Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационно правовые формы некоммерческих юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы сделать правильный выбор, предлагаем Вам сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.
Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Потребительские кооперативы
- Фонды
- Учреждения
- Некоммерческие партнерства
- Автономные некоммерческие организации
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Государственные корпорации
Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания — они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак — общность интересов объединяющихся граждан.
Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.
Виды (формы) некоммерческих организаций
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.
Это добровольный союз лиц, организаций, предприятий, основанный на членстве, имеющий следующие особенности:
- Создается для представления, защиты разных общих (и профессиональных) интересов.
- Преследует общественно значимые цели, не противоречащие федеральному законодательству.
Порядок и размер субсидиарной ответственности ее членов определяет учредительная документация.
АНО – некоммерческая структура, без членства, которая учреждается физлицами и юрлицами для предоставления услуг в разных сферах. Варианты создания АНО:
- Учреждение АНО на базе имущественных взносов, внесенных добровольно.
- В результате преобразования юрлица согласно применяемым нормам ФЗ РФ.
Учредители не отвечают по обязательствам АНО и пользуются ее услугами на одинаковых со всеми условиях. Для учредителей – РФ, ее субъектов, муниципалитетов – порядок участия устанавливают уполномоченные органы госвласти, местного самоуправления.
Данная некоммерческая структура учреждается собственником для осуществления некоммерческих функций. Чаще всего социально–культурных и управленческих. В качестве собственника может выступать физлицо либо юрлицо. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Вопросы, связанные с деятельностью частного учреждения, регулирует ГК РФ.
Бюджетные учреждения
Создаются РФ, ее субъектами, муниципалитетом для выполнения работ, предоставления услуг в различных сферах (науке, соцзащите, образовании и др.). Бюджетное учреждение:
- Обязано выполнять государственные (муниципальные) задания, исполнение которых субсидируется из средств бюджета РФ.
- Предоставляет гражданам, юрлицам на одинаковых условиях платные услуги по основной деятельности.
- Открывает счет в территориальном органе Казначейства либо финоргане субъекта РФ.
Собственником имущества бюджетников, которые принадлежит им на праве оперативного управления, является РФ, ее субъекты, муниципалитеты.
Государственные и муниципальные учреждения
Здесь речь идет об учреждениях, которые создает РФ, ее субъекты и муниципалитеты. Различают следующие их типы:
- бюджетные;
- казенные;
- автономные.
Учредителями являются органы исполнительной власти федерального уровня либо субъекта РФ, а также местного самоуправления.
Формы некоммерческих организаций
Это НКО, основанная на членстве и учрежденная физлицами либо юрлицами. Некоммерческое партнерство (НП) оказывает содействие в осуществлении деятельности ее членов, которая преследует цели, обозначенные в п. 2 ст. 2 ФЗ РФ № 7.
Члены НП при выходе либо исключении из его состава, а также при его ликвидации могут претендовать на часть имущества (его стоимость). Права членов расширяются с учетом норм законодательства, а определяются учредительной документацией.
Фонд – некоммерческая структура, учреждаемая физлицами либо (и) юрлицами. Преследует исключительно общественно значимые и полезные цели. Не имеет членства, создается за счет добровольных взносов. Отличительные особенности:
- отчеты о целевом использовании его имущества подлежат ежегодной публикации;
- надзор за его деятельностью осуществляет попечительский совет;
- ликвидация фонда производится судебным порядком.
Правовое регулирование его деятельности осуществляет федеральное законодательство о соответствующих фондах.
Государственные компании
Создаются для оказания госуслуг и выполнения других задач, связанных с использованием госимущества на базе доверительного управления. Основанием для их образования является ФЗ РФ. Не имеют членства.
Переданное в качестве взносов, а также приобретенное, созданное имущество признается собственностью компании. Ее деятельностью руководит высший орган управления, сформированный согласно предписаниям ФЗ РФ. Например, совет директоров.
Государственные предприятия
Госпредприятием является юрлицо, которым полностью либо в большей степени владеет государство. Создается, реорганизуется, ликвидируется согласно решениям уполномоченных госорганов. Выполняет те задачи, которые на них возложило государство.
За предприятием закрепляется имущество учредителя (собственника), на которое оно получает ограниченные вещные права. Данным имуществом предприятие отвечает только по собственным обязательствам, но никак не учредителя. Учредительный документ – устав, единоличный руководитель – директор, назначенный учредителем.
Речь идет об объединениях граждан и лиц, постоянно и законно проживающих в РФ, цель которых – удовлетворение нематериальных, духовных потребностей. Например, совместное исповедание, распространение веры. Члены подобных объединений:
- утрачивают право на взносы и имущество, переданное в собственность организации;
- не отвечают по ее обязательствам, как и, собственно, она по их обязательствам.
Правовое регулирование данных организаций осуществляет религиозное законодательство на федеральном уровне.
До того, как пройти регистрацию в Минюсте, необходимо выбрать название НКО, определиться с ее юрадресом и подготовить как минимум:
- устав;
- протокол (решение);
- заявление;
- подтверждение юрадреса;
- квитанцию об уплате госпошлины.
При электронной подаче госпошлина не взимается.
Выгода становится очевидной тогда, когда деятельность, от которой НКО получает доход, полностью отвечает тем целям, ради которых создана НКО. Поэтому прибыль должна идти на развитие организации. Извлекая доход из определенной деятельности, НКО может пользоваться налоговыми и другими льготами.
Все, что требуется от заявителя при регистрации НКО – правильно сформировать пакет документов. При совершении ошибок, погрешностей период регистрации может затянуться, а вся выгода «сойти на нет».
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций закреплены действующим гражданским законодательством, определяющим порядок и правила функционирования каждой из них. В этой статье читатель найдет информацию о том, какие существуют виды некоммерческих организаций, а также узнает, в чем заключаются их особенности.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица бывают:
- коммерческие;
- некоммерческие.
В соответствии с п. 1 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7 к числу некоммерческих организаций относится объединение, основной целью функционирования которого является не получение прибыли и последующее распределение ее между участниками, а достижение иных целей, предусмотренных уставом.
Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что полученная ею прибыль будет направлена на достижение целей ее функционирования, предусмотренных действующим уставом.
НКО разграничиваются на законодательном уровне. Всего законодательство предусматривает 10 видов некоммерческих организаций.
Существующие НКО могут классифицироваться по следующим признакам:
- цели функционирования;
- объем имущественных прав, принадлежащих основателю;
- состав лиц, имеющих статус основателей;
- наличие или отсутствие членства в НКО и пр.
Основным критерием, который позволяет разделить все существующие виды НКО на две большие группы, является наличие/отсутствие членства в ней у ее учредителей.
Ниже мы привели таблицу, в которой отражены все виды некоммерческих организаций. Ознакомившись с ней, можно получить представление о направлениях деятельности НКО, их целях.
Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ организации бывают:
- Корпоративными. Их участники (учредители) обладают правом членства в объединении и участия в его высшем органе.
- Унитарными. Их учредители не становятся участниками объединения и не приобретают права членства в нем.
Таким образом, по признаку членства все НКО условно можно разделить:
- на имеющие членство (ассоциации, потребительские кооперативы, общественные организации, казачьи общества и общины малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости и пр.);
- членство в которых не предусмотрено (ГУПы и МУПы, фонды, религиозные организации и пр.).
Разница между этими видами НКО заключается в объеме полномочий, приобретаемых участниками общества. Учредители компаний, имеющие членство в ней, могут оказывать влияние на ее функционирование, в том время как учредители НКО, членство в которой не предусмотрено, не вправе регулировать ее деятельность и принимать решения от ее имени.
Формы и виды некоммерческих организаций
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.
Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).
Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.
Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.
К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.
это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.
По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.
Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).
Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.
Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.
Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.
Виды некоммерческих организаций
Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.
Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.
Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.
Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.
Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.
Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
- общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
- общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
- общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
- общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
- политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).
По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица — общественные объединения.
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.
Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.
Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.
Организационно-правовые формы юридического лица – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.
Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.
ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
От того, какой вид организационно-правовой формы присутствует у компании, и происходит ее классифицирование. Абсолютно все виды ОПФ прописаны в законодательной базе РФ. Они регламентированы ГК РФ. Именно здесь можно найти определение форм организаций.
Согласно ГК РФ в данный момент различают коммерческие и некоммерческие компании.
Перечень и описание применяемых в Российской Федерации организационно-правовых форм закреплен в нормах Гражданского Кодекса РФ и соответствующих нормативных актах.
В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.
С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.
В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:
-
Тип компании.
-
Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юридического лица.
-
Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.
-
Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:
-
физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);
-
юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:
-
Получение прибыли — для коммерческих фирм;
-
Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.
Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:
1. Коммерческие компании.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.
Основными видами коммерческих организаций являются:
-
хозяйственные товарищества,
-
хозяйственные общества,
-
производственные кооперативы,
-
унитарные предприятия.
2. Некоммерческие организации.
Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.
Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
Отличительные особенности форм некоммерческих организаций (НКО)
Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.
Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.
Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.
Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.
Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).
Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).
Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.
Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).
Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.
Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.
Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.
Виды юридических лиц: отличия, преимущества, недостатки
Ключевым отличием акций ПАО является возможность их предложения для приобретения неограниченному кругу лиц. ПАО, в отличие от непубличных АО, вправе размещать свои акции посредством открытой подписки.
В то же время, любые АО (а равно и ООО) вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.
Поскольку доли в ООО (как имущественные права) являются объектами гражданских прав, участник ООО вправе продавать или иным образом отчуждать свою долю или часть доли другому участнику ООО или иному лицу. Однако, действующие участники ООО пользуются преимущественным правом покупки такой доли по цене предложения третьему лицу и пропорционально размерам своих долей.
Сделка по отчуждению долей в ООО требует нотариальной формы, а сведения о произошедших изменениях в составе участников отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Акционер любого АО вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и общества. Однако для непубличных АО уставом может быть предусмотрено преимущественное право других акционеров на приобретение продаваемых акций. Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акционером АО своих акций третьим лицам.
Таким образом, акции ПАО могут отчуждаться свободно, а акции непубличных АО (в случаях, когда это предусмотрено уставом) – с соблюдением преимущественного права других акционеров и/или при их согласии на отчуждение акций. Если устав таких ограничений не содержит, то акции непубличного АО также могут свободно отчуждаться. Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров и не отражается в ЕГРЮЛ.
Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров, иные сведения, определяемые Банком России (см. Положение ЦБ РФ от 30 декабря 2014 г. № 454-П).
Непубличное АО с числом акционеров более 50 обязано раскрывать годовой отчет общества и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Итак, обобщим основные плюсы и минусы ООО и АО. Данное деление на преимущества и недостатки относительно: если оценивать рассматриваемые формы с точки зрения простоты создания, гибкости управления и дешевизны обслуживания, выигрывают одни варианты; если же отдавать предпочтение минимизации правовых рисков, прозрачности финансовой информации и имиджу с точки зрения инвесторов и контрагентов, будут предпочтительны другие. Поэтому многие «недостатки» ООО или АО, приведенные ниже, могут быть рассмотрены и как дополнительные преимущества.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имуществ��нных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).
Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).
С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.
Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.
Наряду с частными и публичными учреждениями действующее законодательство в зависимости от сфер (предмета и целей) деятельности позволяет различать следующие разновидности учреждений:
- научная организация в форме публичного либо частного учреждения (ФЗ о науке);
- образовательное учреждение (Закон об образовании); учреждение культуры и искусства (Основы законодательства о культуре);
- музей — учреждение культуры (ФЗ о музейном фонде);
- библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение (ФЗ о библиотечном деле);
- архив — государственное или частное учреждение (ФЗ об архивном деле);
- государственный природный заповедник — природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение (ФЗ об особо охраняемых территориях);
- социальная служба в форме публичного или частного учреждения (ФЗ об основах социального обслуживания);
- благотворительное частное учреждение (ФЗ о благотворительных организациях);
- юридическая консультация, имеющая статус частного учреждения (ФЗ об адвокатуре).
Правовое положение учреждений определяется ГК и федеральными законами, к числу которых относятся: БК, ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ об автономных учреждениях и другие.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий, ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации, а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества.
Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства, хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.
Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.
Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.
Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор, также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).