Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временно пребывающий или временно проживающий как определить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:
- в первом случае у лица есть вид на жительство;
- во втором — разрешение;
- в третьем — виза или миграционная карта.
Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).
У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса. По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП). ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.
В соответствии со ст. 2 ФЗ-115 временное пребывание — это нахождение иностранца на территории РФ по визе (с определенным сроком действия) или в безвизовом порядке (он действует для граждан СНГ с предоставлением миграционной карты на границе).
Срок пребывания в России ограничен визой, при безвизовом режиме он не может составлять более 90 дней (при условии постановки на миграционный учет). Если гражданин получит разрешение или патент на работу, он вправе жить в РФ до года.
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
- подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
- получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
- получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Отличия между временно проживающим и временно пребывающим иностранным гражданином состоят в следующем: Документы — основания для нахождения на территории РФ. Права и обязанности, в том числе трудовые. Уведомительные и разрешительные документы, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Работодателю важно знать статус иностранца, чтобы запросить нужные документы для оформления, правильно начислить страховые взносы и отчитаться перед контролирующими органами.
Основная разница между временно проживающими и временно пребывающими стоит в том, что это два разных статуса иностранного гражданина. Статус иностранца в России определяется следующим:
- основание для нахождения в России;
- права и обязанности;
- порядок оформления трудоустройства (оформление приглашения, разрешений, уведомление ФМС и т. д.).
В соответствии со >ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:
- в первом случае у лица есть вид на жительство;
- во втором — разрешение;
- в третьем — виза или миграционная карта.
Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).
У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса. По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП). ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.
В чем отличие временно пребывающих от временно проживающих иностранцев?
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в >п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
- подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
- получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
- получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, >ст. 18 ФЗ-115).
По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:
- основанием — РВП или виза, миграционная карта;
- объемом прав на трудоустройство (только в конкретном субъекте РФ — это общее, различие — получившие патент работают только по профессии, указанной в нем);
- оформлением трудового контракта (у работодателей обладателей миграционной карты есть обязанность по уведомлению контролирующих органов). Особенно сложный порядок предусмотрен для пребывающих в РФ по визе (приглашение, разрешения).
Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).
В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит. РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк. В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, учитывайте следующее.
Таким лицам выдается разрешение на проживание в России сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа (для лиц без гражданства, не имеющих паспорт) (п. 7 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих , принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу или патента. То есть в том же порядке , который установлен и для российских граждан. При этом о приеме на работу постоянно проживающих иностранцев необходимо уведомить миграционную службу . Это следует из пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141.
Этот документ выдается территориальными органами ФМС России, при этом в паспорте (документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина) делается соответствующая отметка (п. 96 и 107 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215).
Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет. Об этом сказано в пункте 3 статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах 97 и 155 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.
Ситуация: нужно ли уведомлять миграционную службу о найме и увольнении иностранца, временно или постоянно проживающего в России ?
Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о расторжении договора с таким иностранцем.
Указанные уведомления необходимо направить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора. Формы уведомлений о заключении и расторжении договора, а также порядок подачи этих документов утверждены приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Уведомления можно подать как на бумаге (лично или по почте), так и в электронной форме, в том числе через портал госуслуг. Если уведомление о заключении (расторжении) договора подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка о приеме уведомления.
Внимание: в настоящее время подать уведомление через портал госуслуг нельзя. Действительно, данная возможность предусмотрена в законодательстве с 1 января 2015 года. Однако ФМС России до сих пор не реализовала соответствующий механизм.
КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?
Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).
2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.
2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.
2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.
Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту , но не имеющих ни вида на жительство , ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.
Прием на работу иностранца всегда сопровождается определенными трудностями. Ведь для того чтобы правильно оформить все документы с иностранным работником следует учитывать очень много законодательных нюансов. При этом очень важно, какой статус у иностранного гражданина, поскольку от этого зависит порядок его приема на работу. Следует учитывать, что привлечение иностранных работников с нарушениями грозит компании очень серьезными штрафами. Довольно часто возникают сложности в оформлении временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан. Многие работодатели путают эти категории работников, в связи с чем на практике возникают проблемы с миграционными органами. Однако разница между ними существенна. Прежде всего, следует учитывать то, что временно проживающие иностранцы не считаются иностранными работниками. В связи с этим порядок привлечения их к работе более упрощен, чем временно пребывающих иностранцев. Однако в сравнении с российскими гражданами имеются довольно важные особенности осуществления такими работниками трудовой деятельности, которые работодателю необходимо учитывать
Временно проживающие иностранцы могут самостоятельно получить разрешение на работу
Временно пребывающих иностранцев можно принимать на работу только с учетом квоты
Временно пребывающие в РФ граждане могут быть приняты на работу лишь при наличии у работодателя квоты на привлечение иностранных работников на желаемую должность (за некоторым исключением). Напомним, что работодатели должны до 1 мая, представить в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе на предстоящий год. На основании данных заявок формируется квота. Данный порядок установлен Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783. В тоже время разрешение на работу иностранному гражданину с РВП выдается на любую запрашиваемую позицию согласно общероссийскому классификатору должностей. При этом Административный регламент предоставления Федеральной Миграционной Службой РФ услуги по выдаче разрешений на работу временно проживающим в РФ (утв. Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142) не требует обязательного подтверждения соответствующей квалификации иностранного гражданина в форме диплома о профессиональном образовании.
К категории временно пребывающих в РФ граждан, для привлечения которых не требуется квота, к примеру, относятся высококвалифицированные специалисты и их семьи. Установленная Правительством квота также не учитывается при привлечении иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, имеющих место жительства в Российской Федерации, а также осуществивших инвестиции в Российской Федерации. Не учитывается квота и при привлечении на работу иностранных граждан, имеющих ребенка и состоящего в гражданстве Российской Федерации. Данные льготы для отдельных категорий иностранных граждан предусмотрены статьей 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Следует помнить, что Правительство РФ также ежегодно определяет допустимую долю иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации. При определении доли в первую очередь учитывается приоритетность трудоустройства граждан РФ, а также региональные особенности и необходимость работодателей в привлечении иностранных работников. Также нужно иметь в виду, что допустимая доля иностранных работников устанавливается в зависимости от определенных видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Однако в отношении временно проживающих иностранцев данные ограничения не распространяются. На это в частности указало Минздравсоцразвития (Приказ от 01.02.2012 № 71н).
При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения компаниями в соответствие с ней используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора с иностранным работником. Однако следует отметить, что последние три года такая доля остается неизменной: в отношении розничной торговли 0 процентов от общей численности работников и 25 процентов в области спорта.
Чем отличается временно пребывающий от временно проживающего
Теперь разберемся, что значит постоянно проживающий на территории РФ и какие права предоставляет такой статус.
Иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего в период, пока у него действует РВП. В это время он имеет возможность оформить вид на жительство (ВНЖ), выдаваемый на 5 лет и продлевающийся многократно. В то же время он ежегодно уведомляет о подтверждении своего проживания.
Статус постоянно проживающего фактически предоставляет те же права, что и гражданство, за исключением права участия в управлении государством (политические права).
Основным в практике оформления иностранной рабочей силы остается вопрос, в чем различия правового положения временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранцев в РФ. Знать правильный ответ крайне важно, поскольку от правильной квалификации статуса зависит определение круга обязанностей, возложенных на работодателя по формированию отчетности, уведомлению контролирующих органов, расчету страховых отчислений.
Временно пребывающими в РФ иностранными гражданами считаются лица, приехавшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, далее — Закон № 115-ФЗ). Для осуществления трудовой деятельности такой иностранец должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 ТК РФ). Сведения из него вносятся в трудовой договор (ст. 327.2 ТК РФ).
Временно пребывающие в России иностранные граждане, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам:
— по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);
— обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ);
— обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).
Выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Следовательно, на выплаты по трудовому договору в пользу временно пребывающих в России иностранных работников начисляются взносы на пенсионное страхование, по временной нетрудоспособности и на травматизм.
Обложение выплат временно пребывающим иностранцам страховыми взносами на пенсионное страхование и на травматизм осуществляется по тем же тарифам, что и выплаты в пользу российских работников. А вот для взносов по временной нетрудоспособности для данной категории иностранцев предусмотрен специальный тариф — 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Поскольку среди застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию временно пребывающие иностранцы не названы (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ), на выплаты в их пользу медицинские взносы не начисляются (письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17467@).
Иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание, относятся к временно проживающим в России (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Для привлечения к трудовой деятельности данной категории иностранцев разрешение на работу или патент не требуются (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Временно проживающие в России иностранцы относятся к застрахованным лицам:
— по пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ);
— медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ);
— социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ);
— социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
Следовательно, на выплаты в их пользу нужно начислять все страховые взносы (пенсионные, медицинские, по временной нетрудоспособности и на травматизм). При этом для взносов по временной нетрудоспособности используется общий тариф 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Временно проживающий и временно пребывающий: в чем разница
\r\n\r\n
Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).
\r\n\r\n\r\n\r\n
В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.
\r\n\r\n
В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.
\r\n\r\n
Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.
\r\n\r\n
Если представлен паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» или отдельный документ «Разрешение на временное проживание», то статус — временно проживающий.
\r\n\r\n
Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.
\r\n\r\n
Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.
\r\n\r\n
Был иностранец временно пребывающим, стал — временно проживающим
При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.
Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.
Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.
На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в России – это иностранец, имеющий визу (или в порядке, не требующем получения визы) и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.
За временно пребывающих иностранных граждан страховые взносы в 2019 году начисляют в следующем порядке (подп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 426 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование в ПФР и травматизм в ФСС – в обычном порядке;
- на временную нетрудоспособность и материнство – по тарифу 1,8%;
- на обязательный медстрах – не начисляют.
В письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529 ФНС России рассмотрела исчисление страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России.
Налоговый кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок исчисления страховых взносов в этой ситуации. Поэтому базу по взносам определяют нарастающим итогом с начала расчетного периода в общем порядке.
Таким образом, с момента приобретения иностранцем, работающим по трудовому договору, статуса временно проживающего страховые взносы исчисляют:
- на обязательный соцстрах – по тарифу 2,9%;
- на ОМС – по тарифу 5,1%.
При этом за месяц приобретения нового статуса эти взносы исчисляют только с части выплат, начисленных со дня, в котором статус изменился, до конца месяца.
Соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей могут стать участниками государственной программы по добровольному переселению в РФ. Эти специалисты при приеме на работу представляют работодателю специальное удостоверение. Время его действия — три года. До окончания этого срока человек должен заявить о желании получить разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство или гражданство.
При приеме на работу участника программы переселения проверьте, где ему одобрено участие в программе, — жить и работать он и члены его семьи могут только в разрешенном регионе. На регистрацию у переселенца есть 90 дней с момента въезда в страну. Нарушение этих правил грозит аннулированием удостоверения, и вы потеряете сотрудника.
Этой категории иностранцев не нужно получать разрешение на работу, подавать ходатайство и пр. В отдел кадров организации-нанимателя они подают:
— паспорт;
— разрешение на временное проживание, которое выдается на три года и имеет форму штампа в паспорте или отдельный бланк для лиц без гражданства;
— трудовую книжку образца РФ, если ее нет — ее оформляет работодатель;
— СНИЛС;
— ИНН.
Работодателю стоит обратить внимание на срок действия паспорта соискателя. Если документ просрочен, вашего сотрудника могут задержать и даже депортировать. Он должен самостоятельно обратиться в консульство, чтобы продлить или заменить паспорт, а затем в ФМС, чтобы проставить в новый документ штамп разрешения на проживание. В ваших интересах держать этот вопрос на контроле.
Устроиться на работу иностранные граждане могут лишь в том регионе, где оформлено РВП.
Иногда РВП лица без гражданства оказывается единственным удостоверяющим личность документом — чаще всего это случаи, когда в 1990-е годы родители при переезде в Россию из бывших союзных республик привезли детей и не оформили им гражданство.
Постоянно и временно проживающие иностранцы могут пользоваться системой обязательного медицинского страхования наряду с россиянами, поскольку работодатель обязан выплачивать взносы в ФОМС. В этом случае оформление ДМС — добрая воля организации.
Прием на работу иностранных граждан в 2020 году: пошаговая инструкция
Для иностранцев, въехавших на территорию РФ, существуют только 3 формы пребывания:
- временное пребывание;
- временное проживание;
- постоянное проживание.
Первые 2 варианта имеют ограничения по своей длительности.
Пребывание предполагает въезд граждан в страну по визе на срок, в ней зафиксированный. В тех случаях, когда виза не требуется, граждане не могут находиться на территории РФ больше 3 месяцев.
90 суток — предельный отрезок времени для пребывания.
Хотя федеральное законодательство позволяет делать послабления в отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность по договору, давая возможность находиться в стране год.
К числу различий между временным пребыванием и проживанием относят:
- период действия;
- основания получения;
- стоимость оформления.
Временное пребывание часто связано с туристическими поездками, передвижениями по территории РФ в целях отдыха либо осуществлением трудовой деятельности на короткий срок. По этой причине законодателями принят 3-месячный период пребывания как наиболее оптимальный по длительности.
Для оформления визы, дающей право въезда в РФ, достаточно изъявить желание посетить страну и представить необходимые документы, позволяющие определить цель поездки. В таком случае стоимость оформления разрешения на временное пребывание в стране будет равно стоимости визового документа.
Для некоторых стран (Беларусь, Казахстан, Армения и пр.), в отношении граждан которых принята отдельная визовая политика, разрешение на пребывание на территории РФ действует на безвозмездной основе, так как оформление виз для них не требуется.
Стоимость госпошлины для тех, кто рассчитывает получить право на временное проживание, составляет 1,6 тыс. рублей. Уплатить данную сумму гражданам придется в начале обращения за услугой.
Ожидать решения придется от 2 до 6 месяцев. Нередко результат будет зависеть от размера квоты, установленной на федеральном уровне. По истечении 3-летнего периода гражданам придется вновь подтверждать намерение оставаться в стране. Необходимо помнить, что получить разрешение в электронном виде невозможно, оно предоставляется только на бумажном носителе.
Также надо помнить о необходимости регистрации по месту своего нахождения. Закон обязывает иностранных граждан, проживающих не территории РФ, проходить данную процедуру. Временная регистрация без права проживания не может применяться в отношении иностранца. РВП, временное ли проживание или нет, говорит о наличии у гражданина права пользования жильем.
Данные об адресе вносятся в учетные документы миграционной службы. В некоторых случаях может потребоваться предоставление копии договора о временной регистрации; без права проживания или с правом — выбор остается за сторонами. Однако необходимо помнить, что в федеральном законодательством термин, связанный с отсутствием такого права, не встречается.
Иностранец, въехавший в РФ по визе или без нее (когда это допускается), считается временно пребывающим в стране. Однако, если мигрант тут надолго, он вправе обратиться в подразделение ФМС по месту пребывания с тем, чтобы получить разрешение на временное проживание (далее — РВП)п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона от 25.07.
2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). И до тех пор, пока он его не получит, статус иностранца будет оставаться прежним. Для работодателя это неплохо — не надо платить страховые взносы в ФСС и ФФОМС с зарплаты мигранта. Однако как только статус изменится, взносы придется начислять. О том, как именно это делать, и пойдет речь в статье.
Итак, выплаты временно пребывающим в РФ мигрантам включены в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в ФСС и ФФОМСп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В базу по взносам в ФСС и ФФОМС выплаты, начисленные до получения РВП, не попадут.
И после того как мигрант получит разрешение, включать их в базу за прошедшие периоды не надо, ведь у статуса «временно проживающий» для целей обязательного страхования нет обратной силы.
В отличие, скажем, от НДФЛ, где превращение нерезидента в резидента означает пересчет налога по ставке 13% по всем доходам с начала года, полученным до превращенияпп. 1, 3 ст. 224, п. 1.1 ст. 231 НК РФ.
Лицо, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на.
Далее рассмотрим отличие временного учета от места жительства. Согласно вышеуказанному Закону, место постоянного проживания лица — это любое жилое помещение, которое служит, преимущественно, как постоянное место для его проживания, и в котором он зарегистрирован, именно как в месте жительства, вот и вся разница.
Это может быть квартира или жилой дом, равно как иное жилое помещение, в котором человек находиться постоянно. Гражданин, переехавший из своего места жительство на новое, даже если это другой микрорайон того же города, обязан обратиться в определенный государственный орган для проведения процедуры регистрации не позднее семи дней с момента переезда.
Регистрация проводится в течение восьми дней.
Бухгалтеры уже привыкли, что к гражданам Белоруссии применяются специальные правила, отличающиеся от тех, которые должны выполнять все остальные иностранцы. Однако в отношении взносов подобных исключений нет. Тут все традиционно: уплата взносов с выплат в пользу граждан РБ также зависит от статуса работника. Но и без отличий не обошлось.
И заключается оно в документах, подтверждающих статус. Граждане Белоруссии, в соответствии со статьей 4 Соглашения от 24.01.06 между РФ и Республикой Беларусь, имеют право сразу после постановки на миграционный учет по месту пребывания (без представления миграционной карты) обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.
То есть им не нужно предварительно получать миграционную карту и разрешение на временное проживание в России.
Положение иностранцев в РФ регулируется как на основании международных соглашений, подписанных российской стороной, так и отдельными конституционными положениями и федеральным законодательством.
В различных обстоятельствах иностранный гражданин может быть признан беженцем, наделен дипстатусом, получить возможность проживать в РФ на постоянной основе. Лица, имеющие иностранное гражданство, также могут стать временно проживающими и временно пребывающими; отличие этих понятий, как и их сходство, определяется федеральным законом.
Для иностранцев, въехавших на территорию РФ, существуют только 3 формы пребывания:
- временное пребывание;
- временное проживание;
- постоянное проживание.
Первые 2 варианта имеют ограничения по своей длительности.
Пребывание предполагает въезд граждан в страну по визе на срок, в ней зафиксированный. В тех случаях, когда виза не требуется, граждане не могут находиться на территории РФ больше 3 месяцев. 90 суток — предельный отрезок времени для пребывания. Хотя федеральное законодательство позволяет делать послабления в отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность по договору, давая возможность находиться в стране год.
Отдельную категорию пребывающих составляют беженцы либо те, кто ходатайствует о получении данного статуса.
Временное проживание и процесс его оформления представляет собой регламентированную государственную услугу. Его обладателю позволяется находиться в стране сроком до 3 лет.
Трудоустройство отдельных категорий иностранцев
Итак, выплаты временно пребывающим в РФ мигрантам включены в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в ФСС и ФФОМСп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В базу по взносам в ФСС и ФФОМС выплаты, начисленные до получения РВП, не попадут. И после того как мигрант получит разрешение, включать их в базу за прошедшие периоды не надо, ведь у статуса «временно проживающий» для целей обязательного страхования нет обратной силы. В отличие, скажем, от НДФЛ, где превращение нерезидента в резидента означает пересчет налога по ставке 13% по всем доходам с начала года, полученным до превращенияпп. 1, 3 ст. 224, п. 1.1 ст. 231 НК РФ.
Так как с 2012 г. на выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев надо начислять взносы в ПФР, предельная база по ним сформируется раньше, нежели база по взносам в ФСС и ФФОМСп. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ; п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. И если мигрант высокооплачиваемый, может получиться, что по пенсионным взносам предел в 512 000 руб. будет достигнут, а по взносам в ФСС и ФФОМС — нетПостановление Правительства от 24.11.2011 № 974.
Но вот иностранец получил РВП и стал временно проживающим в РФ. Стоп! А когда именно он таким стал? Не ответив на этот вопрос, нельзя понять, как начислять взносы в ФСС и ФФОМС.
По законодательству, регулирующему правовое положение мигрантов, датой смены статуса будет день принятия решения о выдаче РВП. Этот день и номер решения указаны как в уведомлении ФМС, направляемом иностранцу, так и в отметке в его паспортеприложение 1 к Приказу ФМС от 29.02.2008 № 40; приложение 6 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС от 29.02.2008 № 40. При этом документы человек может получить через неделю, а то и через две после столь радостного события, — это уж как почта сработает.
С какой даты начислять взносы в ФСС и ФФОМС? С даты принятия решения о выдаче РВП? С даты получения уведомления? С даты возвращения паспорта? С даты предъявления паспорта работодателю?
Ответов на эти вопросы в Законе № 212-ФЗ нет. А вот специалисты Минздравсоцразвития считают, что в месяце выдачи РВП надо разделить зарплату на ту, что начислена до даты решения, и ту, что начислена после. Первая часть в базу по взносам в ФСС и ФФОМС не попадет, вторая — очень даже.
/ условие / Заработная плата временно пребывающего в РФ иностранца — 60 000 руб. 19 ноября 2012 г. он получил разрешение на временное проживание, о чем незамедлительно сообщил работодателю — организации с «обычными» тарифами взносов.
/ решение / 1. Январь — сентябрь: выплаты иностранцу (общая сумма — 540 000 руб. (60 000 руб. х 9 мес.)) взносами в ФСС и ФФОМС не облагаются и в расчете предельной базы не участвуют.
2. Октябрь: со всей зарплаты взносы в ФСС и ФФОМС не исчисляются.
3. Ноябрь: в связи со сменой статуса выплаты иностранцу надо облагать этими взносами, невзирая на то что еще в сентябре общая сумма выплат превысила 512 000 руб. Предельная база по взносам в ФСС и ФФОМС нарастающим итогом будет формироваться только с ноября. Зарплата, начисленная с 1 по 18 ноября (11 рабочих дней), взносами в ФСС и ФФОМС не облагается, с 19 по 30 ноября (10 рабочих дней) — облагается. Учитывая, что в ноябре 21 рабочий день, не облагаемая взносами сумма выплат равна 31 429 руб. (60 000 руб. х 11 дн. / 21 д.), облагаемая — 28 571 руб. (60 000 руб. х 10 дн. / 21 д.).
4. 2012 г.: база по взносам в ФСС и ФФОМС равна 88 571 руб. (28 571 руб. + 60 000 руб.), в нее вошла часть выплат ноября и вся декабрьская зарплата.
С одной стороны, такой подход специалистов «социальных» ведомств организации только на руку — взносов она заплатит меньше. С другой — дополнительное неудобство. Зарплату придется начислять двумя проводками: в облагаемой и необлагаемой сумме. Наверняка возникнет нужда что-то вручную поправить в бухгалтерской программе — вряд ли в ней предусмотрена такая экзотика, как разделение зарплаты работника на облагаемую и необлагаемую части при смене статуса иностранца.
Поэтому, если цена вопроса невелика, ничто вам не мешает начислить взносы со всей суммы зарплаты мигранта за месяц, в котором он стал временно проживающим. Никто вас за это не накажет.
Может получиться так, что мигрант заболеет до получения РВП, а выздоровеет после и принесет больничный на весь срок болезни. По-хорошему, так быть не должно — больницам запрещено выдавать листок нетрудоспособности за периоды, когда иностранец считался временно пребывающимп. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н; п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.
Но если уж так случилось, оплачивать мигранту дни до даты решения о выдаче РВП не надо, пособие полагается только за период, в котором он считался временно проживающим. И платить пособие придется исходя из МРОТ. Все потому, что выплаты иностранцу до получения РВП взносами в ФСС не облагались, а значит, в расчет пособия не включаются. А после смены статуса доходов у мигранта вовсе не было — он болелп. 6 ч. 1 ст. 1.2, ст. 14 Закона № 255-ФЗ.
Итак, чем раньше вы узнаете о смене статуса иностранца, тем лучше. Но кроме него вам об этом никто не скажет. Как повысить сознательность работника?