Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономические Потери От Мошенничества В Автостраховании 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Рост количества украденных злоумышленниками денег произошел впервые за три года. В обороте всех операций по картам в 2020 г. доля мошеннических транзакций составила 0,0018% (меньше 2 коп. с 1000 руб.), годом ранее – 0,0016%. Цель регулятора – чтобы этот уровень не превышал 0,005%.
Впрочем, по данным самого Fincert, всплеск хищений с карт пришелся на II квартал: за апрель – июнь злоумышленники украли 401,6 млн руб. – рекордную за квартал сумму с начала 2015 г., когда Fincert начал наблюдения. Очередной всплеск мошенничеств был в IV квартале, тогда с карт украли 396,6 млн руб.
Экономические Потери От Мошенничества В Автостраховании 2020
Причины роста мошенничества простые – это желание получить быструю прибыль. Со временем аферисты научились делать подставные аварии и получать прибыль сразу в нескольких компаниях. Что касается мошенничества с электронными полисами ОСАГО, то тут достаточно сделать предложение клиенту через интернет и получить средства.
Сегодня судебная практика афер по ОСАГО очень хорошо развита. В результате этого защитить себя от мошенничества не так сложно, как было ранее. Все что необходимо сделать клиенту – это оставить досудебную претензию и обратиться с ней в офис страховой организации.
Рекомендуем прочесть: Штраф За Прописку Ребенка В 2020
Например, инсценировать можно аварию, порчу имущества или нанести вред своему здоровью, но не во всех случаях существуют объективные доказательства преступления. Отсутствие фактов приводит расследование к тому, что мнимый потерпевший получает возмещение убытков.
Любое преступление, связанное с мошенничеством должно иметь потерпевшую сторону. Действия криминального элемента относительно пострадавшего имеют прямую квалификацию, но не редко потерпевшее лицо фиктивно приводит ситуацию к страховому случаю и требует возмещения убытков.
- Фишинг – при входе на сайт банка человек перенаправляется на поддельную веб-страницу, которая очень похожа на оригинал. Для входа в личный кабинет, клиент вводит персональные данные. В результате правонарушители получают доступ к нужной информации.
- Телефонное мошенничество – человек получает смс о том, что его карта заблокирована. Если он перезванивает на указанный номер, то преступники представляются сотрудниками банка и просят назвать данные банковской карты для ее разблокировки.
- Мошенничество с банкоматами – на банковское оборудование устанавливают миниатюрные камеры и с их помощью получают ПИН-коды.
Как себя защитить от финансового мошенничества? Для безопасности денежных средств нужно использовать инструменты защиты, предлагаемые банком.
Также следует быть внимательнее со своей картой и не сообщать личные данные третьим лицам.
Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников.
В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно.
Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.
За последние несколько месяцев в Ленинградской области произошло несколько громких дел по страховому мошенничеству. Наиболее обсуждаемым стал случай поджога муляжа дома, который мошенники пытались выдать за настоящий, чтобы получить 8-ми миллионную выплату.
Согласно результатам пятого рейтинга криминогенности регионов Института региональных проблем, в Ленинградской области уровень страхового мошенничества вырос практически на 100% по сравнению с результатами предыдущего исследования, что является одним из самых высоких показателей среди остальных регионов.
О случаях мошенничества в страховании имущества крайне редко появляются сообщения в СМИ, однако в последнее время страховым компаниям и правоохранительным органам удалось раскрыть ряд крупных страховых афер.
Так, в Ленинградской области трое участников организованной преступной группировки прельстились большими страховыми выплатами, которые могли бы получить, инсценировав кражу имущества.
Организатором ОПГ выступил бывший муниципальный депутат из Санкт-Петербурга, который привлек к мошеннической схеме начальника предприятия (чье имущество было застраховано и якобы украдено) и водителя-механика. Мошенники инсценировали кражу деталей строительной техники – ковшей, стрел и прочих частей.
Члены ОПГ могли бы получить 30 миллионов рублей за счет страховых выплат, но сейчас их ожидает строгое наказание. 3 октября 2020 года суд приговорил организатора группировки к 7 годам лишения свободы, владельца предприятия с «украденной» техникой – к 5 годам и водителя-механика, который знал, что именно и как нужно было скручивать с техники – к 3 годам в колонии общего режима.
Во-первых, важно знать, какие типы страховых мошенников используются. Есть много типов мошенничества с автострахованием.
Установки автомобильных аварий могут варьироваться от автомобилей, намеренно останавливающихся перед водителем, чтобы вызвать автомобильную аварию сзади автомобиля водителям, которые притворяются, что они полезны, но намереваются вызвать автомобильную аварию, которая будет выглядеть как невинная ошибка водителей.
Просвечивание себя больше о защите мошенничества от мошенничества с автомобильным страхованием — лучший способ избежать того, чтобы быть следующей жертвой. Вот список распространенных мошенников, о которых нужно знать:
Владимир Новиков, выступая с докладом «Страхование киберрисков. Мировой опыт и перспективы для России», заострил внимание на том, что дигитализация и цифровые технологии все прочнее входят во все аспекты нашей жизни, и в любой сфере деятельности цифровизация – это необходимое условие для ведения конкурентоспособного бизнеса. «Информационные системы для предприятий и организаций сегодня являются таким же ценным активом, как и другие, — отметил эксперт. — Одновременно — это та дверь, через которую киберпреступник может проникнуть и нанести серьезный ущерб».
На форуме обсуждалось влияние современных технологий как на мировую, так и на отечественную страховую индустрию. Представители страховой отрасли делились своим опытом и инновационными наработками по цифровизации бизнес-процессов, а также по развитию новых видов бизнеса.
О ДТП он сообщил своему сыну – 37-летнему сотруднику ДПС, который решил оформить мнимое ДТП с участием второго водителя, якобы по вине которого были причинены повреждения автомобилю отца. С этой целью молодой человек обратился к своему знакомому — директору фирмы, предоставившему для оформления фиктивного ДТП, имевшийся у него в собственности грузовой автомобиль. Он же предложил водителю грузовика за денежное вознаграждение в размере двух тысяч рублей выступить в ГИБДД в качестве второго участника мнимого ДТП, по вине которого автомобиль отца сотрудника ДПС получил механические повреждения.
Судом установлено, что отец бывшего сотрудника правоохранительных органов 69-летний нижегородец, не справился с управлением автомобиля и, съехав в кювет, врезался в препятствие, в результате чего машина получила значительные механические повреждения. Преступление совершено в 2020 году.
Следствием собраны доказательства по 18 фактам инсценировки ДТП, в результате которых мошенники завладели денежными средствами страховых компаний. Кроме того, установлено 9 эпизодов, когда жертвами их противоправной деятельности стали физические лица. Граждане под разными предлогами передавали денежные средства фигурантам, которые обещали помощь в покупке автомобиля или ремонте транспортного средства. Таким образом, причиненный ущерб в результате преступных действий составил более Br210 тыс.
Обвиняемыми признаны 36 человек. Они занимались в основном мошенническими действиями, направленными на получение незаконных выплат по автомобильным страховкам. По данным следствия, участники преступной деятельности с 2012 по 2020 год на территории области совершали многочисленные инсценировки ДТП для того, чтобы получать страховые выплаты. Имитируя происшествия, они умышленно повреждали автомобили, предоставляли недостоверные сведения в филиалы страховых компаний и обманом получали денежные компенсации.
Нажиться на страховщике – преступление или подвиг?
— Давайте вместе посчитаем. Чтобы возбудить уголовное дело, правоохранительные органы должны «накопать» убыток в размере не меньше 250 тыс. рублей. Согласитесь, уже немало. В ходе следствия мы обычно выходим на группу, которая занималась этим делом профессионально. Размер убытка вырастает многократно — в Москве банда мошенников в страховании зарабатывает от миллиона долларов в год и больше. Затем дело передается в суд. И люди получают. условные сроки.
Свердловскими полицейскими с начала 2020 года проводилась проверка в отношении граждан, входящих, по мнению оперативников, в вооруженную организованную преступную группу, которая квалифицировалась на совершении вымогательств, мошеннических действий в сфере автострахования и иных тяжких и особо тяжких преступлениях.
Сыщики установили механизм действия участников группы, а также распределение ролей среди них. Так, одни приобретали дорогостоящие автомобили иностранного производства в субъектах Российской Федерации для имитации в последующем ДТП, страховали транспортные средства, подбирали лиц для оформления несуществующих аварий. Другие изменяли внешний вид автомобилей, имитируя последствия аварий. Третьи осуществляли юридическое сопровождение фиктивных ДТП и получение страховых премий.
«Если сейчас страховая компания, чтобы расследовать какое-то дело о страховом мошенничестве, передаст информацию частному страховому детективу, который работает согласно закону о частной детективно-охранной деятельности, что-то доказать или просто собрать информацию достаточно сложно. Все это можно делать только с письменного согласия. Сегодня в том виде, в каком существует этот закон, развивать институт страховых детективов невозможно. Если бы некоторый функционал оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов можно было бы добавить в службы безопасности страховых компаний или дать право частным детективам в страховой отрасли проводить эти действия самим, то раскрываемость страхового мошенничества была бы выше, это бы помогло более эффективно расследовать подобные нарушения», — согласился заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
- Инсценировка ДТП. Данный способ был отнесен именно в эту категорию, так как подставные аварии в большинстве случаев организуются совместно с сотрудником ГИБДД, в сговоре с которым обмануть страховщиков значительно проще. Именно он предоставляет страховым организациям фальшивые протоколы с места аварии и прочие необходимые документы.
- Фальсификация обстоятельств аварии, а также результатов различных экспертиз (технической, медицинской и т.п.). К этому виду обмана относится огромное количество самых разных афер, в которых деятельное участие принимают оценщики, эксперты, соучастники ДТП, опрашиваемые свидетели аварии и другие лица.
Мошенничество – одна из самых острых проблем в сфере автострахования. Участившиеся случаи обманов и общая тенденция криминализации данного сегмента услуг серьёзно тормозит не только развитие рынка страхования, но и отрицательно сказывается на экономике государства в целом.
Ущерб от действий страховых мошенников достиг 3,5 млрд рублей за квартал
Причины роста мошенничества простые – это желание получить быструю прибыль. Со временем аферисты научились делать подставные аварии и получать прибыль сразу в нескольких компаниях. Что касается мошенничества с электронными полисами ОСАГО, то тут достаточно сделать предложение клиенту через интернет и получить средства.
Однако страдают не только страховщики, но и обычные клиенты. Приобретая фальшивый полис, они лишают себя финансовой защиты, которая гарантированно положена каждому пострадавшему в ДТП. К сожалению, компенсировать все убытки таким водителям придется самостоятельно.
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице.
В прошлом году страховые компании заплатили мошенникам более 50 млрд руб. – это 10% всех страховых выплат за год. По просьбе РБК страховщики вспомнили о самых вопиющих случаях мошенничества за последнее время Оценки по выплатам мошенникам РБК предоставил председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов. Чаще всего мошенники пытаются получить выплаты по автострахованию, говорит он, добавляя, что это около 15–20% от всех произведенных выплат за прошлый год.
Рынок пенсионного страхования наполнен мошенническими схемами, и они с каждым годом становятся всё более ухищрёнными. Чаще злодеяния встречаются в рамках добровольного страхования.
- использование похищенных бланков;
- намеренная порча и списание бланков (так называемый «полис напрокат»);
- специальное занижение агентом размера премии по полисам (по сговору со страхователем);
- оформление полиса «задним числом»;
- фальсификация бланков и печатей и их использование.
По результатам анализа, выяснилось, что страхование жизни и здоровья занимает десятую часть от всего количества мошенничеств; страхование домашних животных занимает лишь двадцатую часть; более 60 % приходится на мошенничества со страхованием автотранспортных средств.
2) Некоторые страховые компании предпринимают всевозможные попытки для того, чтобы минимизировать суммы страховых возмещений, а то и вовсе свести к нулю, чем вызывают отрицательное отношение к себе со стороны клиентов.
Новый виток кризиса, новые страховые мошенники
«Здесь мы располагаем оценочными данными, сделанными на основе запроса данных у компаний. Ущерб по итогам 2016 года составил около 15 млрд рублей. Учитывать эти данные в судебной статистике достаточно сложно, потому что при инкассовом списании, например, на 10 млн рублей, требуется дополнительное разбирательство, по каким договорам платит страховщик. Это могут быть десятки договоров», — пояснил он.
Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников. В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно. Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.
В Европе популярны фальсификации с автомобилями. К примеру, во Франции и Германии не редки случаи поджогов авто, застрахованных по завышенной стоимости, а также инсценировки угонов и аварий. Зачастую в ходе следствия выявляются организованные группы аферистов со своими врачами, экспертами и адвокатами.
Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России. Там сформированы и активно используются базы страховых историй клиентов, отслеживаются связи с базами данных банков и других финансовых организаций. Кроме того в противостоянии с мошенниками активно сотрудничают различные правоохранительные структуры.
По разным оценкам, на махинации с ОСАГО приходится от 15% до 35% общего числа сфальсифицированных выплат. На КАСКО – порядка 10-30%. В целом по рынку автострахования потери от действий мошенников ежегодно составляют до 20% выплат. В денежном выражении суммы просто шокируют. Преступные схемы как и уровень организованности мошенников бывают самые разные. До 80-85% случаев мошенничества приходится на одиночек, а ещё 15-20% преступлений совершаются организованными группами. В последнем случае преступники нередко вовлекают страховых агентов и сотрудников ГИБДД. Организованных групп намного меньше, но на их долю приходится более 60% всех убытков от действий фальсификаторов.
Особенности мошенничества в автостраховании:
- Около 30% приходится инсценированные аварии;
- 13% составляют фальсификации обстоятельств ДТП;
- Около 40% случае мошенничества приходится на оформление полиса после страхового события.
Схемы махинаторов, действующих в автостраховании:
- «Автоподстава». Инсценировка аварии для получения компенсации со страховой компании «жертвы» автоподставы. В состав группы мошенников, как правило, входит сотрудник ГИБДД, оформляющий протокол происшествия. Именно он предоставляет фиктивные документы в страховые компании «виновников» аварии.
- Схема завышения оценки ущерба или подложный счёт с СТОА.
- Завышение стоимости страхуемой машины. Например, завезённая в Россию разваливающаяся, но сохранившая товарный вид иномарка, страхуется по завышенной цене. Затем по сценарию: ДТП и обращение за выплатой. По этой же схеме один и тот же автомобиль иногда страхуется в нескольких компаниях. Такие случае выявляются, но не всегда, ведь единой базы страхователей не существует.
- Инсценированные угоны. Это самый тяжёлый случай для страховщика. Доказать мошенничество здесь очень сложно и компания вынуждена платить серьёзную компенсацию. В последнее время растёт число случаев инсценировок угона автомобилей, приобретённых в кредит.
Это неполный перечень схем, с течением времени он меняется. Мошенники подстраиваются под методы работы служб безопасности страховщиков и находят всё новые лазейки для лёгкой наживы.
Интересно, что к фактам обмана страховых компаний российские граждане относятся весьма лояльно. Такое отношение объясняется недоверием к страховщикам ещё со времён советского «Госстраха» и недовольством их работой. Долее того, страховые мошенники также зачастую даже не считают себя преступниками и в 99% случаев не признают свой проступок серьёзным. По данным страховых компаний:
- 10% страхователей готовы совершить мошенничество;
- 20% соблюдают правила и законы;
- 70% способны подтасовать данные, если повезёт.
- Страховое мошенничество в России и за рубежом 2011 / Авакян Варсеник Геворковна
- Проблема страхового мошенничества на современном финансовом рынке 2007 / Фомин Игорь Александрович, Матвеева Светлана Андреевна
- Мошенничество в имущественном страховании 2011 / Анохина Оксана Александровна
- Понятие «Страхового мошенничества»: сравнительно-правовой анализ 2009 / Быкова Н. В.
- Страховое мошенничество и способы борьбы с ним как фактор обеспечения экономической безопасности субъектов рынка страховых услуг 2009 / Русецкая Э.А.
- Страховое мошенничество как фактор, препятствующий развитию страхового рынка России 2019 / Ковалева Эльвина Рустамовна, Фукина Светлана Петровна
- Проблема страхового мошенничества как фактор, препятствующий развитию института страхования в РФ 2011 / Черных Анастасия Александровна
- Анализ эффективности программ противодействия мошенничеству в страховании 2019 / Белоусова Тамара Анатольевна, Енилина Дарья Васильевна
- К вопросу об ответственности за мошенничество в сфере страхования 2017 / Кадников Борис Николаевич
- Исходная информация о событии страхового мошенничества 2017 / Денисов Сергей Леонидович
Страховщики рассказали о росте мошенников на рынке автострахования
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ
Е.И. БЕЛЯКОВА, ст. преподаватель каф. финансов, банковского и биржевого дела МГУЛ
В международной практике под страховым мошенничеством понимается умышленное преступление, направленное на обман страховой компании и совершенное страхователем (выгодоприобретателем) с целью необоснованного обогащения за счет страховщика путем искажения информации об объекте страхования, совершения действий, направленных на наступление страхового случая или увеличение суммы страхового возмещения. В Европе убытки от мошенничества составляют 8 млрд евро, Европейский комитет по страхованию оценивает его в 2 % от страховых премий Евросоюза.
В США страховые потери от мошенничества ежегодно составляют примерно 100 млрд долл. Большая доля случаев мошенничества приходится на медицинское и автострахование. В Канаде по расчетам Canadian Coalition Against Insurance Fraud (CCAIF) страховые мошенники каждый год наносят ущерб не менее 1,3 млрд руб., что составляет 10-15 % от общей годовой страховой премии.
По данным Федеральной службы страхового надзора, ежегодно российские страховщики теряют 15 млрд руб. из-за злоумышленных действий клиентов и сотрудников, 70 % этих случаев приходится на аферы в сфере автострахования.
Для экономической оценки потерь от страхового мошенничества можно предложить ряд показателей микро- и макроуровня. К показателям микроуровня относятся абсолютный эффект и рентабельность мошенничества. Абсолютный эффект мошенничества рассчитывается по формуле Э = В — П — З,
где Э — абсолютный эффект;
В — суммарные выплаты, получаемые (предполагаемые) за период страхования;
П — уплачиваемая совокупная страховая премия;
З — затраты мошенника на незаконное получение выплаты (взятки, подкупы,
расходы на фальсификацию страхового случая, подделку документов и т.п.)
Рентабельность мошенничества Р = (Э / (П + З))(1 — Квер).
Коэффициент вероятности разоблачения (Квер) показывает долю раскрытых и незавершенных преступлений в общем числе попыток мошенничества. Для расчета применяется следующая формула
К = (Ч + Ч ) / Ч, .
вер 4 раскрытых незавершенных’ общ.
Общее число всех попыток мошенничества (удавшихся и неудавшихся) установить можно, пользуясь приблизительными экспертными данными, характеризующими уровень наказуемости и раскрываемости мошенничеств по определенным видам страхования в определенном регионе. Например, в автостраховании, по мнению некоторых экспертов, «удается одно мошенничество из семи».
Для страховщика потери от действий мошенников подразделяются на прямые и косвенные (таблица). По данным таблицы видно, что прямые затраты, связанные со страховым мошенничеством, увеличивают нетто-ставку (пункты 1,2) и нагрузку в части расходов на ведение дела (пункты 3-6). В свою очередь, нетто-ставка и нагрузка образуют брутто-ставку, или страховой тариф, который определяет плату за страховую услугу, поэтому выплаты мошеннику фактически финансирует добропорядочный страхователь. Косвенные потери отрицательно сказываются на маркетинге страховщика.
- Госкомпании Китая одна за другой объявляют дефолт
Экономика Китая показывает едва ли не лучшие темпы восстановления от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, однако сквозь внешнюю красивую оболочку начинают просачиваться серьезные проблемы - Почему Санду будет трудно увести Молдову на Запад
Президентские выборы в Молдове завершились победой прозападной Майи Санду над пророссийским Игорем Додоном. Правда, вовсе не факт, что это событие приведен к решительной смене внешнеполитического курса страны. Такова специфика Молдовы: от президента тут не так уж и много зависит - Рубль может стать «идеей года»
По оценке АКРА, до 2024 года российская валюта будет плавно расти. Аналитики с оговорками готовы согласиться с таким прогнозом, обращая внимание на три основных фактора, требующих мониторинга: динамика доллара относительно других валют, стоимость нефти и направление потоков капитала
Политика конфиденциальности
Условия использования материалов
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
В России страховых детективов пока нет. Зато есть более 900 частных детективов, которые вполне могли бы прийти на помощь страховщикам. Что мешает наладить сотрудничество?
«Мы, вообще-то, не напрашиваемся на сотрудничество со страховщиками, но нас зовут, — рассказал Банки.ру вице-президент Ассоциации российских детективов Александр Айвазов. — Правда, зовет в основном руководство отрасли, а на местах сотрудники СК не хотят этого, потому что у них свое «болото» и они не заинтересованы выносить сор из избы, чтобы сторонние люди были в курсе, почему произошло то или иное событие, какие суммы фигурируют».
Справедливости ради стоит сказать, что время от времени такое сотрудничество все же случается. «К серьезным крупным делам СК привлекают на аутсорсе юристов, а те уже нас», — продолжает Айвазов. Страховщики определяют принципы работы для частных детективов, утверждают дорожную карту, за проведение конкретных действий в договоре устанавливается оплата. «Но страховщики не очень заинтересованы в таком сотрудничестве, на его долю приходится 2—3% от общего объема заказов», — отмечает он.
Особой заинтересованности в сотрудничестве нет по нескольким причинам. Первая — полномочия, которые что у специалистов по расследованию мошенничеств в составе СК, что у частных детективов кардинально не отличаются. Детективам, как и страховщикам, могут отказать в ответе на запрос, у них нет доступа к информационным базам данных госорганов. Хотя у частных детективов есть определенные преимущества — большой опыт работы «на земле», поскольку в большинстве своем эти люди в прошлом служили в органах правопорядка, и полезные знакомства. К тому же, если в регионе нет представительства СК, выписывать сотрудникам долгосрочную командировку окажется дороже и менее эффективно, чем нанять детектива.
Вторая причина — за услуги частным детективам нужно платить. «Стоимость их от 20 до 100 тысяч рублей, которые не вписываются в процесс урегулирования убытков, — говорит вице-президент ВСС Сергей Ефремов. — Откуда их взять, чтобы оплатить услуги частного детектива, непонятно».
Борьба со страховым мошенничеством: итоги и пути развития
В понимании страховщиков, если устранить вышеназванные проблемы, бороться с мошенничеством станет легче. Можно было бы создавать внутри СК структурные подразделения страховых детективов, у которых были бы более широкие полномочия органов дознания, то есть законное право осмотреть место происшествия, имущество и документы, опросить свидетелей, направить запросы в госорганы, собрать образцы для сравнительного исследования и т. д. В общем, все то же, чем и сейчас занимаются сотрудники СК, только с признанием собираемой ими информации доказательством, то есть приданием документам процессуального статуса. Тогда можно их было бы передавать в следственный орган или прокуратуру.
Либо, расширив полномочия частных детективов, обучить их работе со страховым мошенничеством. Но это сложнее, потому что потребует финансирования, а собственники СК вряд ли будут заинтересованы тратиться на обучение посторонних для компании людей. К тому же, как говорит Игорь Юргенс, внутренние службы расследования страховых событий будут намного более эффективны еще и потому, что аутсорсера теоретически может «заинтересовать» и другая сторона расследования.
Обновленная версия закона о детективах, которую в нынешнем году планируется вынести на рассмотрение Госдумы, многого не обещает. По словам члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, одна из инициатив законопроекта — расширить перечень детективных услуг, включив в него «сбор сведений по установлению факта и причин наступления страхового случая». То есть формально частные детективы смогут работать с СК, что, собственно, им и сейчас не возбраняется. И смогут подписывать договоры со страховщиками. «По действующему законодательству частный детектив — это индивидуальный предприниматель, если СК принимает его в штат, то детективом он быть перестает, теряя все свои полномочия. И по новому закону он тоже перестанет быть частным детективом и не сможет пользоваться его полномочиями. Но частным детективам будет позволено заключать гражданско-правовые договоры на абонентское обслуживание на определенный период времени, что позволит им сотрудничать со страховщиками», — поясняет профессор, член комитета по безопасности Госдумы и один из авторов законопроекта о частной детективной деятельности Валерий Шестаков.
Однако речь не идет о предоставлении детективам права проведения оперативно-разыскных мероприятий и полноценного расследования. В рабочей группе прорабатывается возможность наделения страховых детективов ограниченной функцией дознания по аналогии с действующими нормами УПК РФ (ст. 40) в отношении капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания. «Но предложение о признании доказательств, собранных страховыми детективами без их проверки, — это непроходной вариант, потому что противоречит УПК, — продолжает Валерий Шестаков. — Независимо от того, от кого поступают эти сведения, они не могут быть доказательством, потому что доказательство формируется в результате следственных действий правоохранителей».
То есть назвать своих специалистов «страховыми детективами» СК, конечно, смогут, как смогут и заключить договоры с частными детективами, но кардинально от этого ничего не изменится.
«На мой взгляд, страховщикам нужно вообще забыть слова «детективы» и «специалисты по расследованиям», а стоит ввести термин «специалист по проверке обстоятельств страхового случая», — считает координатор Национального агентства противодействия страховому мошенничеству Владимир Клеев. — Тогда можно получить необходимые полномочия, внеся изменения в профильный закон о страховой деятельности. Потому что, как только мы начинаем заходить на поле оперативно-разыскной работы, мы с большой долей вероятности получим отказ государства, которое не желает делиться этими полномочиями. У частных детективов в силу исторической практики никаких особых полномочий в нашей стране не будет».
Более того, по его словам, чтобы уменьшить уровень мошенничества, страховщикам следовало бы обратить больше внимания на своих сотрудников. «СК все усилия направляют на борьбу с внешним мошенничеством, тогда как на долю смешанного мошенничества приходится 75%, — говорит Клеев. — То есть сотрудники страховых компаний зачастую в сговоре с жуликами. Я не хочу делать рекламу ни частным детективам, ни юридическим фирмам, у них тоже есть плюсы и минусы, но считаю, что без действенных мер борьбы с внутренним мошенничеством толку не будет».
Мошенничество – большая проблема, которая активно развивается на рынке страховых услуг. В результате ее развития автовладельцы стали с недоверием относиться к страховщикам, в результате чего рынок страхования стал развиваться медленнее.
При этом важно понимать, что если ранее махинации по ОСАГО были связаны в большинстве случаев с выплатами, то сегодня с продажей полисов через интернет.
Важно! Что касается мошенничества по выплатам, то согласно данным РСА за 2014-15 годы, размер перечислений составил 211,08 миллиарда рублей. При этом порядка 15% от данной суммы ушли в руки мошенникам, которые спровоцировали ДТП, с целью получения выплаты или вовсе не попадали в аварийную ситуацию.
В результате махинаций, многие страховщики вынуждены:
- поднимать тарифы по страхованию;
- уходить с рынка или отказываться от обязательного продукта;
- навязывать дополнительные продукты, чтобы покрыть расходы и остаться на рынке.
Проблема мошенничества настолько глобальная, поскольку именно в результате нее многие участники рынка не могут получить запланированную прибыль.
Однако страдают не только страховщики, но и обычные клиенты. Приобретая фальшивый полис, они лишают себя финансовой защиты, которая гарантированно положена каждому пострадавшему в ДТП. К сожалению, компенсировать все убытки таким водителям придется самостоятельно.
Важно! За 2014-15 годы сотрудниками правоохранительных органов и РСА было вычислено порядка 450 попыток незаконного получения компенсации, по страховым случаям, на сумму 30 миллионов рублей. В результате этого было возбуждено 63 уголовных дела, по 17 из которых был вынесен приговор и назначен срок.
Юрист перечислил самые распространенные схемы мошенничества в страховании
Самое простое мошенничество, которое появилось с момента обязательного страхования и развито сегодня не в больших размерах – это аферы страховых компаний или отдельных сотрудников.
Распространенные виды махинаций:
- Оформление полиса задним числом. Это актуально в том случае, когда обращается клиент без ОСАГО, у которого случилась авария. За выгодное вознаграждение страховщики выписывают полис задним числом. Однако в последнее время такие махинации крайне сложно сделать, поскольку все полисы проходят проверку и регистрацию в РСА. Только агенты, выписывающие бланк от руки, могут выдать такие договоры.
- Увеличение суммы ущерба или добавление повреждений. Путем сговора сотрудники отдела урегулирования убытков фиксируют несуществующие повреждения. После получения выплаты клиент, как правило, отдает сотруднику 50% полученных денег, за «нарисованные» повреждения. Такая выгода хороша как специалисту страховой, так и самому клиенту, который получает повышенное возмещение.
- Продажа поддельных полисов ОСАГО или другие махинации, благодаря которым можно заработать. К примеру, во многих компаниях берут отдельную фиксированную плату за сам бланк, в размере 100-300 рублей, не предоставляя при этом никаких чеков. Также встречаются страховщики, которые за аналогичную плату продают европротакол, который выдается совершенно бесплатно.
Что касается страхователей, то со временем они тоже научились получать прибыль незаконным путем, от страховой организации. При этом возможностей у них не меньше, чем у страховых представителей.
Простые водители получают прибыль следующим образом:
- Фальшивый полис. Раскрыта новая схема мошенничества с полисом ОСАГО была только после возникновения электронного страхования. Автолюбители печатали бланк на цветном экземпляре и предоставляли его сотруднику ГИБДД. Это позволяло избежать штрафа. Что касается ДТП, то виновная сторона с таким полисом также получала выплату на законном основании, поскольку обращалась в компанию виновной стороны.
- Инсценировка ущерба. В такой схеме принимают участие как минимум два авто. При этом аферисты единожды делают ДТП и фиксируют случай, для получения выплаты от всех компаний (по очереди). Для получения компенсации приобретаются полисы сразу в нескольких компаниях.
К сожалению, в махинациях зачастую замешены третьи лица, которые к получению прибыли, на первый взгляд, не имеют никакого отношения. Тем не менее, такие аферы встречаются на рынке финансовых услуг.
Соучастники бывают:
- Когда инициируется страховой случай. Именно сотрудники ГИБДД за вознаграждение соглашаются составить протокол. При этом делают они это без места аварий и осмотра машин. Все необходимые сведения говорят мошенники.
- Мошенничество в экспертизе. Прежде чем сделать выплату машину направляют к эксперту, который делает осмотр и озвучивает сумму к выплате. Именно тут за привлекательное вознаграждение сумма может быть увеличена на 20-30%.
Такой тип махинаций вычислить крайне сложно, поскольку в сговоре работают сразу сотрудники страховых, ГИБДД и страхователи.
Новый вид мошенничества в ОСАГО связан именно с электронными договорами. При этом речь идет не про продажу фальшивых страховок. Махинациями стали заниматься сами страхователи. Суть обмана заключается в том, что при покупке защиты собственник автомобиля указывает адрес регистрации в регионе или деревни и расчет идет по минимальному коэффициенту 0,6 или 0,7.
Это позволяет сэкономить и получить настоящий бланк на выгодных условиях. К примеру, территориальный показатель по Москве – 2. Получается, клиент может сэкономить больше половины стоимости.
Однако водители не учитывают единственный момент. При наступлении ДТП и регистрации убытка принимается пакет документов и смотрится, каким образом производился расчет. В подобной ситуации можно не только лишиться выплаты, но и получить наказание или штраф за мошенничество в ОСАГО.
Махинации и мошенничество в ОСАГО в 2021 году: как избежать проблем
Цифровизация – то, к чему сфера страхования стремилась в последнее время. Процесс в 2010-е шел неравномерно, то и дело натыкаясь на технические трудности, недостаток инвестиций в IT и нежелание клиентов переходить с «бумажных» видов взаимодействия со страховыми. Наступившее десятилетие, начавшееся с «пинка» должно поставить окончательную точку в процессе перехода в «цифру»: онлайн полноценно укрепится в качестве стандарта взаимодействия с клиентами.
За несколько месяцев карантина страховым компаниям удалось доказать 2 важных вещи: во-первых, российские граждане оценили возможности и удобство электронного страхования и стали чаще оформлять услуги дистанционно, а во-вторых, сами страховые компании оказались способны полноценно вести деятельность на удаленке и взаимодействовать со страховщиками онлайн. Причем это касается не только дистанционного заключения сделок (которые в последние годы, итак, стали обычной практикой), но и урегулирования страховых случаев. Теперь важнейшей задачей страховых компаний в этом направлении будет удержать наработанную во время пандемии техническую базу и продолжить расширять спектр в онлайн-услуг, развивать IT-отделы и использовать сторонние онлайн-решения для автоматизации подачи, обработки заявок и удовлетворения страховых случаев.
Там, где риски для экономики – там и риски для индустрии страхования. Массовые выплаты по страховым случаям могут пошатнуть финансовую стабильность компаний, а банкротства и уход с рынка малого и среднего бизнеса приведут к уменьшению количества корпоративных клиентов.
Но риски для страховых – это еще и серьезная точка роста. Пандемия, банкротство компаний и массовые сокращения определенно подстегнут интерес к продуктам страхования со стороны физических лиц, в особенности, к продуктам страхования жизни и здоровья. Несмотря на серьезный удар по отрасли, в долгосрочной перспективе кризис 2020-го, скорее, несет для страхования позитивные изменения.
Тут стоит вспомнить, как повлияла пандемия «испанки» в начале 20 века на рынок страхования в США. В начале страховщики столкнулись с серьезными финансовыми трудностями из-за большого потока страховых выплат. За полгода в период с осени 1918 – по весну 1919 они выплатили по страховым случаям из-за смертей от эпидемии более 125 млн. $, что составляло более половины от всех страховых случаев по страхованию жизни. Но затем вступил в силу положительный долгосрочный эффект пандемии: в последующие годы интерес к продуктам защитного страхования существенно возрос, что привело к увеличению сборов на 21% в 1919 году и на 16% в 1920 году.
Однако сфера все-таки прошла пик кризиса с хорошими показателями. За месяцы изоляции число компаний в страховой отрасли практически не сократилось. Даже страховщики с высокой долей специализации на «обвалившихся» продуктах остались на плаву и смогли сохранить штат, переориентироваться на новые пакеты услуг и оптимизировать процессы под дистанционный формат взаимодействия.
Конечно же, некоторые небольшие страховые компании покинут рынок, не справившись с выплатами по страховым случаям и не сумев диверсифицировать портфели услуг. С высокой долей вероятности они будут поглощены более крупными игроками рынка. Но, в целом, ситуация выглядит намного стабильнее, чем в других отраслях бизнеса.
Новый формат взаимодействия с клиентами, изменившиеся условия и необходимость покрыть убытки в традиционных сферах подтолкнут компании к экспериментам. В ближайшее время многие компании будут предлагать клиентам новые продукты или традиционные услуги в новых форматах, а также активно внедрять цифровые технологии для автоматизации продажи и взаимодействия с клиентом.
Так, например, как временное явление наблюдались страховые услуги, связанные с SARS Cov-2, которые пользовались большим спросом в первые месяцы изоляции (однако большой прибыли не принесли, а поток заявок по новым «коронавирусным» продуктам к июлю практически иссяк). Страховые компании в ближайшее время могут предложить новые продукты и услуги в виде накопительных программ, новых пакетов по страхованию жизни, а также новые способы продажи продуктов (например, чат-боты) и урегулирования (например, использование нейросетей для обработки фото для решения по страховым случаям).
Названы регионы с самым низким риском мошенничества в ОСАГО
События в сегменте страхования жизни определили торможение общего роста премий. В начале года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) при поддержке ЦБ внедрил стандарты продажи страховых полисов, в том числе по локомотивному инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), где заметно росло число жалоб клиентов. Жесткие самоограничения для страховщиков и продающих полисы посредников позволили избежать формирования «пузыря» на рынке страхования жизни, не дали развиться кризису доверия, комментировал принятые меры президент ВСС Игорь Юргенс. Цена, которую страховщики заплатили за это — падение премий в сегменте страхования жизни на 11,4% за 9 месяцев и прирост общих премий менее чем на 1%.
В последние годы страхование жизни считалось прорывным направлением бизнеса и радикально повышало общие показатели сборов страхового рынка. При этом с 2011 по 2013 год в РФ прирост премий страховщикам жизни обеспечивал сегмент кредитного страхования жизни заемщиков. Тогда премии страховщиков жизни росли темпами 53-60% в год. В 2017 и 2018 годах «урожайность» сборов обеспечивала уже линия продаж полисов ИСЖ, годовой прирост премий у страховщиков жизни достигал 36,5%. За 9 месяцев 2019 года после внедрения новых стандартов сборы по страхованию жизни в РФ упали, потянув за собой общерыночный показатель сборов, больше всего заметно было сокращение поступлений по ИСЖ.
В итоге прирост премий по всем видам страхования за 9 месяцев 2019 года оказался на уровне 0,7%, сборы составили 1,1 трлн рублей. К концу года рост показателя общих годовых сборов СК вряд ли существенно превысит 1%.
За последнее десятилетие хуже выглядели только результаты кризисного 2009 года, когда общероссийские сборы снизились на 6,6%. В остальные годы десятилетки прирост общих премий колебался в диапазоне от 19,4% до 3,3%. В 2018 году рост премий страховщиков достиг 15,7%.
Доля добровольных видов страхования в общероссийских премиях за 9 месяцев оказалась на уровне 84,1%, доля обязательных сборов — 15,9%. При этом активность в сборе премий смещается в область личного страхования — три квартала подряд основной вклад в прирост премий обеспечивает личное страхование, здесь сборы выросли на 18% — до 288,1 млрд рублей за 9 месяцев. На долю личного страхования в январе-сентябре пришлось 26,2%, что на 3,9 процентного пункта (п.п.) больше, чем за аналогичный период 2018 года. В том числе премии по ДМС увеличились на 15,8% — до 150,4 млрд рублей. Приметой года стала активность СК по выведению на рынок продуктов ДМС для физлиц — ранее компании избегали этого из-за опасений мошенничества, полисы ДМС продавались в основном для сотрудников клиентов-юрлиц. Премии по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-сентябрь также заметно выросли — на 20,5%, до 137,7 млрд рублей, сказался рост объемов кредитования заемщиков.
Сектор добровольного страхования имущества показал прирост сборов на 5,4%, причем сборы физлиц увеличивались быстрее — на 8,9% по итогам 9 месяцев 2019 года.
Выплаты CК за 9 месяцев в целом по всем видам страхования выросли на 17,5%. При этом в добровольном страховании объем выплат увеличился на 32,5%, а в обязательном в 8 с лишним раз скромнее — на 3,9%. Выплаты по страхованию жизни за тот же период подскочили на 98,2%. По всем личным видам страхования прирост выплат составил 11,7% за 9 месяцев. Вместе с тем выплаты по страхованию имущества юрлиц упали на 29%.
На фоне тенденций падения премий и роста выплат показатель чистой прибыли страховщиков за январь-сентябрь увеличился на 10,2% и достиг 150,4 млрд рублей (однако темпы прироста показателя сократились примерно в 9 раз за год — ИФ). По данным Банка России, величина страховых резервов на конец сентября 2019 года превысила 2 трлн рублей (годовой прирост показателя — 15,7%), почти 52% из них приходится на резервы по договорам страхования жизни. Совокупные активы СК к концу сентября достигли 3,2 трлн рублей (прирост на 15,2% за год), размер совокупного капитала СК составил 791 млрд рублей. Несмотря на увеличение убыточности, рентабельность капитала страховых компаний выросла — до 30,9% за 9 месяцев года. Этому способствовало, как отмечается в обзоре ключевых показателей ЦБ, «увеличение доходов от инвестиционной деятельности, связанное с ростом облигационного рынка, на фоне наращивания долей вложений в корпоративные и государственные долговые инструменты в активах страховщиков». В ЦБ прогнозируют уровень этого показателя по итогам этого года около 22%, в то врем как в банковском секторе он ожидается на уровне 5,6-5,8%.
Комбинированный коэффициент убыточности в целом по рынку за 9 месяцев сложился на уровне 95,4%. Вознаграждения продающим посредникам в январе-сентябре выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,9% — с 69 млрд рублей до 98 млрд рублей. Доминирующими партнерами в продажах полисов остаются банки.
Концентрация страхового сектора продолжала увеличиваться за первые три квартала года: на долю десятки крупнейших страховщиков пришлось 68,7% объемов рынка по сборам, тогда как годом ранее этот показатель составлял 64,5%.
Крупных сделок M&A в уходящем году не объявлялось, однако процесс вскоре может активизироваться. Во-первых, с 1 января вступают в силу положения закона о поэтапном повышении минимального уровня уставного капитала, и небольшие страховщики могут предпочесть присоединиться к бизнесу более сильных игроков. Как сообщили «Интерфаксу» в ЦБ, 25 страховых компаний еще не успели завершить процедуры повышения увеличения уставного капитала по новым требованиям закона, но они сообщили о ходе такой подготовки (всего на конец сентября в России действовало 185 СК).
С 1 января страховые компании должны обладать уставным капиталом не менее 180 млн рублей (повышение на 60 млн рублей). Требования к уставному капиталу страховщиков жизни с той же даты повысятся на 70 млн рублей — до 310 млн рублей.
Во-вторых, в 2021 году конкуренцию выдерживать станет еще труднее — национальный рынок страхования становится доступен филиалам иностранных страховщиков, условия доступа готовят законодатели и регулятор.
Для страховщиков ОСАГО 2019-й изначально был годом ожиданий. Они оправдались не в полной мере. Реформа индивидуализации тарифов в «автогражданке» началась в январе, но выйти на второй этап реформы с 1 января 2020 года было не суждено — не готовы законодательные изменения.
Финансовые результаты в сегменте обещают быть противоречивыми по итогам года. В январе-сентябре российские страховщики собрали почти 154 млрд рублей премий по ОСАГО, меньше показателя того же периода прошлого года на 6,7%. Количество заключенных договоров снизилось на 1,9%, а выплаты по ОСАГО составили 103,1 млрд рублей, увеличившись на 1,7%. Размер средней выплаты в ОСАГО вырос на 7,6% и составил 61,6 тыс. рублей. В то же время средняя премия по ОСАГО снизилась на 5% — до 5,4 тыс. рублей.
Как сообщил в декабре президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, чистая прибыль страховщиков по операциям ОСАГО ожидается на уровне 18 млрд рублей по итогам года (без учета опаздывающих судебных выплат по ОСАГО). В прошлом году прибыль страховщиков ОСАГО была на уровне около 16 млрд рублей, таким образом, два года подряд показатель держится в пределах 10% от объема чистой прибыли по всем видам страхования в РФ. Одним словом, хуже страховщикам ОСАГО в 2019 году не стало. Жестокий кризис в сегменте, давший убыточность на уровне 105% в 2017 году, сошел на нет. В первую очередь это связано с тем, что ушли убытки, которые генерировала деятельность «Росгосстраха» за прежние годы (убытки эти настигали коллег по цеху через взаиморасчеты по прямому возмещению ущерба в ОСАГО). Теперь в сегменте лидируют несколько сопоставимых по весовой категории компаний, что создает более здоровую конкурентную ситуацию.
От реформы индивидуализации тарифов, которая с 2019 года расширила границы тарифного коридора на 20% в обе стороны, пока выигрывают и автовладельцы. Скептики-эксперты на старте реформы в январе пугали ростом тарифов на легковой транспорт от 40% до 80%. Однако цена полиса ОСАГО в итоге в среднем по рынку снизилась на 5,3% за январь-сентябрь.
Второй этап реформы либерализации в ОСАГО требовал законодательных изменений. Целый год ведомства, депутаты и страховщики обсуждали правительственные поправки в ОСАГО, принятие которых так и не произошло. Законопроект был снят с рассмотрения Госдумой накануне назначенной даты первого чтения — 15 октября, изменения сочли слишком революционными в том смысле, что они, сколь ни хороши, автоматически влекут повышение тарифов. Убивать сам проект не стали, заменили его облегченными поправками, новый документ депутаты внесли в ноябре 2019 года, рассмотрение, скорее всего, состоится в январе 2020 года. Согласно оценке главы финансового комитета Госдумы Анатолия Аксакова, принятие новых депутатских поправок не повлечет роста тарифов более 4-5%. Это значит, что цены на полисы в среднем вернутся на уровень начала 2019 года, и только. Освободиться от «политической» зависимости тарифам в ОСАГО пока не удалось, грядущий за 2020-м год парламентских выборов 2021 облегчения в политических настроениях также не обещает. Вопрос об освобождении тарифов в ОСАГО пока открыт.
Среди отвергнутых поправок правительственного законопроекта с изменениями в ОСАГО больше других жаль экспертам и наблюдателям было терять поправку о повышении страховых выплат за ущерб жизни и здоровью в 4 раза — с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Как показали математические расчеты, она одна потребовала бы повышения тарифов в ОСАГО в среднем на 23%. Отмена еще двух коэффициентов при расчете цены полиса, которая предлагалась правительством (территории и мощности автотранспорта, отмена добавила бы 40% к тарифу), также не состоялась.
Зато в «облегченном» проекте депутаты настояли на введении нового коэффициента, который накажет водителя за грубые нарушения правил дорожного движения. Как пояснил «Интерфаксу» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, «для конкретного водителя применение такого коэффициента окажется чувствительным — цена полиса для злостных нарушителей дорожных правил может вырасти в несколько раз. Общее же влияние на сборы страховщиков ОСАГО будет незначительным — единицы процентов».
Когда именно в 2020 году начнется второй, «скромный» этап реформы ОСАГО — неясно. Его авторы заложили трехмесячную паузу с момента принятия документа до вступления закона в силу. «Сроки вступления в силу законопроекта могут быть сокращены, рассчитываем вернуться к этому вопросу при подготовке ко второму чтению. Проект простой, споров не вызывает, технически к его реализации рынок готов с апреля 2020 года», — сказал Уфимцев.
Первый этап индивидуализации тарифов в ОСАГО привел к снижению средней стоимости полиса на 5,3% за 9 месяцев 2019 года, число жалоб на страховщиков в ЦБ сократилось радикально — на 43% за это время. Премии во втором, добровольном виде автострахования — автокаско почти не изменились за 9 месяцев и составили 121,5 млрд рублей.
С 1 июня в стране заработал новый механизм досудебного регулирования споров — служба финансового уполномоченного. Главным финансовым уполномоченным по правам потребителей финуслуг был назначен Юрий Воронин, ранее занимавший должность советника председателя ЦБ РФ. Начал финомбудсмен с рассмотрения имущественных споров по ОСАГО, потом пошли споры по добровольному автострахованию, все требования — в пределах 500 тыс. рублей по закону. В конце ноября служба начала рассматривать споры по иным видам страхования между потребителями и страховщиками (кроме ОМС). С 1 января 2020 года добавятся споры с потребителями микрофинансовых организаций, на следующем этапе подключатся досудебные рассмотрения конфликтов клиентов-физлиц с банками. Рассмотрение споров для граждан бесплатно, занимает 15 дней. Посредники платят установленный взнос заранее, финорганизация платит в случае проигрыша фиксированную сумму (для страховых компаний — 45 тыс. рублей). С начала работы службой было принято около 90 тыс. обращений, по которым вынесено 30 тыс. решений.
Первый этап реформы ОСАГО и его синхронизация с запуском службы финомбудсмена дали косвенный эффект. Деятельность службы в решении споров по ОСАГО смягчила проблему мошенничества в автостраховании, которая совсем недавно в отдельных регионах возникала из-за взвинченной убыточности «автогражданки». Стесненные жесткими рамками тарифного коридора в ОСАГО, тогда автостраховщики покидали «токсичные» территории, появлялись очереди за полисами — все это ограничивало доступность услуги, вмененной законом в обязанность автовладельцам страны. Расширение тарифного коридора, большая свобода страховщиков в применении коэффициентов возраст-стаж в сочетании с работой службы финомбудсмена снизили напряжение в системе, тогда как посредники, наживавшиеся на ОСАГО, теряли позиции. В беседах с «Интерфаксом» представители страховых компаний оценивали снижение числа судебных разбирательств в автостраховании по итогам года примерно на 10%, тренд имеет тенденцию к росту.