Виды налоговой политики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды налоговой политики». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выделяют три основных вида бюджетно-налоговой политики:

  • политика высоких налогов. При ее длительном применении уровень налогового бремени налогоплательщиков оказывается непомерно высоким, что в конечном счете отрицательно сказывается на экономике страны в целом;
  • политика низких / разумных налогов. Ее применяют, в первую очередь, для целей поддержки бизнеса, реального сектора экономики. Более низкие налоговые ставки также благополучно сказываются на инвестиционном климате государства;
  • политика высоких налогов и вместе с тем значительного количества налоговых льгот и скидок. Несмотря на высокий уровень налогообложения такая политика обеспечивает достаточно высокий уровень социальных гарантий для налогоплательщиков.

Особенности и виды налоговой политики

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

В экономической теории выделяют три вида таких мер.

  1. Максимальные налоги. Государство старается взимать так много, насколько это возможно. Верхний предел устанавливается в каждой стране. За всю историю он не превышал половины ВВП. Такой подход опасен для бюджета. Мотивация хозяйствующих субъектов к деятельности падает, и поступления снижаются.
  2. Разумные налоги. Власть принимает меры по поддержке бизнеса, создает привлекательный инвестиционный климат. Негативная сторона — недополучение средств на обеспечение социальных программ.
  3. Высокие налоги при сильной соцзащите. Это оптимальная комбинация предыдущих двух видов, преодолевшая их недостатки.

На практике они могут сочетаться даже в пределах одной страны. В России в 2016-2018 годах предпочтение отдается второму виду.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2020 года читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам. Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.

Под государственными расходами понимается увеличение числа государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государством проводится инвестиционная деятельность, только вложения производятся в собственную экономику. При этом формируется дефицит бюджета.

Такой подход реализуется в моменты спада или кризисов. Государство осознанно идет на увеличение расходов в целях стимуляции экономических процессов в хозяйственной системе страны.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России

  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

Налоговая политика — часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности.

Различают следующие виды налоговой политики:

  • политика максимальных налогов;
  • политика экономического развития;
  • политика разумных налогов;

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

Это задачи, которые она будет решать в определенный период, и соответствующие им планируемые результаты. В текущем периоде это:

  • налоговая нагрузка;
  • условия ведения бизнеса;
  • функционирование консолидированных групп налогоплательщиков;
  • маневры в нефтяном секторе;
  • расходы бюджетов;
  • антикризисные меры;
  • направления совершенствования налоговой системы и отдельных обязательных платежей.

В экономической теории выделяют три вида таких мер.

  1. Максимальные налоги. Государство старается взимать так много, насколько это возможно. Верхний предел устанавливается в каждой стране. За всю историю он не превышал половины ВВП. Такой подход опасен для бюджета. Мотивация хозяйствующих субъектов к деятельности падает, и поступления снижаются.
  2. Разумные налоги. Власть принимает меры по поддержке бизнеса, создает привлекательный инвестиционный климат. Негативная сторона — недополучение средств на обеспечение социальных программ.
  3. Высокие налоги при сильной соцзащите. Это оптимальная комбинация предыдущих двух видов, преодолевшая их недостатки.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Налоговая политика, ее содержание и виды

Слово «политика» имеет в русскомязыке много значений, из которых, имеяв виду именно налоговую сферу, наиболееточным следует признать определениеполитики как «искусства государственногоуправления». Соответственно, подналоговой политикой понимается «искусствоналогового управления», где субъектомуправления является государство, анепосредственным объектом управленияслужат налоги, налоговая система.

Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам.Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.

  • Лекции по микроэкономике
  • Лекции по мировой экономике
  • Лекции по макроэкономике
  • Лекции по финансам
  • Лекции по ДКБ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по госрегулированию экономики
  • Лекции по экономическому росту
  • Лекции по институциональной экономике

Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в установленных законом размерах и в установленные законом сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и методах расчета которых применяются определенные принципы, формирует налоговую систему страны.

Существуют следующие налоговые функции:

  • Фискальный — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
  • Стимул — с помощью налоговых льгот и санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширения производства первичных товаров и ограничения производства вторичных товаров.
  • Нормативно-правовое — регулирование отношений между бюджетами и в рамках бюджетной системы.
  • Распределение и перераспределение — С помощью налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичный доход и генерирует вторичный доход.
  • Социальная функция — налоговые льготы для поддержки объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов физических и юридических лиц.
  • Контроль — с помощью налогов контролирует деятельность предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности налоговых органов.

Регулятивные и стимулирующие функции называются экономическими функциями. Такая дифференциация налоговых функций носит целевой характер, поскольку все функции переплетаются и выполняются одновременно. Конкретными формами проявления налоговых категорий являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами.

Сегодня налоговая система призвана оказывать реальное влияние на укрепление рыночной экономики, способствовать развитию предпринимательства и в то же время служить барьером на пути социального обнищания малооплачиваемых групп населения.

Справедливость — все субъекты должны быть поставлены в равные условия:

  • Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование их различных видов, что позволяет учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь множество источников пополнения бюджета с относительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один или два вида доходов с высокими темпами изъятия;
  • Универсализация налогообложения, предусматривающая, во-первых, одинаковые требования ко всем налогоплательщикам по эффективности экономической деятельности, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм управления и т.д., и, во-вторых, одинаковый подход к исчислению суммы налога независимо от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
  • единое налогообложение, состоящее в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида только один раз в течение периода, определенного законом;
  • научный подход к определению удельного веса налоговой ставки, который заключается в обосновании доли выбытия, что позволит субъекту налогообложения иметь доход, обеспечивающий его нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос налоговых ставок, используемых в других странах, в нашу страну, так и чисто фискальный подход к их установлению.
  • Дифференциация налоговых ставок в зависимости от уровня дохода, которая, однако, не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночной экономики;
  • стабильность (стабильность) налоговых ставок, действующих в течение достаточно длительного периода времени, и простота расчета платежей;
  • Использование системы налоговых льгот, которая фактически стимулирует процесс инвестирования в предпринимательскую деятельность и одновременно реализует принцип социальной справедливости, в том числе прожиточный минимум, гарантированный гражданам. Льготы не должны устанавливаться для конкретных налогоплательщиков, они одинаковы для всех;
  • четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральному (центральному), республиканскому (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местному.

Виды бюджетно-налоговой политики

В результате реформы российская налоговая система основана на комбинации прямого и косвенного налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика, в то время как косвенные налоги включаются в качестве надбавки к цене товаров или тарифу на услуги и уплачиваются потребителями. В случае прямого налогообложения возникают денежные отношения между государством и налогоплательщиком, который платит налог непосредственно в казну; в случае косвенного — субъектом налогообложения является продавец товаров (услуг), выступающий в качестве посредника между государством и плательщиком (потребителем товаров или услуг).

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные налоги, уплачиваемые по отдельным видам имущества, и персональные налоги, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; одни прямые налоги уплачивают только юридические лица, другие — только физические лица, третьи — и те, и другие. Косвенные налоги также не являются однородными по своему характеру, выделяются акцизы, которые могут быть как индивидуальными (для отдельных видов и групп товаров), так и универсальными, налоговыми монополиями и таможенными пошлинами. Косвенные налоги характеризуются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях спада производства. Использование прямых и косвенных налогов, отличающихся по объектам налогообложения и методам расчета, в единой системе позволяет государству более полно реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием находится имущество предприятий, создающее материально-техническую базу для их деятельности, и различные виды потребляемых в производстве ресурсов, а также рабочая сила и получаемые доходы. Основным налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение обусловлено тем, что в условиях рыночной экономики роль прибыли значительно возрастает, она становится важнейшим объектом государственного влияния. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства путем совершенствования его материально-технической базы. К сожалению, система расчета налогов ориентирована в основном на фискальный эффект.

Банки и другие кредитные организации, работающие на коммерческой основе, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного налога распространяется также на страховые компании, получающие доходы от страховой деятельности.

Наличие различных форм собственности и экономическое соперничество заставляет взимать налог не только с полученного дохода, но и со стоимости имущества, что прямо или косвенно способствует росту доходов предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий является неотъемлемой частью налоговой системы страны в рыночных отношениях. Он вводится для хозяйствующих субъектов, владеющих имуществом на территории государства. При его взимании реализуются как фискальная, так и экономическая функции налога. Первая обусловлена тем, что налог на имущество обеспечивает стабильный доход в территориальные бюджеты, так как выплачивается в приоритетном порядке, при этом расходы по его уплате относятся к себестоимости продукции; вторая обусловлена тем, что предприятие заинтересовано в выплате меньшего количества средств, чем стимулирует желание налогоплательщика быстрее избавиться от ненужного неиспользованного имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесные доходы и другие. Некоторые из них оплачиваются из прибыли, другие — из себестоимости. Важность этих платежей заключается в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя хозяйствующие субъекты на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость такого стимулирования вызвана увеличением масштабов общественного производства, что требует вовлечения новых и новых ресурсов в экономический оборот. Между тем, последние не бесконечны и, в связи с их относительным снижением, становятся все более дорогостоящими.

Одно из самых ценных природных сокровищ — земля. Однако эффективность ее использования до 1991 года не была объектом пристального внимания, так как земля была свободна для своих основных потребителей — хозяйствующих субъектов. Потеря хозяйственных земель, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и промышленных объектов, нерациональное строительство жилья и административных зданий в городах — все это было логическим следствием свободной земли. С 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (аренда земли — арендная плата). Плата за воду играет важную роль в налогах, взимаемых за природные ресурсы. Он уплачивается промышленными предприятиями, использующими воду в производственных целях. Этот сбор рассчитывается по ставкам, установленным для одного кубометра забираемой воды, и включается в себестоимость производства. При определении ставок учитываются государственные расходы на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормы, то ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водных ресурсов государство также применяет штрафы за сброс неочищенной или недостаточно очищенной воды.

Переход к рыночным условиям управления, более полная реализация принципа самоокупаемости производимых затрат выдвинули з��дачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатное водоснабжение является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно введение платы за воду, поставляемую сельскохозяйственным предприятиям из систем управления водными ресурсами.

На практике налоговая политика реализуется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогового администрирования, включающий в себя широкий арсенал различных надстроечных инструментов (налоговые ставки, налоговые льготы, методы налогообложения и т.д.).

Государство придает этому механизму правовую форму посредством налогового законодательства.

Во-первых, налоговый механизм — это область теории налогообложения, которая трактует это понятие как организационно-экономическую категорию и, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, которые возникают, когда часть национального дохода, созданного в процессе производства, становится публичной. Вся сфера отношений, формируемых в этом процессе, может быть разделена на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Все указанные подсистемы (элементы) налогового механизма условно разделены, так как на практике они часто пересекаются, а налоговое регулирование и контроль действуют как органическое целое, так как являются проявлениями регулирующей налоговой функции. Действующее налоговое регулирование использует как стимулирующие методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционированные методы в виде штрафов, обращения задолженностей на имущество налогоплательщика или его должников, процедуры банкротства и т.д.

Все эти действия раскрывают нормативную цель налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплектами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. Каждый из элементов налогового механизма применяет только своеобразные методы или приемы совершения налоговых действий. Различия в методах налогового планирования, регулирования и контроля позволяют рассматривать эти области как относительно самостоятельные и выявлять присущие им закономерности. На этой основе разрабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.

Более того, все три элемента налогового механизма — это области, суть которых предопределена не только наукой и практикой налогообложения. Таким образом, налоговое планирование основано на рекомендациях общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Налоговое регулирование и контроль регулируются одними и теми же правилами. Большое значение для них имеют рекомендации, разработанные на основе общей теории управления и права.

Налоговый механизм, рассматриваемый сквозь призму реальной практики, отличается в определенном пространстве и во времени. Таким образом, налоговые действия на разных уровнях власти и управления неоднозначны, и различия во временных соотношениях также существенны. Налоговый механизм как совокупность практических налоговых действий представляет собой совокупность условий и правил реализации положений налогового законодательства на практике.

Поэтому так важно следовать букве закона в каждом практическом действии, чтобы не нарушить основной принцип теории налогообложения — субъективное и объективное начало налогового процесса — единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не основанное на объективной основе, действует как субъективное вмешательство в воспроизводственные процессы, что неизбежно приводит к их деформации.

Налоговый механизм, как и экономический, соединяет два противоположных принципа:

  • планирование, т.е. умышленное регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национальной экономики, координации экономических процессов в соответствии с целевым направлением развития социального производства;
  • спонтанная рыночная конкуренция, когда производители и потребители свободно взаимодействуют на основе прямых и обратных связей. В связи с изоляцией производителей и противоречиями их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой — к разрыву экономических связей между обособленными предприятиями в результате несоответствия массы выпускаемой продукции и ее реализации.

Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время является налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю природу налогов и их противоречия. Налоговая политика показывает относительную автономию государства. Изменяя налоговую политику и манипулируя налоговым механизмом, правительство способно стимулировать экономическое развитие или обуздать его.

В то же время государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вмешиваться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической ситуацией и другими факторами.

Поэтому налоги можно рассматривать не только как способ поддержания государства, но и как способ контроля над ним, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством ограничения произвола государства от необоснованно��о захвата собственности собственников.

Однако в некоторых случаях государство допускает так называемый налоговый произвол, что означает, что государство нарушило установленные принципы и правила налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает налоговым суверенитетом и может проявить себя в осуществлении налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормам.

В конце концов, можно сделать следующие выводы: налоговая политика — это взаимосвязанный комплекс правовых и организационных основ и мер в сфере налоговых отношений, предусматривающий, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения возложенных на него функций, и, во-вторых, регулирование воздействия на процессы социально-экономического развития страны.

Кроме того, налоговые льготы, льготы и налоговые ставки являются прямым проявлением налоговой политики, а налоговая политика является частью финансовой политики. Это также правовые нормы налоговой техники в регулировании, планировании и контроле государственных доходов.

Налоговая политика (управление налоговой системой) реализуется посредством определенных мер (управленческих решений) в области налогообложения. Эти решения определяются направлениями (задачами) налоговой политики и могут варьироваться от косметических, корректирующих, текущих до реформаторских, с существенными изменениями в налоговой системе и заметными социально-экономическими последствиями.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в ответ на изменения в деятельности правительства.

Налоговая политика и налоговый механизм, как правило, основаны на преобладающей концепции. Правильность концепции проверяется практикой. Если теория налогообложения не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, она заменяется новой.

В краткосрочной перспективе внешнеэкономические условия могут только ухудшиться, чему будут способствовать новые и действующие санкции западных стран.

В то же время противостояние США и Ирана может привести к дисбалансу сил на международном нефтяном рынке, что чревато очередным обвалом цен на «черное золото».

Учитывая все негативные тенденции, при разработке основных направлений бюджетной политики на 2019-2020 годы было принято решение уделить большое внимание внутренним структурным реформам, чтобы дать возможность экономике страны развиваться в изоляции при минимальном внешнем воздействии.

Текущие санкции практически лишили РФ и ее субъектов возможности занимать деньги у других международных партнеров, а это значит, что покрывать дефицит бюджета придется только за счет собственных ресурсов.

При этом дисбаланс государственных доходов и расходов может усилиться: если стоимость нефти снизится, то будет сложнее покрывать бюджетный дефицит особенно на фоне отсутствия доступа к кредитным средствам.

Теоретические основы налоговой политики. Виды налоговой политики

Власти намерены и дальше придерживаться политики формирования открытого пространства, создав все предпосылки рыночным игрокам для ведения честной бизнес-деятельности.

В ближайшие несколько лет для реализации такой стратегии будут созданы единые таможенные и налоговые базы, а предприятия будут вынуждены повсеместно внедрять в свою работу инновационные технологии, которые позволят им использовать и хранить цифровые данные.

Власти также намерены оказать максимальную поддержку начинающим компаниям и организациям. Им будет предоставлена отдельная льгота — «старт 0»: если заявление на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя будет подаваться в электронном виде, то можно будет не платить обязательную пошлину и снизить сумму расходов на организацию бизнес-деятельности.

В 2019-2020 гг.

вопрос государственной помощи и спонсорства будет поднят на новый уровень, тем более что многие предприятия заинтересованы в дополнительном финансировании (частному бизнесу не всегда доступны кредитные ресурсы, так как банки с большим недоверием относятся к новым предприятиям). Предполагается, что для этих целей будут использоваться средства Фонда развития инфраструктуры, который будет учрежден в 2019 году.

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации
(приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости и
т.п.);

  1. — политика
    экономического роста(сохранение темпа роста ВНП);
  2. — политика ограничения
    деловой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится на
    стадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).
  3. Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.
  4. Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:
  5. — государственные
    закупки товаров и услуг;
  6. — налоги (обязательные
    платежи домохозяйств и фирм в пользу государства);
  7. — трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).
  8. Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

В 2020-2022 гг. Минфин планирует сохранить профицит практически во всех компонентах бюджетной системы – не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов РФ, а также отдельных внебюджетных фондах (см. табл. 1).

Учитывая, что предварительные оценки Минфина относительно доходов и профицита нередко оказываются заниженными, можно ожидать, что в действительности профицит бюджетной системы окажется выше этого уровня.

Иными словами, в планах министерства – продолжить накопление средств, невзирая на то, что стратегические цели и задачи социально-экономического развития подразумевают, напротив, активное расходование средств на инвестиционные цели.

Несмотря на то, что в «Основных направлениях…» много внимания уделяется национальным целям развития (таким как вхождение России в пятерку ведущих стран мира, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций до 25% ВВП и т.д.), фактически целый ряд предложений Минфина указывает на рост фискальной нагрузки на экономику.

При этом Минфин признает, что налоговая нагрузка на экономику в последние годы уже повысилась. По данным Минфина, если в 2015 г. налоговые доходы бюджета составили 28,97% ВВП, то в 2018 г. – уже 32,72% ВВП (стр. 71). Следует ожидать, что по итогам 2019 г.

В планах Минфина на 2020-2022 гг. – пересмотр так называемых «налоговых расходов», то есть налоговых льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровне. В «Основных направлениях…» (стр.

44-45) указано, что в целом по России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных льгот и преференций, которые, как оценивает Минфин, приведут в 2019 г. к недополучению доходов бюджета на сумму 4077,3 млрд. руб. По оценке ведомства, к 2022 г.

эта сумма достигнет 4576,8 млрд. руб.

Однако судя по м Минфина к этим оценочным данным, для оценки «налоговых расходов» ведомство применяет крайне упрощенный подход: выпадающие доходы от льгот и преференций оцениваются на основе существующей налоговой базы, без учета того, что в отсутствие предоставленных стимулов налоговая база оказалась бы ограничена.

Например, «налоговые расходы» бюджета по освобождению экспортеров от НДС оцениваются как сумма НДС, которую уплатили бы эти экспортеры, если бы такого освобождения у них не было.

Однако при этом совершенно упускается из виду сама суть налоговых стимулов: те же экспортеры при отсутствии освобождения от НДС не смогли бы экспортировать такой же объем товаров и услуг, так как ценовая конкурентоспособность этой продукции была бы существенно снижена.

В целом, такие оценки «налоговых расходов» и призывы к их пересмотру отражают один из фундаментальных принципов работы Минфина – преобладание бухгалтерского подхода к бюджету и фискальной политике.

В рамках этого подхода основное внимание сосредоточено на формировании текущих доходов и расходов, обеспечению бюджетной экономии и возможных накоплений в виде профицита бюджета.

При этом те инструменты развития экономики, которые подразумевают снижение доходов и профицита в текущем периоде, но при этом способствуют расширению налоговой базы (и налоговых поступлений) в будущем, практически игнорируются.

Однако сейчас такой подход к фискальной политике – это серьезное препятствие к достижению национальных стратегических целей, таких как ускорение экономического роста, повышение производительности труда, рост инвестиционной активности и т.д. Ярким примером этого является подход к стимулированию инвестиционной активности бизнеса в «Основных направлениях…».

Урок 13. Бюджетно-налоговая политика

  • Привлечение к налоговой ответственности — какой срок давности?
  • Имеет ли истец право повторно подать ходатайство о применении обеспечительных мер?
  • Ликвидация ООО и увольнение работников
  • Штраф за неуплату авансовых платежей по УСН
  • Какую отчетность надо сдавать при ликвидации ООО?

Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов.

Вмешиваясь в процесс функционирования народного хозяйства, государство преследует несколько основных целей:

  1. уменьшение кризисных явлений в экономике;
  2. поддержание устойчивого роста производства и потребления;
  3. обеспечение большей вовлеченности ресурсов (в особенности, трудовых для устранения безработицы);
  4. сдерживание роста цен.

Для достижения вышеперечисленных целей государством используются:

  • налоги — обязательные платежи граждан, предприятий и организаций в бюджет в размерах и в сроки, установленные законодательством;
  • трансферты — предоставление государством производителям на безвозмездной основе денег, материальных ценностей каких-либо прав или компенсаций в качестве финансовой поддержки;
  • госзакупки — покупка государством определенного объема отечественных товаров или услуг за счет бюджетных денег.

Эффективность выбранной экономической политики во многом определяется временным фактором, поскольку результат от предпринятых действий должен проявиться на фазе спада или подъема. Чтобы этот процесс функционировал, государством применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика. Чем же различаются два этих вида?

Дискреционная фискальная политика подразумевает воздействие на ее инструменты в законодательном порядке. То есть, государство целенаправленно повышает или сокращает свои доходы и расходы для корректировки рынка.

Применяется в условиях экономического кризиса, когда возникает потребность в стимулировании совокупного спроса, предложения или двух этих величин одновременно. В этих целях руководство страны предпринимает следующие шаги:

  • увеличивает объем закупок за счет бюджетных денег;
  • понижает налоговые ставки;
  • расширяет объем безвозмездных выплат и компенсаций.

Эти действия побуждают производителей увеличивать выпуск продукции, чем обеспчивается рост ВНП. Вслед за этим повышается и совокупный спрос.

Виды налоговой политики государства

Необходима тогда, когда народное хозяйство испытывает «перегрев». Меры, предпринимаемые правительством в этой ситуации, будут диаметрально противоположны рассмотренным выше:

  • государство снижает расходование бюджетных денег;
  • отменяются трансферты;
  • налоговые ставки повышаются.

В итоге происходит спад совокупных спроса и предложения. Такая политика проводится многими мировыми государствами для замедления роста цен.

  1. Основная роль государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия как рецессии, так и «перегрева» внутреннего рынка. Это воздействие осуществляется посредством таких инструментов, как налоги, субсидии и госзакупки. Из предпринимаемых руководством страны мер в этой области формируется определенная политика, которая называется фискальной.
  2. В основе фискальной политики лежит несложный принцип: изменение налоговых ставок и объема расходования бюджетных денег влечет корректировку величину совокупного спроса и предложения. Снижение налогов и рост отчислений из бюджета стимулирует как потребителей, так и производителей, а противоположные меры, соответственно, сокращают совокупный спрос и притормаживают выпуск.
  3. Изменения в структуре доходов и расходов государства могут обеспечиваться двумя способами: автоматически, за счет встроенных стабилизаторов, либо при помощи принятия государством соответствующих законодательных актов. Целенаправленные решения правительства носят название дискреционной фискальной политики.
  4. С учетом преследуемых целей фискальная политика бывает стимулирующей либо сдерживающей. В первом случае она обеспечивает рост совокупного спроса благодаря снижению налогов и расширению субсидий и компенсаций. Но следствием использования этих методов может стать дефицит бюджета. Во втором случае политика имеет целью снижение совокупного спроса, и это обеспечивается ростом налоговых ставок и снижением расходования бюджетных средств.

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны.

Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики путем внедрения изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации экономики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета.

На сегодняшний день Российская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованием бюджетно-налоговых инструментов. Современная налоговая система России представляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых с физических и юридических лиц на территории РФ. Она включает в себя около 50 видов различного рода сборов с населения: налог на добавленную стоимость, на доходы и имущество физических лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые в совокупности поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Современное государство использует средства, полученные с налогов, как главную экономическую силу. Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системе налогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества.

Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю) – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое органами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в себя несколько форм (рис. 1).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *