Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данный вопрос, регулируется статьей 11.1 закона «Об ОСАГО».

Основываясь на положении пункта 2, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», от виновника так и от пострадавшего, закон требует, направить извещение о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней, с момента ДТП.

Простыми словами, потерпевший направляет свой экземпляр протокола в страховую компанию застраховавшую его гражданскую ответственность, а виновник в свою.

Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола?

Самый очевидный и простой способ передать извещение о ДТП в страховую, при личном визите.

Я советую снять копию с Вашего экземпляра извещения, она Вам пригодится. Далее объясню для чего. А если копии нет, то ничего страшного.

Приезжаете в страховую и в приемной объясняете цель визита. Далее секретарь или сама примет у Вас документы, или направит в нужный кабинет.

Если Вы сделали копию, то передаем оригинальный экземпляр и копию сотруднику страховой. Скажите, что Вы исполняете пункт 2, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО» и уведомляете страховую компанию, о том, что произошло ДТП с Вашим участием, в котором Вы стали виновником.

Далее просим на копии извещения о ДТП, поставить отметки, свидетельствующие о принятии документов. Из отметок должны быть:

  • ФИО и подпись сотрудника, принимающего документы;
  • Печать страховой компании;
  • Дата передачи документа.

Что делать если ущерб по Европротоколу превысил лимит выплат? можно ли взыскать разницу и с кого?

Если у Вас нет с собой копии извещения, то просим сделать его копию на месте, если есть такая возможность, и уже на копии извещения, сотрудник страховой, должен сделать все отметки о принятии.

Если нет копии и в страховой отказываются делать копию, просите выдать Вам акт, о принятии документов, где будет опись передаваемых документов, подпись сотрудника, принимающего документы с инициалами, печать и дата принятия.

Если достигли одного из результатов, то обязанность по передаче извещения в страховую и уведомления страховой компании Вы исполнили.

Помните, что известить страховую, Вы должны в течение 5 дней, с момента ДТП.

Не желаете ехать в страховую, идем на почту России.

На почте объясняем, что нам нужно направить на юридический адрес страховой компании, или адрес филиала в Вашем городе, документ, а именно извещение о ДТП.

Обязательно отправляем письмо, с описью вложения и уведомлением о вручении.

На почте заполняем опись вложения. Она нужна, для того, чтобы подтвердить, что Вы отправляли именно извещение о ДТП, а не поздравительную открытку или благодарность. Экземпляр описи, должен остаться у Вас.

Обязательно потребуется отправить с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении, Вы сможете получить, как только Ваше письмо, будет передано сотруднику страховой. Узнать, когда его получат, Вы сможете по трек-номеру, который Вам выдадут на почте, для отслеживания процесса доставки письма.

Как только увидите, что письмо получено адресатом, через пару дней, придите на почту и получите уведомление о вручении, это документ, подтверждающий, что письмо доставлено. Не теряйте опись вложения, а также уведомление о вручении. Это документы, подтверждающие, что Вы передали извещение о ДТП, и уведомили страховую.

В каких случаях страховая признает Европротокол недействительным и откажет в выплате?

Если допустить нарушения положений законодательства «Об ОСАГО», после оформления ДТП по Европротоколу, то можно как я говорил, получить регрессные требования от страховой компании и получится, что Вы за свой счет возместили ущерб потерпевшему.

Оно Вам надо? Я уверен, что нет.

Требования законодательства в сфере ОСАГО, при оформлении ДТП по Европротоколу, не ограничиваются уведомлением страховой компании.

На основании абзаца 2, пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если после осмотра транспортного средства потерпевшего, не удается достоверно установить наличие страхового случая, то страховая компания, имеет полное право, осмотреть транспортное средство виновника ДТП.

Виновнику в таком случае направляется уведомление, где страховая требует предоставить автомобиль на осмотр, или для проведения независимой технической экспертизы. Уведомление направляется по почте, или курьером. Чтобы утверждать, что виновник был уведомлен о требовании страховой, у страховой должны быть доказательства факта уведомления виновника о таком требовании (письменные).

На основании пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», участники ДТП при оформлении его по протоколу, обязаны предоставить свои транспортные средства для проведения осмотра, или независимой экспертизы, в течение 5 рабочих дней, с момента получения данного требования.

Если виновник, получив требование страховой о предоставлении автомобиля на осмотр, проигнорировал его, то страховая вправе предъявить виновнику регрессные требования, на основании пп. «З», пункта 1, статьи 14 закона «Об ОСАГО».

То есть, в интересах виновника ДТП, оформленного по Европротоколу, по письменному требованию страховой компании, предоставить на осмотр свое транспортное средство. Если Вы предоставили страховой автомобиль на осмотр, требуйте документального подтверждения данного факта, чтобы у Вас было доказательство исполнения требования страховой компании по абзацу 2, пункта 10, статьи 12, а также пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Плюсы и минусы оформления ДТП по Европротоколу!

Еще один важный момент, который обязательно нужно помнить, чтобы не попасть на регресс.

На основании абзаца 2, пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», как виновник, так и потерпевший, не могут приступать к ремонту или утилизации транспортного средства, участвовавшего в ДТП, до истечения 15 дней, с момента ДТП, за исключением нерабочих праздничных дней.

Проводить ремонт до истечения 15 указанных дней, или приступать к утилизации транспортного средства, можно только с письменного разрешения страховой компании.

Что грозит, если нарушить данное требование?

Грозит предъявлением регрессных требований, на основании пп. «З», пункта 1, статьи 14 закона «Об ОСАГО».

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

То есть, если с момента ДТП не прошло 15 календарных дней (обратите внимание, что нерабочие праздничные дни, не учитываются), запрещено приступать к ремонту транспортного средства, или заниматься его утилизацией, продавать так же не рекомендуется, потому как это исключает возможность его предоставления по требованию страховой компании.

Если нарушить данные требования, то есть вероятность, что у страховой не возникнет необходимости в осмотре транспортного средства в течение 15 указанных календарных дней, и тогда все обойдется. Но если страховая потребует автомобиль на осмотр, а Вы его не сможете предоставить, то 100%, будет регресс.

Как видите, важно выполнить всего пару требований, обозначенные в пп. «З», пункта 1, статьи 14 закона «Об ОСАГО», чтобы не попасть на серьезные санкции и не выплатить солидную денежную сумму, которая Вам пригодится на ремонт своего ТС.

Помните о двух основных правилах:

  • Не ремонтировать авто в течение 15 дней, с момента ДТП;
  • Не продавать его в течение 15 дней с момента ДТП и не утилизировать.

И по возможности уведомите страховую компанию о ДТП, в течение 5 дней с момента ДТП.

На этом у меня все.

Если возникли вопросы, то пишите нам в чате, звоните по указанному номеру телефона, консультации абсолютно бесплатны.

Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола в 2019 году

После того как пострадавшая сторона проходит всю стандартную процедуру взаимодействия со страховой фирмой. Ей выплачивают компенсация в пределах фактических трат ремонт и законных лимитов. Далее уже страховая компания требует возмещение с фирмы, оформлявшей ОСАГО виновнику, потраченную сумму.

Внимание! В определенных случаях страховая фирма виновника может потребовать со своего клиента возврат, перечисленных по его страховому случаю средств.

Под регрессом принято понимать ситуацию, при которой вместо виновного в аварии лица, возмещение выплачивает второе лицо. Страховщик, выплативший компенсацию может потребовать возврат денежных средств в случаях, когда клиент не соблюдает договоренности.

В ст. 14 акта по ОСАГО прописаны случаи возникновения регресса и основания страховой фирмы для его оглашения.

Подать в суд иск, с требованием взыскания с виновника средств, перечисленных по его страховому случаю на возмещение урона пострадавшей стороны, может в случаях, когда лицо:

  • не подало в пятидневный срок свой экземпляр протокола;
  • не представило ТС для экспертизы;
  • приступило к ремонту автомобиля до завершения проверки;
  • отправляет машину на утилизацию до окончания проверочных процедур.

Важно! Компенсировать по регрессу придется всю сумму затрат, а также судебные издержки страховщика.

Выступая виновной стороной в аварии, будьте внимательны при заполнении и подаче европротокола в страховую фирму, соблюдайте правила заполнения бланка, сроки подачи извещения. Обязательно получите от страховщика извещение, подтверждающее прием бланка.

Ведь если у вас не будет доказательств на руках, то с вас могут вытребовать регрессионный возврат. При принятии решения о европротоколе, реально оцените причиненный ущерб. Если он выше того лимита, что может вернуть страховая, то пострадавшее лицо вправе будет потребовать компенсацию недостающих сумм.

Важно! Если страховая выплачивает возмещение с учетом износа деталей, то с виновника можно вытребовать сумму фактических затрат на ремонт.

Вопрос: Как авария отразится на стоимости ОСАГО виновника?
Ответ: Нужно понимать, что страховая фирма выплачивает за виновника возмещение пострадавшей стороне. Это влечет за собой продление действия страховки и автоматическое удорожание полиса. Теряется балл, начисленный за безаварийную езду.

Вопрос: Законен ли отказ в компенсационной выплате, если есть исправления в европротоколе?
Ответ: Одно из основных требований, предъявленных к заполненному бланку – отсутствие исправлений. Если они есть, то в примечаниях каждое «проблемное место» должно быть уточнено и заверено подписями двух сторон. Если нет, то страховая фирма может потребовать дополнительное расследование или отказать в компенсации.

У виновника и потерпевшего есть 5 дней, чтобы обратиться в страховую компанию. Причем каждый должен предоставить оформленный европротокол именно своему страховщику, где был застрахован автомобиль.

Потерпевшему необходимо подготовить нижеследующий комплект документов:

  1. Заявление о возмещении ущерба при ДТП (выдается сотрудником СК по факту обращения);
  2. Европротокол, составленный и подписанный двумя сторонами;
  3. Паспорт заявителя;
  4. Водительские права;
  5. Документы на автомобиль (ПТС, СТС, доверенность на право управления);
  6. Полис ОСАГО;
  7. Фотографии, видеозаписи или иные материалы относящиеся к инциденту, при их наличии;
  8. Номер счета для перевода денег, если компенсация повреждений будет возмещена в денежном выражении.

Виновник же может направить копию европротокола в свою страховую компанию заказным письмом с отметкой о вручении. Но лучше идти туда лично, взяв страховку, документы на машину и паспорт.

И тому и другому обязательно нужно взять бумагу о том, что они сдали европротокол в установленные 5 дней после ДТП. Там должна стоять подпись работника, принявшего документы, дата и печать предприятия. Иначе, в случае «утери извещения», виновнику могут предъявить претензию об оплате ремонта пострадавшего транспортного средства, а потерпевшему отказать в выплате.

Составили европротокол после ДТП – что делать дальше виновнику и потерпевшему?

  • Правила оформления
  • Скачать бланк Европротокола
  • Образец заполнения
  • Обстоятельства ДТП в извещении
  • Что делать после составления
  • Действия виновника
  • Максимальная сумма выплат
  • Документы для страховой
  • Если нет полиса ОСАГО
  • Как делать фотографии
  • Штраф за европротокол
  • Срок обращения и выплат
  • Типовые схемы ДТП
  • На парковке, стоянке и во дворе
  • При обгоне и перестроении
  • На перекрестках при повороте
  • При езде задним ходом

Все действия участников аварии прописаны в ПДД. Вне зависимости от того, кто является виновником, оба участника должны сделать следующее:

1. Остановиться. Желательно не на дороге. Если выбора нет, наденьте защитную жилетку, которая будет отражать свет.

Вырезка из правил ПДД (пункт 2.5): При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

2. Включить аварийную сигнализацию, установить на дороге знак аварийной остановки.

Вырезка из правил ПДД (пункт 7.2): При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

3. Не перемещать элементы, связанные с ДТП. Это нужно для дальнейшей экспертизы.

4. Узнать число участников происшествия и наличие пострадавших. Если в результате никто не получил физические повреждения, и столкнувшихся машин было только 2 — можно оформлять европротокол без вызова полиции и скорой помощи.

5. При наличии лиц, получивших повреждения — принять нужные меры. В экстренном случае нужно отвезти их в больницу и сообщить личные данные: государственный номер автомобиля, информацию о регистрационных документах, водительском удостоверении или паспорте. После этого нужно вернуться к месту ДТП.

6. Сохранить предметы ДТП, создать место для объезда аварии. Можно отойти с дороги и зафиксировать положение автомобилей и других элементов, относящихся к аварии. Желательно применять фото и видеосъемку. Следует снимать так, чтобы в кадр кроме поврежденных транспортных средств попали элементы, с помощью которых можно определить место, где случилось ДТП: названия улиц, знаки на дороге, разметка, тротуар и т.д. Во время записи желательно вслух проговаривать детали аварии: например, «Сегодня, 18 марта 2020 года, на перекрестке улиц Ленина и Старой произошло столкновение двух автомобилей».

7. Записать ФИО и адреса очевидцев.

8. Оформить европротокол или дождаться прибытия ГИБДД, если составление европротокола невозможно.

Европротокол можно оформлять без присутствия сотрудников полиции, если авария соответствует 5 требованиям:

  • В дорожном транспортном происшествии участвовало не больше двух авто.
  • Авария произошла в России. Без этого нельзя использовать российский страховой полис ОСАГО.
  • Повреждения были нанесены только машинами, жертв и получивших физические повреждения среди гражданских и водителей нет. Также не должно пострадать личные вещи пассажиров, фонарные столбы, дорожные ограждения и другие предметы.
  • Ремонт транспортного средства обойдется не дороже 100 тысяч рублей. Если оба водителя нашли общее мнение и у них нет разногласий, лимит можно увеличить до 400 000, если сделать фотофиксацию происшествия через мобильное приложение.
  • Оба управляющих транспортным средством имеют страховку. Если один из них иностранный гражданин, вместо этого он должен иметь «Зеленую карту».

Источник: пункт 1 статьи 11 Федерального загона от 25.04.2002 N 40-Ф3:

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  1. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «2» настоящего пункта;
  2. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  3. обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Проверив совместимость аварии с каждым пунктом, можно отправляться подавать доки.

После заполнения извещения с двух сторон, вы должны отдать его в течение пяти дней страховой компании. Передавать желательно лично, но, если происшествие случилось в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан — его можно зарегистрировать в электронном виде.

Для этого используйте приложение «Помощник ОСАГО» и отправьте данные на подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг.

Поскольку даже несущественный инцидент на дороге причисляется к аварии, то в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии по европейскому протоколу автовладельцы обязаны действовать согласно ПДД. Порядок действий водителей един независимо от того, каковы особенности ущерба и характер повреждений был нанесен или получен в результате столкновения двух автомобилей.

Конечно, обязанности виновника по Европротоколу намного больше чем у потерпевшего, но оба водителя должны соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Обязательно остановитесь и заглушите двигатель своего авто.
  2. Выставите аварийные знаки и включите световые сигналы, чтобы пострадавших в аварии было меньше.
  3. Убедитесь, что потерпевшая сторона не получила увечий и травм физического характера. Как говорилось выше, если пострадало здоровье водителя, то ОСАГО по Европротоколу не составляется. В этом случае, если пострадавших нет, необходимо обсудить с потерпевшим детали оформления и предложить запротоколировать инцидент самостоятельно, не привлекая внимания ГИБДД.
  4. Новые условия оформления ДТП по Европротоколу таковы, что участникам необязательно разделять взгляды по поводу оформления происшествия самостоятельно. Но нельзя забывать, что разногласия не будут учтены только в том случае, если водитель решивший оформить Европротокол при ДТП имеет встроенную систему ГЛОНАСС, которая способна предоставить доказательства об инциденте.
  5. Если оба участника аварии разделяют мнение по поводу несущественности происшествия, то возможно оформление по Европротоколу.
  6. Обоим водителям необходимо зафиксировать следы происшествия при помощи фотокамеры или телефона. Обязательно сделать фото места торможения, разбитых частей кузова, а также госзнаки обоих ТС.
  7. Далее необходимо заполнить извещение, бланк которого выдается страховщиком при покупке полиса ОСАГО. Берется один экземпляр извещения о ДТП и заполняется обоими участниками, каждым в своей колонке.

Если в результате вашей невнимательности участниками дорожно-транспортного происшествия стали другие транспортные средства и пострадали от этого, то инициатива о самостоятельном протоколировании аварии должна исходить от виновника.

Но прежде чем предлагать пострадавшему водителю самостоятельное оформление бланка Европротокола, необходимо помнить про требования, которые предъявляются к подобному виду извещения. Следовательно, если все условия соблюдены, то участники ДТП должны ехать в страховую и предоставить страховщику свою копию извещения, как можно скорее.

При оформлении подобного вида протокола об аварии именно инициатору аварии необходимо делать все правильно и быстро, ведь если не предоставить Европротокол, штраф виновнику ДТП будет равен сумме, которую страховщик выплатит пострадавшему. Чтобы страховая компания продолжала представлять ваши интересы в случае ДТП, полис «автогражданки» должен действовать на момент совершения аварии.

Завершение оформления протоколирования происшествия на дороге происходит после того как оба участника аварии предоставят свои экземпляры извещений страховщикам. Если в случае потерпевшего он вправе обратиться как к своему, так и к страховщику, защищающему интересы виновника происшествия, то последнему оповещение страховой компании о случившимся обязательно.

Что делать после составления европротокола

Как было сказано выше, размер ущерба при оформлении протокола европейского образца должен быть не существенным, а именно не превышать сумму в размере 100 тыс. рублей. Если визуальный осмотр, оценка эксперта и других профессиональных лиц говорит о том, что повреждения оцениваются на большую сумму, то необходимо прибегнуть к оформлению аварии в присутствии сотрудников ГАИ.

Основная задача, которая ложится на плечи инициатора дорожной аварии это своевременное оповещение страховой компании о произошедшем. Если упустить срок, то к водителю будут применены регрессные требования.

После того как извещение будет принято, обоим участникам ДТП запрещается производить ремонт своих автотранспортных средств, пока страховщик не проведет осмотр и не даст на это разрешение. Если прибегнуть к ремонту ранее 15 дней с момента происшествия, то компания вправе отказаться от выплат. Если такое произойдет, то потерпевшей стороне придется обращаться в суд, чтобы получить деньги на ремонт с виновника.

Не всегда участникам происшествия на дороге хочется вызывать ГИБДД. Поэтому, если только есть малейшая возможность, они пытаются решить проблему самостоятельно.

Определить виновника аварии — это самый важный момент. Если никаких противоречий не возникло, оба водителя имеют полис ОСАГО, здоровью не был нанесен ущерб, а повреждены только машины и ущерб не более 50 тысяч рублей, то можно оформлять Европротокол.

Как правильно заполнять оборотную сторону извещения?

Так как вы будете самостоятельно заполнять извещение, сначала ознакомьтесь с некоторыми тонкостями данного процесса:

  • Записи следует делать обычной шариковой ручкой. Если вы воспользуетесь гелиевой или чернильной ручкой, то записи от влаги могут размыться. Не рекомендуется оформлять документ карандашом, так как его можно легко стереть и подтасовать факты;
  • В данной ситуации не имеет никакого значения, кто заполняет извещение. Нужен только один бланк.

На оборотной стороне документа водители самостоятельно вносят информацию об аварии, а также транспортных средствах, участвовавших в ней.

В том случае, когда места на оборотной стороне извещения окажется мало, можно дописать факты на отдельном чистом листе.

Важно! Если вы сделали записи на дополнительном листе, обязательно укажите на этот факт на оборотной стороне извещения. Также уточните, кто именно сделал эти записи.

В последнее время почти все автомобили оборудованы видеорегистраторами. Если в вашей ситуации есть запись видеорегистратора, то это хорошее подспорье в разрешении ситуации.

В извещении обязательно укажите наличие записи, и передайте ее копию в страховую компанию. Заполняя ячейки извещения, ставьте галочки или крестики. Если какие-то графы заполнять нечем, ставьте прочерк, пишите слово «нет» или букву Z.

Когда происходит ДТП, его участники, имеющие страховой полис ОСАГО, подают заявление в страховую компанию о возмещении ущерба.

Для этого понадобиться подготовить следующие документы:

  • справку о ДТП (если нет Европротокола);
  • извещение об аварии;
  • протокол, оформленный сотрудниками ГИБДД об административном нарушении;
  • документы о праве собственности на автомобиль;
  • постановление по делу об админнарушении;
  • водительские права или доверенность;
  • номер счета в банке;
  • страховой полис ОСАГО.

Кроме этого, необходимо представить такие бумаги:

  • результаты независимой экспертизы (если она выполнялась);
  • квитанция об оплате услуг экспертов;
  • документы, подтверждающие оплату эвакуатора и хранения машины на автостоянке.

Все бумаги принимаются страховщиками по описи.

Обратите внимание! Со всех документов, передаваемых в страховую компанию, необходимо снять ксерокопии.

В случае возникновения противоречий между вами и вашим страховщиком, который не хочет выполнять свои обязанности, напишите жалобу управляющему страховой компании.

Подкрепите ваши претензии документальными доказательствами. На рассмотрение жалобы и дачи ответа выделяется не более 5 дней после ее получения.

Подавать заявление в суд можно только в том случае, когда вы предприняли все попытки разрешить ситуацию в досудебном порядке.

Как происходят выплаты компенсации по ОСАГО?

Если авария признана страховым случаем, вы можете получить компенсацию наличными в кассе страховой компании, или попросить переслать деньги на ваш счет в банке.

В том случае, если вы оформили полис ОСАГО после того, как в апреле 2017 года была введена поправка в закон об обязательном гражданском страховании, то, скорее всего вам предложат восстановить автомобиль на автосервисе, с которым страховщик подписал договор.

При наличии у виновника страхового полиса ОСАГО его страховая компания возмещает ущерб пострадавшим. Сам же виновник ремонтирует свое имущество, поврежденное при ДТП за собственные средства.

Каков размер компенсации пострадавшим по ОСАГО?

  • Максимальная сумма выплат при повреждении имущества составляет 400 тысяч рублей. Такая сумма выплачивается каждому потерпевшему;
  • Если жизни или здоровью потерпевшего нанесен урон, сумма выплат составит 500 тысяч рублей.

Данные размеры выплат установлены законом и действую при каждом страховом случае. Они не зависят ни от количества аварий, которые произошли за время действия страховки, ни от страховой компании, куда обратился потерпевший.

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Оформляют уведомление для страховщика оба участника аварии. Чтобы все соответствовало правовым предписаниям в сфере ОСАГО, виновник ДТП по Европротоколу должен совершить определенные действия.

В первые минуты после происшествия необходимо руководствоваться правилами дорожного движения.

Они предписывают водителю оставаться на месте и активировать аварийную сигнализацию. Кроме того, на проезжей части следует поместить специальный указатель. Он должен присутствовать в машине у каждого хозяина транспорта.

В ходе урегулирования возникшей проблемы водитель должен письменно подтвердить свою вину. Затем совместно с обладателем поврежденной машины определяется сумму нанесенного ущерба, делаются снимки с места события, а также создается графическая схема инцидента.

На ней должно быть видно расположение машины виновника на проезжей части в момент столкновения. А также должно присутствовать наименование улиц и обозначение домов, в районе которых случилось происшествие.

Рисунок будет неотъемлемой составляющей извещения по ДТП, которое предоставляется в страховую организацию.

Дальше алгоритм действий следующий. Виновник заполняет свой участок лицевой стороны извещения. Затем самостоятельно заполняется оборотная сторона формы. Использовать следует только шариковые чернила.

Даже, если ДТП зафиксировано по упрощенной процедуре, лицо, причастное к аварии не может полностью гарантировать для себя отсутствие материальных проблем в будущем.

На первый план выходят размер причиненного ущерба второй стороне, правила поведения со страховой компанией. Ниже собраны наиболее распространенные риски для водителя, которыми сопровождается оформление европротокола.

В некоторых случаях грамотные действия могут свести потери к минимуму. И залогом успеха могут стать хорошие отношения с владельцем поврежденной машины.

По ФЗ об ОСАГО лицо, причастное к дорожно-транспортному происшествию, должно предоставить на осмотр поврежденный автомобиль для изучения. Этот срок составляет 5 рабочих дней со дня получения извещения (срок рассчитывается со следующей даты).

Мораторий на ремонт действует пятнадцать дней. Однако в расчет здесь уже берется календарный промежуток.

На сегодняшний день предельная сумма возмещения в рамках Европротокола в целом по РФ составляет 100 тысяч рублей. При соблюдении определенных условий жители Москвы и Санкт-Петербурга вправе рассчитывать на компенсацию в 400 тысяч.

Однако суммы страховки может не хватить для полного восстановления автомобиля. Тогда разница взыскивается с непосредственного виновника ДТП посредством предъявления иска.

В первую очередь после оформления ДТП пострадавшему нужно созвониться со страховщиками виновника, чтобы они зарегистрировали страховой случай. Необходимо рассказать все, что известно об аварии, если потребуется – ответить на вопросы.

Не позже чем через 5 дней после оформления, пострадавшему стоит приехать к страховщикам для написания заявления. Сотрудники могут предложить провести осмотр машины, на это нужно согласиться, а в случае значительных повреждений – пригласить своего эксперта. На осмотре и при составлении акта обязательно должен быть виновник: это понадобится, если по выплате придется обращаться в суд.

Каждый предъявленный страховщикам документ нужно копировать для себя, причем так, чтобы видны были отметки о принятии. Обязательно учесть дату принятия на последнем документе, поскольку с нее начинается отсчет тех 20 дней, в течение которых выплата должна быть произведена. С первого дня задержки начисляется неустойка.

Страховая выплата может не покрыть ремонт, поскольку расчет суммы делается из учета, указанных в акте, повреждений авто и приблизительной цены на их починку. В этом случае надо принять выплату, отремонтировать машину, сохраняя наряды, чеки и акты приемки работ. А с этими документами обратиться к страховщикам виновника аварии.

Если во время ремонта обнаружатся скрытые дефекты последствий ДТП, что бывает часто, следует провести дополнительный осмотр, вызвав представителя страховой компании и виновника аварии.

Если у пострадавшего дорожно-транспортного происшествия имеется КАСКО, то ему понадобится:

  • позвонить в страховую компанию, чтобы начать урегулирование дела;
  • либо написать заявление об отказе от этого, а после, уже с отметкой о приеме, приложить это заявление к документам для ОСАГО виновника.

Прежде, чем приступить к самостоятельному заполнению извещения после оформления ДТП, надо учесть, что:

  • писать лучше шариковой ручкой, ведь чернила или гелиевая размажутся от малейшего попадания влаги, а карандаш можно стереть и подделать запись;
  • оба участника аварии должны заполнять один бланк извещения, и не имеет значения, кто из них его предоставит.

Оборотную сторону, водители заполняют самостоятельно. Тут потребуется указать дополнительную информацию о самой аварии и машинах участников.

Если места на бланке окажется недостаточно, можно дописать сведения на чистом листе бумаги, который потом приложить к извещению. При этом обязательно нужно сделать на оборотной стороне пометку о том, что есть приложение, и указать, кто его составил.

Если у водителя есть запись ДТП с видеорегистратора, об этом необходимо сделать пометку в извещении, а также отдать копию записи страховщикам. Она может быть доказательством правоты конкретного участника после дорожно-транспортного происшествия.

Пометки в ячейках надо делать с помощью галочки или крестика. В графах, где сведений нет, стоит ставить либо прочерк, либо латинскую букву Z, либо слово «нет».

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • справка об аварии, если она оформлялась не по Европротоколу;
  • извещение о происшествии;
  • протокол административного нарушения;
  • бумага о праве собственности на машину;
  • постановление по делу об административном нарушении;
  • водительское удостоверение или доверенность на машину;
  • реквизиты банка;
  • полис ОСАГО.

Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:

  • если была независимая экспертиза, потребуется ее заключение о размере ущерба;
  • бумаги, подтверждающие оплату работы независимого эксперта;
  • если машину эвакуировали, нужны документы об эвакуации и о хранении.

При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.

Если между страховщиком и водителем возникнут разногласия на почве исполнения обязательств, водитель может направить жалобу в страховую компанию. При этом к ней надо приложить аргументирующие документы. Жалобу обязаны рассмотреть не позднее чем через 5 дней после подачи, и в этот же срок ответить на нее. Без предъявления претензии страховщику и оформленного документа, подтверждающего это, суд не будет рассматривать иск водителя.

Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:

  • обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
  • ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
  • после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
  • если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
  • если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.

И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.

Если ОСАГО отсутствует у пострадавшего, то, по сути, алгоритм действий не меняется, поскольку возмещением ущерба будет заниматься СК виновного. Единственным существенным отличием является обязательный вызов инспекторов ГИБДД для фиксации факта происшествия и его обстоятельств, в связи с невозможностью в представленном случае оформить аварию Европротоколом.

Если же полис отсутствует у виновного или у обеих сторон, после составления протокола ГИБДД первым делом следует предпринять меры к самостоятельному урегулированию конфликта. Если участникам удается достичь консенсуса, они производят расчет на месте или в оговоренные между собой сроки.

При участии в аварии в роли потерпевшего с виновником без ОСАГО следует обратиться в организацию, совершающую независимую оценку, для составления акта о повреждениях и подсчете стоимости их устранения. Такие действия предотвратят возникновение споров относительно суммы, необходимой на ремонт авто пострадавшего.

Еще один вариант разрешения рассматриваемой ситуации – это направление виновному досудебной претензии. К основной части указанного документа законодатель не выдвигает никаких требований, однако следует указать реквизиты обеих сторон, краткую опись происшествия, его время и место. Также составитель обозначает сроки, в которые ответчик должен отреагировать на претензию. Направлять такую бумагу следует заказным письмом или курьерской доставкой.

Для того, чтобы СК рассмотрела обращение и приняла положительное решение по возмещению ущерба, после оформления ДТП потерпевшим, а при составлении Европротокола и виновником аварии, подаются пакеты необходимой документации.

Виновник ДТП при составлении Европротокола Пострадавший
  • Составленный Евротокол.
  • Полис ОСАГО.
  • Удостоверение личности.
  • Водительское удостоверение.
  • Заявление о выплате компенсации за понесенный ущерб.
  • Документ, в котором зафиксировано ДТП (протокол).
  • Заполненное надлежащим образом извещение (или Европротокол).
  • СТС авто, которое требует ремонта.
  • ВУ или паспорт заявителя.
  • Банковские реквизиты для перечисления компенсационной выплаты.
  • Документация, подтверждающая понесенные расходы, совершенные в следствие ДТП (чеки о покупке медикаментов, за вызов эвакуатора и пр).

В случае оформления ДТП по Европротоколу, участникам аварии следует обратиться к страховщику в течение пяти дней с момента наступления страхового случая. Если регистрацией ДТП занимались сотрудники ДПС, то у потерпевшего есть 3 года на обращение в СК.

При обращении подается установленный перечень документов (разный для виновного и потерпевшего). Компания рассматривает заявление и принимает решение в течение 20 дней со дня подачи заявки.

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, имеющее серьезные юридические последствия для всех его участников. С целью получения полагающихся выплат и компенсаций после оформления ДТП, участники дорожного движения должны строго следовать положению закона об ОСАГО и своевременно обратиться в страховую компанию.

Вопрос Ответ
Какие есть способы оформления ДТП? Самостоятельно (Европротокол, в строго установленных случаях) или протокол с вызовом ГИБДД
В какую страховую компанию обращаться после оформления ДТП? Участник ДТП должен обратиться в свою страховую компанию.
Можно ли получить компенсацию, если у виновника нет ОСАГО? Можно. При помощи направления досудебной претензии или обращения в суд.
В какой срок нужно обратиться в страховую после аварии? 5 дней при европротоколе и 3 года при протоколе ГИБДД.
Что делать, если срок обращения в страховую после оформления ДТП пропущен? Если уважительная причина – подать страховщику подтверждающие документы или обращаться в суд.

— В обязательном порядке при заключении договора страхования агент выдает водителю такой бланк — просто на всякий случай, — говорит начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Большинство автомобилистов так и возят его в бардачке.

Попадаются, правда, очень суеверные страхователи, которые не соглашаются брать такой бланк ни под каким предлогом. Убегают, плюют три раза через плечо и стучат по дереву, мол, не надо мне этого, со мной все будет хорошо.

— В любом случае у каждого страхового агента, в каждом офисе страховой компании такие бланки наверняка будут. Кроме того, взять их можно на любой автозаправочной станции, — добавляет собеседник.

— Из опыта могу порекомендовать потерпевшему при составлении извещения заполнять данные и за себя, и за виновную сторону. Этим вы подстрахуетесь от возможной ошибки при заполнении каждой графы: перед вами будут все документы, останется только все правильно переписать на бланк. И не стесняйтесь уточнять все данные, все перепроверять — это в ваших интересах, — настаивает специалист.

— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.

Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.

Что делать потерпевшему и виновнику ДТП после оформления аварии?

— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.

Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.

Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.

Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:

  • данные об участниках происшествия;
  • наиболее важные обстоятельства ДТП;
  • ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.

Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.

Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:

  • отсутствуют потерпевшие;
  • в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
  • у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
  • лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
  • оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
  • у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.

Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.

Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:

  1. Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
  2. Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
  3. Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
  4. При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
  5. Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
  6. Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
  7. Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.

Стандартная процедура составления европротокола при ДТП предусматривает обязательный учет следующих основополагающих моментов:

  • при участии в инциденте двух автомобилей заполняется один бланк европротокола. Кто из автоводителей занимается этим – не важно;
  • бланк документа включает два листа. Каждый заполняется с обеих сторон. Лицевая сторона документа – самокопирующаяся. На ней указываются сведения об обстоятельствах ДТП, характеристиках автотранспорта, автостраховщиках и т.д., предоставляемые обоими участниками аварийной ситуации;
  • лицевая сторона оформляется таким образом, чтобы не осталось пустых полей и граф;
  • после ее заполнения листы разъединяются, на них проставляются подписи сторон, которыми подтверждается отсутствие разногласий и согласие с предоставленной информацией;
  • заполнение тыльной стороны двух листов документа осуществляется каждым участником инцидента самостоятельно;
  • при оформлении документа используется шариковая ручка, причем давление на нее при написании должно быть достаточным для получения четкой копии. Применение карандаша или гелиевой ручки не рекомендуется, так как выполнение с их помощью надписи могут стереться или размазаться;
  • если для детального изложения обстоятельств ДПТ свободного места на бланке не хватило, допускается оформление приложения к европротоколу на обычном чистом листе. В подобной ситуации на основном документе делается соответствующая пометка, а на дополнительном размещается слово «Приложение» с указанием реквизитов европротокола. Приложение следует оформлять в двух экземплярах для каждого из участников;
  • при повреждении бланка извещения о ДТП или невозможности его прочтения необходимо заполнить новый документ, избавленный от подобных проблем;
  • обычно бланк выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Альтернативный вариант его получения – скачивания с официального сайта профильного подразделения исполнительной власти (в Москве таковым является Департамент транспорта и развития ДТИ);
  • новая форма бланка предусматривает наличие специального поля, на котором ставится отметка о существующих между участниками ДТП разногласиях или их отсутствии. В старых бланках документа такого поля нет, поэтому данную информацию необходимо вписать вручную


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *