Чернобыль зона льготы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чернобыль зона льготы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основными нормативными документами, которые определяет меры поддержки государства людей, пострадавших от радиационного заражения, являются:

  • закон РФ №1244-1, принятый 15 мая 1991 года;
  • Постановление Правительства № 1582, какое было утверждено 18 декабря 1997 года и Постановление Правительства РФ №1074, принятое 08.10.2015 года.

Льготы также могут предоставляться дополнительно на региональном уровне согласно нормативным актам регионов, например, Москвы, Санкт-Петербурга и т.д.

Какие льготы тем кто проживает в чернобыльской зоне

Закон №1244-1 определяет основные права лиц, отнесённых к чернобыльцам:

  • Право на получение компенсаций по возмещению урона здоровью и материального ущерба имуществу.
  • Право на получение социальной поддержки от органов государственной власти.
  • Право на возмещение ущерба из-за риска здоровью в результате проживания в опасной зоне.
  • Право на возмещение ущерба здоровья из-за риска участия в работах по ликвидации последствий аварии.

Льготы от государства участникам ликвидации аварии на чаэс 1986 г устанавливаются законодательными актами. Также положены льготы чернобыльцам выехавшим добровольно из зоны отселения.

Данный статус позволяет чернобыльца получать либо скидку 50 % на оплату услуг по коммунальным платежам, либо компенсацию 50% произведенных ими расходов.

Распространяется на оплату водоснабжения, вывоза мусора, газоснабжения, отопления, электроснабжения, канализации. Данное право распространяется и на стоимость приобретаемого топлива, для отопления жилища.

Жители чернобыльской зоны льготы

Закон предусматривает получение чернобыльцем жилищного сертификата на приобретение жилья.

Для этого необходимо исполнение нескольких условий:

  • Льготник должен встать в очередь на улучшение жилищных условий;
  • Он должен нуждаться в этом (жилье не соответствует нормам, оно ветхое, аварийное и т. д.).

Как правило, субсидия выдается на руки в виде именного сертификата. Его стоимость рассчитывается исходя из социальной нормы на одного члена семьи, умноженной на среднюю стоимость 1 кв. м. в регионе.

Сертификат можно использовать на оплату жилья на первичном либо вторичном рынке. Либо как первоначальный взнос на ипотеку. В случае, если стоимость желаемой квартиры больше, чем сумма по сертификату, льготник доплачивает недостающие средства самостоятельно.

Согласно действующему закону, чернобыльцы имеют право на получение путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение. Предоставляется она не чаще 1 раза в год и при наличии у льготника медицинских показаний. Желаемый для посещения санаторий при этом выбрать нельзя.

Для получения путевки необходимо пройти врачебную комиссию и получить на руки справку с рекомендацией пройти лечение.

Помимо непосредственно путевки, оплачивается также проезд до места лечения и обратно железно-дорожным либо автомобильным транспортом.

Поскольку предоставление путевки и проезд входят в ЕДВ, то данная выплата должна быть назначена, а также от этих услуг не должен быть оформлен отказ (монетизация). В противном случае в предоставлении бесплатной путевки может быть отказано.

Гражданам РФ присваивают статус «чернобылец» в зависимости от самого факта проживания в определенной чернобыльской зоне и иных важных факторов. В ст. 7 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. установлены 4 категории подобного места:

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Внимание! Во всех 4 вышеприведенных зонах ведут регулярный мониторинг уровня радиации. По результатам принимают окончательное решение об изменении конкретной категории определенных районов и переводе граждан РФ в другую менее опасную зону.

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения — предусмотренные пунктами 3 — 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения — предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:

Это интересно: Какую сумму получают ветераны труда на проезд в транспорте

6) компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;

После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:

  • граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
  • лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
  • лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
  • доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
  • работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.

Важно! Статус «чернобылец» присваивают гражданам, которые после техногенной аварии 26 апреля 1986 г. жили или работали в условиях невысокой чернобыльской радиации.

Какие льготы положены гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Потерпевшим предусмотрены как единовременные или постоянные денежные компенсации, так и льготы, а также привилегии в виде дополнительных отпусков и внеочередного (или бесплатного) обслуживания в различных организациях, в том числе образовательного и медицинского типа.

Перечень льгот, положенных чернобыльцам:

  • предусмотрено право на улучшение условий проживания, в том числе и внеочередное;
  • половину стоимости коммунальной оплаты берет на себя государство;
  • в случае отсутствия централизованного отопления, пострадавший получает 50-ти процентную скидку на приобретение топлива (как местных видов, так и нефтепродуктов) на отопление своего жилья;
  • право сохранить свое рабочее место при сокращении (не относится к случаям увольнения за нарушение трудовой дисциплины);
  • дети пострадавших имеют право на зачисление вне конкурса в учебные заведения (как дошкольные, так и школьные, а также специализированные – ССУЗы и ВУЗы);
  • зачисление вне очереди в дома престарелых, инвалидов и ветеранов;
  • внеочередное получение работы через центр занятости населения при переезде на новое место жительства, с сохранением непрерывного трудового стажа и прежней заработной платы в течение 4-х месяцев;
  • дополнительный трудовой отпуск на рабочем месте (14 суток).

Про дополнительные отпуска следует упомянуть, что хоть они и предоставляются работодателем (время предоставления выбирается заявителем), их оплата осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета. За получением финансовых средств следует обратиться в службу социальной защиты населения. На получение дополнительного отпуска могут рассчитывать не только пострадавшие, но и дети, которые проживают в зоне отселения, и на момент катастрофы еще не появились на свет. Они могут рассчитывать на дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 14 суток.

Статус «чернобылец» присваивают нижеприведенным основным 4 категориям льготников:

  1. Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
  2. Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
  3. Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
  4. Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.

Внимание! Граждан РФ относят ко 2 категории льготников, если они жили в районе аварии ЧАЭС 1 июля-31 декабря 1986 г. 5 дней как минимум. Для ликвидаторов различных последствий чернобыльской катастрофы такой минимальный срок равен 2 неделям.

Примечание. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В разделе Право социального обеспечения на вопрос Выход на пенсию для граждан проживавших и постоянно работавших в зоне с льготным социально-экономическим статусом 10лет? заданный автором стоеросовый лучший ответ это Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год проживания/работы, но не более 3 лет в совокупности. Кроме того, снижение на 1 год дает проживание/работа в данной зоне с 26.04.1986г. по 30.06.1986г. В описанной ситуации необходимо было получить удостоверение российского образца. Таким образом, при соблюдении перечисленных выше условий у Ваше мамы право на пенсию по старости было в 52 года.

Добровольно покинувшими чернобыльскую зону отселения считают лиц, которые самостоятельно уехали отсюда. К таковым местам относят территории с повышенной радиацией, при наличии которой жильцов принудительно не выселяют с постоянного места жительства.
Чернобыльцам, выехавшим из чернобыльской зоны отселения, предоставляют такие льготы:

  • первоочередная покупка надела под ИЖС;
  • внеочередное зачисление детей в местный детский сад;
  • первоочередное вступление в ГСК или садоводческое товарищество.

На заметку! Детей подобных льготников вне очереди по бесплатной путевке отправляют в детские специализированные организации лечебного или санаторного типа.

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

Дошло и до митингов. Так, к нам в редакцию обратилась Любовь Александровна Карлова, заявившая, что в воскресенье в Щёкино (как раз этот город будет исключен из нового перечня населённых пунктов в чернобыльской зоне) жители выступят против отмены чернобыльских льгот. В администрацию Щёкино, однако, официальных обращений о проведении митинга не поступало.

Арсеньевский район, кроме поселка Истьино с. Белый Колодезь д. Ивановка 2-я д. Никольское-Кукуй д. Большое Захаровод. Гришенково д. Кудеяровка п. Нариманово д. Большие Голубочки с. Комарево д. Малые Голубочки с. Кузьменки д.

Лелюхино п. Сороколетовское Лесничество д. Богданово д. Большое Журино п. Буревестник с. Дертихино п. Иста д. Кругливаново с. Мишина Поляна с. Савинково п. Садовый д. Синяково д. Быковка с. Мокрое д. Колодези д. Стрикино д. Хлопово д.

Дорогомыжка

  • Брянской. Здесь преимущественно расположены зоны отчуждения и отселения;
  • Калужской. Определяется как зона проживания, но граждане имеют право на переселение;
  • Орловской;
  • Тульской;
  • Белгородской;
  • Воронежской;
  • Курской;
  • Ленинградской (Волосовский и Кингисеппский районы);
  • Липецкой;
  • Пензенской;
  • Рязанской;
  • Тамбовской;
  • Ульяновской
  • Республики Мордовия.
  1. отселения — от 1 года;
  2. с правом на отселение — от 3 лет;
  3. с льготным социально-экономическим статусом — от 4 лет.

Рекомендуем прочесть: Какие льготы у ветерана промышлености деревообработки

Важно! Это было сделано в целях профилактики недобросовестного поведения граждан, которые прописываются на таких территориях непосредственно перед появлением на свет детей, а после назначения выплат покидают эту местность.

Принадлежность местности проживания лица к зоне радиационного загрязнения устанавливают органы социальной защиты с выдачей соответствующего удостоверения.На территории РФ приняты единые формы специальных удостоверений Министерства ЧС, обязанность по заполнению данных в которых возложена на органы социальной защиты. Подтверждение статуса лица производится на основании:

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Для тех, кто оформит «чернобыльские» после 1 июля 2020 года, несколько изменится и сумма выплат.

Так, в дополнение к ежемесячному пособию на ребенка мамам детей до полутора лет, проживающим на загрязненных территориях, будут доплачивать по 3 тысячи рублей ежемесячно.

А родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 6 тысяч рублей. Ранее данная выплата рассчитывалась исходя из зарплаты матери, теперь же она будет одинаковой для всех.

Главный нормативный документ, который регулирует предоставление льгот пострадавшим от чернобыльской катастрофы, был принят 15 мая 1991 года под номером № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Закон определяет понятие принадлежности к чернобыльцам и предоставляет исчерпывающий список льгот и условиях их получения.

В соответствии с делением на зоны, разделяются категории льготников. Перед предоставлением льгот учитывается срок проживания, нахождения чернобыльцев на определенной территории. В зоне отселения гражданин должен проживать не менее года. Для зоны с правом на отселение установлен срок не менее 3 лет, и 4 года для территории с умеренным уровнем радиации.

Кроме льгот, для пострадавших после чернобыльской катастрофы предусмотрены выплаты:

  1. При переводе гражданина с одного места работы по медицинским показаниям, ему выплачивается пособие либо до полного восстановления трудоспособности, либо до оформления статуса инвалидности;
  2. Пособие по временной нетрудоспособности чернобыльцам выплачивается в 100% размере от суммы средней заработной платы;
  3. При проживании с гражданином ребенка до 14 лет, ежемесячно начисляется компенсации, предназначенная на покупку продуктов питания, в размере 781,4 рублей.

Граждане, имеющие статус чернобыльца, ежегодно получают отпуск в дополнение к основному. Он составляет 14 дней. Время отпуска гражданин выбирает сам, в зависимости от удобства.

Дети, проживающие в зоне отселения, находящиеся в утробе матери, и родившиеся не позднее 1 апреля 1987 года имеют право на дополнительный отпуск от 7 до 14 дней.

Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

Вдовы льготника сохраняют за собой право на оплату 50% на коммунальные услуги и квартплату.

Если вдова или иной член семьи, находились на иждивении чернобыльцев, они имеет право на ежемесячные выплаты.

Дети получают без очереди места в общеобразовательных, санаторных, дошкольных учреждениях.

Вдова и иные члены семьи могут получить без очереди место в доме престарелых.

Государство оказывает поддержку, пострадавшим в Чернобыльской катастрофе гражданам и их членам семьи. Главное, знать свои права и уметь их вовремя оформить.

С 1 февраля 2019 году у пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС с учетом проведенной индексации будут следующие выплаты:

  • получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания из-за аварии — 2 162,67 руб.,
  • инвалидам вследствие аварии — 2 701,62 руб;
  • ликвидаторам, получившим сверхнормативные дозы облучения — 2 701,62 руб.,
  • прочим ликвидаторам — 2 162,67 руб.,
  • эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 году — 2 162,67 руб.,
  • проживающим в зоне проживания — 540,66 руб.,
  • детям и подросткам, которые проживают в зоне отселения и зоне проживания, а также эвакуированным — 1 350,82 руб.,
  • детям и подросткам, которые стали инвалидами из-за последствий аварии — 2 701,62 руб.,
  • детям и подросткам, которые страдают заболеваниями из-за последствий аварии — 2 162,67 руб.,
  • детям и подросткам, которые проживают в зоне с льготным социально-экономическим статусом — 811,88 руб.,
  • рабочим и служащим (включая военнослужащих, МВД, МЧС), которые стали инвалидами из-за работы в месте аварии — 2 701,62 руб.,
  • рабочим и служащим, которые получили заболевание из-за работы на месте аварии — 2 162,67 руб.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Льготы жителям 4 зоны чернобыльской аварии

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с льготным социально — экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно — экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

30 лет в зоне отчуждения: какие льготы положены «чернобыльцам»

Категории по закону

Согласно ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ №1244-I на получение выплат по государственному пенсионному обеспечению могут рассчитывать лица:

  • получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
  • получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
  • ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
  • трудящиеся в зоне отчуждения;
  • эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
  • живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
  • покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
  • являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
  • пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.

Следует отметить, что если радиационный ущерб был получен преднамеренно, то выплаты могут быть уменьшены или вовсе отменены.

Существующее в нашей стране государственное пенсионное обеспечение чернобыльцев включает в себя следующие виды выплат:

  • по выслуге лет;
  • по инвалидности;
  • по старости;
  • по потере кормильца;
  • социальные.

Лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, имеют право на установление государственных выплат по инвалидности и по старости. В случае смерти человека, пострадавшего от вышеуказанных событий, членам его семьи назначается государственное обеспечение по потере кормильца.

Размеры пенсий пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф

Пенсии пострадавшим от техногенных и радиационных аварий рассчитываются по следующей схеме:

  • для граждан, перенесших заболевания или получивших инвалидность, а также ликвидировавших последствия взрыва на ЧАЭС – 250% размера социальной пенсии;
  • для граждан, проживающих или работающих в соответствующей зоне — 200% размера социальной пенсии;
  • для пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных родственников – увеличение социальной пенсии на 1208,90 рубля (после индексации в апреле 2018 года) за каждого, но не более трех;
  • для инвалидов I или II группы — 250% размера социальной пенсии (при наличии иждивенцев сумма выплат увеличивается аналогичным образом);
  • для инвалидов III группы, имеющих на иждивении нетрудоспособных родственников – от 50% размера социальной пенсии с увеличением на 1208,90 рубля за каждого иждивенца (но не более трех) до 125% размера социальной пенсии;
  • для детей, оставшихся без попечения родителей — 250% размера социальной пенсии на каждого человека;
  • для остальных нетрудоспособных членов семьи умершего — 125% размера социальной пенсии на каждого человека.

Для чернобыльцев, проживающих на территории Крайнего Севера или в регионе, к нему приравненном, размер выплат увеличивается в соответствии с районным коэффициентом на весь период проживания. При переезде в регион с нормальными климатическими условиями данное повышение не учитывается.

Как уже было отмечено, гражданам, пострадавшим от событий на ЧАЭС, полагается один из видов пенсионного обеспечения: государственная пенсия по инвалидности/старости или страховая пенсия по старости/инвалидности (при наличии соответствующего права).

Причем чернобылец вправе самостоятельно выбрать вариант пенсионного обеспечения, по которому итоговый размер выплат будет наибольшим.

Согласно ФЗ №400 страховая пенсия по старости назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим достаточное количество пенсионных баллов (16,2 в 2020 году) и стаж работы необходимой продолжительности (10 лет в 2020 году).

Многим гражданам из данной категории населения пенсионные выплаты были рассчитаны по старой формуле еще до принятия вышеупомянутого закона. Однако, согласно данному документу, назначенные ранее пенсии подлежат перерасчету по новой формуле. Если же новая сумма окажется ниже предыдущей, то размер пенсионного обеспечения останется прежним.

Формула, по которой осуществляется расчет пенсий с учетом фиксированной выплаты и стоимости одного пенсионного балла, выглядит следующим образом:

СП = ИПК x СИПК + ФВ,

где:

  • СП — страховое пособие;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СИПК — стоимость ИПК (в 2020 году — 93 рубля);
  • ФВ — фиксированная выплата (в 2020 году — 5686 рубля).

Помимо этого, чернобыльцам может назначаться страховое пособие по инвалидности (рассчитывается по аналогии с выплатой по старости, но в таком случае необходим хотя бы один день официального стажа). При этом размер фиксированной выплаты для каждой из групп инвалидности будет своим.

В настоящий момент ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году положены следующие льготы:

  • в случае перевода на нижестоящую должность по причине здоровья – надбавка к заработной плате, компенсирующая разницу между уровнем заработка;
  • при необходимости выплаты пособия по временной нетрудоспособности – начисление в размере среднего дохода гражданина;
  • средняя зарплата учитывается в аналогичном размере тому, который указывается при уплате работодателем страховых взносов, на случай наступления временной нетрудоспособности, не зависимо от продолжительности страхового стажа;
  • при сокращении должностей в организации – приоритет в сохранении рабочего места вне зависимости от опыта работы, трудового стажа и возраста;
  • в случае полного закрытия организации – первоочередное право на трудоустройство;
  • льготы на обслуживание в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, санаториях, аптеках и так далее;
  • право на внеконкурсное поступление в ВУЗ или СУЗ на бюджетную форму обучения, а также право на получение места в общежитии выбранного образовательного учреждения;
  • приоритетное право на вступление в гаражно-строительные или садоводческие кооперативы;
  • возможность получения отпуска вне графика в любой удобный момент (при этом выплата отпускных производится на общих основаниях).

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

В соответствии с причиной облучения и полученной дозы закон о чернобыльских льготах разделяет граждан на такие категории:

  • Первая – к ней относят чернобыльцев, которые являлись ликвидаторами последствий аварии и подверглись воздействию радиации, в результате чего получили группу инвалидности, соответствующую нарушениям здоровья и проценту потери трудоспособности;
  • Вторая. К участникам ликвидации последствий аварии 2 категории относят лиц, которые присутствовали определенное количество дней по соответствию с периодом времени после аварии. Так, если лицо находилось в зоне облучения с момента аварии до 1 июля 1986 года, то количество дней пребывания не устанавливается. Если речь идет о периоде от 1 июля до 31 декабря 1986 года, то количество дней, проведенных там, должно быть не менее пяти. Если ликвидатор или другое лицо находился в зоне облучения, то минимальное количество дней, проведенное там, для присвоения статуса чернобыльца должно быть не менее 14. Кроме лиц, пребывавших в качестве ликвидаторов, на присвоение такой категории имеют и те, кто находился оговоренное законом количество дней в качестве гражданских лиц, в том числе и в утробе матери;
  • Третья – ликвидаторы последствий аварии и те лица, которые являлись жителями зон добровольного переселения, пребывавшие на территории радиоактивного загрязнения меньшее количество дней и не имеющие оснований на получение второй категории. Также такую категорию могут получать граждане, пребывавшие в зоне не менее одного месяца в период с 1988 по 1990 год или работавшие в зоне санитарной обработки в 1986 году не менее, чем 14 суток;
  • Четвертая – к такой категории относятся граждане, которые постоянно проживают на территории, относящейся к зоне радиологического контроля, осуществляющегося в особом, усиленном режиме. Отдельным требованием в данном случае является то, что до окончания 1992 года они пробыли там в течение четырех и более лет в общей совокупности.

Общие права чернобыльцев согласно новым законам и поправкам, вступившим в действие с 2016 года, представлены правом на получение таких льгот:

  • Возмещение вреда, который был причинен их здоровью. Для возможности осуществления такого действия потребуется получить медицинское заключение связи полученного облучения в зоне аварии на ЧАЭС с состоянием здоровья или потерей трудоспособности;
  • Возмещение вреда, который был причинен личному имуществу граждан. Такое положение в большей степени касается тех, кто на момент аварии проживал в зоне радиоактивного поражения;
  • Компенсацию риска, которому подвергался гражданин при выполнении работ в опасной для здоровья зоне;
  • Компенсацию риска, которому подвергался гражданин, выполняющий обязанности по долгу службы в зоне, где распространялись вредные вещества;
  • Получение различных социальных выплат в зависимости от причиненного здоровью ущерба.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *