Инструкция 157н По Бюджетному Учету В 2020 Году С Изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция 157н По Бюджетному Учету В 2020 Году С Изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Приказов Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н, от 29.08.2014 N 89н, от 06.08.2015 N 124н, от 01.03.2016 N 16н, от 16.11.2016 N 209н, от 27.09.2017 N 148н, от 31.03.2018 N 64н, от 28.12.2018 N 298н, от 14.09.2020 N 198н)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

3.1. Настоящий приказ распространяется на: (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

а) Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством; (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157Н

1. Настоящая Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция) устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, иными организациями в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <1> полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности, органами Федерального казначейства, осуществляющими операции в системе казначейских платежей в рамках казначейского обслуживания и (или) управления остатками средств на едином казначейском счете (далее — ЕКС), органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции — бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

<1> Согласно пунктам 4 и 4.1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2018, N 30, ст. 4557). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

В целях настоящей Инструкции под субъектами учета понимаются: органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, а также органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета (далее — финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание); органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также иные операции в системе казначейских платежей (далее — органы Федерального казначейства). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее — объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

22. Счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23. Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы третий — четвертый. — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

Стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их первоначальной стоимостью. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, а также земельных участков, находящихся у учреждений на праве безвозмездного бессрочного пользования, земельных участков, составляющих государственную (муниципальную) казну, иных земельных участков, признаваемых объектами бухгалтерского учета, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23.1. В целях ведения бюджетного учета драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, составляющие Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее — ценности Госфонда России, Госфонд России) или государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (далее — ценности Госфонда субъекта Российской Федерации, Госфонд субъекта Российской Федерации), учитываются по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации для целей настоящей Инструкции признается их оценочная стоимость. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

38. Счет предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» <11> (далее — Стандарт Основные средства), а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

<11> Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46518) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 253н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный номер 57424). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

39. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

40-42. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

43. Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

44. Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

45. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы второй — третий — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующих особенностей и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;

надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;

56. Счет предназначен для учета операций с нематериальными активами с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» <12> (далее — Стандарт Нематериальные активы). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

<12> Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2019 г., регистрационный номер 56822). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного актива;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

57. К нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;

незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации).

58. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов признаются сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология и т.п.).

59. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.

Инвентарный номер, присвоенный объекту нематериального актива, сохраняется за ним на весь период его учета.

Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов нематериальных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.

Инструкция № 157н: изменения с 2020 года

70. К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н, от 14.09.2020 N 198н)

71. Указанные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н)

Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), а также земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке), по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

72. В целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;

суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.

73. Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию (списанию) объекта непроизведенных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции, устанавливающих правила признания доходов (расходов).

74. Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов непроизведенных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.

75. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случаях:

прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передаче (дарению);

прекращения использования объекта непроизведенных активов, вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

84. Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету.

Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата). (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н, от 14.09.2020 N 198н)

85. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

В случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения, расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по принятому к учету праву пользования активом осуществляется с месяца его принятия к учету равномерно (помесячно) в течении срока полезного использования объекта учета аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

86. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

87. Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

  • Изменения в плане счетов, применяемые с 2020 года
  • Изменения в Инструкции № 157н, применяемые с 2020 года
  • Изменения в плане счетов, применяемые с 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Большинство поправок связано с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Часть изменений необходимо применять уже в 2020 г. и учитывать при составлении отчетности за 2020 г. Другие изменения следует использовать при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с 2021 г.

Ряд правил нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 года. Учреждения имеют право внести изменения в аналитическом учете в течение 2020 года, закрепив решение в учетной политике.

Вводить в рабочий план счетов собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета разрешено только с учетом требований органа, которому сдается отчетность. В приказе не указано, касается ли это правило уже установленных (до вступления поправок в силу) дополнительных счетов. Рекомендуется все введенные счета согласовать до сдачи отчетности за 2020 год.

Доходы будущих периодов будут разделяться по датам признания в финрезультате. Суммы, которые планируется отнести к доходам текущего года, учитываются на счете 401 41. Остальные средства указываются на счете 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 нужно учесть основные средства в личном пользовании сотрудников, которые они применяют в том числе за пределами офиса и в нерабочее время. Ранее такие объекты не отражались в инструкции.

Назначение счета 105 01 приведено в соответствие с кодом 341 КОСГУ. По этому счету учитываются все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях.

Для некоторых поправок не указана точная дата начала применения. Например, в инструкцию введены счета 114 87 и 114 88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. И хотя согласно стандарту резервы необходимо отражать с 2020 года, новые счета начнут действовать только с учета за 2021 год. Также в инструкции с текущего года введен счет 106 50 для учета вложений в имущество казны, который в Едином плане счетов предусмотрен с 2021 года. Поэтому рекомендуется согласовать даты начала применения счетов и порядок сдачи отчетности с финорганом.

Одно из положений приказа устанавливает правила, по которому по окончании года в счетах с остатками не требуется обнулять коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830. Применять данное правило желательно после согласования с учредителем и финансовым органом.

В инструкции зафиксировали ряд подходов, которые компании могли и ранее применять на практике при ведении учета:

  • на счете 103 00 учитываются непроизведенные активы в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров.
  • к спецодежде на счете 105 05 относятся только запасы, используемые учреждением для охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты ЧС.
  • на счете 105 06 принимаются к учету в том числе БСО. Бланки, выданные со склада для оформления сотрудникам или полученные ими мимо склада, отражаются на забалансовом счете 03.
  • подарки учитываются на забалансовом счете 07.

Уточнено, что счет 105 00 «Материальные запасы» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к материалам в соответствии с положениями СГС «Запасы»[3] (п. 98 Инструкции № 157н в новой редакции).

Изменилось название счета 105 01 с «Медикаменты и перевязочные средства» на «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Теперь на данном счете учитываются не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях.

Также на счете 105 04 «Строительные материалы» отражаются строительные материалы для целей капитальных вложений.

Расширено определение специальной одежды, учитываемой на счете 105 05 «Мягкий инвентарь», в частности, она должна быть функционально ориентирована на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону, защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно поправкам, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, аналитические коды вида синтетического учета счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» изменились следующим образом.

Вложения в нефинансовые активы, осуществляемые учреждениями в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования, иных расходов, формирующих капитальные вложения) нефинансовых активов, учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40, 60) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в основные средства»;

  • N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности»;

  • 3 «Вложения в непроизведенные активы»;

  • 4 «Вложения в материальные запасы».

Счет 106 02 000 «Вложения в нематериальные активы» фактически заменен на новые счета:

  • 106 0N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • 106 0R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • 106 0I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;

  • 106 0D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».

В силу новой редакции п. 131 Инструкции № 157н счета предназначены для учета фактических произведенных затрат в составе вложений в объекты нематериальных активов, связанных с их приобретением, созданием, формированием балансовой стоимости, а также сумм произведенных вложений в объекты нематериальных активов, безвозмездно передаваемых в целях формирования стоимости нематериальных объектов основных фондов.

Вложения в нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны, в том числе ценностей Госфонда, учитываются по группе 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

  • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

Также приведена аналитика по учету сумм инвестиций по концессионному соглашению (группа 90 «Вложения в имущество концедента»).

Напомним, счет 111 00 «Права пользования активами» предназначен для учета объектов учета операционной аренды – прав пользования активами, осуществляемого пользователем (арендатором) в соответствии с СГС «Аренда»[4].

После внесенных изменений на данном счете также необходимо вести учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[5] (применяется с 01.01.2021) (п. 151.1 Инструкции № 157н в новой редакции).

В связи с этим установлено, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

  • I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в новой редакции).

Для снижения стоимости активов в связи с их обесценением предназначен счет 114 00 «Обесценение нефинансовых активов». Согласно поправкам он же применятся для отражения резерва под снижение стоимости материальных запасов (п. 151.6 Инструкции № 157н в новой редакции). В связи с этим введен новый счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

На счете 114 60 теперь следует отражать обесценение прав пользования нематериальными активами, а на счете 114 70обесценение непроизведенных активов.

Аналитический учет по счету 114 70 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров) (п. 151.7 Инструкции № 157н в новой редакции).

В пункт 167 Инструкции № 157н введены следующие нормы, регламентирующие ведение кассовой книги. Записи в нее вносятся по каждому кассовому приходному и расходному ордеру, оформленному на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

При ведении кассовых операций и оформления кассовых документов в электронном виде, подписываемых квалифицированными электронными подписями (ЭЦП), кассовая книга формируется в виде электронного документа ежедневно, включая рабочие дни, в которые кассовые операции не проводились.

Записи в электронную кассовую книгу вносятся в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, либо скан-копии приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, содержащего собственноручные подписи. В последнем случае ответственность за соответствие скан-копии подлиннику кассового ордера, содержащего собственноручные подписи, возлагается на кассира.

Квитанцию к приходному кассовому ордеру, сформированному в электронном виде, подписывает ЭЦП главный бухгалтер или уполномоченное лицо и кассир.

Регистрация в хронологическом порядке в течение финансового года приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) и расходных кассовых ордеров (ф. 0310002), созданных в виде электронных документов, осуществляется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с указанием информации об их статусе (новый, подписан, исполнен, аннулирован).

Статус «исполнен» в отношении приходного кассового ордера, зарегистрированного в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, проставляется при формировании квитанции к приходному кассовому ордеру, которую подписывает ЭЦП главный бухгалтер или уполномоченное лицо и кассир.

В случае если по приходному кассовому ордеру или расходному кассовому ордеру, зарегистрированному в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в статусе «подписан», кассовая операция в течение временного периода, установленного учетной политикой (но не более 10 рабочих дней), не проведена, то такой кассовый ордер аннулируется (переводится в статус «аннулирован»).

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров формируется в виде электронного документа, подписываемого ответственным исполнителем бухгалтерии ЭЦП, за временной интервал в течение финансового года по необходимости и (или) с периодичностью, предусмотренной учетной политикой, но не реже одного раза в год (по завершении отчетного финансового года).

Записи в кассовой книге, сформированной на бумажном носителе или в электронном виде, сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером, иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и в случае отсутствия несоответствий подписываются: на бумажном носителе – собственноручно, в электронном виде – ЭЦП.

Кассовая книга, сформированная на бумажном носителе (копия электронной кассовой книги на бумажном носителе), должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями главного бухгалтера (иного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета).

С листом кассовой книги (копией электронной кассовой книги на бумажном носителе), оформленным за соответствующий рабочий день, кассир прошивает кассовые документы, содержащие собственноручные подписи.

Аналитический учет по счету «Касса» ведется в разрезе ответственных лиц (лиц, осуществляющих ведение кассовых операций (кассиров)) и по видам валют (п. 168 Инструкции № 157н в новой редакции).

Уточнено, что аналитический учет по счету 205 00 «Расчеты по доходам» ведется по видам доходов (поступлений) в разрезе контрагентов (плательщиков доходов (групп плательщиков доходов)), идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии)), правовых оснований возникновения расчетов и видов валют (п. 200 Инструкции № 157н в новой редакции).

Применение способа организации аналитического учета по группе плательщиков доходов допускается при условии обеспечения ведения учреждением:

  • персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов (в разрезе контрагентов (плательщиков доходов));

  • идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии));

  • правовых оснований возникновения расчетов вне балансовых счетов рабочего плана счетов (в управленческом учете);

  • формирования персонифицированных регистров учета расчетов с плательщиками;

  • проведения на постоянной основе в целях формирования отчетных данных (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах рабочего плана счетов по соответствующим группам плательщиков.

Согласно поправкам аналитический учет по счету 206 00 «Расчеты по выданным авансам» ведется в разрезе получателей авансовых выплат (сотрудников, контрагентов), идентификационных номеров расчетов по выплатам (учетных номеров денежных обязательств) с указанием при учете расчетов по целевым выплатам (по счетам 0206 40 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера» и 0 206 80 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям») дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей), правовых оснований предоставления авансовых выплат (по необходимости) (п. 205 Инструкции № 157н в новой редакции).

Единый план счетов дополнен счетами:

Код Наименование Примечание

205 38

Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

207 40

Расчёты по прочим долговым требованиям

208 50

Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

С детализацией по счетам:

  • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

Забалансовый счёт 33

Ценные бумаги по договорам репо

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

Забалансовый счёт 38

Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 39

Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 45

Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

Переименованы следующие счета:

Код счёта Прежнее наименование Наименование с учётом изменений

Примечание

104 90

Амортизация имущества в концессии

Амортизация имущества учреждения в концессии

Единый план счетов дополнен счетами:

Счёт Наименование Примечание

Счета для учёта активов

102 90

Нематериальные активы – имущество в концессии

На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:

  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • информационные системы (в т. ч. ГИС);
  • сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
  • совокупность этих объектов;
  • операции, изменяющие эти объекты

104 5I

Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии

104 60

Амортизация прав пользования нематериальными активами

106 50

Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны

С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н

106 60

Вложения в права пользования нематериальными активами

108 9I

Нематериальные активы концедента, составляющие казну

111 60

Права пользования нематериальными активами

С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н

114 60

Обесценение прав пользования нематериальными активами

До внесения изменений на счёте 114 60 учитывалось обесценение непроизведённых активов

114 70

Обесценение непроизведённых активов

С детализацией по видам непроизведённых активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учёта обесценения непроизведённых активов применялся счёт 114 60 (114 61 – 114 63)

114 80

Резерв под снижение стоимости материальных запасов

С детализацией по счетам:

Изменения в Инструкции № 157н и в Едином плане счетов: основные моменты

Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н внес изменения в один из важнейших нормативных правовых актов для бухгалтеров бюджетной сферы — в Инструкцию № 157н.

Что изменилось? Изменился и Единый план счетов, и нормы инструкции по его применению.

Как применять изменения в учете? Важной является дата, с которой нужно применять те или иные изменения. В обновленной Инструкции № 157н можно выделить 3 группы изменений:

  1. те, которые нужно применять уже в 2020 году;
  2. те, которые нужно применять с 2021 года;
  3. те, которые запланированы на 2021 год, но по решению учреждения, закрепленному в учетной политике, могут применяться в 2020 году. Речь здесь идет только об изменениях в аналитическом учете.

Итак, давайте рассмотрим наиболее интересные изменения с учетом даты их применения.

План счетов пополнился новыми балансовыми и забалансовыми счетами:

  • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
  • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
  • 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
  • 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года»;
  • Забалансовый счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
  • Забалансовый счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
  • Забалансовый счет 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;
  • Забалансовый счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

Порядок учета на данных счетах определен в обновленных положениях Инструкции № 157н.

Отдельно отметим, что счета 0 401 41 000 и 0 401 49 000 являются новыми, но по сути они просто детализируют счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» в зависимости от того, в каком году признаются доходы будущих периодов — в текущем или в очередном.

Наконец-то переименован счет 105 01. Теперь он называется «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Вместе с его переименованием было скорректировано и описание этого счета в п. 118 Инструкции № 157н. На нем учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях. Это описание максимально приближено к описанию подстатьи 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 11.4.1 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Также под описания кодов КОСГУ 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», приведенные в Порядке № 209н, были обновлены описания перечней имущества, отражаемых в составе горюче-смазочных материалов (счет 105 03) и строительных материалов (счет 105 04). При этом уточнено, что в составе строительных материалов на счете 105 04 могут учитываться также строительные материалы для целей капитальных вложений. То есть строительные материалы, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ. И именно этот код указывается в 24-26 разрядах номера счета 105 04.

Перечень журналов операций был дополнен двумя новыми журналами. Это «Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет» и «Журнал операций межотчетного периода». Данное изменение п. 11 Инструкции № 157н соответствует изменениям, внесенным в Приказ № 52н. Именно им утверждены формы новых журналов и порядок их ведения.

Приятное дополнение в описании забалансового счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Теперь на нем могут учитываться и основные средства, выданные учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей. Такие ситуации часто встречаются в учреждениях, а прямо на учет основных ранее указано не было.

В Едином плане счетов с 2021 года появится много новых счетов. В частности, выделена целая группа счетов для применения органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета и (или) управление остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС), а также иные операции в системе казначейских платежей. Также изменения в части дополнений и детализаций уже существующих счетов ожидают счета, применяемые для отражения в учете операций с имуществом в концессии.

В рамках данной статьи рассмотрим подробнее наиболее часто используемые широким кругом учреждений счета, в отношении которых произошли изменения.

Учет прав пользования нематериальными активами

С 2021 года неисключительные права будут учитываться не на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», а на балансе. Для этого в Единый план счетов вводится счет 111 60 «Права пользования нематериальными активами» с соответствующей детализацией в зависимости от вида нематериального актива. Кроме того, в целях учета на балансе прав пользования нематериальными активами

Единый план счетов дополняется счетами:

  • 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»;
  • 0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»;
  • 0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами».

Учет нематериальных активов

Детализация в зависимости от вида нематериального актива затронет и счета учета самих нематериальных активов, а не только прав их пользования. А именно, для счетов 102 00, 104 00, 106 00, 114 00, применяемых в части учета нематериальных активов, будет введена дополнительная детализация:

  • 0N – научные исследования (научно-исследовательские разработки);
  • 0R – опытно-конструкторские и технологические разработки;
  • 0I – программное обеспечение и базы данных;
  • 0D – иные объекты интеллектуальной собственности.

Исправление ошибок прошлых лет

Для исправления ошибок прошлых лет введены дополнительные счета. Они будут обособлять ошибки, выявленные по контрольным мероприятиям:

  • 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Описание данных счетов и их применение закреплены в обновленных положениях Инструкции № 157н.

Мы рассмотрели в статье основные изменения, внесенные в Единый план счетов и Инструкцию по его применению № 157н. А главное — обратили внимание на то, что у изменений различный срок применения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

________________________
* Федеральный стандарт «Концептуальные основы…» утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
** Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
*** Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 декабря 2010 года N 157н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

157 н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2020 год

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

Новые критерии:

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.


В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно — например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2010600, на котором учитывались аккредитивы.

Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

157н инструкция по бюджетному учету 2020 с изменениями, правилами учета и проводками – новый регламент для бухгалтеров государственного сектора.

В этом году в сфере бюджетного учета государственных предприятий произошел ряд изменений, касающихся регистрации основных средств, ведения бухгалтерской аналитики, взаиморасчетов, долговых обязательств и других сегментов.

Необходимость модернизации учетной политики бюджетных предприятий обусловлена усилением контроля за расходованием государственных средств и оптимизации госпредприятий. Учитывая, что значительное число государственных и муниципальных компаний работает неэффективно и является дотационным, возникла необходимость в изменении учетных правил.

3. Забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» переименован в новой редакции Инструкции № 157н в «Сомнительную задолженность» (п. 339 Инструкции № 157н). И по тексту инструкции задолженность неплатежеспособных дебиторов именуют уже сомнительной. То есть в связи с изменениями произошла и смена данного понятия.

Когда появился новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, многие бухгалтеры госсектора задались вопросом: на какой же счет относить те или иные доходы, расходы, для которых предусмотрены новые статьи (подстатьи) КОСГУ? Ответ на него содержится в приказах о внесении изменений в инструкции. А именно:

Также в силу п.

21 Инструкции № 157н автономные учреждения отражают коды КОСГУ в 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов (в трех последних цифрах) по счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов. У остальных счетов допускается применять аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в рамках формирования учетной политики. Как правило, большинство автономных учреждений в данных разрядах проставляет нули.

ценностей, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ);

Таким образом, теперь отражение полученных субсидий в составе доходов будущих периодов не связано с датой заключения соглашения (в текущем году на очередной финансовый год). Все субсидии, по которым при их предоставлении установлены условия, учитываются на счете 401 40.

Соответствует подстатье 262 КОСГУ 206 63 Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 263 КОСГУ 206 64 — Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме Новый счет.

Учитывая, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней *(1) после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу, приказы о внесении изменений в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вступят в силу 10 февраля 2020 года.

  • полученное безвозмездно, как вклад учредителя, в том числе имущество казны;
  • полученное, но не закрепленное на основании договора оперативного управления, использующееся в уставной деятельности по решению собственника или учредителя;
  • безвозмездно предоставленное передающей стороной на основании законодательного акта;
  • приобретенное, но не внесенное в договор оперативного управления.
  • Разделение счетов для отражения расчетов в денежной и натуральной форме.
  • Разделение счетов для отражения расчетов текущего и капитального характера.
  • Детализация синтетических счетов и аналитики (КОСГУ) в зависимости от категории контрагента (источника безвозмездных перечислений, поставщика, покупателя и т.д.).
  • о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту;
  • предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

г) понесенных расходов, по которым своевременно не поступили расчетные документы (на коммунальные услуги, услуги связи);

210 12«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

На этом счете учитываются суммы НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные и уплаченные учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2020 году. Нормативный документ устанавливает:

Кроме того, документом дополнено, что в части ведения бюджетного учета при реализации полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени публичного-правового образования госконтрактов, Инструкцию № 157н обязаны применять также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» и государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

  • новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости»;
  • новая структура бюджетной классификации с 1 по 26 знак Рабочего плана счетов, которая применяется с 2016 года;
  • новое понятие «принимаемые обязательства»;

Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).

3. В положения Инструкции № 157н по счетам 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» добавлен способ формирования 1-17, 24-26 разрядов номеров счетов (п. п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).

Рекомендуем прочесть: Компенцассия ребенка в садике когда аозращаются

Группа счетов 0 205 50, ранее предназначавшаяся для учета всех безвозмездных поступлений, теперь будет учитывать безвозмездные денежные поступления текущего характера.

Для аналогичных поступлений капитального характера в обновленной 157н будет использоваться группа 0 205 60.

В обеих группах предусмотрена новая детализация в зависимости от источника поступления, которая приведена в таблице.

  • счет 04, предназначенный для учета долгов неплатежеспособных дебиторов, переименован в «Сомнительную задолженность»;
  • в заголовке счета 24 термин «имущество» заменен на «нефинансовые активы»;
  • счет 40 используется для учета только финансовых активов в УК, что отражено в названии.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Похищенные инвентарные объекты подлежат списанию как выбывшие помимо воли учреждения на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно со списанием с учета имущества сумма ущерба должна быть учтена на счете 2 209 71 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Обоснование вывода:
При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей организации бюджетной сферы обязаны провести инвентаризацию (п. 81 стандарта «Концептуальные основы. «). В соответствии с п.

112 Инструкции N 157н выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

В то же время факт хищения, недостачи или иного ущерба, причиненного объектам основных средств, также является основанием для отражения выбытия данных объектов с балансового учета (п. 51 Инструкции N 157н). Таким образом, при выявлении по результатам инвентаризации недостач нефинансовых активов прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации.

Выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. По общему правилу выбытие похищенных нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов нефинансовых активов (п. 12 Инструкции N 174н).

2. Принимать участие в составлении и оформлении подготовительной, а также отчетной документации по результатам проверок учреждений (предприятий), в том числе: составлять ежегодные планы проверок, готовить запросы документов, уведомления и приказы о назначении проверок, принимать участие в написании актов проверок, составлять справки, презентации и приказы о результатах проверок.​

1. Осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности и проводить внутренний финансовый аудит​ учреждений (предприятий), подведомственных ДЖКХ города Москвы, согласно нормам постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП
«Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2020 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое.

Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации.

Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Учет материальных запасов в 2020 году

Ранее материальными запасами признавались три категории объектов: материальные ценности, которые используются в деятельности учреждения, готовая продукция и товары.

Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.

Отдельные материальные ценности для обеспечения граждан уже являлись материальными запасами согласно Инструкции N 157н. С другими матценностями была неопределенность, поэтому стандарт допускает наличие расхождений по составу материальных запасов по сравнению с прежними правилами.

Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.

Проводки отражайте в межотчетном периоде в корреспонденции со счетом 040130000.

В отчетности нужно будет отражать материальные запасы по новой аналитической разбивке. Она предусматривает четыре группы материальных запасов:

— материалы;

— готовая и биологическая продукция;

— товары;

— прочие материальные запасы.

Материалами признаются только такие материальные запасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций. Состав продукции и товаров не изменился.

В проектах Минфина сейчас не предусмотрено закрепление отдельного аналитического счета за каждой группой материальных запасов. Исключать действующую аналитику по видам материальных запасов также не планируется.

Чтобы упростить задачу при составлении отчетности, отражайте материальные запасы по собственной аналитической разбивке, которая будет соответствовать новым группам.

Из состава готовой продукции выделена биологическая продукция. Для нее не предполагается вводить особый аналитический счет, поэтому отражайте ее на том же счете 10507. Если для управленческих нужд возникнет необходимость, предусмотрите дополнительный аналитический учет по ней.

По прежним правилам незавершенное производство могло быть только по готовой продукции и работам. По услугам себестоимость регулярно списывалась в счет уменьшения доходов.

Теперь учреждению нужно разработать и начать применять порядок оценки объема незавершенных услуг и доли затрат, которая на них приходится.

Незавершенное производство отражайте не по всем услугам учреждения. Распределите услуги на те, по которым результат передается постоянно при исполнении договора, и на те, по которым он может остаться незавершенным и не переданным заказчику на отчетную дату.

Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.

В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций. Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

Запасы отражайте на балансовых счетах только при признании их активами. Если запасы не имеют полезного потенциала и не могут принести экономическую выгоду, комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о прекращении их использования. Бухгалтер на его основании списывает объект с баланса.

Правила, предусматривающие учет на балансе только запасов-активов, списание с баланса объектов при прекращении их использования, а также отражение таких объектов на забалансовом счете 02, уже были закреплены в Инструкции N 157н.

Если материальные запасы будут находиться в эксплуатации в течение более чем 12 месяцев, комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить конкретный срок их полезного использования.

Аналогичную обязанность уже предполагала Инструкция N 157н. Однако прежде не было единого ориентира, для материалов с какой именно продолжительностью использования необходимо установить конкретный срок эксплуатации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *