Сравните такие нормативные правовые акты как должностная инструкция и должностной регламент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сравните такие нормативные правовые акты как должностная инструкция и должностной регламент». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 36 настоящего Закона вступает в силу после утверждения актами государственных органов административных регламентов соответствующих государственных органов

Статья 36. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Чем отличается должностная инструкция от должностного регламента

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится понятия должностной инструкции (регламента). Вместе с тем она является важным документом, регулирующим должностные права и обязанности работника.

Должностная инструкция — это документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, установления его должностных обязанностей, прав и ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемые к занимаемой должности.

[3]

Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик или на основании профессиональных стандартов, которые утверждены Минтрудом России.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Тщательно проработанная должностная инструкция — это возможность для работодателя потребовать от работника надлежащей работы, инструмент в борьбе с нерадивыми работниками, уклоняющимися от своих обязанностей.

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Практика показывает, что должностная инструкция на некоторых предприятиях является приложением к трудовому договору. Также встречаются случаи, когда должностная инструкция утверждаться как самостоятельный документ.

Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях. Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий и понятий.

В него включают следующие пункты:

  • требования, предъявляемые к образованию и стажу работы сотрудника, замещающего данную должность (профессиональная подготовка, начальное профессиональное образование, среднее специальное профессиональное образование, высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр», высшее образование с квалификациями: бакалавр, специалист, магистр, послевузовское образование с квалификацией: кандидат наук, доктор наук).
  • непосредственную подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный сотрудник);
  • наличие и состав подчиненных;
  • порядок назначения и освобождения от должности;
  • порядок замещения (кто замещает данного сотрудника во время его отсутствия; кого замещает данный сотрудник);
  • возможность совмещения должностей и обязанностей;
  • нормативная база (основополагающие законодательные и иные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия).

Ответственность работника должна быть индивидуализирована в соответствии с его трудовой функцией и рабочим местом. Ответственность работника в трудовых правоотношениях наступает в двух случаях: при неисполнении обязанности и (или) превышении прав, причиняющем вред другим работникам.

Работник в трудовых отношениях несет следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную,
  • материальную,
  • гражданско-правовую,
  • административную,
  • уголовную.

Дисциплинарная ответственность

устанавливается на основании ст. 192 ТК РФ, которая регламентирует дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное взыскание – это мера ответственности за совершение дисциплинарного проступка (дисциплинарной ответственности).

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Материальная ответственность на работника возлагается в трудовых и имущественных отношениях соответственно по нормам ТК РФ и ГК РФ.

Материальная ответственность регулируется гл. 39 ТК РФ.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, изложены в ст. 239 ТК РФ. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения вследствие непреодолимой силы нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Полная материальная ответственность работника устанавливается в ст. 242 ТК РФ. Она состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Случаи полной материальной ответственности перечислены в ст. 243 ТК РФ. К ним относятся следующие:

  1. когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  2. недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  3. умышленное причинение ущерба;
  4. причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  5. причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  6. причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  7. разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  8. причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Административная ответственность наступает в случае совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями законодательства и иных нормативных правовых актов, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Уголовная ответственность работника за невыполнение обязанностей или за превышение прав устанавливается, если совершено преступление.

Преступление — виновное, общественно опасное дея��ие (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.

Отличие должностного регламента от должностной инструкции

Приступая к разработке должностной инструкции, составителю следует исходить из структуры предприятия, особенностей структурного подразделения, в котором числится соответствующая должность, особенностей работы лиц, замещающих должности, по которым разрабатывается инструкция.

Таким образом, к разработке инструкции просто необходимо привлекать руководителя структурного подразделения, которому подчиняется работник, а также начальника отдела кадров.

Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях. Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий:

В настоящее время сложился традиционный подход к составлению должностной инструкции, согласно которому должностная инструкция состоит из пяти разделов.

Раздел 1 » общие=»» положения». Содержится область деятельности работника с указанием:

  • категории должности, определяемой в соответствии с ОКПДТР — руководитель, специалист, технический исполнитель;
  • порядок назначения и освобождения от должности, а также замещения во время его отсутствия;
  • квалификационные требования;
  • подчиненность работника;
  • перечень нормативных документов, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

Раздел 2 «Функции работника» , в котором перечисляются основные направления деятельности работника.

Раздел 3 «Должностные обязанности работника» — определены конкретные виды работ, выполняемые работником.

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Практика показывает, что должностная инструкция на некоторых предприятиях является приложением к трудовому договору. Также встречаются случаи, когда должностная инструкция утверждаться как самостоятельный документ.

В должностной регламент следует также включать перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие решения в соответствии с замещаемой должностью и со своей компетенцией, а также перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений. При этом должны быть сформулированы задачи, функции, права и ответственность гражданского служащего при принятии соответствующих решений, его участии в подготовке нормативных правовых актов различного уровня.
При этом следует учитывать, что подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по этому вопросу.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Подробности в материалах Системы Кадры: Популярные вопросы Ответ: Для чего нужно составлять должностной регламент гражданского служащего Должностной регламент составляется по каждой штатной должности государственной гражданской службы. (ч. 1 ст.

«Должностная инструкция и должностной регламент»

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы, либо по соглашению сторон. Если же изменения не касаются должностных обязанностей, то согласно ст.
29 Федерального закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно.

Внимание

В значительной части должностных регламентов отсутствуют даты их утверждения и ознакомления с ними гражданских служащих.

В большинстве случаев утверждение должностных регламентов осуществляется по истечении определенного времени после заключения служебного контракта, иногда до нескольких месяцев, несмотря на то, что должностной регламент является существенным условием служебного контракта.

В ряде случаев ознакомление служащего с должностным регламентом может происходить как после утверждения должностного регламента, так и до этого момента.

Между тем согласно ч. 6 ст. 24 от гражданского служащего запрещается требовать исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. 2.

Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д. Введение Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата.

РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.

Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится понятия должностной инструкции (регламента). Вместе с тем она является важным документом, регулирующим должностные права и обязанности работника.

Должностная инструкция — это документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, установления его должностных обязанностей, прав и ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемые к занимаемой должности.

Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик или на основании профессиональных стандартов, которые утверждены Минтрудом России.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Тщательно проработанная должностная инструкция — это возможность для работодателя потребовать от работника надлежащей работы, инструмент в борьбе с нерадивыми работниками, уклоняющимися от своих обязанностей.

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Должностная инструкция, должностной регламент

Данный раздел инструкции содержит перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает работник при исполнении возложенных на него должностных обязанностей.

Права – это возможности, которые работнику разрешается использовать в случае необходимости при исполнении должностных обязанностей

Права гражданина России установлены в Конституции РФ. В ст. 17 установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Под обязанностями понимается определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения — носителя этой обязанности.

Для того чтобы определить правовые обязанности работника, необходимо представить все виды трудовых отношений, в которых он участвует с:

  • работодателем;
  • заместителем работодателя;
  • руководителем, которому он подчинен;
  • руководителем группы внутри отдела;
  • другим работником, с которым он связан производственным процессом;
  • клиентом организации.

Обязанность обладает рядом свойств, среди которых основным является ее измеримость. Если невозможно измерить уровень исполнения обязанностей (от неудовлетворительного до отличного), то обязанность сформулирована неправильно, не в правовой форме. Если обязанность по должностной инструкции невозможно измерить, значит, обязанности в должностной инструкции нет.

[3]

Ответственность работника должна быть индивидуализирована в соответствии с его трудовой функцией и рабочим местом. Ответственность работника в трудовых правоотношениях наступает в двух случаях: при неисполнении обязанности и (или) превышении прав, причиняющем вред другим работникам.

Работник в трудовых отношениях несет следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную,
  • материальную,
  • гражданско-правовую,
  • административную,
  • уголовную.

Дисциплинарная ответственность

устанавливается на основании ст. 192 ТК РФ, которая регламентирует дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное взыскание – это мера ответственности за совершение дисциплинарного проступка (дисциплинарной ответственности).

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Материальная ответственность на работника возлагается в трудовых и имущественных отношениях соответственно по нормам ТК РФ и ГК РФ.

[1]

Материальная ответственность регулируется гл. 39 ТК РФ.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, изложены в ст. 239 ТК РФ. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения вследствие непреодолимой силы нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Полная материальная ответственность работника устанавливается в ст. 242 ТК РФ. Она состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Четкая регламентация обязательств сторон трудового договора (прозрачность трудовых отношений), как на этапе подбора персонала, так и в процессе трудовой деятельности.

Определение конкретных трудовых функций сотрудника, детализация порядка его действий, ограничение зоны его ответственности и пределы полномочий

Быть руководством к действию, а также основой для разрешения споров в случае возникновения разногласий (между работником и работодателем, между работниками внутри структурного подразделения, между структурными подразделениями, в суде).

Стать инструментом оценки персонала и, в конечно счете, корпоративного управления бизнес-процессами.

Важный кадровый документ: должностная инструкция

  • Четкая регламентация обязательств сторон трудового договора (прозрачность трудовых отношений), как на этапе подбора персонала, так и в процессе трудовой деятельности.

  • Определение конкретных трудовых функций сотрудника, детализация порядка его действий, ограничение зоны его ответственности и пределы полномочий

  • Быть руководством к действию, а также основой для разрешения споров в случае возникновения разногласий (между работником и работодателем, между работниками внутри структурного подразделения, между структурными подразделениями, в суде).

  • Стать инструментом оценки персонала и, в конечно счете, корпоративного управления бизнес-процессами.

  • Инструкция может быть разработана руководителем структурного подразделения либо работником отдела кадров, согласовывается непосредственным руководителем, другими ответственными лицами (главный инженер, заместители, специалист по охране труда, юрист), утверждается руководителем организации.

  • Разработчиком инструкции может быть сторонняя организация, профессионально занимающаяся управлением в сфере HR. Пока это не широко распространенное явление в нашей стране.

  • Порядок разработки и утверждения должен быть установлен локальным нормативным актом работодателя. Обычно процесс включает в себя этапы подготовки, разработки, согласования и утверждения документа. Ключевым является ознакомление работника с инструкцией, а также всеми ее изменениями.

  • Самый распространенный, привычный, вид инструкции – документ, содержащий полное описание всех должностных обязанностей и способа их выполнения. Тем не менее, инструкция может быть краткой, максимально сжатой, определяя только ключевые должностные обязанности работника, но при этом содержать ссылки на регламенты и карты процессов, которые в свою очередь детализируют порядок выполнения каждой функции.

  • При разработке перечня должностных (трудовых) обязанностей по конкретной должности за основу принимаются положения профессиональных стандартов, квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕКС, ЕТКС, а также типовые формы.

Работодатель свободен в выборе структуры должностной инструкции: это может быть документ с единственным разделом — перечень должностных обязанностей работника, либо сложноорганизованный текст с параграфами, разделами, подробным описанием всех производственных процессов.

В этом разделе, как правило,

  • описывается должность, ее наименование, основные требования к работнику – наличию у него специального образования, квалификации, стажа, опыта работы;

  • указывается лицо, назначающее на должность и освобождающее работника от должности;

  • определяются документы, которыми работник обязан руководствоваться в своей деятельности;

  • устанавливается порядок замещения работника, его субординацию.

Должностная инструкция — право, но не обязанность

  • Инструкцию можно оформить как неотъемлемое приложение трудового договора, указав на его наличие в тексте договора. Должностная инструкция становится обязательной с момента подписания трудового договора.

  • Трудовой договор может содержать ссылку на должностную инструкцию, как на отдельный документ. В таком случае, обязательно ознакомление с инструкцией под подпись работника.

  • Трудовой договор может не содержать упоминания о должностной инструкции. В таком случае, должностная инструкция вводится на предприятии отдельным приказом либо распоряжением руководителя. При соблюдении процедуры ознакомления и отсутствии изменений в трудовой функции работника по сравнению с указанной в трудовом договоре, она становится обязательной для работника.

  • Формальный подход — это самая распространенная ошибка со стороны работодателей. Инструкции разрабатываются по устаревшим шаблонам и формам, без должного внимания к содержательной части документа и его прикладному характеру..

  • Бессодержательный текст. Инструкция содержит большое количество текста с отсутствием смысловой нагрузки, трудночитаемого, многократно повторяющего положения Трудового Кодекса РФ, трудового договора работника.

  • Включение в перечень обязанностей «распоряжения руководителей, не предусмотренные должностной инструкцией». Такое положение, с большой вероятностью, не будет признано судом соответствующим закону.

  • Дублирование. Должностные инструкции разрабатываются бессистемно, процесс согласования не соблюдается, в связи, с чем должностные обязанности отдельных сотрудников пересекаются, положения инструкций противоречат друг другу, имеют двойное толкование.

  • Нарушается порядок внесения изменений. Не соблюдается порядок изменения должностной инструкции в процессе трудовой деятельности работника: не предоставляется двухмесячный срок для ее ознакомления, отсутствует документально зафиксированный диалог между работником и работодателем по поводу вносимых изменений, отсутствуют подписи сторон, нарушается процедура ознакомления с инструкцией при переводе и перемещении работника, совместительстве.

Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями. Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени. Для обеспечения правильности составления такого рода документов важно соблюдать определенные установки и рекомендации.

Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта. Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи. Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение. Последним в этом списке является сам регламент.

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля. В нем содержится информация о гос. гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.

Составляем должностную инструкцию

Должностной регламент – это документ, который должен разрабатываться конкретными субъектами, обладающими определенной властью. Конкретизация регламента должна выполняться начальниками. Проектирование, желательно, должно протекать с привлечением внимания сотрудника, для которого оно создается. Далее происходит конкретизация должностного регламента и всех его элементов, но посредством представителя нанимателя, который является руководителем гос. органов. А также эту функцию могут выполнять субъекты РФ, осуществляющие и преследующие интересы Российской Федерации, что соответствует установке Закона 79-ФЗ, содержащейся в первой статье.

Стать действенным должностной регламент может лишь после проведения мер по его установлению и поддержанию порядка на уровнях гос. гражданской службы. Рекомендуется периодически проводить ревизии, что необходимо для проверки точности соответствия между реальным положением дел и конкретными временными рамками, в которых существует четкий закон.

Введение в действие начинается с момента его утверждения. Однако иногда приказ может включать в себя информацию о конкретном сроке, в течение которого и с момента наступления которого документ имеет силу.

Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

  • необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
  • необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
  • важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
  • следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
  • повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Существует понятие должностной инструкции. Должностной регламент составляется в соответствие с перечнем определенных требований и указаний, многие из которых находятся именно в ней.

Общий набор главных указаний и норм документа сводится к тому, что:

  • наименование регламента обязано содержать в себе точное указание на должность, для которой он был разрабатывался;
  • такие документы следует разбивать на некоторое количество разделов, включающих в себя разделы обязательного порядка, а также дополнительные, предусматриваемые органами гос. власти;
  • обязательной является нумерация, которая должна быть выполнена при помощи арабских цифр. (если раздел необходимо разделить, то можно создать ряд подразделов, однако они тоже должны иметь порядковые номера, заключенные в предел определенного раздела);
  • необходимо определить меры наказания за нарушение должностного регламента;
  • текст регламента должен быть максимально лаконичным, но понятным для общего толкования всеми субъектами;
  • изложение ряда обязательств для должностных лиц, следует составлять с использованием таких слов, как: должен, обязан, имеет права, следует выполнить, необходимо сделать и т.п.;
  • важно указать лицо, составившее этот документ, а также необходимо упомянуть всех, кто участвовал в утверждении данного документа;
  • завершение указаний должно оканчиваться изучением лиц, для которых он разрабатывался.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Подскажите, можно ли написать инструкцию по делопроизводству и заменить название «инструкция» на «регламент»? Директор считает, что инструкция является справочным документом. В его понимании нужно создать какой-то «строгий» нормативный документ, например «Регламент работы с документами», так как слово «регламент», по его мнению, воспринимается психологически лучше.

    Современная модель государственной службы включает в себя учреждение должности органами гос. власти, включение ее в реестр должностей гражданской службы и должностной регламент. Последняя составляющая является новацией закона о государственной службе

    Определение 1

    Должностной регламент – это нормативный документ в соответствии с которым осуществляется служебная деятельность на профессиональной основе ГС посредством ее регламентации и регулирования, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа.

    Документ основан на принципах:

    • соблюдения закона;
    • соответствия полномочиям гос. органа;
    • эффективности и результативности;
    • самостоятельности принятия решений и проявления инициативы;
    • персональной ответственности за решаемую задачу;
    • стабильного характера должностных функций;
    • направленности на инновации и прогрессивные технологии.

    Документ является одним из основных условий служебного контракта и составной частью административного регламента.

    В документ включены следующие положения:

    • квалификационные требования, определяющие уровень, объем знаний, которые предъявляются ГС на определенной должности, а также требования к образованию, стажу, направлению подготовки;
    • должностные обязанности, права и ответственность ГС;
    • перечень вопросов по которым должны приниматься самостоятельные решения;
    • перечень вопросов, где должно быть проявлено участие в подготовке проектов НПА или решений управленческого характера;
    • сроки и процедуры подготовки и рассмотрения управленческих решений и проектов НПА;
    • порядок взаимодействия между служащими одного и того же гос. органа, других гос. органов, гражданами и организациями;
    • гос.услуги, оказываемые гражданам и организациям;
    • показатели эффективности и результативности.
    Замечание 1

    Должностной регламент устанавливает не только правила и процедуры, имеющие юридическое значение, но и определяет качество исполняемых обязанностей.

    К служащему не могут быть предъявлены требования, которые не закреплены в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.

    Положение документа учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности, аттестационных мероприятий, экзамена, подтверждающего или повышающего квалификацию, планировании служебной деятельности ГС на профессиональной основе.

    Результаты исполнения ГС должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности или включении ГС в кадровый резерв, оценке его служебной деятельности на профессиональной основе при проведении аттестационных мероприятий, экзамена, подтверждающего квалификацию или поощрении.

    Должностной регламент ГС хранится в его личном деле.

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 10 августа 2005 года N 3855-ВС


    [О рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах]

    Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными государственными органами подготовлены Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

    Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих являются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего госоргана при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу.

    Врио Министра
    В.И.Стародубов

    Должностная инструкция (регламент) — порядок разработки и утверждения


    Должностной регламент конкретного государственного служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы:

    1. Общие положения.

    2. Квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков.

    3. Должностные обязанности.

    4. Права.

    5. Ответственность.

    6. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.

    7. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

    8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы.

    9. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями.

    10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

    11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

    1. Раздел «Общие положения» содержит следующие общие сведения организационного характера:

    1.1. Место должности в Реестре государственных должностей государственной службы, в том числе категорий: «руководитель», «помощник (советник)», «специалист», «обеспечивающий специалист», соответствующей группы: высшей должности гражданской службы, главной должности гражданской службы, ведущей должности гражданской службы, старшей должности гражданской службы и младшей должности гражданской службы.

    1.2. Непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный государственный служащий).

    1.3. Порядок назначения и освобождения от должности.

    1.4. Наличие и состав подчиненных (для руководителей).

    1.5. Порядок замещения (кто замещает данного государственного служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).

    3.1. Основные обязанности гражданского служащего установлены в статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Они включают:

    «1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

    2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

    3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

    5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

    6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

    7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

    8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

    9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

    10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

    11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и другими федеральными законами;

    12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

    2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

    3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

    ________________
    * Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.


    В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и со своей компетенцией государственный гражданский служащий вправе или обязан принимать определенные решения. Например, руководитель иного государственного федерального органа государственной власти в соответствии со своей компетенцией может принимать официальные решения в виде таких документов, как: Федеральная целевая программа; положение об ином федеральном органе исполнительной власти; положение о структурном подразделении федерального органа исполнительной власти; структура государственного органа исполнительной власти; штатное расписание государственного органа исполнительной власти; постановление федерального органа исполнительной власти; приказ (распоряжение) федерального министра (руководителя иного федерального органа исполнительной власти); решение; инструкция; указание; протокол; акт; заключение; докладная записка; циркулярное письмо; договор; аналитический доклад; план; отчет и другие.


    В данном разделе формулируются задачи, функции, права и ответственность государственного гражданского служащего при участии в подготовке нормативно-правовых актов, таких как:

    законы Российской Федерации по вопросам развития системы государственной службы;

    законы Российской Федерации по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

    указы Президента Российской Федерации по вопросам развития системы государственной службы;

    указы Президента Российской Федерации по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

    постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития системы государственной службы;

    постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг.


    Порядок служебного взаимодействия осуществляется в порядке, представленном в таблице 6.

    Схема служебного взаимодействия в аппарате управления федеральных органов государственной власти включает работы в следующей последовательности.

    Анализ практики применения действующего законодательства в определенной сфере (отрасли) экономики и осуществление законодательных инициатив (при этом выходными документами должны быть концепции и проекты законодательных актов).

    Прогнозирование развития соответствующей сферы (отрасли) экономики, выходной документ — технико-экономическое обоснование прогнозов.

    Выполнение функций планирования: разработка всех видов комплексных программ и планов с принятием решений по утверждению соответствующих документов.

    Организация, координация и регулирование выполнения всех положений, отраженных в соответствующих программах. Основными выходными документами при выполнении этих функций должны быть приказы, решения и постановления коллегиальных органов управления, рекомендации, методические указания, циркулярные письма.

    Выполнение функций контроля и анализа; выходными документами в данном случае являются отчеты, акты, аналитические справки и доклады.

    Понятие, принципы и состав должностного регламента

    Успешный бизнес заключается не только в хорошем проекте и продвижении, но и в квалифицированных работниках, эффективно решающих поставленные задачи. Для качественного выполнения работы нужно понимать цели, методы и награды за достижение целей.

    Должностная инструкция — это документ, четко регламентирующий обязанности, полномочия, права, квалификационные требования и поощрения. Он относится не к конкретному человеку, а к занимаемой им должности, и согласовывается с руководителями и юридическим отделом.

    Задокументированные требования необходимы при росте и увеличении штата, так как позволяют рационально разделить труд, подобрать правильные кадры, контролировать выполнение, привлекать к дисциплинарной ответственности, защищать права работодателя и сотрудника.

    Наличие инструкции персонала позволяет:

    • Определить профессиональный образ и трудовые функции занимаемой должности;
    • Эффективно организовать деятельность;
    • Обозначить стоимость рабочей силы, зависимо от квалификации и сложности;
    • Облегчить обучение новичков;
    • Исключить повторное выполнение работ разным персоналом;
    • Обеспечить взаимодействие между отделами и кадрами;
    • Объективно оценить деятельность служащих;
    • Обосновать взыскания при невыполнении обязанностей.

    Разработка инструкций специалистов — это право предпринимателя, а не долг, однако в ряде случаем их оформление необходимо. Именно они выступают в качестве организационно-правового документа при наложении взысканий, трудовых спорах и обращении в суд.

    Если их наличие не прописано для вашего предприятия, их отсутствие не расценивается как нарушение, но некоторые действия могут быть признаны незаконными (отказ соискателю по причине недостаточной квалификации, увольнение при неудовлетворительном прохождении испытательного срока, наложение штрафов и взысканий за невыполнение обязательств).

    Составление должностных инструкций предусмотрено законодательно-нормативными актами для отдельных категорий:

    • Частные охранники;
    • Аптечные фармацевты;
    • Медицинские сотрудники;
    • Персонал занятый при производстве, хранении, реализации молочных продуктов.

    Для начала необходимо изучить методические рекомендации по разработке должностных инструкций. В качестве основы лучше применить государственные нормативно-правовые акты и прописать полный список обязательств сотрудников, учитывая локальный статус, особенности организации, условия труда, права и ответственность руководителей и работников. Вы можете расширить установленные централизованно требования, если это необходимо для совершенствования деятельности компании или внедрения новых технических средств.

    Обязательная процедура — двухэтапное согласование документа.

    На первом этапе необходима консультация юристов для выявления возможных нарушений трудового кодекса.
    На втором этапе согласовывают:

    • Структурные подразделения фирмы, чтобы исключить дублирование обязанностей, информировать руководителей отделов о порядке взаимодействия между сотрудниками;
    • Руководящий состав.

    Утверждение проводится полномочным лицом с указанием соответствующего приказа, заверением печатью и снятием копий для ознакомления. Документ вступает в силу сразу, однако требовать выполнения прописанных правил можно только после его полного прочтения, о чем работники предприятия сообщают росписью на соответствующем листе или специальном журнале.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *