Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Показатель
Оценка
Трудовые действия
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Необходимые умения
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия
Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
01.001
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320
Преподаватели в средней школе
3320
Персонал дошкольного воспитания и образования
2340
Преподаватели в системе специального образования
3330
Преподавательский персонал специального обучения
3310
Преподавательский персонал начального образования
(код ОКЗ)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Код
А
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109
ОКПО по ИНН Поиск кода ОКПО по ИНН
ОКТМО по ИНН Поиск кода ОКТМО по ИНН
ОКАТО по ИНН Поиск кода ОКАТО по ИНН
ОКОПФ по ИНН Поиск кода ОКОПФ по ИНН
ОКОГУ по ИНН Поиск кода ОКОГУ по ИНН
ОКФС по ИНН Поиск кода ОКФС по ИНН
ОГРН по ИНН Поиск ОГРН по ИНН
Узнать ИНН Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
Профессиональный стандарт воспитателя в образовании
ОКОФ в ОКОФ2 Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
ОКДП в ОКПД2 Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
ОКП в ОКПД2 Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
ОКПД в ОКПД2 Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
ОКУН в ОКПД2 Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
ОКВЭД в ОКВЭД2 Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
ОКВЭД в ОКВЭД2 Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
ОКАТО в ОКТМО Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
ТН ВЭД в ОКПД2 Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
ОКПД2 в ТН ВЭД Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
ОКЗ-93 в ОКЗ-2014 Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
Классификатор ЕСКД Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
ОКВ Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
ОКВГУМ Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
ОКВЭД 2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
ОКГР Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
ОКЕИ Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
ОКЗ Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
ОКИН Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
ОКИСЗН-2017 Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
ОКОГУ Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
ОКОК Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
ОКОПФ Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
ОКОФ 2 Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
ОКП Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
ОКПД2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
ОКПДТР Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
ОКПИиПВ Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
ОКПО Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
ОКС Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
ОКСВНК Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
ОКСМ Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
ОКСО 2016 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
ОКТС Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
ОКТМО Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
ОКУД Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
ОКФС Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
ОКЭР Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
ТН ВЭД Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
КУВЭД Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
Классификатор ВРИ ЗУ Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
КОСГУ Классификатор операций сектора государственного управления
ФККО 2020 Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
КСР Классификатор строительных ресурсов
Классификатор Классификатор правовых актов РФ
ББК Библиотечно-библиографическая классификация
УДК Универсальный десятичный классификатор
МКБ-10 Международная классификация болезней
АТХ Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
МКТУ-11 Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
МКПО-10 Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.
Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Код
B/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Профессиональный стандарт педагога в ДОУ
01.10.2019
Дошкольное образование
Начальное и основное общее образование
Среднее профессиональное образование
Обмен педагогическим опытом
Детские исследовательские проекты и работы
Работы опубликованные до ноября 2017 года
Конспекты занятий
Методические разработки
Сценарии праздников
Оформление
Поделки
Игры в детском саду
Для того, как начал использоваться профстандарт, работу сотрудников ДОУ регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Но этот документ фиксировал только основные положения деятельности воспитателей и педагогов, что не соответствует современной ситуации.
На данный момент регуляцией работы сотрудников детских садов занимаются два основных документа:
Профстандарт, утвержденный Министерством труда Российской Федерации.
ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, который утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Профессиональный стандарт педагога
Претендовать на соответствующую должность может тот человек, который отвечает следующим требованиям профессионального стандарта:
Среднее профессиональное или высшее профильное образование, то есть отвечающее направлению «Образование и педагогические науки». Это первый вариант возможного уровня подготовки педагога ДОУ.
Среднее профессиональное или высшее образование в любой сфере и наличие дополнительного профильного образования, позволяющего осуществлять работу в должности педагога или воспитателя.
Для выполнения своей работы педагог должен обладать следующими знаниями:
Базовые знания в области прав детей, законов об образовании и ФГОС, касающегося дошкольного обучения.
Принципы работы основных образовательных систем, их история и применение на практике.
Основы методики обучения и воспитательной работы.
Тонкости работы с детьми дошкольного возраста.
Базовые психологические подходы к дошкольному воспитанию и образованию.
Изучение классики педагогической науки, касающейся обучения детей в детских садах.
Психология и физиология развития ребенка раннего и среднего возраста.
Основные тенденции в современной педагогической науке в сфере дошкольного образования.
10.01.2017 года Министерство труда Российской Федерации приняло приказ №10Н, которым утвердил профстандарт «Специалист в области воспитания». Необходимо учесть, то должность воспитателя и старшего воспитателя не подпадает под действие этого документа, профессиональный стандарт социального воспитателя входит.
Профессиональный стандарт воспитателя детского сада предусматривает выполнение им следующих трудовых функций:
Воспитательная, использующая передовые формы воспитания, развитие творческих способностей детей, использование разнообразных методов деятельности воспитанников, всестороннее развитие и формирование социальных навыков у дошкольников.
Педагогическая, направленная на выполнение современных программ дошкольного образования. В свете этой функции воспитатель участвует в разработке общеобразовательной программы ДОУ в следовании требованиям ФГОС. Также воспитатель занят созданием комфортной психологической обстановки для детей, выполняет отчетность и мониторинг собственной профессиональной деятельности, подготавливает воспитанников к будущей учебе в школе, внедряет инновационные методики обучения.
Для соответствия требованиям профстандарта воспитатели детского сада должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, следуя новейшим направлениям в педагогике.
Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.
Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.
«Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия
Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
Автор: Шумкова Алёна Фёдоровна Должность: методист Учебное заведение: МБОУ «Излучинская ОНШ» Населённый пункт: гп Излучинск Нижневартовский район Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Наименование материала: Доклад Тема: «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования» Дата публикации: 29.01.2018 Раздел: дошкольное образование
Авторы документа считают, что стандарт обязан побуждать педагога к нахождению нестандартных решений. Подобное качество предполагает расширение пространства педагогического творчества, объединение в одном наставнике сразу нескольких специалистов: тьютора, дефектолога, социального работника, психолога.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя является инструментом реализации новой образовательной стратегии в современных условиях, способом повышения качества воспитания. Он способствует выходу отечественного дошкольного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт воспитателя стал базой для формирования трудового договора, содержащего отношения между работодателем и сотрудником.
Он представляет собой документ, который определяет границы требований к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт воспитателя предполагает деление на уровни, учет специфики работы педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Он структурирует развитие и воспитание ребенка, наполнен психологическими и педагогическими компетенциями.
Профессиональный стандарт – требования к воспитателю, его готовности к деятельности в сфере образования. Квалификация работника суммируется из разнообразных профессиональных компетенций. Под этим понятием подразумевается способность использовать умения, знания, действовать на базе практического опыта в процессе решения общих педагогических задач.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя
Профессиональный стандарт воспитателя, педагога содержит требования, предъявляемые к данной категории работников. Педагог обязан:
владеть программой и предметом;
иметь высшее педагогическое образование;
уметь составлять, проводить, анализировать занятия и уроки;
владеть основными методами, приемами, формами внеурочной работы;
находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
использовать в профессиональной деятельности критерии оценки;
применять ИКТ.
Профессиональный стандарт воспитателя от 18. 10. 2013 № 544н содержит требования к воспитанию. Педагог обязан:
знать и применять методы и формы воспитательной деятельности, организации походов, экскурсий, экспедиций, музейной педагогики;
вовлекать детей в процесс воспитания и обучения, мотивировать их учебную и познавательную деятельность;
ставить воспитательные цели, направленные на развитие детей;
устанавливать правила поведения в детском коллективе;
оказывать помощь и поддержку ученическим органам самоуправления;
уважительно относиться к детям;
вести воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
работать с родителями, привлекать их к вопросам воспитания;
помогать детям разрешать конфликтные ситуации;
поддерживать позитивный настрой и традиции в дошкольном (школьном) учебном заведении.
Проводят итоговую оценку профессиональной деятельности учителя по результатам, демонстрируемым его учениками в рамках проверочных работ, итоговой аттестации. Для оценки соответствия тем требованиям, которые выдвигаются в рамках профессионального стандарта к педагогам, допустимо проведение внутреннего аудита с анализом отчетов и планов работы, посещением учебных занятий и внеурочных мероприятий.
Данные могут быть получены и с помощью интервью, анкетирования, наблюдения, записей.
Блоги
Блоги по темам
Все авторы
Мой блог
Добавить запись в блог
Мои записи блога
Как создать блог?
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством рф
Первое условие допуска няни к работе – при поступлении на работу пройти обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры. Поэтому важно, чтобы работник был физически и психически здоров.
Второе условие допуска к работе – чтобы не было судимости. К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, которые имеют или имели судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.
У няни должно быть среднее общее образование. Если кандидат на вакансию приходит к вам с документом об окончании девяти классов, он не соответствует профстандарту.
Теперь стало обязательным, чтобы няня прошла профессиональное обучение объемом не менее 144 академических часов.
Работников будут учить не только функционалу, который дан в профстандарте, но и основам педагогики и возрастной психологии. Няня также обязана уметь оказывать первую помощь детям.
1января 2020 года
профстандарт няни будет обязателен к исполнению
Профессиональное обучение няни смогут получить во всех регионах. Обратитесь в орган управления образованием в вашем регионе, чтобы узнать, в каких институтах повышения квалификации организованы курсы для нянь.
Профессиональную подготовку няни смогут проходить очно и дистанционно. По окончанию обучения работники получают документ о профессиональном обучении.
Он поможет им не только при работе в детском саду, но и при найме в семью.
Сейчас няни могут пройти переподготовку дистанционно в Институте новых технологий в образовании.
Няня – не педагогический работник, а учебно-вспомогательный персонал. Она не обязана принимать участие в образовательной деятельности
Основная трудовая функция няни «Присмотр и уход за детьми в повседневной деятельности».
Профстандарт выделяет в функционале няни особенности в уходе за детьми разного возраста, а также в уходе за детьми с ограниченными возможностями здоровья:
уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) в повседневной деятельности;
уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) в повседневной деятельности;
присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет в повседневной деятельности;
присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в повседневной деятельности.
Дети младенческого возраста – это самая трудоемкая группа. Сейчас мало детских садов, в которых есть группы для детей этого возраста, но в рамках национального проекта «Демография» планируется увеличить их количество. Если в вашем детском саду есть такая группа, проверьте, соответствует ли няня требованиям профстандарта, если нет – отправьте на обучение.
Рассматриваемый стандарт применяется в следующих случаях:
в процессе оформления на работу соискателей на вакантную должность воспитателя;
при разработке управленческой политики в отношении персонала;
с процессе формирования аттестационной системы и обучающих программ, направленных на повышение квалификации основного педагогического состава;
при составлении трудовых договоров, а также должностных инструкций и алгоритма оплаты труда.
Цель педагогической деятельности на этом уровне — максимально подготовить детей к периоду обучения в школе, социализировать их, научить коллективной работе и совместному отдыху, а также обеспечить контроль за детьми дошкольного возраста на период отсутствия работающих родителей.
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
Общие сведения о стандарте В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
обучения;
воспитания;
развития.
Характеристика функций В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Сведения о том, какие организации разработали профстандарт Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Профессия «педагог-воспитатель» подразумевает разделение на два уровня квалификации: пятый и шестой. Обе эти категории имеют определенный набор трудовых функций, в частности:
осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательных программ;
выполнять общепедагогическую, обучающую функцию;
реализовывать мероприятия и методики по социализации и адаптации детей в коллективе;
следить за здоровьем и самочувствием детей;
прививать им базовые нормы поведения, самообслуживания, коллективного взаимодействия.
Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.
Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.
В последнем разделе имеются справочные сведения о разработчиках стандарта.
Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:
Общее описание;
Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
Сведения об организациях, которые занимались создание данного документа.
Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте при нажатии .
Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.
1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.
3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.
Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.