Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Несмотря на то, что письмо о намерениях не регламентируется Законом и ни к чему не обязывает, неграмотно заполненный документ способен предоставить одной из сторон серьезные юридические и материальные последствия. Образец письма для заключения договора. Соответственно нужно указать сумму главного контракта.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Расследование несчастного случая на производстве является обязанностью работодателя той организации, где произошел несчастный случай, независимо от того, было ли лицо работником этой организации. При этом:

  • Несчастный случай, происшедший с работником, направленными для выполнения работы к другому работодателю и работавшим там под его руководством и контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем, у которого произошел несчастный случай.
  • Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству, а комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя по месту основной работы пострадавшего.
  • Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их рабо­тодателя, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.
  • Несчастные случаи, происшедшие с работниками организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуются и учитываются организацией, производящей эти работы, с обязательным участием представителей организации, на территории которой производились эти работы.
  • Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.
  • Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.
  • Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) рабо­тодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профес­сиональных союзов.

При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнитель­ных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При несчастном случае, происшедшем в организации при экс­плуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руко­водителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственно­го надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствую­щей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. А при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рас­смотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной Приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 и выдаст предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия.

Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии – обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая. Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и пр.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства произошедшего несчастного случая.

У пострадавшего от несчастного случая на производстве следует выяснить:

  • Какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая.
  • Кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему.
  • Когда приступил к выполнению данной работы.
  • Какие инструменты и приспособления использовались.
  • В каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая.
  • В каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем.
  • Какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем.
  • Когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству работ.
  • Какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при выполнении работы.
  • Находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте.
  • Соблюдал ли пострадавший требования безопасности производства работ и пр.

У очевидцев несчастного случая на производстве, кроме того, следует выяснить:

  • Где конкретно они находились в момент несчастного случая.
  • Какую работу выполняли.
  • Нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то как часто, и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю.
  • Как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая;
  • что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и пр.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц занести в протокол, форма которого утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Для объективной оценки истинных причин несчастного случая члены комиссии должны изучить в организации локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, в том числе устанавливающие порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц.

К таким документам относятся:

  • Действующие инструкции по охране труда.
  • Должностные инструкции.
  • Технические паспорта, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай.
  • Акты о проведении периодических испытаний и обслуживания оборудования, при эксплуатации которого произошел несчастный случай, журналы технического состояния оборудования.
  • Документы по выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
  • Коллективный договор, если такой имеется в организации.
  • Документы, подтверждающие проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и рабочего персонала.
  • Документы, подтверждающие прохождение пострадавшим инструктажей по охране труда.
  • Документы, подтверждающие право пострадав­шего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай.
  • Документы по специальной оценке условий труда и пр.

Члены комиссии должны изучить обстоятельства и причины, повлекшие за собой несчастный случай.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственно­го надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • Выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов.
  • Фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем.
  • Предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

Материалы расследования несчастного случая на производстве должны включать:

  1. Приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
  2. Планы, эскизы, схемы, а при необходимости – фото- и видеоматериалы места происшествия.
  3. Документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов.
  4. Выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки у пострадавших знаний требований охраны труда.
  5. Протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.
  6. Экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов.
  7. Медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  8. Копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
  9. Выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представителей профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда.
  10. Другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы под­готовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще неоформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

На основании собранных документов и материалов комиссия:

  • Ус­танавливает обстоятельства и причины несчастного случая.
  • Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.
  • Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
  • Определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
  • Определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителя­ми организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах, которая указывается в п. 10 акта формы Н-1.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» степень вины застрахованного не может быть определена более 25%, а размер ежемесячных страховых выплат может уменьшиться соответственно степени вины застрахованного.

При определении вины пострадавшего необходимо убедиться, что:

  • пострадавший был ознакомлен в установленном порядке под роспись с требованиями охраны труда (с ним были проведены все необходимые инструктажи, обучение и проверка знаний требований охраны труда, что подтверждается протоколами проверки знаний, программами обучения и журналами посещений занятий);
  • пострадавший был обеспечен в полной мере исправными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты и обучен пользованию ими;
  • в инструкциях по охране труда, действующих в организации и имеющих отношение к несчастному случаю, полностью отражен процесс безопасного производства работ;
  • лица, проводившие инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение, проверку знаний и обладают достаточными знаниями по охране труда.

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в уста­новленном порядке расследование несчастных случаев на производстве, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков рас­следования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований.

Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих про­фессиональных союзов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением установлен­ного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется федеральной инспекцией труда.

Источник: https://www.protrud.com/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/

Инсайдерская Информация! Методические Рекомендации По Расследованию Несчастных Случаев На Производстве!

Приветствую, уважаемые друзья! Считайте, что в этой заметке вас ждёт инсайдерская информация касательно расследования несчастных случаев на производстве 😎 Речь идёт о методических рекомендациях по расследованию несчастных случаев, утверждённых батюшкой Рострудом. Данные рекомендации были разработаны в помощь государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев на производстве.

Как проводит расследование несчастных случаев на производстве ГИТ…

Как говорится в самом документе, методические рекомендации разработаны в целях наиболее полного исполнения статей 227 – 231 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень основных правовых актов и нормативных документов, которыми следует руководствоваться государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;
  • Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 № 157 “О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учёта страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)”;
  • Постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 г. № 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве”;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 г. № 275 “О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве”;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н “Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты”;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н “Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами”
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 г. № 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам”;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426 г. “О специальной оценке условий труда”;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве, утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 г. № 1065н и другие документы.

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая на производстве, порядок проведения расследования несчастного случая на производстве, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев на производстве, порядок составления отчётности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учёта несчастного случая на производстве, а также анкета расследования.

Раздел 1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая

1.3. Общие вопросы по организации расследования НС

1.4. Предварительный сбор документов по НС

1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ

1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП

1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС

1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС

1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС

1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя

1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах

1.12. Извещение Роструда о НС

1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством

1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах

Раздел 2. Проведение расследования несчастного случая

2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС

2.2. Сроки проведения расследования НС

2.3. Действия председателя комиссии – государственного инспектора труда. Постановка задач членам комиссии

2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС

2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС

2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия. Проведение опросов

2.7. Сбор материалов, документов. Виды документов, изучаемых при расследовании НС

2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС

2.9. Предоставление работодателем документов

2.10. Анализ полученных документов

2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии

2.12. Составление протокола опроса

2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц

2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших

2.15. Установление обстоятельств НС

2.16. Запрос материалов проверки из Следственных органов

2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы. Получение результатов экспертизы и их изучение

2.18. Медицинская экспертиза. Основные группы разрешаемых вопросов

2.19. Продление сроков расследования

2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести

Раздел 3. Завершение расследования несчастного случая

3.1. Итоговое заседание комиссии по принятию решений. Квалификация НС

3.2. Принятие решения о квалификации несчастных случаев, происшедших с работниками вследствие общего заболевания

3.3. Принятие решения по сокрытому несчастному случаю

3.4. Оформление Карты учета НС

Раздел 4. Оформление результатов расследования несчастного случая

4.3. Формирование итоговых документов по расследованию несчастного случая в АИС ГИТ

4.4. Направление материалов расследования НС

Раздел 5. Рассмотрение особого мнения

5.1. Особое мнение председателя комиссии по расследованию НС – государственного инспектора труда

5.2. Особое мнение, представленное членом(ми) комиссии по расследованию НС

Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование

6.1. Сокрытые НС, их выявление и расследование

6.2. Проведение сверок для выявления сокрытых НС

Раздел 7. Проведение внеплановых проверок по факту НС

7.1. Принятие решения о проведении проверки

7.2. Подготовка проекта распоряжения о внеплановой проверке

7.3. Проведение внеплановой проверки

7.4. Оформление результатов проверки

7.5. Принятие мер инспекторского реагирования по выявленным административным правонарушениям, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений

Раздел 8. Контроль за получением решений правоохранительных органов

Раздел 9. Отчётность по несчастным случаям

9.1. Ведение установленной отчетности по НС

Приложение 1 – Карточка учёта несчастного случая

Приложение 2 – Анкета расследования несчастного случая

Как видите, документ достаточно содержательный, а потому руководителю и специалисту по охране труда, нюансы расследования несчастного случая на производстве станут в помощь.

Дело за малым, осталось скачать, понять и простить 🙂

На этом всё. Если инсайдерская информация по расследованию НС пригодилась, то чуть ниже ставьте рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Источник: https://xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2.html

Порядок расследования и Оформление несчастного случая на производстве

Порядок расследования несчастного случая на производстве определен статьями 227-231 Трудового кодекса РФ, Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Несчастный случай на производстве является страховым, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

  • происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении других действий, совершаемых в интересах работодателя;
  • с работниками и другими лицами, получающими образование в соответствии с ученическим договором;
  • с обучающимися, проходящими производственную практику и т.д.

Расследованию в установленном порядке как НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены травмы, и если указанные события произошли:

    в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в т.ч. во время установленных перерывов, а также во время приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных целях по распоряжению работодателя;
  • при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы и обратно, в т. ч. пешком;

  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве и.т.д.);
    • во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
    • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

    Расследование НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией (в составе не менее трех человек) в течение трех дней. Расследование НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией (состав комиссии формируется согласно ст.229 ТК РФ) в течение 15 дней.

    НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

    МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ВКЛЮЧАЮТ:

    • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
    • акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
    • протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
    • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
    • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
    • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
    • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
    • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • другие документы по усмотрению комиссии.

    Каждый оформленный в установленном порядке НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ на производстве регистрируется работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

    Источник: https://ab-dpo.ru/portal/security-articles/poryadok-rassledovaniya-i-oformlenie-neschastnogo-sluchaya-na-proizvodstve/

    Порядок расследования несчастных случаев на производстве

    Порядок расследования несчастных случаев на производстве определен Правилами расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее – Правила).

    Действие Правил распространяется на:

    • нанимателей;
    • страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве;
    • страховщиков, на которых возложено осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве (далее — страховщиков);
    • граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства:
    • выполняющих (выполнявших) работу на основании трудового договора (контракта) (далее — работников);
    • выполняющих (выполнявших) работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;
    • глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • обучающихся и воспитанников учреждений образования, аспирантов, клинических ординаторов, докторантов, привлекаемых к работам в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики (стажировки);
    • военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований при выполнении в организациях работ, не связанных с несением военной службы, исполнением служебных обязанностей;
    • содержащихся в организациях уголовно-исполнительной системы (далее — ОУИС), лечебно-трудовых профилакториях (далее — ЛТП) и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;
    • которые проходят обучение, трудовую реабилитацию и (или) практику на производстве, а также лиц, привлекаемых к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;
    • привлекаемых в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к оплачиваемым общественным работам;
    • работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.

    В соответствии с Правилами расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими вышеуказанными лицами, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими:

    • на территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в том числе в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя;
    • во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;
    • на личном транспорте, используемом с согласия или по распоряжению (поручению) организации, нанимателя, страхователя в их интересах;
    • на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения организации, нанимателя, страхователя;
    • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник);
    • при работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
    • при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;
    • при участии в оплачиваемых общественных работах безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;
    • при выполнении работ по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
    • при следовании к месту служебной командировки и обратно:
    • на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
    • на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;
    • на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем;
    • на ином транспорте (при следовании от населенного пункта — местонахождения постоянного места работы к населенному пункту — месту служебной командировки и обратно);
    • при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортных средств, перечисленных в абзацах втором — пятом настоящего подпункта, до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленные в абзацах втором — пятом настоящего подпункта.

    При несчастном случае на производстве работники принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения.

    О каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности), другие работники немедленно сообщают должностному лицу организации.

    Должностное лицо организации:

    • при необходимости немедленно организует оказание первой помощи потерпевшему, вызов медицинских работников на место происшествия (доставку потерпевшего в организацию здравоохранения);
    • принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
    • обеспечивает до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, а если это невозможно — фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом;
    • сообщает нанимателю о происшедшем несчастном случае.

    Наниматель, получив сообщение о несчастном случае на производстве:

    • принимает меры по устранению причин несчастного случая;
    • в течение одного рабочего дня сообщает о несчастном случае страховщику, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя) и направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести травмы потерпевшего;

    Для целей обязательного страхования от несчастных случаев на производстве применяется термин «страховщик», которым является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (п. 242 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006. № 530 «О страховой деятельности»).

    • информирует о несчастном случае на производстве родственников потерпевшего и профсоюз (иной представительный орган работников);
    • обеспечивает расследование несчастного случая на производстве в соответствии с Правилами.

    создает лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве необходимые условия для работы, предоставляет помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты;

    оплачивает расходы, связанные с проведением расследования несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;

    организует в соответствии с Правилами оформление и учет несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мероприятий по их профилактике.

    Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится уполномоченным должностным лицом организации с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда), а также страховщика и потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию).

    Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего, не допускается.

    При необходимости для участия в расследовании могут привлекаться соответствующие специалисты иных организаций.

    Несчастные случаи на производстве с главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств расследуются и учитываются местными исполнительными и распорядительными органами, у которых зарегистрированы указанные хозяйства.

    Расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более трех рабочих дней.

    В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.

    При расследовании несчастного случая на производстве:

    • проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая;
    • при необходимости организуется фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий;
    • берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица;
    • изучаются необходимые документы;
    • устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий.

    После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации с участием вышеуказанных лиц, оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее — акт формы Н-1) в четырех экземплярах.

    Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, подписанного уполномоченным должностным лицом организации и уполномоченным представителем профсоюза.

    Лица, принимавшие участие в расследовании несчастных случаев на производстве, при несогласии с результатами расследования имеют право излагать особое мнение, которое прилагается к документам расследования.

    Несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП (далее — акт формы НП), если повреждение здоровья потерпевшего:

    • произошло вследствие установленного судом умысла потерпевшего (совершение потерпевшим противоправных деяний, в том числе хищение и угон транспортных средств) или умышленного причинения вреда своему здоровью (попытка самоубийства, членовредительство и тому подобные деяния);
    • произошло при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
    • обусловлено исключительно состоянием здоровья потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения.

    Решение об оформлении актом формы НП несчастных случаев, обусловленных исключительно состоянием здоровья потерпевшего, принимается, если в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего.

    Акт формы НП составляется в четырех экземплярах.

    Наниматель в течение двух рабочих дней по окончании расследования:

    рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его соответственно в журнале регистрации несчастных случаев на производстве или журнале регистрации непроизводственных несчастных случаев;

    направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП потерпевшему или лицу, представляющему его интересы, государственному инспектору труда, специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности (заместителю руководителя, ответственному за организацию охраны труда), с материалами расследования;

    направляет один экземпляр акта формы Н-1 с материалами расследования страховщику;

    направляет копии акта формы Н-1 или акта формы НП руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший, в профсоюз, уполномоченный орган надзора, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, местный исполнительный и распорядительный орган, в вышестоящую организацию (по ее требованию).

    Акт формы Н-1 или акт формы НП с документами расследования хранится в течение 45 лет у организации, у которой взят на учет несчастный случай. При прекращении деятельности организации акты формы Н-1 или формы НП передаются правопреемнику, а при отсутствии правопреемника — в вышестоящую организацию или по месту регистрации.

    В случае реорганизации организации расследование несчастных случаев (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом), проводится правопреемником по заявлению потерпевшего или лица, представляющего его интересы.

    В случае ликвидации, в том числе в связи с экономической несостоятельностью (банкротством) организации расследование несчастных случаев (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится и оформляется по заявлению потерпевшего или лица, представляющего его интересы, государственным инспектором труда с участием представителей страховщика и потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию). Акт формы Н-1 или акт формы НП утверждаются главным государственным инспектором труда области (г. Минска).

    Несчастный случай, о котором нанимателю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в соответствии с Правилами в течение одного месяца со дня, когда нанимателю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации).

    Травма, полученная одним из вышеназванных лиц, при вышеуказанных обстоятельствах, и не вызвавшая у него потери трудоспособности или необходимости перевода в соответствии с медицинским заключением на другую (более легкую) работу, учитывается организацией, в журнале регистрации микротравм. При наступлении у потерпевшего потери трудоспособности вследствие зарегистрированной в названном журнале травмы проводится расследование в соответствии с Правилами.

    работником, направленным нанимателем для выполнения его задания либо для исполнения трудовых обязанностей в другую организацию, расследуется организацией, в которой произошел несчастный случай, с участием уполномоченного представителя нанимателя, направившего работника, и профсоюза. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанных уполномоченных представителей нанимателя, потерпевшего, профсоюза не является основанием для изменения сроков расследования. Наниматель потерпевшего утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и учитывает данный несчастный случай;

    работником временно переведенным на работу к другому нанимателю либо выполнявшим работу по совместительству, расследуется и учитывается нанимателем, у которого произошел несчастный случай;

    работником, выполняющим работы под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается нанимателем работника;

    военнослужащими Вооруженных Сил, других воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, привлеченными к работам в организации и выполняющими их под руководством уполномоченного должностного лица организации, расследуются организацией с участием соответственно уполномоченного представителя командования войсковой части, других воинских формирований, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и учитываются организацией.

    лицами, содержащимися в ОУИС, ЛТП, привлеченными к труду организацией и выполняющими работу под руководством уполномоченного должностного лица организации, расследуются организацией с участием представителя ОУИС, ЛТП и учитываются организацией;

    лицами при выполнении работ без оплаты труда в ОУИС, ЛТП и следственных изоляторах, а также на собственном производстве этих учреждений, расследуются и учитываются в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

    лицами, привлеченными к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения, расследуются и учитываются этими организациями в соответствии с Правилами;

    обучающимися или воспитанниками учреждений образования, проходящими практику или выполняющими работу под руководством уполномоченного должностного лица организации расследуются организацией с участием представителя учреждения образования и учитываются организацией;

    обучающимися или воспитанниками учреждений образования, проходящими практику или выполняющими работу под руководством педагогических работников учреждения образования на участке, выделенном для этих целей организацией, расследуются учреждением образования с участием представителя организации и учитываются учреждением образования;

    лицом, направленным на оплачиваемые общественные работы, расследуется и учитывается организацией, которой проводятся указанные работы;

    лицом при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, расследуется и учитывается организацией, которая проводит указанные работы.

    Несчастные случаи, происшедшие во время спортивных соревнований или подготовки к ним со спортсменами, тренерами, занимающимися профессиональным спортом на основании трудовых договоров (контрактов), непосредственно связанные с их профессиональной деятельностью, независимо от количества потерпевших и тяжести полученных ими повреждений здоровья, расследуются нанимателем с участием уполномоченного представителя профсоюза указанных работников. Результаты расследования оформляются актом о несчастном случае на производстве формы Н-1 ПС.

    Другие несчастные случаи, происшедшие со спортсменами, тренерами, расследуются в соответствии с Правилами.

    Несчастные случаи, происшедшие с вышеуказанными лицами на транспортных средствах (автомобилях, поездах, самолетах, морских и речных судах), расследуются в соответствии с Правилами при необходимости с учетом материалов расследований, проводимых специально уполномоченными на то государственными органами. Указанные органы представляют материалы расследования по запросам организаций и Департамента государственной инспекции труда министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Специальному расследованию подлежат:

    • групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более вышеуказанными лицами, независимо от тяжести полученных травм;
    • несчастные случаи со смертельным исходом;
    • несчастные случаи с тяжелым исходом.

    Тяжесть производственных травм определяется организациями здравоохранения по схеме определения тяжести производственных травм, утверждаемой Министерством здравоохранения.

    Потерпевший (лицо, представляющее его интересы), наниматель имеют право обжаловать заключение о тяжести производственной травмы в вышестоящую организацию здравоохранения, после чего — в суд.

    О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, организация немедленно сообщает:

    • в территориальную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
    • в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;
    • в профсоюз, а при отсутствии — в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;
    • в вышестоящую организацию, а при ее отсутствии — в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);
    • в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;
    • страховщику.

    Сообщение о несчастном случае на производстве передается по телефону, телеграфу, телефаксу, другим средствам связи по форме сообщения о несчастном случае на производстве.

    О других несчастных случаях с тяжелым исходом организация информирует указанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего.

    О смерти потерпевшего, явившейся следствием несчастного случая на производстве и наступившей в период временной нетрудоспособности, организация в течение одного рабочего дня сообщает указанным организациям.

    О несчастном случае на производстве, при котором погибло два или более двух вышеуказанных лиц, главный государственный инспектор труда Республики Беларусь сообщает в Правительство Республики Беларусь.

    Если такой случай произошел на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, то об этом в Правительство Республики Беларусь сообщает также руководитель указанного органа.

    Специальное расследование несчастного случая (далее – специальное расследование) проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организации профсоюза, вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика и потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию).

    Неучастие или несвоевременное участие в специальном расследовании указанных уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков его проведения.

    Специальное расследование несчастного случая, происшедшего на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, проводится представителем уполномоченного органа совместно с государственным инспектором труда с участием вышеуказанных лиц.

    Если происшедший несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом обусловлен исключительно состоянием здоровья потерпевшего, то решение о проведении специального расследования данного случая либо расследования уполномоченным должностным лицом организации с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда), а также страховщика и потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию) принимает руководитель территориального структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда (совместно с соответствующим руководителем органа государственного специализированного надзора и контроля, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте), информируя о принятом решении профсоюз.

    Специальное расследование группового несчастного случая, при котором погибли:

    два — четыре человека, проводится главным государственным инспектором труда области или города Минска (на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, — соответствующим руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда области или города Минска) с участием вышеуказанных лиц;

    пять и более человек (если по нему не было решения Правительства Республики Беларусь), проводится главным государственным инспектором труда Республики Беларусь (на объекте, поднадзорном уполномоченному орган надзора, — руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда Республики Беларусь) с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов и других вышеуказанных лиц.

    Специальное расследование несчастного случая (далее — специальное расследование) проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве.

    В случаях, установленных законодательными актами, по решению Главного государственного инспектора труда Республики Беларусь:

    срок проведения специального расследования может быть однократно продлен не более чем на 15 рабочих дней;

    проведение специального расследования может быть приостановлено на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев).

    В случае, когда специальное расследование проводят представитель уполномоченного органа надзора совместно с государственным инспектором труда, продление сроков расследования (приостановка проведения специального расследования) осуществляется руководителем соответствующего уполномоченного органа надзора.

    Государственный инспектор труда, представитель уполномоченного органа надзора имеют право в ходе специального расследования опрашивать без свидетелей потерпевшего, должностных лиц и других работников, обращаться за сведениями к иным лицам, получать документы, необходимые для установления обстоятельств и причин несчастного случая.

    При необходимости в порядке, установленном законодательными актами, к проведению специального расследования может быть привлечен эксперт и (или) специалист, обладающий специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности.

    Уполномоченные представители организации страховщика, профсоюза, вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа) участвуют в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве, опросе, при возможности, потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должностных и иных лиц, изучают необходимые документы, могут заявлять ходатайства, излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев, вносить другие предложения.

    По результатам специального расследования государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае (далее — заключение).

    Если несчастный случай произошел на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, заключение составляется представителем указанного органа и государственным инспектором труда. В случае разногласий между ними решение принимается их руководителями.

    Лица, принимавшие участие в специальном расследовании, удостоверяют свое участие в расследовании подписями на заключении.

    Государственный инспектор труда (представитель уполномоченного органа надзора направляет заключение и документы специального расследования организации, нанимателю.

    В соответствии с заключением организация, наниматель в течение одного рабочего дня составляет акты формы Н-1 или формы НП на каждого потерпевшего и утверждает их, организует тиражирование документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров. На последней странице акта формы Н-1 или акта формы НП производится заверенная руководителем организации, нанимателем запись: «Составлен в соответствии с заключением . «.

    Государственный инспектор труда (представитель уполномоченного органа надзора) в течение одного дня по окончании специального расследования направляет материалы специального расследования в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда, уполномоченного органа надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте, нанимателю, страховщику, в профсоюз и копии заключения — в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, а также в организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании, а по несчастным случаям со смертельным исходом — в областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси.

    Документы специального расследования включают:

    • заключение государственного инспектора труда (представителя уполномоченного органа надзора и государственного инспектора труда) о несчастном случае;
    • акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего;
    • протокол осмотра места происшествия несчастного случая;
    • планы, схемы, эскизы, фотоснимки места происшествия и тому подобное;
    • протоколы опросов, объяснения потерпевшего (потерпевших), свидетелей, работников, должностных и иных лиц;
    • копии документов (выписки из них) о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении средств индивидуальной защиты и тому подобное;
    • медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
    • заключение (протокол, постановление) правоохранительных органов о противоправных деяниях потерпевшего (другого лица), умышленном причинении потерпевшим вреда своему здоровью;
    • протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая;
    • заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов;
    • копии нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов (извлечения, выписки из них);
    • копии материалов о привлечении нанимателя, должностных лиц организации к административной ответственности;
    • особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии);
    • другие материалы.

    Наниматель в пятидневный срок после получения документов специального расследования группового несчастного случая, несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом издает приказ (распоряжение) о мероприятиях по устранению причин несчастного случая, привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов. Копию приказа (распоряжения) наниматель направляет организациям, представители которых проводили специальное расследование, и профсоюзу.

    О выполнении мероприятий по устранению причин несчастного случая наниматель в установленные сроки информирует организации, представители которых проводили специальное расследование, и профсоюз.

    Источник: https://ohranatruda.of.by/poryadok-rassledovaniya-neschastnykh-sluchaev-na-proizvodstve.html


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *