Жалоба в рособрнадзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в рособрнадзор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Заявки на рефинансирование можно оставлять онлайн на сайте сразу нескольких подходящих по условиям банков, что позволяет экономить время. С некоторыми предложениями по перекредитованию можно не только улучшить условия обслуживания долга, но и включить в кредит дополнительную сумму и увеличить срок выплаты. Многие программы, рассмотренные в рейтинге, предусматривают возможность рефинансировать сразу несколько кредитов и объединить их в один платеж.

Жалоба в Роспобрнадзор

Правильно написанная жалоба – залог успеха! Ознакомьтесь с основными правилами составления жалобы на учителя на этой странице нашего сайта.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
по (наименование субъекта Российской Федерации) (адрес)

от Фамилия Имя Отчество (при наличии) (адрес)

Жалоба в Рособрнадзор

Я Фамилия Имя Отчество (при наличии) являюсь родителем (матерью, отцом) (законным представителем) Фамилия Имя Отчество (при наличии):

  • ученика (указывается реквизиты класса, к примеру «7Б»);
  • дошкольника, поступающего в 1 класс.

Дата, месяц, год (указывается дата произошедшего) мой ребенок на уроке в классе (перемене, в столовой, на территории школы и т.п.)

Каждая ситуация индивидуальна — не стесняйтесь задавать вопросы:

  1. в комментариях;
  2. в окне онлайн консультанта внизу страницы ↘️
  3. в форме внизу страницы.

столкнулся с тем, что (далее необходимо максимально подробно описать произошедшее):

  • учитель преподает не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а по какой-то своей программе, которая понятна только ему;
  • учитель не дает полноценных знаний на уроке, максимально урезает программу и предлагает детям заниматься с ним после уроков за деньги;
    учитель на уроке использует наглядные материалы (книги, брошюры, видеофильмы и т.п.), после которых ребенок очень нервный, не может нормально спать и т.д.;
  • учитель вел себя некорректно по отношению к моему ребенку, допускал едкие высказывания в его адрес, повышал голос, чем унизил его перед всем классом;
  • в школе не соблюдаются лицензионные требования и условия к осуществлению образовательной деятельности;
  • учитель (завуч, директор, иные лица) мешал моему ребенку сдавать ЕГЭ, всячески отвлекая его от написания экзаменационной работы, в связи с чем, мой ребенок не набрал, то количество баллов, на которое мы с ним подготовились.

мы подали документы для поступления в школу:

  • наше заявление было утеряно, не рассмотрено в надлежащий срок, в связи с чем, ребенок не смог поступить в школу;
  • в принятии ребенка в школу было отказано по формальным основаниям, хотя мы предоставили все необходимые документы;
  • за поступление в школу с нас требовали внести взнос в фонд школы (любые иные денежные требования, поступившие в адрес родителей).

Чем больше фактов вы изложите, тем проще будет разобраться в происходящем Рособрнадзору и тем труднее, ему же, будет вам отказать. Поэтому, очень важно собрать как можно больше материалов о событиях, описываемых в вашей жалобе.

  • рассказ вашего ребенка и его друзей, о происходящем в школе;
  • свидетельства других родителей о том, что они или их дети сталкивались с такими же проблемами;
  • фото и видео фиксация происходящего;
  • скрины экрана вашего компьютера, если, например, вы подавали заявление о зачислении ребенка в школу в электронном виде;
  • любые иные материалы, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации и свидетельствуют в вашу пользу.

Ниже нам необходимо сослаться на нормативные правовые акты, положения которых, нарушают действия учителя. Поэтому указываем следующее:

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с тем, данная ситуация нарушает права моего ребенка на получение образования.

Либо ссылаемся на следующие статьи Конституции Российской Федерации, в случае нарушения иных личных прав и свобод вашего ребенка:
статья 21 – если ваш сын (дочь) подверглись жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию со стороны учителя или обслуживающего персонала школы (методисты, психологи, мед.работники, уборщицы, сотрудники столовой, буфета);
статья 22 – если незаконно была нарушена свобода и личная неприкосновенность вашего ребенка (такое вероятно, со стороны инспектора по делам несовершеннолетних, который в ваше отсутствие злоупотребил своими полномочиями);
статья 23 – при возникновении ситуаций, нарушающих неприкосновенность частной жизни вашего ребенка, личной и семейной тайны, и необходимости защитить честь и доброе имя вашего ребенка (такое возможно, если учитель, например, позволил себе взять мобильный телефон вашего ребенка и прочесть его переписку, придать ее огласке);
статья 26 – в случае нарушения права вашего ребенка на определение и указание своей национальности, пользование родным языком (при таких нарушениях именно на национальной, расовой, языковой, религиозной почве необходимо также ссылаться на статью 19);
статья 29 – если ваш уже взрослый ребенок-старшеклассник в нарушение гарантий свободы мысли и слова принуждается к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
статья 35 – при посягательствах на личные вещи вашего ребенка в стенах учебного учреждения (нередки случаи незаконного изъятия у учеников мобильных телефонов и других электронных устройств).

Этого будет достаточно, для того, чтобы от вашей жалобы нельзя было «отмахнуться».

И как вывод мы должны указать наши с вами требования:

Прошу принять меры к виновным лицам, обеспечить моему ребенку возможность реализации его права на образование и впредь не допускать возникновение таких ситуаций.

Каждая ситуация индивидуальна — не стесняйтесь задавать вопросы:

  1. в комментариях;
  2. в окне онлайн консультанта внизу страницы ↘️
  3. в форме внизу страницы.

Источник: https://zhaloba-obrazec.ru/zhaloba-na-uchitelya-v-rosobrnadzor/

Гурин Сергей Евгеньевич

Большое спасибо всем за поддержку и помощь в исправлении недочётов в черновом варианте заявления в Рособрнадзор!
Публикую окончательный доработанный вариант. Завтра вышлю его в Рособрнадзор.

Уважаемая Любовь Николаевна!

Прошу осуществить надзор за соблюдением действующего Федерального законодательства в общеобразовательном учреждении «Востряковская средняя общеобразовательная школа №3″142007, Московская область, г. Домодедово, площадь Гагарина, дом 5, в части защиты прав моих детей: Гурины Л. С. и Гурины Е. С. Копия справок об их обучении в Востряковской средней общеобразовательной школе №3 прилагаются.
12 апреля 2012 г., в международный День авиации и космонавтики в первом А классе моей дочери (Гуриной Любы) учительницей начальных классов Скоробогатовой Еленой Геннадиевной проводилось обучение детей религии. Вместо рассказов о Дне космонавтики стали рассказывать о гибели Иисуса Христа на горе Голгофа и его воскрешении из мёртвых, детям рассказывалось, почему люди поверили в бога, после чего дети стали раскрашивать пасхальные яйца. Помимо ранее вывешенной иконы, были развешаны плакаты с предполагаемым изображением Иисуса, с текстами молитв перед учёбой и прочая религиозная атрибутика. Приехав с работы и спросив, как прошёл День космонавтики в школе у своей дочери Любы, я услышал рассказ о произошедших событиях. При поступлении в школу моей дочери Гуриной Л. С. моя супруга (Гурина Е. А.) предупреждала Скоробогатову Е. Г., о том, что наша семья исповедует материалистические ценности и религиозное обучение или иные действия с попыткой религиозной агитации в отношении наших детей недопустимы.
Я вынужден был на следующий день прийти в школу для разговора с учительницей моей дочери. Но она в пятницу не вышла на работу. В её отсутствие я сделал несколько фотографий основных мест в школе, где учится моя дочь. Вся школа, где бывают ученики первого класса, была увешена плакатами, листовками и пр. религиозными материалами.
В понедельник я опять пошёл в школу, чтобы побеседовать со Скоробогатовой Е. Г. На мой вопрос: на каком основании без разрешения родителей учительница занимается церковной пропагандой, вразумительного ответа я не получил. Я потребовал убрать икону из класса, мне учительница ответила, что если мне не нравится икона и то, как она преподаёт, то я своего ребёнка могу перевести в другую школу и был направлен к директору Востряковской средней общеобразовательной школе №3 Сергеевой Н. Н, которая согласилась провести беседу со мной только в приёмный день – среду.
Проведя беседу 18 апреля 2012 г. я услышал от Сергеевой Н. Н, что 12 апреля у моей дочери был урок по изобразительному искусству (в этот день такого урока у моей дочери не было, помимо всего расписанием на 4-ю четверть в четверг четвертым уроком значился урок «Технология» по программе ФГОС УМК «Перспектива») и в соответствии с рабочей программой по изобразительному искусству, утверждённой Сергеевой Н. Н. 30 августа 2011 г. для 1 А класса на 2011 — 2012 учебный год (составлено Скоробогатовой Е. Г.) дети занимались по теме: «Всё имеет своё строение». В данной теме в основном пункте указано: «Анализировать различные предметы декаративно-прикладного искусства с точки зрения строения их формы, их конструкции, «писанки» — роспись яиц. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) орнаменты. Изображать традиционные элементы и орнаменты, придумывать свои орнаменты «писанок».
Согласно большой советской энциклопедии 1978 — 1979 гг. издания: «Писанка, расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла, в обряд празднования христианской пасхи. Роспись П. (преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчинённый форме яйца) — распространённый вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.).Лит.: Сумцов Н. Ф., Писанки, «Киевская старина», 1891, май, июнь: Лубенский музей Е. Н. Скаржинской, К., 1890.»
Согласно версии учительницы, Скоробогатовой Е. Г., исходя из необходимости вести разговор про «Писанки» она стала рассказывать о гибели Иисуса Христа на горе Голгофа и его воскрешении из мёртвых, почему люди поверили в Христа и другие религиозные мифы религиозного культа. После чего дети весь урок раскрашивали яйца.
После длительного разговора с Сергеевой Н. Н., мы пришли к соглашению, что в общеобразовательной школе не может быть место религиозному обучению без разрешения родителей. Однако, после проведённой беседы объекты религиозного культа из класса моей дочери убраны не были, религиозная агитация, как висела, так и оставалась висеть во всех местах, где бывают первоклассники.

В сложившейся ситуации я, в соответствии с Уставом школы, обратился с письменным заявлением на имя директора муниципального общеобразовательного учреждения «Востряковская средняя общеобразовательная школа №3» Сергеевой Н. Н. с просьбой убрать религиозную пропаганду, рекламу, а также объекты религиозного культа и иные религиозные материалы из общедоступных мест школы №3 (т.к. я, Гурин Сергей Евгеньевич, возражаю против религиозного обучения моей дочери Любы Гуриной) и перенести их в места, которые специально предназначены для соответствующих религиозных занятий с детьми, организованных школой по приказу директора, вне рамок школьной программы, по просьбе отдельных родителей и при согласии детей, и недоступных для посещения детьми, чьи родители не обращались в адрес директора школы с просьбой обучать своих детей религии. А так же попросил организовать мероприятия, посвящённые Дню космонавтики для учеников первого класса А, которых они были лишены. Копия письма с уведомлением о вручении и копия заявления на имя директора школы с фотографиями предметов религиозного культа, религиозной рекламы и пропаганды прилагаются (приложения №1 и №2).
За день до годового отчётного собрания директора школы №3 перед представителями родительских комитетов моей супруге позвонила учительница 1 класса А Скоробогатова Е. Г. и передала, что мою супругу после собрания ждёт директор школы для беседы. Я пошёл вместе со своей женой в школу. После собрания нас пригласили в кабинет директора. В кабинет помимо директора пришли ещё два представителя школы №3, которые мне были не знакомы и кого мне не представили. Мне и моей супруге в ультимативной форме директор Сергеева Н. Н. заявила следующее:
1. директора возмутило письменное обращение в ее адрес от родителей, т.к. она теперь вынуждена уже 5 ночей не спать и готовить ответ на моё заявление;
2. то, что директор не спит, напрямую может сказаться на результатах ЕГЭ выпускников школы, т.к. ответ на моё письмо напрямую отвлекает персонал школы от подготовки детей к экзамену;
3. ответ на моё обращение я получу по почте;
4. стенды кружка православной культуры они из коридора уберут, просто на это не хватает времени, и, что если мне очень надо, то я могу прямо сейчас им помочь в этом вопросе (я им порекомендовал без моего участия навести порядок в школе);
5. подавляющее число детей в школе – это дети из семей, исповедующих христианский религиозный культ, присутствуют дети из мусульманских семей и никогда ранее конфликтов не возникало;
6. Скоробогатова Е. Г. очень дозировано давала детям информацию о православии, т.к. она прошла специальное обучение и имеет право это делать;
7. православный религиозный культ сейчас везде и без рассказов о нём в школе невозможно детям преподавать обязательную школьную программу начальной школы;
8. что вне рамок православного религиозного культа невозможно доносить до детей исторические и культурные события, входящие в программу начальной школы (рассказы о Кирилле и Мифодии, о русской избе и красном угле в ней, об орнаментах на писанках и проч.);
9. именно по инициативе директора Сергеевой Н. Н. 10 лет назад окормлять школу стал некий (имени и названия не запомнил) настоятель храма;
10. служитель одного из религиозных культов и дальше будет присутствовать на линейке и именно ему вменены обязанности по беседам на нравственные темы с учениками школы;
11. предмет одного из религиозных культов (икону) из класса моей дочери убирать не будут;
12. что 31 августа 2012 г., скорее всего, выяснится, что мою среднюю дочь — Гурину Е.С., (которая занимается на подготовительных занятиях для поступления в первый класс данной школы) в школу принять не смогут, т.к. для нее не хватит места и дети из подобных семей ей в школе не нужны (свою позицию Сергеева Н.Н. мотивировала каким-то постановлением, полученным в апреле 2012 г. от адмистрации городского округа Домодедово);
13. директору школы не нужны заявления на которые она должна давать ответы и лучше нам забрать своих детей из её школы, т.к. нам, вероятно, будет и дальше не нравиться то, что происходит в возглавляемой ей школе;
14. при поступлении в школу, мы должны были знать о религиозной направленности Востряковской школы №3, принадлежности Скоробогатовой Е.Г. к православному религиозному культу и учитывать это при подаче заявления о зачислении нашего ребёнка в данную школу;
15. по великой случайности выхода из строя компьютера учительница Скоробогатова Е. Г. не сумела рассказать о дне космонавтики, и что «чистый» четверг тут совсем не причём;
16. сидящая рядом учительница заявила, что мы занимаемся атеистической пропагандой в школе, что атеизм — это религия, наше письмо было злобное и агрессивное, по её мнению, единственная наша мотивация – это личные счеты со Скоробогатовой Е. Г.
На следующий день состоялось итоговое родительское собрание в 1 А классе. Скоробогатова Е.Г. вынесла на повестку собрания вопрос о наших претензиях относительно обучению детей православному религиозному культу в 1А классе. Учительница 1 А класса Скоробогатова Е. Г. заставила родителей принять участие в голосовании с целью выявления и демонстрации их религиозной принадлежности. По итогам голосования выяснилось, что большинство родителей причисляют себя к православным верующим. После голосования часть родителей заявило, что моему ребёнку необходимо покинуть данную школу, чтобы не мешать воспитывать детей в религиозном миропонимании.
Я выступил перед родителями и объяснил, что определение религиозной принадлежности моего ребёнка это не прерогатива родительского собрания, а личное дело меня и моей семьи, и данный вопрос на собрании не решается.
После проведения прений Скоробогатова Е. Г. заявила, что икону из класса она убирать не будет, и молитвы перед уроками как вывешивала, так и будет вывешивать.
В качестве подтверждения своей позиции и права занимать данную позицию, относительно преподнесения детям миропонимания в рамках одного из религиозных культов, Скоробогатова Е.Г. заявила, что именно данный религиозный культ проходит «красной нитью» через всю программу начальной школы и привела примеры из обязательной школьной программы для 1 класса по предмету «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др Литературное чтение: Учебник: 1 класс: В 2 ч. УМК Школа России, изд. Просвещение), заявив, что без объяснений основ православного религиозного культа невозможно донести до детей обязательную школьную программу начальной школы, в т.ч. первого класса.
Кроме того, Скоробогатовой Е.Г. постоянно ссылалась на то, что ей в обязанности вменяется духовно-нравственное воспитание учеников, и что, по ее мнению, духовно-нравственной воспитание возможно только через призму православного религиозного культа.
09 июня 2012 г. я получил письменный ответ на моё заявление из школы №3 от её директора Сергеевой Н. Н, копия прилагается (приложение №3).
Ответ по существу от Сергеевой Н. Н. я так и не получил.
Рассмотрев работу Сергеевой Н. Н., в части организации внеурочной деятельности учеников начальной школы, я обнаружил, что уже в 1-м классе, в программу внеурочной деятельности, входящей в программу обязательной школьной программы, введено обязательное посещение основ православной культуры (ОПК) для всех детей. Расписание внеурочной деятельности привожу ниже:

• Статье 1 часть 5 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1″Об образовании» (в действующей ред.): «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются». Поскольку преподавание религиозного культа специально подготовленным учителем, который осуществляет свою деятельность с разрешения директора школы в отношении малолетних вопреки воле их родителей, есть ни что иное, как деятельность религиозного объединения, законом это не допускаются.
• Статье 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действующей ред.): «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
(1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание… уважения к правам и свободам человека… (2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; (4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; (5) свобода и плюрализм в образовании». Очевидно, преподаванием религиозного культа одной конфессии, нарушаются все перечисленные в данной статье принципы.

• статье 282, часть 1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в действующей ред.): «Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет». Согласно настоящей стать УК РФ действия Скоробогатовой Е. Г. при проведении голосования на родительском собрании в части выяснения религиозной принадлежности с последующим требованием от голосовавших на исключение моей дочери из школы по религиозной принадлежности напрямую подпадает под её действие. Кроме того, согласно общим принципам квалификации нарушений этого вида: пропаганда исключительности, превосходства граждан по признаку их отношения к религии — распространение оценок граждан (личности, их способностей, поведения) в зависимости от их отношения к религии, а также религиозной принадлежности; пропаганда неполноценности граждан — распространение дискриминационных оценок граждан в зависимости от их отношения к религии, а также религиозной принадлежности; введение обязательного или рекомендуемого изучения элементов исключительно одного определенного религиозного культа на обязательных уроках, или наличие факультативного предмета лишь по одной религии, является прямой пропагандой религиозного превосходства этого культа. Это есть прямое оценочное суждение об обязательной принадлежности граждан к данному культу или участие в культе, как об условии их «гражданской полноценности». Такое суждение, вынесенное публично, образует объективный состав преступления.
• Решению VII вселенского (II Никейском) Собора 787 г. против ереси иконоборчества: иконы есть средства к поддержанию, укреплению и выражению истинной веры и благочестия, а именно: а) иконы, как книги, написанные не буквами, а лицами и вещами, должны поучать христиан истинам веры и благочестия; б) они должны поддерживать внимание молящегося, возносить его мысли и чувства к тому, что изображено на них; в) они должны служить свойственному человеческой природе выражению благоговенных чувств молящегося и его любви к изображенным на иконах лицам, — проявляющимся через поклонение, лобзание, каждение и пр.
• Статье большой советской энциклопедии, издание 3-е: Икона (от греч. eikón — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение …
Действия Сергеевой Н. Н. и Скоробогатовой Е. Г. требуют незамедлительного вмешательства Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с целью недопущения дальнейшего нарушения действия: всеобщей декларации прав человека, конституции Российской Федерации, федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», федерального закона «Об образовании» и УК РФ, в отношении моих детей: Гуриной Л. С. и Гуриной Е. С.
Прошу:
• организовать проверку представленной информации,
• обязать директора Востряковской средней общеобразовательной школы №3 убрать религиозную пропаганду, рекламу, а также объекты религиозного культа и иные религиозные материалы из общедоступных мест школы №3 (т.к. я Гурин Сергей Евгеньевич возражаю против религиозного обучения моих детей) и перенести их в места, которые специально предназначены для соответствующих религиозных занятий с детьми, организованных школой по приказу вне рамок обязательной школьной программы по просьбе отдельных родителей и при согласии детей, и недоступных для посещения детьми, чьи родители не обращались с просьбой обучать своих детей религии;
• осуществить проверку квалификации педагогов – Скоробогатовой Е.Г. и Сергеевой Н.Н. на знание основ педагогики и психологии младшей школы и способности учителей доносить до детей духовно-нравственные ценности, объяснять детям общеобразовательную школьную программу, факты истории, науки, техники, культуры вне рамок их толкования через призму какого-либо религиозного культа;
• избавить моих детей от любых бесед и религиозных действий с представителями каких-либо религиозных культов на территории Востряковской школы №3;
• обеспечить право моей дочери Гуриной Е. С. обучаться в одной школе со своей сестрой Гуриной Л. С.;
• гарантировать получение моими детьми образования в объёме общеобязательной школьной программы в соответствии с утвержденными методиками вне рамок какого-либо религиозного культа.

С уважением,
к.т.н. С. Е. Гурин
25.06.2012г.

Источник: https://sergey-gurin.livejournal.com/11406.html

Написать жалобу на школу

Как написать жалобу на школу? Законодательство Российской Федерации строго регламентирует права и обязанности сторон образовательного процесса, гарантируя надёжную основу для защиты интересов и свобод несовершеннолетних граждан. Однако школа не всегда гарантирует это своим учащимся. И с таким положением дел можно и нужно бороться. Обезопасить своих детей от темной стороны образовательного процесса поможет своевременное и правильное реагирование на проблему и, конечно, подкрепление своих законных требований актуальной правовой базой.

Основания для написания претензии

Для грамотного противостояния нарушениям необходимо иметь четкое представление о правах учащихся. Их полный перечень установлен Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Согласно ст. 34 ФЗ № 273 основанием для жалобы на школу, директора или учителя может стать:

  • отказ в принятии ученика в общеобразовательное заведение (вне зависимости от его проживания);
  • назначение дисциплинарных взысканий детям младшего школьного возраста или учащимся с выраженными особенностями психофизического развития и состояния здоровья, а также тем, которые находятся на больничном или каникулах;
  • отказ в переводе на особую форму обучения (ускоренную, индивидуальную и т. п.) или в другую школу;
  • оскорбление человеческого достоинства ребенка (Как написать жалобу на оскорбление), применение к нему физического или психического насилия;
  • отказ в предоставлении безвозмездной психологической, социально-педагогической и медицинской помощи;
  • наложение ограничений на свободу совести, выражение собственных взглядов, передачу и получение информации;
  • запрет на ознакомление с уставом учреждения или его локальными правовыми актами;
  • принуждение обучающегося к труду и к посещению мероприятий, не связанных с учебной программой;
  • привлечение к вступлению в политические и общественные объединения, а также к принятию участия в их деятельности без согласия ребенка.

Прежде, чем направить письмо, необходимо удостовериться в правомерности своих претензий и в реальности свершении факта нарушения. Последний момент может вызвать недоумение, ведь слова ребенка для большинства родителей являются неопровержимым доказательством и определяющим основанием для жалобы. Но спешить с выводами не стоит.

Дело в том, что дети могли неверно толковать действия учителя или добавить красок обсуждаемой ситуации по другим причинам. Не следует забывать, что школьная травля направляется не всегда в сторону ученика — педагог также может стать жертвой этого негативного явления. Но и в обратные крайности пускаться не стоит. Подвергая явному сомнению откровения ребенка, родитель рискует лишить его необходимой помощи и защиты.

Поэтому перед подачей претензии рекомендуется повести собственное небольшое расследование: расспросить о происшествии других учеников, родителей и, по возможности, корректно побеседовать с учителем. Полученные сведения не только помогут сделать правильный вывод, но и добавят обращению основательности.

Особенности подачи

В случае несоблюдения положенных школьнику прав и свобод его родители или он сам могут приступить к осуществлению мер по их защите. Регламентируется этот процесс ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ.

Неправомерные действия учителя или другого сотрудника общеобразовательного учреждения могут быть обжалованы следующим образом:

  • обращение к непосредственному начальнику нарушителя (директору школы);
  • вынесение спора на рассмотрение комиссии.

Жалоба на имя директора совершается в письменной форме. При ее написании обязательно указывается:

  1. ФИО директора.
  2. Номер и местоположение школы.
  3. Предмет жалобы (краткое описание происшествия, ФИО учителя и ученика, информация о возможных свидетелях).
  4. Суть просьбы.
  5. ФИО заявителя.
  6. Дата.

Урегулирование спорной ситуации также возможно посредством подачи заявления учащегося или его законного представителя (родителя, опекуна) о создании специализированной комиссии.

Отправить письмо в районное управление можно по почте или на электронный адрес. Также у муниципальных органов есть свои официальные порталы и на некоторых из них действуют электронные приемные, обеспечивающие удобную подачу обращений на рассмотрение компетентных специалистов.

Жалоба на школу подаётся в случае нареканий на функционирование всего учреждения, когда в неправомерных действиях против учащихся было замечено не одно лицо, а несколько, включая директора. Вред, который был причинен ребенку в период его пребывания на территории учебного заведения, также является основанием для обжалования школьного порядка в целом. Примером этому может послужить травма, полученная на уроке физкультуры — учитель не уследил за соблюдением дисциплины на занятии, не сумел обеспечить безопасность учеников или не учел физиологические особенности пострадавшего, неадекватно нагрузив его упражнениями.

Процесс обжалования общеобразовательного учреждения схож с аналогичной процедурой в адрес директора. Для этого заявителю также нужно обратиться с письмом в муниципальное управление, а в само заявление вписать адрес и номер школы, описать правонарушение и перечень нарушителей с ФИО и информацией о занимаемых должностях.

Добиться большего эффекта можно, обратившись в такие государственные органы:

  1. Региональный департамент образования. (для Москвы)
  2. Федеральная служба по надзору (Рособрнадзор).
  3. Министерство (Минобрнауки).
  4. Роспотребнадзор.
  5. Прокуратура.
  6. Суд.
  7. Омбудсмен.

Этот элемент управления образовательными учреждениями в иерархии стоит выше муниципальных структур и подведомствен Министерству науки и образования. В компетенцию департаментов входит регулирование и обеспечение нормального функционирования учебных заведений, разработка и коррекция стандартов и программ, а также контроль за соблюдением прав учащихся.

Веб-сайт регионального отделения министерства содержит всю необходимую информацию для обращения граждан в соответствующем пункте меню. Как правило, там представлены контактные данные и часы приема уполномоченных сотрудников, на некоторых также работает сервис «Электронная приемная».

В целом требования к оформлению несложны к выполнению: достаточно полно и достоверно изложить суть проблемы и указать ее фигурантов. При этом следует не забывать о том, что обращение не должно быть анонимным: для разбора описанной ситуации по существу компетентным органам нужно знать ФИО и контактные данные отправителя.

Служба по надзору осуществляет выявление, предупреждение и пресечение нарушений в сфере управления образованием и самих учебных заведений. Это значит, что в Рособрнадзор можно пожаловаться не только на школу, директора или учителя, но и на районное, региональное управление или их должностных лиц.

Направить жалобу в службу можно почтовым отправлением или через электронную приемную.

Для сигнализирования о нарушении онлайн нужно перейти на официальный сайт Рособрнадзора. В разделе «Общественная приемная» расположена специальная форма, в которую следует вписать следующие данные:

  1. ФИО заявителя.
  2. Индекс и почтовый адрес.
  3. Электронный ящик.
  4. Описание сложившейся ситуации.

К электронному ходатайству рекомендуется приложить файлы, подтверждающие или уточняющие изложенные обстоятельства: фото, сканы, видео, документы.

Пожаловаться в Рособрнадзор можно и в устной форме. Для этого нужно предварительно записаться на прием к руководителю соответствующего структурного подразделения по телефонам, указанным ниже:

Министерство образования и науки — орган исполнительной власти федерального уровня. В его компетенцию входят:

  • вопросы, связанные с соблюдением прав участников образовательного процесса;
  • организация проведения оценки качества работы учреждения;
  • разработка и отмена нормативных актов и программ обучения;
  • прочие функции по совершенствованию, функционированию и урегулированию сферы образования.

Рассмотрению Минобрнауки подлежат обращения, полученные:

  1. По почтовому адресу — 125993, ГСП-3, Москва, улица Тверская, дом 11 или 117997, Москва, улица Люсиновская, дом 51.
  2. При личном визите гражданина в Общественную приемную Министерства — по адресу 117997, Москва, Люсиновская у л., д. 51 (при себе необходимо иметь паспорт).
  3. Через электронную форму, расположенную на официальном портале Минобрнауки www.mon.gov.ru.*

* — при составлении необходимо придерживаться следующих правил:

  • указывать личные данные заявителя;
  • избегать нецензурных выражений;
  • излагать свои требования в корректной и вежливой форме — оскорбления и угрозы в адрес должностного лица и его близких недопустимы;
  • не набирать текст в режиме Caps Lock;
  • использовать только кириллицу;
  • не направлять повторно ранее рассмотренную жалобу.

Образец обращения в Минобрнауки

При нарушении санитарных норм в общеобразовательном учреждении будет целесообразно пожаловаться в Роспотребнадзор. Прием граждан по подобным вопросам осуществляется:

  1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — адресу г. Москва, Вадковский пер. д. 18 стр. 5,7. Осуществляется без предварительной записи по графику.
  2. Отделением Роспотребнадзора в регионах (адреса представлены на официальном сайте службы в разделе «Структура»).

График приема граждан в Роспотребнадзоре

Подача заявлений в эти инстанции осуществляется при свершении серьезных нарушений прав и свобод ребенка или тогда, когда обращения в органы исполнительной власти сферы образования не возымели должного эффекта.

Жалоба в прокуратуру составляется в строгой форме и содержит:

  1. Наименование органа прокуратуры и его адрес.
  2. ФИО, адрес и контактные данные заявителя.
  3. Описание правонарушения, ФИО и должности его действующих лиц, меры, которые были приняты заявителем для решения данной проблемы.
  4. Подпись и дата подачи.

По результатам проведенного расследования прокуратура может привлечь должностное лицо к административной ответственности или передать дело для дальнейшего разбирательства в суд.

В случае, когда в борьбе за защиту и отстаивание законных прав ребенка исчерпаны все средства, а справедливость так и не была восстановлена, можно обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ — омбудсмену. Его деятельность не может заменить сферу влияния правомочных государственных органов, но способна существенно дополнить имеющиеся правозащитные институты.

Ходатайство на имя омбудсмена в обязательном порядке сопровождается копиями решений и постановлений по ее рассмотрению в судебном или административном порядке.

Почтовый адрес Уполномоченного по правам человека в Москве: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, к. 115. Правозащитная карта с контактными данными омбудсменов по регионам — http://map.rightsrf.ru.

Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org.

Последствия

Удовлетворение жалобы на школу, директора или учителя влечет за собой следующие последствия:

  1. Определение и обязание к исполнению мер по урегулированию спорной ситуации.
  2. Пересмотр устава и нормативных актов общеобразовательного учреждения.
  3. Лишение лицензии частной учебной организации.
  4. Назначение и применение мер дисциплинарного или административного взыскания, а иногда и уголовного наказания виновному.
  5. Увольнение или снятие с должности правонарушителя.
  6. Возмещение материального или морального ущерба пострадавшему.

Законодательная база

Список законодательных актов, регламентирующих порядок подачи и рассмотрения претензий на сотрудников и организации общеобразовательной сферы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
  3. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Дежурные юристы

Увольнение наемного специалиста – процесс сложный и весьма неоднозначный. Чтобы соблюсти все требования…

Напишите жалобу на магазин Пятерочка. Право покупателя написать жалобу на магазин закреплено на законодательном…

Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной…

Источник: https://xn----7sbabf2al2alrezou2k.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83-%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/

Жалоба в рособрнадзор

Обращаемся в Рособрнадзор

За Рособрнадзором закреплено немало полномочий: контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования и за деятельностью диссертационных советов, проведение ЕГЭ, контроль качества образования и лицензирование, подтверждение документов об образовании и контроль за органами опеки и попечительства. Если вы считаете, что возникшие проблемы неразрешимы своими силами, то смело можете воспользоваться правом на обращение непосредственно в Рособрнадзор.

Тут примут и устные, и письменные обращения.

Рособрнадзор, осуществляет работу и несет ответственность за своевременность, полноту и правильность рассмотрения обращений граждан.

Результатом исполнения являются:

— меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

— письменный или устный ответ на поставленные в обращении или на личном приеме вопросы с учетом принятых мер по ранее поступившим обращениям того же автора и существа ранее данных ему ответов и разъяснений.

Внимание: Исполняется в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Примечание: Государственная функция исполняется бесплатно.

Основными требованиями к информированию граждан являются:

— достоверность предоставляемой информации;

— четкость в изложении информации;

— наглядность форм предоставления информации об административных процедурах;

— удобство и доступность получения информации об административных процедурах;

— оперативность предоставления информации об административных процедурах.

Для получения информации об исполнении государственной функции граждане обращаются в Рособрнадзор:

— лично или в письменном виде (почтой, курьером) по адресу: ул. Садовая-Сухаревская,

д. 16, г. Москва, К-51, ГСП-4, 127994;

— в электронном виде (электронным сообщением) на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Режим работы экспедиции Рособрнадзора :

понедельник, вторник, среда, четверг — с 9.00 до 18.00;

— контактные телефоны должностных лиц Рособрнадзора;

— месторасположение структурных подразделений Рособрнадзора и их почтовые адреса.

Письменное обращение гражданина подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента его поступления в Рособрнадзор.

Примечание: Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Рособрнадзора, направляется в течение семи дней со дня его регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, когда текст письменного обращения не поддается прочтению.

Письменное обращение, поступившее в Рособрнадзор, рассматривается в течение тридцати дней со дня его регистрации.

В случае направления запроса о представлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган или должностному лицу руководитель Рособрнадзора либо уполномоченное лицо Рособрнадзора вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Письменное обращение гражданина.

Граждане имеют право направить индивидуальные и коллективные обращения в адрес Рособрнадзора в виде письменных предложений, заявлений или жалоб.

Письменное обращение должно содержать:

— либо наименование государственного органа (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или Рособрнадзор);

— либо фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) соответствующего должностного лица;

— либо должность соответствующего лица;

— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;

— почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения;

— суть предложения, заявления или жалобы;

— личную подпись гражданина и дату.

Примечание: В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение не рассматривается:

— в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

— в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

— в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

— в случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Рособрнадзора либо должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение обращения (далее — уполномоченное лицо Рособрнадзора), вправе принять решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направленные обращения направлялись в Рособрнадзор или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;

— в случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

— в случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Рособрнадзор либо должностному лицу Рособрнадзора.

Внимание: Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Примечание: Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Гражданин на стадии рассмотрения Рособрнадзором его обращения имеет право:

— представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращению либо обращаться с просьбой об их истребовании;

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

— получать на свое обращение письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

— получать уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;

— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Должностные лица Рособрнадзора обеспечивают:

— объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, в случае необходимости — с участием граждан, направивших обращения;

— получение необходимых для рассмотрения обращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

— принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан;

— направление письменных ответов по существу поставленных в обращениях вопросов;

— уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Минимальные баллы ЕГЭ в 2016 году не изменятся

Чтобы получить школьный аттестат и поступить в престижный вуз, выпускникам 2016 года нужно будет успешно сдать 4 предмета:

— русский язык минимум на 36 баллов ;

— решить математику на 27 баллов;

— сдать пару предметов на выбор

— тем, кто намерен сдавать информатику и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) набрать придётся 40 баллов ;

— как минимум 42 балла должны получить выпускники, сдающие обществознание ;

— 22 балла – нижний порог для сдающих иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский) .

Примечание: По словам Ливанова, единый госэкзамен, в том виде, в котором он нынче существует, обеспечивает селекцию – отделяет тех, кто может учиться в вузе от тех, кто не может.

«Что касается портфолио, которое абитуриенты предоставляют при поступлении, то тут могут быть только какие-то новые возможности для вузов», – добавил министр.

Внимание: Вузы по-прежнему будут давать до 20 баллов в сумме счастливым обладателям значка ГТО, приличного выпускного сочинения, а также активным участникам олимпиад и сердобольным волонтёрам.

Рособрнадзор ежегодно устанавливает минимальное количество тестовых баллов по каждому предмету с 2009 года. В ноябре 2014 года президент России Владимир Путин поручил повысить минимальный балл ЕГЭ. В 2015 году средник балл ЕГЭ по математике профильного уровня составил 49,56 балла при минимальном пороге 27 баллов, обогнав на три балла планку 2014 года.

P. S. Далеко не уходите! Возвращайтесь снова, Дорогие Читатели. Обязательно подпишитесь на новые статьи информационного портала « azbukainfo — tlt . ru » и получайте свежую, полезную информацию, когда и как обращаться в Рособрнадзор, о новых федеральных законах в сфере недвижимости,различных проблемах в области ремонта, строительства своими руками, по оптимизации бюджета, полезную информацию по строительству Вашего дома, купле-продаже квартир, аренды и всего, что касается недвижимости. Хотите оперативно узнавать о новых статьях — установите Виджет Яндекса.

Если Вы неуверенны в правильности своих действий или не знаете, как правильно поступить.

Специалисты компании, помогут Вам, в решении всех насущных проблем и вопросов.

P.S. S . Какие вопросы у вас еще есть по этой теме? Напишите внизу, в комментариях, а я постараюсь найти на них ответы. Так же не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных ниже.

Рособрнадзор информирует об окончании сроков действия госаккредитации в пяти вузах

В 2015 году Рособрнадзор приостановил действие лицензии на ведение образовательной деятельности или государственной аккредитациив в нескольких десятках российских вузах и их филиалах. Рособрнадзор призывает абитуриентов, студентов и их родителей, внимательно относится к выбору учебного заведения. При выборе вуза необходимо проверить наличие у него действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Проверить наличие лицензии можно по сводному реестру лицензий . Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам/ Проверить ее действительность можно в Реестре организаций , осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам: Кроме того, выдавать документы государственного образца об образовании и квалификации, которые устанавливает Министерство образования и науки РФ, могут только организации, имеющие действующие свидетельства об аккредитации. При выборе вуза также необходимо убедиться, что в него не запрещен прием. Рекомендуется воспользоваться «Картой вузов», где собрана сводная информация Рособрнадзора о работе высших учебных заведений .

Без государственной аккредитации вуз продолжает образовательную деятельность, однако не может проводить государственную итоговую аттестацию и выдавать документы об образовании и квалификации, образцы которых устанавливаются Минобрнауки России, предоставлять право на отсрочку от службы в армии, а также выдавать справки-вызовы на прохождение промежуточной и итоговой аттестаций, которые дают право обучающимся на оплачиваемый учебный отпуск и т.д.

Будьте бдительны!

На сайте Рособрнадзора появилось сообщение, что в период проведения приемной кампании и начавшегося с 20 июня приема документов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание абитуриентов и их родителей на серьезный выбор организации высшего образования и призывает внимательно изучать документы вуза (или его филиалов), дающие право вести образовательную деятельность. Приостановка лицензии означает, что в данный период организации не могут принимать абитуриентов и обучающихся.

Внимание: Рособрнадзор сообщает, что для ведения законной образовательной деятельности вуз обязан иметь соответствующую лицензию. Отсутствие лицензии означает, что организация не имеет права вести обучение, по окончании которого выдается документ об образовании. Отсутствие лицензии означает, что организация не имеет права вести образовательную деятельность, по окончании которой выдается документ об образовании .

Примечание: Рособрнадзор призывает абитуриентов, студентов и их родителей, внимательно относится к выбору учебного заведения и проверять наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и других разрешительных документов.

Образовательная организация обязана ознакомить поступающего с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе с правами и обязанностями обучающихся.

При подаче документов поступающий должен зафиксировать в заявлении и заверить личной подписью факт ознакомления (в том числе через информационные системы общего пользования) с копией лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложением); с копией свидетельства о государственной аккредитации (с приложением) или информацию об отсутствии таких сведений.

СПРАВКА: Пункт 6 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев;
Пункт 7 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания, в том числе если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.

Источник: https://azbukainfo-tlt.ru/index.php/kak-pravilno-zhalovatsya/obrashchaemsya-v-rosobrnadzor


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *