Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договора до 100 тысяч по 223 фз сколько можно заключать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.
Прямые закупки проводится двумя способами:
-
направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;
-
принятием предложения конкретного исполнителя.
Т.к. прямые торги до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.
Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.
Можно ли по 223-ФЗ заключить несколько одинаковых договоров до 100 тысяч?
- Минфин предложил изменить правила участия СМСП и самозанятых в закупках по Закону N 223-ФЗ
- Распространяется ли ПП РФ № 616 на закупки по 223-ФЗ?
- Должен ли заказчик по 223-ФЗ направлять сведения о победителе в РНП если он отказался от заключения контракта?
- Вебинар от 27.07.2020 «Изменения 223-ФЗ в 2020 году»
- Могут ли отклонить заявку участника по 223-ФЗ?
- Допустим ли односторонний отказ на основании ст. 782 ГК РФ в рамках ст. 95 Закона № 44-ФЗ?
- Как провести срочную закупку медицинских перчаток и масок по 44-ФЗ?
- Вправе ли заказчик отказаться от подписания государственного контракта в связи с отсутствием разрешения на строительство?
- Нужно ли размещать в ЕИС сведения до дополнительном соглашении к договору заключенному до работы по 223-ФЗ?
- Должен ли заказчик по 223-ФЗ отклонить участника если он не указал точно год выпуска товара?
Основной регулирующий документ для заказчиков по 223-ФЗ это положение о закупках. Это внутренний документ организации, утвержденный ее руководителем.
Федеральные органы власти, выступающие в роли учредителей бюджетных и автономных учреждений, вправе подготовить типовое положение, которое возьмут за основу подведомственные организации. В типовом документе можно прописать все случаи, когда допустимы закупки у единственного поставщика, потому что большинство договоров по 223-ФЗ заключается с применением неконкурентных способов.
Перечень типовых положений о закупках товаров, работ, услуг по 223-ФЗ в Системе ГосфинансыВ перечне приведены отраслевые типовые положения и региональные. Выберите в перечне подходящее типовое положение и используйте как образец.
В п.15 гл. 4 закона утверждается, что заказчик вправе не размещать в плане позиции, сумма по которым менее 100 тыс. руб. Если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей, то можно не включать сведения о покупках до 500 тыс. руб. При этом не предъявляются требования по количеству таких контрактов за год.
Формирование плана осуществляется на основании Постановления Правительства от 17.09.2012 года № 932. План должен иметь поквартальную или помесячную разбивку и включать в себя следующие сведения:
- наименование заказчика;
- порядковый номер;
- предмет договора с указанием кодов по ОКВЭД2 и ОКПД2;
- требуемые технические, эксплуатационные, функциональные характеристики предмета договора;
- единицы измерения;
- объем в натуральном выражении;
- регион поставки по ОКАТО;
- начальная цена;
- дата размещения извещения;
- срок исполнения;
- способ закупки;
- сведения о проведении торгов с участием только объектов малого и среднего предпринимательства;
- данные об отнесении закупаемой продукции к разряду инновационной или высокотехнологичной.
План на будущий год размещается в единой информационной системе до 31 декабря текущего. Каждое внесенное изменение так же должно публиковаться в ЕИС. В письме Минэкономразвития России от 22.05.2015 года № ОГ-Д28-7458 утверждается, что, если у учреждения сделки за год не превышают 100 тыс. руб., оно может разместить пустой план, в котором не заполнено ни одной строки.
Закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ
Каждый заказчик хотя бы раз в году проводит небольшие закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ. Организовывать полноценную конкурентную процедуру в этом случае затратно, поэтому в целях экономии времени и бюджета компании прибегают к закупкам у единственного поставщика. Такие процедуры называют прямыми. Они проводятся двумя способами:
- заказчик направляет предложение конкретному поставщику, которые отвечает всем требованиям;
- заказчик принимает предложение конкретного исполнителя.
Закон не содержит ограничений для закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ у единственного поставщика. Единственное правило: четко прописать в своем положении, когда заказчик вправе выбирать неконкурентную процедуру, и придерживаться этого.
Конкретный объем закупок, которые можно провести у единственного поставщика, компания может прописать в положении. Не рекомендуется дробление закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ, поскольку в этом случае у ФАС могут возникнуть претензии.
В чем подвох дробных закупок и за что накажут заказчика?
Основной регулирующий документ для заказчиков по 223-ФЗ это положение о закупках. Это внутренний документ организации, утвержденный ее руководителем.
Федеральные органы власти, выступающие в роли учредителей бюджетных и автономных учреждений, вправе подготовить типовое положение, которое возьмут за основу подведомственные организации. В типовом документе можно прописать все случаи, когда допустимы закупки у единственного поставщика, потому что большинство договоров по 223-ФЗ заключается с применением неконкурентных способов.
Закон содержит лишь общие правила:
- закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ проводятся на основании внутреннего документа заказчика;
- заказчик может не отражать сведения о малых закупках в ЕИС и реестре договоров;
- при проведении процедуры следует руководствоваться положением о закупке.
Малой считается закупка до 100 тыс. руб., а если оборот компании больше 5 млрд руб. в год — до 500 тыс. руб. При планировании малых закупок важно соблюдать требования ст.
17 Закона о защите конкуренции, а также положения ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ. В частности, не рекомендуется постоянно дробить процедуры, чтобы все время проводить неконкурентные закупки.
Они всегда должны быть обоснованы и рациональны.
Закупки, которые можно проводить у субъектов МСП по Постановлению № 1352:
- Обычные закупки без ограничений, в которых выиграл субъект МСП (они тоже учитываются при расчете годового объема для квоты)
Для таких закупок не важны форма собственности, регистрация, местонахождение и юрисдикция участника, его организационно-правовая форма.
Закупки у малого и среднего бизнеса по 223‑ФЗ: что нужно знать
Если НМЦД меньше или равна 7 млн руб., можно применить любой способ закупки.
Если НМЦД от 7 млн руб. до 15 млн руб. включительно, можно воспользоваться всеми процедурами, кроме запроса котировок.
Если НМЦД больше 15 млн руб., можно проводить только конкурсы и аукционы по короткой процедуре (заявки подаются в течение 7 дней).
Если НМЦД превышает 30 млн руб., нужно выбирать долгую процедуру (заявки подаются в течение 15 дней). Выбирать можно только конкурсы и аукционы в электронной форме. Это ограничение установлено с 2018 года с учетом сокращения срока сбора заявок.
Обычные закупки и закупки, где устанавливается требование о привлечении субподрядчика, регулируются положением о закупке. Можно предусмотреть конкурсы, аукционы с запросами котировок и предложений и в электронной, и в обычной форме, и путем закрытых закупок.
Для спецторгов любой другой способ, кроме электронных торгов, не допустим.
При планировании закупки нужно не забыть включить разделы закупок у МСП по обычному плану и плану инновационной продукции.
Для каждой конкретной закупки нужно написать техническое задание (ТЗ), разработать требования к участникам, составить и уточнить проекты документации, извещения и договоров.
Для закупок у МСП нужно составить требования к участникам, заявке и обеспечению заявки.
ТЗ пишется так же, как для любой другой закупки, к нему применяются общие требования Закона № 223-ФЗ.
В составе заявки должны быть документ, подтверждающий, что участник включен в реестр МСП, или декларация о том, что участник соответствует критериям субъекта МСП.
В приоритете сведения из реестра, а не из декларации.
В требованиях к заявке нужно уточнить, что подразумевается под документами, которые подтверждают соответствие участника этим критериям. Именно эти документы должны появиться в заявке.
Если не предоставить соответствующие сведения из декларации или предоставить декларацию, в которой есть сведения, не подтверждающие соответствие участника малому и среднему бизнесу, заявка может быть отклонена.
Для закупок по общим основаниям, в которых победителем случайно становится МСП, заказчик вправе установить требования о включении в заявку декларации или сведений из реестра. В спецторгах это требование устанавливается обязательно.
Для дальнейшего учета закупок и более удобной работы с отчетностью лучше включать это требование в документы на любые закупки.
Даже если вы не устанавливали требование о предоставлении документов в составе заявки, на этапе заключения договора можно проверить участника в реестре МСП на сайте ФНС.
Если заказчик требует привлечь к участию только субъектов МСП на этапе субподряда, нужно включить в документацию требование о том, что участник должен изложить в составе заявки план привлечения субподрядчиков со сведениями о конкретных исполнителях.
На этапе участия в закупке потенциальный участник должен подготовиться и найти субподрядчика.
В плане привлечения субподрядчиков должны быть указаны:
- сведения о предмете договора;
- сведения о конкретных субподрядчиках;
- сведения о существенных условиях его исполнения, месте, сроках и цене.
В последующем при исполнении договора эти сведения должны соблюдаться. Поставщик может поменять субподрядчика только на другого субъекта МСП при сохранении соответствующих параметров по предмету, условиям договора и ценовым категориям.
Заявки для спецторгов — конкурсов, аукционов, запросов предложений — состоят из двух частей и ценового предложения, для запроса котировок — из одной части и ценового предложения.
С 2018 года по обеспечению заявки на спецторгах установлены ограничения. Оно не может превышать 2 % от НМЦК.
В первой части заявки описывается товар поставщика, во второй части — сам поставщик.
Сначала заказчик должен убедиться, что ему подходит товар и его устраивает его стоимость, уже после этого он оценивает поставщика. В первой части нельзя указывать сведения об участнике и цене товара — такая заявка отклоняется. Это минимизирует коррупционные риски.
Во второй части указываются сведения об участнике и его соответствии единым квалификационным требованиям. 223-ФЗ запрещает указывать ценовое предложение.
Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.
Для чего нужна публикация информации о сделке Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.
Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.
Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок. Осуществление закупки у единственного поставщика Перед прочтением обязательно посмотрите это видео Так, Закон 223-ФЗ предусматривает возможность применения формы закупок у единственного поставщика только в следующих случаях:
- При необходимости заключения единоразового контракта на любые поставки, работы, услуги стоимостью не более 100 тысяч рублей с учетом НДС, когда применение иных способов определения поставщика является нецелесообразным.
- В случае необходимости срочного заключения госконтракта (например, при наступлении событий чрезвычайного характера и недопустимости задержек в поставках).
- При закупке товаров, работ или услуг по причине несостоявшихся процедур конкурентного отбора поставщика.
Заказчик в этом случае нарушает нормативные акты, по которым закупка должна осуществляться при помощи конкурентных торгов.
Аукционы и конкурсы, проводимые юридическим лицом, должны быть открыты, чтобы небольшие предприятия смогли в них участвовать.
В частности, подобное нарушение было выявлено в Министерстве обороны, которые редко прибегали к открытым торгам в рамках реализации проекта госзаказа.
Если закупка связана с энергоресурсами, то кроме ФЗ 223 нужно иметь в виду Постановление № 109, которое предписывает при заключении подобных сделок проводить конкурсный отбор. Таким образом у единственного поставщика нельзя получить:
- топливо;
- сырье;
- материалы;
- электроэнергию;
- услуги по ремонту.
Эта мера была принята для более эффективного и целевого расходования средств. Если упустить этот момент, регулирующий орган зафиксирует нарушение.
Важно В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение — в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч.
1 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Второй важный момент — обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч.
5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам — до 300 000 руб.).
Закупки по 223-ФЗ для чайников: последние изменения и комментарии за 2020 год
Антимонопольная служба тщательно следит за сферой закупок. Ведь для развития бизнеса важна конкуренция. Сегодня важно соблюдать положения ФЗ 223, которые сейчас часто интерпретируют неправильно. В 2016 году важно все закупки проводить по утвержденному плану, что создает дополнительные препятствия.
Многим юридическим лицам важно найти для себя единственного поставщика, с которым будет легко сотрудничать. Разберемся, в каких ситуациях может быть использована закупка без конкуренции. Какие способы закупок предусматривает статья вторая 223-ФЗ Этот закон является основой всей закупочной деятельности в России.
Согласно ему, заказчик обязан указать в созданном им положении, по которому будет проводиться закупка, ее способ.
В 223-ФЗ нет статьи о закупках до 100 тысяч. Кроме того, он не содержит каких-либо конкретных требований к проведению таких процедур. В частности, не указана допустимая доля закупок до 100 тысяч рублей от общего объема проведенных торгов заказчика. Закон содержит лишь общие правила:
- закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ проводятся на основании внутреннего документа заказчика;
- заказчик может не отражать сведения о малых закупках в ЕИС и реестре договоров;
- при проведении процедуры следует руководствоваться положением о закупке.
Малой считается закупка до 100 тыс. руб., а если оборот компании больше 5 млрд руб. в год — до 500 тыс. руб. При планировании малых закупок важно соблюдать требования ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также положения ч. 1 ст.
1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ. В частности, не рекомендуется постоянно дробить процедуры, чтобы все время проводить неконкурентные закупки. Они всегда должны быть обоснованы и рациональны. Это позволит избежать санкций от ФАС.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.
Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.
Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ
Статистика за 2019 год:
- по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
- из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
- средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
- в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
- по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
- объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).
Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.
- Не требуется обоснование закупок
- Планирование закупок на 1 год
- Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
- Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
- Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
- Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках
При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Общие шаги:
- получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
- настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
- для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).
Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.
Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.
Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.
Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).
Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:
-
услуги связи (телефонной, мобильной и интернет-связи);
-
услуги интернет-хостинга;
-
услуги по обучению и повышению квалификации;
-
информационно-справочные и консультационные услуги;
-
услуги по диагностике, текущему обслуживанию и ремонту новых автотранспортных средств в автосалоне или сервисном центре официального дилера завода-изготовителя, с целью сохранения гарантийного срока на транспортные средства.
Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).
На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].
В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].
Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).
Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.
Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:
-
Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).
-
Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.
-
Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).
-
Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.
-
Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год[6]. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС[7].
-
Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.
-
Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.
Обратите внимание:
Чтобы не вызвать нареканий у ФАС, при проведении закупок у единственного поставщика заказчику необходимо, прежде всего, соблюдать свои же собственные правила в отношении таких закупок.
Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.
Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым[8].
Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:
-
когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;
-
когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;
-
когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).
Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.
Более того, в отдельных случаях и территориальные органы ФАС, и суды доходят в своих решениях до следующего весьма радикального вывода: поскольку заказчики по Закону № 223-ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности и «другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), то нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться к закупкам по Закону № 223-ФЗ в части, не урегулированной Законом № 223-ФЗ, а условия и правила закупок у единственного поставщика Закон № 223-ФЗ как раз и не регулирует[9]. И раз, например, закупка ГСМ у единственного поставщика не допускается по Закону № 44-ФЗ, то она не должна допускаться и по Закону № 223-ФЗ.
Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.
Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).
Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.
Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки «монолитных» работ для строительства здания в течение трех месяцев заключает семь договоров на эти работы с одним и тем же подрядчиком (все договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у ЕП) и при этом не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ[10].
«Косо смотрят» на дробление закупок и регулирующие органы. Так, Минэкономразвития указывало, что в таких случаях злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика приводит к недобросовестной конкуренции[11].
В ряде случаев ФАС и суды не считают дробление закупок нарушением Закона № 223-ФЗ.
Например, суд не усмотрел нарушения Закона № 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. В решении суда отмечается, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона[12].
В другом случае суд счел незаконным решение ФАС о нарушении заказчиком Закона № 223-ФЗ в виде искусственного дробления закупки на два договора по оценке технического состояния аттракционов, поскольку ФАС в рамках административного дела не привела правовых норм, указывающих на невозможность заключения заказчиком двух договоров с одним поставщиком, и не доказала факт искусственного дробления договоров[13].
Закон № 223-ФЗ и «Рамочные договоры»
Конечно, стоит учитывать, что случаи дробления закупки у единственного поставщика реже попадают в поле зрения контрольных органов, поскольку здесь меньше вероятности подачи жалобы со стороны недовольных поставщиков, чем при конкурентной закупке. Вместе с тем во избежание претензий контрольных органов заказчикам рекомендуется следующее.
-
Осуществлять дробление закупки, если заказчик в случае необходимости сможет доказать обоснованность нескольких закупок, то есть указать объективную причину, по которой было невозможно или нецелесообразно провести одну конкурентную закупку. Например, обосновать срочную необходимость в закупаемых ТРУ, которая не позволила использовать конкурентные способы закупки, требующие для своей реализации больше времени, и т. д. Отметим, что в негативном смысле дробление закупки – это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельной закупки на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в ТРУ на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема ТРУ.
-
По возможности не заключать договоры одномоментно (например, в один день).
-
По возможности не закупать посредством заключения разных договоров одноименные ТРУ. Например, если планируется приобретение у одного поставщика компьютеров и программного обеспечения для них, то лучше по одному договору закупить только компьютеры, а по другому – только программное обеспечение.
-
Если в положении о закупке заказчика установлена максимальная доля «мелких» закупок у единственного поставщика от общего годового объема закупок (см. выше), это может стать лишним аргументом в споре в пользу права заказчика дробить закупку. Здесь имеет значение позиция ФАС в отношении закупок по Закону № 44-ФЗ, согласно которой за исключением требования о соблюдении максимальной доли малых закупок у ЕП в общем годовом объеме закупок в Законе № 44-ФЗ не содержится ограничений на осуществление таких закупок у единственного поставщика, в том числе на приобретение одноименных ТРУ[14]. В принципе, эта ограничительная доля в свое время и появилась в Законе № 44-ФЗ, чтобы снизить возможные масштабы злоупотреблений заказчиков с дроблением закупок. Поэтому данная позиция ФАС может быть распространена и на спорную ситуацию с закупками по Закону № 223-ФЗ – при условии, что в положении о закупке также установлена аналогичная доля.
Нередко и сам заказчик устанавливает в своем положении о закупке запрет на дробление закупки. Например, в положении о закупке МУП «Водоканал» (г. Подольск) имеется целая статья «Запрет на дробление закупок», в которой устанавливается, что под дроблением понимается умышленное уменьшение объема отдельной закупки (НМЦД) при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для закупки всего объема требуемых ТРУ. Рассматриваемое положение запрещает дробить объем закупки на части с целью снижения НМЦД для получения возможности осуществления закупок путем запроса предложений, запроса котировок, у единственного поставщика, применения каких-либо процедур закупки с установленными ценовыми порогами.
Как видим, здесь дробление закупок рассматривается не только как основание для применения закупки у ЕП, но и как возможность использовать более простые конкурентные способы закупки. Такие же запреты могут устанавливаться в типовых положениях о закупке государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий их учредителями[15].
[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[3] Постановление администрации г. Хабаровска от 04.10.2018 № 3479 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий» (ст. 26).
[4] Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.
[5] Решение Северо-Осетинского УФАС от 28.11.2018 по делу № АМЗ34-11/18.
[6] Решение Тульского УФАС от 27.12.2018 по делу № 5/53-2018.
[7] Решение Чукотского УФАС от 28.08.2019 по делу № 087/01/10-111/2019.
[8] Постановление АС ДВО от 15.06.2016 № Ф03-1948/2016 по делу № А51-17219/2015.
[9] См. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2019 по делу № А33-22225/2019.
[10] См. Постановление ФАС СКО от 10.08.2015 по делу № А32-31858/2014.
[11] См. письма Минэкономразвития России от 11.02.2015 № Д28и-205, от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7314.
[12] См. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу № А05-15085/2013.
[13] См. Решение Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2016 по делу № А34-24/2016.
[14] Письмо ФАС России от 25.04.2017 № РП/27902/17.
Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. На предварительном этапе комиссии необходимо сформировать обоснование закупки у единственного поставщика и доводы о невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки.
В перечень документации, которая подтверждает необходимость закупки у единственного поставщика, могут входить:
Закон не содержит ограничений для закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Единственное правило: четко прописать в своем положении, когда заказчик вправе выбирать неконкурентную процедуру, и придерживаться этого.
Конкретный объем закупок, которые можно провести у единственного поставщика, компания может прописать в положении. Не рекомендуется дробление закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ, поскольку в этом случае у ФАС могут возникнуть претензии.
Постановления Правительства от 17.09.2012 года № 932. План должен иметь поквартальную или помесячную разбивку и включать в себя следующие сведения:
- наименование заказчика;
- порядковый номер;
- предмет договора с указанием кодов по ОКВЭД2 и ОКПД2;
- требуемые технические, эксплуатационные, функциональные характеристики предмета договора;
- единицы измерения;
- объем в натуральном выражении;
- регион поставки по ОКАТО;
- начальная цена;
- дата размещения извещения;
- срок исполнения;
- способ закупки;
- сведения о проведении торгов с участием только объектов малого и среднего предпринимательства;
- данные об отнесении закупаемой продукции к разряду инновационной или высокотехнологичной.
План на будущий год размещается в единой информационной системе до 31 декабря текущего.
Организации, работающие по 223-ФЗ, создают собственный регламент проведения малых закупок. Заказчику необходимо:
- Направить предложение о сделке конкретному поставщику или исполнителю.
- Получить согласие и оформить договор.
Заключите договор с победителем закупки или с единственным поставщиком.
Из рекомендации Системы Госфинансы узнаете, в какие сроки заключать договор, что прописать в условиях, какие правила предусмотреть в положении о закупке.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 года создан единый агрегатор, на котором размещаются данные о поставщиках и исполнителях, а также сведения об их товарах и услугах.
Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ
Основной регулирующий документ для заказчиков по 223-ФЗ это положение о закупках.
А если он не единственный участник?
Ответ: Проверка осуществляется на этапе допуска к участию в закупке (или заключения договора, если участник один). Сведения о принадлежности участника к МСП учитываются на момент окончания срока подачи заявок.
Вопрос: МУП в декабре 2016 года заключило массу договоров по 223-ФЗ.
В некоторых договорах есть условие о пролонгации на следующий период. С 1 января 2017 года перешли на работу по 44-ФЗ. Сейчас договоры, заключенные по 223-ФЗ, заканчиваются, но как быть с пролонгацией? Можно ли оставить такие договоры по 223-ФЗ на новый срок, а не заключать заново по условиям 44-ФЗ? Поставщики настаивают.
Как быть с договором: расторгнуть его или закрыть по факту.
Ответ: Можно закрыть по факту оплаты оказанной услуги и расторгнуть договор по соглашению сторон.
Вопрос: Проводили закупку у единственного поставщика, протокол от 30.10.2017. Можно ли подписать договор той же датой? В нашем положении прописаны условия заключения с единственным поставщиком: «в течение 30 дней после подписания протокола».
Ответ: Можно, так как в положении о закупках прописаны сроки подписания договора с единственным поставщиком.
Вопрос: Если объем закупок по 223-ФЗ не превышает 2 млн руб., обязан ли заказчик заполнять отчет по СМП?
Ответ: Если на заказчика не распространяется ПП РФ от 11.12.2014 №1352 (ред.
Ответ: С 1 января 2018 года вносятся изменения в форму годового отчета о закупках у СМСП за 2017 год.
По новой форме объем закупок у СМСП будет рассчитываться исходя из стоимостного объема оплаты в расчетном году, а не из стоимостного объема заключенных договоров.
При этом при расчете десятипроцентного совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства возможно учитывать закупки, информация о которых (извещение, документация и т.д.) опубликована в ЕИС.
Вывод: закупки так называемого малого объема (до 100/500 тыс. рублей) могут входить в восемнадцатипроцентный объем, но не в 10% закупок только у МСП.
При этом, если заказчик закупает у ЕП на сумму свыше 500 тысяч рублей, а в извещении о закупке указывает, что это закупка у МСП, то такая закупка может быть включена в десятипроцентный объем закупок у МСП.
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (с долей муниципальной собственности 100%) работает по 223-ФЗ. У нас есть недвижимость, и директор настаивает, чтобы мы реализовывали недвижимость через аукционы.
Как разместить в срок данный счет в реестре договоров? Можно ли отталкиваться от даты авансового отчета?
Ответ: Командировочные расходы могут быть проведены заказчиком как по 223-ФЗ, так оплатой под отчет. Мнение Минэкономразвития ( Письмо МЭР от 8 апреля 2016 г. № Д28и-870):
В соответствии со ст.
168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и соответственно не подлежит включению в план закупок.
Ответ: В соответствии с требованиями ПП-1352 (ред. от 20.05.2017) изменения цены заключенного договора не учитываются, в дальнейшем возможны изменения, поскольку в расчете годового отчета о закупках у СМСП учитывается стоимостной объем оплат по договорам.
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью с 2013 года работает по 223-ФЗ. Нужно ли нам перерегистрироваться в ЕИС? Мы не перерегистрировались, но как и раньше беспрепятственно заходим в личный кабинет и размещаем документы.
Ответ: Перерегистрация необходима в соответствии с Приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г .N27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г . No 4 н».
Ежемесячный отчет о закупках у СМСП заказчик должен публиковать.
Вопрос: Можно ли продлить на 2018 год договоры закупки, заключенные муниципальным унитарным предприятием на собственные средства в декабре 2016 год на 2017 год, если в договоре есть условие о пролонгации?
Ответ: Унитарные предприятия должны с 01.01.2017 руководствоваться 44-ФЗ.
Вопрос: Если на момент подачи заявок участник является субъектом СМП, а на момент заключения договора – нет, допускается ли заключение договора с таковым? Из ч.14(1) пост.1352 следует, что заказчик принимает решение об отказе от заключения договора с участником, являющимся единственным поставщиком, если сведения о таком отсутствуют в реестре.
В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС», — говорит эксперт.
Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.
Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.
В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.
Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.
При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.
Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:
- Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
- Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
- Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.
Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.
Основные признаки искусственного дробления
Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:
- Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
- Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
- Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.
При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.
За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.
Заключение договора в соответствии с 223-ФЗ. Сроки и особенности
В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.
Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.
Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП
Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.
Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.
Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП
Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.
Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.
Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.
Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Этап 3. Заключение контракта с ЕП
Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.
Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г.
№ 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.
Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.
Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.
Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП
Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).
Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.
Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)
Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).
Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:
1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);
3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;
4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
Минусы закупки у ЕП:
В УФАС России поступила информация из УФСБ РФ о нарушениях в деятельности заказчика антимонопольного законодательства при проведении закупочных процедур. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее). Организатор процедуры пояснил, что закупка данного вида топлива разрешалась по Положению, учитывая, что его срочное приобретение обусловлено погодными условиями, а также тем, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее являются однородными товарами, входящими в одну подгруппу «19.20.21.300 Топливо дизельное» согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Также заказчик пояснил, что закупка иного вида топлива у одного и того же поставщика обусловлено наименьшей стоимостью товара, согласно коммерческим предложениям. Приобретение дизельного топлива (летнего), оформленное дополнительным соглашением, по мнению УФАС является нарушением норм действующего законодательства. В своем решении антимонопольный орган указал, что данное дополнительное соглашение, образует иную сделку, и должна оформляться самостоятельным договором, с проведением торгов и иных конкурсных процедур, предусмотренных Законом о закупках (Решение УФАС по Пензенской области по делу № 3-09/51-2018 от 27.11.2018).