Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отобрание ребенка у родителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.
Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.
Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи. Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей. Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.
Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:
- Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
- Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
- Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
- Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
- Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.
Что такое отобрание ребенка и чем оно обусловлено
Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.
Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.
При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.
Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:
- Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
- Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
- Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).
Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.
Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.
Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.
Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:
- Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
- В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
- В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
- Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
- Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
- Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.
Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.
Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.
При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей. По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.
При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:
- Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
- Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
- Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
- Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.
В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.
Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.
Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.
Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.
В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.
1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.
Специфика применения указанной меры состоит в следующем:
а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;
б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;
в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 <1>, органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;
———————————
<1> Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.
д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:
— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;
— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).
1. Степень опасности общения ребенка с родителями может быть разной. Кроме того, в одних случаях ее могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена ст. 77 СК РФ, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Хотя п. 1 ст. 77 СК РФ говорит только о праве этих органов, надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Важно одно — она существует.
По смыслу п. 1 ст. 77 СК РФ использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании. В отношении работников образовательных учреждений в таких случаях действует ст. 56 Закона РФ «Об образовании», которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Отобрание предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке (например, от соседей, медицинских работников и других лиц), необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. По смыслу п. 1 ст. 121 СК РФ использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченных защищать права ребенка.
За отобранием ребенка органами опеки и попечительства следует:
- незамедлительное уведомление о случившемся прокурора;
- временное устройство отобранного ребенка;
- предъявление в суд иска о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.
О таком чрезвычайном происшествии, как пребывание ребенка в опасности, и о его отобрании в связи с этим надлежит информировать прокурора. Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений Министерства социальной защиты и др.). Такое устройство п. 2 ст. 77 СК РФ вменяет в обязанность органам опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.
2. Отобрание ребенка, его устройство — только одна сторона дела. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому пункт 2 ст. 77 СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение семи дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.
В результате отобрания ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК РФ); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 152 СК РФ); отменяется усыновление (ст. 141 СК РФ).
Если вам нужна помощь Адвоката
Воспитание несовершеннолетних граждан — обязанность отца и матери. В их полномочия входит направление по жизненному пути, предоставление крыши над головой, а также обеспечение жизненно важных нужд. Кроме того, требуется следить за его корректным физическим и психическим развитием. Такое обеспечение осуществляется до 18-летия.
Если есть уважительные причины отобрания детей, то в 2020 году ведомство по опеке вправе изъять малышей и вменить следующие санкции:
- поставить родителей на учет;
- регулярно наведываться для проверки;
- ограничить полномочия по воспитанию или инициировать лишение родительских прав.
Для отобрания детей из семьи существует несколько законных оснований, но всегда это сопровождается нежеланием или невозможностью участвовать в воспитании, а также обеспечивать малолетних лиц.
Алгоритм процедуры:
- выявление нарушений прав и интересов несовершеннолетних граждан;
- направление претензий матери и/или отцу;
- оказание помощи органами опеки в ликвидации негативных условий в отношении малышей;
- вынесение соответствующего решения;
- инициация процедуры изъятия;
- расследование;
- составление и направление иска в суд.
Не всегда малышей изымают после первичного посещения попечительского совета. Сотрудники ведомства сначала могут вынести первое предупреждение и поставить на учет. Такие меры позволяют матери и отцу осознать угрозу потери чада и устранить замечания.
В 2020 году ситуации с возникновением неурядиц продолжают возникать и нередко людям сложно их преодолеть. В таких случаях эксперты рекомендуют обращаться в специализированные центры, которые оказывают социальную помощь. При этом поддержка носит как моральный, так и материальный характер.
Профильный комитете Госдумы изначально, 11 ноября, поддержал законопроект. Однако массовая оппозиция со стороны общественности привела к тому, что в минувшую неделю думские фракции стали одна за другой отказываться от его поддержки — сперва справедливороссы, затем ЛДПРовцы, и наконец, коммунисты. Даже фракция правящей партии, к которой принадлежит глава профильного комитета по госстроительству Павел Крашенинников, в итоге признала, что выносить «закон 2К» на первое чтение сейчас было бы преждевременным.
Хотя в названии законопроекта упоминается укрепление института семьи, в реальности он направлен на подрыв ее основ, говорит член правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства личности и охраны здоровья «Родительский комитет» Юрий Власкин.
«В этом документе исключительно отчетливо видно, как наша власть подменяет понятия, разворачивая их смысл на 180 градусов. Авторы законопроекта на словах позиционируют себя как патриоты и государственники. Но те законы, которые они и их товарищи по правящей партии предлагают, в большинстве своем носят разрушительный для российских традиционных ценностей, а значит и для общества, характер. По сути, эти законодатели продвигают либеральные западные ценности, направленные на атомизацию общества и уничтожение ее основной структуры — семьи», — охарактеризовал он инициативу «2К» в разговоре с «Экспертом Online».
Хотя массовое родительское «контрнаступление» на этот раз заставило законодателей отступить, общественности не следует расслабляться. Не в традициях российской власти «идти на поводу» у граждан, предупреждает Власкин.
«Власть в России отвыкла, что ее инициативы могут не получить «всенародного одобрения», что называется, с колес. Поэтому любой мало-мальски слаженный протест снизу моментально вызывает замешательство наверху. Но это именно минутная слабость. Мы практически уверены в том, что после определенной паузы этот законопроект — возможно, с какими-то косметическими поправками, — вновь будет предложен к голосованию в Госдуме. Поэтому мы, во всяком случае в «Родительском комитете», давно придерживаемся тактики борьбы за права детей и родителей в конкретных конфликтных ситуациях. Это эффективнее, чем бороться с глобальным трендом на ликвидацию семьи как общественного института», — говорит общественник.
Как подчеркивает собеседник «Эксперта», законопроект «2К» избыточен даже с чисто формальной точки зрения: в действующем законодательстве уже и сейчас содержатся многочисленные нормы, позволяющие изымать детей из родительской семьи. Поправки Клишаса и Крашенинникова просто делали бы этот процесс более «эффективным», снимая пока еще имеющиеся преграды для молниеносного отчуждения малолетних от родителей.
Общественность не согласна с авторами законопроекта в их объяснениях, что его необходимость якобы объясняется нововведением в Конституцию, согласно которому дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Руководитель общественного совета в Госдуме по защите семьи от ювенальных технологий Николай Мишустин (сам отец шестерых детей), напомнил «Эксперту Online», что пропоненты «ювеналки» не первый год пытаются облечь свои идеи в законодательную форму не мытьем, так катанием.
«В прошлом и нынешнем созывах Госдумы мы провели более двадцати круглых столов — по числу вносившихся инициатив, направленных на разрушение института семьи», — сказал он.
Среди таких инициатив Мишустин называет закон о социальном патронате (2013), законопроект о бытовом насилии (2019), и еще полтора десятка других инициатив федерального и регионального уровней. Часть из них была принята, часть — как сегодняшний — отвергнута парламентариями.
Все эти инициативы, хотя в них затрагиваются совершенно различные аспекты семейных отношений, имеют общий знаменатель: передать естественные функции семьи по отношению к детям государственным органам, указывает он.
«Все ювенальные технологии западного образца используют иезуитский прием: права ребенка объявляются приоритетом перед правами родителей. То есть семья объявляется институтом, который эти права ограничивает по определению, поскольку такое ограничение проистекает из самого наличия у родителей обязанностей по воспитанию своих детей. То есть исполнение родительских обязанностей по этой извращенной логике воспринимается как покушение на права ребенка», — объясняет эксперт.
Помимо абстрактных идеологических мотивов, ювенальщиками и их лоббистами движет сугубо практический интерес, утверждает он.
«В одной только Москве на каждого детдомовца стоит очередь из порядка 500 приемных семей. Приемные семьи получают из московского бюджета около 40 тысяч рублей в месяц на каждого взятого под опеку ребенка, плюс алименты с биологических родителей, плюс возможность отжать у них жилье. Детский дом тоже получает миллион рублей из бюджета. Конвейер по перемещению детей из родных семей в патронажные очень щедро финансируется. Поэтому девять из десяти изъятых из родительских семей детей перемещаются в патронажные семьи», — утверждает однофамилец премьер-министра.
Раскручивается же этот «конвейер», по словам Мишустина, доносами учителей, врачей, полицейских. Самое страшное, добавляет он, когда детей подстрекают доносить на собственных родителей.
«В школах чуть ли не с первого класса детям внушают, что, если они поссорились с родителями, им надо не бояться рассказать об этом учителю или — в более старших классах — позвонить по специальному телефону доверия. Это становится орудием, которым подростки при прямом поощрении учителей шантажируют своих родителей — то есть токсичная система «павликов морозовых» насаждается на государственном уровне», — возмущается Мишустин.
Часто эта система бьет бумерангом по самим детям, которые в силу возраста не в состоянии предвидеть последствия своего доносительства на ближайших родственников.
Так, в 2012 году с собой покончила 15-летняя девочка, ранее изъятая вместе с двумя сестрами из семьи социальными службами Архангельской области по ее же собственному заявлению. В 2015 году в Москве 15-летняя девочка выпрыгнула из окна 9 этажа, когда опека приехала «спасать ее от родителей». В 2018 году наложил на себя руки 13-летний подросток в Ростовской области, которого органы опеки забрали прямо с урока в школе. Это не исчерпывающий перечень.
- Госкомпании Китая одна за другой объявляют дефолт
Экономика Китая показывает едва ли не лучшие темпы восстановления от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, однако сквозь внешнюю красивую оболочку начинают просачиваться серьезные проблемы - Почему Санду будет трудно увести Молдову на Запад
Президентские выборы в Молдове завершились победой прозападной Майи Санду над пророссийским Игорем Додоном. Правда, вовсе не факт, что это событие приведен к решительной смене внешнеполитического курса страны. Такова специфика Молдовы: от президента тут не так уж и много зависит - Рубль может стать «идеей года»
По оценке АКРА, до 2024 года российская валюта будет плавно расти. Аналитики с оговорками готовы согласиться с таким прогнозом, обращая внимание на три основных фактора, требующих мониторинга: динамика доллара относительно других валют, стоимость нефти и направление потоков капитала
Изъятие ребенка из семьи органами опеки
Политика конфиденциальности
Условия использования материалов
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Основания для ЛИШЕНИЯ родительских прав указаны в ст. 69 СК РФ. Решение о лишении родителя прав выносится судом по месту нахождения ответчика (одного из них). В процессе обязательно присутствует прокурор, орган опеки и попечительства, которые дают заключение о законности выносимого решения и целесообразности (нецелесообразности) лишения родительских прав (соответственно). Основанием для отобрания ребенка в данном случае является вступившее в законную силу решение суда.
Существует два основания для ОГРАНИЧЕНИЯ родительских прав (ст. 73 СК РФ).
Первое — в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
И второе — если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Ограничение родительских прав проходит в том же порядке, что и лишение. Основанием для отобрания ребенка в этом случае также является вступившее в законную силу решение суда.
Третий случай касается ситуации, когда ребенок УЖЕ находится не у родителей, а у иных лиц (например, бабушки или дедушки), а родители обращаются в суд за защитой своего нарушенного права, с просьбой о передачи им ребенка. В такой ситуации суд, руководствуясь интересами детей, может отказаться передать родителям ребенка, если судом установлено, что лицо, у которого находится ребенок, также не может заниматься его защитой, то суд САМ, по СВОЕЙ инициативе может вынести решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка разработчики проекта отметили следующее: условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни или здоровью. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения и непредоставление ребенку в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.
13.11.2020 08:35 — гость —
У нас все могут.
13.11.2020 08:37 гость
бреда много, но всему верить не надо, а у нас люди на все готовы вестись, голову то надо включать иногда
13.11.2020 08:46 — гость —
Если закон такое предусматривает, значит найдутся и люди под этот беспредел, ведь фабрикуют же уголовные дела за посты, пикеты, разоблачения властного ворья…
13.11.2020 09:05 — гость —
От нынешней власти всего можно ожидать! Путин со своей партией едросов неоднократно вводили законы, которые были во вред гражданам.
(доклад на Всероссийской научно-практической конференции в Администрации Президента РФ «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». 15-16 сентября 2009 г.) Жаров А. А., адвокат, преподаватель «Школы приемных родителей» БФ «Семья», эксперт Департамента семейной и молодежной политики г. МосквыОтобрание ребёнка даже среди специалистов часто называют «изъятием» ребёнка. Этот термин, разумеется, неверен, но в нём, в общем, слышно отношение говорящего к ситуации: действительно, в подавляющем большинстве случаев, ребёнка не отбирают, наталкиваясь на вполне объяснимое сопротивление родителей или иных лиц, а просто «изымают», как вещь, из семьи, которую и семьёй назвать нельзя, из помещения, которое на жильё не похоже.
В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.
При этом обращение с ребёнком в такой семье назвать жестоким довольно трудно: его кормят, хотя и редко, любят, хотя и «по-своему».
А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.
Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.
С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.
Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.
Однако органы опеки и попечительства не спешат отбирать ребёнка у родителей, которые заподозрены в жестоком обращении. Действительно, обычно информация о жестоком обращении нуждается, как минимум, в проверке. Инструментарий для такой проверки у органов опеки, скажем прямо, отсутствует. Какую-то информацию можно получить из детского учреждения, школы, может быть, «на хороших отношениях», хоть и не обязан, поможет инспектор ПДН… А травму ребёнку можно нанести существенную.
Сколько раз встречались в практике ситуации, когда бдительность, например, детского сада, оказывалась излишней. «Живой» пример этого лета: ребёнка 6 лет катали на даче на велосипеде, прямо на раме. Не будем обсуждать, разумно ли поступали родители, но в результате ребёнок пришёл в детский сад с синяками на соответствующем месте. Медработник детского сада забил тревогу: ребёнка бьют. Сотрудник органа опеки и попечительства посетил детский сад, увидел своими глазами синяки, даже опросил ребёнка… В результате — отобрание ребёнка и иск в суд к изумлённым родителям.
Всё кончилось — в этом случае — благополучно, в суде, напротив, «бледный вид» имел орган опеки, а ребёнка после полутора месяцев пребывания в приюте — возвратили в семью, испуганного и боящегося идти в школу.
И таких случаев «гипербдительности» — не один. К сожалению, стремясь детей защитить, порой, детям наносится ещё большая травма. Разлучение с родителями для ребёнка — огромная травма. Необходимо также учесть, что речь идёт, как правило, об очень маленьких детях, дошкольниках, младших школьниках, которые не могут вразумительно рассказать, что же именно произошло с ними, иногда не помнят причину появления «следов», а зачастую просто повторяют за наводящими вопросами взрослых.
Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.
Согласно установлениям ст. 77 СК РФ, отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понятно, откуда появилась такая формулировка, но непонятно, как в этой связи выглядят акты органов местного самоуправления, пусть и наделённых соответствующими полномочиями. Закон тут словно разделяет «органы опеки» и «орган исполнительной власти». Тут, конечно, требуется от законодателя определённое уточнение.
Несмотря на то, что отобрание производится, по закону, на основании акта, как правило, в подобных случаях всё происходит «явочным порядком», по факту обнаружения угрожающей ребёнку ситуации.
То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.
Здесь есть важный момент. Конечно, это незаконно. Но, выявив ребёнка в угрожающей ситуации, сотрудник органа опеки должен сделать — что? Бежать обратно за стол, готовить проект постановления, подписывать, потом бежать обратно? Вызывать кого-то по телефону, а самому защищать ребёнка? Как правило, вызывается милиция, начинается долгое «сидение» в квартире, и быстрый бег сотрудников органа опеки от своего офиса до места отобрания и обратно. В это время, как правило, извещается по телефону прокуратура, а зачастую вопрос об отобрании с прокуратурой и согласовывается. Всё это время, может быть несколько часов, ситуация остаётся непонятной: и ребёнка отобрать нельзя, и уйти нельзя — его жизни и здоровью есть непоср��дственная угроза.
Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.
Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.
Родители отговорили законодателей «спасать» детей из семьи
До решения вопроса об ограничении или лишении прав дети на основании актов об отобрании и других документов помещаются во временные приюты для несовершеннолетних, центры реабилитации.
Если ребенку требуется медицинская помощь, он определяется в больницу. Некоторое время с детьми работают психологи, чтобы определить их психическое состояние и своевременно устранить нарушения.
При обращении в суд понадобится полный набор документов:
- копия оспариваемого распоряжения;
- исковое заявление;
- паспорт истца;
- характеристика с места работы;
- справка о доходах.
Дополнительно представляются любые письменные доказательства, указывающие на неправомерное изъятие несовершеннолетнего.
Исковое заявление подается в районный суд по месту регистрации ответчика.
Размер госпошлины для физических лиц составляет 300 руб.
Анализ судебной практики показывает, что чаще всего суды отказывают в удовлетворении исковых заявлений об оспаривании распоряжений ООиП и администрации.
Рассмотрим пример по Решению № 2А-11765/2015 2А-11765/2015~М-12179/2015 М-12179/2015 от 8 декабря 2015 г. по делу № 2А-11765/2015:
Дочь живет с биологическим отцом, установление отцовства находится в процессе, экспертиза ДНК подтвердила родство, но решение еще не вынесено. В ООиП поступает заявление, что ребенок находится в социально-опасном положении. Девочку изымают и помещают в больницу.
Мужчина пытается оспорить отобрание, ссылаясь на отсутствие угроз жизни и здоровью ребенка. После больницы девочку передали матери.
Суд отказал в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие прав на ребенка: в графе «отец» свидетельства о рождении дочери стоит прочерк. Решение еще не принято, поэтому отцом он не может считаться.
При обращении в апелляционную инстанцию, помимо жалобы, предоставляются документы, которые ранее были представлены в нижестоящий суд в ходе разбирательств.
Также могут понадобиться:
- медицинские справки;
- свидетельские показания;
- характеристики с места работы родителей;
- характеристика с места учебы ребенка.
Нужно представить все доказательства, подтверждающие, что совместное пребывание и проживание несовершеннолетнего с родителями не представляет для него опасности.
Когда по закону могут отобрать ребенка и что делать родителям
Законопроекты Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова, регулирующие порядок изъятия детей из семьи, по думскому регламенту должны были попасть на обсуждение в первое чтение, но не дошли даже до Совета Думы. Еще до начала собрания член думского комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков сообщил об отзыве документа. Аналогичное заявление сделала сенатор Елена Мизулина, автор законодательных инициатив на ту же тему.
«С момента внесения законопроекта в Госдуму посыпались письма, в которых давалась негативная оценка изменениям, — рассказал ФАН председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов. — Когда законопроект появился в повестке Совета Думы, это вызвало еще большую бурю эмоций и негодования. Поток писем усилился, к нам даже обратился патриарх Кирилл с просьбой не принимать законопроект в таком виде. Люди считают, что возможно злоупотребление мерами экспресс-судопроизводства, которые предлагают авторы закона, и от этого будут разрушены семьи».
Принятие законопроекта в подобном виде могло бы парализовать работу по защите прав детей, считает эксперт по делам семьи, президент благотворительного фонда «Дети ждут» Лада Уварова.
«Этими поправками авторы наступают на ноги всем, кто работает в этом поле. Сотрудники органов опеки, с одной стороны, очень многое должны решать сами и принимать на себя ответственность. С другой стороны, они совершенно не защищены, — объяснила она ФАН. — Как опека, «на глазок» изъяв ребенка, отобьется в суде, когда на нее налетят правозащитники и будут, опираясь на новый закон, говорить: «А с чего вы решили, что в течение нескольких часов наступит смерть?!»?»
Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» по статье 77 Семейного кодекса.
«Условно опека видит, что в помещении выбиты окна и двери, родители пьяны, а посреди этого ползает истощенный малыш. Она понимает, что ребенок находится в угрожающей ситуации, забирает его и в течение недели должна выйти в суд», — добавила эксперт.
Представители органов опеки особенно критикуют предложение «рассмотреть дело в течение 24 часов с момента поступления заявления». В реальной жизни за сутки иногда не удается установить личности ребенка и родителей, не говоря уже о подготовке пакета документов для суда.
«Установить 24 часа для суда — это не экстренность, — говорит Лада Уварова. — Экстренность — это когда ты пришел, увидел, что с ребенком беда, и забрал его из опасных условий. Сейчас политики предлагают суточное промедление или опору на оценку ситуации как «иначе ребенок умрет». Это лишает органы опеки возможности оперативно работать. Детей будут оформлять как безнадзорных и передавать полиции».
По мнению эксперта, непродуманные поправки могли бы дискредитировать органы опеки, лишить их права оценивать ситуацию на месте.
«Я давно слышу от опытных сотрудников органов опеки слова о том, что их всегда выставляют «крайними», — заметила Уварова. — Опека забрала ребенка: «Как же так, отобрали ребенка у матери родной, сволочи!» Опека не забрала: «Как же так, где она была, теперь его убили!» Мы всегда находимся внутри этих ножниц. Сейчас решение хотят переложить на судью, который вообще эту семью не видел и должен будет работать на основании того, что ему предоставят за сутки».
Не только принятие, но и возможное обсуждение законопроекта в таком виде могло бы дополнительно «накрутить» общество и создать конфликт, говорит собеседница агентства. Вместо жесткой законодательной гильотины с постулатами «через 24 часа могут лишить родительских прав», «детей будут хватать и отбирать» парламентариям стоило бы поработать над длительным и последовательным выстраиванием системы помощи кризисным семьям, считает эксперт.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал коллег не спешить, всесторонне обсудить нормы законов и сделать все для того, чтобы ребенок был защищен.
«Был защищен, с одной стороны, от угроз, возникающих в жизни, когда такое возникает. Но, с другой стороны, чтобы не получилось так, что органы опеки его забрали из семьи, а потом она должна доказывать, что это неправильно», — уточнил он.
Сообщается, что рабочая группа для проведения согласований и подготовки единого варианта законопроекта, «позволяющего защитить семьи от неправомерного вмешательства», появится в Совете Федерации.
Отобрание ребенка является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью. Данная мера не связанной с лишением или ограничением родительских прав и имеет следующие особенности:
- Основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психологическом воздействии на ребенка, оставление ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания (при этом учитывается возраст ребенка);
- Необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;
- Данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
- Решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается в виде соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами;
- Осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, которые должны обеспечить временное устройство ребенка;
- О применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или направляется должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
- В течение 7 дней после вынесения административного акта соответствующий орган в лице своего представителя обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав; как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.
Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых – в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.), либо в административном порядке (о передаче под опеку или попечительство, в приемную семью и др.).
В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа.
Какие права и обязанности имеют родители
Основания и порядок лишения родительских прав
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: С.П. Гришаев Издание: 2017 год
1. Возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название «отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», о которой и идет речь в комментируемой статье.
Примерами такой непосредственной угрозы может быть оставление родителями ребенка без присмотра, питания, избиение или истязание ребенка родителями, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком, его оскорбления или эксплуатация и т.п. Оценка реальности угрозы зависит от возраста ребенка.
В акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.
2. Отобрание ребенка осуществляется в соответствии не с судебной, а административной процедурой, указанной в п. 2 комментируемой статьи. В данном случае использование административной, а не судебной процедуры обусловлено как интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка, так и публичными интересами, поскольку общество должно защищать своих членов всеми возможными способами.
Вместе с тем для того, чтобы избежать неправомерных действий при осуществлении этой процедуры, используется прокурорский контроль. Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и при наличии соответствующих оснований принимать предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей.
Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, о его воспитании.
Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение. При этом определенной спецификой обладает исполнение решения об отобрании ребенка. Согласно п. 2 ст. 79 СК РФ (см. комментарий к ней) принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.
В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно: отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) и т.д.
«Ловушка для семей»: Законопроект об изъятии детей, что с ним не так
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23
«О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
-
Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
«Об опеке и попечительстве»
Все документы >>>
«Зачем это делать, непонятно». Могут ли отобрать ребенка у родителей с ковидом?
-
Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»
-
Письмо Президента РФ
«Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»
-
Письмо Президента РФ
«Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»
Все документы >>>
В Москве прошел съезд «Родительского всероссийского сопротивления» — организации, которая борется за «традиционные семейные ценности». Общие тезисы такие: запад плохо влияет на российские семьи, а главное зло — ЛГБТ и ювенальная юстиция. Депутат Елена Мизулина на съезде уже не в первый раз пообещала изменить Семейный кодекс РФ, объявив его «нетрадиционным и либеральным». Одна из основных претензий к нынешнему законодательству в том, что оно дает органам опеки слишком много возможностей вторгаться в семейные дела — в частности, отнимать детей у родителей. Едва ли дело в традициях и либеральности, но в России действительно существуют проблемы, связанные с изъятием детей из семей — об этом говорит не только Елена Мизулина, но и многие эксперты.
Семейный кодекс предусматривает несколько таких случаев: ограничение или лишение родительских прав обоих родителей, «отобрание при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка». Также закон позволяет суду передать ребенка органам опеки в ситуации, когда родители или опекун не могут обеспечить «его надлежащее воспитание и развитие» — при этом формально родителей не лишают прав.
3
Решения о лишении или ограничении родительских прав принимает суд. Подать заявление может один из родителей, прокуратура, органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и организации для детей-сирот (руководство детских домов и приютов). В таких делах принимают участие представители органов опеки.
5
Да, такая процедура предусмотрена Семейным кодексом, но реально родительские права восстанавливают очень немногие. В случае с ограничением прав ситуация получше, но не сильно. Надо понимать, что даже если ребенка возвращают в семью, для него это огромный стресс и тяжелая травма.
6
Это процедура немедленного изъятия ребенка из семьи — до всякого судебного решения о лишении или ограничении родительских прав. По закону, на это имеют право органы опеки «при непосредственной угрозе жизни ребенка и здоровью». Для «отобрания» представители опеки должны получить некий акт от местных властей, но законом не установлено, как именно должен выглядеть такой документ. В течение недели после изъятия ребенка, опека обязана обратиться в суд с иском о лишении родительских прав. Многие эксперты говорят, что тут тоже есть проблема расплывчатости формулировок — непонятно, что такое «непосредственная угроза жизни и здоровью». В СМИ регулярно попадают сообщения о случаях злоупотреблений в этой области.
7
Если обоих родителей ограничили или лишили родительских прав, устройством ребенка занимаются органы опеки. Семейный кодекс обязывает эти органы сперва постараться найти ребенку опекуна или попечителя, устроить в приемную семью. На поиски отведен месяц. Если такой семьи нет, ребенка отправляют в специальное учреждение (школу-интернат, детский дом).
8
Много. По данным Росстата, в 2013 году более 46 тысяч детей остались без попечительства из-за того, что их родителей лишили прав. Это примерно ⅔ от всех детей, оставшихся без попечительства.
9
- Лишение родительских прав: концептуальные ошибки законодателя и проблемы правоприменительной практики 2015 / Краснова Татьяна Владимировна
- Совершенствование норм об ответственности родителей за воспитание детей в контексте мер по укреплению правовой защищенности семьи в России 2015 / Краснова Татьяна Владимировна
- К вопросу о семейно-правовой ответственности родителей 2014 / Иванова Нелли Александровна
- Семейно-правовая ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних 2012 / Афанасьева И.В.
- Ограничение родительских прав 2017 / Ладочкина Любовь Владиславовна
- Отцы и дети: проблемы приобретения родительских прав мужчинами (на примере законодательства России) 2016 / Краснова Т.В., Алексеева Е.В.
- Понятие и значение усыновления (удочерения) детей в законодательстве Российской Федерации 2018 / Уханов Юрий Дмитриевич
- Совместная физическая опека или определение места жительства ребенка на паритетной основе? 2018 / Зыков С.В.
- Разглашение тайны усыновления: проблемы реализации комплексного правового механизма в Российской Федерации 2018 / Корнакова Светлана Викторовна, Чигрина Елена Владимировна
- Соотношение родительских и усыновительских правоотношений: Актуальные проблемы семейного права 2016 / Шахова Е.С.
Похожие записи:
-