Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол о признании торгов не состоявшимися ране даты проведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Здание дома быта, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 500,9 кв.м., инв.№12266, лит.
А, находящееся в собственности Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на основании свидетельства о государственной регистрации права от 09 декабря 2011 года серии 47-АБ № 459708, кадастровый (или условный) номер: 47-29-1/2001-23.
- Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение здания дома быта, общая площадь 2 400 кв.м.
, находящийся в собственности Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17 июля 2015 года серии 47-АВ № 420923, кадастровый (или условный) номер: 47:26:0206006:198, (далее – Имущество).
Начальная цена продажи Имущества: 3 026 974,00 (три миллиона двадцать шесть тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 00 копеек, без учета НДС, в том числе: здание дома быта – 1 543 774,00 (один миллион пятьсот сорок три тысячи семьсот семьдесят четыре) рубля 00 копеек, без учета НДС, земельный участок площадью 2 400 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 47:26:0206006:198 – 1 408 200,00 (один миллион четыреста восемь тысяч двести) рублей 00 копеек.
НДС оплачивается в соответствии с действующим законодательством.
Сумма задатка для участия в аукционе в размере: 20% от начальной цены продажи Имущества в сумме 605 394,80 (шестьсот пять тысяч триста девяносто четыре) рубля 80 копеек.
Шаг аукциона в размере: 5% от начальной цены продажи Имущества составляет 151 348,70 (сто пятьдесят одна тысяча триста сорок восемь) рублей 70 копеек.
Председатель комиссии:
Семенихина В.А. – заместитель главы администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Заместитель председателя:
Байков М.В. – главный специалист администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Члены комиссии:
Чурикова Е.А. – начальник финансово-экономического отдела администрации – главный бухгалтер администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Поставщики, чьи заявки одобрены заказчиком, могут принять участие в торгах. Процедура проводится с соблюдением конфиденциальности информации о его участниках. В течение тридцати минут после окончания торгов оператор размещает на площадке документ, который содержит информацию (ст. 68):
- адрес торговой площадки;
- дату, время начала и окончания торгов;
- начальную (максимальную) цену контракта;
- все минимальные предложения о цене контракта с указанием порядковых номеров участников.
Если в течение десяти минут после начала проведения процедуры никто не подал ценовое предложение, торги признаются несостоявшимися. Это требуется указать в документе проведения торгов. При этом не стоит путать сроки публикации протокола проведения аукциона в электронной форме и сроки протокола подведения итогов электронного аукциона 44-ФЗ. О них речь пойдет далее.
Скачать
Протокол о признании открытых торгов несостоявшимися
В течение 30 минут после завершения торгов оператор должен разместить на площадке документ со следующей информацией (на основании ст. 68 44-ФЗ):
- Адрес торговой площадки.
- Дата и время начала и окончания торгов.
- Начальная максимальная цена контракта.
- Минимальные предложения по цене контракта с указанием номеров участников.
Если в течение 10 минут после старта аукциона никто из участников не подал свое ценовое предложение, то торги признают несостоявшимися. Этот факт отображается в протоколе подведения итогов, публикуемым ЭТП.
Сроки публикации протокола проведения аукциона оператором ЭТП не стоит путать со сроками размещения итогового протокола по результатам электронного аукциона.
После проведения торгов оператор обязан направить заказчику вторые части предложений участников с их данными. На оформление протокола у комиссии будет 3 рабочих дня (согласно ч. 5 ст. 69 44-ФЗ, ч. 2, 3 ст. 71 44-ФЗ).
Размещение итогового протокола должно происходить не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания документа по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ.
Стоит отметить, что комиссия не вправе рассмотреть вторые части заявок и разместить итоговый протокол непосредственного в день проведения аукциона. Сроки рассмотрения заявок начинают отсчитываться со следующего дня после того, как оператор разместил на площадке протокол проведения электронного аукциона. А сам протокол размещается в ЕИС в день его подписания или на следующий день.
Подведение итогов электронного аукциона происходит по следующему алгоритму:
- Проводятся электронные торги.
- Оператор ЭТП публикует протокол проведения аукциона.
- В течение 3 рабочих дней после публикации протокола комиссия должна сделать вывод, отвечает ли заявка требованиям закупочной документации.
- Первоначально рассматривается заявка от участника с самой низкой ценой реализации контракта.
- Далее рассматриваются заявки по номерам, которые присвоены участникам операторов ЭТП (по ч. 18 ст. 68 44-ФЗ).
- Решение по каждой заявке принимается каждым членом комиссии, а затем большинство выносит общее решение.
- Составляется протокол со ссылкой на ч. 1-5, 8 ст. 69 44-ФЗ.
- Комиссия заносит итоги электронного аукциона в протокол.
Законодательно не были утверждены шаблоны для протокола рассмотрения вторых частей заявок или итоговых протоколов. Их следует оформить в свободной форме. Но закон содержит указание на перечень обязательных сведений по итоговому протоколу.
Протокол подведения итогов аукциона должен содержать следующую информацию по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ:
- Порядковые номера от пяти поставщиков, соответствующих требованиям документации и законодательства, или 2-4 заявки, соответствующие документации по закупке.
- Принятое комиссией решение о соответствии или несоответствии заявок требованиям законодательства. Если какая-то заявка признана не соответствующей условиям, то нужно сослаться на конкретные положения 44-ФЗ, которые были нарушены участником.
- Решение, принятое каждым членом комиссии.
Случаи, когда участник вправе признать заявку не соответствующей закупочной документации, содержатся в 44-ФЗ. Комиссия вправе отклонить заявку от участника, который:
- Не предоставил обязательные документы или не указал обязательные сведения (наименование юрлица или ФИО физлица, ИНН, копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, паспортные сведения, серия и номер паспорта, заверенный перевод регистрационных документов, копии учредительных документов, копии документов о подтверждении полномочий, решение об одобрении крупной сделки или об избрании).
- Не указал сведения и документы, которые предусмотрены ч. 3, 5 ст. 66 44-ФЗ.
- Предоставил документы и сведения, но они не соответствуют требованиям закупки или являются недостоверными. Например, если участник предоставил нечитаемую лицензию, то его заявку могут отклонить из-за невозможности установления соответствия участника требованиям.
- Не соответствует требованиям к участникам закупки по ч. 6 ст. 69 44-ФЗ.
Данные правила установлены в ч. 6 ст. 69 44-ФЗ и по не перечисленным здесь основаниям заявку отклонять не допускается. Если заказчик отклонит заявку необоснованно, то его могут обязать заплатить штраф в размере 30-50 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
В итоговый протокол по результатам аукциона включаются только 5 лучших заявок от участников, которые ранжируются по цене и указывают на время поступления предложения.
Протоколы за январь-месяц
Протоколы за февраль-месяц
Протоколы за март-месяц
Протоколы за апрель-месяц
Протоколы за май-месяц
Протоколы за июнь-месяц
Протоколы за июль-месяц
Протоколы за август-месяц
Протоколы за сентябрь-месяц
Протоколы за октябрь-месяц
Протоколы за ноябрь-месяц
Протоколы за декабрь-месяц
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Статья 13. Признание торгов несостоявшимися
Комиссия по приватизации муниципального имущества, созданная в соответствии с постановлением мэра Аларского района от 07.10.2011 года № 755-П (далее – комиссия), в составе:
Председатель комиссии А.И. Аюшинов
Секретарь комиссии И.Г. Цлав
Члены комиссии В.Н. Давыденко
И.И. Селезнева
Е.Х. Якупов,
провела заседание по признанию открытого аукциона по продаже трубопровода из стальных труб, протяженностью 7900,0 м., с внутренним диаметром 100 мм, расположенного на территории МО «Аларский район» Иркутской области в районе населенного пункта с. Бахтай, по открытой форме подачи предложений о цене несостоявшимся.
1. Место проведения аукциона: администрация МО «Аларский район», расположенная по адресу: Иркутская область, Аларский район п. Кутулик, ул. Советская, 49.
2. Предмет аукциона: трубопровод из стальных труб, протяженностью 7900,0 м., с внутренним диаметром 100 мм, расположенный на территории МО «Аларский район» Иркутской области в районе населенного пункта с. Бахтай.
3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается равной рыночной стоимости такого имущества, определенной независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно отчету об оценке № 02-10312/НС рыночной стоимости от 14.03.2012 года, выполненному независимым оценщиком Чернявским В.Г., рыночная цена трубопровода из стальных труб, протяженностью 7900,0 м., на 02.03.2012г. составляет 746 000 (семьсот сорок шесть тысяч) рублей
4. Причина снятия с аукциона: отсутствие заявок на участие в аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и признания претендентов участниками аукциона от 18 апреля 2012г.).
Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомления участникам такого аукциона; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.
Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.
Итак, тендер признается несостоявшимся, если:
-
подана одна заявка;
-
отсутствие заявок;
-
зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;
-
в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.
Следует различать понятия:
- отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
- признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
- признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:
- Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
- Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от 01.07.2013 № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от 25.09.2013, дело № А50-16269/2012).
Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.
Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:
- по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
- по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
- по п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве — в случае незаключения договора.
Повторные торги проводятся в большинстве случаев в сокращенные сроки по сравнению с первыми торгами (предполагается, что при первом извещении круг заинтересованных лиц уже предварительно проинформирован). Снижение начальной цены на повторных торгах может составлять до 10% и более (на 15% — п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).
Протокол о признании аукциона по продаже имущества несостоявшимся
В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, основным регламентирующим документом закупки является Положение о закупке, утвержденное высшим руководящим органом юридического лица из числа организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 1 названного закона. Правила о последствиях несостоявшихся торгов должны содержаться в Положении.
Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2013 № ВАС-2846/13).
- Для обжалования действия (бездействия) организатора торгов можно обратиться как в арбитражный суд, так и в территориальный орган ФАС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о конкуренции). Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы — 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае — 10 дней.
- Истцом по иску о признании торгов несостоявшимися может быть как участник торгов, так и лицо, которое не смогло принять в них участие по причине нарушения порядка проведения (если его права нарушены).
- На практике иногда обсуждается возможность признания недействительными несостоявшихся торгов. ВАС РФ признал ее и легитимировал в постановлении президиума от 06.11.2011 № 2436/11, аргументировав это тем, что признание несостоявшимися есть результат проведения торгов. Следовательно, такие торги могут быть признаны недействительными. Однако окружные суды уже после издания этого постановления неоднократно отказывали в исках, считая, что несостоявшихся торгов не было, а потому невозможно признать их недействительными и восстановить нарушенные права.
Признание торгов несостоявшимися не всегда решает проблему заинтересованного лица, так как последствия признания торгов несостоявшимися могут быть не предусмотрены законом; особенно это касается повторных торгов (в п. 4.4 ст. 55 закона № 44-ФЗ — заключение договора путем запроса предложений или иным образом).
Итак, последствия несостоявшихся торгов зависят от нормативного регулирования вида торгов и от основания, по которому произошло такое признание. Прежде чем обращаться в суд с требованием о признании торгов несостоявшимися или несостоявшихся торгов недействительными, следует проанализировать, какие возможности последующего восстановления нарушенных прав существуют в соответствующем случае.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Система государственных закупок в нашей стране пока только набирает обороты – в связи с этим у участников торгов нередко возникают самые разнообразные вопросы по данной теме. Один из самых актуальных – когда вроде бы прошедшие торги признаются несостоявшимися?
Представитель ТУ Росимущества в АК в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще.
В случае заключения такого договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по результатам несостоявшегося аукциона, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 «Превышение должностных полномочий» либо ст. 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ.
Согласно п. 4 ст. 350.2 ГК РФ, п. 2 ст. 58 Закона об ипотеке в течение десяти дней после объявления первых торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.
Правовые нормы, регулирующие вопросы признания недействительными сделок и применения последствий недействительности ничтожных сделок, а также вопросы участия прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел этой категории содержатся в ГК, АПК, Законе о прокуратуре, постановлениях Пленума ВАС РФ, совместном…
При этом согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок не требуется, даже если аукцион был признан несостоявшимся до 31 декабря 2014 г.
Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок.
Какие протоколы составляются на электронном аукционе
В случаях, когда организатор торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб и возвратить денежные средства, полученные у претендентов за продажу конкурсной документации.
Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. Внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.
Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия.
Если указанное соглашение между залогодержателем и залогодателем не достигнуто, а начальная цена заложенного имущества по заявлению залогодержателя или залогодателя судом не изменена, проводятся повторные торги со снижением начальной цены на 15% (кроме случаев объявления первичных торгов несостоявшимися ввиду неоплаты победителем торгов предложенной им цены).
Однако возникает закономерный вопрос: как восстановить права заинтересованного лица при частично исполненном договоре, заключенном по результатам торгов, признанных недействительными?
Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями.
Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы — 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае — 10 дней.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Об ответственности налогового агента по НДФЛ за представление недостоверных сведений о доходах физли…
Суд округа не принял во внимание доводы заявителя, поскольку они основаны на неверном понимании сути спорных правоотношений и правовых норм, подлежащих применению к ним.
В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.
Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется “не трогать”. Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт.
Одно из самых важных условий – наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее…
Просмотров: 5068 / Дата публикации: 05.05.2012
- Олимпийские игры в Токио переносятся на 2021 год. Это 4-й случай переноса за всю историю
- На каких условиях выделены $90 млн Беларуси на борьбу с последствиями коронавируса. Что международная организация думает о ситуации в стране?
- Доставка пиццы в Минске
- Чаму беларусы слабыя?
В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
5. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ.
Раздел5 Заключение контракта по результатам электронного аукциона
Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 181; Опубликованный материал нарушает авторские права? / Защита персональных данных /
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся:
1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:
контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Федерального закона №44-ФЗ и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:
а) Ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе;
б) Единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе.
4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ.
Раздел5 Заключение контракта по результатам электронного аукциона
Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 182; Опубликованный материал нарушает авторские права? / Защита персональных данных /
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся). На самом деле, ситуация не такая неприятная, как может показаться на первый взгляд, так как признание аукциона не состоявшимся еще не значит, что вы не выиграли данный контракт. Правда, по новым законам возникает достаточно много спорных моментов, в которых, естественно, каждая сторона желает поиметь себе выгоду, а другие стороны оболванить. Поэтому необходимо учитывать все это, и стараться действовать грамотно, чтобы не попасться на глупую удочку госзаказчика в случае чего. Госзаказчики – это наемные сотрудники, которые держатся за свое место. Поэтому им фиолетово, какие будут проблемы у подрядчика, т. к. подрядчик – это буржуй, который стремится лишь прикарманить государственные средства. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой не состоялся аукцион. Что делать дальше ?
В зависимости от причины, по которой возникла данная ситуация, есть несколько путей к ее успешному (а иногда и неуспешному) разрешению. Все зависит от самой ситуации, а также иногда и от ваших действий.
1.
Аукцион не состоялся, если в нем один участник
В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным требованиям по 44-ФЗ и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, госзаказчик должен провести новые торги.
2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников
а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.
б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.
3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)
Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.
Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей
В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.
Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него
Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:
«3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:
4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:
а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе».
Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)
Признание аукциона несостоявшимся. Последствия признания аукциона несостоявшимся
106. Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:
1) от заявителей не поступили заявки на участие в аукционе или заявка на участие в аукционе поступила только от одного заявителя;
2) по результатам рассмотрения заявок всем заявителям, подавшим заявки на участие в аукционе, отказано в приеме заявки на участие в аукционе;
3) по результатам рассмотрения заявок только один заявитель, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона;
4) в аукционе приняли участие менее двух участников аукциона либо после троекратного объявления аукционистом минимального (стартового) размера разового платежа ни один из участников аукциона не поднял билет.
107. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 106 настоящего порядка, решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется соответствующим протоколом аукционной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанной в объявлении о проведении аукциона. При этом в случае, указанном в подпункте 1 пункта 106 настоящего порядка, поступившая заявка на участие в аукционе не рассматривается аукционной комиссией.
108. Протокол о признании аукциона несостоявшимся составляется в одном экземпляре.
109. В случае, указанном в подпункте 3 пункта 106 настоящего порядка, в протоколе о признании заявителей участниками аукциона делается соответствующая запись.
110. В течение трех рабочих дней со дня подписания аукционной комиссией протокола, которым оформлено решение о признании аукциона несостоявшимся, организатор аукциона направляет в уполномоченный орган уведомление о признании аукциона несостоявшимся с приложением копии указанного протокола.
111. Если аукцион был признан несостоявшимся, уполномоченным органом может быть принято решение о проведении повторного аукциона. При этом порядок и условия проведения такого аукциона, за исключением порядка и условий, установленных настоящим порядком и решением о проведении аукциона, могут быть изменены.
112. В случае если при организации и проведении повторного аукциона порядок и условия проведения такого аукциона изменяются, уполномоченный орган одновременно с обращением, указанным в пункте 113 настоящего порядка, направляет организатору аукциона изменения в ранее поданную заявку, оформленные в порядке, установленном пунктом 16 настоящего порядка.
113. В случае если от уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня направления ему уведомления о признании аукциона несостоявшимся организатору аукциона не поступило обращения о повторном проведении аукциона, организация аукциона считается завершенной и повторные организация и проведение аукциона возможны только после представления уполномоченным органом заявки на проведение аукциона в соответствии с настоящим порядком.
Итоги каждого из трех этапов процедуры электронного аукциона фиксируются в следующих ключевых протоколах:
1) Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (коротко его еще называют «протокол об участии в аукционе», «протокол рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в электронном аукционе») (см. образец)
2) Протокол проведения аукциона («протокол проведения открытого аукциона в электронной форме»).
3) Протокол подведения итогов аукциона
При этом заказчиком составляются не все протоколы, а только два – № 1 и 3, второй на площадках формируется автоматически и размещается непосредственно оператором площадки.
На любом этапе электронный аукцион может быть признан несостоявшимся. В зависимости от оснований (ст. 71 Закона № 44-ФЗ), заказчик оформляет
- Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе (если подана только одна заявка) Протокол оформляется аукционной комиссией заказчика в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.
- Протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (если требованиям законодательства и документации соответствует заявка только одного участника) оформляется аукционной комиссией заказчика в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.
- Протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся (если в течение 10 минут после начала аукциона не было сделано ни одного предложения о цене контракта) Оформляется оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ.
При заключении контракта по результатам электронного аукциона возможен отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика). Более того, при наличии оснований, перечисленных в чч.9, 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, Заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем электронного аукциона
Отказ заказчика оформляется в виде Протокола отказа от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Фиксация решения об отказе возможна в любое время до момента заключения контракта, в случае обнаружения несоответствия заявки участника требованиям законодательства либо выявления факта предоставления участником недостоверной информации о своем соответствии требованиям законодательства. В ч. 10 ст.
31 Закона № 44-ФЗ установлены также дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Протокол отказа от заключения контракта направляется участнику закупки в течение двух рабочих дней с даты его подписания.
Условия признания торгов несостоявшимися и его правовые последствия
Если же необходимости в данной закупке уже нет, то Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и проводит новую закупку: возможно не освоенные денежные средства заказчик решит пустить на другие цели.
Какой бы из этих двух путей Заказчик не выбрал, ждать 10 дней после внесения изменений в ПГЗ до публикации извещения всё равно придётся. Но прежде, чем вносить изменения в документацию, необходимо провести анализ – что же такого написано в аукционе, раз никто не захотел в нём участвовать.
Причины могут быть абсолютно разные – начальная (максимальная) цена контракта занижена, не корректно составлено техническое задание, срок исполнения контракта критически мал или потенциальный участник размещения заказа попросту упустил ваш аукцион во всём потоке информации на электронной площадке. Каковы бы не были причины, осваивать денежные средства всё равно придется и закупку проводить заказчику необходимо.
Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.
Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.
Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
1. По 44-ФЗ
Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
Для конкурса
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
Для аукциона
Для запроса котировок
2. По 223-ФЗ
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
ПРОТОКОЛ
о признании конкурса несостоявшимся и вскрытии конверта с единственной заявкой на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабженияи водоотведения в Кавказском сельском поселении
п.Кавказский
«10» февраля 2016г.
08:00 часов (время московское)
Место проведения:
369100, КЧР, Прикубанский район,
п. Кавказский пр-т Ленина, 22
кабинет главы Кавказского сельского поселения
Заседание конкурсной комиссии проводится в присутствии членов комиссии, созданной постановлением администрации Кавказского сельского поселения от 07.12.2015г. №78 «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кавказского сельского поселения» в следующем составе:
Председатель комиссии |
Байрамуков Мусса Магометович |
глава Кавказского сельского поселения |
Заместитель председателя комиссии | Травникова Елена Анатольевна |
заместитель главы Кавказского сельского поселения |
Секретарь комиссии | Величко Мария Николаевна |
ведущий специалист администрации Кавказского сельского поселения |
Члены комиссии: | ||
Иванченко Татьяна Николаевна |
начальника отдела -главный бухгалтер администрации Кавказского сельского поселения |
|
Казиева Мадина Амырбиевна |
юрист администрации Кавказского сельского поселения |
Всего на заседании присутствовало 83 % от общего количества членов комиссии. Кворум имеется, заседание правомочно.
Предмет конкурса: открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кавказского сельского поселения
Организатор конкурса: администрация Кавказского сельского поселения
На заседании конкурсной комиссии представители участников не присутствовали.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Лот № 1 Водоснабжение
1) Решение вопроса о признании конкурса несостоявшимся и вскрытие конверта с единственной заявкой на участие воткрытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения Кавказского сельского поселения
По вопросу слушали члена комиссии – Казиеву Мадину Амырбиевну., которая сообщила, что на момент окончания подачи заявок (09.02.2016г. 08 часов 00 мин. по московскому времени) на участие в конкурсе поступила единственная заявка в письменной форме, в запечатанном конверте, зарегистрированная и зафиксированная в «Журнале регистрации заявок претендентов на участие в аукционах, конкурсах».
Заявка зарегистрирована под № 1, подана 28.01.2016 года в 10 часов 40 минут по московскому времени. По данным, указанным на конверте, заявка поступила от общества с ограниченной ответственностью «Авангард», расположенного по адресу: 369100, КЧР, Прикубанский район, пос.Кавказский, ул. Коммунальная, 4.
С учетом вышеназванных обстоятельств, конкурсная комиссия решила:
1. Признать открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабженияКавказского сельского поселениянесостоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005г «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ.
2. Вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе в соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005г. «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ.
- Власть
- ›
- Муниципальное имущество подлежащее отчуждению
- ›
- Имущество, выставленное на продажу
Признание повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися
Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:
- не подана ни одна заявка;
- подана одна заявка.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:
- если нет заявок — проводить новую закупку;
- если подана одна заявка — оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.
В тех случаях, когда:
- представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
- после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
- вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.
Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.
Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).
Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки — каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.
Из статьи
Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :
- оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
- срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.
Важно
В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.
В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:
- не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
- нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
- некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
- участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).
Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.
Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?
44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:
- проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
- предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
- вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.
Если повторный аукцион не состоялся — не подана ни одна заявка — что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.
Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.
Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»
Стоит рассмотреть случаи несостоявшихся закупок в трех самых популярных видах закупочных процедур:
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- только одна заявка соответствовала требованиям документации;
- победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения (поскольку имеет на это законное право);
- по результатам предквалификационного отбора ни один из участников не соответствовал требованиям.
2. В аукционе
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка
- все первые или все вторые части заявок не соответствуют требованиям;
- в ходе рассмотрения первых или вторых частей заявок только одна была допущена;
- в течение десяти минут с начала проведения торгов не было сделано ни одной ценовой ставки;
- победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения;
3. В запросе котировок
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- все поданные заявки были отклонены комиссией;
- только одна заявка была допущена комиссией.
Неоднократно отмечается, что закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к процедуре закупки и действиям заказчиков. Это касается и их действий в случаях признания закупок несостоявшимися: самим законом они не определены, а Гражданский кодекс регламентирует только несостоявшиеся конкурсы и аукционы.
Большинство заказчиков берут за основу 44-ФЗ, заменяя некоторые условия на более гибкие. Другими документами, на которых основаны действия заказчиков, являются положение о закупке и Закон о защите конкуренции.
- Проблемы признания публичных торгов недействительными 2017 / Камаева А.В., Фоминых О.М.
- Последствия нарушения законодательства о контрактной системе 2015 / Камаева Анастасия Валерьевна
- Признание недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства 2016 / Камаева А.В.
- Признание публичных торгов по реализации земель недействительными и применение последствий их недействительности 2013 / Луценко Д. С.
- Недействительность договора, заключенного на торгах 2016 / Фоминых Ольга Михайловна
- Признание сделки недействительной и применение последствий недействительности сделки как способ защиты права собственности юридических лиц на недвижимое имущество 2013 / Стрельников Павел Анатольевич
- Способы судебной защиты лица, проигравшего торги 2017 / Беляева Ольга Александровна
- Некоторые вопросы применения норм о кондикционных обязательствах к требованиям о возврате исполненного по недействительной и незаключенной сделкам 2008 / Анчишина Евгения Александровна
- Правовые основы антимонопольного контроля в ходе организации и проведения торгов 2010 / Петров Дмитрий Анатольевич
- Понятийные противоречия правового регулирования торгов по Гражданскому кодексу российской Федерации 2013 / Тонков Константин Владимирович
ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Признание недействительными несостоявшихся торгов как способ защиты гражданских прав
КУЗНЕЦОВА Ольга Анатольевна,
профессор кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук
Российское законодательство предусматривает множество случаев проведения торгов в качестве особого способа заключения договоров. Гражданско-правовая судьба торгов двояка: они могут состояться либо могут быть объявлены несостоявшимися. Правовая сущность состоявшихся и несостоявшихся торгов различна.
При этом ст. 449 ГК РФ (если исходить из буквального ее толкования) регулирует только последствия нарушений правил проведения состоявшихся торгов: «1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги». Регламентация последствий нарушений, допущенных при несостоявшихся торгах, в ГК РФ отсутствует.
Длительное время российская судебная практика по этим вопросам считалась стабильной и базировалась на правовой позиции, согласно которой «несостоявшиеся торги не могут быть признаны недействительными». Еще в августе 2010 г. такой же вывод делал и Высший Арбитражный Суд РФ: «Торги, на участие в которых было подано менее двух заявок, признаются несостояшими-ся. Следовательно, по результатам таких торгов договор не может быть
заключен, и такие торги как способ заключения сделки не могут быть признаны недействительными»1.
Однако спустя четыре месяца, в декабре 2010 г., Президиум ВАС РФ признал несостоявшийся аукцион недействительным2.
В сентябре 2011 г. ВАС РФ сформулировал позицию, диаметрально противоположную сложившейся в арбитражных судах практике по данному вопросу: «По смыслу положений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации …. объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (статья 449 Кодекса)»3. Другими словами, несостоявшиеся торги могут быть признаны недействительными. При этом в постановлении от 9 декабря 2010 г. ВАС РФ высказался мягче, введя неизвестную ст. 449 ГК РФ формулировку «недействительность результатов торгов».
Следует отметить, что на настоящий момент арбитражная практика оперативно не изменилась: суды по-прежнему настаивают на том, что несостоявшиеся торги не могут быть признаны недействительными4
1 Определение ВАС РФ от 5 августа 2010 г. № ВАС-8730/10 по делу № А50-15701/2009.
2 См. постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 9461/10.
3 Постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 2436/11.
4 См. постановление ФАС Восточно-Си-
бирского округа от 25 января 2012 г. № А69-
860/2011.
и приводят новые аргументы такой позиции. Например, отмечается, что «Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено оспаривание несостоявшихся торгов»5.
Действительно, в соответствии со ст. 12 ГК РФ лицо может использовать только способы защиты гражданских прав, предусмотренные законом. Ни один акт гражданского законодательства не содержит таких способов защиты, как признание недействительными несостоявшихся торгов или признание недействительными результатов торгов.
И проблема здесь не столько в самой возможности судебных органов формулировать новые способы защиты прав с учетом конституционного принципа разделения властей, сколько в сущности понятия «недействительность». Недействительный — это не имеющий законной силы, не существующий на самом деле, мнимый6. Трудно представить не имеющим законной силы явление, которого не было, которое не состоялось, и тем более наличие у такого явления результата. Опасность такого подхода заключается еще и в том, что он может стать началом креативных научно-исследовательских и правоприменительных подходов, например, в части признания недействительными несостоявшихся сделок, договоров, браков и др.
Пробельность законодательства и кардинальная смена правовых подходов судов к рассматриваемому вопросу негативно сказывается на российской экономике, нуждающейся в «стабильности и предсказуемости правового регулирования экономических отношений, справедливой правоприменительной системы, ко-
торая способна гарантировать защиту основных экономических прав — права собственности и свободы экономической деятельности»7.