Льготы для учебы инвалидам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для учебы инвалидам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Детям с ОВЗ, а также инвалидам более зрелого возраста в нашей стране гарантированы преференции, касающиеся получения средне-специального и высшего образования. То есть нетрудоспособные лица с выявленными физическими ограничениями, желающие стать студентами колледжа или ВУЗа, вправе рассчитывать на привилегии и льготные условия. Данные поощрения государство устанавливает и осуществляет как вид поддержки социально незащищённой категории граждан.

Рассматриваемый в рамках данного материала вопрос регулируется сводом нормативно-правовых актов. Преференции, предоставляемые абитуриентам и студентам при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения, основываются на Федеральных законах:

— № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»;

— № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ»;

— № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

— № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

— № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».

Благодаря представленным законодательным документам дети и взрослые инвалиды получают помощь на госуровне во время поступления и учёбы в колледже, ВУЗе.

Права студентов-инвалидов в России в 2020 году

Учащиеся в колледжах и университетах, имея ОВЗ, попадают в программы адаптации. Эти специальные разработки дают возможность молодым инвалидам сформироваться в личностном плане и не только. Как отмечают эксперты, в настоящее время в образовательных учреждениях реализуются такие программы, как:

— помощь абитуриентам при сдаче экзаменов;

— проф. переподготовка (при необходимости);

— льгота в виде зачисления на бюджетное место;

— профилактика заболевания с помощью физкультуры;

— особый подход, подразумевающий дистанционное обучение, если инвалид не может посещать занятия по дневной форме;

— компенсация до 50% от всей внесённой за обучение суммы, если бюджетных мест в колледже или ВУЗе нет.

Таким образом, всесторонняя поддержка, вплоть до внедрения физкультурных упражнений, помогают гражданам с ОВЗ реабилитироваться максимально эффективно с учётом их ситуации и возможностей.

Студенты-инвалиды обладают следующими преференциями:

— компенсация до половины стоимости за обучение;

— проведение реабилитационных физкультурных занятий;

— возможность безвозмездно питаться, если форма обучения дневная;

— получение знаний в удалённом доступе, если того требует состояние здоровья;

— зачисление в ВУЗ на бюджетное место вне конкурса и по по упрощённой программе.

Примечательно, что рассмотренные программы распространяются не только на инвалидов, которые получают образование, но и на других льготников.

Несовершеннолетние граждане, ставшие инвалидами до 18 лет, либо являющиеся таковыми с рождения, как инвалиды детства пользуются различными льготами от государства в виде:

— субсидии на оплату КУ;

— единовременной денежной суммы;

— надбавки к пенсии при отказе от путёвки в санаторий;

— средств на лекарства, выплачиваемых каждый месяц;

— социальной стипендии студенту-инвалиду, обучаущемуся в ВУЗе или колледже;

— ежемесячного денежного пособия (ЕДВ), достигающего для указанной категории в 2020 году:

Группа инвалидности получателя Размер ЕДВ, руб/месяц
С НСУ Без НСУ

  • инвалиды с детства 1 группы
3782,94 2661,52

  • инвалиды с детства 2 группы
2701,67 1580,26
  • Дети инвалиды
2701,67 1580,26

Важно! Материальной составляющей госпомощи до совершеннолетия ребёнка-инвалида могут пользоваться только его законные попечители.

Тем, кто воспитывает особенных детей, заботится о них, государство тоже предлагает некоторые преимущества. В их числе:

— получение соцпенсии за ребёнка с ОВЗ;

— льготный проезд в общественном транспорте;

— субсидия на улучшение условий проживания;

— дополнительные дни отпуска и выходные;

— льготные условия при оплате КУ.

Чаще всего обозначенные преференции доступны для всех родителей с детьми-инвалидами. Более подробные сведения рекомендуем получить в регионе.

Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.

Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Поступление в институт – это практически первое важное решение, которое должен сделать для себя выпускник. Выбирая институт, он соответственно делает выбор будущей профессии, которая ему интересна, и он планирует заниматься ей дальше. Поэтому к выбору необходимо подойти с высокой ответственностью, только тогда будет заинтересованность, а с ней хорошие оценки и достойная стипендия.

Как поступить в вуз людям с ограниченными возможностями

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
  • справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Для незрячих:

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

Для слабовидящих:

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.

Для вас установлены следующие виды льгот:

  • Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
  • Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
  • Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.

В здании вуза должны быть:

  • Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
  • В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
  • Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.

Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.

Вопросы образования и обучения инвалидов / Льготы инвалидам

На льготных основаниях вы можете подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности в каждом.

Для поступления вам нужно предоставить:

  • паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
  • аттестат;
  • 2 фотографии 3 x 4;
  • военный билет (для военнообязанных);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.

Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.

  • 2
  • 80
  • 22
  • 2 854
  • 864
  • 741 814
  • 194 415
  • 435
  • 86
  • 530
  • 7 816

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.

Все имеющиеся виды льгот для молодых инвалидов, поступающих в институт, изложены в законе «Об образовании» (ФЗ-No273 от 29.12.12 ). С целью его усовершенствования, в нем ежегодно производятся изменения и дополнения к имеющимся пунктам. Сегодня существуют особые условия для поддержания лиц с ограниченными возможностями, которые желают получить высшее образование и реализоваться в обществе. Так, за счет средств государственного бюджета, инвалиды могут воспользоваться следующими возможностями:

  • поступить в институт без экзаменов;
  • обучаться на льготном отделении факультета, но с условием успешной сдачи вступительных испытаний;
  • после успешной проверки знаний, иметь преимущество среди абитуриентов, равных ему по учебным достижениям;
  • поступить и бесплатно обучаться на подготовительном отделении института.

Число испытуемых, успешно сдавших вступительные экзамены, может превышать количество свободных бюджетных мест. В сложившейся ситуации, федеральным законодательством предусмотрено отдавать предпочтение отдельной категории лиц, которая будет зачислена по бесплатной квоте (часть 9-11, статья 71, ФЗ-273). Преимущественным правом зачисления обладают следующие льготники:

  • лица с физическими ограничениями, признанные МСЭ инвалидами;
  • дети военных граждан;
  • лица, которые имеют наравне с инвалидностью дополнительный льготный статус, дающий право на обучение за счет федерального бюджета.

Поступление в ВУЗ с инвалидностью: горячая линия и льготы

Для того, чтобы воспользоваться положенными льготами от государства, инвалиду необходимо собрать пакет документов, в который входит:

  1. Паспорт;
  2. Заявление;
  3. Аттестат об окончании СОШ;
  4. Справки с результатами единого госэкзамена;
  5. Документ о признании у лица инвалидности (удостоверение).

«При поступлении и во время обучения, все льготы для инвалидов действуют при своевременном предоставлении в учебное заведение подтверждающих документов. У каждой справки имеется отдельный период действия. Поэтому студенту важно помнить о необходимости предоставления актуальных данных».

Все категории иногородних инвалидов имеют право на получение места в общежитии. В составе многих российских вузов функционируют студенческие общежития, приспособленные для проживания лиц с ограниченными возможностями. Здесь специально создаются особые условия для беспрепятственного пользования нуждами и комфортного пребывания. Льготная категория граждан с инвалидностью полностью освобождается от ежемесячной оплаты за общежитие, включая пользование коммунальными услугами (часть 6, статья 39, ФЗ-273).

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

На заметку: чтобы ребенку-инвалиду был разработан индивидуальный учебный план, родители должны проявить инициативу и обратиться к администрации школы.

Есть ли льготы на оплату обучения при инвалидности 2 группы?

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Перед поступлением ребенка-инвалида в школу необходимо получить консультацию педагогов для определения формы обучения, оценить возможности ребенка, насколько он имеет способность к самообслуживанию, получить рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), получить рекомендации медицинского учреждения.

Также следует определиться с формой получения знаний, определить список школы, проконсультироваться с администрацией, ознакомиться с правилами образовательного учреждения, определить шаговую, физическую, материально-техническую, транспортную доступность, наличие пандусов, широких коридоров.

Аттестация знаний ребенка-инвалида производится согласно графику, который утверждается руководителем учебного заведения. Возможно заочное проведение контрольных работ. В этом случае камеры устанавливаются таким образом, чтобы учитель видел ученика и рабочее место. Если по состоянию здоровья ребенок не может выполнить за один раз контрольную работу, то возможно поэтапное ее проведение.

Законодательством установлен круг лиц, имеющих возможность льготного поступления в вуз:

  • Дети инвалиды;
  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Инвалиды с детства;
  • Граждане, получившие инвалидность после военной травмы или заболевание в период военной службы;
  • Дети сироты (или оставшиеся без родительского попечения);
  • Некоторые ветераны боевых действий;
  • Абитуриенты до 20 лет, на попечении которых один родитель инвалид 1 группы;
  • Пострадавшие от Чернобыльской АЭС.

Важно! Инвалидам 1 и 2 групп и с детства предоставляется дополнительная льгота – дополнительные полтора часа на подготовку к экзамену, если абитуриент идет по схеме вступления с прохождением аттестации.

Все льготы предоставляются инвалидам при прохождении обучения на подготовительном отделении, при первичном поступлении на бесплатной основе.

Существует типичный перечень документов, который состоит из:

  • Паспорта;
  • Заявления;
  • Свидетельства о среднем образовании;
  • Справки с результатами ЕГЭ;
  • Документа о подтверждении инвалидности;
  • Фотографии 3х4.

Важно! В каждом вузе этот перечень может быть дополнен иными справками и документами. О чем необходимо узнать заранее.

Виды квот для абитуриантов-инвалидов:

  • зачисление в учебное заведения без сдачи экзаменов, вне конкурса;
  • квоты, дающие право поступления на льготных основаниях;
  • право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими абитуриентами.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ и Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 установили категорию лиц-льготников и наделили их особыми привилегиями при поступлении в учебные заведения.

Особая квота может быть установлена и самим учебным заведением при наличии определенных мест по федеральной квоте, любое заведение вправе расширить количество льготных мест. Особая квота в 2020 году будет положена:

  1. Детям-инвалидам, инвалидам детства и инвалидам 1-2 групп;
  2. Лицам, получившим травму или инвалидность во время войны или военной службы;
  3. Ветеранам военных действий;
  4. Гражданам, не достигшим 20-летнего возраста, воспитанным матерью или отцом-инвалидом 1-2 группы (доход семьи должен быть ниже МРОТ ).

Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.

Инструкция по поступлению
Что необходимо сделать? Пояснение
1 Подготовиться к экзаменам Еще до того момента, как сдают экзамены в школе все средне-профессиональные и высшие учебные заведения открывают курсы по подготовке к экзаменам. Если такая возможность иметься, то на эти курсы стоит ходить.

Важно! Курсы платные, но для инвалидов они должны предоставляться бесплатно или с 50% скидкой.

Отказ может быть лишь в тех случаях, если:

  • Поздно поданы документы;
  • Количество абитуриентов превышает выделенные квоты;
  • Если студент сдает экзамены, то уровень знаний низкий.

По последнему пункту возможна апелляция, если абитуриент-инвалид считает оценку заниженной. Тогда создается апелляционная комиссия, которая может отменить предыдущую оценку знаний.

Важно! Вуз не может отказать инвалиду в поступлении в связи с тем, что в учебном заведении нет условий для людей с ограниченными возможностями. По закону должен быть обеспечен доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске.

Льготы инвалидам: как правильно оформить?

Помимо социальных пособий, оформленных через службу социальной поддержки по месту жительства, студент-инвалид 1 и 2 групп также имеет право на получение индивидуальной материальной помощи. Для этого стоит обратиться в администрацию вуза с письменным заявлением. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.

Важно! Материальная помощь выплачивается по решению администрации вуза и при условии, если студент не имеет задолженностей по предметам.

Сегодня, отдельная категория людей с физическими недостатками наделена некоторыми привилегиями, позволяющими поступить в вуз и получить профессию для дальнейшей реализации в обществе.

К этой категории относятся лица с обретенной или врожденной инвалидностью: дети-инвалиды, нетрудоспособные лица имеющие инвалидность первой и второй группы, лица получившие травму или хроническое заболевание во время службы в армии.

«Каждый год государством выделяется квота, которая составляет примерно 10% от суммы, получаемой с основного количества студентов, обучающихся на коммерческой основе. На эти средства формируется бюджетная группа студентов».

Все имеющиеся виды льгот для молодых инвалидов, поступающих в институт, изложены в законе «Об образовании» (ФЗ-No273 от 29.12.12 ). С целью его усовершенствования, в нем ежегодно производятся изменения и дополнения к имеющимся пунктам.

Сегодня существуют особые условия для поддержания лиц с ограниченными возможностями, которые желают получить высшее образование и реализоваться в обществе.

Так, за счет средств государственного бюджета, инвалиды могут воспользоваться следующими возможностями:

  • поступить в институт без экзаменов;
  • обучаться на льготном отделении факультета, но с условием успешной сдачи вступительных испытаний;
  • после успешной проверки знаний, иметь преимущество среди абитуриентов, равных ему по учебным достижениям;
  • поступить и бесплатно обучаться на подготовительном отделении института.

Дети с инвалидностью, отличившиеся за последние 4 года участием в различных олимпиадах во время обучения в средней школе и имеющие заслуги в виде призовых мест, могут также рассчитывать на льготы (часть 12, статья 71, ФЗ-No273):

  • абитуриент может обойти конкурс по зачислению и быть принятым без вступительных испытаний, но при условии, когда предмет олимпиады совпадает с выбранной им специальностью. Обычно соответствие предмета олимпиады и специальности определяет сама образовательная организация и разглашает это в различных официальных источниках;
  • если предмет ЕГЭ соответствует предмету олимпиады, в которой участвовал инвалид, то абитуриент имеет право быть приравненным к участникам, набравшим максимальные баллы и иметь равные с ними права при поступлении в вуз.

«Если инвалид поступает в институт по льготной программе, то ему следует очень обдуманно подойти к выбору профессии. Другого случая больше не представится, так как льгота для инвалидов предусмотрена только один раз и до двадцатилетнего возраста».

Согласно нормативно-правовой документации, закрепленной на законодательном уровне, лица с инвалидностью принимаются на подготовительное отделение в первоочередном порядке (часть 7, статья 71, ФЗ No-273).

В законе оговаривается, что реализация образовательного процесса для них производится в том случае, если они, как было указано выше, обучаются на подготовительном отделении в первый и единственный раз.

В федеральных вузах, в соответствии с государственным заданием, студентам, обучающихся на очной форме подготовительного отделения, выплачивается академическая стипендия. Ее размер зависит от конкретного учебного заведения и может варьироваться в разных регионах.

Число испытуемых, успешно сдавших вступительные экзамены, может превышать количество свободных бюджетных мест. В сложившейся ситуации, федеральным законодательством предусмотрено отдавать предпочтение отдельной категории лиц, которая будет зачислена по бесплатной квоте (часть 9-11, статья 71, ФЗ-273). Преимущественным правом зачисления обладают следующие льготники:

  • лица с физическими ограничениями, признанные МСЭ инвалидами;
  • дети военных граждан;
  • лица, которые имеют наравне с инвалидностью дополнительный льготный статус, дающий право на обучение за счет федерального бюджета.

Образование детей-инвалидов в России

Для того, чтобы воспользоваться положенными льготами от государства, инвалиду необходимо собрать пакет документов, в который входит:

  1. Паспорт;
  2. Заявление;
  3. Аттестат об окончании СОШ;
  4. Справки с результатами единого госэкзамена;
  5. Документ о признании у лица инвалидности (удостоверение).

«При поступлении и во время обучения, все льготы для инвалидов действуют при своевременном предоставлении в учебное заведение подтверждающих документов. У каждой справки имеется отдельный период действия. Поэтому студенту важно помнить о необходимости предоставления актуальных данных».

Все категории иногородних инвалидов имеют право на получение места в общежитии. В составе многих российских вузов функционируют студенческие общежития, приспособленные для проживания лиц с ограниченными возможностями.

Здесь специально создаются особые условия для беспрепятственного пользования нуждами и комфортного пребывания.

Льготная категория граждан с инвалидностью полностью освобождается от ежемесячной оплаты за общежитие, включая пользование коммунальными услугами (часть 6, статья 39, ФЗ-273).

Проживающие в общежитии инвалиды имеют право на:

  • первоочередное заселение;
  • проживание в предоставленной комнате до окончания обучения в вузе (при соблюдении дисциплины и правил распорядка);
  • безграничный доступ к оборудованию, инвентарю, а также помещениям общего пользования.

«Предоставление инвалиду общежития осуществляется на основании его удаленного пребывания от фактического места жительства. Если студент имеет прописку в пределах города, где он учится, то общежитие в данном случае ему не полагается» (часть 2, статья 39, ФЗ-273).

Некоторые вузы в Москве имеют большой и успешный опыт работы с инвалидами. К ним можно отнести МГППУ, МЭИ, МГУДТ, РГУ нефти и газа имени Губкина, МПУ и другие вузы.

Для лиц с ограниченными возможностями создаются специальные условия: учреждения оборудованы пандусами, держателями, лифтами и указателями. Существует также возможность при помощи специальной кнопки вызывать дежурного помощника.

Учебные кабинеты снабжены необходимым инвентарем. Обучающие программы адаптированы под физические возможности инвалидов.

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

Вариант Условия здоровья Суть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программе Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обучения Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *