Социальная защита участников великой отечественной войны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита участников великой отечественной войны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Впервые в советской истории льготы участникам ВОВ относились к двум категориям: Героям Советского Союза и инвалидам ВОВ. Начиная с 1965 года число льготных категорий постепенно увеличивалось, позднее к ним также стали относить тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и другие категории.

В настоящее время перечень тех, кто имеет право на льготы и дополнительные выплаты как ветеран ВОВ, определяется Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Закон определяет льготы для ветеранов ВОВ в зависимости от рода деятельности и заслуг перед Родиной.

Информация о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны

Законодательством Российской Федерации предполагается, что ветеранам ВОВ полагается высокий уровень социальной защиты. Эти люди защищали нашу страну от фашистских захватчиков, а поэтому имеют право на широкий перечень льгот и компенсаций.

Согласно упомянутому выше закону 5-ФЗ, ветераны ВОВ имеют право на такие виды выплат, льгот и компенсаций:

  • пенсионные выплаты: непосредственно страховая пенсия, а также ежемесячная денежная выплата. Если ветеран является инвалидом ВОВ, он имеет право дополнительно получать и пенсию по инвалидности. Если сумма выплат не достигает прожиточного минимума, ветерану полагается федеральная доплата;
  • обеспечение жильем ветеранов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • возмещение расходов на услуги ЖКХ и расходов на проживание (в том числе если ветеран проживает по договору социального найма) в размере 50%;
  • оплата изготовления и установки протезов (кроме зубных) за счет государства;
  • гарантии медицинского обслуживания (в том числе более широкий перечень услуг в рамках диспансеризации);
  • обслуживание вне очереди в большинстве учреждений культуры, транспорта, связи, социальных и оздоровительных учреждениях;
  • для работающих ветеранов – возможность использования дополнительного отпуска без сохранения оплаты (до 35 дней);
  • право на установку телефона в квартиру вне очереди;
  • приоритет при вступлении в некоммерческие объединения;
  • льготы и выплаты на уровне региона (льготы на проезд, выплаты и подарки к праздникам, и т.д.).

Федеральным законодательством также предусматриваются меры социальной защиты для вдов ветеранов ВОВ, нетрудоспособных иждивенцев (в случае смерти ветерана) и для тружеников тыла:

  • пенсионные выплаты в зависимости от статуса;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50%;
  • бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях;
  • первоочередной прием в организации социального обслуживания;
  • предоставление путевок для санаторного лечения;
  • обеспечение жильем за счет федерального бюджета.

Рассмотрим более подробно эти меры социальной защиты ветеранов ВОВ и приравненных к ним категорий.

Кроме выплат, важный элемент социальной поддержки ветеранов ВОВ и их семей – обеспечение их жильем от государства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» жильем обеспечиваются инвалиды и участники ВОВ, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и вдовы ветеранов.

Ветераны ВОВ обладают правом единожды в год посетить санаторий. Данной категории граждан обеспечивается бесплатный проезд наземным путем к месту лечения. Посещение санатория возможно при условии, что ветеран не откажется от набора социальных услуг в натуральной форме, а также при наличии заключения врача. Также в набор социальных услуг входит обеспечение бесплатными лекарствами по назначению врача.

Ветераны и инвалиды ВОВ имеют право на внеочередной прием в заведения стационарного социального обслуживания (дома престарелых) и на обслуживание социальными работниками на дому.

Для оформления статуса ветерана ВОВ и всех причитающихся льгот и выплат гражданин должен, прежде всего, принадлежать к одной из категорий, обозначенных в законе и подтвердить свои права официальной документацией.

Оформление ветеранства происходит в соответствии с определенными этапами:

  1. Сбор необходимых документов и подача соответствующего заявления в отдел социальной защиты по месту жительства;
  2. Рассмотрение заявления комиссией в течение 30 дней, проверка документации на предмет правильности указания данных;
  3. Принятие решения по заявлению:
    • если все данные верны и решение положительное, заявитель получает акт о присвоении ему звания ветерана ВОВ. После этого на основании акта ветеран получает официальное удостоверение ветерана ВОВ в исполнительном органе власти;
    • если данные не подтверждены, выносится отрицательное решение, и заявитель уведомляется об этом в течение 5 рабочих дней.

Какая помощь государства положена ветеранам Великой Отечественной войны

Ветеранам ВОВ и тем, кто к ним приравнивается, в настоящее время уже за 80 лет, при этом льготы большинство из них получает уже давно. Однако с момента окончания войны прошло уже много времени, и не все архивы сохранились. В некоторых случаях возникают проблемы с оформлением статуса ветерана ВОВ (например, для переехавших в Россию на ПМЖ).

Проблемы могут быть разнообразные: сложности с подтверждением участия человека в боевых действиях, отсутствие трудовой книжки (для тружеников тыла), наградных документов, прочих свидетельств участия человека в боевых действиях.

Решить подобные проблемы можно при помощи таких действий:

  1. запросить в архиве справку, подтверждающий, что человек трудился во время войны на конкретном предприятии в определенное время. Также можно найти коллег по работе, которые подтвердят факт работы в тылу;
  2. запросить в архиве подтверждения официального трудоустройства на предприятиях оборонной промышленности – списки, приказы, личные дела, зарплатные ведомости и иные документы;
  3. сделать запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации с просьбой найти необходимые документы, подтверждающие прохождение военной службы во время ВОВ.

В российской практике до сих пор остаются проблемные ситуации, связанные с оформлением статуса ветерана или льгот. В частности, для получения льгот нетрудоспособным детям ветерана ВОВ после его смерти приходится подтверждать статус ветерана. Военкомат для подтверждения может потребовать принести справку из Пенсионного фонда, несмотря на то, что изначально личное дело военнослужащего хранится в архивах Министерства обороны. В таких ситуациях обычно помогает обращение в прокуратуру.

Случаются отказы в предоставлении статуса ветерана, даже если у человека есть медаль за участие в ВОВ. В данном случае человек служил в запасном строевом полку с 1944 года. Тогда как для военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, для получения статуса ветерана ВОВ требуется не менее 6 месяцев службы (чего в данном случае могло не быть). Однако награждение орденами или медалями СССР за службу в указанный период дает право на статус ветерана ВОВ, поэтому отказ неправомерный.

Основная масса проблем связана с тем, что не все архивы сохранились с времен войны до наших дней, поэтому для подтверждения права на льготы ветеранам потребуется немало времени, чтобы найти необходимые документы.

  1. В тексте запроса в обязательном порядке указываем:
    • ФИО (для женщин – фамилия в период прохождения военной службы, работы);
    • номер воинской части или ее наименование;
    • период прохождения службы (работы) в пределах месяца и года;
    • какие сведения необходимо подтвердить;
    • для какой цели;
    • для предоставления в какую организацию;
    • фамилия имя отчество заявителя;
    • полный почтовый адрес с индексом.
  2. Если гражданин служил в нескольких частях, то запросы следует составлять отдельно.
  3. В запросах о ранениях, указывайте номер госпиталя, где проходило лечение.
  4. Запросы о подтверждении награждения орденами и медалями СССР и РФ составляются с указанием степени награды, номера и даты указа Президиума Верховного Совета СССР или Президента РФ, приказа Министра обороны.
  5. Запрос должен быть понятным, изложен в лаконичной форме и строго соответствовать образцу.
  6. К запросу необходимо прилагать документ на право получения информации:
    • копию документа, удостоверяющего личность,
    • копию документа на право истребования и получения информации

УДК 355.018

И.Ю. Суркова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

ЮБИЛЕЙНАЯ ЗАБОТА ИЛИ ПОМОЩЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

В статье говорится о трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в зависимости от конкретного исторического периода. Участники и инвалиды войн традиционно являлись объектом социальной политики, однако социальные обязательства государства в отношении ветеранов претерпели изменения, связанные с распадом СССР. Переход от идеологии патернализма в Советском Союзе к социальной политике либерального типа в Российской Федерации происходил через различные социальные реформы, что неоднозначно сказалось на статусе ветеранов. От советской эпохи нам досталась политика помощи участникам войны, приуроченная к юбилейным датам, настоящее время принесло концепцию адресной социальной помощи и замену льгот денежным эквивалентом.

Ветераны, инвалидность, Великая Отечественная война, социальная защита, льготы, адресная помощь

I.Yu. Surkova

SOCIAL PROTECTION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS: ANNIVERSARY CARE OR EVERYDAY HELP

The article presents the transformation of Great Patriotic War’s veterans social protection that depends upon the particular historical period. Combatants and disabled veterans have been traditionally the object of social policy, but the government social obligations in respect of the veterans have undergone certain changes related to the collapse of the USSR. The transition from paternalism ideology of the Soviet Union to liberal social policy in Russia took place through different social reforms. It affected the status of veterans. We have social policy to veterans, timed to the anniversary dates from the USSR, the concept of targeted social assistance benefits and the monetary equivalent replacement.

Veterans, disability, the Great Patriotic War, social protection, benefits, targeted assistance

«И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим»

Булат Окуджава

Цена победы стала одной из самых высоких в истории нашей страны, ведь трагедия войны охватывает миллионы человеческих жертв, огромное количество инвалидов, вдов,

303

беспризорных детей и сирот, не говоря уже о разрухе и нищете, сопутствующих атрибутах любых боевых действий. Победа, выступая структурным элементом идентификации государства, подняла его на вершину мирового геополитического пространства. Поэтому 9 мая сегодня в первую очередь ассоциируется с геройским подвигом народа, а уже потом с горем и страданием поколения победителей.

Современное дискурсивное поле наполнено оценками тех или иных исторических событий, в том числе и Великой Отечественной войны (ВОВ), что отражается на отношении к участникам, освобождавшим Родину от фашистской экспансии. Это сегодня мы говорим о проявлениях военных синдромов, которым подвержены люди, пережившие сверх-экстремальные условия боев, плена и пыток, а после подписания мирового договора в 1945 году на подобные проблемы не обращали внимания, ведь основной задачей было восстановление страны от разрушений.

Социальная политика в отношении участников и инвалидов ВОВ начинает свою историю практически с первых дней войны, когда назначали «денежные аттестаты», регламентировавшие выдачу зарплаты военнослужащих членам их семей в военных комиссариатах, что позволяло выжить женам и детям фронтовиков в голодающем тылу. Тем, кто получил инвалидность в результате участия в боевых действиях, государство назначало пенсию, определенным образом поддерживающую людей, вернувшихся в мирную жизнь.

После войны социальная защита была направлена на заботу об инвалидах ВОВ I и II групп, а также о семьях, потерявших во время боевых действий кормильца. Однако в результате трудовой мобилизации ужесточились правила назначения инвалидности и большому количеству людей, фактически имеющих серьезные проблемы со здоровьем, необходимо было работать на общих основаниях с остальными гражданами СССР. Часть инвалидов начинала нищенствовать, другая выполняла работу недостаточно продуктивно, что вызывало недовольство начальников и последующие репрессивные практики, например депортацию фронтовиков, имеющих увечья, на Соловки.

Важным этапом в развитии системы социальной защиты стала брежневская эпоха, во время которой инвалиды и участники ВОВ уже становятся символами демонстрации социальной заботы, их идеологизированный статус позволял пользоваться различного рода благами, почетом и уважением. Льготные направления фиксировались на медицинском обслуживании, решении жилищных проблем, а также расширении жизненного пространства за счет возможности приобретения автомобиля как средства мобильности, введении гибких условий работы. Следуя традициям советского государства, все это приурочивалось к юбилейным датам празднования Дня Победы.

1. В целях защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством создаются общественные объединения ветеранов.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов.

3. Решения по вопросам социальной поддержки ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений ветеранов. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах.

Ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года

Советско-польская война: март — октябрь 1920 года

Боевые действия в Испании: 1936-1939 годы

Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года

Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года

Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года

Боевые операции по ликвидации басмачества: с октября 1922 года по июнь 1931 года

Боевые действия в районе озера Хасан: с 29 июля по 11 августа 1938 года

Боевые действия на реке Халхин-Гол: с 11 мая по 16 сентября 1939 года

Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года

Боевые действия в Китае: с августа 1924 года по июль 1927 года; октябрь — ноябрь 1929 года; с июля 1937 года по сентябрь 1944 года; июль — сентябрь 1945 года; с марта 1946 года по апрель 1949 года; март — май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО); с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая)

Боевые действия в Венгрии: 1956 год

Боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 года

Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года

Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года

Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Оборона города Севастополя: с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года (в ред. Федерального закона от 16.10.2017 N 294-ФЗ)

Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года

На лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Боевые действия в Алжире: 1962-1964 годы

Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):

с октября 1962 года по март 1963 года; июнь 1967 года;

1968 год; с марта 1969 года по июль 1972 года;

с октября 1973 года по март 1974 года;

с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала)

Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 года по март 1963 года;

с ноября 1967 года по декабрь 1969 года.

Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море.

Боевые действия в Сирии: июнь 1967 года; март — июль 1970 года; сентябрь — ноябрь 1972 года; октябрь 1973 года.

Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года. (в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ)

Боевые действия в Мозамбике: 1967 — 1969 годы; с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года; с марта 1984 года по август 1988 года. (в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ)

Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года. (в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ)

Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Боевые действия в Камбодже: апрель — декабрь 1970 года.

Боевые действия в Бангладеш: 1972-1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР).

Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 года; с августа 1964 года по ноябрь 1968 года; с ноября 1969 года по декабрь 1970 года.

Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года.

Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ)

сентябрь — ноябрь 1992 года; (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ)

с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ)

Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. (в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ)

Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. (в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ)

Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 311-ФЗ)

Выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики: с 30 сентября 2015 года. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 256-ФЗ)

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ

  1. Кто является ветераном Великой Отечественной войны в 2019 году?
  2. Материальная поддержка ветеранов ВОВ
  3. Социальные льготы ветеранам ВОВ
  4. Налоговые льготы ветеранам ВОВ
  5. Медицинское обслуживание ветеранов ВОВ
  6. Жилищные субсидии ветеранам ВОВ
  7. Заключение
  8. Образцы заявлений и бланков
  9. Список законов

Медицинское обслуживание ветеранов ВОВ относится к социальной программе федерального значения и включает в себя следующие возможности:

  • Обеспечение лекарствами. Ветерану при посещении больницы выписывают льготный рецепт на приобретение медикаментов, который он должен предъявить для их покупки в течение 10 дней;
  • Санаторно-курортное лечение. Такая процедура предоставляется со скидкой в 10% в период с 1 октября по 30 апреля;
  • Бесплатный проезд к месту лечения.

Социальная поддержка ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц используется как мера защиты граждан, внесших ощутимый вклад в безопасность страны и региона в целом. Помощь от государства заключается в выполнении следующих действий:

  1. Предоставление права на получение нескольких пенсионных пособий одновременно.
  2. Выплата дополнительной материальной помощи, направленной на социальные нужды ветерана.
  3. Право на ЕДВ в случае отказа ветерана от иных социальных льгот.
  4. Предоставление скидок при налогообложении земли и транспорта, а также отмена имущественной пошлины на недвижимость и доходы.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
(Статья дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 426-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

Социальная поддержка ветеранов в России

1. К ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

2_1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральныи законом от 2 августа 2019 года N 320-ФЗ)

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 256-ФЗ)

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 153-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
(Подпункт дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 4 июля 2004 года Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 49-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 426-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий;

1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку):

1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более;

2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 февраля 2020 года N 19-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы».

3. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.

(Утратила силу с 1 июля 2016 года — Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)


Пенсионное обеспечение ветеранов войны складывается из нескольких ежемесячных выплат:

  • непосредственно пенсии;
  • денежной выплаты (ЕДВ);
  • материального обеспечения.

Участники войны и «блокадники» вправе получать 2 пенсии одновременно: страховую по старости и государственную. Инвалиды любой группы, являющиеся ветеранами войны, обеспечиваются государственной пенсией по инвалидности (от 100 до 250 % размера социальной пенсии), а также страховой пенсией по старости.

Справка. Так как возраст получателей превышает 80 лет, им дополнительно выплачивается фиксированная выплата к страховой пенсии.

Также участникам боевых действий в ВОВ положена ежемесячная компенсация, размер которой зависит от типа получателя. Участники боевых действий получают наибольшую сумму, «блокадники» — наименьшую. Общий размер начислений составляет от 927 до 3088 рублей, сумма ежегодно индексируется. Законодательством субъектов РФ устанавливается повышенная сумма. Также ветераны каждый месяц получают материальное обеспечение (ДЕМО), размер которого составляет от 500 до 1000 руб.

В рамках медицинской поддержки ветеранам этого вида гарантируется:

  • обслуживание и лечение во внеочередном порядке, в том числе в полустационарных и стационарных учреждениях;
  • обслуживание в подведомственных учреждениях, к которым ветеран был прикреплен до момента ухода на пенсию;
  • обеспечение протезами и ортопедической продукцией;
  • компенсация, если протез или ортопедическая продукция были приобретены гражданином самостоятельно;
  • при наличии показаний — бесплатное направление в санаторно-профилактические учреждения для прохождения лечебной или профилактической программы, а также оплата проезда к ним.

На жилищные субсидии вправе претендовать и родственники умерших ветеранов, при этом их жилищная обеспеченность на настоящий момент не имеет значения. Члены семьи ушедшего из жизни ветерана, находившегося в очереди на улучшение жилищных условий до 01.01.2005, обеспечиваются денежным пособием, определяемым исходя из норматива в 18 м2 на каждого члена семьи и средней рыночной стоимости 1 м2 в конкретном субъекте РФ.

Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Для оформления права на льготное соц. обеспечение необходимо обращаться в МФЦ или отдельные органы и учреждения, ответственные за предоставления конкретного вида льгот:

  • Пенсионный фонд РФ — для назначения и получения пенсии и выплат;
  • органы власти субъекта РФ или муниципалитет — для предоставления жилищных субсидий;
  • местный или региональный военкомат, управление ФСБ, МВД — при назначении государственной пенсии или для организации похорон ветерана;
  • органы соцзащиты населения — при оформлении льгот по услугам ЖКХ;
  • ИФНС, если региональным законодательством установлены налоговые льготы;
  • поликлиники, больницы и госпитали — для получения медицинской помощи;
  • органы соцзащиты — для социального обслуживания.

Также подать заявление разрешено в электронном виде — через портал «Госуслуги» или сайт МФЦ.

При обращении необходимо предоставить

  • удостоверение ветерана ВОВ единого образца;
  • документ о признании инвалидом или пенсионное удостоверение (при необходимости);
  • паспорт гражданина РФ;
  • заполненное заявление на получение льгот.

Отказ в предоставлении льгот обычно связан с установлением того факта, что обратившийся не имеет права на социальную помощь. В последнее время появились фиктивные ветераны, не являющиеся участниками войны, но рассчитывающие получать ветеранские льготы. К таким «фальшивым» ветеранам применяются меры административной или уголовной ответственности.

Если ветеран получил отказ по ошибке, то он вправе обжаловать вынесенное решение. Для этого разрешается самостоятельно или через доверенных представителей обратиться с жалобой в вышестоящий орган или прокуратуру, либо подать исковое заявление в суд.

Большинство преференций ветеранам предоставляется в денежной форме — в виде различных субсидий и компенсаций. Однако некоторые виды льгот назначаются только в натуральной форме, например, медицинская помощь. Для получения государственной поддержки ветеран должен обратиться в орган, предоставляющий конкретный вид услуг, либо подать заявление в МФЦ.

Получить статус ветерана ВОВ могут граждане:

  • принимавшие участие в боевых действиях или в обеспечении воинских частей на территории СССР и других государств;
  • проходившие службу в армии или работавшие в тылу в период ВОВ не менее 6 месяцев (кроме работы на временно оккупированных территориях);
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • награжденные медалями и орденами за службу или труд в период ВОВ;
  • инвалиды с детства вследствие ранений, контузий и увечий, связанных с боевыми действиями во время ВОВ.

Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период ВОВ, определен Постановлением правительства РФ от 01.06.2000 № 427.

РЖД предлагает бесплатные билеты на проезд в поездах для участников Великой Отечественной войны — ветераны вместе с сопровождающими смогут ездить по всей России бесплатно. С 1 января 2020 года эта категория пенсионеров получит возможность неограниченно путешествовать поездами дальнего следования.

Участникам и инвалидам ВОВ а также сопровождающим их лицам (из расчета один сопровождающий для одного участника или инвалида ВОВ) предоставляется право бесплатного проезда по территории России от и до станций РФ в вагонах класса «Люкс», СВ, купейных вагонах и вагонах с местами для сидения поездов дальнего следования всех категорий.

Оформление безденежных проездных документов производится в билетной кассе при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы:

  • удостоверения участника Великой Отечественной войны;
  • удостоверения инвалида Великой Отечественной войны;
  • удостоверения о награждении медалью «За оборону Ленинграда».

Для иностранных граждан оформление проездных документов производится при предъявлении удостоверения, выданного соответствующими органами бывшего СССР по форме, действовавшей на 1 января 1992 г.

Количество поездок не ограничено. Сборы за оформление (резервирование, переоформление, восстановление, возврат) проездных документов, также плата за сервисные услуги, в том числе постельные принадлежности и питание, взиматься не будут.

  • Многофункциональные центры — найти в своем регионе
  • Отделения Пенсионного фонда — найти в своем регионе
  • Налоговые инспекции — найти в своем регионе
  • Отделы социальной защиты населения — найти в своем регионе
  • Администрации — найти в своем регионе

В зависимости от вида льгот, ветерану нужно обращаться:

  • в ИФНС по месту жительства (если регион предоставил льготы по налогам);
  • в органы власти субъекта РФ и муниципалитет для реализации права на жилье, субсидии, приобретение участков;
  • в подразделение ПФР по месту жительства для назначения, получения и перерасчета выплат;
  • в органы МО РФ, МВД и иных ведомств, которые занимаются пенсионным обеспечением своих бывших служащих;
  • в органы соцзащиты по месту жительства для компенсации по услугам ЖКХ, квартплаты и взносов на капремонт;
  • в медучреждения, которые оказывают льготные услуги ветеранам ВОВ.

Большинство льгот можно получить через портал госуслуг и МФЦ.

32756

27374

12342

36260

Кирилл Русаков

11256

Фото 9128

После смерти участника ВОВ статус его вдовы соответствует статусу погибшего супруга. Поэтому данная категория имеет право на льготы и компенсации, которые также полагаются ветеранам войны.

Льготы вдовам ветеранам Великой Отечественной войны включают следующие меры соцподдержки:

  1. Пенсия в определенном размере.
  2. Субсидия на приобретение жилья.
  3. Оплата в размере 50% стоимости проживания и коммунальных услуг.
  4. Право на медицинскую помощь.
  5. Предоставление путевок для санаторного лечения.
  6. Первоочередной прием в организации социального обслуживания.

Если у ветерана ВОВ состояли на иждивении нетрудоспособные дети, то после его смерти им полагаются определенные льготы:

  • ежемесячное пособие и набор соцуслуг;
  • компенсация 50% от оплаты жилья и ЖКУ;
  • получение медицинской помощи в государственных учреждениях;
  • приоритет во время приема в интернаты, службы социального обслуживания, включая услуг соцработников на дому.

Льготы ветеранам тыла Великой Отечественной войны согласно статье 20 ФЗ «О ветеранах» устанавливаются федеральным и региональным законодательством. Сюда входят следующие положения:

  1. Пенсионные выплаты.
  2. Скидка в размере 50% на медикаменты, выписанные по заключению врача.
  3. Право на бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях.
  4. Компенсация 50% от стоимости ЖКУ.
  5. Приоритет на места в домах престарелых.
  6. Право вступления вне очереди в товарищества садоводов, дачников и другие объединения.
  7. Обеспечение жильем.

Льготы ветеранам Великой Отечественной войны

Основанием оказания мер социальной поддержки в отношении рассматриваемой категории населения страны является ФЗ 5 «О ветеранах». На региональном уровне власти дополнительно предусматривают привилегии, учитывая финансовые возможности субъекта. Основные льготы гарантированы федеральным законом, регионы не вправе уменьшать объем обязательной помощи.

Ветераны ВОВ – это не только граждане, участвовавшие в боях с фашистскими захватчиками и проходившими армейскую службу в этот сложный исторический промежуток времени. К ним законодательство приравнивает дополнительные категории льготников:

  • партизан, членов подпольных организаций на занятых захватчиком территориях;
  • работников органов внутренних дел, государственной безопасности на момент защиты стратегически важных городов (Одессы, Ленинграда, Севастополя, Сталинграда);
  • работников подразделений, штабов, считавшихся действующей армейской частью или находящихся в вышеуказанных городах;
  • сотрудников разведки, участвующих в операциях за период Великой Отечественной войны вне зависимости от места проведения задания;
  • работников информационной сферы – операторов-документалистов, журналистов, направленных в действующие армейские подразделения;
  • сотрудников предприятий и ведомств, обеспечивающих фронт и снабжающих военнослужащих произведенными товарами;
  • ликвидаторов националистических объединений на территории Прибалтики и иных союзных республик;
  • участников подпольных формирований и антифашистов, действовавших за пределами СССР;
  • граждан, награжденных за службу в период ВОВ организаций, не входивших в состав армии;
  • лиц, имеющих награду «За освобождение Ленинграда», «Жителю блокадного Ленинграда» или инвалидность с детства после получения увечья, контузии.
  • тружеников тыла, работавших больше 6 месяцев за весь период войны.
  • лиц, проработавших на объектах, отражающих удары с воздуха, аэродромах, военно-морских базах и стройке оборонительных сооружений.

Ветераны ВОВ и приравненные лица получают денежную надбавку к пенсии или иному ежемесячному доходу. Если получатель вправе претендовать на иную денежную помощь от государства, то он должен сделать выбор в пользу одной из них, исключение предусмотрено только для чернобыльцев.

Пособие назначается в зависимости от категории получателя. На сегодняшний день указан проиндексированный размер.

Сумма (руб.) Получатель
4795 Инвалид ВОВ
3596 Участник войны
2638 · сотрудникам органов внутренних дел, госбезопасности;· лицам, задействованные для разминирования местности и сооружений;· блокадникам Ленинграда.
1439 · военным, не относящимся к армейским подразделениям;· лицам, занятым на строительстве оборонительных сооружений, осуществляющим противовоздушную оборону;· членам экипажей морского транспорта, находившимся за пределами границ страны;· членам семей погибших инвалидов, участников ВОВ, участников охранных групп и аварийных команд, отражающим воздушные удары, трудящимся госпиталей и больниц блокадного Ленинграда.

Вдовы признаются получателями государственных выплат только до момента заключения ими новых брачных отношений.

За счет бюджета общегосударственного уровня некоторым категориям граждан установлено право улучшить свои жилищные условия.

Предусматривается следующий норматив – 36 кв.м. Претендовать на получение субсидии имеют право:

  • инвалиды;
  • участники войны;
  • жители осажденного Ленинграда;
  • работники, осуществляющие противовоздушную оборону и сотрудники военно-морских баз, аэродромов;
  • члены семей погибших, инвалидов, участников ВОВ, участников охранных групп и аварийных команд, работников госпиталей и больниц Ленинграда.

Всем указанным лицам, за исключением последней категории, денежные средства на приобретение жилья выделяются независимо от наличия недвижимого имущества у заявителя. Семья погибшего ветерана должна доказать нужду в улучшении условий проживания.

Помимо приобретения квартиры разрешено расходовать деньги на строительство дома. Главное – целевое направление, на другие нужды их потратить нельзя. Размер субсидии рассчитывается из цены усредненного квадратного метра, подсчитанного региональными властями.

Социальная поддержка ветеранам в области медобслуживания такова:

  • бесплатное оказание медпомощи, в том числе направление в госпиталь на полное стационарное обследование при необходимости;
  • сохранение посещения ведомственных поликлинических отделений и медицинских учреждений, в которых ветеран наблюдался до ухода на заслуженный отдых;
  • право обслуживаться в учреждениях здравоохранения вне очереди;
  • бесплатное изготовление ортопедических протезов или возмещение личных денежных средств, затраченных для этой цели. Исключение – зубное протезирование.

При наличии показаний ветерану ежегодно предоставляется возможность посетить санаторий нужного профиля. Поездка автомобильным или железнодорожным транспортом до места санаторно-курортного лечения оплачивается за счет бюджетных ассигнований, для льготника она осуществляется бесплатно.


Похожие записи: