Общими признаками субъекта административного правонарушения являются те которые

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общими признаками субъекта административного правонарушения являются те которые». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    Определение 1

    Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее общественно-опасное деяние, обладающее административной деликтоспособностью, то есть способное нести за это деяние ответственность.

    Субъектом АП может быть как индивидуальный субъект, так и юр. лицо.

    Общими признаками субъекта административного правонарушения являются те, которые

    Определение 2

    Индивидуальный субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее вменяемостью, то есть способностью осознавать характер своего деяния, его общественную опасность.

    Индивидуальные субъекты подразделяются на общие и специальные. К специальным субъектам относятся люди, которые отражают особенности своего труда, службы, имеющие в прошлом противоправное поведение и пр.

    Должностное лицо относится ко второй категории субъектов.

    Определение 3

    Должностное лицо – лицо, которое на постоянной основе, временно или в соответствии с определенными полномочиями осуществляет властные функции, наделено полномочиями распорядительного характера в отношении лиц, которые в служебной зависимости от него не находятся.

    Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в гос. органах, в местных органах, в ВС РФ.

    Если АП совершено в связи с выполнением этих функций руководители и другие работники организаций, предприниматели, которые работают без создания юр. лица, несут административную ответственность как должностные лица.

    КоАП предусматривает ответственность предпринимателя как юр. лица, если правонарушение подпадает под состав статьи 7.34 гл. 16,18.

    Ответственность, которая предусмотрена статьями 15.3-15.9 КоАП и наступающая в отношении должностных лиц, не может быть применена к предпринимателям, работающим без образования юр. лица.

    В КоАП существуют статьи, где ответственность предусмотрена только для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юр. лица (ст.15.26).

    Для отдельных видов субъектов предусмотрена ответственность особого порядка. Например, военные, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники полиции, имеющие специальную подготовку, сотрудники уголовно-исполнительной системы и др за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность за исключением нескольких статей в КоАП, которые касаются нарушения требований пожарной безопасности вне места несения военной службы, проведения военных сборов.

    Депутаты судьи прокуроры, иностранные граждане, имеющие иммунитет от административной юрисдикции, имеют особые условия привлечения к административной ответственности, которые установлены Конституцией и ФЗ.

    Признаки субъекта административного правонарушения

    В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

    В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    • Протокол об административном правонарушении. Образцы. Обжалование;
    • Постановление по делу об административном правонарушении;
    • Обжалование постановления об административном правонарушении;
    • Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Субъект административного правонарушения

    Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    У этого понятия существует ряд свойств.

    Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

    1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
    2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

    К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ //Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.

  2. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О противопожарной безопасности» //Российская газета от 5 января 1995 г. №3.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //Российская газета от 5 июня 2002 г. №100.

  4. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Российская газета от 31 июля 2002 г. №140.

  5. Научная литература

    1. Адарченко Е.О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. – 2013. — № 5. – С.410-114.

    2. Анохин Ю.В. О соотношении понятий личности, человека, гражданина, индивида// Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – №1. – С.83-87.

    3. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М.: Истина и Жизнь, 2000. – 256 с.

    4. Гражданское право: учеб. / Под общ. ред. С. С. Алексеева. – М.: Проспект. – 2009. – 528 с.

    5. Дорогова Е.В. Гражданин как субъект административного правонарушения//Правопорядок: история, теория, практика- 2015. — №3 (6).- C.5-7.

    6. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. – 34 с.

    7. Козлачкова Е.А. Физическое лицо как субъект права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М.: МГУ, 2014. – 24с.

    8. Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права. 2003. №1. С.76-81.

    9. Морозов Е. Установление вины при привлечении к ответственности за правонарушения в налоговой сфере.// Хозяйство и право. — 2008. — № 3. – С.113-120.

    10. Очаковский В.А., Иваненко И.Н., Крутова Я.А. Юридическое лицо как субъект административной ответственности //Научный журнал КубГАУ. -2016. — №116(02). – С.540-552.

    11. Панов А.Б. Юридическое лицо – субъект административной ответственности // Административное право и процесс. – 2012. — №6.

    12. Парций Я.Е. Административное судопроизводство в арбитражных судах по новому АПК РФ // Гражданин и право. — 2003. — №2. – С.3-15.

    13. Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — Саратов, 1998.

    14. Суханов Е.А. Гражданское право: учеб. В 4 т. Т. 1: Общая часть. – М.: Волтерс Клувер. – 2006. – 720 с.

    15. Фадеева И.В. Научная оценка правового положения субъекта административного правонарушения// Научный журнал. — 2016. — № 8. — С.51-53.

    16. Черканов Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. — 2001. — №11. – С.51-59.

      Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Существуют следующие признаки административного правонарушения.

      Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

      Элементы состава административного правонарушения:

      1. объект административного правонарушения;
      2. объективная сторона административного правонарушения;
      3. субъект административного правонарушения;
      4. субъективная сторона административного правонарушения.

      Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

      По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

      Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

      Значение объекта административного правонарушения:

      1. определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
      2. в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
      3. определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.

      Виды объектов административного правонарушения:

      1. общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
      2. родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
      3. видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
      4. непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
      5. дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
      6. факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

      Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

      Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

      Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

      Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

      По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

      Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

      Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

      Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

      Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

      Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

      Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

      Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

      Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

      Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

      Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

      Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

      Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

      Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

      Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

      Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

      Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

      Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

      Цели и мотивы правонарушений подлежат:

      • доказыванию по делу об административном правонарушении;
      • учету при определении меры и вида административной ответственности;
      • анализу при изучении причин совершения правонарушения.

      Субъект административного правонарушения: понятие и виды

      В случае нарушения норм Кодекса об административных правонарушениях речь идёт о противоправном действии или бездействии субъекта административного правонарушения и о мере его наказания.

      Всё многообразие субъектов административного правонарушения можно объединить общими признаками.

      Все они обладают административной правоспособностью (являющейся частью общей правоспособности), то есть возможностью вступать в отношения, регулируемые административным правом, что говорит о способности приобретать юридические права, обязанности и отвечать за то, как они реализованы.

      Административная правоспособность граждан ‒ основа для административной дееспособности: способности своими действиями осуществлять (практически реализовать) предоставляемые права, исполнять установленные обязанности и нести соответствующую ответственность за своё поведение.

      Момент рождения человека или создания организации совпадает с возникновением административной правоспособности. Для её реализации требуется наделение административной дееспособностью, момент возникновения которой чётко законом не определён.

      Полным объёмом прав и обязанностей граждане наделены с восемнадцатилетнего возраста, но частичная дееспособность может наступать и ранее. В четырнадцать лет граждане обязаны иметь удостоверяющий личность документ, с шестнадцати — привлекаются к административной ответственности.

      Основания ограничения административной дееспособности те же, что и в других отраслях права.

      Субъект административного правонарушения ‒ лицо, привлекаемое к ответственности согласно нормам данной отрасли права.

      Это значит, что действия или бездействия лиц:

      • противоправные, запрещённые законом;
      • виновные, в форме умысла или неосторожности;
      • наказуемые, то есть со стороны государства определена мера наказания.

      Деяние сочтут правонарушением, только если оно содержит всю совокупность признаков состава:

      • объект правонарушения;
      • объективная сторона;
      • субъект правонарушения;
      • субъективная сторона (вина субъекта).

      Объект и предмет правонарушения не являются тождественными понятиями. Объект – общественные отношения, предмет – предмет материального мира.

      Многочисленные субъекты административного правонарушения делят на индивидуальные и коллективные.

      К первым относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Ковторым — объединения граждан, зарегистрированные в установленном порядке. Индивидуальные субъекты включают в себя три группы: общие, специальные и особенные.

      Общие — вменяемые, дееспособные граждане от 18 лет. (Поскольку субъектами административной ответственности будут являться и граждане, достигшие возраста 16 лет, их причислят к группе особенных субъектов).

      Специальные субъекты в этой группе, имея все признаки общей группы, обладают дополнительными свойствами, которые выступают обязательными конструктивными элементами отдельных административных правонарушений. Специальные признаки временные, лицо может иметь несколько таких признаков, избавляться от одних, приобретать другие.

      Пример: Ушаков Алексей Романович — контролирующее лицо общества с ограниченной ответственностью «Стройка», в учредительных документах заявлен в качестве генерального директора и соучредителя, водитель автомобиля «УАЗ», собственник квартиры. Хозяйственное общество «Стройка» нарушило целый ряд требований пожарной безопасности, Ушаков А.Р., руководитель ООО — должностное лицо, отвечающее за противопожарную безопасность, является субъектом административной ответственности, как и в следующих случаях:

      • генеральным директором Ушаковым А.Р. не представлены документы о споре, связанном с участием в юридическом лице, его учредителям (участникам);
      • водитель Ушаков А.Р. нарушил ПДД;
      • собственник Ушаков А.Р. сделал незаконную перепланировку квартиры.

      В группу специальных субъектов административных правонарушений включают госслужащих и должностных лиц. Статус предъявляет соответствующие требования и повышенную ответственность, поскольку, действуя, они представляют органы власти или организации. В эту же группу отнесут водителей транспортных средств, владельцев огнестрельного оружия и т. п.

      Особенные субъекты административных правонарушений ‒ лица, обладающие особыми признаками: несовершеннолетние (16-18 лет), инвалиды первой или второй группы, женщины, имеющие детей до 14 лет, женщины в период беременности, военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства, т. д.

      Привлечение таких лиц к ответственности характеризуется какими-либо особенностями.

      Юридические лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения независимо от уставной деятельности, организационно-правовой формы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, учреждение, казённое предприятие, кооператив или другое), подчинённости, места их нахождения, с участием, без участия иностранного капитала. Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяет: юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если при анализе ситуации суд установит, что существовала возможность для соблюдения юрлицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но необходимые меры это лицо не предпринимало.

      Административные правонарушения обладают отличительными признаками и видами. Они строго контролируются законом и должны наказываться в обязательном порядке. Административное правонарушение — это поступок, который нарушает закон. В Российской Федерации наказание за такие проступки определяет “Кодекс РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ), а также другие законы, действующие на территории отдельных субъектов страны. Важно! К административной ответственности могут привлекаться все граждане и жители РФ, а также различные фирмы, компании и некоммерческие организации, решающие социальные проблемы на территории России. Вид наказания может зависеть от формы субъекта.

      Все противоправные события можно классифицировать, учитывая сферу и субъекты преступления:

      1. Посягательство на гражданские права человека — препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
      2. Нарушение родительских прав — ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
      3. Причинение вреда здоровью — пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
      4. Посягательство на общественную и государственную собственность — незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
      5. Посягательство на личную собственность — мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
      6. Причинение вреда окружающей среде — выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
      7. Несоблюдений правил на производствах — нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
      8. Нарушение правил дорожного движения — несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

      Важно! Эти нарушения считаются административными до тех пор, пока не будет нанесен сильный урон здоровью и жизни людей. Тогда их определят как уголовно наказуемые. Бездействие также может считаться правонарушением. Если человек понимал, что здоровью людей может быть нанесен ущерб, но не принял соответствующие меры, этот поступок также может быть наказан в рамках закона.

      Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами. Следующие признаки отличают действие, нарушающее закон, от обычного:

      • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
      • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
      • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
      • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

      Кто является субъектом административного правонарушения?

      Составом административного правонарушения называется совокупность всех элементов и признаков, обозначающих действительный факт совершения противоправного действия. Он состоит из следующих компонентов:

      • Объект правонарушения — общество или предметы, которым был нанесен ущерб. Объект правонарушения охраняется государством и органами власти.
      • Объективная сторона — оценка действий человека и выявление факта противозаконного поведения.
      • Субъект правонарушения — лицо, обвиняемое в совершении преступления.
      • Субъективная сторона — осознание человеком противоправности своих действий. Определяет, насколько хорошо обвиняемый осознавал результат своего поступка. Выявляет цели и мотивы поведения человека.

      В Российской Федерации существуют различные методы воздействия на правонарушителей. Опираясь на КоАП РФ и другие законы регионов страны, выделяют основные методы наказания:

      1. Предупреждение — самый легкий способ воздействия на правонарушителя. Выносится в письменной форме.
      2. Штраф — денежная сумма, которая зависит от субъекта и тяжести правонарушения. Как правило, штрафы для юридических лиц крупнее, чем для физических.
      3. Лишение специальных прав — временное или постоянное ограничение человека в определенных действиях. Самым распространенным примером является лишение водителя прав на управление автомобилем.
      4. Приостановление деятельности — временное закрытие фирмы или ограничение деятельности индивидуального предпринимателя. Законодательство определяет максимальный срок такого наказания до 90 суток.
      5. Конфискация — принудительное изъятие предмета, которое было причастно к противоправному действию. Например, изъятие краденых вещей у преступника.
      6. Общественные работы — провинившемуся назначаются обязательные работы, которые не оплачиваются. Примером может являться принуждение к уборке улиц или работы по озеленению парков.
      7. Арест — самая тяжелая форма административного наказания. Подразумевает арест сроком до 15 суток.

      Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки:

      1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
      2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

      Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

      Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

      Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

      3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

      Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

      Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

      4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

      Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

      Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

      Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

      Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

      Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

      Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

      Реферат по предмету «Право» на тему: «Субъекты административного правонарушения»

      Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

      • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
      • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
      • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
      • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
      • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
      • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
      • и т.д.

      К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.

      Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения»), и именно в общественных местах (признак «место»).

      3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

      Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

      Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

      Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

      4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

      Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

      Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

      • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
      • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
      • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
      • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

      Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

      Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

      Пример

      Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

      Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

      Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

      Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

      Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

      Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

      Субъект и субъективная сторона административного правонарушения

      Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

      Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

      Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

      Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

      В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

      • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
      • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
      • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
      • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

      Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

      Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

      Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

      Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

      По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

      Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

      В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

      Малозначительность административного правонарушения

      При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:

      • Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.

      Определение размера материального ущерба.

      • Формальный состав правонарушения — один из наиболее часто употребляемых в юриспруденции терминов, когда для определения и закрепления степени вины и назначения наказания нарушителю отсутствует материальный ущерб пострадавшим лицам. В этом случае решение о степени вины определяется по косвенным признакам и имеющимся у следствия доказательствам на имевший злой умысел антиобщественный поступок, который мог бы, но не повлиял на материальное состояние окружающих, так как был вовремя пресечён. К данному составу правонарушения относятся все статьи КоАП, относящиеся к соблюдению ПДД без случаев дорожно-транспортных происшествий как вовлечения третьей стороны.

      При определении обоих составов правонарушения виновнику предъявляется постановление об уплате штрафа согласно формальному составу и претензия или гражданский иск от пострадавшего от его действий лица по материальному составу.

      Обратите внимание! По обоим искам нарушитель несёт полную административную ответственность в соответствии с законом.

      Административное правонарушение

      в

      ЕСТНИК Матузов В. О.

      УНИВЕРСИТЕТА Понятие и сущность административного правонарушения

      263

      имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

      ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

      В настоящей статье раскрывается понятие административного правонарушения, определяются его признаки и сущность, приводится ряд позиций по этому вопросу, существующих в доктрине административного права.

      Ключевые слова: административное правонарушение, уголовное преступление, проступок, административное право, административная ответственность

      V.O. MATUZOV,

      Student of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

      NOTION AND ESSENCE OF ADMINISTRATIVE OFFENSE

      Present article shows the notion of the administrative offense and determine it’s signs and the essence, also some existing in doctrine of administrative law points of view on this subject are caused in the article. Keywords: administrative offence, criminal offense, wrongdoing, administrative law, administrative responsibility.

      Вячеслав Олегович МАТУЗОВ,

      студент

      Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

      Совсем недавно в Государственную Думу был внесен проект Общей части нового Кодекса РФ об административных правонарушениях1, который должен стать первым шагом к реформированию всей системы административного законодательства Российской Федерации. Существуют две рабочих группы, осуществляющие подготовку законопроекта к первому чтению, ведется постоянная дискуссия над отдельными положениями. Одним из наиболее спорных вопросов является определение в новом кодексе понятия «административное правонарушение».

      Стоит отметить, что данная категория в российской юридической науке разработана достаточно слабо: нет ни одной диссертационной или монографической работы на тему природы и сущности административного правонарушения. Конечно, это связано с тем, что выделение его в качестве самостоятельного вида противоправного деяния произошло лишь во второй четверти XX в. До 1920-х гг. в правовой доктрине превалирующей была позиция, рассматривающая административное правонарушение как разновидность уголовных деликтов. За рубежом же его до сих пор в большинстве стран не выделяют в качестве самостоятельного противоправного деяния, и его

      1 Проект Федерального закона № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» (ред., внесенная на рассмотрение в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

      СП <

      I >

      □ Ё

      и

      ° к < X

      © В. О. Матузов, 2015

      8/2D1E

      —j шл 11 LllAir

      264 ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ # дуниверситета

      Щ Ш0У имени О, Е. Кутафина (МПОА)

      регулирование осуществляется уголовным законодательством с учетом тяжести и, исходя из этого, соответствующим характером санкций2.

      В настоящее время, когда административное законодательство стремительно развивается, а общественные явления и процессы характеризуются сложностью и динамизмом, появилась необходимость более обширного изучения сущности административного правонарушения. Именно правильное представление о сущности того или иного явления должно способствовать его четкому определению на законодательном уровне.

      Также, по нашему мнению, важным для поставленной цели является разграничение административного правонарушения и преступления, поскольку данный вопрос является причиной многочисленных споров между административистами и представителями науки уголовного права.

      • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
      • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
      • наказуемость деяния — т.е. за содеянное наступает административная ответственность.

      Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

      Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

      • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
      • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
      • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
      • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

      В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.

      I. По составу

      • Материальные – правонарушение, в результате которого наступают общественно-опасные последствия
      • Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

      II. Обычные, длящиеся и повторные

      • Обычные – преступления, которые оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия
      • Длящиеся – правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя
      • Продолжаемые – несколько однородных действий, направленных на совершение одного правонарушения

      III. По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

      • Правонарушения, посягающие на права граждан;
      • Правонарушения в области охраны собственности;
      • Правонарушения в области охраны окружающей среды
        и другие.

      [reklama2]

      IV. В зависимости от формы деяния

      • Умышленные правонарушения
      • Неосторожные правонарушения

      Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

      Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

      Состав административного правонарушения – это совокупность определенных признаков, установленных законом, при наличии которых рассматриваемый проступок относится к категории административных. При этом выделяют:

      — объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);
      — объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;
      — субъект (лицо) правонарушения;
      — субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

      Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

      Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

      Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка – деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

      — место (железнодорожный путь, пограничная зона);
      — время (сезон для охоты, рыболовства);
      — способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

      Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

      — законные требования сотрудника полиции;
      — распоряжения судебного пристава или судей;
      — требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

      Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *