Гражданский брак глазами молодежи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданский брак глазами молодежи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мы стали проверять это абсолютное большинство тех, кто деньгами получил за лекарства. Страна готовится перейти на новую систему лекарственного обеспечения к 2023 году. Дыра в лекарственном обеспечении граждан пока остается открытой.

Исследовательская работа на тему «Отношение современной молодежи к гражданскому браку

Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов
социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит.

Однако в последнее время в нашем обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. В настоящее время в России наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака». Понятие «гражданский брак» появилось в России в XIX в. среди части передовой интеллигенции как альтернатива церковному браку, который в сознании большинства населения был единственно законным. После отделения церкви от государства единственным легитимным браком в России становится официальный, государственный, т. е. гражданский брак. Однако часть населения по-прежнему стала называть гражданским браком неофициальные брачные отношения. Возник феномен российского «гражданского брака». По существу «гражданский брак» в России – это сожительство людей, не желающих связывать себя супружескими и родительскими правами и обязанностями.

Объект исследования: гражданский брак в современной России

Предмет исследования: динамика общественного мнения по отношению к «гражданскому браку» и выявление обусловленности семейно-брачных отношений современного российского общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение Чувашской Республики

Среднего профессионального образования

«Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

«Отношение современной молодежи к гражданскому браку»

Глава 1. Развитие брачных отношений в России в XX веке

  1. Трансформация понятия «гражданский брак»

Глава 2. Гражданский брак в современной России.

2.1. Изменение семейных ценностей и отношения к браку в России

2.2 Гендерный аспект в понимании «гражданского брака» современной России.

Глава 3. Сбор первичной информации (анкетирование)

Глава 4. Анализ результатов исследования

Список использованной литературы и интернет-источников.

Актуальность темы исследования:

Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов
социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит.

Однако в последнее время в нашем обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. В настоящее время в России наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака». Понятие «гражданский брак» появилось в России в XIX в. среди части передовой интеллигенции как альтернатива церковному браку, который в сознании большинства населения был единственно законным. После отделения церкви от государства единственным легитимным браком в России становится официальный, государственный, т. е. гражданский брак. Однако часть населения по-прежнему стала называть гражданским браком неофициальные брачные отношения. Возник феномен российского «гражданского брака». По существу «гражданский брак» в России – это сожительство людей, не желающих связывать себя супружескими и родительскими правами и обязанностями.

Объект исследования : гражданский брак в современной России

Предмет исследования: динамика общественного мнения по отношению к «гражданскому браку» и выявление обусловленности семейно-брачных отношений современного российского общества.

Цель и задачи исследования состоят в выявлении объективных и субъективных противоречий социальной реальности по отношению к «гражданскому браку», а также предпосылок формирования предпочтений общества по созданию своего семейного пространства. В соответствии с поставленной целью в ходе работы решались следующие задачи: исследование истории изменения формы брака в России в ХХ веке.

  • изучение трансформации «гражданского брака» от порочности к легитимности и определение причин данных трансформаций;
  • выявление изменения семейных ценностей российского общества и определение через них отношения людей к браку в современной россии;
  • исследование особенностей гендерных представлений о «гражданском браке» в современном российском обществе.

— выяснить, как студенты относятся к гражданскому браку и считают ли приемлемой такую форму отношений для себя.

Основные методы исследования : социологический опрос, а именно анкетирование.

Глава 1. Развитие брачных отношений в России в XX веке

Вплоть до начала XX в. православие фактически являлось государственной идеологией России. Привязанность к традиционному для России вероучению наложила отпечаток на культуру и самосознание народа. Православие воспринималось не только как собственно религиозная система, но и как естественная культурная среда, национальный образ жизни. В дореволюционной России не существовало признанной государством и обществом формы брачного союза кроме брака церковного.

Можно считать, что на рубеже XIX–XX столетия интересы церкви, государства и общества в вопросах укрепления брака и поддержки семьи практически совпадали. Однако уже в этот период началась ломка патриархальных устоев, существовавшей веками системы традиций, ценностей и норм поведения, которая затронула и брачные отношения. Коренные реформы в области государственно-правового регулирования брачно-семейных отношений начались после Октябрьской революции 1917 г. Согласно декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» с 20 декабря 1917 г. единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Принятая НКЮ РСФСР 4 января 1918 г. Инструкция «Об организации отделов записи браков и рождений» определяла деятельность органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брак, заключенный по религиозному обряду, после принятия декрета не порождал правовых последствий и признавался частным делом самих граждан.

Постепенно под воздействием новых норм морали и права у определенной части населения сформировалось резко отрицательное отношение к браку, выразившееся в росте добровольного безбрачия, ориентации в фактических браках на кратковременное сожительство. Можно констатировать, что через десять лет после Октябрьской революции в России были полностью разрушены старые церковные основы семейно-брачных отношений и последовательная государственная политика привела к утверждению новых форм брака, носящих чисто светский характер.

Последствия «свободы» в брачно-семейных отношениях проявились уже через несколько лет. В стране стала быстро снижаться рождаемость, возросло число искусственных абортов, беспризорность детей приобрела невиданные размеры. Советская власть была встревожена столь революционным развитием ее социального эксперимента и вскоре начала проводить политику укрепления семьи. Власть предприняла действия строжайшей регламентации всех сфер жизнедеятельности семьи и ужесточения норм и санкций брачно-семейного законодательства. Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Принятые меры привели к усилению стабильности брака.

С 70-х гг. XX столетия все чаще появлялись факты ухода от традиционных брачно-семейных норм, выливающиеся во внебрачные отношения. В стране происходила постепенная демократизация социальных норм, регулирующих взаимоотношение полов. Однако для рассматриваемого периода было характерно довольно сильное давление общественного мнения на брачное поведение. Подобное давление ослабло лишь в 1990-е гг.

В ходе исторического развития в результате масштабных перемен лишь за одно столетие сущность брака, как и отношение к нему людей, существенно трансформировались. Регулирование брачных отношений перешло от церкви к государству; изменилась форма регистрации брака; произошел переход от расширенных традиционных семей к нуклеарным, уменьшилось влияние родителей на выбор супруга. В обществе все шире распространяется малодетность, равенство полов в браке приходит в полную норму. Развод получил свое легальное, а главное – легитимное место в брачно-семейных отношениях, изменилось положение имущества супругов от некогда раздельного к совместному. Общая система социальных отношений затронула и культурно-нравственные, ценностные ориентиры общественного сознания. Семья в современной России эволюционировала в сторону разнообразия типов семьи, форм семейной жизни, форм внутрисемейных отношений. Вместе с тем широко распространились добрачные и внебрачные отношения.

  1. Трансформация понятия «гражданский брак»

В сознании российского общества понятия «гражданский брак» (незарегистрированный) и гражданский брак (зарегистрированный в органах ЗАГСа) фактически отождествляются, хотя с научной и юридической точки зрения «гражданский брак» тождественен с понятием «сожительство». Рассматривая понятия «гражданский брак» и «сожительство» с данных позиций, они являются прототипом друг друга, не несущие для государства определенной ценности. При всем том самому обществу совершенно несвойственно отождествлять эти понятия. На протяжении многих советских лет за сожительством закрепился образ неприличного явления, оно получило окраску явной непристойности. Стоит обратить внимание, что когда в настоящее время речь идет о какой-то маргинальной части общества, употребляют понятия сожитель, сожительница. Однако когда речь заходит об уважаемой части общества, то всегда на замену приходят понятия «гражданский муж», «гражданская жена».

Трансформация понятия «гражданский брак »

Периоды в истории России в ХХ веке.

Легитимные формы отношений мужчины и женщины

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/10/issledovatelskaya-rabota-na-temu-otnoshenie-sovremennoy-molodezhi-k

Гражданский брак и молодёжь

Почему современная молодёжь всё чаще предпочитает не регистрировать свои отношения с любимым человеком, а жить в гражданском браке? Исследование психологов.

Современная молодёжь, как правило, не спешит оформлять свои отношения, чтобы оставить для себя возможность в любой момент без особых трудностей разорвать эти отношения и уйти. Особенно это касается представителей сильной и обеспеченных представительниц прекрасной половин человечества.

Тем не менее, психологи отмечают, что привлекательность гражданского брака для многих состоит в его необязательности и низкой, а часто вообще полной, безответственности. В гражданском браке, а вернее сожительстве, как правильно это называть, ты никому ничего не должен: ведь мы просто проверяем чувства, совместимость и др. , а может, что чаще все и бывает, — просто временно так поживём .

Нет ничего более постоянного, чем временное
Народная мудрость

Так или иначе у живущих в гражданском браке все психологи отмечают повышенную тревожность за будущее их отношений: живёшь как на пороховой бочке, что в любую минуту может всё безвозвратно уничтожить. Совместная жизнь без регистрации означает временность и необязательность. Причём эта не обязательность проявляется в большей степени со стороны парней.

По словам психолога Карташовой, когда женщина предлагает, а сегодня зачастую — уговаривает, мужчину зарегистрировать брак, то это связано в большей степени именно с психологическими аспектами отношений, «чтобы мужчина взял на себя какую-то ответственность».

Гражданский брак: семья и общество

Гражданский брак имеет сильную тенденцию консервировать отношения на уровне сексуальных встреч. Что порождает «синдром вечной молодости, отложенной жизни, или жизни в понарошку», – семейный психотерапевт Елена Савицкая. Согласно её слов, гражданский брак — тупиковый, поскольку не предусматривает дальнейшего развития. Что-то это напоминает фразы «вечный студент», «вечный жених» или «вечная невеста».

И это четко подтверждается статистикой. У таких союзов очень высокое нежелание иметь детей, которые являются обязательным атрибутом семьи. А если же дети рождаются в гражданском браке, то, соответственно, они не желанны и со всеми отсюда вытекающими. Более того, такие дети в будущем, скорее всего, также предпочтут гражданский брак официальному, поскольку других семейных отношений в своей жизни они попросту не видели. А Веды, древнейшие писания называют таких детей, рождённых в вне брака, или сожительстельстве ( на современноя языке — гражданском браке) «варна-санкара», или нежелательное население. Почему так – потому что они, рождённые случайно и, соответственно нежданны и нежеланны, а потому в качестве наказания таким родителям и обществу, которое допускает внебрачные отношения, такие дети приносят страдания, разрушения и деградацию в семью и общество.

«Вне официального брака рождается каждый третий ребенок»
сокрушается г-н Белобородов

Директор Центра практической психологии Сергей Ключников подтверждает «НИ»: «Гражданский брак – удел прагматиков и признак некрепких чувств». По словам Ольги Карабановой, раньше гражданский брак вообще считался нелегитимным и антипод церковному.

Гражданский брак, итоги.

Жизнь во все времена была трудна и сопряжена с трудностями и лишениями, поэтому не нужно винить кого-то и делать скидку на это. Это ваша жизнь и вы несёте за неё ответственность, а потому, когда создаёте семью, не стоит доверять тем, кто поступает безответственно. Говорить можно что угодно, только вот человека судят не по словам, а по поступкам. А если человек не готов принять ответственность за семью, то он просто не готов, а потому ничего хорошо из этого не получится; в результате будут страдать оба и не дай Бог ещё и третий, ребенок.

штамп в паспорте — это обещание всему обществу о том, что я готов(а) нести ответственность за семью и заботится о ней.
венчание — обещание заботится о семье перед Богом
признание в любви — желание быть рядом с любимым, только вот не всегда наши желания совпадают с возможностями.

Вы вправе испортить свою судьбу, но кто вам давал право портить судьбу другому. Если вы не готовы к семейным отношениям, т.е. взять за неё ответственность, то не стоит играться с «гражданским браком». Безответственность никогда ни к чему хорошему не приводила.

Источник: https://lifesecrets.in.ua/ru/family/civil-marriage/84-civil-marriage-and-young-people.html

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Молодежь и ее отношение к гражданскому браку

1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

1.1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКИЙ БРАК

1.2 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

1.3 ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ГРАЖДАНСКОМУ БРАКУ

2 ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

Актуальность работы заключается в том, что семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек так или иначе стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. В следствии чего хотелось бы более подробнее изучить данную проблему.

Проблема работы заключается в отношении молодежи к гражданскому браку.

Широко пропагандируемая средствами массовой информации вестернизация семейного образа жизни привела к некоторой деградации межличностных отношений среди молодежи, отторжению устоявшихся норм общественного поведения. По материалам Денисенко М., Далла Зуанна Ж-П., в российской молодой среде сегодня сексуальные отношения до брака являются нормой.

В последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.

Предмет исследования — молодежь.

Объект исследования — отношение молодежи к гражданскому браку

Цель работы — рассмотреть молодежь и ее отношение к гражданскому браку.

1) рассмотреть основные черты гражданского брака;

2) изучить понятие «гражданский брак»;

3) рассмотреть плюсы и минусы гражданского брака;

1 Основные черты гражданского брака

1.1 Понятие гражданский брак

Понятие «гражданский брак» появилось давно — в те времена, когда обязательными были и регистрация в государственных органах, и венчание в храме (чаще всего это происходило в один день: молодожены шли сначала в мэрию, потом — в церковь). Государственная регистрация (она и называлась гражданским браком) без благословения батюшки была редкой и осуждалась общественностью. А венчание без соответствующей записи в органах ЗАГС в наши дни невозможно так же, как и в те времена [4, 11].

Конечно, брак — это хорошо. С традициями мало кто спорит. И все же, если взвесить все «за» и «против», можно обнаружить веские причины воздержаться от общепринятого.

Иногда нежелающие вступать в брак вовсе не отказываются от создания семьи. Но именно такая семья вызывает удивление и непонимание. Живут вместе двое. Год, другой, третий… Вопрос родственников и друзей «когда распишетесь?» становится таким же привычным, как вопрос о здоровье или погоде. И так же не хочется на него отвечать.

Имея некоторый стаж того, что называется некрасивым словом «сожительство», часто спрашиваю себя: что же мешает нам официально объединиться в «ячейку общества»?

Не затянувшаяся попытка привлечь к себе внимание — это точно. И не стремление бросить вызов якобы умирающему институту брака (умирать он, видимо, будет еще не одно столетие). Хочется думать, что вместе держит не пресловутый штамп в паспорте, а взаимные обязательства, идущие изнутри, от попытки быть нужным. Кроме того, страшно забыть ощущение «жениховства»: мы не принадлежим друг другу, как собственность. Отсюда и бережность, боязнь задеть случайно… Часто бывает: пока жених и невеста — цветочки, поцелуйчики, «мой миленький», «моя заюшка»… Куда все это исчезает с появление нашлепки синего цвета в паспорте? С маршем Мендельсона будто заклинивает какой-то важный механизм, позволяющий видеть в любимом самого лучшего на свете человека. «Досемейные» достоинства становятся привычными, а часть из них вообще оборачивается недостатками. И возникает новое отношение к спутнику жизни — как к мебели. Можно и пнуть иногда, если мешает [5, 122].

То, что мы именуем «гражданским браком», на юридическом языке называется «фактической семьей», «сожительством». Исторически понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному, то есть освященному церковью. С точки зрения действующего законодательства и толкового словаря гражданский брак — это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Такая вот тут возникла путаница. Итак, говоря «гражданский брак», мы на самом деле имеем в виду фактическую семью, сожительство.

«Поживем в свое удовольствие», — решают женщина и мужчина и, минуя загс, начинают совместное существование под одной крышей. «Понравится — будем жить, — рассуждают они, — не понравится — разбежимся в два счета». И становится такой «брак не навсегда» своеобразным экспериментальным полигоном, где можно себе позволить практически все, что угодно. Жене, в частности, не наглаживать супругу рубашки и не особо стараться на кухне, не подстраиваться, не сдерживаться, ездить отдыхать с любимой подругой и вообще жить своей жизнью, чего часто лишены законные супруги.

Действительно, гражданский брак с любимым человеком хорош тем, что не накладывает таких серьезных обязательств, как официальный. И речь здесь не только об обязательствах бытового характера. Сознание того, что у тебя есть право выбора и в любой момент ты можешь изменить свою жизнь, дает определенную психологическую независимость и ощущение внутренней свободы. Но, кстати, далеко не все «гражданские супруги» используют эти широкие возможности выбора. Как показывает жизнь, гражданский брак точно так же, как официальный, блокирует новые отношения с другими партнерами, потому что уже есть кому ждать тебя по вечерам, есть о ком заботиться. Далеко не редкость, что пары, собравшиеся пожить друг с другом какое-то время, проводят вместе всю свою жизнь [6, 76].

1.2 Плюсы и минусы гражданского брака

Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак — проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической гражданский брак — бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто. Может, вам поискать партнера получше?

Итак, в каких случаях гражданский брак — безусловное благо?

Самый распространенный вариант — неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком — не тянуть же его сразу в загс! Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы терпеть его храп, а он — вашу привычку по вечерам лежать полтора часа в ванной. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь [9, 132].

Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия,- всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию «молодой человек» подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются.

Гражданский брак может быть временной формой личной жизни — на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в стабильно семейные — они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека.

Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена семейного статуса связана с ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой-френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе.

«Новые русские», которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все матценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то что до очередного развода — до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя.

Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая — его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди.

В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни — такими, к примеру, как «женщина — домохозяйка, мужчина — добытчик», «бюджет должен быть общим», «ни шагу налево», «нужно понравиться всем родственникам супруга». Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она — добытчик, он — домохозяйка.

В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать «вторую половину» как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: «В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию — манипуляция, а чувства заменяются привычкой».

Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка [8, 12].

За свободу, как известно, нужно платить. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Так что, если хотите ходить к теще на блины, лучше оформите брак сее дочерью вполне официально.

Основной враг гражданских браков — общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован вашими врагами как орудие шантажа.

Еще раз повторю: неофициальные семейные отношения — это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит.

Здесь совет один (если вы ни в какую не хотите стать законными мужем и женой): научите ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие — это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное — чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично [7, 43].

1.3 Отношение молодежи к гражданскому браку

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, суингерство, групповой брак и др.

За время формирования экономического уклада в России просматриваются и четко наметившиеся изменения семейных установок, семейных ценностей.

Одна часть молодежи считает, что гражданский брак является
этапом для создания семейных отношений. А другая часть думает, что для создания семейных отношений гражданский брак не нужен. Большинство молодежи — сторонники гражданского брака и можно предположить, что гражданский брак является “репетицией” семейных отношений, и необходим для того, что бы партнеры узнали друг друга и подумали, стоит ли им заканчивать гражданский брак свадьбой. Таким образом, можно сделать вывод, что большинству официальных отношений предшествует гражданский брак.

Нельзя не отметить некоторые проблемы в формировании и развитии нуклеарной семьи. Так, если молодая семья проживает вместе с родителями, то последние берут на себя часть хозяйственных забот. В результате чего у молодых супругов появляется больше времени на получение образования, повышения своего интеллектуального уровня, проведения досуга. Благодаря чему происходит снижение психологических нагрузок, нет деления хозяйственно-бытовых обязанностей только между молодыми супругами, наблюдается менее интенсивный и эмоциональный характер отношений между членами семьи. В то же время, постоянное общение молодой пары с родителями может создать многочисленные поводы для конфликтов, так как возможны не согласованность взглядов поколений на жизненные ценности, на выполнение семейных ролей. Поэтому для сохранения здорового морально-психологического климата, как в расширенной, так и в нуклеарной семье требуется больше культуры, выдержки, такта.

Многие, опасаясь развода, планируют бездетность или хотят иметь лишь одного ребенка. Негативный семейный опыт приводит к тому, что около половины разводящихся супругов потенциально становятся на какое-то время сторонниками внебрачных отношений, отказываются от повторного вступления в брак.

Для разводящихся супругов, как показали исследования, характерны различия жизненных интересов, эстетических вкусов, представлений о формах досуга, образе жизни, моральных нормах.

В последние десятилетия просматривается тенденция повышения уровня разводимости под влиянием социально-экономических факторов. Причем, среди лиц с высоким уровнем образования и дохода коэффициент разводимости выше, чем среди представителей других групп. Как видно из материалов эмпирических исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, вероятность развода увеличивается в случаях: если кто-либо из супругов или оба супруга росли в неполной семье; если до вступления в брак супруги имели слишком короткий или слишком длинный добрачный период; если имела место добрачная беременность и др.

Как было уже отмечено выше, откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. Последнее нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. Таким образом, налицо признаки семейной дезорганизации среди студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, ослаблению семейных традиций, ослаблению установок супружеской и семейной верности.

В связи с выше изложенным, среди всех студенческих семей особого внимания заслуживают семьи, имеющие детей. Именно они сталкиваются с самыми большими трудностями, в том числе с такими, как совмещение учёбы с проблемами устройства быта семьи и воспитания детей. Следует отметить, что среди семейных респондентов по материалам нашего исследования имеют детей только 39,6%. Родителями становятся в два раза чаще студенты заочной формы обучения. Это можно объяснить тем, что среди заочников большинство семейных респондентов состоят в юридически оформленном браке. Последнее еще раз подтверждает, что сохраняется тенденция откладывания рождения детей до того момента, пока семейные отношения не будут официально оформлены. Кроме того, студенты-заочники старше по возрасту студентов очной формы обучения, что также объясняет наличие в их семьях детей. Практически одинаковые показатели получены при рассмотрении данного вопроса в зависимости от пола опрашиваемых: 58,0% респондентов как мужского, так и женского пола на момент опроса не имели в семьях детей. В то же время получены данные о примерно равном соотношении между самарскими и московскими студентами, имеющими детей (соответственно, 45,5% и 41,3%). Если двум из трех опрашиваемых помогают по уходу за ребенком родители, знакомые, друзья, то одна треть справляется собственными силами. Схожие данные просматриваются и в ряде других исследований (3; 26). Наличие в семье детей ведет к ряду дополнительных социальных трудностей: «… именно наличие семьи, а тем более детей, вызывает у студентов дополнительные трудности материального характера и повышает потребность заработка» [11, 44].

Как было уже отмечено выше, откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. Последнее нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. Таким образом, налицо признаки семейной дезорганизации среди студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, ослаблению семейных традиций, ослаблению установок супружеской и семейной верности.

2 Проблемы гражданского брака и пути их решения

2.1 Правовые проблемы гражданского брака

Еще совсем недавно супруги, жившие в гражданском браке, были редкостью. Но сейчас ситуация резко изменилась. Как показывает статистика, сегодня немало молодых людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному. Одни считают это распутством, другие, напротив, видят в гражданском браке панацею от многих семейных проблем. В любом случае гражданский брак занял прочное место в системе семейных отношений, и с этим приходиться считаться и психологам, и юристам, а иногда — даже политикам.

Заметим, что в большинстве стран Запада проблема гражданского брака вообще отсутствует. В законодательстве многих европейских стран фактическое проживание мужчины и женщины является заключением брака, и регистрация, которую проводят зачастую лишь религиозные организации, рассматривается исключительно как дань традиции. В нашей же стране с первых лет советской власти государство взяло на себя функцию регистрации брачных отношений, что в некоторых случаях осложняет правовой статус участников гражданского брака.

Каждый юрист, консультирующий по семейно-правовым вопросам, регулярно сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с проживанием супругов в гражданском браке. К сожалению, нередко ошибочное представление о гражданском браке порождает массу проблем, решить которые подчас невозможно. В этой статье мы попытаемся рассмотреть наиболее важные правовые вопросы, связанные с гражданским браком, дабы разъяснить его сущность, юридические последствия, а возможно, и предостеречь от необдуманных действий.

Прежде всего, следует представлять, что словосочетание «гражданский брак» — не юридический термин, а сугубо бытовое понятие, которым принято обозначать совместное проживание мужчины и женщины без государственной регистрации их отношений органами ЗАГС. Закон же признает только брак, надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является (ст. 10 Семейного кодекса РФ). Нередко люди, давно не проживающие совместно и ничего не знающие друг о друге, в случае если их брак не расторгнут, считаются с точки зрения закона мужем и женой, и, напротив, живущие много лет «без штампа в паспорте» мужчина и женщина таковыми не являются.

Большая часть вопросов, связанных с проживанием в гражданском браке, связана с алиментными обязательствами после прекращения отношений между «гражданскими» супругами. Итак, следует знать, что дети, рожденные родителями, не состоявшими в зарегистрированном браке, обладают точно такими же правами, как и рожденные в официальном браке. Поэтому и алиментные обязательства, в соответствии со статьей 53 Семейного кодекса РФ, возникают аналогичным образом. Однако следует отметить, что в браке гражданском нет презумпции отцовства супруга, т.е. правила, согласно которому отцом ребенка, рожденного женщиной, состоящей в зарегистрированном браке, признается ее супруг. Здесь для установления отцовства требуется еще и признание отцовства со стороны папы, которое производится путем подачи личного заявления в орган ЗАГС. Если же отец ребенка записан только со слов матери, то вполне возможно, что отцовство придется доказывать в судебном порядке [9, 133].

Судебный порядок установления отцовства, согласно ст. 49 Семейного кодекса РФ, предусмотрен для тех случаев, когда родители в зарегистрированном браке не состояли и отец ребенка отрицает свое отцовство. Мама, а также любое другое заинтересованное лицо (например, бабушка или дедушка) «вправе предъявить иск о признании отцовства и взыскании алиментов. Таких дел, благодаря популярности гражданского брака, к сожалению, сегодня в российских судах великое множество.

В подобных спорах есть несколько проблем. Молодой маме, как правило, крайне сложно участвовать в судебной тяжбе и оплачивать недешевые услуги адвокатов. Кроме того, для стопроцентного подтверждения отцовства требуется проведение судебно-генетической экспертизы, стоимость которой тоже достаточно велика. Есть примеры, когда из-за отсутствия денег на экспертизу дела такого характера рассматриваются по несколько лет, а решения так и нет, а соответственно, нет ни алиментов, ни мной материальной помощи ребенку. В этом видится один из главных недостатков гражданского брака. По сути, из-за того, что, родители не оформили свои отношения, страдает ребенок.

Однако следует указать, что в гражданском браке допускается заключение соглашения об уплате алиментов на ребенка. В данном соглашении можно предусмотреть размер, сроки, и условия уплаты алиментов, а также иные формы поддержки ребенка (например, предоставление какого-либо имущества). Если подобное соглашение нотариально удостоверено, то для его исполнения обращаться в суд нет необходимости, т.к. оно имеет юридическую силу дополнительного листа и подлежит исполнению судебными приставами. Вместе с тем соглашение об уплате алиментов, согласно ст. 103 Семейного кодекса РФ, не должно ухудшать положение ребенка по сравнению с гарантиями, установленными законом, т.е. размер алиментов не должен быть ниже обычно назначаемых сумм.

Многих также интересуют имущественные отношения супругой, состоящих в гражданском браке. Совместное проживание не влечет правовых последствий в плане возникновения совместно нажитого имущества (ст. 36 Семейного кодекса РФ). Получается, что пока брак не зарегистрирован, у каждого из супругов формируется свое личное имущество, и если возникнет спор, то очень сложно доказать, что какая-то вещь куплена на совместно заработанные деньги и является общей собственностью.

В браке же официальном не имеет значения, на кого оформлена та или иная собственность. Если она приобретена в период брака (за исключением подарков и наследства), то считается совместным супружеским имуществом, которое делиться пополам либо в иной пропорции в зависимости от того, с кем после развода остается проживать ребенок (ст. 39 Семейного кодекса РФ).

Проживая в гражданском браке, нельзя заключить и брачный договор. Вернее, этот договор не будет считаться брачным и вступит в силу только с момента государственной регистрации брака (статья 41 Семейного кодекса РФ). Вместе с тем Гражданский кодекс не запрещает гражданам заключать соглашения об использовании общего имущества и его разделе при определенных обстоятельствах. Такие соглашения в отличие от брачного договора, не подлежат нотариальному удостоверению, что в какой-то степени облегчает их заключение. Однако в нашей стране пока и брачный договор, и, тем более, соглашение об имущественных правах супругов, проживающих в гражданском браке, большая редкость.

Очень часто лиц, состоящих в гражданском браке, волнуют вопросы жилищного характера. Так, например, возникает ли право проживания в квартире у лица, вселившегося в квартиру своего «гражданского» супруга и подлежит ли он выселению в случае прекращения брачных отношений? Здесь следует сказать, что ныне действующее жилищное законодательство нуждается в существенной корректировке в связи с изменениями, произошедшими за последние годы. Так, в советский период право пользования жилым помещением возникало только в случае прописки человека в это жилое помещение. Во всех остальных случаях права на жилье не было.

Конституционный суд страны еще в 1995 г. признал подобную практику не соответствующей нормам международного права и новой Конституции России 1993 г. С этих пор суд при рассмотрении спора о признании права пользования жилым помещением (в том числе по иску бывшего «гражданского» супруга) обязан установить, производилось ли фактическое вселение лица в жилое помещение или нет. Если вселение имело место, то право пользования жилым помещением считается возникшим и подлежит судебной защите. Таким образом, если гражданский брак прекращен, а вселение имело место, то можно претендовать на право проживания в квартире.

Если квартира относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, то, на основании Жилищного кодекса РФ, граждане, вселенные, нанимателем в это жилое помещение, приобретают равное с ним и другими совместно проживающими членами семьи право пользования жилым помещением, если иное было оговорено в соглашении при вселении этих граждан. В случае, когда вы желаете «оговорить иное», следует заключить письменный договор, т.к. доказать устную сделку практически невозможно.

Если же квартира находиться в собственности, то следует отметить, что ст. 292 ГК РФ предоставляет право пользования жилым помещением собственника только членам его семьи. При этом существует несколько трактовок термина «семья»: по мнению некоторых специалистов, семья возникает только после регистрации брака, однако судебная практика свидетельствует, что и в подобных ситуациях можно добиться признания права пользования жилым помещением.

В некоторых случаях возникает потребность подтвердить факт брачных отношений с тем или иным лицом. Так обычно бывает, когда кто-либо из лиц, состоявших в гражданском браке, умер, а второй претендует на наследство. Здесь следует добиваться в судебном порядке установления брачных отношений. Это делается по заявлению заинтересованного лица на основании любых доказательств, в том числе свидетельских показаний, документов и других.

Итак, в целом можно сказать, что гражданский брак находится за пределами правого поля. Однако отношения между теми, кто предпочитает не вмешивать закон в личную жизнь, тем не менее, порождают определенные правовые последствия. В гражданском браке, несомненно, есть свои плюсы и минусы. Поэтому, делая свой выбор, необходимо учитывать и юридический аспект [10, 151].

2.2 Социальные проблемы гражданского брака

Прежде давайте проведем мысленный эксперимент: представьте себе, что вы, скажем, вышли на улицу и спросили у прохожих, что по их мнению значит словосочетание: «гражданский брак». Наверняка девять из десяти скажут, что это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Так же считают и те, кто предысторию своих проблем начинает со слов «мы жили в гражданском браке». Но с точки зрения русского языка и здравого смысла, увы, нередко получается, что именно в гражданском браке они как раз и не жили!

Ведь «гражданский брак» — это вовсе не «союз без регистрации». Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в органах записи актов ГРАЖДАНСКОГО состояния — в противовес церковному. Обратимся к тем же словарям: Большая российская энциклопедия определяет гражданский брак как «брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви», а Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона добавляет: «Борьба между церковью и государством привела к установлению в большинстве европейских стран гражданской формы брака, согласно которой брак заключается без участия духовенства органами государственной власти». А то, что сегодня часто называют гражданским браком — это брак незарегистрированный, а точнее — вообще не брак. Именно потому, что в таком союзе никто, как правило, не БЕРЕТ особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».

Таким образом, произошло то, что принято называть «подмена понятий». Объяснить это в общем несложно. Когда пошло насильное отрицание и запрещение церковных обрядов, брак гражданский (то есть оформленный не в церкви) стал синонимом чего-то ненадежного, недолговечного — возможно, именно в силу таких ассоциаций многие цепляются за это определение, ибо любой союз, в котором никто не несет никакой ответственности, как правило, вызывает именно ощущение ненадежности…

Хотя как уже выяснялось, регистрация брака тоже особой уверенности в жизни не вызывает. Ведь совершенно не зря процедура узаконивания брачных отношений называется именно РЕГИСТРАЦИЕЙ! То есть затевать эту процедуру есть смысл тогда, когда, собственно, уже есть что регистрировать. Когда как минимум, есть тот, за кого хочется брать ответственность (и есть тот, кто добровольно берет на себя ответственность за вас). То есть «получением штампа» создание брачного союза по идее должно не начинаться, а заканчиваться.

А если с этого начинать — понятно, что не всем захочется играть в такую «брачную рулетку»: может, с потенциальным мужем (женой) под одной крышей жить невозможно, через год-другой захочется сбежать, а нельзя — законом связаны (именно законом, а не общими обязательствами, не взаимными чувствами, не обоюдным желанием «вместе жить-поживать и добра наживать…») И неудивительно, что многих не тянет регистрировать ТАКОЙ брак — ведь регистрировать приходится фактически то, чего нет (и неизвестно, будет ли далее)!

Здесь необходимо вспомнить добрым словом такое явление, как «пробный брак». Вроде бы это тоже «незарегистрированное сожительство» — однако у него есть свои психологические правила, а у каждого участника — свои права и обязанности (именно потому я и взял на себя смелость назвать такое сожительство БРАКОМ). А если эти правила не выполняются, то это уже брак не пробный, а тот самый незарегистрированный : отношения «зависли», непонятно, кто за что отвечает, а в глубине души как минимум у одного (а то и у обоих) — стремление не сегодня-завтра удрать (именно удрать!) от партнера (партнерши)…

Кстати, именно этот факт — возможность якобы «остаться вольными» — чаще всего привлекает сторонников «гражданского брака» (впрочем, хотя бы здесь будем называть его подобающим именем — сожительство). Мол, как хорошо — тут тебе и преимущества совместного бытия, и в то же время вожделенная свобода (подразумевается «свобода» и личностная, и экономическая, и сексуальная — у кого, как говорится, что болит…) Но увы, это всего лишь иллюзия свободы: в обществе любой человек свободен настолько, насколько его действия не ущемляют свободу других — это первое. Второе — совместное проживание тоже ограничивает обоих в свободе: и личностной (хотя бы частично ваш график окажется подчинен графику вашего сожителя), и экономической (финансировать питание и быт все равно придется обоим), и сексуальной (как минимум с учетом разгула заболеваний, передающихся половым путем). И третье: такие «подвешенные» отношения, когда оба вряд ли скажут с уверенностью, будут ли они вместе завтра и послезавтра, ограничивают обоих и в повышении своего социального статуса — как минимум, неизвестно, стоит ли им покупать, к примеру, новую машину или большую квартиру? Да и вообще делать ли какие-то значимые вложения, если неизвестно, кому из них всё это будет принадлежать завтра и не придется ли через некоторое время покупки и прибыли делить со скандалом?
Точно так же сожители не свободны и в решении «детского вопроса», хоть нередко они так не считают. Сколько раз уже говорилось о такой ситуации: жили вместе мужчина и женщина, считали, что живут в браке (как минимум считал кто-то один из них, что бывает чаще). Потом мужчина сказал женщине — хочу ребенка, она не возражала и забеременела, а когда начались проблемы, связанные с ожиданием дитяти (как психологические, так и материальные), мужчина сказал «теперь не хочу» — и исчез. И никто ему не указ, потому что в своем хотении он, извините за каламбур, не расписался.

Да, в подобной ситуации в первую очередь не свободна женщина, которой предоставили решать судьбу ребенка в одиночку (особенно если физиологические сроки уже не предоставляют особой свободы для решений). Но не свободен и мужчина — даже если он сбежал окончательно: не свободен от общественного порицания (кое-где это поныне значимо), от возможных проблем с родственниками этой женщины, а то и от судебного иска о признании отцовства…

И это только одна из конфликтных ситуаций в сожительстве, никоим образом не являющемся ни супружеством, ни семьей, ни тем более браком — причем не столько по закону, сколько по сути! А значит, в таком «союзе» то по меньшей мере наивно надеяться на то, что ваш сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются ваши взаимоисключающие интересы), будет учитывать ваши потребности. И столь же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так, а не иначе — в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается!

Собственно, это ответ всем тем, кто предъявляет претензии типа «почему вы считаете браком только тот, который записан в пыльных журналах ЗАГСа, а остальное называете сожительством?»

Незарегистрированный брак сожительством считаю не я, а наши административно-правовые нормы. Что касается меня как специалиста, то я признаю браком (то есть союзом, в котором оба БЕРУТ определенные взаимные обязательства) то, что признают таковым мои оппоненты. Если конкретно вы считаете друг друга мужем и женой — так и считайте на здоровье, кто же с вами спорит! Главное, чтобы в подобных случаях общее мнение было и у вас, и у вашего партнера (партнерши). А то нередко бывает так, что один считает себя семейным человеком, а другой — свободным…

И даже если вы с жаром возразите, что вам все эти взаимные обязательства не нужны, потому что «мы любим друг друга и этого достаточно!» — тоже ваше право: не нужны так не нужны. Однако во-первых, не забывайте, что однозначного определения любви пока нет, и каждый волен понимать ее по-своему. Но расхождение в оценках этого чувства может привести к серьезным разногласиям и разочарованиям. И во-вторых, недаром старинное пожелание новобрачным, дошедшее до наших дней, звучит так: «Совет да любовь!» Обратите внимание — любовь тут на втором месте, а прежде всего молодым желают «жить в совете», то есть быть единомышленниками, теми самыми супругами, которые «одна сатана». Так что увы: для полноценных брачно-семейных отношений, как это ни цинично звучит, одной любви недостаточно.

. Поэтому давайте все же не будем «не по делу» оперировать понятием «гражданский брак».

Если уж говорить о «возможном в наших условиях гражданском браке» (когда и так все регистрации гражданские и нет церковных), то можно было бы предложить такую модель. Если рассматривать понятие «гражданский брак» как «брак, свершенный в обход официальных способов регистрации», то можно предположить, что есть, например, он и она, которые взаимно и искренне хотят создать семью, считают себя мужем и женой и намерены взять в отношении друг друга определенные супружеские обязательства. Но по каким-то условиям официально зарегистрироваться они не могут. Тогда они могут пойти, скажем, к нотариусу и написать там нечто вроде брачного соглашения: «Мы, такие-то, в здравом уме и твердой памяти называем друг друга мужем и женой со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями» [11, 119].

Подводя итог проделанному исследованию, хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, огромный минус гражданского брака это то, что он является той разрушающей силой, которая может окончательно разрушить институт семьи. Все семейные ценности, понятие «семейный очаг» могут исчезнуть.

Также отметим, что гражданский брак, а точнее люди, живущие в гражданском браке и дети, которые могут родиться в нем — все они не обладают правовой защищенностью.

Для сегодняшнего закона разницы нет — расписаны вы или свободны. Правда, если вы не женаты, регистрация ребенка происходит несколько дольше и хлопотнее, потому что требует присутствия обоих родителей. В заявлении об установлении отцовства пишет своей рукой папа — о том, что это действительно его ребенок, потом мама с ним соглашается (тоже письменно). После этого родители вместе выбирают фамилию и отчество малыша. Такая семья «дееспособна» в глаза закона — в случае чего супруги будут выступать с кляузами в суде, делить ребенка, пилить мебель и считать ложки точно так же, как это делают при получении свидетельства о разводе. Разница только в том, что «законный» развод обречен на судебное разбирательство, а для «гражданского» есть альтернатива — развалиться по-хорошему, без заявлений, повесток и свидетелей на суде.

Во все времена были убежденные противники узаконенных отношений. Среди них — известная танцовщица Айседора Дункан: «…Как может женщина вступить в брак с мужчиной, который, по ее мнению, настолько подл, что в случае размолвки не станет оказывать поддержку даже своим собственным детям? Если она считает, что он такой человек, зачем же ей выходить за него замуж? Я полагаю, что правда и взаимное доверие являются первыми принципами любви». Одаренная во всем, не исключая любви, родившая троих детей, Айседора вышла замуж только один раз — за Сергея Есенина. Это произошло в Советской России в 1922 году. «Одной из наилучших мер Советского правительства, — писала она, — была отмена брака. Там двое людей расписываются в книге, а под подписью напечатано: «Эта подпись не возлагает никакой ответственности ни на одну из сторон и может быть аннулирована по желанию каждой из них». Такой брак является единственным соглашением, на которое может пойти всякая свободолюбивая женщина, и единственной формой брака, под которой я когда-либо поставила бы свою подпись».

1. Артюхов А.В. Российская семья в период реформ 90-х годов // Семья в России, 1998. -№3-4. -с.21-33.

2. Архангельский В., Кучмаева О. Личность, семья, общество: взаимодействие в современных условиях. // Семья в России., 1996. -№2. -с. 64-84

3. Баздырев К.А. Рынок и жизненные планы студентов (некоторые результаты исследования ценностных ориентаций студентов МГУ им. М.В. Ломоносова) // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. -М., 1998. -№ 1. -с. 93-102

4. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1996. -117с

5. Волжина О.И., Алексеева Л.С., Архангельский В.И. и др. О положении семей в РФ, 1994-1996 гг. / Мин-во труда и социолог. развития РФ. Департ. по делам семьи, женщин и детей. -М.: НИИ семьи; 1998. -183с.

6. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: (Социологические проблемы) / Нац. АН республики Армения. Институт философии и права. — СПб.: Петрополис, 1999. -320с.

7. Голуб Л.А., Малич Л.А. Современная студенческая семья — факторы формирования и жизнедеятельности: (По материалам специального выборочного обследования)/ Донецкий государственный университет. — Донецк, 1986. -7с.

8. Денисенко М., Далла Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Население и общество, 1999, № 36.

9. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А.А. Авдеев и др. Отв. ред. А.И. Антонов. -М.: Наука, 1990. -127с.

10. Иванова Е.И., Михеева А.Р. Внебрачное материнство в России // Социологические исследования, М., 1999. -№6. -с. 72-76

11. Карной М. Семья, гибкое рабочее время и риск для социальной сплоченности // Международный обзор труда. -М., 2001. -Т.138. №3/4. -с.143-166

12. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи: Монография./ СПб. юридич. ин-тут МВД России: Акмеол Н-И. Центр проф. подготовки сотрудников ОВД (АНИЦ) -СПб., 1997. -166с.

13. Колмыкова Н.М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология, -М., 1997. -№2. -с.65-77

14. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. -М.: Издательство ЦСП, 2002. -128 с.

15. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. -Курск: Кур. ин-ут соц. образования (фил.) МГСУ, 2001. -187с.

16. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Уч. Пособие для студентов вузов. -СПб.: Спб. Гум. Унив-ет профсоюзов, 2000. -508с.

17. Михеева А.Р. Некоторые особенности современного процесса формирования семьи // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. -Новосибирск, 1999. -№9. -с.120-130

18. Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / Межрегиональная общественная организация содействия демограф. реформам «Мобилизация и развитие». -М., 2001. -141с.

19. Павлов Б.С., Ишутина Т.А. и др. Экономическое поведение семьи в условиях реформирования общественных отношений: тактика и стратегия. -Екатеринбург, РАН Уральское отделение. Институт экономики, 1999. -94с.

20. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: Социол. анализ. -Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2006. -217с.

21. Пыжиков А.В., Родионов В.А., Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества. // Социально-гуманитарные знания, М., №1, 2006. -с. 146-165

22. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. -М.: Изд-во Института молодежи, «Социум», 2003. -89с.

23. Семья на пороге третьего тысячелетия. -М.: Центр общнчеловеческих ценностей, 1995. -237с.

24. Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. -Тверь, 2001. -139с.

25. Социально-демографический портрет студента. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др., -М.: Мысль, 1986. -96с.

26. Управление качеством воспроизводства населения: (Теоретические и медико-социальные аспекты) / Васильева Т.П., Посисеева Л.В., Куценко Г.И. и др. — Иваново, 2005. -284с.

Должны ли пары, проживающие совместно, официально оформлять свои отношения?

да, все должно быть как у людей, по закону

да, если это нужно хотя бы одному из них

да, но только в том случае, если у них появляются дети

да, так в будущем удастся избежать юридических трудностей

нет, так каждый в некотором роде свободен

нет, надо сначала пожить и узнать друг друга получше

нет, это только формальность, которая ничего не меняет

Что меняет «штамп в паспорте»?

подтверждает серьезность отношений

я получаю официальный статус жены со всеми вытекающими отсюда последствиями

я перестану стесняться термина «сожительница»

Источник: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/molodezh_i_ee_otnoshenie_k_grazhdanskomu.html

Сожительство или законный брак, что выбрать современной молодежи?

Гражданский брак, как принято красиво называть обыкновенное сожительство, или законный брак, каковы плюсы и минусы обоих союзов и есть ли в них различия?

Этот вопрос обсуждался на БВ неоднократно. Сейчас много молодежи поддерживают «гражданский брак», хотя это просто блуд и я бы поняла, если бы этот «брак» поддерживали мужчины, так как он им выгоден и нет никаких обязательств, кроме разгульной жизни, но вот зачем его поддерживают женщины? Такое впечатление, что женщины боятся оказаться невостребованными и идут на это унизительное положение, а потом яро отстаивают свою точку зрения и говорят, что молодым нужен сексуальный опыт и все такое, только не задумываются о том, почему мужчины на ком то женятся, а с кем то создают видимость брака? От «гражданских браков» страдают только женщины, которые, если родят, то остаются без материальной поддержки, а если ее захотят, то придется пройти много унизительных инстанций, чтобы что-то доказать.

Законный брак, это правильно и честно и так должно быть.

Какая сейчас современная молодёжь, сыграли свадьбу, а через месяц развелись. Зачем тогда нужна была свадьба, можно было жить и гражданским браком. Многим не мешает жить в гражданском браке, если они действительно любят друг друга, только всё равно , если не свадьбу играют, то просто расписываются, что бы дети родились в полной семье. Я считаю пусть молодёжь для себя решает сама как им жить и в браке или нет, к данному выборы нужно серьёзно отнестись. Если друг друга действительно любят, уверены в своих чувствах, то смело могут стать мужем и женой. А то поженятся, а развестись уже будет дорого стоить. Стоимость развода повысилась до 30 тысяч. Не нужно за молодёжь принимать решения, а они как решат для себя так и будет, им жить.

Плюсов нет и быть не может! Это безответственность и безнравственность, которая губит традиции. Законный брак возлагает ответственность на людей. Дает им определенную миссию. Полноценная традиционная семья — фундамент здорового во всех отношениях общества. А все остальное это холостые выстрелы, навязанные специально для деградации и уничтожения нации.

Только законный брак. Сожительство — нарушение закона страны проживания. И самое главное — закона Бога.

Я уже здесь писал про это.

Но лень искать и я повторю

Весь мой опыт доказывает простое знание

Мужчине (парню) брак не нужен.

Потому что мужчина в нашем социуме сам и есть основатель законов и традиций

Особенно в отношениях между полами

Конечно я имею в виду классическую схему

Мужчина — снабженец и только он решает кому ему отдать свое снабжение

Именно поэтому если мужчина уверен что эта женщина — его женщина, то ему не нужны никакие законные рамки, потому что законам сложно удержать изобретательность мужчины в нарушении его же собственных законов))

Так что на все только воля всевышнего))

Если мужчина считает что вот эта женщина его и мать его детей — то он так и живет, сообразно своему мнению.

У женщины — другая история

Будучи в определенной степени зависимой — не экономически 9хоть все еще часто и так), но социально, от устоев и табу, женщина за много тысячелетий усвоила на подсознательном уровне влияние штампов на свою жизнь. Как это не масло-масляно звучит — штамп о браке все больше не юридическия акт а самый настоящий социальный штамп

без него женщина чувствует себя голой

Я не говорю о свободных и гордых женщинах-я-сама, хотя даже у них протестный невроз снимается букетом)

Среднестаттистической женщине нужны милые и не очень нужные условности

И долг любящего мужчины дать их ей

Это значительно проще, чем годами обьяснять женщине, как ей важна ее свобода и как она должна радоватсья этой свободе

Потому что все равно обьяснить не удается, а неврозы ведут к болезням))

Вот цитата на все времена

«. — Ты вспомни, ты же сама говорила. «Я современная женщина,я тоже такдумаю!»

  • Говорила, потому что ты хотел это слышать. Сколько у тебя было баб, и ты не понял,

что все женщины хотят замуж, хотят детей, чтобы рядом был всегда один, на всю жизнь!

Зачем мне твоя современность, твоя независимость? Я-то тебе изменять не собиралась. » (с) Экипаж 1979 г

.Брак — условность, социальный подарок мужчины его любимой женщине, дабы она свой status quo могла сохранить в глазах отсталой общественности. (с) Борис Стесин

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/876104-sozhitelstvo-ili-zakonnyj-brak-chto-vybrat-sovremennoj-molodezhi.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *