Перепланировка квартиры как узаконить в хрущевке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перепланировка квартиры как узаконить в хрущевке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Единовременное пособие при рождении ребёнка. Региональная выплата за рождение второго ребёнка. Вместе с правительством Воронежской области мы подготовили большой справочный материал о том, какие льготы и кому положены в нашем регионе, и как их получить.

Перепланировка квартиры как узаконить в хрущевке

– перепланировка и (или) переустройство, произведенные без согласования (разрешения) с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Последствия самовольной перепланировки:

Проблемы с продажей квартиры.

Жилье с незаконной перепланировкой падает в стоимости на рынке. Спрос на него снижается, что влечет за собой проблемы с поиском покупателя. Они возникнут также в случае, если вы хотите обменять или подарить квартиру.

Штраф за незаконную перепланировку по ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях составляет:
⚠️ До 30 базовых величин – если не нарушена несущая способность конструкций здания;
⚠️ От 30 до 50 базовых величин – если несущая способность конструктивных элементов здания нарушена, а также если произведено переоборудование вентиляционных шахт и каналов.

Вернуть все как было!

В некоторых случаях незаконная перепланировка влечет за собой обязательство вернуть помещению его первоначальный вид за свой счет.

Аварийная ситуация.

Незаконная перепланировка может привести к обвалам, трещинам в фундаменте и несущих.

Ваши документы на квартиру недействительны!

В ситуации, когда фактическая планировка в квартире не совпадает с планировкой в техпаспорте на квартиру, то документы могут признать недействительными. Это может выяснится, если кто-то из инстанции попадет к вам в квартиру с проверкой. Например, по жалобе соседей.

Жалобы соседей.

Если сосед направил жалобу в обслуживающую организацию, то к вам могут направить проверку.

Согласование перепланировки – сложный и долгий процесс, включающий в себя множество этапов, которые с каждым годом только усложняются. Пойдем по порядку.

Как узаконить самовольную перепланировку? Алгоритм действий:

Шаг 1. Обмеры. Заявление в Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру (БРТИ).

Необходимо вызвать представителей БРТИ для осуществления обмеров. Они фиксируют изменения и оформляют ведомость технических характеристик.

Шаг 2. Обратиться в проектную организацию за техническим заключением.

Техническое заключение выполняется аттестованной проектной организацией. Исходя из данного документа будет формироваться размер штрафа за самовольную перепланировку.

Шаг 3.1. Согласование ведомости технических характеристик и получение акта технического осмотра.

Ведомость согласовывается с обслуживающей организацией и выдается акт о соответствии планировки ведомости технических характеристик и техническому заключению.

Шаг 3.2. Согласование ведомости технических характеристик в отделе архитектуры исполкома.

Ведомость технических характеристик, техническое заключение, акт технического осмотра предоставляется в управление архитектуры.

Шаг 3.3. Согласование ведомости технических характеристик в УП «Мингаз» (при необходимости).

В случае, если у вас газовая плита.

Шаг 4. Получение постановления о наложении штрафа и оплата штрафа.

Постановление выписывает районный исполком или обслуживающая организация. Оплата производится в банке.

Шаг 5. Подача документов в исполком для получения решения.

Все документы подаются в Одно окно. Также необходимо предоставить выписку из лицевого счета квартиры и присутствие (либо нотариально заверенное согласие) прописанных совершеннолетних лиц на момент подачи документов. На основании всех документов исполком принимает решение о согласовании самовольной перепланировки. Данная процедура занимает около 1 (одного) месяца.

Шаг 6. Получение нового технического паспорта на квартиру и государственная регистрация.

Решение исполкома подается в Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру (БРТИ).

✅ Наша организация занимается узакониванием самовольных перепланировок, выполняя весь необходимый комплекс «под ключ».

Для этого составляется доверенность, заверенная нотариусом, на нашего специалиста по согласованию, которая дает право быть представителем собственника квартиры во всех необходимых инстанциях и учреждениях.

Стоимость услуги «Согласование самовольной перепланировки».

В случае, если несущие стены не затронуты:

Комплекс работ по согласованию, включая штраф – от 1300 BYN

Срок выполнения работ: 2,5 месяца.

В случае, если несущие стены затронуты:

Комплекс работ по согласованию, включая штраф – от 1900 BYN

Срок выполнения работ: 5-6 месяцев.

Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом для получения консультации наших специалистов.

Источник: https://pereplan.by/blog/kak-uzakonit-samovol-nuyu-pereplanirovku-202009021453

Порядок перепланировки дома или квартиры

Что считается перепланировкой или переустройством?

Перепланировкой считается изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ. [∗] пункт 2 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Некоторые виды работ считаются не перепланировкой, а переустройством. Переустройство – изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ. [∗] пункт 2 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Переустройство жилья производится по тем же правилам, что и перепланировка.

Данный вопрос обсуждался на форуме!

К работам по перепланировке и переустройству относятся: [∗] пункт 3 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидроизоляции, пароизоляции, теплоизоляции и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях;
  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Другие работы перепланировкой или переустройством не считаются. [∗] пункт 3 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Как по перепланировке, так и по переустройству определены правила их проведения. Нарушение этих правил является административным правонарушением и влечет наложение штрафа.

Кроме того есть случаи, когда перепланировку и переустройство производить запрещается.

Запрещаются переустройство и (или) перепланировка: [∗] пункт 4 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • с нарушением строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований, законодательства об охране историко-культурного наследия, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;
  • влекущие за собой нарушение режима работы систем дымо- и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;
  • вентиляционных шахт и каналов;
  • балконов и лоджий в отапливаемые помещения;
  • связанные с устройством жилых помещений без естественного освещения, а также с установкой перегородок, попадающих в оконные проемы;
  • связанные с установкой дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение;
  • с изменением архитектурного и цветового решения фасада жилого дома;
  • ведущие к снижению эксплуатационной пригодности конструкций жилого дома;
  • если жилой дом в установленном порядке признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не подлежит восстановлению.

Разрешение на перепланировку

Перед тем как начать работы по перепланировке или переустройству необходимо определить требуется ли для их проведения разрешение исполкома Горисполком, Райисполком, Администрация района .

Согласование (разрешение) требуется на следующие работы: [∗] пункты 7 и 8 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях;
  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Для получения разрешения необходимо обращаться в исполком Горисполком, Райисполком, Администрация района .

Для получения разрешения необходимо представить: [∗] подпункт 1.1.21 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление (как правило заполняется при приёме документов);
  • паспорт Или другой документ, удостоверяющий личность ;
  • технический паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество , — для собственника помещения;
  • план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников — удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации — для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;
  • письменное согласие залогодержателя — если помещение в жилом доме находятся в залоге и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге.

Гражданин должен согласовать с представителями организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда Например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр и исполкомом Горисполком, Райисполком, Администрация района время и предоставить им доступ в жилое помещение для проверки соответствия существующей планировки техпаспорту на жилое помещение, а также для осмотра технического состояния конструкций и инженерного оборудования жилого помещения. По результатам этого осмотра составляется акт технического осмотра, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому паспорту на квартиру, а также техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этого помещения. Такой акт составляется в произвольной форме, подписывается гражданином, представителями организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, и утверждается представителем исполкома). На основании представленных гражданином документов и указанного акта исполком Горисполком, Райисполком, Администрация района в течение 1 месяца должен принять решение о согласовании (разрешении) проведения переустройства и (или) перепланировки (или отказать в выдаче такого разрешения). Решение о разрешении на перепланировку и (или) переустройство принимается бесплатно и действует бессрочно. [∗] пункты 13 и 14 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Отказ исполкома в выдаче разрешения гражданин может обжаловать в порядке, установленном законодательством об административных процедурах. [∗] пункт 16 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Административная жалоба направляется в государственный орган, другую организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, другую организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб. То есть инициатору необходимо направить жалобу в вышестоящий исполком. Жалобу необходимо подать в течение 1 года со дня принятия исполкомом решения об отказе. [∗] пункт 2 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» Обжалование решения исполкома в судебном порядке осуществляется после обжалования в административном (внесудебном) порядке. [∗] пункт 3 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур»

В каких случаях нужна разработка проекта на перепланировку?

В случае необходимости проведения определенных видов работ необходима разработка проекта. К таким работам относятся: [∗] пункт 7 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях.

Для разработки проекта необходимо заключить договор подряда на выполнение проектных работ с организацией, специализирующейся на разработке проектов (разработчиком проектной документации).

Разработчик проектной документации или сам гражданин согласовывают проект в отделе архитектуры и строительства исполкома. [∗] пункт 17 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

В случае если при переустройстве или перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых или нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых или нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой больше 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой больше 7 метров, разработчик проектной документации обеспечивает проведение государственной экспертизы проекта. [∗] пункт 17 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Перед выполнением работ, для которых необходима разработка проекта, инициатор обязан заключить договор на осуществление технического надзора с организацией, имеющей право на ведение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. [∗] пункт 18 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Выполнение работ по перепланировке

Гражданин может самостоятельно выполнять работы по перепланировке и переустройству.

Однако для определенных видов работ – замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
– устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
– изменения в несущих конструкциях. имеются ограничения. Такие работы гражданин может самостоятельно выполнить только в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров. В многоквартирных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домах высотой больше 7 метров такие работы должны выполняться только по договорам строительного подряда со специализированной организацией. [∗] пункт 19 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Во время проведения переустройства и перепланировки помещения запрещается: [∗] пункт 20 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позже 19 часов в рабочие дни;
  • загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;
  • использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

В случае нарушения этих требований на гражданина может быть наложено административное взыскание.

В случаях повреждения процессе работ по переустройству и (или) перепланировке инженерных систем жилого дома, появления деформаций, трещин и других изменений в несущих и ограждающих конструкциях здания такие работы следует немедленно прекратить и принять меры по недопущению усиления этих деформаций и изменений, а также информировать территориальное подразделение архитектуры и градостроительства или организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги (в случае ее наличия). Выявленные повреждения и их последствия устраняются за счет средств лиц, допустивших такие повреждения. Если эти повреждения не могут быть устранены незамедлительно, то все работы по переустройству и (или) перепланировке приостанавливаются. Подрядчик и (или) гражданин не позднее первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения повреждения, создают комиссию, в которую кроме них входит представитель территориального подразделения архитектуры и градостроительства или организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. Указанная комиссия в двухдневный срок со дня ее создания принимает решение о возможности дальнейшего продолжения работ по переустройству и (или) перепланировке после устранения повреждений либо вносит предложение в исполком об их запрете и выполнении восстановительных работ. При устранении причин, послуживших основанием для запрета производства работ по переустройству и (или) перепланировке, запрет может быть отменен исполкомом. [∗] пункт 21 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Завершение работ по перепланировке

После завершения работ по перепланировке или переустройству необходимо оформить соответствующие изменения в жилом помещении.

После завершения работ необходимо обратится в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру БТИ с заявлением о проверке технических характеристик и выдаче ведомости технических характеристик.

Ведомость технических характеристик не требуется, если производилась замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, либо устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции. [∗] пункт 23 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Для утверждения акта приёмки в исполком нужно предоставить:

  • заказ-наряд на выполнение работ (заполняется непосредственно при приёме документов);
  • паспорт Или другой документ, удостоверяющий личность ;
  • технический паспорт на объект недвижимости, выданный ранее, либо письмо о его утере;
  • разрешение исполкома о проведении ремонтно-строительных работ (реконструкции) объекта (кроме случаев, когда работы выполнялись самовольно);
  • документ (квитанция) об оплате Счет на оплату предоставляется при приёме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином когда он обращается за выдачей ему уже изготовленной ведомости технических характеристик.
    Стоимость данной услуги зависит от площади квартиры, и кроме того различается в разных областях страны за проведение работ по проверке технических характеристик;
  • проектно-сметная документация с копиями проектных чертежей и листы пояснительной записки к проекту, которые содержат описание архитектурной части и конструктивных элементов (в случае, если работы выполнялись по проекту).

Следующим этапом будет составление акта приёмки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке. Для получения этого акта нужно обратиться в ЖРЭО, другую организацию по эксплуатации жилищного фонда или исполком.

Акт приёмки подписывается членами приёмочной комиссии, составляется в 5 экземплярах, 2 из которых представляются в исполком Горисполком, Райисполком, Администрация района , 2 — гражданину и 1 экземпляр — подрядчику, который проводил работы по переустройству или перепланировке (в случае его наличия).

Приёмочная комиссия и ее председатель назначаются исполкомом Горисполком, Райисполком, Администрация района на основании письменного заявления гражданина не менее чем за 30 дней до начала приёмки выполненных работ приёмочной комиссией. Дату начала и окончания работы этой комиссии определяет гражданин с участием подрядчика, учитывая установленный срок приёмки выполненных работ. В состав приёмочной комиссии входят гражданин (его представители), представители разработчика проектной документации (если требовалаь разработка проекта), организации, осуществляющей технический надзор, организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, и представители исполкома. По заявлению гражданина в состав комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители. [∗] пункт 22 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Гражданин обязан предъявить приёмочной комиссии следующие документы: [∗] пункт 23 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • ведомость технических характеристик;
  • разработанный и согласованный в установленном порядке проект (если проект требовался);
  • договор строительного подряда (если работы велись подрядчиком);
  • договор на осуществление технического надзора (если требовался проект);
  • акты на скрытые работы (если такие работы были);

Выполненные работы по переустройству или перепланировке не подлежат приёмке в случаях, если они проведены с отступлениями от проекта, плана-схемы или перечня (описания) работ по переустройству и (или) перепланировке, а также если они проведены с нарушениями требований технических нормативных правовых актов. Приёмка таких работ возможна после устранения замечаний, указанных в акте приёмки. Акт приёмки выполненных работ утверждается решением исполкома. [∗] пункт 25 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Для утверждения акта приёмки нужно в исполком предоставить: [∗] подпункт 1.1.21 2 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • ведомость технических характеристик, за исключением случаев, когда произведены исключительно работы по замене или переносу систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, устройству гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
  • разработанный и согласованный проект, а также договор строительного подряда, договор на осуществление технического надзора, акты на скрытые работы — в случаях, когда указанные документы предусмотрены для производства работ по переустройству и (или) перепланировке;

После приёмки работ по переустройству или перепланировке необходимо обратится в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру БТИ для составления нового технического паспорта и для осуществления государственной регистрации изменения недвижимого имущества.

  • заявление (заполняется непосредственно при приёме документов);
  • паспорт Или другой документ, удостоверяющий личность ;
  • документ (квитанция) об оплате Счет на оплату предоставляется при приёме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином когда он обращается за выдачей ему уже изготовленного нового техпаспорта.
    Стоимость услуги зависит от площади квартиры, и кроме того различается в разных областях страны за составление техпаспорта;

Для регистрации изменения изолированного помещения необходимо предоставить: [∗] подпункт 22.3.6 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление (заполняется непосредственно при приёме документов);
  • паспорт Или другой документ, удостоверяющий личность ;
  • документ (квитанция) об оплате Счет на оплату предоставляется при приёме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином уже после регистрации, когда он обращается за выдачей ему свидетельства о государственной регистрации.
    Стоимость регистрации составляет:
    – 0,5 базовой величины;
    – 0,3 базовой величины — дополнительно за регистрацию в ускоренном порядке;
    – 0,1 базовой величины — за второй и каждый последующий экземпляр свидетельства (удостоверения) о госрегистрации;
    – 0,1 базовой величины — за каждую последующую дополнительную регистрацию за регистрацию;
  • письменное согласие собственника, сособственников, участников совместного домовладения капитального строения на государственную регистрацию изменения изолированного помещения, пристройка которого осуществлена за счет части территории капитального строения, не принадлежащей кандидату в правообладатели, — в случае государственной регистрации изменения такого изолированного помещения (не представляется в случае пристройки изолированного помещения за счет территории капитального строения, находящейся в коммунальной собственности административно-территориальной единицы, местный исполнительный комитет которой разрешил строительство либо принял в эксплуатацию самовольную постройку) ;
  • письменное согласие залогодержателя на осуществление надстройки, пристройки, перестройки или перепланировки изолированного помещения, если изолированное помещение находятся в залоге и если распоряжение ими без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге.

Документы, которые можно не предоставлять, так как они запрашиваются по системе «Одно окно»: [∗] пункт 41 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63

  • решение об утверждении акта приёмки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировки;
  • технический паспорт, составленный после осуществления пристройки, надстройки, перестройки или перепланировки;
  • разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей

Как правило документы на новый техпаспорт и на госрегистрацию изменений подаются одновременно.

Нет необходимости в государственной регистрации и составлении нового техпаспорта, если имели место незначительные изменения, не влекущие изменение общей площади: [∗] пункт 115 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39

  • до 0,5 кв.м включительно (для строений, изолированных помещений общей площадью до 50 кв.м);
  • до 1 кв.м включительно (для строений, изолированных помещений общей площадью до 100 кв.м);
  • до 2,5 кв.м включительно (для строений, изолированных помещений общей площадью до 250 кв.м);
  • до 1% от общей площади соответствующего строения, изолированного помещения включительно (для строений, изолированных помещений общей площадью свыше 250 кв.м.).

К незначительным изменениям следует относить: [∗] пункт 115 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39

  • устройство (изменение размеров или материала) или заделка дверных и оконных проемов, не влияющие на прочность, жесткость, устойчивость капитальных стен и других несущих конструкций строений, за исключением заделки оконных проемов, влекущей изменения назначения помещения (например, жилая комната — кладовая);
  • снос или возведение некапитальных стен и перегородок в нежилых зданиях и сооружениях, не влекущие образования или слияния изолированных помещений;
  • отделочные работы, в том числе по изменению материала пола;
  • переоборудование (устройство или разборка) встроенной мебели, в том числе стационарных шкафов и антресолей, а также дверных полотен в пределах существующего дверного проема;
  • замена или снятие газовых или электрических плит, ванн и другого оборудования;
  • другие изменения согласно законодательству Республики Беларусь.

Самовольная перепланировка

Для проведения обследования и выдачи технического заключения гражданину необходимо обратиться в специализированную организацию Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальным предприниматель, имеющие право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством.
То, куда именно можно обратиться за выдачей технического заключения можно уточнить в исполкоме. . Все работы и услуги производятся за счет гражданина. [∗] пункт 28 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

После получения технического заключения необходимо обратиться в исполком Горисполком, Райисполком, Администрация района за разрешением (согласованием) самовольной перепланировки или переустройства.

Для получения согласования (разрешения) необходимо представить: [∗] подпункт 1.1.21 1 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление (как правило заполняется при приёме документов);
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • технический паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество , — для собственника помещения;
  • техническое заключение о том, что переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования переустроенным и (или) перепланированным помещением, и участников общей долевой собственности, а в случае временного отсутствия таких граждан и участников — удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации — для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;
  • письменное согласие залогодержателя — если помещение в жилом доме находятся в залоге и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге.

Гражданин обязан предоставить доступ в жилое помещение представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и исполкома.
По результатам осмотра составляется акт технического осмотра, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому заключению, а также о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра составляется в произвольной форме, подписывается гражданином и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем исполкома. [∗] пункт 28 2 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

На основании документов, представленных гражданином, и акта технического осмотра исполком не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в таком согласовании (разрешении).

Исполком может отказать в согласовании переустройства или перепланировки, если: [∗] пункт 15 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

  • представлены документы, в которых содержатся недостоверные сведения;
  • выполненные виды работ по переустройству или перепланировке запрещены в принципе;
  • есть угроза обрушения конструкций помещений в результате их переустройства или перепланировки.

В случае отказа исполкома в согласовании самовольных переустройства или перепланировки жилое помещение в срок, установленный исполкомом, приводятся в прежнее состояние гражданином или за его счет. [∗] пункт 29 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384

Для того, что бы самовольная перепланировка была окончательно узаконена, необходимо обратиться за государственной регистрацией изменений в жилом помещении, возникших в связи такой перепланировкой.

Источник: http://samsebeyurist.by/zhile-i-nedvizhimost/pereplanirovka

Все о перепланировке квартиры в Беларуси + чек-лист

У каждого из нас рано или поздно возникает желание что-то изменить в своей квартире, сделать ее более удобной и современной.

Приступая к серьезному ремонту, многие задумываются о необходимости перепланировки.

Безусловно, решившись на ее проведение, все преследуют благие цели – улучшение комфортных условий проживания, разумное распределение пространства.

Вариантов перепланировки огромное множество. Что следует знать, чтобы пребывание в уютной после переделки квартире радовало, а не доставляло беспокойства?

Особенно, если появилось желание или необходимость продать свои квадратные метры.

Часто продавцы говорят: «Я немного сместил дверной проем в комнате и убрал старые встроенные шкафы. Мне сказали, что это не перепланировка…». Но наличие несогласованных изменений может усложнить процесс продажи недвижимости.

Роменко Ольга Александровна

С помощью руководителя квартирного отдела агентства недвижимости «АЛЬТЕРНАТИВА Брест» Ольги Роменко разбираемся, что же такое перепланировка. Что можно переделывать, а что нет, где и какие разрешения и согласования необходимо получить, в каких случаях произведенные изменения требуют регистрации и изготовления нового технического паспорта, а также как это может повлиять на продажу квартиры.

В соответствии с нормативными актами, перепланировка (переустройство) – это работы по:

  • • замене или переносу систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • • устройству гидро-, паро-, тепло-, и звукоизоляции;
  • • изменению несущих конструкций;
  • • изменению площади, количества жилых комнат и подсобных помещений за счет разборки существующих и или устройства новых перегородок (как в квартирах, так и в нежилых помещениях);
  • • устройству и увеличению существующих проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Иные изменения не являются работами по переустройству и (или) перепланировке ( далее по тексту — «перепланировка» ).

Часто встречающиеся на практике перепланировки – объединение (разделение) ванны и туалета, увеличение санузла за счет площади коридора или кладовой, увеличение (уменьшение) площади жилых комнат, в том числе устройство ниш за счет коридора, объединение (разделение) жилых комнат, объединение кухни и жилой комнаты, объединение жилой комнаты, кухни с лоджиями или балконами.

Для проведения перепланировки необходимо получить разрешение и согласовать план. Существуют запреты, нарушение которых не может быть согласовано, а именно, нельзя:

  • • нарушать строительные, противопожарные, санитарно-эпидемиологические требования, законодательство о культуре, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • • производить работы, приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;

К слову, из перечня работ, относящихся к перепланировкам, исключены замена полотенцесушителей, устройство конструкций пола, электрики. Выполнение таких работ следует согласовать только с обслуживающей организацией, но делать это собственник не обязан.

Переустраивать лоджии и балконы в отапливаемые помещения можно было до вступления в силу Постановления Совета Министров от 16 мая 2013 г. № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки». Предыдущее Постановление Совмина от 31.12.2006 г. № 1805 предусматривало такую возможность при разработке проекта и соблюдении всех строительных норм и правил.

Сегодня подобные изменения принимаются в эксплуатацию, только если в судебном порядке доказано, что работы по переустройству лоджий и балконов в отапливаемые помещения фактически произведены до вступления в силу Постановления № 386.

Но и в этом случае техническим заключением подтверждается соблюдение строительных норм и правил. Если его нет, необходимо будет все вернуть в первоначальное состояние. Альтернативным вариантом может быть демонтаж подоконной части либо части стены между комнатой (кухней) и лоджией (балконом) и установка в этом проеме французского окна в пол. Так и пространство визуально увеличивается, и закон не будет нарушен.

Категорически запрещается объединять комнату с кухней, в которой установлено газовое оборудование. Однако и тут есть варианты решения. Первый – это устройство дверного проема (даже если это несущая стена, при соблюдении всех норм это допустимо) с установкой двери. Причем она может быть любой: раздвижной, распашной, дверь-купе, но она должна быть обязательно. И второй – это замена газовой плиты на электрическую, при соблюдении всех технических условий. Сразу скажем, что в домах «постарше» это не самый простой и дешевый способ, а скорее, наоборот, более затратный.

С тем, что делать нельзя, разобрались. Получается, все остальное можно? Это не совсем так. Решение о возможности той или иной перепланировки принимает местный исполнительно- распорядительный орган (районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации), куда необходимо подать заявление.

Разрешение на перепланировку будет выдано, если, как мы говорили выше, планируемые работы не входят в список тех, которые производить нельзя, и все сведения в заявлении указаны достоверно.

Если квартира, в которой вы делаете перепланировку, находится в доме, внесенном в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, то замена заполнений оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий осуществляются в нижеописанном порядке, но только после получения разрешения Министерства культуры. С государственными списками можно ознакомиться на сайте минкульта.

После получения разрешения и до начала работ надо также определиться, нужен ли согласованный с отделом архитектуры и строительства администрации проект.

Проект необходим Можно проводить без проекта
( составляется план-схема / перечень работ )
• Работы по замене или переносу систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления • Изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений за счет разборки существующих и/или устройства новых перегородок
• Устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции. • Устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках
• Изменения в несущих конструкциях
(кроме самого проекта также может проводиться госэкспертиза)

Стоимость подачи заявления составляет 0,5 базовой величины.

Список документов, которые необходимо предоставить, закреплен в едином перечне административных процедур, утвержденном Указом Президента РБ от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Это:

  • • паспорт собственника квартиры;
  • • документ на право собственности;
  • • заявление;
  • • техпаспорт жилья;
  • • план-схема или перечень работ в произвольной форме;
  • • письменное согласие на проведение работ всех совершеннолетних лиц, зарегистрированных на этой жилплощади, и их присутствие или нотариально заверенное согласие;
  • • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;
  • • письменное согласие залогодержателя помещения, если оно находится в залоге.

Специалисты администрации обязаны обследовать жилье и составить акт, в котором будет зафиксировано техническое состояние инженерных сетей и конструкций, а также оценка соответствия предполагаемых изменений действующим нормам. Дополнительно этот акт подписывается самим инициатором перепланировки и представителем организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги (например, уполномоченный представитель ЖРЭУ, председатель товарищества собственников).

Срок рассмотрения заявления на перепланировку определен законодательно – это один месяц со дня подачи. На основании заявления и акта принимается решение о разрешении на перепланировку или направляется мотивированный отказ.

В случае одобрения перепланировки вторым этапом будут сами работы. Они могут выполняться только при заключении договора строительного подряда с организациями, аттестованными для их проведения. Исключением в этом случае будут перепланировки в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров – там заявитель может делать все сам.

При реализации проекта необходимо обеспечить осуществление технического надзора и получение актов на скрытые работы. Нельзя заниматься ремонтом в выходные и праздничные дни, а также создавать шум или вибрацию раньше 9.00 часов и позже 19.00 по будням. Запрещено загромождать, загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши, площадки и вспомогательные помещения жилого дома.

Завершается процесс перепланировки подписанием акта приемки выполненных работ. Закончив все намеченные и согласованные действия, заявитель заказывает в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру ведомость технических характеристик на изолированное помещение. В этом документе отражены все отличия фактически произведенных изменений от тех, которые зарегистрированы по техническому паспорту. Ведомость можно не заказывать в случае замены или переноса систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, либо замены(переноса) устройства гидро-, паро-, тепло-, и звукоизоляции. На основании ведомости составляется акт приемки работ.

Выполненные работы не подлежат приемке в случае, когда они проведены с отступлением от проекта (если он был) или плана-схемы/перечня работ по перепланировке. А также, когда работы произведены с нарушением требований технических нормативных правовых актов. Проще говоря, если вы сделали не то или не совсем то, что вам разрешали, то приемка таких работ возможна только после устранения всех замечаний.

Решение об утверждении акта приемки подлежит регистрации в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру с выдачей свидетельства. На основании решения и утвержденного им акта составляется новый технический паспорт. Теперь перепланировка считается зарегистрированной.

Если последовательность вышеуказанных действий нарушена, и сами фактические работы опередили весь документальный процесс или его часть, это считается самовольной перепланировкой. Лицо, осуществившее ее, несет административную ответственность в соответствии с действующими законодательными актами. По факту незаконной перепланировки уполномоченным работником составляется протокол о правонарушении. Дальше дело будет рассматривать суд. Ответственность по законодательству предусмотрена статьей 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и составляет до 30 базовых величин при условии отсутствия изменения несущей способности конструкций здания и от 30 до 50, если перепланировка привела к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также если произведено переоборудование вентиляционных шахт и каналов.

При этом уплата штрафа не освобождает от последующего согласования самовольной перепланировки. По решению суда возможно и освобождение от ответственности, например, в случае, если вы докажете, что перепланировка сделана в квартире, которую вы унаследовали, без вашего участия. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Согласование на самовольную перепланировку выдается, если произведенные работы не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативно-правовых актов, что подтверждается техническим заключением. Оно выдается на основании ведомости технических характеристик после обследования конструкций и инженерных систем юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством.

Заявление на согласование самовольной перепланировки также подается в местный исполнительно-распорядительный орган. В случае положительного решения комиссии акт утверждается решением, на основании которого составляется технический паспорт. В случае отказа администрации района в согласовании самовольной перепланировки помещения в установленный срок надо привести его в прежнее состояние.

Напоследок – совет: если вы задумали и начали делать перепланировку, обязательно доведите ее до конца, чтобы в будущем избежать лишних трудностей.

Ведь продать, подарить, обменять недвижимость при наличии ведомости технических характеристик, то есть с незарегистрированными изменениями, нельзя. И тут уже будет важно не потерять время, а еще и законодательство может поменяться – с документами придется повозиться! Далеко не каждый покупатель готов идти на риск и приобретать квартиру с незарегистрированной перепланировкой.

1. Составить список желаемых изменений и обозначить переделки на плане квартиры;

2. Подготовить необходимые документы и подать заявление в местную администрацию;

3. При получении разрешения, если нужно, разработать и согласовать проект;

5. Заказать в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру ведомость технических характеристик на изолированное помещение;

6. На основании ведомости получить акт приемки работ, утвержденный решением местной администрации акт приемки работ;

7. Зарегистрировать акт в кадастровом агентстве и получить свидетельство, на основе которого составляется новый технический паспорт помещения.

При самовольной перепланировке

1. Заказать обследование конструкций и инженерных систем и получить ведомость технических характеристик и техническое заключение;

2. Подать заявление о регистрации самовольной перепланировки в местную администрацию;

3. Понести административную ответственность или быть освобожденным от нее по решению суда;

4. В случае получения разрешения на основании акта комиссии составить новый технический паспорт;

5. В случае отказа в установленный срок привести помещение в прежнее состояние.

Делайте перепланировку правильно. Почти всегда есть альтернативные решения.

Появились дополнительные вопросы? Специалисты нашего агентства могут проконсультировать по поводу перепланировок, в том числе при совершении сделок купли-продажи недвижимости. Если же вам нужна практическая помощь, обращайтесь — наши профильные специалисты выполнят всю работу «под ключ».

Пишу тексты, которые помогают разобраться в сложных вопросах

Делюсь интересными историями из жизни агентства недвижимости, готовыми кейсами, практическими советами и мнениями экспертов. Рассказываю об объектах, трендах и ситуации на рынке. Собираю обратную связь, отвечаю на ваши вопросы, консультирую на всех этапах от начального интереса до успешной сделки

Хотите помочь приобрести квартиру своим родителям? Возможно, планируете, что они переедут поближе к вам? Какими бы ни были причины – это очень ответственная задача, ведь необходимо многое учесть и принять во внимание

Как выбрать «крайний» этаж с умом

Подыскивая жилье в многоквартирном доме, некоторые покупатели сразу отказываются рассматривать первый или последний этажи, ограничивая себя в выборе. В каждом случае стоит взвешивать все «за» и «против».

Когда в семье появляется ребенок, жизнь обретает новые грани. Дети – это не только ежедневные радости, но и постоянные хлопоты. Как подойти к вопросу покупки жилья, если в вашей семье есть дети или планируется пополнение?

✅ Нужно ли брать разрешение на перепланировку?

Да. Решение о возможности перепланировки принимает местный исполнительно-распорядительный орган, куда необходимо подать заявление. Стоимость подачи составляет 0,5 базовой величины.

✅ Как узаконить уже сделанную перепланировку?

Заявление на согласование самовольной перепланировки также подается в местный исполком. В случае положительного решения комиссии составляется новый технический паспорт. В случае отказа в установленный срок помещение необходимо привести в прежнее состояние.

✅ Можно ли убрать стенку между кухней и комнатой?

Только если на кухне не установлена газовая плита. Варианты решения: устройство дверного проема с раздвижной или дверью-купе, а также замена газовой плиты на электрическую.

✅ Хочу присоединить лоджию к жилой комнате, как это сделать?

По текущим нормам это невозможно. Альтернативным вариантом может быть демонтаж подоконной части либо части стены между комнатой (кухней) и лоджией (балконом) и установка в этом проеме французского окна в пол.

✅ Мой дом – историко-культурная ценность, есть ли какие-то ограничения?

Если квартира, в которой вы делаете перепланировку, находится в доме, внесенном в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, то замена заполнений оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий возможна только после получения разрешения Министерства культуры.

✅ Необходимо ли готовить проект перепланировки?

Проект нужен при выполнении следующих работ: замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, устройство гидро-паро-, тепло- и звукоизоляции, изменения в несущих конструкциях. В остальных случаях проект не обязателен.

✅ Я могу самостоятельно провести работы?

В блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров – да. В остальных случаях большинство работ могут выполняться только при заключении договора строительного подряда с организациями, аттестованными для их проведения.

Источник: https://a-brest.by/media/kvartiry/vse-o-pereplanirovke-kvartiry-v-belarusi-chek-list/

Одна из главных жизненных задач для многих – обзавестись своим жильем. Вторая – сделать там перепланировку, чтобы максимально подогнать стандартные квадратные метры под свои желания. Вот только пути достижения цели бывают разными. Кто-то перед сносом надоевшей хуже горькой редьки стены самоотверженно бросается на многоуровневые амбразуры всяческих согласований и буквально утопает в бумагах. Другие предпочитают сначала действовать, а потом уже все документально оформлять – узаконивать самострой.

Семь кругов согласований

Вообще сегодня можно обойтись без перепланировок. Квартиры в каркасных новостройках продаются буквально без внутренних перегородок. Твори что хочешь. Сложнее жителям панельных домов. Так и тянет улучшить качество жизни за счет расширения пространства. В теории все просто. Достаточно снести стену между, например, коридором и гостиной. Или соорудить обогреваемый балкон. Или расширить микроскопический санузел за счет прихожей. На практике все гораздо сложнее.

Журналист «НГ» решил пройти все круги большой переделки. Звоню в администрацию района. На том конце провода все объясняют предельно вежливо и корректно:

– Вам нужно прийти на прием к архитектору. Приемные часы – вторник и четверг с 14.00 до 18.00. С собой – копия технического паспорта, на которой можно нарисовать желаемые изменения в планировке. Если архитектор в принципе одобрит изменения, документы – ту же копию техпаспорта – можно подавать в «одно окно». В течение 15 суток вам придет официальный ответ.

Легко? Как бы не так! Если перепланировка в принципе возможна, нужно добиться разрешения на разработку проекта и выполнение работ по плану-схеме. А это полтора десятка справок, разрешений, заявлений, согласований и других документов. Причем это только начало. Следующий этап – получение разрешения на выполнение самих работ по проекту. И вновь вал бумаг – выписки, заключения, непосредственно проект. Но и это еще не все. После того как перепланировка будет фактически выполнена, ее нужно утвердить. И снова заявления, ведомости, выписки. Все подается в «одно окно». Всюду – по 15 суток. А ведь помимо районной администрации диалог придется вести с другими организациями – газовщиками, электриками, коммунальщиками, спасателями, ветврачами.

Уверен, что большинство сограждан при таких условиях умерит свои амбиции и придет к выводу, что жизнь без ремонтов тоже возможна. Другие же, как это нередко бывает, попробуют найти в законодательстве лазейку, чтобы сэкономить не только силы, время и нервы, но и деньги. Возможно ли это? Разумеется, люди побогаче предпочтут переложить все тяготы на плечи специально обученных специалистов. Ведь практически каждое риелторское агентство оказывает услуги по согласованию перепланировок. Помимо них есть и масса индивидуальных предпринимателей, готовых за известную оплату без устали бороться с системой и побеждать.

– Наши услуги по юридическому сопровождению процедуры перепланировки оцениваются от 60 базовых величин – 1380 рублей, – просвещает заместитель начальника отдела по риелторской и страховой деятельности РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Людмила Петровская. – Разумеется, все издержки на создание проекта, а также возможные штрафы, ложатся на ваши плечи. Мы как государственная организация работаем по утвержденному прейскуранту. В частных конторах цены могут быть значительно выше.

Средних цен на этом специфическом рынке услуг попросту не существует. Все зависит от «сложности и напряженности». Стоимость проекта на перепланировку в частных конторах стартует с 300 рублей, но может достигать и нескольких тысяч в зависимости от объема предстоящих работ. За разработку плана-схемы для согласования с администрацией района просят от 100 рублей. Узаконивание уже сделанной перепланировки может заставить раскошелиться на 2–3 тысячи.

Но есть и те, кто решает не заморачиваться с разрешениями и перестраивает жилье самовольно. Дескать, потом как-нибудь все оформлю.

Резон, оказывается, в такой мысли есть. Сегодня по законодательству «самостройщику» грозят административная ответственность и штраф в размере от 230 до 1150 рублей (10–50 базовых величин). По сравнению с остальными затратами это капля в море. Причем существует вероятность, что перепланировка выявлена вообще не будет, особенно если речь идет о скрытых работах. Правда, это означает жизнь как на пороховой бочке.

Начальник отдела по эксплуатации жилищного фонда Минжилкомхоза Игорь Юркевич говорит, что скрыть какие-либо махинации с жильем получается довольно редко. Эксплуатирующие организации регулярно проводят обследование жилого фонда. Опытный представитель обслуживающей организации (ЖЭСа) мгновенно замечает изменения:

– Главный же регулятор – сами жильцы дома. У кого-то после многих лет спокойной жизни стало вдруг холоднее в квартире, в кране уменьшился напор воды или шаги всегда тихого и интеллигентного соседа стали отчетливо слышны через потолочное перекрытие. Потревоженный человек наверняка соотнесет эти изменения с недавними строительными работами у соседа сверху. И позвонит в ЖЭС, ведь напрямую затронуты его интересы.

Не пустить на порог мастера эксплуатирующей организации владелец жилья не имеет права. Рано или поздно повлекшие изменения в жизни подъезда работы будут выявлены. А дальше – по накатанной схеме. Сперва акт осмотра с обязательными подписями контролера и владельца «неправильной квартиры», затем предупреждение с требованием привести помещение в доремонтное состояние.

Валютный коридор заканчивается судом

Впрочем, те, кто целенаправленно самовольно перестраивает квартиру, о таких перспективах наверняка осведомлены и санкций не боятся. Они действуют хитрее, всеми правдами и неправдами принуждая нарушать проектные условия подрядчиков.

Один из недавних случаев. Владелец двухкомнатной квартиры на центральной минской улице решился на перепланировку и даже по согласованию с районными властями подготовил проект. Ему разрешили расширить оконные проемы за счет удаления подоконных досок. В итоге же предприимчивый жилец решил на свой страх и риск внести в проект некоторые изменения. Карандашом нарисовал свои «хотелки», передал их строителям с изрядной суммой денег и укатил отдыхать на юга. К его приезду в квартире были снесены три стены между комнатами и лоджиями и перенесены радиаторы отопления. Площадь квартиры увеличилась. Освещенность ее, к слову, также улучшилась. Хозяин остался доволен, строители тоже. А вот сосед снизу увидел, как из подъезда выносят куски бетонных стен, и забил тревогу. Что имеем на сегодня? Владелец жилья напирает на то, что у него имеются официально заверенный проект и весь пакет разрешений к нему. Утверждает, что он не специалист и просто не понимал, насколько радикально своевольничали подрядчики. И готовится отстаивать свои права. Забегая вперед, скажем, что он уже получил уведомление на восстановление системы отопления до начала холодов. Но если бы не бдительный сосед, такая грандиозная афера вполне могла сойти с рук.

Игорь Юркевич высказывает свою точку зрения:

– Каждый случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Одно дело когда переделки не влияют на параметры работы общедомового инженерного оборудования, и права других жильцов не ущемляются. В этом случае можно обходиться мягкими мерами, выдавать уведомления на доделки и узаконивать изменения. Иное дело когда самовольно сносятся несущие стены или перестраиваются инженерные системы, что грозит не только здоровью, но и жизни окружающих. Здесь только огромный штраф и, возможно, уголовное дело. Разумеется, с обязательным условием вернуть помещение в прежний вид полностью за свой счет.

Сегодня у «самовольщика» при выявлении его «творчества» один путь. Он должен обратиться в проектную организацию или в компанию, специализирующуюся на перепланировках. Там будут проведены расчеты, по которым в случае необходимости предстоит усиливать конструкции и проводить другие работы. При этом от технических заключений уйти не получится, все равно все этапы должны быть одобрены администрацией. Лишь тогда на очередном заседании исполкома будет решено, что переделка проходит по строительным нормам и вообще имеет право на существование. Но это если по закону.

К сожалению, не все рискуют пойти по этому пути. Сейчас управлением Следственного комитета по Минску расследуется уголовное дело в отношении специалиста Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. Женщина обвиняется в получении взятки от «самовольщика».

Следствие установило, что сотрудница агентства должна была составить технический паспорт на квартиру в жилом доме столичного Советского района. При обследовании выявила самовольную перепланировку. По закону, специалист в оформлении техпаспорта должна была отказать. Однако за 100 долларов согласилась изменения не заметить. В результате владелец жилья получил на руки документы со всеми печатями и подписями. То, что в них внесены заведомо ложные сведения, его, разумеется, не волновало. Причем вполне вероятно, что вознаграждение за свои услуги сотрудница агентства брала неоднократно. Дело было поставлено на поток, и пока что остается только догадываться, сколько липовых документов имеется на руках предприимчивых граждан.

О масштабах проблемы можно судить по истории годичной давности. Уже бывшая начальница одного из минских ЖРЭО помогала желающим ускорить процедуры согласования перепланировок, а также узаконивать самовольные. Небезвозмездно. И на протяжении 10 лет. Стандартная такса – 100–300 долларов. От желающих воспользоваться услугами работницы коммунальных служб не было отбоя. В свою очередь женщина сама давала взятки специалисту одной из проектных организаций, чтобы он подписывал необходимые документы без выезда на место и обследования жилья.

Следствие выяснило, что положительно оценивались даже те перепланировки, которые могли привести к обрушению конструкций и официально никогда не были бы разрешены. Но ведь хозяину квартиры так хочется наслаждаться простором квартиры-студии, что можно и наплевать на безопасность!

Есть ли выход из лабиринта?

А ведь не так страшен черт, как его малюют. Чтобы не тратить зря средства и время на перепланировку, лучше заранее навести справки о том, что можно, а что нельзя. Для этого, убеждает Игорь Юркевич, вовсе не обязательно бомбардировать письмами и телефонными звонками министерства и ведомства. Начать нужно с изучения постановления Совмина № 384. Также можно первично проконсультироваться у уполномоченного лица государственного заказчика. Он подскажет, что можно, а что нельзя делать в квартире. После этого можно со спокойной душой двигаться дальше.

Для примера. Недавно в Минжилкомхоз обратилась хозяйка, которой администрация не одобрила план перепланировки. Владелица жилья хотела на месте кладовой обустроить второй санузел.

– Размеры помещения были малы для санузла. Вот и «завернули». Теперь обиженная гражданка решила искать правду у нас. Но в соответствии с Жилищным кодексом функция рассмотрения перепланировок возложена на администрацию. Женщина перед походом в исполком могла проконсультироваться в проектной организации. Там подсказали бы, что нужно всего лишь перенести на полметра межкомнатную перегородку, чтобы параметры кладовой подошли для обустройства санузла.

«Усовершенствованные» квартиры – ходовой товар на рынке недвижимости. Еще бы. Особенно если речь идет о типовом панельном доме. Правда, такие сделки чреваты проблемами для нового владельца, предупреждает Людмила Петровская. На него ложится ответственность за все незаконные проектные изменения. В этом случае у хозяина может быть несколько путей. Подать в суд на прежнего владельца. Но это долгий процесс. Можно прийти с повинной в местную районную администрацию и попытаться изменения узаконить. Или оставить все как есть. Но при этом никто не поручится, что рано или поздно нарушения будут выявлены:

– Мы как риелторы всем советуем перед заключением сделки с недвижимостью тщательно проверить жилье на соответствие строительным нормам. Самое простое – пройтись по квартире с техпаспортом в руках. Перепланировка будет сразу заметна. Хуже, если были проведены скрытые работы, например, перенесены внутристеновые трубы отопления. В этом случае выявить проблемы может помочь представитель ЖЭСа или специалист риелторской организации.

В большинстве случаев узаконивание «перестроек» зависит от принципиальности местных властей. Теоретически любая квартирная корректировка, сделанная без фанатизма, рано или поздно может быть оформлена документально. Однако вопрос в другом. Почему же люди решаются нарушать законодательство? После озвученного перечня необходимых документов и количества этапов я решил, что как-нибудь проживу и без нового дверного проема между кухней и гостиной. Возможно, дело именно в этом – в вале бумаг. У нас давно работают “одни окна”, не прекращается процесс по дебюрократизации общества. Вот только похоже, что сферу перепланировок эти обнадеживающие процессы пока слабо затронули.

Этапы большой переделки прописаны в постановлении Совета Министров № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов».

Перепланировка запрещена, когда она ведет к снижению несущей способности фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также влечет за собой нарушение режима работы систем дымо- и газоудаления.

  • трогать вентиляционные шахты и каналы;
  • превращать балконы и лоджии в отапливаемые помещения;
  • делать перегородку, если она попадает на оконный проем;оставлять жилое помещение без естественного освещения;
  • устанавливать дополнительное оборудование центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехническое оборудование, если это приведет к превышению проектных расчетных нагрузок на одно помещение;
  • изменять архитектурное и цветовое решения фасада жилого дома.

А как у них?

Российские реалии перепланировок во многом схожи с нашими. Все их нужно узаконивать. О некоторых можно сообщить постфактум. Иные вообще запрещены (например, объединение жилой комнаты и кухни при наличии газовой плиты). Нельзя переносить и канализационные коммуникации, стояки водоснабжения. Разрешение также потребуется для переноса санузла, установки кондиционера и устройства теплого пола.

В странах ЕС изменения в оформление квартиры внести крайне сложно. Без согласования нельзя не только сделать перепланировку квартиры, но и установить кондиционер, сменить цвет оконных рам или застеклить балкон. Если же квартира находится в здании, признанном историко-культурным памятником, придется также распрощаться с мыслью заменить двери, плитку на полу и даже цвет стен. Тот, кто нарушил эти условия, не только будет вынужден раскошелиться на крупный штраф, но и обязан привести помещение в доремонтный вид. Именно поэтому в Западной Европе широко применяются нестандартные дизайнерские решения, когда зоны в квартире разделяются легкими раздвижными ширмами, а спальные места оборудуются на антресолях под потолком.

Легко ли решить «перестроечный» вопрос?

Ольга Данилова, офисный работник:

– Мы не планировали перестраивать квартиру, хотели лишь немного перенести входную дверь. Но в итоге были вынуждены возвращать все в исходное состояние. А все потому, что не знали своих прав и обязанностей. Нужно, чтобы каждый четко осознавал, что можно делать с квартирой, а что нельзя. Если такая информация будет в общем доступе, а главное, изложена человеческим языком, количество нелегальных перепланировок, уверена, снизится. А так приходится отдавать «бразды правления» в руки специалистам, а самому – неспециалисту – лишь гадать, не подведут ли «наемники».

Мария Тузикова, дизайнер:

– Я делаю ремонт в квартире свободной планировки. По сравнению с моими знакомыми, которые затеяли реконструкцию жилья в панельном доме, просто отдыхаю! Не пора ли уже строить все дома по новым, современным проектам? Пусть бы появлялось жилье без несущих перегородок, с автономными коммуникациями, чтобы в своей квартире владелец на самом деле мог чувствовать себя таковым и без фанатизма творить что угодно.

Светлана Королева, менеджер:

– Мы с мужем собственным жильем пока не обзавелись. Несколько лет снимаем квартиру. Понятное дело, с годами хочется что-то менять в обстановке. Разрушать стены мы не имеем права. Ищем более «мирные» пути, используя модные аксессуары, новые цвета и так далее. Думаю, будем так поступать и со своим жильем. Вкусы меняются постоянно. Но вечно что-то перестраивать в жилье не получится. Не хватит ни времени, ни сил, ни средств. Лучше обратить внимание на студии дизайна и подгонять жилье под свои запросы не кувалдой и перфоратором, а с помощью графического редактора, цветовых решений и функциональной мебели.

Ольга Иванова, специалист по сделкам с недвижимостью:

– Из опыта работы с клиентами поняла: нужно упрощать процедуры всех согласований. Пока что «одно окно» больше похоже на несколько дверей. Нужно сделать так, чтобы гражданин мог один раз прийти в администрацию района и быстро оформить все необходимые документы на перепланировку. Скажите, у кого не появится мысль сотворить «самовол», если приходится едва ли не в палатке на пороге исполкома ночевать?

Сергей Муравский, «Народная газета», 5 августа 2017 г.

Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/august/25149/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *