Разбирательство дела о банкротстве в суде: решение суда о банкротстве предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбирательство дела о банкротстве в суде: решение суда о банкротстве предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

Иск должника должен включать следующие пункты:

  • информацию о высшей инстанции;
  • размер требований (в неоспоримом размере);
  • сумму возможных задолженностей;
  • доказательство неплатежеспособности;
  • сведения о предоставленных заявлениях;
  • информацию об имуществе должника;
  • счета с данными всех ссудодателей.

Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

Информация Арбитражный суд , рассматривает предоставленные сведения и принимает решение о возможности начала судопроизводства, проверяет наличие 2-х обязательных требований – предприятие не выплачивает долги от 3-х месяцев и более, общая сумма задолженности не меньше 300 000 рублей (для физлица 500 тыс. руб.).

Иск от кредиторе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном органе;
  • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
  • сумму требований;
  • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
  • информацию относительно нового руководителя.

Сотрудники организации-должника и заинтересованные стороны имеют право объединиться и направить один иск. Если суд установит признаки несостоятельности и исключит недостоверность банкротства, тогда будет принято решение о производстве. Арбитраж выносит определение о начале первой стадии – надзора, назначает нового руководителя.

Основная цель данного этапа – сохранить имущество предприятия-должника (физлица) для возможности выполнения предъявленных требований. На первой стадии осуществляется анализ финансово-экономического состояния субъекта.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

Заключение о неплатежеспособности принято делить на виды по срокам их опротестования. Решение-акт об отказе в производстве и о прекращении разбирательства обжалуются по стандартным правилам ПК (на апелляцию – месяц, кассацию – 2 месяца).

По общим нормам опротестовываются определения, относительно:

  • закрытия дела;
  • отказа о принятии заявления;
  • начала стороннего контроля;
  • финансовой санации.

Постановление относительно мирного соглашения опротестовывается в определенном порядке: срок кассации – месяц. Если жалоба передана по почте, момент ее подачи устанавливается на основании потовой квитанции или штемпеля.

Обжаловать решение арбитражного суда о несостоятельности можно до внесения сведений в единый государственный реестр. Арбитражный управляющий представляет информацию об окончании процедуры банкротства в срок 30-60 дней с момента получения постановления от арбитража. В реестр сведения заносятся на протяжении 5 дней с даты их поступления от управляющего.

Процедура признания организаций и физических лиц неплатежеспособными субъектами требует значительных материальных, временных затрат. Избавиться от всех долгов банкротство не поможет. Существуют и юридические последствия признания субъекта финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособным должником. Поэтому не следует забывать обо всех нюансах процедуры и уточнить их у юриста перед подачей соответствующего заявления.

В связи с возникающими в судебной практике процессуальными вопросами, касающимися рассмотрения дел о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

20. Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Необходимо иметь в виду, что указанные сроки будут считаться соблюденными, в частности, если кредитор сдаст почтовое отправление, содержащее его требование, в организацию связи или отправит документы в электронном виде в установленном порядке в арбитражный суд до двадцати четырех часов последнего дня соответствующего срока (пункт 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).

21. Применяя предусмотренные пунктом 1 статьи 71 и пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве сроки для заявления требований кредиторов, следует учитывать, что в силу упомянутых норм они исчисляются с даты опубликования сведений о введении соответствующей процедуры банкротства, под которой согласно пункту 1 статьи 28 Закона понимается публикация в официальном печатном издании, определенном регулирующим органом, а не включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

22. Если при рассмотрении заявленного в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве требования кредитора (далее — требование кредитора) будет установлено, что оно подтверждено судебным актом, не вступившим в законную силу, суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе приостановить производство по рассмотрению этого требования применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Если при рассмотрении требования кредитора будет установлено, что оно подтверждено судебным актом, вступившим в законную силу, однако этот акт обжалован в суд кассационной инстанции или судом апелляционной инстанции восстановлен пропущенный срок на его обжалование, данное обстоятельство не является основанием для приостановления производства по рассмотрению названного требования на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Если требование было включено в реестр на основании вступившего в законную силу судебного акта, то при последующей отмене этого последнего акта определение о включении этого требования в реестр может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (пункт 1 части 3 статьи 311 АПК РФ) в ходе любой процедуры банкротства.

23. Если требование кредитора подтверждено вступившим в законную силу судебным актом и подается лицом, являющимся правопреемником истца по соответствующему делу, то к такому требованию по смыслу пункта 1 статьи 71 или пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве должно быть приложено определение суда, принявшего решение, о процессуальном правопреемстве (статья 48 АПК РФ). При переходе требования кредитора к другому лицу после принятия этого требования рассматривающим дело о банкротстве судом для производства данным судом замены кредитора его правопреемником не требуется предварительной замены его в деле, по которому было вынесено подтверждающее требование решение.

24. Если конкурсные кредиторы полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (в частности, если они считают, что оно является необоснованным по причине недостоверности доказательств либо ничтожности сделки), то на этом основании они, а также арбитражный управляющий вправе обжаловать в общем установленном процессуальным законодательством порядке указанный судебный акт, при этом в случае пропуска ими срока на его обжалование суд вправе его восстановить с учетом того, когда подавшее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов. Копия такой жалобы направляется ее заявителем представителю собрания (комитета) кредиторов (при его наличии), который также извещается судом о рассмотрении жалобы. Все конкурсные кредиторы, требования которых заявлены в деле о банкротстве, а также арбитражный управляющий вправе принять участие в рассмотрении жалобы, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы. Повторное обжалование названными лицами по тем же основаниям того же судебного акта не допускается.

25. Согласно пункту 5 статьи 71 и пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле. Подобные требования, тем не менее, рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ пятнадцатидневного срока и не требуется предусмотренного частью 1 статьи 123 АПК РФ наличия к началу судебного заседания сведений о получении определения о принятии требования; если же в такое судебное заседание явились участвующие в деле о банкротстве лица, суд обязан допустить их в это заседание. Пункт 9 части 1 статьи 148 АПК РФ в таком случае не применяется.

26. В силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кр��дитором — с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

35. При пересмотре судебных актов по делам о банкротстве следует учитывать, что законодательство предусматривает несколько различных порядков обжалования таких судебных актов.

35.1. Часть 3 статьи 223 АПК РФ предусматривает порядок, допускающий возможность обжалования судебных актов в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения; в рамках этого порядка возможно также и дальнейшее обжалование судебных актов в кассационной и надзорной инстанциях.

Данный порядок распространяется на определения, обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 3 статьи 223 АПК РФ).

Рассматриваемый порядок распространяется, в частности, на следующие определения:

вынесенное по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности (пункт 8 статьи 10 Закона о банкротстве);

об увеличении фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего (пункт 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве);

о признании привлечения арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности и (или) размера оплаты их услуг необоснованными либо отказе в таком признании (пункт 5 статьи 20.7 Закона);

о привлечении арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности и об установлении размера оплаты их услуг или об отказе в удовлетворении ходатайства арбитражного управляющего об их привлечении (пункт 6 статьи 20.7 Закона);

о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления (пункт 7 статьи 42 Закона);

о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 44 Закона);

о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника или об отказе в их принятии (пункт 5 статьи 46 Закона);

об отмене мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника или об отказе в их отмене (пункт 4 статьи 46 Закона);

о принятии обеспечительных мер, ограничивающих должника в распоряжении принадлежащим ему имуществом, или об отказе в их принятии (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве»);

вынесенные по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве);

об утверждении временного управляющего (пункт 4 статьи 49 Закона);

о приостановлении производства по делу о банкротстве (статья 58 Закона);

вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, установленном статьями 60, 71 и 100 Закона;

о признании сделки должника недействительной и (или) применении последствий недействительности сделки; об отказе в удовлетворении заявления о признании сделки должника недействительной (пункт 6 статьи 61.8 Закона);

об освобождении или отстранении временного управляющего (пункты 3 и 4 статьи 65 Закона);

об отстранении руководителя должника или исполняющего его обязанности и о возложении на лицо исполнения обязанностей руководителя должника или об отказе в этом (пункты 4 и 5 статьи 69 Закона);

о запрете исполняющему обязанности руководителя должника совершать определенные сделки и действия или совершать их без согласия временного управляющего или об отказе в этом (пункт 5 статьи 69 Закона);

об отстранении руководителя должника от должности или об отказе в таком отстранении (пункт 2 статьи 82 Закона);

об освобождении или отстранении административного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве или об отказе в этом (пункт 5 статьи 83 Закона);

о рассмотрении спора между лицами, предоставившими обеспечение, и административным управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами (пункт 5 статьи 89 Закона);

об утверждении внешнего управляющего (пункт 4 статьи 96 Закона);

об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего или об отказе в этом (пункт 2 статьи 97 Закона);

об отстранении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего или об отказе в этом (пункт 2 статьи 98 Закона);

о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления или об отказе в этом (пункт 6 статьи 107 Закона);

об утверждении конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 127 Закона);

об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона);

об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника (пункт 1 статьи 139 Закона);

об освобождении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего или об отказе в этом (пункт 3 статьи 144 Закона);

об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего или об отказе в этом (пункт 3 статьи 145 Закона);

вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, предусмотренных статьей 148 Закона о банкротстве (пункт 8 этой статьи);

о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона);

об отказе в утверждении мирового соглашения (пункт 3 статьи 160 Закона);

о возобновлении производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 163 Закона);

о результатах рассмотрения зая��ления о расторжении мирового соглашения (пункты 4 и 5 статьи 165 Закона);

об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в этом (пункт 2 статьи 205 Закона о банкротстве).

41. В силу пункта 3 статьи 126 Закона о банкротстве представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В связи с этим они, в частности, могут обжаловать и судебные акты, принятые до процедуры конкурсного производства, а также решение о признании должника банкротом в пределах общих процессуальных сроков на их обжалование.

42. Если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.

До изготовления указанных судебных актов в полном объеме суд обязан по заявлению заинтересованных в этом участвующих в деле о банкротстве лиц незамедлительно выдать им заверенные судом копии их резолютивных частей. Такие копии являются достаточными, в частности для удостоверения полномочий арбитражного управляющего, в том числе на распоряжение средствами по банковскому счету должника, а также для удостоверения полномочия кредитора голосовать на собрании кредиторов.

В остальных случаях применяются общие правила АПК РФ о дате принятия судебного акта (абзац второй части 2 статьи 176).

43. Поскольку рассмотрение в ходе наблюдения исков имущественного характера, истцом или ответчиком по которым является должник, в том числе рассмотрение указанного в пункте 28 настоящего постановления иска в общем порядке после введения наблюдения, может иметь значение для дела о банкротстве, рассматривающий его суд по своей инициативе или по ходатайству временного управляющего либо должника привлекает временного управляющего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника (статья 51 АПК РФ). При рассмотрении таких исков следует также иметь в виду, что после введения наблюдения в отношении должника признание руководителем должника иска или его отказ от иска могут нарушить интересы других кредиторов; в этом случае они не должны приниматься судом (часть 5 статьи 49 АПК РФ).

На основании пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника (а при банкротстве индивидуального предпринимателя — сам должник) обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, сведения обо всех судебных разбирательствах имущественного характера, участником которых является должник; при возникновении впоследствии новых подобных споров он обязан в разумный срок информировать об этом временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. В случае нарушения указанных обязанностей на руководителя должника (должника — гражданина) может быть наложен штраф на основании части 5 статьи 119 АПК РФ.

44. Согласно пункту 1 статьи 36 Закона о банкротстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве. Пунктом 4 этой же статьи определено, что полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.

В силу указанных норм полномочия на ведение дела о банкротстве должны быть специально оговорены в доверенности; доверенность на ведение дел в арбитражных судах, не содержащая такого специального указания, не предоставляет упомянутых полномочий. Однако требование кредитора в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве может быть подписано и предъявлено лицом, имеющим общую доверенность на ведение дел кредитора в арбитражных судах с правом подписания искового заявления (часть 2 статьи 62 АПК РФ).

Кроме того, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 37, пункта 2 статьи 40 и абзаца второго пункта 2 статьи 150 Закона о банкротстве в доверенности на ведение дела о банкротстве должны быть, в частности, специально оговорены право представителя на подписание заявления о признании должника банкротом и на голосование по вопросу заключения мирового соглашения.

При поступлении в дело о банкротстве процессуального документа, подписанного лицом, не имеющим полномочий на ведение дела о банкротстве, следует иметь в виду, что имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение такого дела лицо вправе в любое время одобрить ранее совершенные неуполномоченным лицом процессуальные действия.

45. В силу части 2 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статье�� 17 этого Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 17 АПК РФ в суде первой инстанции коллегиальным составом судей рассматриваются дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.


ВАС РФ дал разъяснения по некоторым процессуальным вопросам, возникающим при рассмотрении дел о банкротстве. В частности, обращается внимание на следующее.

По вопросам рассмотрения заявлений о признании должника банкротом ВАС РФ пояснил, что если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен, суд должен отказывать данному заявителю во введении наблюдения.

По вопросу обособленных споров в делах о банкротстве отмечено, что в каждом из них непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица.

В связи с этим Пленум уточнил круг лиц, относящихся к непосредственным участникам обособленного спора.

Обращено внимание на условия, при которых документ может считаться первым судебным актом.

Отмечено, что распределение судебных расходов в деле о банкротстве между лицами, участвующими в деле, осуществляется с учетом целей конкурсного производства и наличия в деле о банкротстве обособленных споров, стороны которых могут быть различны.

Разъяснены некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении требований кредиторов.

Даны рекомендации по вопросам обжалования судебных актов по делам о банкротстве.

Подробно разъяснены различные порядки обжалования таких судебных актов.

Среди прочих вопросов замечено, что Закон о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.

Судам рекомендуется иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства.

В то же время суд вправе не откладывать проведение собрания кредиторов, если будет установлено, что остающиеся нерассмотренными требования являются незначительными по размеру и заведомо не могут повлиять на принятие решения собранием кредиторов.

После проведения всех мероприятий по выявлению имущества должника и погашения долгов проводится последнее собрание кредиторов, на котором принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры несостоятельности.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде завершается вынесением определения о прекращении производства по делу. Обычно для завершения всех мероприятий требуется 2-3 года. Конкретные сроки прописаны в Законе № 127-ФЗ.

Глава III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде

Все дела о несостоятельности при банкротстве рассматриваются на общих основаниях по одинаковым правилам. Инициатором открытия производства может стать как сам должник, так и любой из его кредиторов, если сумма задолженности превысила 500 000 рублей (для ИП и граждан – 300 000 рублей) с просрочкой больше трех месяцев. Однако бывают исключения, касаемо размера долгов, в зависимости от условий заключенных между сторонами договоров.

Заявление на разбирательство дел о банкротстве принимается только в письменном виде в канцелярию арбитражного суда по месту регистрации или фактического нахождения банкрота. К нему в обязательном порядке должны прилагаться документы, касающиеся конкретной ситуации.

Процесс рассмотрения дел о банкротстве зависит от индивидуальных особенностей ситуации, но в стандартном виде имеет следующие этапы:

  • подача заявление в суд;
  • рассмотрение заявления и принятие решения об открытии производства;
  • судебное разбирательство;
  • вынесение решения;
  • обжалование заинтересованной стороной;
  • аннулирование решение с повторным рассмотрением дела и новым решением.

Порядок и особенности процедуры будут зависеть от принятия и исполнения вынесенного судом решения. Например, суд может объявить должника банкротом и ликвидировать его предприятие или объявить должника несостоятельным с принятием мер финансового оздоровления без ликвидации ИП, юридического лица. Несмотря на то, что решение принимает суд единолично, огромную роль играет арбитражный (конкурсный) управляющий. Рассматривая специфику правовой защиты, не стоит забывать о публичности производства, избежать которой не получится по закону.

В соответствии с 51-й статьей ФЗ «О несостоятельности» дела о банкротстве арбитражным судом рассматриваются в срок до 7 месяцев от даты подачи искового заявления. В процессе большая часть этого времени уходит на подготовительные работы органа. Если на лицо все признаки несостоятельности, подтвержденные документально, времени затрачивается меньше.

Сроки конкурсного производства увеличены до одного года и по ходатайству участников производства могут быть продлены еще на 6 месяцев.

Арбитраж обязан не позже установленного срока вынести официальное решение, которое после направляется всем участникам процесса.

Закон позволяет оспаривать судебное решение в случаях:

  • признания претензий истца законными при необходимости введения надзора;
  • отсутствия наблюдения, когда исковое заявление не подлежит разбирательству;
  • процесс приостановлен, надзор не назначен;
  • назначен временный руководитель, вводится наблюдение.

Фактически протест можно подать, если дело закрыли, отказали в принятии искового заявления, начали сторонний контроль или финансовую санацию. Обжалование остается возможным в период принятия мер финансового оздоровления, до того, как решение о несостоятельности внесут в реестр.

Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.

Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.

Дела о банкротстве обычно рассматриваются по месту нахождения. Суд рассматривает заявление только при наличии двух главных признаков несостоятельности:

  • должник имеет непогашенную задолженность не менее 500 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц;
  • более трех месяцев не осуществляются выплаты по обязательствам.

Подать заявление о признании должника банкротом имеет право сам должник, его кредиторы или иные уполномоченные органы. Процедура регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ. В этом законодательном документе также указаны случаи, когда требуется обязательная подача заявления.

Независимо от того, кто участвует в процессе рассмотрения делопроизводства, данные дела рассматриваются исключительно в арбитражном суде. Важным условием является следование правилам арбитражного процессуального кодекса и статьям Федерального закона о банкротстве.

При подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в документе следует указать:

  • наименование арбитражного суда;
  • данные и адрес заявителя (в том числе номер СНИЛС и ИНН);
  • размер задолженности;
  • сумма требований контрагентов;
  • обоснованность того, что должник (гражданина или компания) не может удовлетворить требования кредиторов;
  • наличие или отсутствие счетов в банках;
  • наличие или отсутствие имущества;
  • прилагаемые документы, которые подтвердят факт невозможности погашения долгов.

Следующие процессуальные работы судья осуществляет единолично:

  • принимает заявление о признании банкротом согласно части 1 статьи 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • рассматривает заявления с запросами о введении процедуры наблюдения;
  • выполняет подготовительные процедуры перед разбирательством;
  • рассматривает ходатайства, заявления и жалобы участников процесса согласно статье 60 Федерального закона № 127-ФЗ.

Рассмотрением дел о несостоятельности также занимается и коллегиальный состав судей в том случае, если по закону возникает необходимость в данной процедуре.

В соответствии со ст. 35 Закона № 127-ФЗ в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют следующие представители:

  • сотрудников должника;
  • собственников имущества должника;
  • участников (учредителей) компании-должника;
  • собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • уполномоченные органы;
  • иные лица.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Банкротство – это установленная судебным органом неспособность должника погасить финансовые обязательства перед кредиторами, включая денежные обязательства, выплату пособий, оплату труда работников, уплату налогов, сборов, платежей в пенсионный и страховые фонды. Банкротство устанавливается в процессе арбитражного судопроизводства. Должником могут выступать, юридические лица и граждане, обладающие и не обладающие статусом ИП. Отношения субъектов гражданско-правовых обязательств в рамках банкротства регулируются ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Прекращение производства по делу о банкротстве предполагает восстановление должника в своих правах относительно имущества.

Основания для прекращения банкротного производства регламентированы ст. 57 регулирующего закона. К ним относятся:- восстановление платежеспособности должника.

Данное основание относится к стадиям финансового оздоровления и внешнего управления;- заключение участниками процесса мирового соглашения;- погашение денежных обязательств перед кредиторами, включенными в реестр;- установление факта необоснованности требований кредитора – заявителя о банкротстве лица;- отказ кредиторов от притязаний по обязательствам должника,- недостаточность средств на погашение судебных расходов, а также на оплату вознаграждения назначенного судом управляющего и другие.Следует отметить, что данная статья носит диспозитивный характер, позволяя дополнить перечень оснований иным законодательством, регулирующим вопросы несостоятельности.

Так, ст. 125 указанного закона содержит еще одно основание прекращения процесса банкротства, а именно: оплату финансовых требований к должнику в стадии конкурсного производства третьими лицами.

Финансовый вопрос
  • Прекратить производство, открытое в рамках дела о банкротстве суд может только после получения отчетной документации, сопутствующей проведению конкурсного производства.
  • Одним из оснований такого прекращения служит отсутствие денежные средств, которые могут быть использованы для совершения правосудия и выплаты суммы вознаграждения, причитающейся арбитражному управляющему.
  • Прекратить производство можно только тогда, когда его фактическое завершение требует проведения дополнительных процедур, влекущих ряд расходов, средства на которые отсутствуют.
  • В итоге, несогласие кредиторов на финансирование процедур, связанных с банкротством, влечет невозможность и нецелесообразность дальнейшего выполнения мер, установленных конкурсным производством, что влечет прекращение производства.
  • Помимо прочего, со стороны законодателя не запрещено досрочное завершение конкурсного производства на основании полного достижения поставленных производством целей или же вследствие полной бесперспективности дальнейшей работы.
  • Полным нивелированием процессуальных решений грозит прекращение производства по завершению процедур, связанных с банкротством.
Ходатайство Ходатайство является тем документом, который передается в суд заинтересованной стороной и преследует целью назначение и проведение судом определенного действия. На основании такого документа должник вправе осуществить попытку предотвращения процедуры банкротства, для чего потребуются веские основания. В том случае, если само ходатайство исходит от арбитражного управляющего, в нем он должен сослаться на данные отчета и доказательства, подтверждающие невозможность признания должника банкротом. Таким доказательством могут послужить документы, подтверждающие факт полного удовлетворения требований имеющегося состава кредиторов.Выполнение обязательств должником относится к перечню оснований прекращения производства, что указано в ст. 53 ФЗ.Ходатайства могут исходить и от кредиторов. В нем кредиторы могут заявить о необходимости прекращения производства ввиду изучения данных, предоставленные в отчете управляющего, что определено ст. 118 ФЗ.Заявитель также наделен правом ходатайства о прекращении производства.Вместе с ним он обязан предоставить:

  • отчетную документацию управляющего;
  • документ, удостоверяющий регистрацию предприятия;
  • документ, обосновывающий право на обращение в органы правосудия;
  • протокол кредиторского собрания;
  • требования, предъявленные кредиторами, в реестре.

Как рассматриваются дела о банкротстве в арбитражном суде

Если же за составление отвечает только арбитражный управляющий, то он должен опираться на:

  1. Отчёты.
  2. Доказательства вместе с основаниями, уже не позволяющие использовать статус банкрота.

Особое внимание стоит обратить на статью 57 в Федеральном Законе о несостоятельности.

  1. Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;заключения мирового соглашения;признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
  2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Она говорит, что банкротство останавливается после того, как все обязательства перед кредиторами. Что касается доказательств, то в их качестве можно использовать:

  • Отчёты от внешних управляющих.
  • Информация о регистрации с подтверждением в виде свидетельства.
  • Документ, согласно которому обращение к судебной инстанции законно.
  • Протокол, составленный на собрании.
  • Форма реестра для перечисления кредиторских требований.

Следующие сведения нужно вписать в заявление, которое содержит просьбу прекратить процедуру банкротства:

  1. Прилагаемые документы.
  2. Дата с подписью, проставленные заявителем.
  3. Перечень требований со стороны заявителя.
  4. Перечень норм, отвечающих за регулирование вопроса.
  5. Описание обстоятельств по делу.
  6. Номерное обозначение дела или производства.
  7. Основание, по которому составлено само обращение в суд.
  8. Полные данные обо всех сторонах, заинтересованных в процессе.
  9. Обозначение суда, выступающего адресатом для документа.

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему – 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные – ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона – в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов – их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель – кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение – начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела – 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство – это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства – вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса – это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Рассмотрение дел о банкротстве

Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

За комментарием мы обратились к представителю консалтинговой компании КСК групп:

«Руководители ликвидируемых компаний обычно заинтересованы в сокращении сроков на проведение процедуры. Но добиться быстрого разрешения ситуации нелегко. На первый взгляд простая процедура банкротства предприятий при ближайшем рассмотрении имеет множество нюансов и подводных камней.

Возможно, стоит передать работу на аутсорс профессионалам, которые смогут провести необходимые процедуры максимально быстро и качественно. Зачастую это оказывается значительно дешевле самостоятельного решения проблемы.

При обращении к юридическим услугам сторонних компаний для проведения банкротства обязательно убедитесь, что специалисты имеют большой опыт работы в этой сфере. Мы считаем, что надежнее обращаться в крупную фирму. Как правило, они имеют широкий набор квалифицированных кадров и дорожат своей репутацией.

Например, КСК групп работает более 20 лет, является лидером рынка юридического консалтинга по итогам 2015 года, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА». Среди наших клиентов — ведущие компании России, такие как OBI (ОБИ), Bosco («Боско»), «Мортон».

Написать комментарий

Завершающая процедура, которая наступает непосредственно перед распродажей имущества должника и признанием его несостоятельным. Конкурсное производство наступает, когда все способы восстановить платежеспособность должника были испробованы и ни к чему не привели. Тогда единственным способом вернуть все или часть денег кредиторов является реализация имущества должника на торгах.

За проведение всех мероприятий по поиску, инвентаризации и продаже собственности должника отвечает конкурсный управляющий. Его главным заданием является погашение задолженности перед кредиторами. Срок действия этой последней процедуры не должен превышать 6 месяцев.

Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве)

Банкротство является методом защиты прежде всего кредиторов юрлица, а уж во вторую очередь – его самого (если удастся провести оздоровление). Поэтому законодательством устанавливаются условия, при которых должна начинаться банкротная процедура: когда риски для кредиторов уже существенны, но бизнес ещё не достиг нижней точки падения.

Если есть возможность восстановить бизнес (что выгодно для кредиторов, заинтересованных в полной уплате долгов), такие попытки будут предприняты под руководством арбитражного управляющего. Если же реабилитация компании невозможна, цель процедуры банкротства будет состоять в подсчёте и аккумуляции имеющихся у предприятия активов с тем, чтобы справедливо распределить между кредиторами.

Закон не требует автоматической ликвидации бизнеса при объявлении о банкротстве. Случаи, когда банкнотная процедура подразумевает немедленный запуск ликвидации (по упрощённой процедуре), не так уж часты: это либо невозможность найти должника, либо отказ от санации через арбитражный суд. Как правило, более-менее крупный бизнес проходит несколько банкротных стадий, прежде чем становиться ясно, удастся ли спасти компанию или придётся распродавать её активы.

В процессе проведения банкротной процедуры предпринимаются различные меры для того, чтобы защитить права каждого заинтересованного в этом деле лица:

  • руководство предприятия отстраняется от принятия решений, поскольку уже продемонстрировало неспособность справиться с ситуацией;
  • за проведением процедуры банкротства осуществляет контроль специальное лицо – конкурсный управляющий;
  • законодательством предусмотрена возможность оспаривания сделок, которые были заключены должником в определённый период времени до объявления о несостоятельности, а также сделок, заключённых на этапе банкротства, если они направлены на уменьшение конкурсной массы и вредят интересам кредиторов;
  • при необходимости – привлечение к субсидиарной ответственности по долгам юр. лица его учредителей, руководства и даже арбитражного управляющего, если он действовал во вред кредиторам (например, в сговоре с владельцем бизнеса или одним из кредиторов).

Ключевым условием проведения банкротства является справедливая защита всех кредиторов, без выделения привилегированных (после осуществления обязательных выплат, например – долгов по заработной плате). Поскольку на практике бывают случаи, когда конкурсная масса распределяется с ущемлением прав того или иного лица, а кто-то из кредиторов получает преимущество, предусматривается возможность оспаривание таких действий в суде.

Итоговым результатом банкротства становится удовлетворение требований (полное или частичное). Если же взять с банкрота совершенно нечего, и в этом случае есть смысл обращения в арбитражный суд для запуска банкротной процедуры, поскольку кредиторы смогут списать безнадёжные долги и даже получить небольшую компенсацию в виде налогового вычета. В ряде случаев банкротство юридических лиц даже финансируют сами кредиторы, чтобы бухгалтерия смогла правильно закрыть безнадёжный долг.

Процедура банкротства в России регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №217-ФЗ (с изменениями от 2015 года) и Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. Существует ряд правовых оснований и ограничений для объявления финансовой несостоятельности, разработаны поэтапная процедура банкротства. Нарушение требований законодательства недопустимо, процедура строго регламентирована и запускается только по решению арбитражного суда.

Для того, чтобы судом была признана возможность запуска банкротной процедуры в отношении юрлица, необходимо соблюдение следующих условий: совокупная задолженность данного лица достигла 300 000 рублей, задержки с выплатами по кредитным и иным обязательствам (договорным, налоговым) наблюдаются в течение трёх месяцев и не наблюдается объективных предпосылок для коренного исправления ситуации.

Законодатель предполагает, что наличие данных признаков должно мотивировать руководство юрлица к обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Уклонение от этой обязанности может быть расценено как ущемление интересов кредиторов, что повлечёт за собой привлечение топ-менеджмента и/или владельца к субсидиарной ответственности. Ну а на тот случай, если юрлицо не спешит объявлять себя банкротом, существует возможность направления в арбитражный суд заявления от других заинтересованных персон – от кредиторов до налоговой службы.

Говоря о пороговой сумме задолженности в 300 000 рублей, необходимо пояснить, что законом подразумевается совокупные долги юр. лица по всем его обязательствам. Сюда входят:

  • займы и кредиты;
  • выплаты поставщикам и подрядчикам (просроченная дебиторская задолженность);
  • долги по заработной плате;
  • неоплаченные штрафы и другие выплаты, назначенные судом;
  • долги по претензиям со стороны клиентов и партнёров
  • невыплаченные налоги и страховые отчисления.

Законодательство также определяет, какие организации имеют право объявить о банкротстве. Далеко не каждое юридическое лицо может воспользоваться этим правом. Невозможен запуск банкротной процедуры в отношении религиозных и политических организаций, а также бюджетных учреждений.

Свои нюансы существуют при банкротстве государственных предприятий. Они имеют право на объявление о несостоятельности, но только в тех случаях, если проведение банкротной процедуры разрешено учредительными документами.

Для признания финансовой несостоятельности юрлица необходимо подать исковое заявление по данному вопросу в один из арбитражных судов – в соответствии с местом нахождения компании. Заявление рассматривается судом в течение трёх месяцев. Но этот срок может быть продлён на два месяца.

С заявлением о признании должника банкротом могут обратиться следующие лица:

  1. Все, у кого имеется личный интерес в объявлении банкротства предприятия. Это могут быть его кредиторы, сотрудники (перед которыми образовались долги по заработной плате), акционеры.
  2. Органы исполнительной власти и налоговая служба, если у юрлица возникли задолженности по обязательным выплатам.
  3. Конкурсный управляющий как лицо, содействующее правосудию.
  4. Руководство компании, то есть, по сути, сам должник.

Обратите внимание, что при самостоятельном обращении с заявлением должника о финансовой несостоятельности у арбитражного суда могут возникнуть подозрения в намеренном банкротстве, а это наказуемо. С другой стороны, затягивание с направлением заявления о банкротстве может привести к другим неприятным юридическим последствиям: предпринимателя могут обвинить в намеренном сокрытии неблагоприятной ситуации в бизнесе в ущерб кредиторам. Чтобы не оказаться ни в той, ни в другой ситуации, перед началом банкротства следует получить юридическую консультацию.

После того, как арбитражным судебным органом вынесено решение о признании юрлица банкротом, кредиторы уже не могут предъявлять к нему требования самостоятельно. Их интересы представляет собрание кредиторов.

[links]

На основе вынесенного судом решения о несостоятельности юрлица начинается процедура банкротства, которая включает следующие этапы:

  • Наблюдение. На данном этапе временный управляющий в качестве лица, уполномоченного судебным органом, анализирует состояние дел в компании и предоставляет суду отчёт с выводами о перспективах санации. Управляющий также наделён правом ограничить функции руководства компания и взять их на себя. Этот этап длится до 7 месяцев.
  • Финансовое оздоровление (санация). На этом этапе, который может продлиться до двух лет, предпринимаются попытки вернуть бизнес на рельсы. Разрабатывается план санации. Кредиторы, с одной стороны, начинают получать выплаты. С другой стороны, график выплат учитывает возможности предприятия, а штрафные санкции на это время отменяются. Акционеры в этот период не получают дивиденды, чтобы снизить финансовую нагрузку на бизнес.
  • Внешнее управление. Если санация помочь не может, но ещё имеются шансы спасти предприятие при назначении компетентного топ-менеджмента, судом может быть принято решение о назначении внешнего управления. Предыдущее руководство юр. лица лишается всех прав, управлением занимается управляющий, применяются методы антикризисного менеджмента (порой довольно жёсткие с социальной точки зрения, так как возможно сокращение цехов, снятие целых линий продукции с производства, массовые увольнения).
  • Конкурсное производство. Заключительный этап банкротного процесса. Конкурсное производство начинается в том случае, если принято решение о ликвидации бизнеса вследствие нецелесообразности попыток его восстановления. Руководство процессом возлагается на арбитражного управляющего. Если кредиторов больше полутысячи, также назначается ещё одно уполномоченное лицо – реестродержатель. Управляющий формирует конкурсную массу из имущества должника, производит реализацию активов и следит за удовлетворением интересов кредиторов без создания преимуществ для отдельных персон.

Есть и альтернативный вариант завершения банкротного дела – мировое соглашение. Его заключают владельцы компании-банкрота и кредиторы.

Также существует ещё два банкротных сценария: ускоренное и упрощённое. Ускоренная процедура применяется в том случае, если юр. лицо задолжало бюджету и внебюджетным фондам. Ну а упрощённая, как уже говорилось, применяется при ликвидации предприятия без попыток санации.

Ну а какова же выгода для юридических лиц, подвергшихся процедуре банкротства? После запуска процедуры действие других судебных актов приостанавливается, а кредиторы лишаются права предъявлять требования и проводить взыскание по одиночке. Это во многом способствует процедуре санации. Участие арбитражного управляющего, отсрочки выплат также повышают шансы на спасение бизнеса.

Ну а если спасать нечего, предприниматель получает возможность закрыть эту страницу своей истории. Вот только следует помнить, что при задержке с подачей заявления о банкротстве, при ошибках в бухгалтерской документации судом может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам предприятия на директора, главного бухгалтера или хозяина бизнеса. И, надо заметить, в последнее время эта норма применяется судами очень активно. Поэтому, чтобы провести банкротство юридически грамотно, обратитесь за поддержкой к арбитражному адвокату – это решение позволит избежать неприятных эксцессов и сохранить личное имущество.

Банкротство компаний: условия и процедура

К перечисленным в процессуальном кодексе документам и заявлению на банкротство в арбитражный суд должны прилагаться:

  • Подтверждения присутствия задолженности.
  • Доказательства невозможности удовлетворения имущественных исков.
  • Основания наличия долга.

При наличии прилагаются:

  • Учредительные документы компании.
  • Перечень кредиторов.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Протоколы собрания учредителей или работников.
  • Отчет оценщика.

К кредиторскому заявлению прилагаются:

  • Подтверждения наличия обязательств и задолженности по указанным обязательствам.
  • Подтверждения размера задолженности.
  • Доверенность в том случае, если заявление подписано представителем заимодателя.

Дополнительно к заявлению уполномоченной организации могут прилагаться:

  • Неисполненные (частично неисполненные) решения о взыскании долга.
  • Подтверждения наличия долгов.

Законом не установлен общий срок всей процедуры банкротства. Указаны лишь сроки определенных этапов, с возможностью ходатайства о продлении. Определение о признании (или непризнании) факта несостоятельности выносится в течение 7 месяцев после получения арбитражным судом иска. После составления судебного акта процедура продолжается в следующей стадии — начинается конкурсное производство. Срок производства — один год. По закону заинтересованные стороны могут ходатайствовать о продлении годичного периода еще на 6 месяцев.

Как обанкротить ООО? Маркеры несостоятельности предприятия, в том числе и унитарного, явно описаны законом о банкротстве:

  • общие долги составляют от трехсот тысяч рублей;
  • регулярные платежи по обязательствам не поступают более трех месяцев подряд;
  • зарплата трудящимся не выплачивается.

Если такие условия сложились — самое время подавать на банкротство. Мало того, руководство предприятия обязано это сделать.

Банкротство банкротству рознь. Различают несколько их видов:

  • Реальное банкротство: у фирмы по разным причинам нет ни денег на нормальное функционирование организации, для расчета с кредиторами и работниками, ни имущества, реализовав которое, можно решить проблемы с деньгами.
  • Временное (условное) банкротство: ситуация, когда денег у фирмы на погашение займов и прочих обязательств нет, но есть произведенный товар, имущество и оборудование (активы) продав который, можно расплатиться по долгам.
  • Ложное банкротство: сознательный обман кредиторов о печальном финансовом положении организации, чтобы получить льготы по займам, кредитные каникулы и прочие послабления. За это можно запросто загреметь за решетку.
  • Умышленное банкротство: умышленное доведение организации до банкротства, чтобы завладеть ее активами. Тоже противоправное деяние, преследуемое по УКРФ.

Судье предстоит выяснить, с каким типом банкротство он имеет дело, и принять соответствующее решение.

Для большинства предприятий внешний фактор является основной причиной возникновения банкротства. Экономическая и политическая ситуация в стране не может ни отразиться на деятельности организаций и финансовом положении граждан. Изменение курса валют, растущая инфляция, санкции и иные перемены в мире и стране могут стать для многих непреодолимой проблемой, бороться с которой своими силами становится невозможно. К внешним признакам относятся:

  • резкий спад спроса на товары и услуги;
  • большая конкуренция;
  • увеличение цен на сырье и ресурсы;
  • снижение уровня дохода населения страны;
  • изменение общих условий, оказывающих влияние на экономический рынок.

Кризисное положение в стране во многом объясняет причины банкротства большинства компаний. У некоторых предприятий есть возможность подстроиться под внешние изменения и выйти из сложной ситуации с минимальными потерями. Но больший процент компаний, в отношении которых проводится процедура, обращают внимание суда именно на внешние причины банкротства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *