Жилищное право 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищное право 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Книги и учебники по праву и экономике

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Жилищное законодательство регламентирует эти направления:

• Управление жилищным фондом.
• Учет лиц, которые нуждаются в улучшении условий проживания.
• Владение недвижимостью.
• Распоряжение жилищем.
• Эксплуатация недвижимости, обеспечение ее сохранности.
• Ремонт объектов.

Также законодательство регулирует аспекты, косвенно касающиеся жилищ: кредитование, земля.

Право граждан на жилище реализуется следующими способами:

• Предоставление квартир в зданиях из муниципального фонда.
• Оформление договора найма.
• Аренда.
• Покупка недвижимости.
Статья 40 Конституции РФ содержит в себе следующие положения:
• Каждый человек имеет право на жилище.
• Никого нельзя лишать жилья.
• Малоимущие имеют право на бесплатное получение жилья или получение значительных льгот.

Статьей 10 ЖК РФ предоставляются следующие права:

• Получение квартир в зданиях государственного фонда по соглашению о найме или аренде.
• Покупка недвижимости через жилищные компании.
• Возведение домов.

В статьях 28-32 ЖК РФ содержатся нюансы воплощения прав людей на жилище. На получение недвижимости могут претендовать эти лица:

• Люди с жилищем, площадь которого меньше утвержденных норм (12 кв. метров).
• Проживание в жилище, которое не отвечает санитарным и техническим нормам.
• В семье есть человек с тяжелым заболеванием.

Распределением и предоставлением квартир занимаются государственные структуры. Эти структуры также ответственны за обеспечение жилищной инфраструктуры.

Жилищные права образуются на основаниях, перечисленных в ЖК РФ и прочих актах. В частности, права и обязанности появляются при следующих обстоятельствах:

• Заключение соглашений или сделок, оговоренных в ФЗ.
• Наличие актов госорганов.
• Судебное решение с соответствующими положениями.
• Приобретение жилища на основаниях, оговоренных в ФЗ.
• Участие в жилищных кооперативах.

Главное жилищное право – это пользование жилищем в статусе собственника, нанимателя или временного проживающего.

Также гражданин, владеющий жильем, имеет определенные обязанности. Это использование жилища по назначению, поддержание его в нормальном состоянии. В части 3 статьи 17 ЖК РФ указано, что нельзя размещать в жилых квартирах промышленные производства. Жилые помещения не могут использоваться как нежилые. Собственник или арендатор не может нарушать права соседей. Он должен соблюдать противопожарные, санитарно-гигиенические и экологические нормы. Он обязан поддерживать жилище в нормальном состоянии.

Если собственник игнорирует свои обязанности, на него накладывается определенная ответственность. Сначала ему высылаются предупреждения, требования исправить правонарушения. Если ничего не устраняется (к примеру, помещение продолжает использоваться не по назначению), квартира продается на публичных торгах. Деньги получает собственник. Однако это жесткая мера, которая применяется в исключительных ситуациях

Жилищный кодекс (ЖК РФ)

Жилище может быть получено по разным основаниям. Одно из этих оснований – строительство. Выполняться оно должно в соответствии со СНиПами. Это специальные нормы, на основании которых выполняется строительство. Если нормы не будут соблюдаться, то и строительство будет незаконным.

Специальные требования предъявляются и к перепланировке. Ее нужно согласовывать с государственными органами. Если перепланировка проведена незаконно, собственник привлекается к ответственности. Согласовывать также требуется перевод жилого помещения в нежилое и наоборот.

Жилищный кодекс РФ

1 ЖК РФ статья: 1 — 14

2 ЖК РФ статья: 15 — 21

3 ЖК РФ статья: 22 — 24

4 ЖК РФ статья: 25 — 29

5 ЖК РФ статья: 30 — 35

6 ЖК РФ статья: 36 — 48

7 ЖК РФ статья: 49 — 59

8 ЖК РФ статья: 60 — 91

8.1 ЖК РФ статья: 91.1 — 91.12

8.2 ЖК РФ статья: 91.13 — 91.15

III.2 ЖК РФ статья: 91.16 — 91.20

9 ЖК РФ статья: 92 — 98.1

10 ЖК РФ статья: 99 — 109.1

11 ЖК РФ статья: 110 — 123.2

12 ЖК РФ статья: 124 — 134

13 ЖК РФ статья: 135 — 142

14 ЖК РФ статья: 143 — 152

VII ЖК РФ статья: 153 — 160

VIII ЖК РФ статья: 161 — 165

15 ЖК РФ статья: 166 — 174

16 ЖК РФ статья: 175 — 177

17 ЖК РФ статья: 178 — 188

18 ЖК РФ статья: 189 — 191

19 ЖК РФ статья: 192 — 202

СКАЧАТЬ ЖК РФ 2020

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 5. Жилищное законодательство
Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Статья 11. Защита жилищных прав
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15. Объекты жилищных прав
Статья 16. Виды жилых помещений
Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
Статья 19. Жилищный фонд
Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Статья 21. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 27 октября 2020 года)

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования

Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда

Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Скидки по акциям, накопительные скидки, скидки по промокодам

  • Контроль

    Проверяем состояние книг перед отправкой

    • Вопросы и ответы
    • Условия продажи
    • Возврат товаров
    • Обработка персональных данных
    • Карта сайта

    Для каждого собственника жилья обязательным является выплата налог на недвижимое имущество, начисляемый ежегодно. Однако со следующего 2020 года данная сумма, указанная в налоговом уведомлении, будет намного больше для большого количества владельцев жилой недвижимости.

    Это связано с тем, что в этом году оканчивается переходный период, который имеет место в Налоговом кодексе при вводе нового порядка налогообложения объектов недвижимости, а именно по кадастровой стоимости.

    Со следующего года уже не будет проводиться расчет по инвентаризационной стоимости, как это делалось раньше. Теперь налог будут рассчитывать лишь по кадастровой стоимости. При этом в регионе при переходе на расчет по кадастровой стоимости в первые 3 года начисление налога будет проводиться с учетом понижающего коэффициента (0,2 — 0,4 — 0,6). Однако после окончания трехлетнего срока начисление налога будет делать уже по полной кадастровой стоимости.

    По этой причине желательно узнать, во сколько будет оцениваться экспертами объект недвижимости в следующем году, а также не имеются ли основания для того, чтобы пересмотреть стоимость. Поскольку от этого будут находиться в зависимости расходы владельца жилья.

    Начиная с 1 июля следующего года, будет проводиться повсеместная установка «умных» счетчиков электричества в жилых помещениях. Причем обязанность установки подобных счетчиков будет лежать на плечах поставщиков энергии и будет осуществляться по мере истечения срока эксплуатации старых счетчиков.

    Вдобавок собственники жилья не должны будут ничего за это платить, поскольку все это будет делаться за счет ресурсоснабжающей организации. И при этом данные расходы нельзя будет включать в состав тарифа на оплату электроэнергии.

    Современные счетчики сделаны таким образом, что они сами будут передавать все показания и даже полностью перекрывать подачу электричества, если у владельца жилья появится задолженность по оплате электроэнергии.

    Со следующего года будет дан старт региональных программ по добровольному страхованию объектов жилой недвижимости на случай появления каких-либо чрезвычайных ситуаций.

    При этом владелец жилья сам решает — принимать участие в подобной программе либо нет. И если собственник решит застраховать свое жилье, то он должен будет каждый месяц делать страховой взнос, который, в свою очередь, будет добавлен в общий счет на оплату коммунальных услуг (в целом данный платеж не будет превышать 150 рублей).

    И в случае, если жилая недвижимость пострадает по причине чрезвычайной ситуации, то страховая компания будет обязана компенсировать до 500 тысяч рублей. И это без учета возмещения со стороны государства, которое обычно предусмотрено в подобных случаях.

    Пятое: освобождение от уплаты налога при продаже жилья

    С 2020 года будет введено новое правило, которое заключается в следующем: в случае продажи единственной жилой недвижимости через три года после того, как продавец стал его владельцем, он оказывается полностью свободным от выплаты НДФЛ. В то время как по общему правилу срок составляет не меньше пяти лет между приобретением жилья и его дальнейшей продажей.

    Также правило единственного жилья оказывается действующим и тогда, когда продавец имеет еще одно жилое помещение, которое было куплено в течение 90 дней до дня продажи.

    Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить различными мерами: экономическими (стимулированием жилищного строительства) и юридическими (созданием нормативно-правовой базы, которая являлась бы эффективным регулятором общественных отношений в жилищной сфере). В современной России действует большое число правовых актов и федеральных программ, направленных на всестороннее развитие жилищной сферы. Однако проблема полностью не решена, и огромное число россиян проживает в условиях, которые нельзя признать удовлетворительными.

    Право человека на жилище является конституционным, оно закреплено в ст. 40 Конституции Российской Федерации – основного закона РФ. Данное право относится к благу каждого человека и поэтому является по своей сути цивильным, гражданским (в противовес публичному праву государства).

    Само понятие «жилищное право» может рассматриваться с трех позиций:

    1) жилищное право как отрасль права;

    2) жилищное право как наука;

    3) жилищное право как учебная дисциплина.

    Жилищное право как отрасль права. В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники данного подхода считают, что жилищное право имеет свой специфический предмет регулирования – общественные отношения по использованию жилого фонда, направленные на возникновение, изменение, отмену жилищных прав у граждан. Слабой стороной данного подхода является отграничение жилищного права от гражданского по методу правового регулирования. Под методом правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, при помощи которых та или иная отрасль права воздействует на регулируемые ею общественные отношения. При ближайшем рассмотрении оказывается, что жилищное право в основном использует диспозитивный метод гражданского права, однако в разумном сочетании с императивным методом.

    Императивный метод в жилищном праве базируется на силе государственного принуждения, на обязательных для исполнения всеми субъектами указаниях, запретах. Например, норма об обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи жилья – императивная. Диспозитивность предполагает дозволение, предоставление субъекту права действовать определенным образом. Так, лицо, владеющее жилым помещением на праве собственности, вправе осуществить акт распоряжения жилым помещением путем продажи его другому лицу.

    Преобладание диспозитивных норм в жилищном праве и позволяет сторонникам второго подхода отказывать ему в самостоятельном, независимом по отношению к гражданскому праву значении.

    Недостатком данной точки зрения является то, что жилищное законодательство в настоящее время имеет сложный комплексный характер и включает в себя ряд норм административного права. Однако количество этих норм по сравнению с цивильными нормами невелико, что и позволяет придерживаться той точки зрения, что жилищное право в настоящий момент является одной из крупнейших подотраслей российского гражданского права. Жилищное право регулирует более узкий предмет – возникновение, изменение и прекращение жилищных прав, но использует при этом основной метод гражданского права – диспозитивный.

    Предметами регулирования жилищного права являются жилищные отношения в широком смысле этого слова. Жилищные отношения – это общее, родовое понятие, опосредующее различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, управлению и эксплуатации жилищного фонда, контролю его эксплуатации.

    Задачами подотрасли жилищного права можно считать:

    1) реализацию гарантированного Конституцией РФ права на жилище;

    2) создание условий для надлежащего использования жилья;

    3) укрепление законности и создание определенного правопорядка в сфере жилищных отношений.

    Нормы подотрасли жилищного права возможно систематизировать следующим образом:

    1) конституционные основы;

    2) общие положения;

    3) право собственности и иные вещные права на жилище;

    4) жилые помещения, предоставляемые гражданам по договору социального найма;

    5) служебные и специализированные жилые помещения;

    6) жилые помещения в жилищном или жилищно-строительном кооперативе;

    7) товарищества собственников жилья;

    8) плата за жилье и коммунальные услуги;

    9) управление многоквартирными домами.

    Такое деление соответствует действующему Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ).

    По мнению Е. И. Седугина жилищные отношения классифицируются по следующим видам:

    1) отношения пользования жилыми помещениями на основании договора найма либо по иным основаниям;

    2) жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями;

    3) жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами);

    4) жилищные отношения, возникающие в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного найма;

    5) отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его.

    Более подробно жилищные отношения будут рассмотрены в соответствующей главе.

    Объект в широком смысле этого слова – то, на что воздействует определенный субъект. Объектом регулирования той или иной отрасли права является совокупность определенных объектов материальной или нематериальной действительности, по поводу которых складываются регулируемые отраслью права общественные отношения. Жилищные отношения представляют собой участие жилых помещений в гражданском обороте как объектов вещных и обязательственных прав.

    Основными объектами жилищного права являются различные виды жилья.

    Статья 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (в коммунальных квартирах).

    Под жилым домом закон понимает индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, которые предназначены для того, чтобы граждане удовлетворяли бытовые и иные связанные с проживанием нужды.

    Квартира – это отдельное, структурно обособленное помещение, расположенное в многоквартирном доме. Квартира обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в таком доме и может состоять из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных связанных с проживанием нужд.

    Под комнатой понимают некоторую часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Итак, жилым помещением признается только изолированное жилое помещение, пригодное для проживания граждан. Необходимо иметь в виду, что длительное и даже постоянное проживание граждан в помещении, изначально по замыслу строителей для этого не предназначенном, не делает указанное помещение жилым.

    Жилое помещение должно отвечать требованиям, предусмотренным жилищным законодательством (ст. 15 ЖК РФ).

    Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

    Законодатель допускает определенные исключения из этого правила. Так, возможно использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или занятия индивидуальным предпринимательством проживающим в помещении гражданином, который имеет право на вселение в указанное жилое помещение. Деятельность гражданина не должна наносить ущерб правам и интересам других лиц, а также требованиям закона, которым должно отвечать жилое помещение.

    Размещение в жилых помещениях промышленных производств не разрешается ни при каких условиях.

    Правомочие пользования жилым помещением должно осуществляться с учетом:

    1) соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей;

    2) требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства;

    3) правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.

    Жилое помещение пригодно для постоянного проживания, если оно отвечает требованиям жилищного законодательства, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о градостроительной деятельности. Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами устанавливаются порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение.

    Сами критерии отнесения помещений к категории жилья в настоящее время Кодексом не установлены. Данный предмет относится к ведению Правительства РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» установлен порядок признания жилых помещений непригодными для проживания независимо от их формы собственности и принадлежности к жилищному фонду. Действие названного Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

    Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время применяется Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

    Нормы об общей площади жилого помещения ранее в ЖК РФ не закреплялись. Установление данного положения на уровне закона необходимо для единообразия определения общей площади жилого помещения. Закон не определяет понятия «общая площадь жилого помещения» на федеральном уровне. В настоящее время, например, в Москве в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 9 ноября 1995 г. № 592-РМ «О порядке подсчета площадей жилых зданий» общая площадь квартир определяется как сумма площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых с соответствующими коэффициентами. Фактически данное положение противоречит действующему законодательству и общепринятой практике.

    В литературе вопрос об общей площади является дискуссионным. Некоторые авторы предлагают не включать лоджии, веранды, террасы в общую площадь жилого помещения.

    В общую площадь включаются находящиеся в жилом помещении комнаты и помещения вспомогательного использования: коридоры, кухни, ванные комнаты, туалеты, кладовки. Помещения вспомогательного использования, находящиеся не в жилой части квартиры (балконы, лоджии), а также веранды и террасы, являющиеся пристройками жилого дома, в общую площадь жилого помещения не входят.

    Необходимо различать собственность в экономическом смысле и право собственности.

    Собственность в экономическом смысле – это имущественные отношения по производству, распределению, обмену и потреблению вещей. Эти отношения зародились на самых ранних этапах становления человеческого общества и продолжают формировать экономику современности.

    Право собственности может быть объективным и субъективным. Объективное право собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, а субъективное право – это совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению отдельными объектами.

    В жилищном праве владение принято рассматривать как установленную законом возможность иметь жилище (для физического лица) или числить его на своем балансе. Пользование – это проживание в жилище или предоставление такой возможности другим лицам. Распоряжение – это перепланировка жилища либо его передача другому собственнику.

    Формы собственности в РФ установлены в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в РФ равно признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Частная собственности на жилье подразделяется на собственность граждан и юридических лиц.

    Государственная собственность на жилье реализуется через ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, и непосредственную собственность РФ.

    Муниципальное жилье также может принадлежать определенному ведомству, а не только муниципальному образованию.

    Под основаниями изменений жилищных отношений Жилищный кодекс РФ понимает следующие юридические факты:

    1) вселение в жилое помещение других членов семьи и (или) выбытие из жилого помещения;

    2) раздел жилого помещения;

    3) объединение пользователей жилого помещения в одну семью;

    4) замена нанимателя жилого помещения или члена кооператива;

    5) отказ пользователя от части жилого помещения;

    6) перепланировка жилого помещения.

    Для того чтобы заселиться в жилое помещение по договору социального найма, необходимо получить ордер на жилое помещение. Заселение по договору коммерческого найма и аренды требует наличия экземпляра договора в письменной форме. Заселение собственника происходит на основании документа, удостоверяющего право собственности.

    Освободившиеся в коммунальной квартире жилые помещения заселяются по следующим правилам, установленным ЖК РФ. Согласно ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

    При отсутствии в коммунальной квартире таких нанимателей или собственников освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

    При отсутствии в коммунальной квартире вышеперечисленных граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

    Если все указанные категории граждан не проживают в коммунальной квартире, жилое помещений сдается по договору социального найма.

    Жилая площадь в общежитиях предоставляется по решению государственных унитарных предприятий, государственных (муниципальных) учреждений, за которыми эти помещения закрепляются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с характером трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную или муниципальную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

    Для улучшения своих жилищных условий граждане вправе вступить в жилищно-строительный или жилищный кооператив, чтобы приобрести в нем квартиру в собственность после полной выплаты пая.

    Также возможно приобрести жилое помещение по наследству, договорам купли-продажи, коммерческого найма, ренты и долевого участия в строительстве.

    После вселения в жилое помещение собственник или наниматель, т. е. лицо, осуществляющее право пользования жилым помещением, вправе вселить туда других лиц с согласия проживающих с ним членов семьи.

    По договору социального найма эти отношения регулируются ст. 70 ЖК РФ, по договору коммерческого найма – ст. 679 ГК РФ.

    В соответствии со ст. 70 ЖК РФ наниматель, истребовав в письменной форме согласие всех членов своей семьи, в том числе и временно отсутствующих, а также наймодателя, может вселить в занимаемое по договору социального найма жилое помещение своего супруга или супругу, своих детей.

    Наймодатель имеет право наложить запрет на вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи будет составлять менее учетной нормы.

    В то же время законодатель гарантирует жилищные права детей. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется ни согласия остальных членов семьи нанимателя, ни согласия наймодателя.

    Их вселение допускается даже в случае нарушения учетных норм предоставления жилья.

    Если в жилое помещение вселяются граждане в качестве членов семьи нанимателя, договор социального найма жилого помещения подлежит изменению, так как закон требует обязательного указания в договоре всех членов семьи нанимателя.

    Категория временных жильцов отличается от членов семьи по своему правовому статусу. По договору социального найма жилого помещения допускается вселение в жилое помещение третьих лиц в качестве временных жильцов.

    Для вселения временных жильцов необходимо соблюсти следующие требования закона.

    Во-первых, такое право принадлежит только нанимателю персонально, а не членам его семьи.

    Во-вторых, вселяя временного жильца, наниматель обязан соблюсти права совместно проживающих членов семьи и действовать с их согласия.

    В-третьих, наниматель предварительно уведомляет наймодателя. Фактически несогласие наймодателя служит основанием для отказа во вселении временных жильцов.

    Наймодатель имеет законное право отказа только в случае, если после вселения временных жильцов общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.

    Статус временных жильцов имеет следующие особенности:

    1) временные жильцы проживают в помещении не более шести месяцев;

    2) право пользования жилым помещением у них не возникает;

    3) ответственность за действия временных жильцов несет наниматель жилого помещения;

    4) закон предусматривает только одну обязанность в отношении временных жильцов. Времен��ые жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

    В результате раздела жилого помещении существенно изменяются характер, состав, признаки предмета жилищных отношений.

    В различных жилищных отношениях действуют различные правила раздела жилого помещения. Раздел жилого помещения, обремененного договором коммерческого найма, возможен только с согласия наймодателя и других членов семьи, проживающих совместно с нанимателем. В домах частного жилищного фонда жилые помещения, квартиры, занимаемые нанимателем и находящиеся в частной собственности граждан, могут быть разделены только после получения согласия собственника жилья. Отказ собственника не может быть обжалован ни в судебном, ни в административном порядке.

    Раздел жилого помещения в доме ЖК или ЖСК регулируется ст. 127 ЖК РФ.

    Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива между лицами, имеющими право на пай, допускается в случае, когда:

    1) каждому из таких лиц может быть выделено изолированное жилое помещение;

    2) имеется техническая возможность переустройства и (или) перепланировки неизолированных помещений в изолированные жилые помещения. Допускается и раздел не полностью выплаченного пая. Если в ходе раздела жилого помещения в составе ЖК или ЖСК возникли споры между участниками отношений, они подлежат рассмотрению и разрешению в судебном порядке.

    Следующим основанием изменения жилищных отношений является изменение договора социального найма жилого помещения по требованию нанимателей при их намерении объединиться в одну семью. Согласно ч. 1 ст. 82 ЖК РФ граждане, проживающие в одной квартире и пользующиеся в ней изолированными жилыми помещениями по различным договорам найма, в случае объединения в одну семью вправе требовать заключения с кем-либо из нанимателей одного договора на все занимаемые в квартире жилые помещения.

    С января 2020 действует новая редакция пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса. Теперь платежи за коммунальные блага, которые получает УО от хозяев квартир, не включаются в налогооблагаемую базу. Это значит, что управленцы больше не должны платить налоги с таких поступлений.

    С марта 2019 года нововведения коснулись и процедуры оформления протоколов, которые составляются в ходе общего собрания владельцев квартир. Порядок подготовки таких документов закреплен в приказе Минстроя №44/пр, утвержденного 28.01.2019.

    Начиная с прошлого года, для того чтоб организовать голосование участников общего собрания требуется:

    • составить список всех присутствующих с правом голоса;
    • подготовить необходимые бюллетени.

    АДС, которые обслуживают население, обязали работать по новым стандартам. Теперь граждане вправе обратится в службу по любому доступному каналу связи. Если управленец не располагает средствами для предоставления таких услуг самостоятельно, он должен заключить соглашение со специализированной организацией.

    Важно! Телефонные звонки принимаются АДС в течение пяти минут. При этом разговор подлежит обязательной аудио фиксации. Срок для выполнения полученной заявки должен быть озвучен жильцу не позже, чем в течение 30 минут с момента обращения.

    При переходе потребителя на прямой договор управляющая организация должна передать соответствующую информацию в ресурсоснабжающую организацию. Если жильцы продолжают передавать данные об объемах потребления со своих приборов в УО, подледные обязаны передать ведомости в РСО.

    Мусорная реформа

    С 01.01.2020 в России вступает в силу новый закон, принятый Госдумой в третьем чтении в конце предыдущего года. В этом акте власти приравняли понятие утилизации и сжигания твердых коммунальных отходов. Например, в Москве планируют мусор сначала сортировать, а потом отправлять на специальные заводы по сжиганию отходов. Это вызвало много протестов со стороны общественности. Активисты даже решили объединиться с целью предотвратить негативные экологические последствия такого решения властей.

    Однако новая программа по утилизации ТКО уже начала работать в регионах. Теперь за весь процесс безопасной ликвидации мусора отвечает региональный оператор, выбранный на конкурсе. Плата за такие услуги устанавливается на локальном уровне.

    Еще один приоритет в этой сфере заключается в соблюдении правил по сортировке мусора. Для каждого типа отходов — стекло, пластик, бумага — должны выделяться отдельные мусорные контейнеры. Все это привело к тому, что для населения и для бизнеса возросли тарифы за услугу. Многие россияне оказались недовольны такими нововведениями. Кроме того во многих городах попросту не хватает баков для сортировки ТКО.

    Последние актуальные новости в сфере оплаты услуг ЖКХ появились после утверждения соответствующих индексов, которые определяют процент повышения стоимости коммунальных благ в субъектах Федерации. Ставки установлены Распоряжением Правительства РФ №2556-р от 29.10.2019.

    Важно! В отличие от 2019 года тарифы за возмещение стоимости предоставленных коммуслуг в текучем году вырастут только один раз — с первого июля, что связано с предстоящей индексацией в начале второго полугодия.

    Индексы, согласно которым будет произведен перерасчет, утверждаются в среднем по субъектам Российской Федерации. В первые шесть месяцев возрастание платы запрещено, разрешается только снижение ставок. Однако уже с 01.07.2020 граждане будут получать платежки с повышенными платежами.

    Средний процент повышения по стране составит 4%, однако конкретные показатели утвердят региональные власти. Ставка применяется услугам по газоснабжению, водоснабжению, электричеству, водоотведению, отоплению, вывозу ТКО. Различные виды коммблаг могут изменяться в различных объемах, однако среднее значение роста цен не может превышать установленный Правительством индекс.

    Во втором полугодии стоимость услуг ЖКХ увеличится:

    • в Бурятии, Якутии, Омской области и Москве — на 5%;
    • в Чукотском, Ямало-Ненецком АО, Тюменской, Смоленской, Тамбовской и Псковской областях — на 4%.
    • в Астраханской, Брянской, Ленинградской, Ростовской областях — на 3,6%.

    Минимальное повышение в 2,4% ожидает жителей Ненецкого АО, максимальное в 6,5% — жителей Чеченской Республики. В остальных регионах процент индексации стартует от 3% и останавливается на отметке в 5%.

    Вопрос:

    От чего зависит размер индекса повышения в различных субъектах РФ?

    Ответ:

    Значения по регионам разные, поскольку в отдельных городах более устаревшая инфраструктура, которая давно нуждается в ремонте. Кроме того, по утверждению властей, тарифы и так значительно занижены, что объясняется невысоким уровнем жизни граждан. Поэтому даже если цены в среднем вырастут на 4%, этого будет недостаточно для полного восстановления транспортных систем. Также будут учитываться объемы возрастания цен в прошлых годах.

    Еще одна новация 2020 — возможность допуска коллекторов к процессу взыскания задолженности за пользование ЖКХ. Сейчас эта инициатива находится только на стадии предложения. Согласно плану авторов после утверждения акта профессиональные коллекторы получат полномочия по применению мер принуждения к должникам, игнорирующим платежки за свет или квартплату. При этом будет не обязательно совершать попытки досудебного урегулирования ситуации.

    Важно! По состоянию на начало года действует запрет на переуступку права истребования просрочки за коммуналку от УО или ТСЖ к третьим лицам, в том числе организациям, которые профессионально занимаются взыскиванием долгов. Нормативно это правило закреплено в ФЗ №214 от 26.07.2019.

    Параллельно депутаты подготовили законопроект №819749-7, в соответствии с которым запрещается, несмотря на задолженность, отключать гражданам такие услуги:

    • водоснабжение;
    • водоотведение;
    • отопление или газоснабжение. Запрет на прекращение подачи газа актуальный только в отопительный сезон и при условии, что дом обогревается газом.

    Эти изменения планируют зафиксировать в ст. 157 Жилищного кодекса РФ. По мнению авторов, такой подход позволит защитить право человека на проживание в надлежащих санитарных условиях.

    Коммунальная квартира – жилище, в котором одновременно обитают сразу несколько жильцов. При этом они часто не выступают по отношению друг к другу родственниками. В таком жилье может быть несколько помещений. В каждом из них проживает гражданин или семья.

    При этом они могут быть как собственниками, так и простыми нанимателями. Для коммуналки определение по закону косвенно предусмотрено в ЖК (статья 41). Там указано, что помещения в коммуналках принадлежат их владельцам по праву долевой собственности.

    Жилищное право: Учебник для бакалавров

    В таких жилищах могут обитать два типа граждан. К первому относятся собственники. Такие граждане выступают прямыми хозяевами помещений в коммунальных квартирах. Их права обширны.

    Они могут не только жить в принадлежащих им комнатах, но и сдавать их в аренду. Владельцы могут регистрировать в своих помещениях на временный или постоянный период других лиц.

    Собственники вправе свободно продавать, дарить, обменивать и передавать по наследству такие жилплощади.

    Ко второму типу жильцов причисляются наниматели. Их права значительно ограничены. Они могут лишь проживать в комнатах. С согласия владельца и других жильцов наниматели получают возможность подселять к себе других лиц (поднаем). У нанимателей отсутствует право продажи жилплощади. Они также не могут передать ее по наследству.

    За владельцами помещений закрепляются права:

    • проживания в помещении;
    • его продажи;
    • его дарения;
    • передачи по наследству;
    • обмена комнаты на другую;
    • прописки в жилье иных лиц на непродолжительный или длительный период;
    • передачи жилья в наем.

    Собственники также несут и обязанности. Среди них:

    • ремонт имущества, которое является общим;
    • уборка общей территории;
    • оплата коммунальных платежей;
    • соблюдение правил общежития (право на тишину, запрет курения на территории).

    На нанимателей жилплощадей в коммуналках возлагаются те же обязанности, что и на их владельцев. Отдельные нюансы прописываются в договоре найма. Наниматели могут сдать снимаемую ими комнату в коммунальной квартире в поднаем, но только после получения согласия на это со стороны владельца и других обитателей.

    Владелец помещения в коммунальной квартире имеет возможность продать его. Поскольку, по предписаниям статьи 41 ЖК, комнаты в коммуналках принадлежат их хозяевам на праве долевой собственности, то при продаже они должны учитывать право других жильцов на преимущественную покупку. Оно закреплено в статье 250 ГК.

    Гражданин, решивший продать свою долю, должен об этом письменно сообщить всем жильцам квартиры. Предупреждение делается за 30 дней до предполагаемого дня продажи комнаты.

    Жильцы обязаны либо дать согласие на приобретение доли, либо отказаться от нее. Это также делается письменно. Если продавец не проинформирует жильцов о продаже своей жилплощади, то в дальнейшем они могут оспорить эту сделку через суд.

    Если никто из жителей коммуналки не заявит о своем преимущественном праве на приобретение комнаты, то продавец сможет продать ее любому другому гражданину.

    При освобождении помещения в коммуналке право его занять сначала получают наниматели. В первую очередь, учитываются те жильцы-наниматели, которые официально имеют статус малоимущих. У такой категории лиц преимущественное право на заселение в освободившуюся комнату.

    Во вторую очередь берутся во внимание жильцы-наниматели, для которых не соблюдено требование о норме обеспеченности жилищем. В третью очередь учитываются соседи, не обеспеченные жильем по установленной норме. При этом им комната продается. Первым двум категориям лиц помещение предоставляется по договору соцнайма.

    В четвертую очередь будут браться во внимание прочие граждане, не относящиеся к трем первым категориям. Им освободившаяся жилплощадь будет передана по договору соцнайма. Все указанные предписания содержатся в статье 59 ЖК РФ (Жилищный кодекс).

    ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие жилищного права

    Соблюдать порядок в коммуналке предписано всем ее обитателям. Это требование зафиксировано в статье 30 ЖК. Если жилец не соблюдает предписания, и ведет себя неподобающим образом, то можно написать на него заявление в полицию. Это рекомендуется делать при нарушении обитателями коммуналок правил тишины, порче ими имущества, а также при их курении в общих помещениях.

    Как выяснили «Известия», комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» и в закон «Об актах гражданского состояния». В документе предлагается разрешить многодетным семьям (то есть от трех детей включительно) тратить государственную субсидию в сумме не более 450 тыс. рублей на строительство и ремонт жилья по ипотеке. Сегодня они имеют право направить эти деньги лишь на полное или частичное погашение обязательств по ипотечному кредиту на покупку жилья.

    — Мы поддержали этот законопроект, так как бывают ситуации, когда семьи берут кредиты на строительство собственных домов. Сегодня они выпадают из тех, кто мог бы претендовать на такую сумму. Мы посчитали, что это неправильно, согласились с авторами этой инициативы, — пояснил «Известиям» глава профильного комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

    По его словам, изначально законопроектом предлагалось разрешить использовать эту сумму только на строительство, но комитет считает важным также предоставить людям возможность тратить эти деньги на ремонт.

    Как выяснили «Известия», инициативу готовы поддержать в большинстве фракций Госдумы.

    Нужно разрешить использовать средства по госсубсидии как можно шире и не только для строительства. Ведь речь идет о поддержке многодетных семей, которым эта помощь действительно очень нужна, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

    Аналогичного мнения придерживаются в КПРФ.

    — Безусловно, мы поддержим это без разговоров. Всё, что связано с доступностью жилья для населения, а тем более для многодетных семей, можно только приветствовать, — пояснил «Известиям» член фракции, глава комитета по региональной политике Николай Харитонов.

    Но давайте разберемся с этим подробнее. Дает ли нам этот новый статус все реальные права собственника и что это вообще-то обозначает?..

    Должны вам сообщить, что приобретение вами той или иной недвижимости вовсе не обозначает, что вы стали уже ее законным владельцем в полном смысле этого слова. С точки зрения закона понятие право собственности включает в себя три составляющие: пользование, владение и распоряжение. И каждая из этих составляющих вступает в законную силу только после оформления определенных документов.

    Закон № 72-ФЗ имел определенную сферу регулирования. Она распространялся на отношения, связанные с собственностью в жилом массиве, которая принадлежала двум и более владельцам, ТСЖ и ЖСК. Им регулировалось взаимодействие, возникавшее на территории страны, с участием отечественных и иностранных физических и юридических лиц.

    Закон № 72-ФЗ был принят в 1996 году. Это было связано с необходимостью систематизировать и упорядочить правоотношения, между собственниками недвижимости. До принятия указанного нормативного акта, только в некоторых законах было указано, что владельцы жилья вправе создавать товарищества. Однако более конкретной информации нигде не содержалось. А поскольку деятельность ТСЖ имеет свою специфику, то необходим был отдельный нормативный правовой акт, который бы регулировал вопросы такого характера. По этой причине и был принят Закон № 72-ФЗ.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *