Что должно быть в служебном автомобиле обязательно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должно быть в служебном автомобиле обязательно». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Почта России
  • EMS
  • GTD
  • Энергия
  • Деловые линии
  • DPD
  • CDEK

Жилет, аптечка, огнетушитель, знак АО – что нужно возить в автомобиле?

Не забывайте дома права, страховку, техпаспорт. Берите с собой инструкцию по эксплуатации автомобиля.

Водительские права

Права — основной документ, подтверждающий право на вождение транспортного средства. Представляет собой карточку с фотографией водителя, краткую информацию о нем, дату регистрации автомобиля, срок действия, вид собственности транспортного средства.

Водительские права – очень важный документ. Если отправитесь в поездку без него, вам обеспечен штраф. Не исключено перемещение автомобиля на штрафной участок. Чтобы уладить ситуацию, понадобится приложить много усилий, причем, как моральных, так финансовых.

Техпаспорт

Техпаспорт на машину – это выписка стандартной формы. Она необходима при регистрации автомобиля. В документе указаны сведения о транспортном средстве, производителе, о собственнике. Техпаспорт выдает производитель, таможенная служба, МРЭО или салон, в котором приобретается авто.

Страховка

Страховой полис выдает страховая компания. Это защита авто от разных факторов – поломка, угон, авария. На документе указывается срок действия страховки, кому она выдана и кем.

Отсутствие страховки грозит штрафом. Сумма может быть разной. Иногда это около 1000 гривен. После окончания срока страховки, ее следует обновлять снова.

Инструкция по эксплуатации автомобиля

Не все водители просматривают этот документ. А зря. Он позволяет лучше разобраться в системе автомобиля. Если надо найти какую-то деталь, устранить неисправность, а у шофера мало опыта, инструкция поможет найти решение.

В машине не обойтись без специальных инструментов. Можно купить специальный чемоданчик. Но, если у вас имеются какие-то инструменты, то просто дополните комплект.

Самый минимальный набор инструментов состоит из:

  • гаечных ключей;
  • пассатижей;
  • плоскогубцев;
  • отверток;
  • молоток.

Заботливый водитель постарается, чтобы такие инструменты всегда были под рукой. Во время форс-мажорных ситуаций, это придает уверенности. Бывает, что позволяет самостоятельно успешно устранить возникшую проблему.

Набор автомобилиста. Что должно быть в автомобиле?

Автомобильная аптечка необходима в первую очередь самому водителю для обеспечения безопасности. Покупая этот аксессуар, надо понимать, что этим не просто выполняется воля чиновников, а обеспечивается надлежащая защита себя и пассажиров от неприятных и неожиданных ситуаций. Содержимое аптечки может спасти жизнь человека!

Взыскание за отсутствие набора медикаментов для оказания доврачебной помощи в машине составляет 500 рублей. Подобное же наказание ждёт водителя, если аптечка укомплектована неправильно. Состав её остаётся неизменным 6 лет подряд — штраф выписывается, если внутри нет требуемых по закону медикаментов и бинтовочных материалов или период годности лекарств пройден.

С 2017 года утверждены аптечки нового образца. Теперь не нужно как раньше держать внутри сердечные, обезболивающие или дезинфицирующие препараты. Объясняют это тем, что сердечники или диабетики и так держат при себе нужные препараты, обезболивающие лекарства в неумелых руках приводят к осложнениям, а дезинфекция ран не является основной целью предоставления первой помощи травмированным.

В списке необходимых документов можно увидеть:

  • водительское удостоверение (права);
  • полис страхования;
  • регистрационное свидетельство средства передвижения.

Необходимые вещи, которые должны лежать во всех автомобилях, что собираются ездить по дорогам Российской Федерации:

  • огнетушитель;
  • жилет, имеющий светоотражающие элементы;
  • автомобильная аптечка;
  • ЗАО (знак аварийной остановки).

Начинается все с того, что в этом заветном ящичке запрещается хранить никаких таблеток, так как зачастую форс-мажоры случаются по причине того, что автолюбители принимали таблетку и не соблюдали нужную дозировку. Не рекомендуется иметь йод и зелёнку, ибо при сильных автодорожных травмах с помощью этих средств нельзя помочь человеку. Специалисты советуют хранить необходимые препараты (например, сердечно-сосудистые лекарства) отдельно.

  • пластырь/лейкопластырь;
  • жгут, который поможет остановить кровотечение у травмированного пассажира;
  • небольшие ножницы медицинской специализации;
  • резиновые перчатки;
  • 5,10,14-сантиментровые нестерильные марлевые повязки и бинты;
  • проспиртованные салфетки небольших размеров;
  • некие инструкции о том, как применять “внутренности” аптечки;
  • проспиртованные салфетки разных размеров;
  • семи-, десяти-, четырнадцати-сантиментровые стерильные марлевые бинты.

Что должно быть в автомобиле на все случаи жизни

  1. расширенная автоаптечка;
  2. огнетушитель, соответствующий требованиям ГОСТа;
  3. ЗАО;
  4. жилет или куртку со светоотражающими элементами;
  5. минимум два упора, препятствующих откату транспортного средства.

Что нужно иметь мотоциклистам?

  1. автоаптечку;
  2. ЗАО;
  3. жилет или куртку со светоотражающими элементами должны иметь владельцы мотоциклов с прицепом.

Водителям средств передвижения без колясок и прицепов необходимо иметь исключительно ЗАО и жилет или куртку со светоотражающими элементами

Как ни странно, некоторые автовладельцы ездят без запасного колеса, которым каждый автомобиль укомплектован штатно. Причина кроется либо в том, что водитель предпочитает высвободить дополнительное пространство в багажнике, либо не удосужился отремонтировать проколотое колесо. Между тем поймать гвоздь или другой острый предмет можно где угодно, и дальнейшее самостоятельное движение в такой ситуации станет невозможным. Поэтому запаску, домкрат и баллонный ключ необходимо иметь постоянно.

Остальной список предметов и вещей не обязателен по закону, но очень полезен и может выручить в сложную минуту.

Запасное колесо и домкрат. Пробитое колесо можно поменять за 10-20 минут, спокойно доехать до шиномонтажа и продолжить поездку. Если запасного колеса и домкрата не будет, придется вызывать эвакуатор, долгое время ждать его (особенно, если поломка произошла на трассе), и потратить немало денег.

Автомобильный домкрат

Насос. Иногда колесо спускает медленно, и мы направляемся на шиномонтаж. Но если подобная проблема застанет вас в дороге, обязательно понадобится насос. Компрессорный или механический — единого мнения нет, лучше и тот, и другой. Более того, давление в шинах — важный показатель, от которого зависит безопасность и расход топлива. С помощью хорошего насоса с точным измерением давления можно накачать колеса с одинаковым давлением и быть спокойным в дальней поездке.

Буксировочный трос. Да, вы почти наверняка не поломаетесь и поездка закончится успешно, но трос должен быть в машине с механической коробкой передач. Автомобили с автоматической коробкой передач можно буксировать на расстояние до 30-40 км на скорости до 30-40 км/час, хотя лучше перестраховаться и вызвать эвакуатор.

Ключи и инструменты. Особенно это актуально для дальних поездок, в которых вам не помешает набор необходимых инструментов: отвертки, ключи, пассатижи и т.д. У каждого водителя должно быть примерное понимание того, что ему может потребоваться, и ключи какого размера нужно взять. Самый оптимальный вариант — так называемый ключ-трещетка и набор насадок для него.

Ключ-трещотка

Щетка и скребок — необходимые инструменты в зимнее время. Пока машина прогревается, вы успеете очистить ее от снега и обледенений.

Если вы отправляетесь в дальнее путешествие, на пикник, рыбалку или природу, комплектацию машины рекомендуется расширить.

Лопата или саперная лопатка — универсальное средство, которое поможет «откопать» автомобиль, если он застрянет в снегу или грязи, а также пригодится в других целях.

Моторное масло, тосол, антифриз, «незамерзайка» — жидкости иногда заканчиваются, и лучше пополнять их своевременно.

Фонарик. Непредвиденные ситуации случаются в разное время суток, и ночь — не исключение. Если у вас будет яркий автономный фонарик, он значительно упростит задачу.

Фонарик

Провода прикуривания. Аккумулятор разряжается неожиданно и в самый неподходящий момент, а без него, как известно, завести машину проблематично. В этом случае помогут провода прикуривания — машина заведется от аккумулятора другого автомобиля, и вы сможете продолжить путь.

Другое: нож, спички, перчатки, скотч, полотенца, тряпки, вода, еда, деньги и многое другое — включите фантазию, вспомните, чего однажды не хватило вам и вашим друзьям.

Сегодня довольно трудно встретить автомобиль, в котором нет дополнительных электронных приспособлений:

  • Видеорегистратор – он снимает весь период поездки и в случае спорной ситуации на дороге может сильно помочь водителю.
  • Навигатор – поможет правильно сориентироваться в пути и выбрать оптимальный маршрут даже на незнакомой местности.
  • Печатные карты – при совершении длительной поездки заранее отмеченный маршрут станет важной страховкой в случае появления сбоев в работе навигатора – увы, они не безупречны.
  • Антирадар – это электронное устройство позволит избежать случайного нарушения правил и лишних штрафов.
  • Рация – этот атрибут берут собой в дорогу преимущественно дальнобойщики.
  • Зарядка для телефона и переходник к прикуривателю. В дороге может случиться разное, а зарядка позволит всегда оставаться на связи.

Женщина и автомобиль — это особенная история. Конечно же, всё перечисленное ранее нужно взять с собой и женщине-автомобилисту, но в её автомобиле можно почти всегда увидеть множество разнообразных салфеток, дезодоранты и даже маникюрные наборы. Единственное, что должна понимать женщина-водитель – в машине должна всегда находиться сменная обувь. Получив права, практически никто из прекрасного пола не откажется от ношения высоких каблуков, а это категорически не совместимо с вождением.

Что всегда должно быть в багажнике автомобиля

Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.

Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).

Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.

Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.

Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.

Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.

Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.

Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.

Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.

Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.

Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):

  • Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • Обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
  • Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:

Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.

  1. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).

Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.

А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.

Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?

Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.

Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.

Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.

  • ЛУЧШИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ 50+ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СОРЕВНОВАЛИСЬ В ЧЕМПИОНАТЕ «НАВЫКИ МУДРЫХ»
  • ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
  • СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА С БЕСПЛАТНЫМ УЧАСТИЕМ
  • ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СТРЕССА РАБОТНИКОВ ВЫЗВАННОГО COVID-19
  • СОСТАВ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ НА СТРОЙКЕ. ПРИМЕР.
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ. ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ. АСБЕСТ
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ. АММИАК
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ. ВЗРЫВОЗАЩИТА. ГОРЮЧАЯ ПЫЛЬ.
  • ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ. ПОЖАРНЫЕ РИСКИ

Что должно быть в автомобиле в обязательном порядке и что стоит докупить

Во-первых, в аптечке должны быть бинты, причём разных размеров, стерильные и нестерильные.

Во-вторых, должны быть лейкопластырь и пакет перевязочный стерильный.

В-третьих, перчатки, влажные салфетки и жгут кровоостанавливающий.

В-четвёртых, тупоконечные ножницы и перчатки.

В-пятых, устройство для сердечно-лёгочной реанимации, которое представляет из себя трубку, которую вставляют пострадавшему в рот и создают искусственное дыхание.

Обоснование вывода:
Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. В случае, если работники не выполняют трудовую функцию водителя, однако автомобили фактически используются ими для поездок, связанных с осуществлением трудовых функций по занимаемым должностям и для поездок в командировки, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работники исполняют функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работников, к административной ответственности*(1).
Если управление автомобилем представляет собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по занимаемой им должности, при этом управление транспортным средством отсутствует в списке должностных обязанностей работника, а работник имеет право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2020 по делу N 33-9894; вопрос-ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от трудовой функции, которую он выполняет. Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества, с точки зрения трудового законодательства, не требует какого-либо специального оформления. В такой ситуации требуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником, так как на работника не возлагается дополнительная работа в виде выполнения трудовой функции водителя (смотрите также вопрос-ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»). Поэтому если среди должностных обязанностей сотрудников управление транспортным средством отсутствует, то часть вторая ст. 329 ТК РФ, регулирующая режим рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых связан с управлением транспортными средствами, на них не распространяется, и применять в отношении них приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, устанавливающий особенности режима работы водителей автомобилей, не требуется*(2).
В соответствии с пп. 3 п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ РФ), а также п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее — Порядок). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ; при этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). Тем не менее судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов и считает, что нормы УАТ РФ и Порядка распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд*(3). Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка).

————————————————————————
*(1) Вопрос: Организация имеет в собственности автомобили, однако деятельность, связанную с перевозками автотранспортом, не осуществляет. В штате организации отсутствуют водители. Автомобили используются сотрудниками для поездок (командировок). Опасные грузы организацией не перевозятся. Управляя транспортными средствами, других сотрудников менеджеры в салоне не перевозят. Должна ли организация проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры своих сотрудников (менеджеров), использующих автомобили организации для служебных поездок, если в их трудовую функцию не входит управление автомобилем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
*(2) Вопрос: Работник в основном выполняет функции оператора, среди которых такие обязанности, как загрузка и разгрузка товаров, обслуживание торговых аппаратов. Управление транспортным средством данным работником связано только с тем, что без автомобиля работник не сможет осуществлять обслуживание торговых аппаратов. Для выполнения должностных обязанностей работнику предоставляется служебный автомобиль. У оператора суммированный учет рабочего времени с учетным периодом год, а у водителя учетный период от месяца до трех. Можно ли поставить учетный период оператору-водителю год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
*(3) Вопрос: Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)

  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

По поводу оформления путевого листа рекомендую изучить следующую статью. Часть документа Вы можете заполнить самостоятельно, для некоторых граф придется привлечь наемного работника (для медосмотра и технического контроля).

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

  • Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
  • Договор аренды (субаренды);
  • Акт приема-передачи.
  • путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца;
  • компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.

Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.

Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет. Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов. В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:

Тем не менее, этот вариант будет оптимальным, если автомобиль используется директором предприятия в личных целях или одним из его учредителей – например, если изначально транспорт находился в собственности у данного лица и был переведен на баланс предприятия. В целом, особенности подобного механизма пользования служебным транспортом в индивидуальных целях могут быть следующими:

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

  • Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
  • Договор аренды (субаренды);
  • Акт приема-передачи.

А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях. И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения. Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.

Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор. Есть 3 (три) варианта:

  • Либо вы ставите табу на личное использование;
  • Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
  • Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.

Что обязательно должно быть в автомобиле?

Зачем нужен трос, объяснять не нужно. Другое дело, какой из большого выбора не подведет и не порвется. Рекомендуется покупать текстильные изделия от проверенного продавца, причем желательно с приличным запасом прочности и качественными крюками. Это может быть так называемый рывковый трос, у которого очень высокая эластичность – здесь, так сказать, дело вкуса. Однако от приобретения металлического троса лучше отказаться, поскольку он не только частенько повреждает проушины, но и рвется из-за своей неспособности хотя бы минимально растягиваться.

Эти два предмета в автомобиле должны быть в любом случае – иначе техосмотр не пройти, а любая штатная проверка на дороге сотрудниками ГИБДД может обернуться штрафом. Причем существует четко регламентированный законом список, что должно быть в аптечке: не только пластырь и бинты, но и кровоостанавливающий жгут, антисептики, нашатырный спирт – он поможет в случае риска потерять сознание – анальгетики и т. д. Никто не запрещает пополнить аптечку и дополнительными средствами в виде таблеток для понижения давления, от головной боли, настойки валерианы. Кроме того, в набор рекомендуется включить соду, которая нейтрализует воздействие кислоты. Ведь эта жидкость содержится в аккумуляторе и может попасть на кожу.

Если в машине сгорит хотя бы один предохранитель, это может не просто «вырубить» какое-то количество жизненно важных функций машины, но и полностью обездвижить ее. Поэтому в бардачке всегда нужно иметь комплект предохранителей, причем всех используемых номиналов. Стоит такое удовольствие сущие пустяки, места занимает минимум, а польза – очень большая.

Что нужно иметь в авто дополнительно? Конечно же, запасные лампочки ближнего света. А еще лучше полный набор осветительных элементов, использующихся в транспортном средстве. Причем совсем не обязательно возить с собой по 2-3 штуки каждого типа, хватит и одного дешевого изделия.

Зимой частенько незаменимыми оказываются пусковые провода, так как автомобильные АКБ на морозе моментально теряют свою емкость. А имея провода, можно без всяких затей запустить двигатель методом «прикуривания» от другой машины. Единственное, на что нужно обращать внимание при их покупке – силиконовая оболочка, которая не задубеет при глубоком минусе, а также качество прищепок-«крокодилов».

Если на пути следования мало заправок – а такое хотя и редко, но бывает – канистра с бензином/соляром окажется просто незаменимой. К тому же, если путешествовать на автомобиле по Европе, можно сэкономить. Правда, в страны Евросоюза запрещено ввозить свыше 10 литров топлива, но количество запасного горючего на таможне проверяют достаточно редко.

Также в багажник рекомендуется положить небольшие емкости с «тормозухой», жидкостью для гидроусилителя руля и моторным маслом. «Охлаждайку» с собой брать не обязательно, поскольку в крайнем случае в радиатор можно долить и воду. Другое дело, что после возвращения домой нужно постараться не забыть сменить воду на настоящий антифриз.

Именем ГИБДД: что должно быть в каждом автомобиле и мотоцикле

Хороший светодиодный фонарик, автомобильная зарядка для мобильного телефона и хорошо заточенный складной нож – эти вещи в арсенале автомобилиста должны быть всегда. Как и нехитрый комплект из мягкой проволоки, «эпоксидки», тонкой, но крепкой веревки, скотч – такой инструментарий позволит устранить незначительные поломки, которые в дальней дороге не так уж и редки. Конечно, если неисправность окажется серьезной, решить проблему при помощи данного набора не получится. Однако иногда эти вещи действительно спасают и позволяют дотянуть до автосервиса или ближайшей технички.

1

Общие положения

Указываются назначение документа
и цели его разработки

2

Принадлежность транспортных средств

Определяется порядок
приобретения автомобилей

3

Страхование

Определяется порядок страхования
автомобилей

4

Условия предоставления автомобилей
работникам

Указываются категории
работников, которым компания
предоставляет в пользование
автомобиль, марки автомобилей
для указанных категорий
работников

5

Эксплуатация автомобилей

Указывается порядок
предоставления технического
обслуживания

6

Дорожно-транспортные происшествия

Указываются требования к
работникам в случае ДТП или
повреждения автомобиля

7

Порядок осуществления расходов

Указывается перечень расходов,
компенсируемых компанией, а
также расходы, которые компания
не компенсирует

8

Отчетность

Указываются формы отчетности,
которые представляются в
финансовый отдел в связи с
использованием служебного
автомобиля

9

Замена автомобиля

Определяется порядок замены
служебных автомобилей

Правила пользования служебным автомобилем утверждаются руководителем компании. Работник знакомится с Правилами под личную подпись.

Пример.

  1. Общие положения.

1.1. Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения надлежащего использования автотранспортных средств, которые являются собственностью ООО «ЗВЕЗДА» (далее — компании) и предоставляются работникам компании в пользование с целью содействия наиболее эффективному выполнению работниками должностных обязанностей.

Согласно ПДД с изменениями от 25.07.2017 г. водитель обязан постоянно перевозить с собой и предъявлять инспекторам ДПС по их просьбе следующие документы:

  1. Водительское удостоверение, либо разрешение временного характера на право управления авто.
  2. Удостоверение о регистрации автомобиля (плюс на прицеп, если он имеется);
  3. Если водитель, отправляющийся в путешествие, инвалид то, кроме знака «Инвалид» на его машине, нужен документ, подтверждающий, что ему эта инвалидность установлена.
  4. Страховой полис (ОСАГО).

Что нужно иметь в автомобиле: набор, который может спасти вам жизнь

В холодное время года автолюбителю следует взять с собой дополнительно некоторые предметы, которые могут пригодиться для путешествий на автомобиле. Застрять на трассе с поломкой зимой – это последнее, чего хотелось бы любому авто-путешественнику. Но неприятности случаются, и лучше быть готовыми к ним, насколько это возможно, поэтому запаситесь такими предметами:

  1. Щетка со скребком для удаления с машины снега и инея.
  2. Средство для разморозки замков – это то, что нужно для машины в зимнее время.
  3. Лопата для расчистки снега тоже пригодится.
  4. Специальная незамерзающая жидкость, которую используют в омывателе, если путешествовать приходится зимой.
  5. Цепь, набрасываемая на колеса для лучшего сцепления с дорожным полотном.
  6. Еще для зимнего времени бывалые автолюбители советуют держать в багажнике теплую куртку, валенки, теплые одеяла, горячий чай в термосе, на случай если будет вынужденная остановка в пути. Все это будет не лишним при путешествии на дальнее расстояние.

Заключение договора аренды с сотрудником регулируется на основании положений и нормативов Гражданского кодекса, который предусматривает возможность аренды транспортных средств при помощи своих отдельных нормативов. Договор аренды в данном случае может предусматривать обязанность арендатора предоставлять автомобиль арендодателю в определенные периоды – например, на время рабочего дня и не использовать его в данное время. При этом подобный способ использования служебного автомобиля в личных целях требует от работодателя как юридического лица или предпринимателя, передающего свою собственность в аренду, учета доходов от данной аренды.

Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет. Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов. В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:

  • Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
  • Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
  • Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.

С точки зрения законодательства, на транспорт, осуществляющий движение по инициативе какого-либо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должен оформляться путевой лист, в котором должна также стоять отметка о медицинском осмотре водителя. При этом ситуации, когда работниками используется данный транспорт в нерабочее время не рассматриваются российскими законами в принципе. Ответственность же за езду без медосмотра или путевого листа является достаточно серьезной и может предусматривать до 100 тыс. рублей штрафа, налагаемого на юридическое лицо и до 500 рублей штрафа – на водителя.

Важный факт – путевой лист может оформляться не только на один день, так что достаточно распространенным механизмом использования служебного автомобиля в личных целях является регулярное оформление путевого листа на длительный срок – например на неделю или месяц. В таком случае никаких оснований для привлечения к ответственности работодателя или работника не будет.

В целом же, отсутствие оформления может грозить как работнику, так и работодателю, а к его особенностям можно отнести:

  • Отсутствие каких-либо бюрократических препятствия и необходимости оформления документов.
  • Минимальный уровень правовой защищенности работодателя и работника.
  • Высокие риски привлечения к ответственности при отсутствии необходимых документов.

ПРИКАЗ № «О назначении лиц, ответственных затехническое состояние, эксплуатациюи выпуск на линию автотранспортныхсредств» В целях соблюдения требований «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090); в соответствии с «Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте» (ПОТ РМ-027-2003), для организации безопасной эксплуатации автомобильного транспорта ООО «АгитПросвет», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить лицом ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – механика Балонкина П.П.
2. Назначить лицом ответственным за выпуск на линию транспортных средств – инженера Леонтьева М.А. 3. Механику Балонкину П.П. и инженеру Леонтьеву М.А.

Настоящим Положением регулируется использование служебного автотранспорта структурными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Агентство). 2. Автотранспортом обеспечиваются сотрудники Агентства, занимающие следующие должности: — Руководитель Агентства; — заместители Руководителя Агентства; — начальники Управлений; — начальники самостоятельных отделов. 3. Использование автотранспорта, закрепленного за руководителем Агентства, осуществляется в 3-сменном режиме при 7-дневной рабочей неделе.

4. Использование автотранспорта, закрепленного за заместителями руководителя Агентства, осуществляется в 2-сменном режиме при 6-дневной рабочей неделе. 5. Использование автотранспорта для обслуживания управлений и самостоятельных отделов Агентства осуществляется в 2-сменном режиме при 6-дневной рабочей неделе.

В зависимости от специфики деятельности организации, любая фирма может иметь определенное количество транспорта в штатном автопарке. Для вождения коммерческих автомобилей нанимаются профессиональные водители, методика приема и оформления права вождения которых регламентируется специфическими документами. Из представленной ниже статьи вы узнаете:

  • каким образом оформляется использование служебного автомобиля и кого назначают в качестве ответственного лица;
  • как происходит оформление приказа об использовании служебного автомобиля;
  • полагается ли наказание за использование служебного автомобиля в личных целях.

Использование служебного автомобиля Если в поручение наемному сотруднику предоставляется машина, числящаяся в отчетности компании, то за такой транспорт ответственный работник несет полную ответственность.

Оставьте свое мнение о ней или узнайте, что думают другие! фото Текущее время 13/04/2018 МСК 11:15 ФОРУМ ТЕМЫ СООБЩЕНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СООБЩЕНИЕ Форумы виртуального сообщества кадровиков О работеОбмен опытом, дискуссии на профессиональную тему.Модераторы Skate, Assol, luna198, Tesh, Chertik, Tetris 151391 1255605 13 Апр, 2018 г. — 11:01 шалом Обмен документами, формами, положениямиЭто раздел форума, предназначенный для обмена документами между пользователями. Доступен для использования (скачивания файлов/создания тем) только зарегистрированным пользователям.Модераторы Skate, Assol, luna198, Евгений К., Пятница, KtoTam, Chertik, Tetris 17214 80432 23 Мар, 2018 г. — 14:18 SVETLANA_2007 Не только о работеОбсуждение отвлеченных от профессии тем.Модераторы Skate, Assol, luna198, Евгений К., Tesh, Пятница, KtoTam 7517 1315037 13 Апр, 2018 г.

В ПДД 2019 года года фраза “путевой лист” употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:…

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,

путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом “установленные случаи” в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы.

Рассмотрим статью 6 федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:

Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

Ежедневное заполнение путевых листов – довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

Ответ на него дается в пункте 10 приказа министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”:

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, путевой лист выдается:

  • на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
  • на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.

Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.

Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная статья, хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.

Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.

Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:

  • путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца;
  • компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.

Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.

А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).

И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет служебным автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.

  • К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
  • Подробнее…


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *