Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодичность повышения квалификации педагогических работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Субсидии малоимущим семьям на оплату жилого помещения считают по особой ставке. Субсидии на жилье в 2019 году в краснодарском крае. Калькулятор может производить расчёт сроком до 25 лет 300 месяцев.
Повышение квалификации педагогических работников
Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Повышение квалификации педагогических работников
Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования. В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.
Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).
В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы — когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).
Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность?
Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.
В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.
В Письме Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 (далее — Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование. В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ).
В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться:
1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются:
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:
— для работников федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
— для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Письме № 08–415/124 также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.
Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации.
2. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы. Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.
Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).
На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.
Итак, повышение квалификации — это право педагогического работника; обязанность работодателя!
Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).
Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- целевой субсидии;
- средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.
По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:
- субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
- субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.
Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:
- договор с образовательной организацией;
- приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
- учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
- удостоверение о повышении квалификации;
- акт об оказании услуг.
В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Источник: https://eduface.ru/consultation/pravo/povyshenie_kvalifikacii_pedagogicheskih_rabotnikov
Повышение квалификации – и право и обязанность педагога
Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.
Что такое повышение квалификации?
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».
Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Право педработника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Реализация права на дополнительное профессиональное образование
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
А что, если …
Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Нормативные документы
Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями
Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Источник: https://eduinspector.ru/2017/05/10/povyshenie-kvalifikatsii-i-pravo-i-obyazannost-pedagoga/
Повышение квалификации
Аттестация педагогических работников
Всем известно, что 26 марта 2014 г вышло постановление Министерства образования Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012г №101 (инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников профессорско-пре подавательского состава учреждений высшего образования))»
Аттестация педагогов проводится в 2 вариантах: по инициативе самого работника или по инициативе руководителя учреждения. Обратите ваше внимание на некоторые пункты в изменения:
Цифры «2014» сменить на «2017»
… аттестация педагогических работников на подтверждение высшей квалификационной категории в случае, когда ВКК была присвоена ему более, чем 5 лет назад, осуществляется до 1 сентября 2014г
Это значит, что объявляется «амнистия» всем тем, кто отказался подтверждать категорию и дается возможность сдать экзамен на подтверждение высшей категории в этом году + те, кто получил высшую квалификационную категорию в 2009 и 2010 году.
Те, кто получил высшую категорию во 2 полугодии 2010 года, может сдать экзамен на подтверждение в следующем учебном году.
Не стоит оттягивать до 2017 года тем, кому настало время для подтверждения. Списки педагогических работников, у которых со дня сдачи на высшую категорию прошло 5 лет составляются. А в соответствии с П.7 данной инструкции, по истечении 5 лет, педагог обязан подтвердить ВКК или согласно П.49 данной инструкции – она снимается или снижается на уровень . Веской причиной отказа педагога от подтверждения может быть больничный лист или отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.
Решение о допуске или отказе в допуске аттестации педагогического работника принимается на очередном заседании АК в соответствии с п.22 данной инструкции
Ранее не было основания п.22
Получение образования в соответствии квалификационным требованиям:
1) На сдачу квалификационной категории – обязательно педагогическое образование. На подтверждение категории – не нужно.
2) На сдачу категории — образование соответствует специальности Диплома. На подтверждение категории – не нужно. (В разрешении данного вопроса поможет квалификационный справочник)
3) Повышение квалификации (курсы) осуществилось не менее 1 раза в 3 года (Постановление Совета Министров №253 от 24.03.14г «О внесении изменений в Постановление №954»)
Данного подпункта не было
Данного подпункта не было
Данного подпункта не было
Стаж фактической работы соответствует (2кк – 2 года, 1кк – 3 года, высшая кк и «учитель-методис т» — 3 года со дня присвоения предыдущей категории, 2 кк может получить выпускник Высшего учебного заведения — через год, если Диплом об окончании учебного заведения с отличием).
В стаж не учитываются перерывы в работе, в том числе и декретный отпуск.
Стаж считается вплоть до 3 года 2 месяца и 21 день.
Перечислены педагоги и преподаватели, которые могут претендовать на присвоение кв. категории, независимо от стажа работы, переводе с одной должности на другую. Например, педагог получил кв.категорию будучи педагогом-органи затором, сменил место работы и стал воспитателем – категория сохраняется
Аттестация директоров происходит на общих основаниях
Графики и сроки проведения аттестации:
1. Срок проведения аттестации:
— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;
— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационног о экзамена (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).
2. В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособнос ти (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).
Но если в срок аттестации педагог болел, то можно срок (например: эти 4 месяца) продлить.
Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемого на протяжении 3 дней со дня его издания
Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемого не позже 1 месяца со дня его издания
Разъясняет вопросы о характеристике педагогического работника
1. Характеристика педагогического работника должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми в квалификационной характеристике к специалисту той категории, на которую он претендует. 2. В какой должности аттестуется педагог должно быть ясно из характеристики.
3. Необходимо соблюдать общие требования к характеристике, как к документу (отражены ли недостатки и пути их устранения, даны ли рекомендации по совершенствовани ю педагогического мастерства и т.д.).
4. Характеристика должна быть согласована с профсоюзным комитетом и подписана руководителем учреждения образования.
5. Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой (ч.ч.3, 4 п.23 Инструкции)
Этот пункт инструкции освобождает ряд педагогических работников от сдачи квалификационног о экзамена при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение ВКК.
Например — не сдают квалификационный экзамен те педагоги, которые в течении последних 5 лет подготовили победителей международных и республиканских олимпиад
Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории или не явился на квалификационный экзамен или аттестационную беседу без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная категория снижается (отменяется)
Лучше прислать письмо директора об уважительной причине неявки в Г Областной институт развития образования, но потом все равно включить этого педагога через 2-3 месяца, иначе засчитается неявка.
1. Сдача экзамена на высшую категорию теперь проходит в АПО в Минске.
2. Что должно быть в приказе руководителя УО:
Четко прописаны сроки проведения аттестации
Список педагогов (нужно разделять списки педагогов на подтверждение и присвоение квалификационной категорий)
График согласовывается с ПК
3. Как оформить протокол заседания АК на подтверждение высшей категории:
Повестка дня: определение сроков при прохождении аттестации на подтверждение высшей кв.категории…
Решили: включить в график прохождения аттестации на подтверждение…
4. Направление на сдачу экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО и председателем аттестационной комиссии (это может быть один и тот же человек), заверяется печатью.
5. Запись в трудовую книжку о подтверждении ВК обязательна.
В папку выступления включены такие документы, как:
Постановление МО РБ 26.03.2014 №20
Постановление Совета Министров №253 от 24.03.14г «О внесении изменений в Постановление №954»
Программы на присвоение высшей квалификационной категории
Образец направления на сдачу экзамена на подтверждение ВКК
Рекомендации АПО по аттестации
Список аттестационных материалов
Рекомендации по подготовке к участию в квалификационном экзамене при прохождении аттестации на подтверждение высшей категории учителя (воспитателя)
Информацию о сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию можно получить на с айте www.academy.edu.by в разделе Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена . Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе ) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла .
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице .
Источник: https://dsad17.schools.by/pages/povyshenie-kvalifikatsii
Нормативная периодичность повышения квалификации
Каждый специалист должен регулярно повышать свою квалификацию. Это необходимо для совершенствования его теоретических знаний и практических навыков, а также для соответствия действующим требованиям к профессиональной компетентности. Периодичность повышения квалификации устанавливается в зависимости от сферы, в которой ведет свою деятельность конкретный работник.
Общие положения
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации регламентируются:
- Трудовым кодексом РФ.
- Профстандартами.
- Ведомственными приказами и распоряжениями.
- Трудовым или коллективным договором между сотрудником и организацией, локальными актами предприятия.
Особенности применения положений этих документов в сфере дополнительного профобразования разъясняются в Письме Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06.
Для представителей большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет. Например, получать дополнительное профобразование не реже чем каждые 5 лет должны:
- Специалисты в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (п. 4 ч .6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ).
- Работники прокуратуры (ч. 1 ст. 43.4 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).
- Сотрудники органов внутренних дел – по мере необходимости, но не реже, чем один раз в 5 лет (п. 8 ст. 76 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
- Медики – (п. 4 приказа Минздрава № 66н от 03.08.2013).
- Специалисты горной промышленности. (ст. 25.5 ФЗ № 81 от 20.06.1996).
Если требования к периодичности повышения квалификации работников, занимающих определенные должности в соответствии с полученной специальностью, не установлены профстандартами и ведомственными нормативными актами, то согласно ч. 1 ст. 196 ТК, работодатель решает сам, нужно ли направлять сотрудников на учебу, но условия и график повышения квалификации обязательно согласуются с профсоюзом, и все это закрепляется в трудовом договоре (коллективном или индивидуальном).
Периодичность повышения квалификации для большинства профессий и специальностей – один раз в пять лет. Из этого правила есть несколько исключений.
По профессиям и специальностям
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей
Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ
Служащие органов внутренних дел
Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).
Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.
Источник: https://edunews.ru/kursy/info/periodichnost-povysheniya-kvalifikacii.html