлены неполные сведения;
  • если заявка не соответствует требованиям, установленным в документации;
  • если участник заявил недостоверную информацию.

Что касается последнего обстоятельства, то при его выявлении заказчик обязан отстранить участника на любом этапе аукциона.

А вот если заказчик не примет заявку по каким-либо иным причинам, к нему будут применены меры ответственности. В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП, штраф для должностного лица заказчика составит 5-30 тыс. рублей.

Теперь перейдём непосредственно к самым распространённым нарушениям, которые допускаются в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ.

1. Недостоверные сведения об объекте закупки

Очень распространённая ошибка.

Пример № 1: участник указал технические характеристики, отличные от указанных производителем. Данное нарушение трактуется как недостоверные сведения об объекте закупке.

Заказчик представил полученную от производителя товара информацию, в которой не подтверждается соответствие технических характеристик товара требованиям заказчика, изложенным в документации.

На заседании участник не представил документы, доказывающие обратное

Постановление ФАС N Ф09-6145/10-С5.

Пример № 2: Участник указал сведения о комплектации товара, отличные от указанных производителем. Данное нарушение также трактуется как предоставление недостоверных сведений об объекте закупки.

Участнику отказано в допуске, поскольку в заявке представлены недостоверные сведения: указана неверная комплектация товара.

Заказчик в качестве доказательства привел сведения и данные из каталога производителя, которые принципиально отличались от сведений, изложенных в заявке участника в отношении комплектации товара — объекта закупки.

Товар в комплектации, предложенной участником, не выпускается производителем.

Решение ФАС России по делу N П-424/1.

Пример № 3: Участник указал сведения о характеристиках товара, отличные от указанных производителем.

Участник не допущен к участию в аукционе в связи с тем, что представил недостоверные сведения о предлагаемом к поставке автомобиле.

Согласно информации, полученной от официальных дилера и представителя производителя, заявленный размер шин не соответствует показателю дорожного просвета.

По информации официального дилера автомобиль указанной марки имеет другой дорожный просвет при данном размере колес.

Участник не представил доказательств, подтверждающих обратное.

Решение ФАС России по делу N К-1902/17.

Пример № 4: Участник указал сведения о характеристиках товара, не соответствующие ГОСТ.

Не соответствие ГОСТам — также достаточно распространённая ошибка. Это сложная тема, но обязательная. К сожалению, не всегда участники тратят время и силы, чтобы удостовериться, что же в ГОСТе указано. Несоответствие ГОСТу — это всегда основание для отклонения заявки.

В заявке участника указаны характеристики материала, из которого изготовлен предлагаемый товар:

  • Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005;
  • Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%.

Заказчик отклонил заявку — по ГОСТ 380-2005 марке стали ст3пс соответствуют другие характеристики: массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%.

Заявка содержит недостоверные сведения, отказ заказчика правомерен.

2. Не представлены необходимые документы.

Предоставление неполного перечня документов, заявленного в заявке, также является основанием для её отклонения.

Пример № 1: Участник не представил декларацию о принадлежности к СМП.

Комиссия заказчика отклонила 2 часть заявки ООО, т.к. она не содержала декларацию о принадлежности к СМП, для которых проводился данный электронный аукцион.

Заявитель утверждал, что Заказчик в извещении не установил требований о перечне документов, предоставляемых в составе заявки, поэтому такой документ ООО не должно было представлять.

Решение УФАС — требование к наличию данной декларации установлено ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 35 Информационной карты аукциона, участниками закупки могут быть только СМП.

В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к малому бизнесу. Исходя из вышеизложенного УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии.

Эта тема теряет свою актуальность, потому что теперь эти декларации не нужны, подтверждение проходит прямо на площадке.

Пример № 2: Участник не представил сведения о внесении изменений в устав

Аукционная комиссия признала заявку участника не соответствующей требованиям — по данным выписки из ЕГРЮЛ установлено, что в устав вносились изменения, при этом представленный в составе документов Устав участника изменений не содержит.

Действия аукционной комиссии правомерны.

Если участник не представил зарегистрированные изменения в учредительных документах, его заявка признается не соответствующей требованиям аукционной документации.

Новые редакции документов участник обязан незамедлительно направить на электронную площадку. Он несет ответственность за достоверность сведений и своевременное уведомление ЭТП.

Ещё один пример подобной ошибки: назначили нового генерального директора, он подписал заявку, выписка старая, а там совсем другой человек.

Пример № 3: Участник не представил документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием.

О конкретных показателях в заявке

Заказчик в описании объекта закупки использует иностранные слова, не связанные с характеристиками товара, например «квест», «лаунж-зона» и прочее. Можно ли его попросить исправить?

Если заказчик закупает квест как некое событие, вполне можно заменить, попробуйте. Вы можете попросить заменить, но обязать скорее всего не получится, т.к. нет очевидного нарушения с его стороны.

Можно просто указать ту модель, которую заказчик просит, не указывая характеристики, если эквивалент не предлагаем?

Да, конечно. Вот тогда и требуется ваше согласие. Именно это и нужно заказчику, без всяких эквивалентов и дополнительных предложений.

В техническом задании по мебели указано «цвет по согласованию с заказчиком». Что указывать в заявке?

Вы так и пишите «Цвет по согласованию с заказчиком». Такое практикуется и не является нарушением. Если вас просят оказать услугу по покраске стен, поставке мебели или фигурируют другие объекты закупок, для которых цвет действительно имеет значение, согласование с заказчиком означает, что будет дополнительный документ, отражающий согласование цвета.

Обязательно ли прописывать товарный знак эквивалента?

Да, если он имеется в наличии. Если его нет, то и прописывать его не нужно.

Если предлагаем поставить эквивалент, разве недостаточно характеристик и всё-таки нужно прописывать товарный знак?

Вас могут отклонить, если вы указали только характеристики, но не указали товарный знак, который у вас имеется. Следовательно, в законе говорится «товарный знак (при наличии)». Товарный знак имеется, вы его не указали, нарушили требование закона, основание для отклонения сформировано.

Может иметься несколько эквивалентов?

Да, конечно. Вы указываете то, что у вас есть в предложении.

Закупка была на техническое обслуживание авто нескольких марок, и заказчик требовал конкретные показатели и фирменное наименование, товарный знак. Победитель в 1 части приложил только согласие, а техническое предложение по позициям не приложил. Насколько правомерно его допустили к закупке?

Правомерно, так как заказчик закупал обслуживание, а не товары. Участник не мог заранее предположить, сколько и каких запчастей потребуется для ремонта этих автомобилей. Какие потребуются, такие и поставит. Поэтому согласия в данном случае достаточно.

А если критерии к заявке прописаны в положении, в документации об этом не было прописано, корректно ли это?

Нужно смотреть, что конкретно имелось ввиду. У заказчика нет обязанности переписывать положение в документацию, но критерии оценки заявок, требования к участникам должны быть. Нужно понять, есть ли информация, которая в положении есть, а в документации не отражена, и она напрямую влияет на ваши права. Тогдаа это основание для обжалования.

Сколько действительна выписка?

Сколько хочет заказчик по 223-ФЗ. По 223-ФЗ нет конкретных сроков, их устанавливает заказчик.

В конкурсе должна быть указана цена?

Да, конечно. На конкурсах, на запросе предложений, в котировке. Не указывается цена только в электронном аукционе по 44-ФЗ.

Правомерно ли требование заказчика по 223-ФЗ. Копии писем заводов—изготовителей продукции, относящихся к предмету закупки, выданные на настоящую закупочную процедуру, в срок не ранее срока ее объявления в официальных источниках, подтверждающего полномочия участника на поставку продукции, относящейся к предмету закупки и распространение фирменных гарантийных обязательств производителя на поставляемую в рамках закупочной процедуры продукцию. Письмо должно содержать: наименование претендента, через которого предполагается осуществить поставку с указанием наименования продукции, подпись уполномоченного лица с расшифровкой фамилии и должности?

Достаточно сложный вопрос. Важно понимать, как продаётся продукция этих заводов? Она есть на открытом рынке, или она продаётся исключительно через уполномоченных представителей и у иных лиц нет права её продавать? Всё зависит от того, что это за объект закупки. Если он широко продаётся на открытом рынке, тогда не правомерно. Если же его можно приобрести только на официальном уровне, тогда правомерно.

Алтайский суд в документации о закупке пишет: «покупка путевок в санаторий „Русь“. Эквиваленты не предлагать в соответствии с медицинскими показаниями на лечение. И по статусу судей». Они правы?

Можно смело обжаловать.

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

  • г. Краснодар,
    ул. Октябрьская 183
    8 (861) 292 77 04
  • г. Симферополь,
    ул. Вилар 4, офис.203
    8 (978) 209 38 11
  • г. Евпатория,
    ул. Конституции 30
    8 (978) 071 69 85


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *